Научная статья на тему 'Комплексный анализ деятельности ведущих университетов СКФО'

Комплексный анализ деятельности ведущих университетов СКФО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
институциональная среда / конкурентоспособность университетов / высшее образование / рейтинги университетов / наукометрия / экспертные оценки / institutional environment / university competitiveness / higher education / university rankings / scientometrics / expert assessments
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплексный анализ деятельности ведущих университетов СКФО»

Петросянц Д. В.

к.э.н., доцент Департамента политологии и массовых коммуникаций Финансового университета

dan-basa@yandexru

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЕДУЩИХ УНИВЕРСИТЕТОВ СКФО1

Ключевые слова: институциональная среда, конкурентоспособность университетов, высшее образование, рейтинги университетов, наукометрия, экспертные оценки.

Keywords: institutional environment, university competitiveness, higher education, university rankings, scientometrics, expert assessments.

1. Введение

Исчерпанность ресурса модели советского регионального вуза в привязке к областным центрам не вызывает сомнения, вопрос в другом: как рационально и эффективно с точки зрения затрат всех видов ресурсов выстраивать в субъектах РФ модель современного конкурентоспособного университета, ориентированного на нужды страны и её регионов?

Современное общество активно стремится в сторону цифровой трансформации, в этих условиях становится актуальным определение степени влияния современных университетов на социально -экономическое, политическое, культурное и экологическое развитие регионов РФ. Выявление роли научно -образовательных сообществ в формировании системы стратегического управления социально -экономическим и инновационно-технологическим развитием регионов является одним из ключевых моментов, определяющих стратегии научно -технологического развития регионов (субъектов федерации). Для субъектов Северо-Кавказского федерального округа - это фактически выявление для каждого региона перспектив его развития в условиях цифровизации всех аспектов жизнедеятельности 2.

Но именно в СКФО накопился целый ряд проблем (перечень неполный, попо лняемый):

- в субъектах СКФО отсутствуют четко выраженные точки инновационно-технологического роста (ИТР). Нет плана размещения стартапов ИТР СКФО учитывающего потенциал каждого субъекта;

- в высших учебных заведениях региона отсутствует скоординированный по всему СКФО стратегический план подготовки кадров для реализации задач по цифровой трансформации;

- отставание в освоении цифровых технологий и их разрывы по территории округа приводят к усугублению следствий географической периферийности субъектов СКФО;

- отсутствует реальная оценка перспектив субъектов СКФО в рамках стратегии научно -технологического развития России.

С развитием экономики знаний будет расти в жизни всего общества роль капитализации знаний. Наиболее оптимальные условия для этого имеют университеты. Следовательно, будет возрастать и влияние университетов на общество. Соответственно будут меняться модели университетов и характер их взаимодействия с окружающей средой, со всем обществом. При этом, общество, испытывая влияние университетов, тоже будет трансформироваться3.

В XXI веке экспоненциально растет дифференциация университетов с одновременной их трансформацией, что неминуемо ведет к невиданным ранее изменениям в организации образовательного процесса в учебных заведениях. Подавляющее число высших учебных заведений идет по пути все большей профилизации и, следовательно, все большего крена в сторону перехода в обучающую составляющую деятельности, а по сути, - обучению ремеслу. И все меньшее число университетов продолжает заниматься формированием современного мировоззрения. Одной из ключевых задач развития университетов и их инфраструктуры, является синхронизация с направлениями развития регио-

4

нов, активное участие в реализации национальных проектов, в соотве тствии с рынком труда региона .

Проведение форсайта развития региона на регулярной основе должно приводить к коррекции контрольных цифр приема (КЦП) в соответствии с потребностями в специалистах различных отраслей хозяйства. Но не все решается просто и линейно. А если нет на сегодня высококвалифицированных рабочих мест в регионе, то вуз не должен готовить математиков, физиков, инженеров высокой квалификации? Или это уже задача федеральных и национальных

1 Доклад подготовлен при финансовой поддержке РФФИ, проект № 19-010-00104 «Системное регулирование развития экосистем инноваций в российских ведущих центральных и региональных университетах».

2 Петросянц Д. Экосистемы инноваций в региональных российских университетах: информационные основы оценки развития // Проблемы теории и практики управления. - М., 2018. - № 11. - С. 92-103.

Салми Дж. Создание университетов мирового класса / Пер. с англ. - М.: Весь Мир, 2009. - 132 с.

4 Балацкий Е.В., Сергеева В.В. Научно-практическая результативность российских университетов // Вопросы экономики. -М., 2014. - № 2. - С. 133-148.

