Научная статья на тему 'Комплексное обследование районов тяготения железных дорог для принятия управленческих решений по развитию сети'

Комплексное обследование районов тяготения железных дорог для принятия управленческих решений по развитию сети Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
214
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ / РАЙОНЫ ТЯГОТЕНИЯ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ / COMPREHENSIVE EXAMINATION AREAS OF GRAVITY / A SYSTEMATIC APPROACH / THE DEVELOPMENT OF INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пережогин А. В.

Данная статья посвящена проблеме комплексного обследования районов тяготения железных дорог. Потребность в данном виде анализа продиктована необходимостью соотнесения экономических потребностей и возможностей в данном сегменте рынка. В статье автор последовательно и с системных позиций раскрывает основные аспекты комплексного обследования районов тяготения, выстраивая в количественном плане анализ на основе показателей по перспективной загрузке новых железнодорожных линий к новым месторождениям полезных ископаемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATED SURVEY AREAS GRAVITY RAILWAYS FOR MANAGERIAL DECISION MAKING TO DEVELOP A NETWORK

This article is devoted to a comprehensive survey areas gravity railroads. The need for this type of analysis is dictated by the necessity of correlating economic needs and opportunities in this market segment. The author consistently and system approach reveals the main aspects of a comprehensive survey of gravity areas, ranking quantitatively analysis based on indicators, promising startup of new railway lines to new mineral deposits.

Текст научной работы на тему «Комплексное обследование районов тяготения железных дорог для принятия управленческих решений по развитию сети»

КОМПЛЕКСНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ РАЙОНОВ ТЯГОТЕНИЯ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПО РАЗВИТИЮ СЕТИ

Пережогин А.В., аспирант кафедры «Экономика, организация производства и менеджмент», Московский государственный университет путей сообщения; начальник финансово-экономического управления, ОАО «ИЭРТ», e-mail: ppo-gttei@yandex.ru, +7 (903) 160 5823

Данная статья посвящена проблеме комплексного обследования районов тяготения железных дорог. Потребность в данном виде анализа продиктована необходимостью соотнесения экономических потребностей и возможностей в данном сегменте рынка. В статье автор последовательно и с системных позиций раскрывает основные аспекты комплексного обследования районов тяготения, выстраивая в количественном плане анализ на основе показателей по перспективной загрузке новых железнодорожных линий к новым месторождениям полезных ископаемых.

Ключевые слова: комплексное обследование, районы тяготения, системный подход, развитие инфраструктуры.

INTEGRATED SURVEY AREAS GRAVITY RAILWAYS FOR MANAGERIAL DECISION MAKING TO DEVELOP A NETWORK

Perezhogin A., the post-graduate student, Moscow State University of Railway Transport, Head of Financial and Economic Management,

IERT, JSC, e-mail: ppo-gttei@yandex.ru, +7 (903) 160 5823

This article is devoted to a comprehensive survey areas gravity railroads. The need for this type of analysis is dictated by the necessity of correlating economic needs and opportunities in this market segment. The author consistently and system approach reveals the main aspects of a comprehensive survey of gravity areas, ranking quantitatively analysis based on indicators, promising startup of new railway lines to new mineral deposits.

Keywords: comprehensive examination areas of gravity, a systematic approach, the development of infrastructure.

Повышение эффективности функционирования железнодорожного транспорта играет исключительную роль в создании предпосылок устойчивого роста и повышения конкурентоспособности национальной экономики России. В условиях интеграции России в ВТО и усиления конкуренции на международном и региональных рынках перевозок, а также экономического противостояния различных видов транспорта внутри страны, в числе приоритетов все отчетливее проявляется задача по усилению конкурентного потенциала железнодорожной сети.

Для достижения целей, стоящих перед отраслью, наряду с реализацией комплекса мероприятий по модернизации и развитию существующей железнодорожной инфраструктуры, необходимо строительство новых железнодорожных линий. Формирование слаженной системы примыкающих к магистральным путям «капиллярных» железнодорожных линий позволило бы обеспечить свободу маневра на железнодорожном транспорте в условиях нарастающей конкурентной борьбы, в частности, с автомобильным транспортом, а также более гибко организовать логистику железнодорожных перевозок и задать импульс для развития ряда значимых в стратегическом плане регионов России.

