Научная статья на тему 'Комплексное прогнозирование инвестиционных рисков телекоммуникационной компании'

Комплексное прогнозирование инвестиционных рисков телекоммуникационной компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
306
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ КОМПАНИИ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / ИНВЕ-СТИЦИОННЫЕ РИСКИ / ОЦЕНКА РИСКОВ / ЗАДАЧИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ / МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ / ПАССИВНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / АКТИВНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ФОРСАЙТ / ФОРСАЙТ-ПРОЕКТ / TELECOMMUNICATION COMPANIES / INVESTMENT PROJECTS / INVESTMENT RISKS / EVALUATION OF RISKS / TASKS OF PROGNOSTICATION / FORECASTING METHODS / PASSIVE PROGNOSTICATION / ACTIVE PROGNOSTICATION / FORESIGHT / FORESIGHT PROJECT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рассолова Людмила Ивановна

Рассматриваются вопросы повышения экономической эффективности бизнеса на ос-нове прогнозирования и оценки рисков. На примере телекоммуникационных компаний показаны принципы комплексного подхода к прогнозированию при разработке и внедре-нии инвестиционных проектов. Даны рекомендации по применению различных подходов к прогнозированию в зависимости от его периода, затрат на осуществление прогнозов, степени вовлечения в процесс стейкхолдеров и других характеристик. Особое внимание уделяется форсайту как наиболее эффективному методу прогнозирования при решении широкого круга проблем социально-экономического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рассолова Людмила Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Complex prognostication of investment risks of telecommunication companies

The article deals with the problems of increasing a business’s economic effectiveness on the basis of prognostication and evaluation of risks. By the example of telecommunication companies the author demonstrates the principles of complex prognostication approaches in the process of elaboration and implementation of investment projects. The author gives recommendations of how to apply different approaches to prognostication depending on its duration, forecasting expenses, degree of stakeholders’ involvement into the process and other characteristics. The stress is made on a foresight method as the most effective means of prognostication in the course of solving a wide range of problems of social and economic development.

Текст научной работы на тему «Комплексное прогнозирование инвестиционных рисков телекоммуникационной компании»

Комплексное прогнозирование инвестиционных рисков

телекоммуникационной компании

Л.И. Рассолова

Рассматриваются вопросы повышения экономической эффективности бизнеса на основе прогнозирования и оценки рисков. На примере телекоммуникационных компаний показаны принципы комплексного подхода к прогнозированию при разработке и внедрении инвестиционных проектов. Даны рекомендации по применению различных подходов к прогнозированию в зависимости от его периода, затрат на осуществление прогнозов, степени вовлечения в процесс стейкхолдеров и других характеристик. Особое внимание уделяется форсайту как наиболее эффективному методу прогнозирования при решении широкого круга проблем социально-экономического развития.

Ключевые слова: телекоммуникационные компании, инвестиционные проекты, инвестиционные риски, оценка рисков, задачи прогнозирования, методы прогнозирования, пассивное прогнозирование, активное прогнозирование, форсайт, форсайт-проект.

Эффективность экономической деятельности хозяйствующих субъектов, в том числе телекоммуникационных компаний, должна обеспечиваться при максимально доступном горизонте прогнозирования. В связи с этим задачи прогнозирования возникают на временных горизонтах, сопоставимых с интенсивностью смены основных телекоммуникационных технологий [8, с. 2836]. В условиях высокой неопределенности реализации инвестиционных проектов необходим системный подход к прогнозированию связанных с этим рисков, основанный не только на комбинации экономико-статистических и интуитивных моделей, как это предлагается некоторыми исследователями [5, с. 153], но и на основе использования различных методов влияния на прогнозируемые показатели. Такой комплексный подход к прогнозированию инвестиционных рисков телекоммуникационных компаний предлагается реализовать на основе системы методов прогнозирования, обеспечивающих, в зависимости от имеющихся ресурсов, не только отстраненную оценку рисков, но активное влияние на них. При этом предлагаемый комплексный подход органично сочетается с другими методами прогнозирования, например, модульным принципом прогнозирования инфокоммуникаций [6, с. 104].

