Научная статья на тему 'Комплексное оценивание профессиональной готовности выпускников-агроинженеров'

Комплексное оценивание профессиональной готовности выпускников-агроинженеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Родыгина Т. А., Светлакова И. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплексное оценивание профессиональной готовности выпускников-агроинженеров»

КОМПЛЕКСНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ-АГРОИНЖЕНЕРОВ

РОДЫГИНА Т.А., СВЕТЛАКОВА И.Н.

Для комплексной оценки готовности выпускников к профессиональной деятельности предусматривается получение информации из следующих пяти источников: результатов оценки выполнения междисциплинарных тестов, комплексных квалификационных заданий (ККЗ) и качества выпускных квалификационных работ (ВКР); результатов самооценки работающих выпускников и оценки качества их подготовки руководителями с помощью анкет. Технология оценивания профессиональной готовности включает определение уровня сформированности: 1) структуры обученности; 2) видов профессиональных компетенций.

В отличие от достаточно хорошего методического и технологического обеспечения разработки и использования средств оценки качества подготовки студентов по отдельным учебным дисциплинам в виде тестов, отечественные средства оценки качества подготовки выпускников такого обеспечения не имеют. Основная причина этого - большая сложность оценки качества подготовки выпускников и отсутствие технологии разработки оценочных средств для диагностики структуры обученности, под которой мы понимаем объем учебного материала, усвоенного в рамках определенной таксономической модели обучения (3-х, 4-х или 6-ти уровневой: «ЗУН», В.П. Беспалько, B. Bloom) с учетом классификатора знаний и способностей (B. Bloom, R. Gagne, В.С. Аванесов).

Процесс выявления соответствия уровня подготовки выпускников требованиям государственного образовательного стандарта (ГОС) требует использования нового поколения междисциплинарных, гетерогенных тестов, позволяющих оценить знания, умения, навыки и представления, как по группе учебных дисциплин, так и по итогам профессиональной подготовки студентов. Разработка таких тестов связана с реализацией комплекса квалиметрических процедур [1], включающих: 1) определение видов и типовых задач деятельности выпускников; 2) определение границ области знаний, включаемых для оценки соответствия выпускника требованиям ГОС на комплексном экзамене; 3) определение требований к уровню подготовки выпускника, предполагаемых для проверки в рамках проводимого испытания; 4) установление взаимосвязи между задачами деятельности, требованиями к уровню подготовки и учебными дисциплинами; 5) определение минимального объема требований к уровню подготовки выпускника, по которым целесообразно проводить оценку; 6) определение содержательной области теста;

7) определение структуры теста для комплексной оценки уровня подготовки выпускников;

8) разработка тестовых заданий различного уровня сложности на основе спецификации, экспертный анализ их качества и соотнесение с определенным уровнем усвоения.

Данное исследование проводилось в 2002-2007 годах на базе факультета электрификации и автоматизации сельского хозяйства Ижевской государственной сельскохозяйственной академии на примере специальности 110302 в рамках научноисследовательских работ Уральского отделения Российской академии образования по комплексной программе «Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инноваций» на 2001-2010 годы. На всех этапах технологии диагностики профессиональной готовности выпускников-агроинженеров применялся метод групповых экспертных оценок [2]. В состав экспертов вошли члены методической комиссии факультета, заведующие кафедр и преподаватели специальных дисциплин (в количестве 10 человек), а так же представители предприятий - потребителей выпускников (в количестве 10 человек). Оценка согласованности экспертов

производилась по критерию х 2. Она достигнута на уровне значимости а = 0,05.

По результатам тестирования были получены следующие данные о степени сформированности структуры обученности выпускников: полный уровень усвоения

деятельности показали 42% выпускников; достаточный - 28%; удовлетворительный -26%; неудовлетворительный - 4%.

В проекте ГОС ВПО нового поколения, имеющем компетентностью структуру конечных целей качества подготовки выпускников, представлена иерархия компетенций специалистов, основанная на разделении компетенций на специальные (производственнотехнологические; расчетно-проектные; экспериментально-исследовательские;

организационно-управленческие) и инвариантные к области деятельности (социальноличностные; общенаучные; экономические и организационно-управленческие; общепрофессиональные).

Сформированность у выпускников специальных компетенций определялась в данном исследовании по результатам производственных практик, по итогам выполнения ККЗ и ВКР, а также по результатам анкетирования работодателей и составила: производственно-технологическая - 52,5%; расчетно-проектная - 85,5%; экспериментальноисследовательская - 27,0%; организационно-управленческая -45,7%.

Полученные в результате работы ГАК и анкетирования выпускников и их руководителей наборы оценок (по каждому отдельному источнику информации) не агрегируются (не сворачиваются), а суммируются (в виде средневзвешенной суммы) по каждому показателю отдельно. Полученные таким образом наборы (средневзвешенных) оценок агрегируются для получения интегральных и групповых оценок отдельно по каждому выпускнику.

В результате на «выходе» системы комплексной оценки качества подготовки выпускников-агроинженеров получается - необходимая для анализа и управления качеством - следующая информация: наборы (или векторы) оценок качества подготовки по каждому выпускнику, по каждой академической группе, потоку, в том числе, отдельно по ГАК (без результатов анкетирования), а также соответствующие агрегированные (интегральные) оценки.

Список литературы

1. Родыгина, Т.А. Квалиметрический подход к оценке отдельных компонентов профессиональной компетентности выпускников вуза [Текст] /.Т.А. Родыгина, И.Н. Светлакова // Инновационные процессы в сфере образования и проблемы повышения качества подготовки специалистов: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. -Ижевск: «Удмуртский университет», - т. - 1, С.389 - 395.

2. Черепанов, В.С. Основы педагогической экспертизы [Текст]: учебное пособие / В.С. Черепанов. - Ижевск: Изд. - во ИжГТУ, 2006. - 124 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.