исследовательских университетов? Имеет ли РФ ресурсные возможности создавать на местах конкурентоспособные научно-исследовательские лаборатории мирового класса, при этом одновременно во многих регионах страны? Или это непомерная нагрузка на бюджеты университетов? Удастся ли проводить в СКФО исследования мирового уровня, если Федеральный округ не попадет в рамки национального проекта Наука, и не создаст ни один из пятнадцати запланированных Национальных образовательных центров (НОЦ)? Тем более, что число таких центров не ограничено, нашлись бы ресурсы, финансовые и человеческого капитала. Очевидно, что проблемы науки и образования невозможно рассматривать вне контекста демографических, социально -экономических, политических и иных проблем. Аналитики Всемирного банка в своем исследовании приходят к выводу, что «перспективы трудоустройства российской молодежи кардинальным образом различаются в зависимости от региона их проживания. Так, например, молодежь из Северного Кавказа может оказаться неконкурентоспособной за пределами своего региона в силу низкого уровня полученного образования»1.

В июне 2019 г. Министр Науки и высшего образования (МНВО) М. Котюков однозначно дал понять, что «распределение бюджетных мест по регионам и университетам зависит от различных показателей. Эта методика утверждена, но с учетом динамически меняющихся планов пространственного развития, изменения технологического уклада в эту методику в ближайшее время планируется внести изменения, которые бы учитывали более точно задачи рынка труда в субъектах РФ»2.

2. Картирование ситуации в системе высшего образования СКФО в 2018/2019 учебном году

В проекте НРУ Интерфакс в 2018/2019 гг. были оценены 17 вузов СКФО3, на четыре больше чем годом ранее. В СКФО на июль 2019 года нет ни одного статусного вуза: НИУ, опорного, участника проекта 5/100. Есть только в Ставрополе федеральный университет. В дальнейшем в настоящей статье будут рассмотрены в первую очередь различные показатели этих 17 университетов СКФО4.

По данным мониторинга МНВО РФ на 2018 год в СКФО действует 85 организаций высшего образования (из числа принявших участие в мониторинге), в т.ч.: 41 филиал, 24 частных вуза, 1 федеральный университет, нет НИУ и опорных университетов. Больше всего университетов (включая филиалы) в Махачкале (17) и в Ставрополе (15). В табл. 1 представлены данные о числе университетов в СКФО на 2018/19 учебный год, а также приведенное число студентов обучающихся в субъектах Федерального округа.

Таблица 1

Число университетов СКФО на 2018/19 учебный год

Субъект СКФО Головной вуз Филиал Всего вузов в субъекте СКФО Приведенное число студентов Число студентов на 10 000 населения по приведенной численности студентов

Ставропольский край 15 19 34 39 237,7 140,1

Республика Дагестан 12 17 29 29 163,5 95,2

Республика Северная Осетия (Алания) 6 1 7 14 541,0 207,1

Республика Карачаево-Черкесия 2 3 5 5406,6 116,0

Республика Кабардино-Балкария 4 0 4 10 357,0 119,6

Чеченская республика 3 1 4 16 848,4 117,2

Респу блика Ингу шетия 2 0 2 3867,4 79,3

Северо-Кавказский федеральный округ, всего 44 41 85 119 421,5 121,6

Источник: составлено автором МНВО РФ5.

В табл. 2 представлена численность студентов на 10 000 населения в субъектах СКФО по данным Росстата. В соответствии с политикой, проводимой еще Министерством образования и науки, число студентов с 2010 г. к 2018 г. значительно снизилось. Что же касается среднероссийских данных, то за этот же период показатель снизился с 493 в 2010 г. до 284 в 2018 г.

1 Преодоление пространственного неравенства. Доклад Всемирного банка. 2018. - https://openknowledge.worldbank.org/ bitstream/handle/10986/29866/126805-WP-WBrollingback-PUBLIC-RUSSIAN.pdf?sequence=5&isAllowed=y

2

Минобрнауки намерено изменить методику распределения бюджетных мест в вузах / ТАСС. - https://tass.ru/obschestvo/ 6604944?fbclid=IwAR2qWT5RH8fA3bulpLCeHILIr2A5qlmsLepytVm13OJIufHO5tdgEWHwX0M

3 Соответствие аббревиатур вузов их полному наименованию см. на сайте проекта Академия Интерфакс. - https://acade mia.interfaxru

4 Официальный сайт проекта Академия Интерфакс. - www.academia.interfaxru

5 Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования // Сайт Министерства науки и высшего образования РФ. Главный информационно -вычислительный центр. - http ://indicators.miccedu.ru/monitoring/?m=vpo

Таблица 2

Численность студентов на 10000 населения в субъектах СКФО с 2010 по 2018 гг.

