Научная статья на тему 'Комплексный анализ эффективности репродукционного процесса в регионе'

Комплексный анализ эффективности репродукционного процесса в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
97
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лаврентьева И.В.

Важность проведения анализа эффективности репродукции обусловлена развивающимися процессами депопуляции населения и отсутствием объективной информации о ходе воспроизводства и накопления человеческого капитала в трансформационных условиях. Обостряющееся противоречие между высокими требованиями рынка труда и неудовлетворительными в целом условиями воспроизводства будущего человеческого капитала в семье, детских дошкольных учреждениях, в образовательной системе, при восстановлении износа рабочей силы на предприятиях вызывает необходимость проведения аналитических процедур на всех стадиях репродукционного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплексный анализ эффективности репродукционного процесса в регионе»

Региональное развитие

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕПРОДУКЦИОННОГО ПРОЦЕССА В РЕГИОНЕ

И. В. ЛАВРЕНТЬЕВА,

доктор экономических наук, декан факультета управления и права Челябинского института (филиала) Российского государственного торгово-экономического университета

Важность проведения анализа эффективности репродукции обусловлена развивающимися с 1992 г. процессами депопуляции населения и отсутствием объективной информации о ходе воспроизводства и накопления человеческого капитала (ЧК) в трансформационных условиях. Обостряющиеся противоречия между высокими требованиями рынка труда и неудовлетворительными в целом условиями воспроизводства будущего ЧК в семье, детских дошкольных учреждениях, в образовательной системе, при восстановлении износа рабочей силы на предприятиях вызывает необходимость проведения аналитических процедур на всех стадиях репродукционного процесса1.

Репродукционный процесс, содержанием которого является репродуктивный труд2, представля-

1 Процесс репродукции — совокупность работ, выполняемых на всех стадиях воспроизводства человеческого капитала (от родовспоможения, ухода, воспитания, обучения и до обеспечения включения молодого работника в корпоративную среду, его первичной адаптации к производственным условиям).

2 Репродуктивный труд в широком смысле слова — это деятельность по воспроизводству человеческого капитала, которая заключается в уходе за будущей и имеющейся рабочей силой и человеческим родом в целом. Репродуктивный труд в узком смысле слова, предметом которого является выращивание будущей рабочей силы, слагается из процессов рождения, ухода, воспитания, дошкольной подготовки детей в семье и их ранней социализации (см. подробнее: Илышев A.M., Лаврентьева И.В. Стратегия включения репродуктивного труда в реальный сектор экономики России,— М.: Финансы и кредит, 2005,- С. 354).

ет собой достаточно новый, весьма специфичный и многосложный объект управления (рис. 1).

Системный подход к организации репродукционного процесса и созданию методологии предполагает сбор, упорядочение и последующий анализ информации по всем стадиям репродукции. При этом объектом анализа являются социально-экономические системы, которые представляют собой множество закономерно соединенных между собой элементов, образующих определенную целостность, единство. Основной же целью репродукции является формирование такого ЧК, качество которого удовлетворяло бы потребности рынка труда и предприятий-работодателей.

Идентифицируя объекты изучения, следует отметить, что здесь интегрируется ряд подсистем: домашней репродукции (семья); дошкольных, школьных, средне-специальных и высших образовательных учреждений, регионального рынка труда и социальной репродукции; подсистемы использования, доращивания и приращения ЧК.

В подсистеме домашней репродукции осуществляются такие локальные процессы, как рождение и уход за детьми, их воспитание, обучение и ранняя социализация. К этой подсистеме относятся полные и неполные семьи, а также домашние детские дома и домашние (создаваемые на началах родительской кооперации) детские дошкольные учреждения. Подсистема регионального рынка труда и социальной

Рис. 1. Репродукционный процесс и основное противоречие между подсистемами репродукции и рынком труда

Вход

репродукции состоит из двух частей. К первой части относятся учреждения, формирующие региональный рынок труда — служба занятости, миграционная служба, службы социальной поддержки незанятого населения, негосударственные фирмы, занятые трудоустройством, подготовкой и переподготовкой населения. Ко второй части региональной подсистемы относятся учреждения дошкольного, общего и профессионального образования, учреждения культуры и детские медицинские учреждения.