Период с 1991 года характеризовался низкими темпами расширения железнодорожной сети в России, при этом всего было построено около 900 км новых железнодорожных линий общего пользования, включая 356-километровую линию общего пользования Не-рюнгри - Алдан - Томмот, принадлежащую компании «Железные дороги Якутии» (ОАО «АК«ЖДЯ»).

В настоящее время важной «точкой роста» перспективной грузовой базы ОАО «РЖД» является разработка и освоение в расчетный период новых месторождений полезных ископаемых, ко многим из которых потребуется строительство новых железнодорожных линий.

Так, в соответствии с «Генеральной схемой развития сети железных дорог ОАО «РЖД» на 2015 и 2020 годы» (далее - Генеральная схема), в период до 2015 года в восточной части страны предусмотрено строительство следующих линий: Кызыл - Курагино в Республике Тыва, Улак - Эльга и Томмот - Якутск (Н. Бестях) в Республике Якутия, Нарын (Борзя) - Лугокан в Забайкальском крае, а также Карабула - Ярки в Красноярском крае.

В период до 2020 года, в соответствии с Генеральной схемой, предусмотрено строительство в Уральском федеральном округе линий Салехард - Надым и Муслюмово - Теченское, в восточном регионе - достройка линии от Новой Чары до Чинейского и Удо-канского месторождений и строительство линий до Тарыннахского ГОКа, а также Озерного и Гаринского месторождений.

Выполним комплексный анализ данных районов тяготения, что позволит обеспечить должным образом процесс принятия своевременных управленческих решений по развитию сети малых желез-

нодорожных линий в России. В количественном плане будем выстраивать анализ на основе показателей по перспективной загрузке новых железнодорожных линий к новым месторождениям полезных ископаемых на 2015-2020 годы (рис. 1).

В целях развития транспортной инфраструктуры Ямало-Ненецкого автономного округа предусматривается сооружение линии Салехард - Надым с мостовым переходом через р. Обь. Протяженность новой железнодорожной линии составляет 406 км. Согласно проекту, линия предназначена для вывоза углеводородного сырья с нефтегазоконденсатных месторождений Ямало-Ненецкого автономного округа и севера Красноярского края, главным образом, в Северо-Западный регион страны. В Генеральной схеме перспективные объемы перевозок на 2020 год предусматриваются в размере 17,2 млн т.

Заявляемая грузовая база составляет 26-33 млн т. В частности, в соответствии с подписанным в июне-июле 2010 года трёхсторонним соглашением о намерениях между ОАО «Корпорация Урал Промышленный - Урал Полярный», ОАО «РЖД» и основными грузовладельцами определена грузовая база по новой железнодорожной линии Салехард - Надым. Основными компаниями-грузовладельцами являются ОАО «Арктикгаз», ОАО «Лукойл», ООО «НУГХК», ОАО «НОВАТЭК», ОАО «ТНК-ВР Холдинг», ОАО «НК«Роснефть», ОАО «СИБУР-Холдинг».

В западном направлении необходимо обеспечивать выполнение запланированного сценария по вывозу углеводородов на экспорт через порты Северо-Запада, в основном, через строящийся морской порт Усть-Луга. Наибольшие объёмы отгрузки нефтегру-зов на железнодорожный транспорт будут осуществляться по станциям Коротчаево, Лимбей, Пурпе, Новый Уренгой. В восточном направлении важно обеспечить следование грузов, необходимых для обустройства и эксплуатации нефтегазоконденсатных месторождений и жизнедеятельности региона: оборудование, трубы, минстрой-материалы, товары народного потребления и другие грузы группы «прочие».