Субъект СКФО 2010 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Республика Дагестан 363 204 181 171

Респу блика Ингушетия 287 168 157 151

Кабардино-Балкарская Республика 327 175 163 169

Карачаево-Черкесская Республика 354 239 230 239

Республика Северная Осетия-Алания 476 352 327 303

Чеченская Республика 262 235 240 241

Ставропольский край 483 268 258 257

Северо-Кавказский федеральный округ, всего 386 235 221 217

Источник: Росстат1.

В табл. 3 представлено приведенное число студентов по направлениям обучения в СКФО на 2018/2019 учебный

год.

Таблица 3

Приведенное число студентов по направлениям обучения в СКФО на 2018/2019 учебный год

Математические и естественные науки Инженерное дело, технологии и технические науки Здравоохранение и медицинские науки Сельское хозяйство и сельскохозяйствен-ные науки Науки об обществе Образование и педагогические науки Гуманитарные науки Искусство и культура

Респу блика Дагестан 1610 4379 6185 1240 9592 4177 1721 260

Респу блика Ингушетия 685 108 610 343 951 479 692 -

Респу блика Кабардино-Балкария 966 2452 2304 968 2394 351 695 228

Респу блика Кар а-чаево-Черкесия 661 913 720 255 1329 1216 179 133

Республика Северная Осетия (Алания) 437 3501 3155 924 4914 1006 554 52

Ставропольский край 1168 7282 7833 1623 14523 4304 2205 300

Чеченская республика 1761 3271 1677 617 4900 3679 768 175

Север о-Кавказский федеральный округ, всего 7287 21906 22483 5970 38604 15211 6814 1147

Источник: составлено автором по МНВО РФ.

В табл. 4 представлено число студентов по направлениям на 10000 населения СКФО в 2018/19 учебном году.

Таблица 4

Приведенное число студентов по направлениям на 10000 населения СКФО в 2018/2019 учебном году

Математические и естественные науки Инженерное дело,технологии и технические науки Здравоохранение и медицинские науки Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки Науки об обществе Образование и педагогические науки Гуманитарные науки Искусство и культура

Республика Дагестан 5,3 14,3 20,2 4,0 31,3 13,6 5,6 0,8

Респу блика Ингу ше-тия 14,0 2,2 12,5 7,0 19,5 9,8 14,2 -

Респу блика Кабар ди-но-Балкария 11,1 28,3 26,6 11,2 27,6 4,0 8,0 2,6

Респу блика Кар ачае-во-Черкесия 14,2 19,6 15,5 5,5 28,5 26,1 3,8 2,9

Республика Северная Осетия (Алания) 6,2 49,9 44,9 13,2 70,0 14,3 7,9 0,7

Ставропольский край 4,2 26,0 28,0 5,8 51,9 15,4 7,9 1,1

Чеченская р еспу блика 12,3 22,8 11,7 4,3 34,1 25,6 5,3 1,2

Всего 7,4 22,3 22,9 6,1 39,3 15,5 6,9 1,2

Источник: составлено автором по МНВО РФ.

1 Официальный сайт Государственного комитета по статистике РФ. - http://www.gks.ru

718

Аналитики НИУ ВШЭ в 2017 г. в своем исследовании оценили направления потоков выпускников школ, поступающих в университеты, и выпускников университетов региона. В первой части проведен анализ востребованности вузов региона среди выпускников школ других регионов (табл. 5) Во второй части представлен территориальный анализ трудоустройства выпускников вузов. В результате на основе двух оценок была составлена типология регионов, исходя из закономерностей потоков молодежи на уровнях абитуриентов региональных организаций высшего образования и выпускников университетов. На этой основе можно сделать очевидный вывод, что ни один из регионов СКФО не способен «якорить» на своей территории сильную «абитуру». Но причины такого положения дел кроются не только в способности или неспособности региональных университетов дать качественные знания, но и в дополнительных шансах молодых людей, уезжающих из родного дома в Москву и крупные города России, на социальные лифты, выучившись, устроиться на более престижную и высокооплачиваемую работу1.

