Научная статья на тему 'Комплексный метод изучения исторических персоналий'

Комплексный метод изучения исторических персоналий Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1824
255
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ / ПРОДУКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОМПЛЕКСНЫЙ МЕТОД / ПСИХОЛОГО-БИОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ТЕКСТОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ / РЕКОНСТРУКЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ / HISTORICAL PSYCHOLOGY / HISTORICAL PERSON / PRODUCTS OF ACTIVITY / COMPLEX METHOD / PSYCHOLOGICAL AND BIOGRAPHICAL ANALYSIS / TEXTOLOGICAL ANALYSIS / CONTENT ANALYSIS / RECONSTRUCTION OF PERSONAL MENTAL CHARACTERISTICS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Холондович Елена Николаевна

В статье представлен комплексный метод по изучению исторической персоналии, предложенный для реконструкции психологических характеристик исторической личности на основании рассмотрения ее жизненного пути и продуктов деятельности, выполненный на методологической основе субъектно-деятельностного и комплексного подходов в психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents a complex method of studying of historical personalia, which is suggested for the reconstruction of psychological characteristics of a historical person on the basis of consideration of his/her biodata and products of the activity, and can be applied on the methodological basis of subject and assignment as well as of complex approaches in psychology.

Текст научной работы на тему «Комплексный метод изучения исторических персоналий»

Комплексный метод изучения исторических персоналий

Е. Н. Холондович (Московский гуманитарный университет)*

В статье представлен комплексный метод по изучению исторической персоналии, предложенный для реконструкции психологических характеристик исторической личности на основании рассмотрения ее жизненного пути и продуктов деятельности, выполненный на методологической основе субъектно-деятельностного и комплексного подходов в психологии.

Ключевые слова: историческая психология, историческая личность, продукты деятельности, комплексный метод, психолого-биографический анализ, текстологический анализ, контент-анализ, реконструкция психических характеристик, личности.

Complex Method of Historical Personalia Studies

Е. N. Kholondovich

(Moscow University for the Humanities)

The article presents a complex method of studying of historical personalia, which is suggested for the reconstruction of psychological characteristics of a historical person on the basis of consideration of his/her biodata and products of the activity, and can be applied on the methodological basis of subject and assignment as well as of complex approaches in psychology.

Keywords: historical psychology, historical person, products of activity, complex method, psychological and biographical analysis, textological analysis, content analysis, reconstruction of personal mental characteristics.

На современном этапе развития психологической науки наметился все возрастающий интерес к проблеме исторической психологии, так как она позволяет аккумулировать и использовать опыт прошлого в решении стоящих перед психологией задач, как практических, так и теоретических. Это обусловлено, прежде всего, предметом ее изучения (субъект психического мира в историческом контексте) и ее междисциплинарной спецификой. Именно возможность обращения к источникам, относящимся к различным областям знания (источниковедение, литературоведение, история, философия, эстетика и т. д.), позволяет значительно расширить как сферу изысканий для изучения психологической реальности, так и возможность использования методов, относящихся к наукам, составляющим ее основу.

Изучение личности в истории, а тем более выдающейся личности, — слабо разработанная область отечественной психологии. Она

изучалась в основном в рамках психоанализа в работах З. Фрейда (Фрейд, 2001: 7), Э. Эриксона (Эриксон, 1996: 8), где личностные аспекты рассматривались в зависимости от детских впечатлений и бессознательных желаний субъекта. В отечественной психологии исследование исторической личности наталкивалось на методологические сложности, связанные, прежде всего, с отсутствием метода, позволяющего всесторонне изучить историческую персоналию в соответствии с современными требованиями и стандартами научного исследования. Объединив все имеющиеся наработки в данной области и выделив главным критерием продукты деятельности личности, мы предлагаем комплексный метод изучения исторических персоналий, построенный на методологической основе комплексного подхода, разработанного Б. Г. Ананьевым (Ананьев, 1968: 1), и субъектно-деятельностного подхода в психологии, основные положения

* Холондович Елена Николаевна — аспирант Московского гуманитарного университета. Тел.: (495) 374-67-20. Эл. адрес: hol70@yandex.ru

2010 - №1

Научный потенциал: работы молодых ученых 215

которого принадлежат С. Л. Рубинштейну (Рубинштейн, 2000: 6), в частности исследования в области психобиографий в рамках как отечественных, так и зарубежных ее направлений, что отражает наметившийся в последнее время в науке методологический плюрализм. Представленный комплексный метод является большим подспорьем при изучении личности в истории по продуктам деятельности в контексте ее биографии и поможет преодолеть методологические трудности, так как включает в себя сочетание номотетических и идеографических исследовательских процедур в их взаимной дополнительности.