В подсистеме использования ЧК на предприятиях и в организациях — помимо собственно использования рабочей силы в экономическом производстве осуществляются также процессы доращивания ЧК (дообучение молодых рабочих и специалистов на производстве) и приращения величины функционирующего человеческого капитала (через повышение квалификации, переподготовку, обучение новым профессиям).

На каждом из этапов репродукционного процесса (в семье, детских дошкольных образовательных учреждениях, школах, училищах, техникумах, вузах, на предприятиях) происходит приращение ценности ЧК. Входными данными для анализа достигнутого уровня состояния человеческого капитала являются результаты аудитов и проверок эффективности процессов репродукции на предыдущем этапе, информации от последующих потребителей репродукционного процесса, информации,

отслеживающей результаты внедрения изменений. Аналитические данные на выходе должны включать информацию к действиям по улучшению процесса репродукции, а также информацию по потребности в необходимым ресурсах.

Для информационного обеспечения регулирования воспроизводством ЧК может быть предложен системный учет и анализ репродукции. Этапами его проведения являются:

1. Постановка задачи — идентификация объекта изучения, формулирование учетно-аналитических целей, определение показателей, характеризующих статику и динамику объекта.

2. Выделение социально-экономической системы, подлежащей изучению, ее структуризация, предварительное описание выделенных подсистем и основных взаимосвязей между ними.

3. Составление математико-статистической модели изучаемой системы: выбор формы модели, ее параметризация, установление зависимостей между введенными параметрами, упрощение описания системы путем объединения ранее выделенных подсистем, определения их иерархии, окончательной фиксации целей и критериев.

При формулировании учетно-аналитических целей отслеживания репродукционного процесса в первую очередь выделяются следующие цели:

1) характеристика наличия, состава, состояния и износа имеющегося в подсистемах ЧК;

2) определение показателей репродукции, затрат и результатов выращивания будущего ЧК в домашнем репродуктивном секторе;

3) характеристика процесса репродукции ЧК в региональной социальной сфере и на рынке труда;

4) расчет обобщающих показателей объема, качества ЧК и эффективности его кругооборота.

Реализация этих целей требует разработки совокупности показателей, характеризующих статику и динамику объектов репродукции. Для этого нужно создать систему аналитических показателей репродукции и ее результатов. Чтобы построить такого рода совокупности показателей представляется необходимым предварительно определить наиболее важные специфические особенности исследуемого репродукционного процесса (рис. 2). По нашему мнению, основные особенности конструируемой системы таковы:

• центральное место в предлагаемой системе показателей занимают три сферы, в которых локализуются различные стадии репродукции: домашний сектор, предпринимательский сектор, региональная социально-экономическая инфраструктура (учреждения социальной и бюджетной сфер);

• оценочные показатели призваны охаракте-ризовывать текущее состояние социально-экономической системы региона, динамику развития, затраты на репродукцию, объемы и качество соответствующих ресурсов, достигаемые результаты (ЧК в количественно-качественном измерении), частные процессы репродукции в каждой сфере, кругооборот ЧК на рассматриваемой территории;

• предоставление полной, всесторонней и достоверной информации всем участникам репро-

1. По стадии движения

1.1 Прибытие 1.2 Внутренние изменения 1.3 Выбытие

| Подсистемы репродукции

2. По содержанию

репродукционного процесса

2.1 Экономи- 2.2 Демогра- 2.3 Социально- 2.4 Медицин-

ческие фические психологические ские

Предприятия

Домашний репродуктивный сею"ор

Регион

3. По степени дифференциации показателей

3.1 Локальные

3.2 Обобщающие

3.3 Интегральныне

4. По функциональному

назначению

4.1 Исходные 4.2 Расчетные 4.3 Аналитические 4.4 Прогнозные

Рис. 2. Многоаспектная классификация показателей репродукционного процесса в регионе (показателей класса «оценка—воздействие»)

дукции в регионе наилучшим образом обеспечивается при использовании многоаспектной классификации оценочных показателей по совокупности фундаментальных признаков-оснований;

• в состав фундаментальных признаков-оснований, по нашему мнению, необходимо включить следующие четыре признака: стадии движения ЧК; содержание репродукционного процесса; степень дифференциации измерителей; функциональное назначение при анализе. Использование этой классификации в принципе позволяет выполнить комплексный анализ состояния репродукции в регионе, его ресурсно-затратных характеристик и получаемых результатов. При этом центральное место в системе показателей должны занять характеристики кругооборота ЧК по стадиям и участникам репродукционного процесса.

