Научная статья на тему 'Комплексные услуги, обзор опыта реализации принципа «Одного окна», Многофункциональный центр как организационная форма реализации принципа «Одного окна»'

Комплексные услуги, обзор опыта реализации принципа «Одного окна», Многофункциональный центр как организационная форма реализации принципа «Одного окна» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
740
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Буравлев Н.В., Корюкина Ю.А., Волкова М.А.

Государство будущего это государство «одного окна». Принцип «одного окна» является основой государственного управления, ориентированного на граждан. Каждое правительство обязано предоставить гражданам и предприятиям свободу выбора канала для двухстороннего взаимодействия и транзакций по принципу «одного окна» в соответствии с их предпочтениями, возможностями и нуждами. Помимо доступа к государственным услугам посредством Интернет, в ряде стран успешно используются такие каналы, как многофункциональные центры обслуживания населения, автоматизированные киоски, центры телефонного обслуживания, мобильные порталы («мобильное правительство»), телевизионные порталы («т-правительство»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Буравлев Н.В., Корюкина Ю.А., Волкова М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплексные услуги, обзор опыта реализации принципа «Одного окна», Многофункциональный центр как организационная форма реализации принципа «Одного окна»»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

Каждый инновационный проект должен пройти цикл «наука-производство-потребление». Вероятность получения положительных результатов в зависимости от вида и характера инновационных исследований колеблется от 5 до 95 %.

Реализация инновационного проекта - процесс по созданию и выведению на рынок какого-либо инновационного продукта. Следует учесть существующую практику отбора бизнес-проектов международными сетями бизнес-ангелов (частных инвесторов): из 30 000 бизнес проектов инвестируется в 12-24 проектов.

В отечественной практике реализации инновационных проектов и программ имеет ряд сложностей, обусловленных как инфраструктурными проблемами, так и некоторой инертностью среды, рыночной невосприимчивостью и недостатком финансовых и иных видов ресурсов. Данные обстоятельства делают

все более актуальным вопрос исследования и развития методов управления инновационными проектами и программами с учетом реалий российской экономической среды.

Библиографические ссылки

1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Москва: Академия, 1999

2. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. М. : ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.

3. Шумпетер Й. Теория экономического развития (Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры) / пер. с англ. М. : Прогресс, 1982. 455 с.

© Батраева И. М., 2012

УДК 669.713.7

Н. В. Буравлев, Ю. А. Корюкина Научный руководитель - М. А. Волкова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

КОМПЛЕКСНЫЕ УСЛУГИ, ОБЗОР ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА «ОДНОГО ОКНА», МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР КАК ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ

ПРИНЦИПА «ОДНОГО ОКНА»

Государство будущего - это государство «одного окна». Принцип «одного окна» является основой государственного управления, ориентированного на граждан. Каждое правительство обязано предоставить гражданам и предприятиям свободу выбора канала для двухстороннего взаимодействия и транзакций по принципу «одного окна» в соответствии с их предпочтениями, возможностями и нуждами. Помимо доступа к государственным услугам посредством Интернет, в ряде стран успешно используются такие каналы, как многофункциональные центры обслуживания населения, автоматизированные киоски, центры телефонного обслуживания, мобильные порталы («мобильное правительство»), телевизионные порталы («т-правительство»).

Зарубежный опыт очень важен для России, поскольку является более успешным в сфере создания и развития государств «одного окна». А так как все больше филиалов МФЦ открываются и в других муниципальных образованиях края, то необходимо делать упор на качестве предоставляемых услуг. Для территорий с низкой плотностью населения министерством рассматривается возможность создания «мобильных» МФЦ, а в качестве дополнительных точек доступа - электронные киоски.

В настоящее время в Красноярском крае создано уже 7 филиалов МФЦ, которые работают в режиме «одной двери», то есть в одном месте собраны специалисты всех ведомств - участников, предоставляющих в общей сложности 140 государственных и муниципальных услуг населению [1]. Прежде, чтобы получить эти услуги, граждане вынуждены были обходить инстанции, расположенные в разных концах города. Сегодня все они находятся в одном месте, в просторных, оснащенных справочными терминалами и системами электронной очереди залах. К тому же здесь имеются отделения банков, нотариусы, платежные терминалы и банкоматы, оборудован сектор ожидания, а воздух в помещениях кондиционируется.

Самыми востребованными являются услуги по государственной регистрации объектов недвижимости и сделок с ним. В соответствии с регламентом, на работу с каждым клиентом отводится определенное количество времени [3]. В среднем, МФЦ может обслуживать около 2 тысяч посетителей в день, число операторов ограничено ведомственным штатным расписанием. На этом фоне возникают очереди, людям приходится занимать места в них задолго до начала работы центра. Технические, в сущности, проблемы вызывают недовольство потребителей. Преодолеть их можно, снизив поток посетителей за счет перевода МФЦ в режим «одного окна» и оказания услуг через Интернет.

