Научная статья на тему 'Комплексные задания в ЕГЭ по физике'

Комплексные задания в ЕГЭ по физике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
631
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН (ЕГЭ) / КОМПЛЕКСНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ / КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАДАЧИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Злобина Светлана Павловна

В статье проводится краткий анализ результатов ЕГЭ по физике в Курганской области. Доказывается значение обучения учащихся умению решать задачи по физике, требующие комплексного применения знаний и умений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплексные задания в ЕГЭ по физике»

РАЗДЕЛ VI

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 53(07)

Злобина Светлана Павловна

Кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры физики и теории обучения физике Шадринского государственного педагогического института, 5\е{а-х22@,таИ. ги, Щадринск

КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАДАНИЯ В ЕГЭ ПО ФИЗИКЕ

Zlobina Svetlana Pavlovna

The Candidate of pedagogical sciences, professor Shadrinsc State pedagogical institute, sveta-zzz@mail.ru, Shadrinsk

COMPLEX TASKS OF USE IN PHYSIC

Главная задача системы образования в любые времена была, есть и будет - создание условий для качественного обучения. В нашей стране в настоящее время оценивание качества образования осуществляется на основе результатов единого государственного экзамена (ЕГЭ).

Проанализировав ситуацию с ЕГЭ в Курганской области, мы пришли к неутешительным выводам. Так в 2009 г. в Курганской области ЕГЭ по физике в основные сроки сдавало 1123 выпускника. Минимальный порог составлял 32 балла. Практически 8% выпускников не смогли преодолеть данный барьер, средний балл по области составил 41,52. В 2010 г. результат был немногим лучше: средний балл по области составил 53,6. На наш взгляд, это довольно слабые результаты. Получается, что почти половина выпускников знает физику лишь на оценку «удовлетворительно».

Для выяснения причин таких результатов нами было проведено анкетирование учителей и учеников. Результаты опросов приведены в таблице.

Результаты анкетирования учителей и учеников

№ п/п Причины результатов ЕГЭ Ответы учителей (%) Ответы учеников (%)

1. Сокращение часов на обучение физике в школе. 63 23

2. Нет возможности в пределах учебного времени, отводимого на обучение физике, проводить планомерную подготовку к ЕГЭ. 74 35

3. Задания блока В и С в школе вообще не рассматриваются. 44 57

4. На уроках не решаем комплексные задания, требующие знаний из разных разделов физики одновременно. 75 83

В таблице приведены основные причины, которые, по мнению учителей и учеников, влияют на результаты ЕГЭ по физике. Большинство учителей и учеников сходятся в едином мнении, что одной из основных причин неудач при выполнении заданий из ЕГЭ является проблема обучения умению решать комплексные задачи и задания.

До сих пор в наших школах основная функция учителя состоит в сообщении учащимся готовых знаний, а ученика - в восприятии, осознании, запоминании и воспроизведении сообщенных знаний, формирует у учащихся воспроизводящую, репродуктивную, познавательную деятельность, недостаточно способствуя развитию творческого мышления. Учебный процесс такого характера давно и справедливо подвергается резкой критике.

«Весь процесс обучения, - пишет Г. Н. Волков, - представляет собой процесс передачи информации от учителя к ученикам. Учитель при этом функционирует в качестве носителя и передатчика готовой информации, а ученики - в качестве «запоминающих устройств». Чем быстрее схватывает ученик то, что говорит учитель, чем точнее он воспроизводит знания, почерпнутые в готовом виде на уроке и из книг, тем он лучше успевает. Тот факт, что учитель в исполнении этой функции может быть заменен с большим успехом обучающими устройствами, кибернетическими репетиторами и экзаменаторами, прекрасно демонстрирует механический, нетворческий характер такого обучения» [1, с. 278-279].

Автор справедливо указывает, что вместе с бездумным усвоением готового знания ученик невольно усваивает и характер мышления, для которого «становится привычным повторять чужие мысли и поклоняться тому, чему «принято» поклоняться, для которого усвоенные законы науки - догматы веры, «иже не преступить». Современная система образования вполне заслуживает упрека, что она не руководит, в достаточной мере, творческими способностями, что она видит свою основную задачу в обучении уже достигнутыми результатами знания, а не учит творческому мышлению, как таковому.

