Научная статья на тему 'КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОИЗВОДСТВА ЧАЯ В КИТАЕ'

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОИЗВОДСТВА ЧАЯ В КИТАЕ Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
465
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / КИТАЙСКИЙ ЧАЙ / ЧАЙНАЯ ПРОДУКЦИЯ

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Юйевань Чжан

В исследовании представлены результаты комплексного анализа производства чая в Китае. Представлены показатели площади возделывания чая, объемы производства и основные китайские провинции, специализирующиеся на выращивании и производстве чайной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPREHENSIVE ANALYSIS OF ECONOMIC INDICATORS OF TEA PRODUCTION IN CHINA

The study presents the results of a comprehensive analysis of tea production in China. Indicators of the area of tea cultivation, production volumes and the main provinces of China specializing in the cultivation and production of tea products are given.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОИЗВОДСТВА ЧАЯ В КИТАЕ»

УДК 33

doi:10.52210/2224669X_2021_3_76

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОИЗВОДСТВА ЧАЯ В КИТАЕ

Чжан Юйевань

Аннотация. В исследовании представлены результаты комплексного анализа производства чая в Китае. Представлены показатели площади возделывания чая, объемы производства и основные китайские провинции, специализирующиеся на выращивании и производстве чайной продукции.

Ключевые слова: Китай, китайский чай, чайная продукция.

COMPREHENSIVE ANALYSIS OF ECONOMIC INDICATORS OF TEA PRODUCTION IN CHINA

Zhang Yuewan

Abstract. The study presents the results of a comprehensive analysis of tea production in China. Indicators of the area of tea cultivation, production volumes and the main provinces of China specializing in the cultivation and production of tea products are given.

Key words: China, Chinese tea, tea products.

Чай, как напиток, весьма популярен в Китае и за его пределами: традиционно в России и странах СНГ также любят чай и употребляют его каждый день. В данном исследовании проводится экономический анализ торгового потенциала китайской чайной продукции при ее реализации в России. Актуальность исследования состоит в необходимости оценки внешнеторгового потенциала чайной продукции для более эффективного продвижения ее на российский рынок, в том числе в регионы, которые могут производить отдельные чайные продукты (холодный чай, чайные напитки и т.д.) [4]. Исследование будут базироваться на статистической информации, предоставленной China tea marketing association - Всекитайской ассоциацией чайной индустрии, созданной в 1992 г., для более эффективной торговли чайной продукцией как на внутреннем, так и на внешнем рынке [5].

Известно, что производство чая насчитывает более 60 стран, где выращивают чай и производят продукты на его основе. Производство занимает площадь 4,8 млн га, с которых собирают почти 6 млн т

Рисунок 1. Площадь чайных плантаций в провинциях Китая

в 2020 г.

чая, для удовлетворения спроса в более 160 странах и регионах, где сформирована культура употребления чая. Китай - один из самых крупных производителей чая в мире, на долю Китая приходится более 60 % мировых площадей возделывания чая, а на производство чайной продукции приходится около 50 % ее мирового производства. Обороты торговли чайной продукцией в Китае составляют более 700 млрд юаней в год.

Первая пятерка мировых производителей чайной продукции выглядит так: Китай (2,986 млн т), Индия (1,256 млн т), Кения (569 тыс. т), Турция (280 тыс. т) и Шри-Ланка (278 тыс. т).

В 2020 г. общая площадь чайных плантаций в основных чайных провинциях Китая составила около 3 165 127 га (рисунок 1).

В первую пятерку регионов с наибольшим производством чая вошли Гуйчжоу, Юньнань, Сычуань, Хубэй и Фуцзянь (рисунок 2). На зеленый чай в 2020 г. приходилось более 60 % от общего объема производства чая в Китае, за ним следовали черный чай, темный чай, чай улун и белый чай. При этом при формировании той или иной категории чая в производстве, учитывается баланс спроса и предложения на мировом рынке чайной продукции.

По состоянию на середину 2021 г. на Китай приходится около 20 % мировой торговли чаем, в основном это экспортные сорта:

МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Рисунок 2. Географическое расположение провинций Китая, производящих чайную продукцию в 2020 г.

зеленый чай, на долю которого приходится более 80 %. В первую пятерку стран-импортеров и регионов, китайского чая в 2019 г., вошли Марокко, Узбекистан, Гонконг, Гана и Сенегал. Китай устойчиво развивает производство на своей территории, наращивая не только объемы экспорта, но и ориентируясь на увеличение внутреннего потребления [3].

Технологически чайная продукция проходит следующие этапы: маоча, первый сухой чай, прошедший процедуры обработки, такие как снижение темпа окисления для сохранения зелёного цвета чая, вяление, скручивание и сушка чая. После сортировки и последующей обработки маоча является чаем, готовым к употреблению потребителем.

450 400 350 300 250 200

Рисунок 3. Объем производства чая в провинциях Китая

в 2020 г.

Динамика производства чая (маоча) остаются стабильными. В 2020 г. объем производства чая составил 2,986 млн т, что на 192,6 тыс. т больше, чем за аналогичный период 2019 г., то есть рост производства в годовом выражении составил 6,9 % (рисунок 3).

При этих данных стоимость продукции продолжалась расти. В 2020 г. стоимость валовой продукции чая в Китае составляет 262,658 млрд юаней, увеличившись на 23,058 млрд юаней или 9,62 % относительно показателей 2019 г.

Данные показатели демонстрируют позитивный экспортный потенциал для Китая. Россия, как важнейший стратегический партнер Китая, может импортировать чай из Китая на более выгодных условиях, например используя во взаиморасчетах национальные валюты, а не доллары США, развивать сотрудничество в формате технологий производства органической продукции [4]. Несмотря на пандемию вируса СОУГО-19, экономики Китая и России преодолели этот кризис и готовы развиваться дальше, это необходимо для более скоординированной работы по преодолению последствий

кризиса и более эффективной интеграции в формате работы стран в БРИКС и ШОС [2].

Представленные аналитические данные послужат базисом для дальнейших исследований в области потенциала китайского экспорта на территорию России и в станы СНГ.

Библиографический список

1. Арский А.А. Трансграничное сотрудничество Российской Федерации и КНР в области органической продукции // Маркетинг и логистика. 2020. №1 (27).

2. Арский А.А. Проблемы формирования комплексного прогноза динамики внешнеторговой деятельности России с учетом аспекта пандемии COVID-19 // Маркетинг и логистика. 2020. № 5 (31).

3. Ерохин В.Л. Пятилетний план Китая на 2021-2025 годы и долгосрочные ориентиры развития экономики страны // Маркетинг и логистика. 2021. № 2 (34).

4. Шайлиева М.М. Посткризисное развитие малого бизнеса в агропромышленном комплексе Центрального федерального округа // Маркетинг и логистика. 2021. № 1 (33).

5. China tea marketing association. URL: https://en.ctma.com.cn (дата обращения 20.09.2021).

Чжан Юйевань

аспирант

Московский государственный университет

пищевых производств

E-mail: annazhang2010@yandex. com

Научный руководитель: М.М. Шайлиева, кандидат технических наук, доцент, директор Института управления и агробизнеса Московский государственный университет пищевых производств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.