Принцип «единого окна» предполагает, что заявитель единожды подает заявку в центр, а МФЦ обеспечивает цепочку услуг, в которой необходимо участие различных ведомств разных уровней власти. При этом документы принимают не ведомственные, а универсальные специалисты. Во второй раз заявитель приходит в МФЦ, чтобы получить запрошенные документы. Это и есть результат предоставления услуги. Таким образом, нагрузка на гражданина, его издержки (временные, финансовые) по сбору различных доку-

Секция «Современнее технологии социального и проектного управления»

ментов снизятся в разы. Значительно уменьшится пакет документов, который нужно будет собрать заявителю. Одновременно уменьшатся и очереди в различных органах власти. По мнению автора статьи, это идеальная модель предоставления услуг, к которой надо стремиться и для улучшения работы МФЦ необходимо обобщить опыт других регионов и создать наиболее оптимальную модель работы центра, основанную на тесном взаимодействии всех участников МФЦ. Человек должен обратиться в одно окно, предъявив минимум документов, и через определенное время получить требуемые справки. Все нужные сведения - от ИНН до перечня собственности гражданина имеются в базах ведомств и люди не должны ходить от окна к окну, дублировать данные. Значит, необходимо наладить межведомственный обмен, либо открыть доступ к базам данных. Но сделать это можно лишь на федеральном уровне.

Переход к функционированию по принципу «единого окна» сегодня затруднен, поскольку требует участия различных ведомств разных уровней власти. Автор статьи считает, что там, где задача касается взаимодействия региональных и муниципальных органов власти, проблема корректировки регламентов рассмотрения документов вполне может быть решена, и принцип «одного окна» на определенном этапе может быть реализован. Однако наибольшую обеспокоенность вызывает организация взаимодействия с федеральными структурами. Разработанные в каждой из них регламенты приема документов, хранения данных и предоставления информации не согласуются между собой, препятствуют организации эффективной совместной работы. Все это фактически не позволяет МФЦ работать в оптимальном режиме и практически реализовать положения ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», запрещающего чиновникам требовать с заявителя те документы, справки и согласования, которые можно получить в органах власти любого уровня без его участия.

В целом же, деятельность центра вполне может служить инструментом повышения правовой и компьютерной грамотности населения, что станет особенно актуальным на новом этапе предоставления

государственных услуг населению в удаленном доступе. Для этого, по мнению автора статьи, необходимо сделать следующий шаг - внедрить в оборот электронную цифровую подпись, универсальную электронную карту физического лица и другие средства идентификации, обеспечить функционирование региональных систем межведомственного электронного взаимодействия. Препятствием на пути к этому являются многочисленные действующие внутренние положения, инструкции и регламенты работы органов власти, ориентированные только на бумажные носители. Это ограничивает возможность принятия решений на основании электронных документов, использование документов в электронной форме во взаимодействии с органами власти. Преодолеть преграду помогут требования к системе электронного взаимодействия, утвержденные на федеральном уровне в конце 2010 года. От того, как скоро будет проделана эта работа, будет зависеть и степень доступности государственных и муниципальных услуг через специализированный единый Интернет-портал, и как следствие повышение качества оказания государственных и муниципальных услуг населению.

Библиографические ссылки

1. Краевое государственное бюджетное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг». URL: http://24mfc.ru.

2. О создании краевого государственного бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» : Распоряжение от 29 декабря 2009 г. № 1125-р.

3. О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных (муниципальных) услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления : Постановление Правительства РФ от 27.09.2011 № 797.

© Буравлев Н. В., Корюкина Ю. А., 2012

УДК 669.713.7

Д. В. Гринева Научный руководитель - П. С. Зеленский Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ИНКУБАТОР ИННОВАЦИОННЫХ ИДЕЙ (СИСТЕМА «4И») -СИСТЕМА СБОРА И ОБРАБОТКИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ СОТРУДНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

Рассмотрена система «4И», ее эффекты внедрения на предприятии.

На сегодняшний день общепризнано, что человеческие ресурсы оказывают наибольшее влияние на деятельность организации. Стабильное развитие и конкурентоспособность современной компании в огромной степени зависит от использования новых идей и разработок в производстве продукции и услуг. Актуальной явля-

ется проблема эффективного внедрения новых идей на предприятии, так как на практике знания и опыт сотрудников используют лишь в рамках прямых должностных обязанностей. Знания и опыт сотрудников, выходящие за рамки должностных инструкций, остаются невостребованными или используются не в полной мере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.