Критика учебного процесса, сводящегося к простой передаче готового знания, идет и со стороны философов, обеспокоенных опасностью повреждения интеллекта школьников: «Искалечить орган мышления гораздо легче, чем любой другой орган человеческого тела, а излечить его очень трудно, а позже - и совсем невозможно. И один из самых «верных» способов уродования мозга и интеллекта - формальное заучивание знаний. Именно таким способом производятся «глупые» люди, то есть люди с атрофированной способностью суждения. Люди, не умеющие грамотно соотносить усвоенные ими общие знания с реальностью, а потому то и дело попадающие впросак. Зубрежка, подкрепляемая бесконечным повторением, калечит мозг и интеллект тем вернее, чем - своеобразный парадокс - справедливее и «умнее» сами по себе усваиваемые истины» [2, с. 158-159]. Автор объясняет этот парадокс тем, что глупую и вздорную идею из головы ребенка быстро выветрит его собственный опыт. «Абсолютная» же истина кажет-

ся ученику неподвижной, не требующей никакого «шевеления мозгами» и становится для мозга чем-то вроде рельс для поезда или шор для работяги лошади. Мозг привыкает двигаться только по проторенным другими мозгами путям.

Еще В. А. Сухомлинский писал по этому поводу: «В современную школу, школу эры новейших научных достижений, когда с каждым годом намного возрастает запас научных сведений, по инерции, без изменений перешел из прошлого века взгляд на знания как на багаж, который ученик хранит в памяти и может выложить по первому требованию учителя. Помнит ученик -значит знает, не помнит - не знает. Учение при таком подходе превращается в усвоение по порциям: сегодня запомнил порцию знаний, завтра выложил их перед учителем и как бы освободился от них. Это, в свою очередь, постепенно утверждает в сознании учащихся психологическую ориентацию на опрос. Тогда как о наличии знаний должно свидетельствовать умение применять их» [5, с. 55].

Подобное применение знаний в комплексе как раз требуют задания из блока С ЕГЭ по физике. Но если в школе учеников не обучают умению их решать, мы и дальше будем получать неутешительные вышеизложенные результаты.

Решением данной проблемы, на наш взгляд, является проведение на базе школ элективных курсов, факультативных занятий, целенаправленно обучающих учащихся умению применять знания в комплексе при решении задач и заданий из блока С ЕГЭ.

Остановимся подробнее на проблеме комплексных заданий.

Проанализировав большое количество психологической, педагогической, методической литературы, мы приходим к следующему определению: «Комплексное задание - это совокупность вопросов, задач или заданий, объединенных вокруг одного связующего звена (объекта, темы, предмета. ..), требующих для их выполнения знаний и умений из разных разделов одного учебного предмета или из разных учебных дисциплин».

Примерами таких заданий, требующих от учащихся знаний из разных разделов физики, а иногда и знаний из других естественнонаучных дисциплин, являются следующие:

1. Препарат, активность которого равна 1,7*1012 частиц в секунду, помещен в калориметр, заполненный водой при 293 К. Сколько времени потребуется, чтобы довести до кипения 10 г воды, если известно, что данный препарат испускает а-частицы энергией 5,3 МэВ, причем энергия всех а-частиц полностью переходит во внутреннюю энергию? Теплоемкостью препарата, калориметра и теплообменом с окружающей средой пренебречь [4, с. 82].

2. Каким образом установка батарей отопления под окном помогает выравниванию температур в комнате в зимнее время? Ответ поясните, указав, какие физические явления и закономерности вы использовали [4, с. 69].

3. В сосуде находится разреженный атомарный водород. Атом водорода в основном состоянии ^=-13,6 эВ) поглощает фотон и ионизируется. Электрон, вылетевший из атома в результате ионизации, движется вдали от ядра со скоростью г>=1 ООО км/с. Какова частота поглощенного фотона? Энергией теплового движения атомов водорода пренебречь [4, с. 105].

