КАЧЕСТВО И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К АНАЛИЗУ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ И.В. Щетинина, аспирант
Воронежский государственный технический университет
В статье обоснована необходимость применения комплексного подхода к анализу конкурентоспособности продукции, приведена группировка показателей конкурентоспособности продукции, рассмотрены принципы комплексного анализа конкурентоспособности продукции и факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность продукции
Эффективность работы любого предприятия зависит прежде всего от востребованности его продукции на рынке по сравнению с продукцией конкурентов.
Основной целью предприятия в области управления конкурентоспособностью продукции является поддержание её на необходимом уровне, что должно осуществляться с помощью организованной и методически обеспеченной аналитической работы.
Для анализа конкурентоспособности могут применяться разнообразные научные подходы. По нашему мнению весьма важным и актуальным подходом в рамках анализа конкурентоспособности продукции является комплексный. Необходимость комплексного подхода к анализу объекта отмечается многими учеными. Данный подход предполагает не только оценку конкурентоспособности непосредственно самой продукции, но также оценку и анализ факторов, воздействующих на конкурентоспособность.
Основными задачами комплексного анализа конкурентоспособности продукции являются следующие:
- оценка достигнутого уровня конкурентоспособности продукции и сопоставление его с эталонным значением;
- изучение факторов, воздействующих на уровень конкурентоспособности продукции;
- прогнозирование конкурентоспособности продукции;
- выявление резервов повышения уровня конкурентоспособности продукции;
- разработка мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности продукции.
При проведении комплексного анализа конкурентоспособности продукции необходимо соблюдение следующих принципов:
- принцип многоаспектности (оценивать необходимо все стороны деятельности по обеспечению конкурентоспособности продукции);
- принцип многовариантности (анализ должен проводиться путем сопоставления результатов, которые получены на основе нескольких баз сравнения);
- принцип многокритериальности (анализ необходимо проводить с использованием нескольких критериев, которые выбираются как с учетом интересов самой организации, так и с учетом позиций других участников процесса).
Применение комплексного подхода к анализу конкурентоспособности продукции позволяет разработать необходимые управленческие решения, на-
правленные на повышение эффективности товародвижения на основе рационального сочетания качественных, стоимостных и других характеристик продукции; разработать политику в области снабжения, производства, сбыта, поддержания качества и конкурентоспособности.
Качество аналитической работы зависит в первую очередь от качества информационного ресурса. Ключевыми показателями информации являются её достоверность, своевременность, адекватность, объективность, оптимальность.
Комплексный анализа конкурентоспособности продукции невозможно проводить без соответствующей системы показателей. Наличие системы индикаторов конкурентоспособности продукции делает возможным повышение качества принимаемых управленческих решений и в целом облегчает управление предприятием.
По мнению Х.А. Фасхиева конкурентоспособность продукции характеризуется качественными (качество изделия и сервиса) и ценовыми показателями. [2].
С.Н. Быков в качестве показателей конкурентоспособности продукции выделил индивидуальные показатели ее качества, а также стоимостные и организационно - коммерческие показатели. [1].
По нашему мнению в указанных системах показателей конкурентоспособности продукции не учитываются косвенные и интегральные показатели. Поэтому предлагается осуществить группировку показателей конкурентоспособности продукции следующим образом:
- индивидуальные показатели качества продукции (показатели назначения товара, полезности, технологичности, надежности, безопасности, транспортабельности, эстетичности и др.)
- стоимостные показатели (затраты на приобретение и эксплуатацию продукции, цена на продукцию конкурентов, себестоимость продукции, порог рентабельности, точа безубыточности, запас финансовой прочности, индекс выгодности, операционный рычаг);
- показатели сервиса (наличие гарантийного и послегарантийного обслуживания, качество обслуживания, наличие доставки и установки, упаковка и др.);
- косвенные показатели конкурентоспособности продукции (темп роста, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес продукции, на которую поступили рекламации, процент выполнения
плана, прибыль от продаж, рентабельность, оборачиваемость);
- интегральные показатели конкурентоспособности продукции (показатели, которые рассчитываются на основе описанных выше групп индикаторов
конкурентоспособности продукции с применением методов комплексной оценки).
