Научная статья на тему 'Комплексное развитие Новороссийского транспортного узла'

Комплексное развитие Новороссийского транспортного узла Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
862
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплексное развитие Новороссийского транспортного узла»

Комплексное развитие Новороссийского транспортного узла

И. В. Фрейдин,

канд. экон. наук, директор ФКУ «Ространсмодернизация»

Новороссийский транспортный узел, находясь на пересечении международных транспортных коридоров, имеет высокий потенциал. Его реализация невозможна без усовершенствования транспортной схемы доставки грузов и строительства новых подъездных путей. Проблему планируется решить к 2015 г. путем строительства инфраструктурных объектов в рамках проекта «Комплексное развитие Новороссийского транспортного узла».

Ключевым инструментом среднесрочного развития транспортной инфраструктуры РФ является Федеральная целевая программа (ФЦП) «Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)», соответствующая Транспортной стратегии РФ на период до 2030 г. и утвержденная Постановлением Правительства РФ от 20 мая 2008 г. № 377 (в редакции Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. № 1201). Она включает в себя важнейшие транспортные инфраструктурные проекты, ко-

торые направлены на развитие современной и эффективной транспортной системы, обеспечивающей ускорение пассажиро- и грузопотоков, повышение конкурентоспособности транспортной системы России и реализацию транзитного потенциала страны. Обязанности текущего управления ФЦП Постановлением Правительства РФ возложены на ФКУ «Ространсмодернизация».

В число важнейших проектов развития транспортной инфраструктуры подпрограммы « Развитие экспорта транспортных услуг» ФЦП включен проект

«Комплексное развитие Новороссийского транспортного узла (Краснодарский край)», предполагающий расширение портово-логистических мощностей Азово-Черноморского бассейна путем комплексного развития прилегающей транспортно-логистической, автодорожной и железнодорожной инфраструктуры Новороссийского морского порта.

Новороссийский морской порт — крупнейший транспортный центр России на Черноморском побережье. Основу его грузопотока традиционно составляют зерно, цемент и нефть. Причальные сооружения Новороссийского морского порта имеют общую протяженность около 13,5 км и включают в себя причалы торгового, лесного, рыбного и геологического портов, судоремонтного завода и морского вокзала.

Новороссийский морской порт имеет стратегически выгодное расположение: он находится на пересечении международных транспортных коридоров, связывающих Россию со Средиземноморьем, Ближним Востоком, Африкой, Южной и Юго-Восточной Азией, Северной и Южной Америкой. Наряду с другими черноморскими портами Новороссийск является конечным пунктом ряда панъевропейских транспортных магистралей — ответвлений коридоров «Север — Юг» и Транссиб.

Существующая транспортная система Новороссийска не справляется с увеличивающимся потоком железнодорожных и автомобильных перевозок. С конца 1990-х гг. грузооборот железнодорожной станции Новороссийск вырос практически в 3 раза: с 11 до 30 млн т грузов в год. К 2015 г. прогнозируется рост до 39 млн т, а к 2025 г. — до 47,5 млн т в год. Интенсивность движения транспортных средств по основным магистралям, соединяющим порт и федеральные трассы, составляет более 40 тыс. автомобилей в сутки, что в несколько раз превышает пропускную способность дорог. При этом, по прогнозным оценкам, доля экспорта и импорта в операциях порта будет увеличиваться, что актуализирует необходимость реорганизации всей транспортной системы региона.

Для решения проблемы в рамках проекта «Комплексное развитие Новороссийского транспортного узла (Краснодарский край)» запланированы модернизация и развитие инфраструктуры порта и прилегающих террито-

рий. Реализация проекта предполагает применение механизма государственно-частного партнерства: например, на средства частных инвесторов предусмотрено построить и реконструировать ряд объектов терминально-складской инфраструктуры порта.

Для получения положительного эффекта от мероприятий, которые будут реализованы частными инвесторами, требуется соответствующее развитие.

Чтобы частное инвестирование в проект было эффективным, требуется развитие прилегающей автодорожной и железнодорожной инфраструктуры, способной в необходимом объеме обеспечить сообщение порта с внешней транспортной сетью. Для этого в ФЦП за счет федеральных средств предусмотрено строительство следующих объектов:

• автомобильная развязка на участке Сухумийского шоссе, автодорога Цемдолина — ул. Портовая, путепровод по ул. Магистральной;

• дополнительные главные соединительные железнодорожные пути на участке Гайдук — Новороссийск, прие-моотправочный парк «Б» (железнодорожная станция Новороссийск), железнодорожная станция в районе разъезда 9-й км Северо-Кавказской железной дороги.

Объекты

автодорожной инфраструктуры

В настоящее время доставка грузов в порт осуществляется по следующей транспортной схеме: федеральная трасса М-25 — территориальная дорога Цем-долина — Кирилловка — Мефодьевка — Элеваторная ул. — ул. Сакко и Ванцет-ти — Судостальская ул. — Сухумийское шоссе.

Значительную часть потока составляют большегрузные автомобили, которые существенно увеличивают нагрузку на городскую дорожную сеть. Для расширения автодорог, проходящих по плотно застроенной городской территории, потребуется снос многочисленных зданий, что может привести к негативным социальным последствиям. С учетом этого обстоятельства в проекте предусмотрено изменение транспортной схемы доставки грузов:

• первая часть, проходящая по федеральной трассе М-25, новой автодороге федерального значения «Цемдолина — Портовая ул.» и по Портовой ул., обеспечит доставку грузов к зерновому терминалу, минуя улично-дорожную сеть;

• вторая часть, проходящая по федеральной трассе М-25, новой автодороге федерального значения «Цемдолина — Портовая ул.», Магистральной ул., ул. Сакко и Ванцетти до Судостальской ул. и далее по Судостальской ул. к федеральной трассе М-4 «Дон», обеспечит движение грузов в обход густонаселенных районов города.

