Научная статья на тему 'Комплексный анализ и целевое прогнозирование финансового состояния машиностроительного предприятия'

Комплексный анализ и целевое прогнозирование финансового состояния машиностроительного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
335
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крылов С. И., Зимненко И. А.

Статья посвящена методологическим и прикладным аспектам комплексного анализа и целевого прогнозирования финансового состояния машиностроительного предприятия. В частности, в ней достаточно подробно охарактеризован разработанный авторами метод целевого прогнозирования финансового состояния машиностроительного предприятия, позволяющий определить пути улучшения его финансовое состояния и соответственно повышения инвестиционной привлекательности, кратко описана построенная на основе этого метода аналитическая экономико-математическая модель и определены возможности ее компьютеризации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплексный анализ и целевое прогнозирование финансового состояния машиностроительного предприятия»

экономическим анализ

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ И ЦЕЛЕВОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ*

С.И. КРЫЛОВ,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита Уральского государственного технического университета

И.А. ЗИМНЕНКО, старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета и аудита Уральского государственного технического университета

Глубокий и продолжительный кризис 1990-х гг., последствия которого далеко не преодолены и поныне, нанес машиностроению особенно серьезный урон. Так, объемы производства в нем за 1991—1998 гг. снизились более чем в 2,5 раза.

К основным причинам жестокого кризиса машиностроительного комплекса страны следует отнести смену приоритетов общественного развития, распад прежних хозяйственных связей и либерализацию внешней торговли. Так, в условиях открытости рынков и границ российские машиностроительные предприятия оказались недостаточно конкурентоспособными на мировых рынках. На внутреннем же рынке спрос на продукцию отрасли до недавнего времени был ограничен и удовлетворялся преимущественно за счет импорта зарубежной техники.

Ситуация довольно быстро начала меняться после финансового кризиса августа 1998 г., когда многократное подорожание доллара, во-первых, сделало импортную технику слишком дорогой, а во-вторых, предъявило возрастающий спрос на оборудование со стороны ряда отечественных предприятий, взявших курс на практическую реализацию политики импортозамещения. В течение четырех-пяти последних лет за счет использования внутренних резервов и возможностей, имеющегося производственного и кадрового потенциала машиностроительные предприятия нашей страны смогли преодолеть неблагоприятную тенденцию и обеспечить заметный рост объемов производства: в среднем порядка 8—10 % в год.

*

Статья подготовлена к печати Екатеринбургским информационным центром Издательского дома «Финансы и Кредит».

Однако в ближайшие годы прогнозируется снижение темпов прироста продукции машиностроения. Причина такого замедления заключается отнюдь не в ослаблении усилий работников отрасли по интенсификации использования материально-технической базы. Дело в том, что ее высокая степень изношенности уже не позволяет быстро наращивать выпуск современных конкурентоспособных машин и оборудования. Кроме того, производство многих видов продукции упирается в потолок платежеспособного спроса. В результате загрузка мощностей в машиностроении остается низкой.

Таким образом, основными факторами, которые сдерживают дальнейший рост производства в машиностроительном комплексе страны, являются состояние технологической базы, усиливающееся выбытие основных фондов комплекса и низкий платежеспособный спрос ряда отраслей на его продукцию.

Для выхода из сложившейся ситуации необходимо проведение реструктуризации предприятий машиностроения, прежде всего относящихся к его технологическому ядру — отраслям станкостроительной, инструментальной, электротехнической и электронной промышленности, с переходом на новый технологический уклад, в котором преобладают высокие технологии, и обеспечивающие выпуск конкурентоспособной, преимущественно наукоемкой, продукции, опираясь на финансовую поддержку инвесторов, включая государство.