Разработанный на примере изучения жизни и творчества Ф. М. Достоевского комплексный метод интегрирует в себе разнообразные способы исследования и включает следующие приемы:

I. Психолого-биографический анализ, направленный на изучение жизненного пути Ф. М. Достоевского:

1) изучение биографий Ф. М. Достоевского (Биография Достоевского, 1883: 2), составленных различными авторами, с целью:

— воссоздания картины прошлого и проведения событийного анализа жизненного пути писателя;

— выделения факторов, повлиявших на его становление и развитие на всем протяжении его биографии (определение референтной группы и оппонентного круга, ближайшего окружения — семьи, женщин, детей);

— выделения кризисных моментов в жизни личности, характеризующих невозможность реализации внутренних необходимостей ее жизни, как источников кристаллизации ее ценностей и идеалов;

2) воспоминания современников и ближайшего окружения писателя для отражения различных аспектов его личности: особенностей характера, когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфер;

3) эпистолярное наследие и дневники Ф. М. Достоевского (Биография Достоевского, 1883: 2) как источники, отражающие

особенности его внутреннего мира, само-оценочные компоненты, его жизненную позицию, внутренние противоречия, взгляды, установки и идеалы;

4) изучение медико-клинических данных о состоянии здоровья, так как данный фактор оказывает влияние и на саму личность, и на ее деятельность, и на продукты деятельности.

II. Текстологический анализ художественных произведений (Достоевский, 1970: 3) и публицистических работ Ф. М. Достоевского (Достоевский, 2004: 4) для выявления:

1) тематики произведений писателя, характеристики героев, особенностей идейного содержания произведений, психологических идей, как отражения сознания автора, его мировоззрения и мировосприятия, воплощения его ценностей и установок;

2) этапов творчества, отражающих динамику его мировоззрения, ценностей и идеалов;

3) социальной и политической позиций автора (изучение данных об особенностях эпохи, находящих воплощение в его публицистике).

III. Проведение контент-анализа художественных произведений писателя для иллюстрации жизненных смыслов, переживаемых Ф. М. Достоевским на протяжении жизни и нашедших свое выражение в его творчестве:

1) выделение смысловых единиц, отражающих мировосприятие писателя;

2) проведение, при помощи метода экспертной оценки, проверки правильности выдвинутой системы понятий;

3) непосредственная процедура контент-анализа;

4) сопоставление полученных результатов с результатами предыдущих этапов исследования;

5) выводы.

IV. Реконструкция психологических характеристик особенностей личности Ф. М. Достоевского на основании обобщения полученных данных с позиции современной науки.

Описанный метод применим для реконструкции психологических особенностей личности других исторических персоналий и составления их психологического портрета. Это составляет целостное системное рассмотрение совокупности факторов, влияющих на личность, рассмотрение личности творца в различных аспектах ее жизнедеятельности, в контексте истории и культуры, объединенных в различных источниках, что соответствует принципу системности в психологической науке.

Разработка новых методологических подходов в изучении ментальных явлений прошлого, совмещение методов, давших прекрасные результаты и прошедших проверку временем, обращение к различным источникам (литературным, историческим, философским и т. д.) позволит рассмотреть человека истории с различных позиций как с точки зрения его внутренних переживаний, так и в контексте тех внешних влияний, которые он претерпевает на себе. И уже с его позиций понять современного человека в его целостном и динамическом развитии. А это позволит реализовать как прогностическую, так и методологическую функции психологии и поможет ей «занять особое место

в междисциплинарном подходе к изучению сложившихся процессов духовной жизни общества» (Историческая психология: предмет, структура, методы, 2004; 5).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Ананьев, Б. Г. (1968) Человек как предмет познания. Л. : Изд-во Ленингр. ун-та. 336 с.

Биография Ф. М. Достоевского. (1883) Письма и заметки из записной книжки Ф. М. Достоевского с приложениями. СПб. : Типография А. С. Суворина. 829 с.

Достоевский, Ф. М. (1973) Собр. соч. Художественные произведения. Т. !-ХУП. Л. : Изд-во «Наука», Ленингр. отд.

Достоевский, Ф. М. (2004) Дневник писателя : в 2 т. М. : Астрель ; АСТ. 1015 с.

Историческая психология: предмет, структура и методы. (2004) Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 165 с.

Рубинштейн, С. Л. (2000) Основы общей психологии. СПб. 705 с.

Фрейд, З. (2001) Леонардо да Винчи. Воспоминания детства // Психоаналитические этюды. Минск. 455 с.

Эриксон, Э. Г. Молодой Лютер. Психоаналитическое историческое исследование. (1996) М. 506 с.

Из хроники научной жизни

19 февраля 2010 г. Президиум Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России принял решение №6/6, которым утвержден новый Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук. В перечень вновь вошел журнал «Знание. Понимание. Умение» как полностью соответствующий новым требованиям. 646 журналов, или почти 40% от общего числа представленных в этом перечне, выполняют функцию журналов из списка ВАК только до 31 декабря 2010 г., поскольку их соответствие выдвигаемым требованиям не подтверждено. Журнал «Знание. Понимание. Умение» к этой группе журналов не относится.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.