Необходимость комплексного подхода определяется также основополагающими принципами прогнозирования, такими как [5, с. 154]:

□ системность прогнозов, требующая согласованности и иерархичности прогнозов различных масштабов, а также внешних условий, существенно влияющих на результаты прогноза;

□ согласованность прогнозов различной природы и периодов упреждения;

□ вариантность прогнозирования в соответствии с наиболее вероятными сценариями развития и конъюнктуры рынка;

□ цикличность прогнозирования, включая корректировку прогнозов по мере поступления новых данных об объекте прогнозирования и изменениях прогнозного фона;

□ верифицируемость прогнозирования, включая определение достоверности, точности и обоснованности прогнозов.

Обзор научной литературы по прогнозированию показал, что в настоящее время существуют три принципиальных подхода, которые целесообразно использовать на системной основе для комплексного прогнозирования оценки рисков инвестиций телекоммуникационных компаний:

□ пассивное прогнозирование;

□ активное прогнозирование;

□ осознанное проектирование будущего (форсайт).

Области оптимального применения предложенных подходов к прогнозированию приведены в табл. 1, охватывают все возможные случаи прогнозирования по периоду (горизонту) прогнозирования, необходимым затратам на осуществление прогнозирования, вовлечению в процесс прогнозирования региональных подразделений и возможности привлечения к прогнозированию заинтересованных лиц (стейкхолдеров), что свидетельствует о комплексном характере предложенного подхода.

Таблица 1

Рекомендуемые области применения подходов к прогнозированию

инвестиционных рисков телекоммуникационных компаний

Характеристика прогнозирования Подходы к прогнозированию

пассивный активный форсайт

Период (горизонт) прогнозирования Краткосрочный Среднесрочный Долгосрочный

Затраты на осуществление прогнозов Низкие Средние Высокие

Степень вовлечения региональных подразделений в процесс прогнозирования Незначительная Значительная Значительная

Степень вовлечения заинтересованных лиц (стейкхолдеров) в процесс прогнозирования Практически не вовлекаются Привлекаются для оценки результатов прогнозов и эффективности управления инвестиционными рисками Участвуют в достижении результатов прогнозов, включая ограничение инвестиционных рисков

Требования к оперативности осуществления прогнозов Высокий уровень оперативности Средний уровень оперативности Специальных требований по оперативности не предъявляется

При этом прогнозы, полученные при различных подходах, не исключают, а взаимно дополняют друг друга. На рис. 1 приведен процесс совместного применения подходов к прогнозированию в зависимости от длительности (горизонта) прогнозирования.

Рис. 1. Процесс совместного применения подходов к прогнозированию в зависимости от длительности (горизонта) прогнозирования

Рисунок 2 иллюстрирует рекомендации по совместному применению подходов к прогнозированию в зависимости от объема ресурсов, которые компания может выделить для осуществления прогнозирования.

Рис. 2. Процесс совместного применения подходов к прогнозированию в зависимости от объема ресурсов, выделяемых для осуществления прогнозирования

При осуществлении предлагаемого подхода к комплексному прогнозированию инвестиционных рисков телекоммуникационных компаний следует учитывать известные научные исследования, проведенные в этой области. Так, развитие электросвязи в значительной мере определяется состоянием экономики, которое принято оценивать величиной валового национального (ВНП) или внутреннего (ВВП) продукта. Еще в 1963 г. А. Джипп опубликовал статью «Благосостояние нации и телефонная плотность», в которой была доказана зависимость между телефонной плотностью и ВНП, приходящимся на душу населения. Фундаментальные исследования этого вопроса, проведенные для задач развития электросвязи в XXI в., можно найти, например, в работах Л. Е. Варакина [3]. Общим подходом, принятым в прогнозировании развития телекоммуникаций, стала разработка эконометрических моделей, описывающих воздействие экономических показателей на прогнозируемые значения, характеризующие телекоммуникационную отрасль, отдельные компании, технологии или услуги [7].