В систему социально-экономических показателей, характеризующих общий кругооборот ЧК, целесообразно включить показатели, отражающие ход локальных воспроизводственных процессов, производимые затраты, промежуточные и конечные результаты. Эти показатели должны раскрывать особенности функционирования каждой подсистемы объекта анализа и всего репродукционного процесса в целом. Целесообразно также выполнить привязку к субъектам этих сфер — главным участникам процесса воспроизводства ЧК, т.е. предприятиям, домашнему репродуктивному сектору и территории (региону). Важно определить характеристику основных показателей, позволяющих выполнить комплексный анализ ситуации (рис. 3).

При выборе подходов к определению эффективности репродукционного процесса следует выделять параметры локальных репродукционных подпроцессов, производимые затраты, промежуточные и конечные результаты рассматриваемого процесса. При этом наиболее важными особенностями методологии построения и использования параметров репродукционного процесса в комплексном анализе являются.

1) Использование наряду с первоначальной, восстановительной и остаточной стоимостью ЧК его нормативной оценки, базирующейся на совокупности нормативно-квалификационных требований, дифференцированных по подсистемам репродукции

Mbr

Mpr

Мег

Mcbr

Mcpi

Mepi>

л аз н г > и н Я %

о а>

о. hO

<и ю

о 2; го о

н и Я

\

Mohr (Mehr)

Морг

(Мерг)

Moer (Meer)

Мвсг

&

я н о а о ю ¡о о

•е я « &

Нег

Обобщающие признаки объема и качества человеческого капитала

ДРС — домашний репродуктивный сектор Рис.3. Развернутая схема аналитических показателей репродукционного процесса и его результатов

— домашнему репродуктивному сектору, семье, дошкольным образовательным учреждениям, образовательным подсистемам — школе, профессионально-техническим училищам, колледжам, высшим учебным заведениям, организацям социальной и бюджетной сфер, рынку труда с предприятиями различных форм собственности, а также на удельных затратах, необходимых для обеспечения этих требований.

2) Достаточно широкое применение (помимо объемных показателей наличия ЧК в физическом исчислении) характеристик уровней интеллектуального развития на всех этапах воспроизводства этого капитала — в домашнем репродуктивном секторе, социальных и бюджетных учреждениях, при дообучении непосредственно на производстве (/£? — коэффициент интеллекта - подлежит измерению у работающих, учащихся и у детей-дошкольников).

3) Кроме Щ, целесообразно исчисление и применение в анализе, во-первых, интегральной оценки состояния здоровья имеющегося и будущего ЧК региона, соотнесение ее с эталонной величиной, а во-вторых, интегральной оценки общекультурного развития (по отношению к социокультурным нормативам) для всего ЧК ре-

гиона. Это позволяет определять и использовать в расчетах такой высокоаналитичный показатель, как приведенный к эталонному уровню объем ЧК, учитывающий состояние физического и психического здоровья, умственного и культурного развития людских ресурсов.

4) Показатели движения ЧК на предприятии, в домашнем репродуктивном секторе и регионе (коэффициенты поступления, обновления, выбытия) и его состояния (коэффициенты износа и годности) могут быть исчислены, исходя не только из физического износа ЧК, а и с учетом трех видов морального износа. При этом моральный износ первого и третьего видов, которые связаны с неполной востребованностью квалификации работника либо отмиранием данной профессии вообще, являются специфичными для ЧК.

5) Затраты на выращивание ЧК в семье по времени охватывают не только дошкольный и школьный период вложения средств родителями в детей, но и периоды учебы в профессиональных учебных заведениях и инкорпорирования ЧК родителями во время адаптации и дообучения на производстве.