Таблица 5

Показатель востребованности систем высшего образования субъектов СКФО

Численность студентов, поступив- Численность Численность выпускни- Показатель востребован-

Субъект СКФО ших сразу после окончания школы выпускников ков школ с учетом кор- ности региональной сис-

на очную форму обучения, чел. школ, чел. рект. коэффициента, чел. темы ВО

Республика Дагестан 3326 14 599 9781 0,34

Респу блика Ингу шетия 411 2651 1776 0,23

Респу блика Кабардино-Балкария 1235 5 019 3363 0,37

Республика Карачаево-Черкесия 521 1695 1136 0,46

Республика Северная Осетия (Алания) 2170 4638 3107 0,70

Ставропольский край 6275 11 115 7447 0,84

Чеченская республика 1711 5731 3840 0,44

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: исследование НИУ ВШЭ2.

На рис. 1 представлено распределение студентов университетов СКФО по городам с различной численностью населения в 2018 г. Следует отметить, что к городам от 0,5 до 1 млн. жителей в регионе относится только город Махачкала, где обучается свыше 27 тыс. студентов (приведенное число). Всего по СКФО можно получить высшее образование в 24 городах, 6 из них с населением от 0 до 50 тыс. жителей, 8 - от 51 тыс. до 100 тыс.

Источник: составлено автором по МНВО РФ.

Рисунок 1.

Распределение студентов университетов СКФО по городам с различной численностью населения (тыс. чел.) в 2018 г., приведенное число студентов, чел.

2.1. Бюджетные показатели

Информативными представляются данные об объеме НИОКР в бюджете Северо -Кавказских университетов (рис. 2). В последнее время МНВО РФ и ряд рейтинговых проектов замеряют также объемы НИОКР приходящиеся на оного НПР (ППС) университета. По нашей выборке наибольший показатель у СтавГАУ - 379 тыс. руб. НИОКР на одного НПР. По объему же НИОКР в выборке вузов СКФО лидируют СКФУ и СтавГАУ.

1 Чемодан, вокзал, диплом. Какие регионы России привлекают, а какие теряют абитуриентов и выпускников вузов / НИУ ВШЭ. - https://iq.hse.ru/news/207498865.html

2 Где учиться и где работать: межрегиональная мобильность студентов и выпускников университетов / Д.В. Козлов, Д.П. Платонова, О.В. Лешуков; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. - М.: НИУ ВШЭ, 2017. - 32 с. - (Современная аналитика образования. № 4 (12)).

Рисунок 2.

Доля доходов от НИОКР в бюджете университетов СКФО в 2018 г.

На рис. 3 представлена пузырьковая диаграмма, характеризующая не только объемы бюджетов вузов СКФО, но и показывающая из каких источников формируется этот бюджет. Наибольший бюджет в СКФО у СКФУ (2,08 млрд. руб.), КБГУБербеков (1,38 млрд. руб.) и ЧеченГУ (1,34 млрд. руб.). Максимальная доля внебюджетных доходов в бюджетах университетов региона отмечается в медицинских вузах: ДагГМУ (58,4%) и СтавГМУ (53,9 %).

Источник: составлено автором по МНВО РФ.

Рисунок 3.

Бюджеты университетов СКФО (млрд. руб.) и доля в них доходов из внебюджетных источников и

НИОКР в 2018 г., %

На рис. 4 представлена информация по объему стипендиального фонда в бюджетах университетов СКФО и его доли в бюджете вузов.

Источник: составлено автором по МНВО РФ.

Рисунок 4.

Объем и доля стипендиального фонда в бюджетах университетов СКФО 2018 г.

2.2. Оценка абитуриентов

На рис. 5 представлены баллы ЕГЭ поступающих в 2018 г. студентов в вузы СКФО. Наивысшие баллы у абитуриентов медуниверситетов ДагГМУ и СтавГМУ. В целом средние баллы ЕГЭ абитуриентов университетов СКФО находятся, что впрочем, характерно для большинства регионов страны, на невысоком уровне, наиболее сильная «аби-тура» стремится в крупные столичные города.

Источник: составлено автором по МНВО РФ.

Рисунок 5.

Средние баллы ЕГЭ студентов поступивших в университеты СКФО в 2018 г.

2.3. Наукометрические замеры

Особое значение при оценке научно -образовательных структур в последнее время придается наукометрическим показателям. Однако в отчаянной борьбе за эти показатели зачастую забывается, что научная статья - это оформленный результат научного исследования, а не студенческий реферат. Поэтому есть необходимость стратификации кач е-ства статей, которое приводит к стратификации качества научных журналов. На рис. 6 представлена двухфакторная диаграмма показателей индекса Хирша по всей наукометрической российской реферативной базе научных публикаций РИНЦ, а также только по статьям, опубликованным в так называемом «ядре» базы.