В этой связи важное значение приобретают объективная оценка и управление инвестиционной привлекательностью машиностроительных пред-

Таблица 1

Ключевые показатели оценки финансового состояния машиностроительного предприятия

Наименование финансового коэффициента Расчетная формула

Числитель Знаменатель

1. Рентабельность активов Чистая прибыль Средняя сумма всех активов (итога баланса)

2. Рентабельность реальных активов Прибыль от продаж Средняя сумма реальных активов

3. Рентабельность инвестированного капитала Чистая прибыль Средняя сумма инвестированного капитала

4. Рентабельность продаж Прибыль от продаж Выручка (нетто) от продаж

5. Коэффициент оборачиваемости оборотных активов Выручка (нетто) от продаж Средняя сумма оборотных активов

6. Коэффициент инвестирования Собственный капитал Внеоборотные активы

7. Коэффициент структуры долгосрочных вложений Собственный капитал + Долгосрочные обязательства Реальные активы

8. Коэффициент задолженности Заемный капитал Собственный капитал

9. Коэффициент текущей ликвидности Оборотные активы Краткосрочные обязательства

10. Доля реальных активов в имуществе Реальные активы Сумма всех активов (итог баланса)

11. Доля оборотных активов в имуществе Оборотные активы Сумма всех активов (итог баланса)

12. Доля денежных средств и краткосрочных финансовых вложений в оборотных активах Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения Оборотные активы

13. Коэффициент дивидендного выхода Дивиденд на обыкновенную акцию Прибыль на обыкновенную акцию

14. Рентабельность акции (обыкновенной) Дивиденд на обыкновенную акцию Рыночная цена обыкновенной акции

приятий, в качестве одной из наиболее существенных характеристик которой следует рассматривать их финансовое состояние. Поэтому всестороннему (комплексному) анализу финансового состояния машиностроительных предприятий и его целевому прогнозированию, направленному на повышение их инвестиционной привлекательности, необходимо уделить особое внимание.

Комплексный анализ финансового состояния в рамках исследования инвестиционной привлекательности машиностроительных предприятий должен учитывать их отраслевую специфику как с позиции отбора показателей оценки финансового состояния, так и с позиции разработки нормативной базы отобранных показателей. Особое внимание при этом необходимо обратить на оценку производственного потенциала того или иного машиностроительного предприятия и эффективность его использования.

Для комплексной оценки финансового состояния машиностроительного предприятия авторами данной статьи сформирована система показателей (табл. 1).

Рентабельность активов, являясь важнейшим из показателей рентабельности, характеризует эффективность использования активов машиностроительного предприятия и показывает, сколько рублей чистой прибыли зарабатывает оно с каждого рубля, вложенного в активы.

Рентабельность реальных активов, в состав которых входят нематериальные активы, основные средства, производственные запасы и незавершенное производство, характеризует эф-

фективность использования производственного потенциала машиностроительного предприятия и показывает, сколько рублей прибыли от продаж зарабатывает оно с каждого рубля, вложенного в реальные активы.

Рентабельность инвестированного капитала, в состав которого входят долгосрочные обязательства и собственный капитал, характеризует эффективность использования долгосрочных источников финансирования машиностроительного предприятия и показывает, сколько рублей чистой прибыли зарабатывает оно с каждого рубля инвестированного капитала.

Рентабельность продаж характеризует эффективность текущей деятельности машиностроительного предприятия и показывает удельный вес прибыли от продаж в выручке (нетто) от продаж.

Коэффициент оборачиваемости оборотных активов характеризует интенсивность использования оборотных активов машиностроительного предприятия и показывает количество оборотов, совершаемых ими за период.

Коэффициент инвестирования характеризует платежеспособность машиностроительного предприятия и показывает, в какой степени его внеоборотные активы профинансированы за счет собственных средств.

Коэффициент структуры долгосрочных вложений также характеризует платежеспособность машиностроительного предприятия и показывает, в какой степени его реальные активы профинансированы за счет инвестированного капитала, т. е. собственного капитала и долгосрочных обязательств.

Коэффициент задолженности характеризует финансовую устойчивость машиностроительного предприятия и показывает, сколько рублей заемных средств в структуре его капитала приходится на рубль собственных.

Коэффициент текущей ликвидности характеризует ликвидность машиностроительного предприятия и показывает, в какой степени краткосрочные обязательства машиностроительного предприятия обеспеченны его оборотными активами.

Доля реальных активов в имуществе характеризует имущественное положение машиностроительного предприятия и показывает удельный вес реальных активов в его имуществе.