Алгоритм комплексного анализа конкурентоспособности продукции представлен на рисунке.
Изучение рынка
Разработка управленческих решений, направленных на повышение конкурентоспособности продукции
Принятие решения о необходимости повышения конкурентоспособности продукции
Анализ факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность продукции
Оценка конкурентоспособности продукции
Определение перечня показателей оценки конкурентоспособности продукции
Формулировка требований, предъявляемых к продукции
Формулировка цели анализа конкурентоспособности продукции
Постановка задач анализа конкурентоспособности продукции
Сбор данных о конкурентах
Изучение запросов потребителей
Алгоритм комплексного анализа конкурентоспособности продукции предприятия
Ключевым аспектом комплексного анализа конкурентоспособности продукции предприятия является оценка факторов, влияющих на уровень конкурентоспособности и выявление резервов его повышения.
Факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность продукции, великое множество. Мы предлагаем выделить следующие группы факторов:
- производственные возможности предприятия;
- уровень маркетинга;
- уровень экономической устойчивости;
- уровень квалификации и компетентности персонала;
- уровень социальной обеспеченности предприятия.
Каждый из выделенных нами факторов характеризуется соответствующими показателями. Представим данные показатели в таблице.
Применение комплексного подхода к анализу конкурентоспособности продукции позволяет не только оценить непосредственно сам уровень конкурентоспособности и факторы на него воздействующие, но и выявить резервы повышения этого уровня.
Показатели, оказывающие влияние на конкурентоспособность продукции предприятия
Наименование фактора Показатели
1. Производственные возможности предприятия коэффициент уровня механизации и автоматизации
коэффициент новизны оборудования
коэффициент фондовооруженности труда персонала
коэффициент загрузки оборудования
коэффициент специализации производства
коэффициент кооперирования
коэффициент использования времени работы технологического оборудования
коэффициент использования материалов
2. Уровень маркетинга коэффициент доли рынка
коэффициент изменения объема продаж
коэффициент затоваренности готовой продукцией
коэффициент уровня цен
коэффициент рекламной деятельности
коэффициент эффективности рекламы
3. Уровень экономической устойчивости производительность труда
фондоотдача
рентабельность активов
рентабельность собственного капитала
рентабельность продукции
коэффициент автономии собственных средств
обеспеченность запасов собственными оборотными средствами
коэффициент быстрой ликвидности
коэффициент текущей ликвидности
4. Уровень квалификации и компетентности персонала способность, талант
образование
навыки, умение, опыт
интеллигентность, культура
коммуникабельность
организованность
возраст
5. Уровень социальной обеспеченности предприятия коэффициент модернизации, ремонта, возведения новых объектов
коэффициент удовлетворения социально - производственных и социально - бытовых потребностей
коэффициент безопасности труда
показатель профилактики заболеваемости
показатель профилактики травматизма
показатель уровня заработной платы
коэффициент отсутствия текучести кадров
коэффициент уровня социальной обеспеченности предприятия
Литература
1. Быков, С. Н. Социальные показатели конкурентоспособности продукции [Текст] / С. Н. Быков, Г. О. Тащиян, Ю. М. Осипов // Автоматизация и современные технологии. - 2010. - №5. - С. 30-32.
2. Фасхиев, Х. А. Показатели конкурентоспособности и качества грузовых автоматов [Текст] / Х. А. Фасхиев, И. Костин // Стандарты и качество. - 2009. -№ 4. - С. 57-61.
3. Фатхутдинов, Р. А. Стратегический маркетинг [Текст]: учебник / Р. А. Фатхутдинов. - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2008. - 640 с.
@ 8 (473)2-43-76-67 E-mail: irina_sht@list.ru
Ключевые слова: конкурентоспособность продукции, комплексный подход к анализу конкурентоспособности продукции, принципы комплексного анализа конкурентоспособности продукции, показатели конкурентоспособности продукции, факторы конкурентоспособности продукции.
> 2013. № 20 49