Для решения подобных задач ученикам необходимо применить знания из разных разделов физики: атомная физика, термодинамика, электромагнетизм. Без умения решать подобные задания, без тренировки маловероятно, что учащиеся смогут хорошо и самостоятельно справиться с заданиями блока С из ЕГЭ по физике.

Систематически включаемые в учебное познание подобные комплексные задания положительно изменяют широту и диапазон применения знаний и умений. Это способствует умственному развитию школьников и формированию широких познавательных интересов как одному из показателей развития личности. В деятельности, основанной на выполнении комплексных заданий, возникает устойчивая зависимость: широта познавательных интересов - осознанное восприятие комплексных задач - потребность в познании комплексных связей - творческий подход - умение мыслить системно - умение применять знания и умения в комплексе - познавательная самостоятельность ученика.

Еще Н. К. Крупская о необходимости комплексного использования знаний и умений писала: «Мы перешли к предметной системе, которая облегчает систематическое изучение различных областей, явлений, но значит ли это, что мы хотим воздвигнуть между отдельными предметами стены? ... Такой подход связывает все науки воедино общей цепью, создаст между ними связь громадной силы. И необходимо, чтобы она была осознана» [3, с. 6].

Использование комплексных проблемно-поисковых ситуаций, как показывает эксперимент, обеспечивает динамизм актуальных состояний личности: у учащихся появляется заинтересованность в синтезировании знаний как из разных разделов физики, так и из разных дисциплин, они хотят создавать модели с использованием сведений из различных дисциплин, исследовать поведение этих моделей, заранее создавая критические ситуации. При этом мы наблюдали, что учащиеся стали более самоорганизо-ваны, сознательны, быстро ориентировались в нестандартных ситуациях; повысился уровень их социального развития, что расширяло творческую поисковую деятельность. У них укрепилось убеждение в том, что в основе развития знаний и умений лежит реальная практика. Учащиеся ощущают, что в их деятельности важным становится прогноз особенностей изучаемого явления. Это убеждение они стараются перенести и на процесс изучения других предметов. Преподаватели, участвующие в эксперименте, отмечали, что учащиеся экспериментального потока быстрее ориентируются в поставленных комплексных заданиях, стремятся извлечь из решения максимум информации о свойствах изучаемого процесса, выявить его закономерности, найти применение в других дисциплинах.

Выполняя подобные задания, учащиеся совершают целый ряд сложных познавательных и расчетных действий: 1) осознание сущности комплексной задачи, понимание необходимости применения знаний из других предметов; 2) отбор и актуализация (приведение в «рабочее состояние») нужных знаний из других предметов; 3) их перенос в новую ситуацию, сопоставление знаний из смежных предметов; 4) синтез знаний, установление совместимости понятий, единиц измерения, расчетных действий, их выполнение; 5) получение результата, обобщение в выводах, закрепление понятий; 6) осознание ценности комплексных знаний и умений, формирование умения комплексного применения знаний и умений на практике.

Систематическое использование комплексных познавательных заданий в форме проблемных вопросов, количественных задач, практических заданий обеспечивает формирование умений учащихся применять свои знания и умения в комплексе в нестандартных ситуациях, устанавливать и усваивать связи между знаниями и умениями из различных предметов, а также способствует целенаправленной подготовке к сдаче ЕГЭ по физике.

Библиографический список

1. Волков, Г. Н. Социология науки [Текст] / Г. Н. Волков. - М., 1968.

2. Ильенков, Э. В. Об идолах и идеалах [Текст] / Э. В. Ильенков. - М., 1968.

3. Крупская, Н. К. Педагогические сочинения: В 6-ти т. [Текст] / Н. К. Крупская; под ред. А. Арсеньева и др. - М.: Просвещение, 1978. - Т.5. - 495 с.

4. Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ: 2011: Физика [Текст] / авт.-сост. А. В. Берков, В. А. Грибов. - М.: ACT: Астрель, 2011.

5. Скаткин, М. Н. Проблемы современной дидактики [Текст] / М. Н. Скаткин.-2-е изд. - М.: Педагогика, 1984.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.