Для реализации такой схемы доставки грузов в порт проектом предусмотрено строительство ряда объектов автодорожной инфраструктуры.

Автомобильная дорога «Цемдоли-на — Портовая ул.» — это четырехполосная магистральная дорога регулируемого движения с расчетной скоростью 60 км/ч, длина которой, включая улицы и съезды, составит 10,3 км. Строительство данного объекта включает в себя возведение путепроводов, мостов, создание транспортных развязок и съездов.

Путепровод по Магистральной ул. будет иметь категорию шестиполосной магистральной улицы общегородского значения регулируемого движения. Его строительство предполагает реконструкцию самой улицы на подходе к путепроводу со стороны города, строительство нового путепровода между Магистральной ул. и ул. Сакко и Ванцет-ти, реконструкцию улиц Судостальская, Сакко и Ванцетти, а также строительство дополнительной соединительной дороги от путепровода до Судостальской ул., минуя ул. Сакко и Ванцетти.

Транспортная развязка на участке федеральной автомобильной дороги М-4 «Дон» (Сухумийское шоссе) находится в пределах административных границ г. Новороссийска. Проектируемый участок Сухумийского шоссе находится в портовой части города. С транспортной развязки предусмотрены съезды к предприятиям, расположенным на территории порта Новороссийск. На всем протяжении реконструируемого участка предусмотрена четырехполосная проезжая часть.

Строительство перечисленных автодорожных объектов обеспечит беспрепятственное движение автотранспортных средств, преимущественно грузовых, до территории морского порта в обход существующей улично-дорожной сети пос. Цемдолина и г. Новороссийска, увеличение интенсивности движения и пропускной способности улично-дорож-ной сети Новороссийска на подходах к Новороссийскому морскому порту до 57 тыс. усл. авт./сутки, а также беспрепятст-

14 | «Транспорт Российской Федерации»

№ 5 (42) 2012

венное прохождение транзитного автопотока Краснодар — Геленджик.

Объекты

железнодорожной инфраструктуры

Железнодорожная станция Новороссийск расположена на Черноморском побережье Краснодарского края и связывает Новороссийский порт с регионами России, странами ближнего и дальнего зарубежья. Учитывая постоянно растущий грузооборот, можно утверждать, что уже в ближайшее время станция полностью исчерпает свой потенциал и не сможет обеспечивать непрерывное безопасное движение поездов.

В связи с этим одной из важнейших задач проекта является увеличение перерабатывающей способности железнодорожной станции Новороссийск как припортового железнодорожного узла. Для ее решения нужно увеличить количество принимаемых и отправляемых грузовых поездов и пропускную способность внутриузловых соединений.

В рамках проекта запланировано строительство приемоотправочных путей нового железнодорожного парка «Б», второго железнодорожного пути на станцию Новороссийск от блок-поста Кирилловский через строящийся приемоотправочный парк «Б» до парка

«Нижний», а также строительство дополнительных главных путей на участке блок-пост Кирилловский — станция Гайдук.

Другим важнейшим железнодорожным объектом, строительство которого предусмотрено в ходе комплексного развития Новороссийского транспортного узла, является станция в районе разъезда 9-й км Северо-Кавказской железной дороги.

Новороссийский транспортный узел, в частности разъезд 9-й км, находясь на пересечении международных транспортных коридоров, осуществляет преимущественно пропуск грузов в порты, расположенные в акватории Черноморско-Азовского бассейна: Новороссийск, Кавказ и Темрюк, а также транзитные перевозки, объем которых уже к 2015 г. должен составить 81,6 млн т, а к 2025 г. при сохранении тенденции роста достигнет 115,7 млн т.

Функциональное значение строящейся железнодорожной станции в районе разъезда 9-й км — обеспечение пропуска возрастающего потока поездов на Таманский полуостров. Этого удастся достичь за счет строительства дополнительных парков (еще одного транзитного, приемо-отправочного и сортировочно-отправочного, оснащенного механизированной сортировоч-

ной горкой), развития инфраструктуры локомотивного хозяйства (ремонтных, экипировочных и отстойных путей), строительства необходимых служеб-но-технических зданий различного назначения, а также накопительного парка для временного отставления от движения составов, следующих в порт Новороссийск, если из-за различных форс-мажорных и эксплуатационных обстоятельств (неблагоприятных метеорологических условий, нарушений движения морских судов, ремонтных работ и др.) прекратятся перевалочные операции с грузами.

Строительство указанных железнодорожных объектов обеспечит рост пропускной способности станции Новороссийск, увеличение грузооборота в направлении Таманского полуострова и г. Новороссийска, а также пропускной способности для перевозки транзитных грузов.

В результате реализации проекта «Комплексное развитие Новороссийского транспортного узла (Краснодарский край)» будет создан мощный транспортный узел, способствующий стабильной работе промышленных предприятий региона. Планируется, что к 2020 г. он обеспечит грузооборот Новороссийского транспортного узла до 121,7 млн т в год. □

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.