6) Общие показатели объема ЧК определяются как в количественно-качественном аспекте, по численности соответствующих социально-

демографических групп населения (с учетом их качественных характеристик), так и в стоимостном выражении. При этом совокупная оценка общего объема наличного и будущего ЧК производится по смешанной оценке: для наличного человеческого капитала - по полной стоимости, а для будущего ЧК - по фактическим текущим затратам на репродукционный процесс.

7) При исчислении четырех параметров эффективности кругооборота ЧК используется показатель регионального валового продукта. Однако это не единственный вариант решения проблемы адекватного измерения результата регионального репродукционного процесса. В качестве такого результата могут выступать территориальный доход (аналог валового национального дохода для страны) либо территориальное богатство (аналог наци -онального богатства страны). Но методология их исчисления на региональном уровне в настоящее время разработана еще в недостаточной степени.

1. Показатели наличия, состава, состояния

и износа имеющегося на предприятии человеческого капитала

1.1. Показатели наличия функционирующего ЧК (в физическом и стоимостном измерениях):

ЧК, или М.е - численность работников /-Й профессионально-квалификационной группы;

ЧКоб, или М — общая численность (физический объем) ЧК предприятия;

(ППС ЧК)., или 0.е — полная первоначальная стоимость 1 единицы ЧК /-Й профессионально-квалификационной группы;

(ПВС ЧК)., или Е.е —полная восстановительная стоимость 1 единицы ЧК 1-й профессионально-квалификационной группы;

(ОС ЧК)., или и.е — остаточная стоимость 1 единицы ЧК /-й профессионально-квалификационной группы;

(НО ЧК)., или - нормативная оценка 1 единицы ЧК /-й профессионально-квалификаци-онной группы.

1.2. Показатели состава и качественных характеристик ЧК:

Р. - структурная характеристика ЧК предприятия, т.е. доля /-Й профессионально-квалификационной группы в общей численности ЧК:

Р.=М. /М ■ 100 (1)

О— средняя стоимость 1 единицы ЧК (по полной первоначальной стоимости):

О = Е О ■ М. / М (2)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

е Iе ¡е' у '

Ее — средняя стоимость 1 единицы ЧК (по полной восстановительной стоимости):

Е = 2 Ё ■ М. / М (3)

е 1е (е ' це х '

С/ — средняя стоимость 1 единицы ЧК по остаточной стоимости:

и =1 и. ■ М. /М (4)

г е ¡е ¡е' у '

^ - средняя нормативная оценка 1 единицы ЧК предприятия (по современным нормативно-квалификационным требованиям):

& ■ М./М (5)

е ¡е /е' у '

/) — средняя степень удорожания (девальвации) 1 единицы ЧК предприятия:

Э=Ё/ О (6)

^ е е ' е 4 7

Ее — средняя мера исходного (достигнутого) качества ЧК предприятия:

¿е = 100 О (либо ËJ/Se (7)

Щ Не — среднее значение коэффициента интеллектуального развития у имеющегося на предприятии ЧК.

1.3. Показатели физического и морального износа человеческого капитала, его состояния:

(ФИ ЧК). или Кф.е — соответственно сумма физического износа и коэффициент физического износа ЧК предприятия, т.е. мера утраты природных и приобретенных качеств и свойств (силы, выносливости, быстроты реакции, зрения, слуха, памяти, снижения гибкости ума, адаптационных способностей и др.) у работников ¡-й профессионально-квалификационной группы;

(МИ ЧК)п, КМПе — соответственно сумма и коэффициент морального износа первого рода, т.е. степень утраты профессиональных знаний и навыков, частичной потери квалификации в связи с неполной их востребованностью (работа не по специальности, слишком узкая специализация и т.д.);

(МИ ЧК)2. , КМ2.е — соответственно сумма и коэффициент морального износа второго рода, т.е. степень сокращения затрат на воспроизводство ЧК (его репродукцию), обусловленная научно-техническим и социальным прогрессом;

(МИ ЧК)3., КМн.е — соответственно сумма и коэффициент морального износа третьего рода, т.е. износа, вызванного отмиранием рассматриваемой профессии вообще;

* ГФ<мГ 1 - > <8)

где К Гф(М) — коэффициент годности ЧК предприятия, т.е. средняя степень сохранения его психофизиологических и профессионально-квалификационных характеристик;

К<ке(Ще1 коэффициент физического износа (морального износа первого, второго и третьего родов) /-й профессионально-квалификационной группы ЧК предприятия.