Пассивное прогнозирование может осуществляться качественными, количественными, а также комбинированными методами1. К качественным методам такого прогнозирования относятся метод экспертных оценок2, сценарное планирование и модели распространения, в том числе модели принятия технологий. Количественные методы включают экстраполяционные, в которых исторические данные экстраполируются в будущее, и причинные модели, в которых с помощью статистических методов определяются причинно-следственные связи между разными параметрами. Комбинацией этих методов являются модели распространения и S-образные кривые (модель Басса, логистическая модель и др.).

Выбор метода прогнозирования в конкретной ситуации рекомендуется осуществлять в зависимости от этапа жизненного цикла прогнозируемой услуги или технологии [9, с. 59-63]. На ранних этапах жизненных циклов, когда статистических данных недостаточно, более приемлемыми являются качественные методы прогнозирования, а с накоплением эмпирических данных становится возможным использование количественных методов.

Анализ традиционных методов, которые возможно использовать для пассивного прогнозирования рисков инвестирования телекоммуникацион-

1 Комбинированные методы прогнозирования - совместное использование методов эвристического (качественного) и математического (количественного) прогнозирования с целью объединения присущих им достоинств и компенсации недостатков.

2 Экспертные оценки - количественные или порядковые оценки процессов или явлений, не поддающихся непосредственному измерению. Экспертные оценки играют существенную роль при принятии решений, в том числе при прогнозировании альтернатив и их следствий. При пассивном прогнозировании эксперты не предлагают решения, обеспечивающие достижение прогнозируемыми показателями целевых значений.

3 Инвестиционный проект от момента своего появления до момента окончания или ликвидации проходит ряд определенных этапов, которые называются жизненным циклом проекта.

ными компаниями, позволяет выявить ряд их недостатков. Это прежде всего специализированность методов, а также высокие погрешности получаемых с их помощью прогнозов, особенно на длительных интервалах времени или в условиях существенного изменения прогнозного фона. Например, экстра-поляционные методы обеспечивают лишь укрупненные оценки макроэкономического характера, не учитывая наличия жизненного цикла услуг. Нормативные методы позволяют прогнозировать только изменение потребления традиционных телекоммуникационных услуг. Поэтому многие показатели не могут быть адекватно спрогнозированы указанными методами4.

Региональные рынки являются основным источником роста абонентских баз операторов за счет привлечения новых абонентов, в связи с чем контролируемое освоение региональных рынков является исключительно важным направлением в работе операторов сотовой связи. Они, через свои региональные подразделения, активно воздействуют на рынки, реализуя новые маркетинговые инициативы, включающие вывод на рынок сегментно-ориентированных предложений, программ, направленных на повышение качества обслуживания абонентов, а также на расширение спектра дополнительных услуг и др. Складывающаяся ситуация, связанная с высоким уровнем конкуренции на рынке телекоммуникационных услуг, быстрыми темпами смены технологий и потребительских предпочтений, высокими инвестиционными рисками, требует максимально полного, активного вовлечения региональных подразделений телекоммуникационных компаний в процесс снижения инвестиционных рисков и достижения целевых показателей, обеспечения эффективности инвестиционных проектов. Для решения этой проблемы, наряду с другими подходами, предлагается использовать так называемое активное прогнозирование, являющееся средством информационного управления5 региональными подразделениями компаний по достижению целевых показателей.

При информационном регулировании [4] управляющий орган - центральный офис телекоммуникационной компании - передает информацию о прогнозируемых значениях факторов, влияющих на реализацию инвестиционных проектов, управляемым субъектам (региональным подразделениям). Если при обычном информационном регулировании и рефлексивном управ-

4 Например, прогнозирование емкости региональных рынков новых телекоммуникационных услуг, сталкивается с проблемами, среди которых: неизученность рынков новых телекоммуникационных услуг, отсутствие достаточного периода статистических наблюдений, существующая неудовлетворенность потребностей в традиционных услугах электросвязи, что приводит к отсутствию ценовой эластичности спроса потребителей и затрудняет оценку возможной эластичности спроса на новые услуги, формирование спроса на новые телекоммуникационные услуги в условиях переходной экономики и периодически происходящих финансово-экономических кризисов, характер и степень воздействия которых практически невозможно оценить.