В рамках инвестиционного проекта «Строительство транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Читинской области» в настоящее время осуществлено строительство новой железнодорожной линии Нарын (Борзя) - Лу-гокан (Газимурский Завод), протяженностью 226 км. Реализация проекта была вызвана необходимостью разработки Бугдаинского и Быс-тринского месторождений полиметаллических руд. В Генеральной схеме суммарные объемы перевозок грузов по новой линии на 2015 год предусмотрены в размере 4,6 млн т, на 2020 год - 4,1 млн т (с учетом завоза грузов в период обустройства месторождений и вывоза продукции). Заявляемая грузовая база составляет 5,9 млн т.

В настоящее время пристальное внимание добывающих компаний уделяется сырьевым запасам Республики Тыва (Элегестское

Рис. 1 Перспективная загрузка новых железнодорожных линий к новым месторождениям полезных ископаемых на 2015-2020 годы,

млн ткм/км

угольное месторождение). При их разработке необходимо строительство железнодорожной линии Кызыл - Курагино, протяженностью 460 км, которая, в свою очередь, является первым этапом реализации инвестиционного проекта «Строительство железнодорожной линии Кызыл - Курагино в увязке с освоением минерально-сырьевой базы Республики Тыва». Перспективные объемы перевозок на 2015 год предусматриваются в размере 10,5 млн т, на 2020 год -16,9 млн т. Заявляемая грузовая база составляет 43,1 млн т.

Строительство железнодорожной линии Улак - Эльга, протяженностью 313 км, которая также относится к грузообразующим линиям, вызвано необходимостью разработки крупной сырьевой базы коксующих и энергетических углей Эльгинского месторождения, отличающихся благоприятными горно-геологическими условиями залегания пластов. Ввод в эксплуатацию линии позволит сократить объемы завоза сибирских углей потребителям Амурской области, Хабаровского и Приморского краев. При этом основной объем эльгинского угля на экспорт может быть реализован через морские порты Ванино и Находка. Объемы перевозок грузов по новой линии Улак - Эльга на 2015 год предусматриваются в размере 6,2 млн т, на 2020 год - 12,3 млн т. Заявляемая грузовая база составляет 14 млн т.

Также стоит отметить, новую железнодорожную линию Новая Чара - Удокан, протяженностью 30 км (Удоканское месторождение медных руд, Чинейское месторождение железных и полиметаллических руд), необходимость строительства которой вызвана расположением в Читинской области одного из крупнейших в мире месторождений ванадийсодержащих титаномагнетитовых руд. В Генеральной схеме принимается вывоз рудных грузов в объеме 0,7 млн т на 2020 год.

В рамках поэтапной реализации инвестиционного проекта «Комплексное развитие Южной Якутии» (который реализуется в рамках государственно-частного партнерства) предусмотрено строительство железнодорожной линии Хани (Икабъекан) - Тарыннах-ское железорудное месторождение (Тарыннахский ГОК), протяженностью 189 км. Строительство дороги станет первым этапом создания железнодорожной линии Хани - Олекминск, которая обеспечит сообщение города Олекминск с БАМом. Перспективные объемы перевозок грузов по указанной новой линии на 2020 год предусмотрены в объеме 2,5 млн т.

Строительство железнодорожной линии Хани - Олекминск протяженностью 450 км обуславливается, в первую очередь, наличием в ее зоне трех месторождений железной руды (Тарыннахское, Ималыкское и Горкитское) с общими запасами более 4 млрд тонн и прогнозными ресурсами более 8,6 млрд тонн. Также Олекминский

район характеризуется значительными запасами лесных ресурсов. Заявляемая грузовая база составит 10,5 млн т.

Строительство новой железнодорожной линии Шимановская -Гарь, протяженностью 148 км, обеспечит транспортную доступность Гаринского железорудного месторождения. В дальнейшем проект даст старт строительству линии Гарь - Февральск, которая позволит соединить Транссибирскую и Байкало-Амурскую магистрали. В Генеральной схеме объемы перевозок грузов на 2020 год приняты в объеме 5,2 млн т.

Протяженность линии Шимановская - Гарь составляет 148 км. Гаринское железорудное месторождение расположено на левобережье р. Гарь, в 140 км к северо-востоку от г. Свободный. Заявляемая грузовая база составит 7,3 млн т.