2. Показатели-характеристики репродукции,

затрат и результатов воспроизводства будущего ЧК в домашнем репродуктивном секторе

2.1. Показатели-характеристики процесса репродукции и наличия будущего ЧК:

КСР. - средняя величина коэффициента суммарной рождаемости, или среднее число детей, рожденных женщиной за весь репродуктивный период (т.е. в возрасте 15-49 лет), исчисленное по состоянию нау-й год;

КР. — значение общего (в расчете на одну тысячу женщин и мужчин) коэффициента рождаемости в у'-м году;

М^ - общая численность, т.е. физический объем будущего ЧК (до перехода его на учебу и / или работу).

2.2. Оценки затрат на репродукцию в домашнем репродуктивном секторе:

ЗРц— затраты на репродукцию по к-иу репродукционному процессу (родовспоможение и послеродовой медицинский уход, кормление, домашнее воспитание, платное обучение, лечение, ранняя социализация, доращивание и др.) в у—м году;

ЗРк - общие затраты на репродукцию ву'-м году по всем к процессам:

ЗР=ЪЗР„ (9)

ЗР — общие затраты на репродукцию в целом за полный период выращивания ЧК, равный 25 годам:

ЗР = ЪЗРк (10)

М^ — общая численность (физический объем) занятых в домашнем репродуктивном секторе (в среднегодовом исчислении);

1(2 — среднее значение коэффициента интеллектуального развития у занятых в домашнем репродуктивном секторе.

2.3. Показатели-характеристики качества функционирования в домашнем репродуктивном секторе:

Ш0— среднее значение коэффициента интеллектуального развития у новорожденных;

Ю7— среднее значение коэффициента интеллектуального развития у детей по истечению семилетнего периода дошкольного ухода, воспитания, обучения и ранней социализации.

3. Показатели-характеристики

процесса репродукции человеческого капитала в региональной социальной сфере и на рынке труда

3.1. Показатели репродуктивного процесса в системе общего и профессионального образования региона:

Мтг. — численность (физический объем) ЧК в т-й образовательной подсистеме региона в у'-м году;

М — общая численность (физический объем) ЧК, обучающегося в региональной системе образования в у'-м году;

А1<2тг—локальное приращение среднего значения коэффициента интеллектуального развития 1 единицы ЧК в т-й образовательной подсистеме;

А1(2г — общее приращение среднего значения коэффициента интеллектуального развития 1 единицы ЧК в целом по сфере образования региона.

3.2. Репродуктивные показатели человеческого капитала в сфере здравоохранения региона:

Т — средняя продолжительность предстоящей жизни для родившихся на данной территории в у'-м году;

Дг — доля здоровых (по медицинским нормативам) в /-й возрастной группе населения территории;

Д. — средняя доля здоровых (по медицинским нормативам) в целом по всем возрастным группам населения территории;

Б031г — балльная оценка состояния здоровья в /-й возрастной группе населения территории, соотнесенная с эталонной величиной;

ПОЗ — интегральная оценка состояния здоровья имеющегося и будущего ЧК территории в целом, соотнесенная со средневзвешенной эталонной величиной.

3.3. Показатели репродуктивных достижений в сфере культуры региона:

ОУК — оценка среднего уровня обще культурного развития (по отношению к социокультурным нормативам) в 17-й группе ЧК региона;

ОУК — интегральная оценка среднего уровня общекультурного развития ЧК региона.