5 Информационное управление (регулирование) заключается в целенаправленном воздействии на информацию, используемую региональными подразделениями при принятии и реализации инвестиционных решений.

лении центральный офис компании сообщает региональным подразделениям некую фактическую информацию, то при активном прогнозировании сообщается прогнозная информация, а также система мотивации по достижению прогнозируемых показателей. То есть центральный офис уведомляет свои региональные подразделения о том, что если они будут действовать наилучшим образом, то результат будет таким, каким его прогнозирует центральный офис6. Региональные подразделения используют прогнозную информации при разработке и реализации собственных действий по подготовке и внедрению инвестиционных проектов. Активный прогноз является более опосредованным инструментом воздействия на телекоммуникационную компанию и ее региональные подразделения, чем информационное регулирование, так как последнее требует значительно большей информированности центрального офиса, что далеко не всегда возможно при инвестиционной деятельности.

В случае активного прогноза использовать для определения его точности отклонение фактического результата от прогнозного значения не представляется возможным в силу того, что с его помощью нельзя оценить фактический результат прогнозирования, каким он был бы без информационного воздействия. В связи с этим автором разработана система показателей, обеспечивающих оценку качества активного прогнозирования инвестиционных региональных рисков телекоммуникационной компании. Эта система показателей характеризует точность активного прогнозирования риска с точки зрения основных субъектов инвестиционного проекта:

□ центрального офиса телекоммуникационной компании;

□ региональных подразделений телекоммуникационной компании;

□ инвесторов проекта и иных стейкхолдеров.

Эти оценки могут осуществляться до начала активного прогнозирования и после реализации очередного этапа инвестиционного проекта или его полного завершения.

Однако вовлечения региональных подразделений в активное прогнозирование и управление рисками инвестиционных проектов может оказаться недостаточно, особенно если эти проекты имеют длительные сроки реализации и затрагивают интересы широкого круга лиц, находящихся вне рамок телекоммуникационной компании. В таких случаях рекомендуется использовать методологию форсайта.

Правительства отдельных стран и руководители крупнейших компаний поддерживают и развивают свои конкурентные преимущества, в первую очередь за счет разработки и вывода на рынки инновационных товаров и услуг [11].

6 В этом смысле прогнозом, сообщаемым региональному подразделению, может быть и его собственное ожидаемое действие, что при сообщении фактической информации не имеет места.

Формируются специальные программы, определяющие приоритетные области развития науки и технологий. Методы, используемые в этих проектах и получившие обобщающее название «форсайт» (от англ. foresight - «предвидение»), зарекомендовали себя как наиболее эффективный инструмент выбора приоритетов в сфере науки и технологий, а в дальнейшем - и применительно к более широкому кругу проблем социально-экономического развития. По сравнению с прогнозом форсайт является более широким понятием, охватывая не только оценку будущего, но и сам процесс его формирования [10]. В отличие от прогноза (forecast) в смысле угадывания будущего, часто определяемого факторами, на которые не способны повлиять лица, принимающие решения, форсайт исходит из управляемых вариантов возможного будущего, которые могут наступить при выполнении определенных условий: правильного определения сценариев развития, достижения консенсуса по выбору того или иного желательного сценария, предпринятых мер по его реализации и т.д.