Строительство новой железнодорожной линии Муслюмово -Теченское месторождение, протяженностью 20 км, обусловлено необходимостью разработки Теченского железорудного месторождения для обеспечения челябинских металлургических комбинатов. Теченское месторождение расположено на территории Соснов-ского района Челябинской области и является одним из крупнейших месторождений магнетитовых руд на Урале. Перспективные объемы перевозок на 2020 год предусматриваются в размере 1,7 млн т. Протяженность железнодорожной линии Муслюмово -Теченское месторождение составляет 20 км. Запасы шести рудных залежей Теченского месторождения оцениваются в 70 млн. т. Примыкание нового подъездного пути предлагается осуществить в районе ст. Муслюмово Южно-Уральской железной дороги. Заявляемая грузовая база составит 2 млн т.

В части реализации инвестиционного проекта «Комплексное развитие Нижнего Приангарья» предусмотрен проект «Строительство железнодорожной линии Карабула - Ярки, протяженностью 44 км, в Богучанском районе». Согласно проекту, новая железнодорожная линия обеспечит освоение богатейших запасов леса и полезных ископаемых, и, в дальнейшем, будет необходима для обслуживания двух целлюлозно-бумажных комбинатов, которые планируется построить в регионе. Кроме того, участок Карабула - Ярки является начальным этапом строительства железнодорожной линии в район створа Богучанской ГЭС. Перспективные объемы перевозок грузов по новой линии на 2015 год предусматриваются в размере 1,4 млн т, на 2020 год - 2,0 млн т. Заявляемая грузовая база составит 2,1 млн т.

Строительство (в рамках реализации проекта государственно-частного партнерства «Комплексное развитие Забайкалья») новой железнодорожной линии Могзон - Озерное, протяженностью 164 км, позволит начать эксплуатацию Озерного месторождения

полиметаллических руд, что, в свою очередь, окажет влияние на дальнейшее развитие экономического потенциала Республики Бурятия. В рамках Генеральной схемы объемы перевозок грузов по указанной линии разработаны в размере 2,5 млн т на 2020 год.

Протяженность линии Могзон - Озерное составляет 164 км. В перспективе возможен второй этап строительства линии от Озерного ГОКа до Нового Уояна, что позволит создать технологическое соединение БАМа и Транссиба. Заявляемая грузовая база составит 2,5 млн т.

Реализация проекта строительства линии Томмот - Нижний Бестях/Якутск, протяженностью 555 км, позволит усилить транспортную сеть в Республике Саха (Якутия), а также обеспечить завоз грузов в независимости от сезона года. Строительство линии позволит обеспечить железнодорожное сообщение между г. Якутском и Байкало-Амурской магистралью. Важность строительства объекта обусловлена созданием крупнейшего промышленного района в Республике Саха (Якутия). В рамках проекта, предусмотрено строительство второго пускового комплекса от станции Правая Лена с совмещенным мостовым переходом через р. Лену в районе г. Якутска до станции Якутский речной порт (левый берег). Объемы перевозок грузов по новой железнодорожной линии при разработке Генеральной схемы приняты на 2015 год на уровне 7,9 млн т, на 2020 год - 15,7 млн т. Заявляемая грузовая база составит 31,6 млн т.

Протяженность линии Томмот - Нижний Бестях составляет 450 км, протяженность линии Правая Лена - Якутск - 104,5 км. Линия Томмот - Якутск является продолжением открытой в 2004 г. железнодорожной линии Беркакит - Томмот (354 км). В Нижнем Бестяхе предполагается развитие железнодорожной инфраструктуры с размещением локомотивного депо, депо текущего ремонта тепловозов, пунктов технического обслуживания и подготовки вагонов, грузового двора.

Заявляемый объем вывоза сырья и продукции с новых месторождений принят к перевозкам в Генеральной схеме. При разработке прогноза объемов перевозок по сети ОАО «РЖД» важно учитывать конъюнктуру отдельных товаров на мировом рынке, темпы строительства портовых и пограничных мощностей, а также сложившиеся в последние годы тенденции по срокам реализации многих проектов освоения новых месторождений.