3.4. Показатели наличия функционирующего ЧК в социальной и бюджетной сфере региона:

М.г — численность работников \-й профессионально-квалификационной группы занятых в социальной и бюджетной сферах региона;

М — общая численность (физический объем) ЧК социальной и бюджетной сфер территории;

б. — полная первоначальная стоимость 1 единицы ЧК ¡-й профессионально-квалификаци-онной группы;

Е

полная восстановительная стоимость

единицы ЧК 1-й профессионально-квалификаци-онной группы;

и.е - остаточная стоимость 1 единицы ЧК 1-й профессионально-квалификационной группы;

— нормативная оценка 1 единицы ЧК /-й профессионально-квалификационной группы;

среднее значение коэффициента интеллектуального развития у ЧК, функционирующего в социальной и бюджетной сферах региона.

3.3. Показатели-характеристики ЧКна региональном рынке труда:

М — численность незанятого ЧК /-й профессионально-квалификационной группы (в среднегодовом исчислении);

Мш— общая численность незанятого населения в регионе (в среднегодовом исчислении);

1<2иг — среднее значение коэффициента интеллектуального развития у незанятого населения в регионе.

4. Обобщающие показатели объема, качества человеческого капитала и эффективности его кругооборота

4.1. Показатели объема ЧК в количественном и качественном аспектах:

МЬг— общая численность занятых в региональной экономике (функционирующий ЧК):

М. =М + М. + М (11)

Ьг gd gr 4 >

Мрг — общая численность наличного ЧК реги-

она (полного и неполного):

М =М +М,+М +М +М (12)

рг gd £Г ГЦ иг у '

Мсг— общая численность наличного и будущего ЧК региона:

М =М +М . (13)

сг рг $ ^ '

МсЬ— приведенный к эталонному (нормативному) уровню объем функционирующего в регионе ЧК;

М — приведенный к эталонному (нормативному) уровню объем наличного регионального ЧК;

М — приведенный кэталонному (нормативному) уровню объем наличного и будущего ЧК в регионе.

4.2. Стоимостные измерители объемов человеческого капитала в регионе:

МдНг (Мек) — полная первоначальная (либо полная восстановительная) стоимость функционирующего в регионе ЧК;

М (М ) — полная первоначальная (либо

орг 4 ерг' 1

полная восстановительная) стоимость наличного регионального ЧК;

М (М ) — смешанная оценка наличного и

осг у есг7

будущего человеческого капитала в регионе;

М5сг — нормативная оценка наличного и будущего ЧК территории (по современным нормативно-квалификационным требованиям).

4.3. Показатели эффективности кругооборота человеческого капитала:

Я г — эффективность ЧК, функционирующего в экономике региона:

Ек=Уг/МЛг(либоМеНг), (14)

где К — валовой региональный продукт;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Е — эффективность применения наличного ЧК в региональной экономике:

Е =У/М (либоМ ) (15)

рг г' орг 4 ерг' 4 '

Есг — совокупная эффективность использования наличного и будущего ЧК территории:

Е = У/М (либоМ ) (16)

сг г' осг х есг' 4 '

Е5г — совокупная эффективность использования наличного и будущего ЧК территории, исчисленного по нормативной оценке:

Е =У/М . (17)

5Г Г' 05Г у 7

Кроме исходных, расчетных и оценочных показателей репродукции (группа 4.1-4.3), надо исчислять прогнозные показатели, которые определяются путем нахождения приемлемой модели развития, выявления тренда и экстраполяции сложившихся тенденций на ближайшее будущее.

Итак, комплексный анализ эффективности воспроизводства ЧК в регионе (оценка ситуации, диагностика причин ее возникновения и прогнозирование развития) может способствовать выработке оптимальной демографической политики и стратегии качественного роста человеческого потенциала территорий, для которых эти проблемы стоят особенно остро — например, для Севера, Востока и Северо-Востока нашей страны. Отметим, что интересные результаты методологических разработок ряда других авторов уже находили отражение в журналах Издательского дома «Финансы и кредит»3. Очевидно, что эта важная тема еще ждет своих исследователей.

3 Кузнецова ЕМ, Лавров В.Н., Коновалов Л.А. Оценка эффективности инвестирования в репродукцию // Экономический анализ: теория и практика. - 2004. №14. С.38-44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.