Научная статья на тему 'Комплексный анализ рыночной деятельности предприятий с использованием имитационной модели совершенной конкуренции'

Комплексный анализ рыночной деятельности предприятий с использованием имитационной модели совершенной конкуренции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
159
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / ОПЕРАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ / ОПТИМИЗАЦИЯ / ДИНАМИКА / УПРАВЛЕНИЕ / ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новоторов А. В., Брикач Г. Е.

Применение анализа блока «затраты объем прибыль» (costs volume profit; CVP-анализ), или операционного анализа в среде имитационной модели совершенной конкуренции соответствует современной системе финансового контроля, учета затрат и формирования прибыли (директ-костинг) и носит продуктивный характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплексный анализ рыночной деятельности предприятий с использованием имитационной модели совершенной конкуренции»

Методы анализа

УДК 681.518

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ РЫНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИМИТАЦИОННОЙ МОДЕЛИ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

А. В. НОВОТОРОВ,

доктор философии по сельскохозяйственной педагогике, руководитель фирмы AVN Consulting, США E-mail: avnov@list. ru

Г. Е. БРИКАЧ,

доктор экономических наук, профессор кафедры информационных технологий и систем E-mail: brikacht@mail. ru Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия

Применение метода анализа «затраты - объем - прибыль» (costs - volume - profit; CVP-анализ), или операционного анализа в среде имитационной модели совершенной конкуренции соответствует современной системе финансового контроля, учета затрат и формирования прибыли (директ-костинг) и носит продуктивный характер.

Ключевые слова: имитационная модель, совершенная конкуренция, операционный анализ, оптимизация, динамика, управление, финансовые результаты.

Известно, что совершенная конкуренция представляет собой простейшую ситуацию, к которой применимы понятия «выручка» и «затраты». Совершенная конкуренция может служить отправной точкой для обсуждения вопросов ценообразования и определения объема производства на предприятии [1].

В экономических исследованиях имитация используется в широком диапазоне задач. Имитация -это компьютерный эксперимент. Имитационное моделирование (simulation) является одним из мощнейших методов анализа экономических систем. Проведение реальных экспериментов с экономическими системами по крайней мере неразумно, потому что требует значительных затрат и вряд ли осуществимо на практике. Поэтому имитация является единственным способом исследования систем без осуществления реальных экспериментов. Имитационные методы анализа экономических проблем можно отнести к важным аналитическим инструментам, способным оказывать эффективную помощь в принятии управленческих решений на уровне предприятия [3].

В исследовании описана методическая часть создания имитационной модели совершенной конку-

2

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жео7>ЪЯ -и чеМКЮехА

Таблица 1

Исходные данные для имитационной модели по годам

Показатель 2006 2007 2008 2009 2010 Коэффициент нормализации

Объем производства молока, т/год 960 1 217,4 1 029 905,1 957,3 -

Затраты, тыс. руб. 1 501 2 041 2 029 2 231 2 987 2,13

Выручка, тыс. руб. 2 326,0 2 855,0 2 772,0 3 078,0 3 647,0 2,90

Таблица 2

Нормализованные данные продаж и затрат

Год Объем производства молока, т/год Затраты, тыс. руб. Продажа, тыс. руб.

- 0 500* 0

2006 960 2 043,4 2 779,9

2007 1 217,4 2 591,3 3 525,3

2008 1 029 2 190,2 2 979,7

2009 905,1 1 926,5 2 620,9

2010 957,3 2 037,6 2 772,1

Y, тыс.руб. 7 000,0

6 000,0

* Уровень постоянных затрат при нулевом объеме производства.

ренции, которая базируется на основе динамических параметров «затраты - объем - прибыль», сложившихся за прошедший трех- или пятилетний период производственной деятельности предприятия.

Разработанная имитационная модель была реализована в программе Excel и апробирована на типичном сельскохозяйственном предприятии Нижегородской области, занимающемся производством молока.

Исходные данные для моделирования были взяты из производственных отчетов деятельности этого предприятия, из которых были отобраны данные по объемам производства молока, выручки от его продаж и затратам на его производство за 2006 - 2010 гг. При этом была проведена корректировка представленных исходных данных, которая представляет собой процесс нормализации (табл. 1). Процесс нормализации был первым шагом при создании модели [3].

