УДК 332.1 Н.В. Кулешова СибГУТИ, Новосибирск
КОМПЛЕКСНОЕ ЗОНИРОВАНИЕ ПРИРОДНОГО ПОТЕНЦИАЛА КАК ОСНОВА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
В статье рассматривается необходимость проведения комплексного зонирования природного потенциала с целью выявления направлений перспективного развития экономики территорий. Дана краткая характеристика основных результатов зонирования Новосибирской области.
N. V. Kuleshova
Siberian State University of Telecommunications and Information Sciences 86 Kirov str., Novosibirsk, 630102, Russian Federation
COMPLEX ZONING OF NATURAL POTENTIAL AS THE BASIS OF TERRITORIAL PLANNING OF NOVOSIBIRSK AREA
The necessity of natural potential's complex zoning with the purpose of revealing the directions of perspective economic development on the territories is discussed in the article. The brief characteristics of Novosibirsk area's basic results zoning is given.
В качестве главных направлений, определяющих стратегию развития территории Новосибирской области, декларируются: развитие части пространственного каркаса страны, способствующего решению геополитических задач государства и повышению темпов развития экономики области за счет интенсификации его внешних связей; повышение конкурентоспособности экономики области за счет эффективности использования ее территории; повышение устойчивости социально-экономического развития области и качества жизни за счет улучшения среды жизнедеятельности [4, 5].
Основные принципы территориального планирования [5]:
Взаимосвязанность процессов, изменяющих состояние территории, базирующегося на знании объективных закономерностей ее развития;
- Необходимость соблюдения баланса связанных с развитием территории интересов различных слоев общества и видов их деятельности;
- Учет последствий реализации принимаемых решений на средне- и долгосрочную перспективу;
- Установление объективных, научно обоснованных критериев определения целей и решения поставленных задач;
- Обеспечение возможности контроля решения поставленных задач.
Административно-территориальное устройство Сибири до начала ХХ столетия осуществлялось во многом стихийно. В его основе лежали два принципа - экономическая необходимость и национальный состав населения. Сложность проведения политико-административного деления объяснялась достаточно большой территорией, малочисленностью населения, удаленностью от центра страны. Управление территориями осуществлялось специальными ведомственными территориальными образованиями, границы которых не совпадали с границами губерний.
В 1925 г. губернская система Сибири преобразовывается в окружную с центром в городе Новониколаевске, и в 1937 г. Западно-Сибирский край был разделен на Новосибирскую область и Алтайский край [6].
Настоящая сетка политико-административного деления Новосибирской области состоит: административные районы (30), города (14), поселки городского типа (18), сельские поселения (428).
Ведущими отраслями, обеспечивающими основной объем валового регионального продукта области являются промышленность, сельское хозяйство, торговля, транспорт и строительство, на долю которых приходится около 70% произведенного ВРП. Промышленность занимает ведущее положение в экономике области, доля в структуре ВРП составляет 25%.
Новосибирская область является ведущим производителем сельскохозяйственной продукции в Сибирском федеральном округе. Доля сельского хозяйства в структуре валового регионального продукта составляет около 15%. По объему валовой продукции сельского хозяйства область входит в первую десятку субъектов Российской Федерации [3].
Производство продуктов питания на местной ресурсно-сырьевой базе является определяющим видом деятельности на территории области. Поставщики, расположенные в пределах эффективного радиуса поставок на рынок Новосибирска, осуществляют инвестиции в переработку собственного сырья, а поставщики удаленных административных районов оказались отсечены от привлекательных рынков сбыта.
Комплексное зонирование играет значительную роль в развитии экономики и эффективном управлении территориями [7].
Комплексное зонирование природного потенциала территории проводится методом совмещения картосхем пофакторного зонирования на основе групп следующих факторов:
- Границы ареалов территориального распространения природных условий и ресурсов, т.е. границы изменения климата, рельефа и влияния ареалов распространения природных ресурсов (минеральных, земельных, лесных, растительных, водных и др.), антропогенной составляющей;
При проведении границ антропогенной составляющей учитывается ее состояние на начало оценки и результаты освоения природных ресурсов на перспективу с учетом прогнозирования освоения природной ресурсно-сырьевой базы территории;
- Точки проведения границ определяются по среднему значению радиусов границ ареалов всех структурных зон;
- Уточнение границ проводится с учетом рекомендаций архитектурного планирования по принципу комфортности (доступности) передвижения населения;
- Для каждой выделенной зоны составляются паспорта - сводные таблицы комплексных характеристик природного и антропогенного потенциалов территории;
- Сравнение характеристик природного потенциала каждой зоны и антропогенной специализации состояния и прогнозного развития экономики;
- Ранжирование зон с целью выявления социально-экономического значения для развития экономики на основе набора специализации с выходом на мировой, межрегиональный, внутрирегиональный и местный рынки.