Источник: составлено автором по РИНЦ1.

Рисунок 6.

Значения индекса Хирша по всем публикациям в РИНЦ и в ядре РИНЦ накопленным итогом

по университетам СКФО в 2018 г.

На рис. 7 представлена доля публикаций, входящих в ядро РИНЦ, и публикаций, индексируемых в RSCI в общем числе публикаций университетов СКФО за 2014-2018 гг.

Источник: составлено автором по РИНЦ.

Рисунок 7.

Доля публикаций входящих в ядро РИНЦ и публикаций индексируемых в Я8С1 в общем числе

публикаций университетов СКФО за 2014-2018 гг.

1 Российский индекс научного цитирования, март 2019 г. - "^^^еИЬгагу .га

На рис. 8 представлены показатели индекса Хирша университетов СКФО накопленным итогом за все годы наблюдения на март 2018 г. Одним из популярных в последнее время стал наукометрический показатель - индекс Хирша. Агрессивные по активности, но не всегда качественные публикации российских ученых в отечественных и зарубежных журналах, привели к тому, что индексы Хирша по РИНЦ существенно превышают эти показатели по международной наукометрии.

Источник: Scopus1.

Рисунок 8.

Показатели H-индекса в базе Scopus вузов СКФО на март 2018 г.

2.4. Информационно -коммуникационные показатели

На рис. 9 представлена сравнительная публикационная заметность вузов СКФО в СМИ и иных открытых источниках. Динамика публикаций позволяет отслеживать заметность университета в информационно -коммуникационном пространстве, а индекс SPI - их качество. Если вы хотите отследить, как менялось качество публикаций о вас или вашей компании либо сравнить себя с конкурентами, то SPI для этого идеальный инструмент. Индекс учитывает не только количество вышедших сообщений, но и вес источника, роль объекта в публикации, ее тональность и многие другие лингвистические параметры.

Источник: составлено автором по БСА^Интерфакс2.

Рисунок 9.

Публикационная активность университетов СКФО

1 Реферативная база данных научных публикаций Scopus. - www.scopus.com

2

База российских СМИ SCAN-Интерфакс. - http://scan-interfaxra

3. Выводы

Университеты СКФО, как и вся система высшего образования России, находятся в стадии реформирования и трансформации. Современный университет - это динамично развивающаяся структура, включенная в международную сеть исследований, образования, культуры, социализации, развития предпринимательства, интегрирующая на своих площадках работу ученых, экспертов, аналитиков, государственных чиновников и др. участников, для диалога и решения задач по развитию страны, региона. Современные тенденции развития дистанционного образования способны составить серьезную конкуренцию классическим «башням из слоновой кости».

Отвечает ли нынешнее развитие университетов СКФО современным требованиям к подобным институтам? Прямо скажем, - нет, но стремиться преодолеть отставание от российских и мировых лидеров высшего образования насущно необходимо.

Решая эти задачи, подготавливая современных грамотных специалистов, конкурентоспособных не только в своем регионе, но и в любом уголке мира, университеты создают предпосылки для развития человеческого капитала, системно оплодотворяя почву для социально -экономического, политического, культурного и экологического развития своих регионов. Сравнивая сегодняшние университеты - лидеры СКФО с наиболее сильными вузами страны, можно констатировать, что далеко не все показатели их деятельности свидетельствуют об успехе и перспективах дальнейшего развития. Исторически накопленный опыт научно -исследовательской и образовательной работы в СКФО по -прежнему является фундирующей базой для развития. Исторически сильные университеты СКФО, такие как ДагГУ, КБГУБербеков, СтавГАУ и некоторые другие, на сегодня являются становым хребтом системы высшего образования в СКФО. СКФУ - федеральный университет, находится пока в одиночестве в ряду статусных вузов региона, за последнее время, получив этот статус, стал наиболее заметным в регионе. В этой ситуации требуется подготовка к включению одного или двух из вузов СКФО в статус опорного университета РФ, наиболее подходящие для этого, исходя из показателей эффективности и динамики развития, - ДагГУ и КБГУБербеков.

Сложная система взаимодействия университетов с внешним миром показывает важность не только высококачественного образовательного процесса, но и необходимость профессионально выстроенных информационно -коммуникационных каналов связи. Удастся ли создать в регионе (НОЦ) или сформировать статусные сильные региональные вузы, покажет время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.