Доля оборотных активов в имуществе также характеризует имущественное положение машиностроительного предприятия и показывает удельный вес оборотных активов в его имуществе.

Доля денежных средств и краткосрочных финансовых вложений в оборотных активах характеризует имущественное положение машиностроительного предприятия и показывает удельный вес наиболее ликвидных активов в его оборотных средствах.

Коэффициент дивидендного выхода характеризует дивидендную политику машиностроительного предприятия (если оно является открытым акцио- • нерным обществом) и показывает удельный вес дивиденда в прибыли на его обыкновенную акцию.

Рентабельность акции (обыкновенной) характеризует как инвестиционную привлекательность обыкновенных акций машиностроительного предприятия (если оно является открытым акционерным обществом), так и его дивидендную политику и показывает степень возврата капитала, вложенного в обыкновенные акции машиностроительного предприятия.

Если же машиностроительное предприятие не является акционерным обществом, то при осуществлении комплексной оценки его финансового состояния последние два показателя (коэффициент дивидендного выхода и рентабельность акции (обыкновенной)) исключаются.

Для каждого ключевого показателя оценки финансового состояния машиностроительного предприятия была разработана нормативная база, предполагающая выделение трех классов надежности: первого — лучшего, второго — среднего, третьего — худшего (табл. 2).

Комплексная оценка финансового состояния машиностроительного предприятия осуществляется посредством расчета рейтинга с помощью экспертно-балльного метода, учитывая примерную равнозначность отобранных показателей для целей анализа. При этом необходимо исходить из следующего:

• если значение показателя оказывается в первом классе надежности, то ему присваивается 3 балла;

• если значение показателя оказывается во втором классе надежности, то ему присваивается 2 балла;

если значение показателя оказывается в третьем классе надежности, то ему присваивается 1 балл.

Критерием высокого рейтинга финансового состояния является наибольшая сумма баллов по всем показателям. При этом выделяются четыре рейтинговых группы, характеризующие степень устойчивости финансового состояния машиностроительных предприятий (табл. 3) акционерного типа (вариант 1) и неакционерного типа (вариант 2):

Таблица 2

Распределение финансовых коэффициентов, отобранных для оценки рейтинга финансового состояния, по классам надежности

Наименование финансового коэффициента Значения по классам надежности

Первый Второй Третий

1. Рентабельность активов > 0,20 0,20 — 0,10 < 0,10

2. Рентабельность реальных активов > 0,30 0,30 — 0,20 < 0,20

3. Рентабельность инвестированного капитала > 0,25 0,25 — 0,15 < 0,15

4. Рентабельность продаж > 0,35 0,35 — 0,25 < 0,25

5. Коэффициент оборачиваемости оборотных активов (количество оборотов за год) > 5,50 5,50 — 3,50 < 3,50

6. Коэффициент инвестирования > 2,00 2,00 — 1,00 < 1,00

7. Коэффициент структуры долгосрочных вложений > 1,50 1,50 — 1,00 < 1,00

8. Коэффициент задолженности > 0,50 0,50 — 1,00 < 1,00

9. Коэффициент текущей ликвидности > 3,00 3,00 — 2,00 < 2,00

10. Доля реальных активов в имуществе > 0,80 0,80 — 0,70 < 0,70

11. Доля оборотных активов в имуществе > 0,35 0,35 — 0,20 < 0,20

12. Доля денежных средств и краткосрочных финансовых вложений в оборотных активах > 0,20 0,20 — 0,10 < 0,10

13. Коэффициент дивидендного выхода > 0,40 0,40 — 0,20 < 0,20

14. Рентабельность акции (обыкновенной) > 0,25 0,25 — 0,15 < 0,15

Таблица 3

Рейтинговые группы, характеризующие степень устойчивости финансового состояния машиностроительного предприятия

Рейтинговая группа Количество баллов

Вариант 1 Вариант 2

1. Абсолютно устойчивое (отличное) финансовое состояние 42 36

2. Относительно устойчивое (хорошее) финансовое состояние 37 — 41 31 — 35

3. Относительно неустойчивое (удовлетворительное) финансовое состояние 28 — 36 24 — 30

4. Абсолютно неустойчивое (неудовлетворительное) финансовое состояние 14 — 27 12 — 23

абсолютно устойчивое (отличное) финансовое состояние;

относительно устойчивое (хорошее) финансовое состояние;

Рис. 1. Блок-схема алгоритма метода целевого прогнозирования финансового состояния машиностроительного предприятия

относительно неустойчивое (удовлетворительное) финансовое состояние; абсолютно неустойчивое (неудовлетворительное) финансовое состояние.