По результатам комплексного зонирования природного потенциала
территория Новосибирской области подразделяется на четыре зоны:
- Северная зона (Кыштовский, Северный административные районы, северная часть Убинского района): лесная, лесостепная с ареалами распространения запасов нефти и газа, торфяных и сапропелевых ресурсов;
- Центральная зона (Татарский, Усть-Таркский, Венгеровский, Чановский, Куйбышевский, Барабинский, Каргатский, Чулымский административные районы, южная часть территории Убинского района): преимущественно степная, лесостепная с распространением черноземов, лугово-черноземных и луговых почв, с ареалами распространения запасов торфа, сапропели, кирпичных суглинков, глин, подземных вод;
- Южная зона (Чистоозерный, Купинский, Здвинский, Баганский, Карасукский, Краснозерский, Доволенский, Кочковский административные районы): степная с ареалами распространения запасов древесины, подземных столовых и лечебных вод;
- Восточная зона (Колыванский, Болотнинский, Мошковский, Тогучинский, Коченевский, Новосибирский, Искитимский, Ордынский, Сузунский, Черепановский, Маслянинский административные районы): лесостепная, с элементами увалистых форм рельефа с ареалами распространения комплекса разнообразных месторождений строительных материалов (глины тугоплавкие и огнеупорные, кристаллические и карбонатные породы, цементное сырье, камни строительные и облицовочные, пески строительные), запасов древесины.
В качестве перспективных направлений освоения природной среды и развития специализирующих производств выделенных зон являются:
- Освоение месторождений торфа и сапропели для производства удобрений и кормовых добавок, рекреационное использование ресурсов по организации заготовки лечебных трав, ягод и грибов в северной зоне;
- Повышение плодородия сельскохозяйственных земель с использованием органоминеральных фосфоросодержащих удобрений в центральной зоне;
- Добыча подземных вод и их подготовка к реализации, разработка и внедрение технологий по созданию кормовой базы для животноводства и птицеводства в южной зоне;
- Создание комплекса строительных материалов с учетом кластеризации в восточной зоне.
Существующие административные границы не учитывают естественное распределение природных ресурсов. Объединение административных районов в единую территориальную структуру может способствовать уменьшению численности управленческого аппарата, снижению уровня коррупции, повышению профессионализма представителей администрации.
На основании проведенных исследований можно сделать вывод о необходимости более углубленной разработки стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на средне- и долгосрочную перспективу с уточнением специализирующих отраслей межрайонных экономических связей в сочетании с конкретизацией решения социально-экономических проблем, особенно развития всех видов инфраструктуры.
Комплексное зонирование природного потенциала позволит уже на концептуальной стадии исследований разрабатывать реально возможные сценарии освоения территории и осуществлять выбор направлений перспективного развития экономики.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Воронин Ю.А., Спивак Л.Ф. Теория районирования и управление территориями. - Новосибирск: Издательство СО РАН, 2004. - 230 с.
2. Кравцов В.М., Донукалова Р.П. География Новосибирской области. -Новосибирск: ИНФОЛИО-пресс, 2000. - 208 с.
3. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010: Стат. сб. / Росстат. - М., 2010. - 996 с.
4. Стратегия социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //adm.nso .ru/ru/strateg/index.php
5. Схема территориального планирования Новосибирской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //adm.nso .ru/dep_stroit/index.php?razdel=37&dop=61
6. Территориальные основы управления. Ч. 2. Системный подход к разработке территориальных основ управления. / Под ред. Г.Г. Шалминой. -Новосибирск: СГГА, 2003. - 335 с.
7. Шалмина Г.Г. Предпроектное обоснование прогнозирования экономики. - Новосибирск: Издательство НГОНБ, 2010. - 480 с.
© Н.В. Кулешова, 2011