На основании нормализованных данных табл. 2 в программной оболочке Excel в блоке «затраты - объем -прибыль» модели с помощью трендового анализа были пос-

5 000,0

4 000,0

3 000,0

2 000,0

1 000,0

0,0

-1 000,0

троены графические зависимости и найдены корреляционные уравнения связи между объемами производства (Х-фактор), выручкой (Г^факгор), затратами (72-факгор) и прибылью (Г3-фактор) (см. рисунок).

Далее путем табулирования корреляционных уравнений связи были получены выходные данные блока «затраты - объем - прибыль» модели, а также производственные функции затрат, выручки и прибыли (см. рисунок). Полученные выходные данные имитационной модели и коэффициенты ее производственных функций служили основой для получения количественных оценок эффективности производства продукции (в рассматриваемом случае -молока, но может быть применено и для других видов товаров или продукции), при этом реализовались такие методы анализа, как прогнозирование, операционный (маржинальный), инвестиционный анализ, оценка рисков и индикативного планирования.

Прогнозирование можно осуществлять по табулированным значениям табл. 3, строки которой можно считать как разные сценарные ситуации производственной деятельности предприятия. Например, можно определить перспективную

Объем производства, т/год

X

Графические зависимости и корреляционные уравнения выручки от продаж (Г1), затрат (Г2), и прибыли (Г3) от объемов производства молока (Х)

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жеорпя ъ ЪР^тжгсх*

производственно-коммерческую стратегию рассматриваемого предприятия относительно среды совершенной конкуренции. Используя данные табл. 3, можно найти значения равновесной точки между предельными и средними затратами, а также значение предельного (маржинального) дохода MR (АТС = МС = MR). Для рассматриваемого хозяйства таким объемом производства оказалось значение 1 050 т (АТС = МС = 2,11 тыс. руб./т). Это так называемая точка Парето эффективности затрат, т. е. при таком объеме производства предприятие оптимально использует производственные ресурсы. На основании данных табл. 3 можно заниматься вопросами как оптимистического прогнозирования (диапазон объема производства молока - от 1 050,0

Выходные данные блока «затраты - о

до 1 400,0 т/год), так и пессимистического (от 500,0 до 1 050,0 т/год). Выбор оптимистической или пессимистической стратегии определяется содержанием и возможностями менеджмента на предприятии. Большая оптимистичность или пессимистичность прогноза на уровне модели задается величиной коэффициентов производственных функций.

Оценка степени деформированности среды совершенной конкуренции. В табл. 4 приведены количественные отклонения от параметров совершенной конкуренции модельных расчетов и реальных производственных показателей по производству молока анализируемого предприятия. Если бы все отклонения в табл. 4 носили нулевые значения, то можно было бы утверждать, что анализируе-

Таблица 3

ем - прибыль» имитационной модели

Объем производства, т/год АТС*, тыс. руб./т МС**, тыс. руб./т Общие затраты, тыс. руб. Выручка, тыс. руб. Прибыль, тыс. руб. Рентабельность продаж, %

500,0 2,40 1,62 1 202,2 1 250,0 47,8 3,8

550,0 2,34 1,67 1 284,5 1 375,0 90,5 6,6

600,0 2,28 1,71 1 369,0 1 500,0 131,0 8,7

650,0 2,24 1,76 1 455,7 1 625,0 169,3 10,4

700,0 2,21 1,80 1 544,6 1 750,0 205,4 11,7

750,0 2,18 1,84 1 635,7 1 875,0 239,3 12,8

800,0 2,16 1,89 1 729,0 2 000,0 271,0 13,6

850,0 2,15 1,93 1 824,5 2 125,0 300,5 14,1

900,0 2,14 1,98 1 922,2 2 250,0 327,8 14,6

950,0 2,13 2,02 2 022,0 2 375,0 353,0 14,9

1 000,0 2,12 2,06 2 124,1 2 500,0 375,9 15,0

1 050,0 2,12 2,11 2 228,4 2 625,0 396,6 15,1

1 100,0 2,12 2,15 2 334,9 2 750,0 415,1 15,1

1 150,0 2,12 2,20 2 443,5 2 875,0 431,5 15,0

1 200,0 2,13 2,24 2 554,4 3 000,0 445,6 14,9

1 250,0 2,13 2,28 2 667,5 3 125,0 457,5 14,6

1 300,0 2,14 2,33 2 782,7 3 250,0 467,3 14,4

1 350,0 2,15 2,37 2 900,2 3 375,0 474,8 14,1

1 400,0 2,16 2,41 3 019,8 3 500,0 480,2 13,7

* АТС - средние полные затраты. ** МС - предельные затраты.