Обобщая опыт применения форсайта, можно заключить, что в его рамках наиболее продуктивно используются методы: Дельфи, критические технологии, разработка сценариев, технологическая дорожная карта и формирование экспертных панелей. Набор подходов, используемых в форсайт-проектах, постоянно расширяется и охватывает сегодня десятки методов как качественных (интервью, обзоры литературы, морфологический анализ, «деревья соответствий», сценарии, ролевые игры и др.), так и количественных (анализ взаимного влияния, экстраполяция, моделирование, анализ и прогноз индикаторов и др.). Набор методов, применяемых в том или ином проекте, рекомендуется выбирать с учетом множества факторов: временных и ресурсных ограничений; наличия достаточного количества высококвалифицированных экспертов; доступа к информационным источникам и др. При этом ключевым условием успешности проекта является использование методов, обеспечивающих эффективную работу привлекаемых экспертов.

При использовании методологии форсайта следует учитывать, что все успешные проекты основывались на комплексных подходах, причем выявилась тенденция постоянного усложнения системы используемых методов.

Одно из наиболее существенных свойств форсайта состоит в том, что установление связей, контактов и партнерств в процессе формирования сценариев будущего зачастую более важно, чем собственно задачи прогноза. Основные различия между форсайтом и прогнозированием приведены в табл. 2.

Таблица 2

Сравнительный анализ форсайта и прогнозирования [1, с. 100]

Сравниваемая характеристика Форсайт Прогнозирование

Исходные данные, потребности и задачи исследования Остаются открытыми и подлежат уточнению в процессе работы Должны быть определены заранее

Преобладающие методы исследования Качественные Количественные

Целеполагание исследования Создает и расширяет коммуникации, обмен мнениями и идеями между участниками процесса Получение результата, который может быть достигнут и одним человеком, вне зависимости от мнений других

Принятие решений Используются критерии для оценки результатов и подготовки принятия решений Отсутствует необходимость в наличии критериев для оценки результатов и подготовки принятия решений

Коммуникативные ценности Возникновение и развитие взаимодействия между участниками процесса Результаты важнее, чем взаимодействие между участниками процесса

Важность консенсуса среди участников процесса Важно Не важно

Уровень учета субъективных оценок экспертов Высокий Незначительный

Таким образом, форсайт представляет собой существенно более комплексный подход, чем традиционное прогнозирование. В рамках форсайта оцениваются прежде всего возможные перспективы инновационного развития, связанные с прогрессом информационно-коммуникационных технологий, очерчиваются возможные технологические горизонты, которые могут быть достигнуты при вложении определенных средств и организации систематической работы, а также ожидаемые эффекты. Кроме того, форсайт основан на участии множества экспертов из сфер, связанных с тематикой конкретного проекта, а также проведении опросов групп населения, заинтересованных в решении обсуждающихся проблем. Наконец, форсайт нацелен на разработку практических мер по достижению намеченных стратегических целей и предполагает проведение проектирования будущего на основе процесса итерационного типа, направленного на осознанное и управляемое достижение сформулированной цели.

Согласованное взаимодействие различных участников форсайт-проекта, их влияние на анализ, выбор вариантов будущего, действия по его реализации - не менее важные факторы форсайт-проектирования, чем достигаемая цель. Форсайт способен внести заметный вклад в формирование более гиб-

кой политики телекоммуникационной компании, адаптированной к постоянно меняющимся условиям. Интенсивное взаимодействие заинтересованных участников в ходе реализации форсайт-проектов позволяет рассматривать форсайт также как инструмент управления неопределенностью (рисками) инвестиционных проектов [2, с. 219-233].

Таким образом, форсайт является не только системным методом предвидения, но и инструментом формирования будущего. Он должен рассматриваться как объективно востребованный процесс систематической оценки альтернативных вариантов развития телекоммуникационных компаний.

Методология форсайт-проектов предполагает сбор информации и регулярное обсуждение долгосрочных перспектив с вовлечением всех заинтересованных сторон. Формирование общего видения задач и возможных путей их решения в дальнейшем существенно облегчает мобилизацию совместных действий; способствует расширению доступа к результатам форсайта всем заинтересованным сторонам.