Данная методика комплексной оценки финансового состояния машиностроительного предприятия может служить в качестве одного из инструментов анализа инвестиционной привлекательности машиностроительных предприятий.

В случае низкой инвестиционной привлекательности машиностроительного предприятия, связанной с абсолютной или относительной неустойчивостью его финансового состояния, требуется разработка комплекса рекомендаций, позволяющих изменить ситуацию в лучшую сторону. Такие рекомендации, по мнению авторов данной статьи, могут быть сформулированы на основе целевого прогноза, направленного на улучшение финансового состояния анализируемого машиностроительного предприятия.

В этой связи авторами статьи был разработан метод целевого прогнозирования финансового состояния машиностроительного предприятия, блок-схема которого представлена на рис. 1.

Указанный метод предполагает корректировку неудов -летворительных значений финансовых коэффициентов в сторону улучшения как непосредственно, так и через изменение рейтинга финансового состояния машино-

Рис. 2. Блок-схема аналитической экономико-математической модели

строительного предприятия. После этого производится расчет прогнозных данных по его активам, пассивам и финансовым результатам, опираясь на формулы финансовых коэффициентов (табл. 1), соотношения показателей бухгалтерского баланса и необходимые начальные условия, в качестве которых могут быть избраны наиболее предсказуемые данные (например, величина собственного капитала, долгосрочных обязательств, реальных активов, выручки (нетто) от продаж и т. д.). Затем осуществляется вычитание из прогнозных данных по активам, пассивам и финансовым результатам машиностроительного предприятия соответствующих исходных данных и определяются отклонения прогнозных данных от исходных данных. После этого формулируются предложения, направленные на обеспечение реализации рассчитанных отклонений в прогнозном периоде, которые, по сути дела, и являются рекомендациями по улучшению финансового состояния машиностроительного предприятия.

Достаточная сложность расчетов, связанных с комплексным анализом и прогнозированием финансового состояния машиностроительного предприятия, ведет к необходимости их компьютеризации. Для этого необходимо построить аналитическую экономико-математическую модель, описывающую данные процессы, на основе которой может быть написана компьютерная программа. Блок-схема такой модели, включающей в

себя пять расчетных блоков, представлена на рис. 2.

Компьютерная программа, позволяющая автоматизировать процессы комп-лексногоанализаипрогнози-рования финансового состояния машиностроительного предприятия, может быть написана в программной среде электронных таблиц Microsoft Excel, основные достоинства и отличия которых заключаются именно в простоте использования средств обработки данных. Кроме того, средства обработки данных, используемые Microsoft Excel, по своим возможностям могут сравниться с базами данных, однако работа с этими электронными таблицами не требует от пользователя специальной подготовки в области программирования.

Название компьютерной программы, разрабатываемой авторами этой статьи, — «Комплексный анализ и прогнозирование финансового состояния машиностроительного предприятия», поскольку она позволит не только комплексно оценивать финансовое состояние машиностроительного предприятия, но и его прогнозировать в соответствии с рассмотренным ранее методом целевого прогнозирования финансового состояния машиностроительного предприятия и построенной на его основе аналитической экономико-математической моделью.

Подводя итог данной статьи, следует отметить, что она была посвящена методологическим и прикладным аспектам комплексного анализа и целевого прогнозирования финансового состояния машиностроительного предприятия. В частности, был достаточно подробно охарактеризован разработанный авторами метод целевого прогнозирования финансового состояния машиностроительного предприятия, позволяющий определить пути улучшения его финансового состояния и соответственно повышения инвестиционной привлекательности, кратко описана построенная на основе этого метода аналитическая экономико-математическая модель и определены возможности ее компьютеризации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.