Таблица 4

Отклонения реальных производственных показателей предприятия от параметров модели совершенной конкуренции (степень деформированности)

Год Объем производства, т/год Затраты предприятия, тыс. руб. Выручка предприятия, тыс. руб. Затраты по модели, тыс. руб. Выручка по модели, тыс. руб. Абсолютное отклонение по затратам, тыс. руб. Абсолютное отклонение по выручке, тыс. руб.

2006 960 1 501 2 326,0 2 042,3 2 400,0 541,3 74,0

2007 1 217,4 2 041 2 855,0 2 593,5 3 043,5 552,5 188,5

2008 1 029 2 029 2 772,0 2 184,3 2 572,5 155,3 -199,5

2009 905,1 2 231 3 078,0 1 932,2 2 262,8 -298,8 -815,3

2010 957,3 2 987 3 647,0 2 036,8 2 393,3 -950,2 -1 253,8

Оптимальные данные 1 050 2 029 2 772,0 2 228,4 2 625,0 199,4 -147,0

4

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгвТЪсЯ те чемкюехА

мое предприятие осуществляет свою рыночную деятельность в среде совершенной конкуренции. Однако предприятие вело рыночную деятельность в среде, близкой к совершенной конкуренции только в 2006 г. (минимальное абсолютное отклонение от модельных значений составило 199 тыс. руб. по выручке и 153 тыс. руб. по затратам). Это говорит о том, что реальные затраты у предприятия выше, чем модельные, а выручка ниже, т. е. предприятию для повышения эффективности производства молока необходимо снижать существующие затраты, но при этом активно искать такие каналы продаж, где закупочные цены выше. В условиях монопсонии для предприятия по переработке молочного сырья на рынке продаж молока уместно применение государственного регулирования цен по закупке молока. При этом использование разработанной имитационной модели позволит делать это экономически обоснованно и организовать взаимовыгодное сотрудничество производителя и переработчика сырья.

Из приведенных выше данных можно сделать вывод, что в тех видах экономической деятельности, которые согласно теории рынка могут функционировать в среде с совершенной или монополистической конкуренцией, с помощью такой имитационной модели можно выделить механизм совершенной конкуренции и определить степень отклонения от него хозяйствующих объектов в сложившейся для них экономической среде.

Операционный (маржинальный) анализ, или CVP-анализ (cost - volume - profit, т. е. затраты -объем - прибыль). К достоинству этой имитационной модели также можно отнести то, что она создает предпосылки для решения задач по корректному использованию таких инструментов операционного анализа, как разделение на постоянные и переменные затраты, расчеты валовой маржи, порог рентабельности, производственный леверидж и количественная оценка рисков [2].

Имитационная модель «затраты - выпуск -прибыль» (cost - volume - profit; CVP-анализ) является одним из наиболее эффективных средств планирования и прогнозирования деятельности предприятия. Она помогает руководителям предприятий выявить оптимальные пропорции между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом реализации, минимизировать предпринимательский риск. Ключевыми элементами анализа соотношения «затраты - объем - прибыль» высту-

пают маржинальный доход, порог рентабельности (точка безубыточности), производственный леве-ридж и маржинальный запас прочности.

Для отечественных предприятий метод анализа безубыточности производства еще не является официально рекомендованным, в связи с чем пока он используется в основном для прогнозных расчетов значений цены, прибыли, выручки от реализации. Оценить по достоинству аналитические возможности этого метода могут производители, работающие в условиях реального рыночного хозяйства.

Таким образом, методика CVP («затраты - объем - прибыль») заключается в расчете показателя потенциала финансового потока, который одновременно является идентификатором как платежной дисциплины, так и безубыточности предприятия.