Мировой опыт технологического форсайта достаточно разнообразен, как в части стран, его применяющих, так и в части субъектов форсайта - стран и их сообществ, регионов, крупных корпораций. В частности, региональный опыт обобщен в материалах ЮНИДО . Определение субъекта регионального форсайта - также не очевидная задача в условиях российской экономики. Помимо регионального форсайта для телекоммуникационных компаний следует рассматривать также межрегиональный и субрегиональный форсайты.

Выбор участников форсайта - принципиально важная составляющая всей методологии. При формировании долгосрочного прогноза важно не только понять и сформулировать, какая технология (услуга) будет реализована в регионе, каковы временные и экономические параметры ее жизненного цикла, какие ресурсы и какие управленческие воздействия для этого необходимы. Исключительно важно, кто этот прогноз формирует - отстраненные эксперты или лица, имеющие в этом регионе экономические и иные интересы. Только скоординированный характер межрегионального и региональных форсайтов позволит не только увидеть и спроектировать телекоммуникационными компаниями ход и результат инвестиционных проектов в регионах, но и увязать их в единую систему, создать конкурентные преимущества для их участников, обеспечить сотрудничество экономических субъектов как в рамках отдельного региона, так и в масштабах страны. На основе форсайта телекоммуникационные компании могут решить одну из основных задач -обеспечить тесное взаимодействие всех заинтересованных сторон при инве-

7 ЮНИДО (UNIDO - United Nations Industrial Development Organization) - специализированное агентство Организации Объединенных Наций, деятельность которого посвящена проблемам промышленного развития. ЮНИДО содействует внедрению технологии форсайта, в том числе на региональном уровне с целью создать возможность разработки стратегий с использованием перспективных технологий. ЮНИДО осуществляет региональные инициативы в области форсайта в Азии, Латинской Америке, Центральной и Восточной Европе, СНГ.

стиционной деятельности при высокой конкурентоспособности внедряемых телекоммуникационных технологий и услуг. При этом телекоммуникационные компании получают возможность составить обоснованное представление о перспективах своего развития в конкретных регионах. Организация форсайта предполагает сотрудничество телекоммуникационных компаний федерального уровня, таких как ОАО «МТС», с регионами. Для этого рекомендуется осуществлять координацию деятельности и согласовывать долгосрочные прогнозы, выполнение которых зависит от совместных целенаправленных действий администраций регионов и телекоммуникационных компаний.

Литература

1. Cuhls K. From Forecasting to Foresight Processes - New Parti cipative Foresight Activities in Germany // Journal of Forecasting. - 2003. - № 22.

2. Van der Meulen B., De Wilt J., Rutten J. Developing a Future for Agriculture in the Netherlands // Journal of Forecasting. - 2003. - № 22.

3. Варакин Л.Е. Основы теории развития инфокоммуникаций и ее практическое применение // Связь в России в XXI в. / Под ред. Л.Е. Варакина. - М.: Международная академия связи, 1999.

4. Горелик В.А., Кононенко А.Ф. Теоретико-игровые модели принятия решений в эколого-экономических системах. - М.: Радио и связь, 1982.

5. Кузовкова Т.А., Тимошенко Л.С. Анализ и прогнозирование развития инфокоммуникаций. - М.: Горячая линия - Телеком, 2009.

6. Кузовкова Т.А., Никулина Т.А., Салютина Т.Ю., Тимошенко Л.С. Прогнозирование объемов услуг связи на основе модульного принципа и метода управляемого прогноза. - М.: ЦНТИ «Информсвязь», 2004.

7. Маркетинг предприятия сотовой радиотелефонной связи: Информационное пособие / Под ред. А. Манина. - М.: Ассоциация-800, 1996.

8. Нижегородцев Р. Стратегия инновационного прорыва для России // Экономические стратегии. - 2008. - № 1.

9. Орлова Е.Р. Инвестиции: Учеб. пособие. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Омега-Л, 2008.

10.Серегина C.Ф., Барышев И.А. Закономерно ли появление форсайта? // Форсайт. - 2008. - № 2.

11. Соколов А.В. Форсайт: взгляд в будущее // Форсайт. - 2007. - № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.