В качестве примера в исследовании будет рассмотрена задача по оптимизации полных затрат ТС с разделением их по переменным VC и постоянным составляющим FC в среде имитационной модели совершенной конкуренции. В этой имитационной модели совершенной конкуренции математическое описание полных затрат приняло следующий вид параболического уравнения: у = 0,00044х2 + 1,185072037* + 499,8 (см. рисунок). При этом было определено, что уравнение у = 0,00044*2+1, 185072037* описывает переменные затраты VC, а у (0) = 499,8 - постоянные FC.

Таким образом, в случае описания полных затрат параболическим уравнением появляется как экономический смысл, так и значимость использования такого математического описания, которое позволяет корректно экономически (а не с помощью бухгалтерских методов) разделить полные затраты на постоянные и переменные. При этом становится доступным расчет предельных затратМС, о трудности которого известно из зарубежных источников. Возможно также учесть действие закона убывающей экономической отдачи. С помощью такой имитационной модели совершенной конкуренции, используя критерий совершенной конкуренции АТС = МС (или точка Парето эффективности использования производственных ресурсов) и функцию «Подбор параметра» в Excel, можно получать оптимальные уровни затрат при разных объемах производства. В табл. 5 приведены результаты пошаговой дискретной оптимизации с помощью функции «подбор параметра» по уравнению переменных затрат VC (путем подбора такого значения коэффициента а параболы общих затрат ТС, при котором АТС = МС)

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: TKSOPwa ъ ЪР^тжгсх*

5

Таблица 5

Параметры операционного анализа с оптимизацией переменных затрат

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатель Оптимизированный по переменным затратам VC объем производства, т

1 050 1 200 1 400

Уравнение полных затрат ТС у = 0,00044х2 + 1,18х + 499,8 у = 0,00053x2 + 1,18x + 499,8 у = 0,00062x2 + +1,18x + 499,8

Выручка ТК, тыс. руб. 2 625,0 3 000,0 3 500,0

Переменные издержки VC, тыс. руб. 1 728,4 2 054,6 2 520,0

Валовая маржа, тыс. руб. 897 945 980

Коэффициент валовой маржи 0,34 0,31 0,28

Постоянные затраты FC, тыс. руб. 499,8 499,8 499,8

Прибыль PR, тыс. руб. 396,6 445,6 480,2

Порог рентабельности, тыс. руб. 1 463,9 1 586,0 1 785,0

Точка безубыточности, т 446,8 446,8 446,8

АТС = МС, тыс. руб. /т 2,11 2,24 2,42

Цена продаж 1 т, тыс. руб. 2,5 2,5 2,5

Производственный леверидж 2,3 2,1 2,0

Сила операционного рычага 2,26 2,12 2,04

Запас финансовой прочности, % 44,2 47,1 49,0

Рентабельность продаж, %о 15,1 14,9 13,7

и уравнению постоянных затрат FC путем подбора значения коэффициента с (коэффициенты а и с - это коэффициенты канонического представления уравнения параболы у = ах2+Ьх + с, в данном уравнении затрат а =0,00044, а с = 499,8).

Результаты расчетов параметров операционного анализа с оптимизацией переменных затрат по коэффициенту а параболы общих затрат при объемах производства 1 050, 1 200 и 1 400 т молока в год представлены в табл. 5.

Приведенные расчеты параметров операционного анализа в табл. 5 осуществлены по выходным данным имитационной модели совершенной конкуренции. При этом, используя формульные выражения связи в этой таблице, возможно проведение многовариантных оценок параметров операционного анализа при разных сценарных ситуациях,

например для различных объемов производства молока, цен продаж, уровней постоянных и переменных затрат.

Список литературы

1. Brikach G., Novotorov A., Greathouse J. New Model of Forecasting Commodity Prices for Farmers // Insights to a Changing World Journal. 2008. June.

2. Brikach G. E., Voronin A. I., Strokov A. A. Method of the operating analysis in ambience of the simulation model made to competitions // Economy agricultural and processing enterprise. 2008. № 2. P. 21-23.

3. Novotorov A. V., Brikach G. E. Forecasting Profit: Optimization of Production Cost at Fort Hays State University // My Net Research - Empowering Collaboration. 2009.

6

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгвТЪсЯ те ЪР/ГКЖгсЫ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.