Наряду со строительством грузообразующих линий, для разгрузки лимитирующих участков основных магистралей, беспрепятственного следования грузов в крупные речные и морские порты и на погранпереходы, а также выноса перевозок из черты городов (строительство глубоких обходов крупных населенных пунктов и железнодорожных узлов), предусмотрена реализация проектов строительства технологических линий.

В частности, в рамках реализации 2-го этапа инвестиционного проекта «Организация скоростного движения пассажирских поездов на участке Санкт-Петербург - Хельсинки» предусматривается строительство новой двухпутной электрифицированной железнодорожной линии Лосево - Каменногорск, протяженностью 64 км. Строительство линии позволит осуществить вынос грузового движения на направление Ручьи - Лосево - Каменногорск - Выборг, что, в свою очередь, обеспечит оптимизацию технологии перевозочного процесса, дающую возможность, с одной стороны, развивать скоростное пассажирское движение на уровне мировых стандартов, а с другой - существенно увеличить возможности доставки грузов к портам Выборг, Высоцк и Приморск.

Протяженность линии Лосево - Каменногорск составляет 64 км. Проект включает организацию пассажирского скоростного движения со скоростью до 200 км в час на реконструируемой линии Санкт-Петербург - Бусловская, а также вынос грузового движения на линию Ручьи - Лосево - Каменногорск - Выборг со строительством новой линии Лосево - Каменногорск.

В результате этого достигается оптимизация технологии перевозочного процесса, дающая возможность, с одной стороны, развивать скоростное пассажирское движение на уровне мировых стандартов, а с другой - существенно увеличить возможности доставки грузов к портам Выборг, Высоцк и Приморск.

Проект реализуется за счет соинвестирования компанией «Российские железные дороги» и Инвестиционным Фондом. Для реализации проекта планируется оказание поддержки Инвестиционным фондом в размере 35% от общей суммы затрат (28 млрд рублей), а оставшиеся 65% (51,7 млрд рублей) будет выделено из собственных средств ОАО «РЖД».

Кроме того, в Еврейской автономной области предусмотрено

строительство нового железнодорожного пограничного перехода Нижнеленинское (Россия) - Тунцзян (КНР) с мостовым переходом через р. Амур, протяженностью 6 км.

В рамках проекта развития Мурманского транспортного узла предполагается строительство новой электрифицированной линии Мурмаши - Лавна, протяженностью 27 км, для обеспечения перевозок в новый район порта Лавна. Протяженность линии Мурмаши - Лавна составляет 27 км. Строительство линии предусмотрено в ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» в подпрограмме «Развитие экспорта транспортных услуг». Также, предусматривается строительство обходов Краснодарского и Саратовского железнодорожных узлов.

Как видно, основная концентрация проектов по строительству новых грузообразующих ж.-д. линий приходится на восточную часть страны, а, в свою очередь, перевозки большей части грузовой базы соответствующих перспективных месторождений полезных ископаемых тяготеют к Восточному полигону сети железных дорог, а именно - к Байкало-Амурской магистрали и Восточному полигону Транссибирской магистрали.

Освоение перспективных объемов перевозок потребует реализации комплекса мероприятий по снятию инфраструктурных ограничений и повышению пропускной способности железнодорожных участков ОАО «РЖД», в том числе:

по Байкало-Амурской магистрали

- строительство вторых главных путей общей протяженностью 2030 км;

- строительство 63 разъездов;

- оборудование участков автоблокировкой в объеме 854 км;

- строительство нового нечетного или реконструкция старого Кузнецовского тоннеля, строительство Дабанского тоннеля;

- строительство дополнительных и удлинение существующих приемо-отправочных и сортировочных путей;

- реконструкция устройств электроснабжения;

- развитие деповских и экипировочных устройств локомотивного хозяйства;

- а также реализация выделенных проектов (в т.ч. Развитие Ванино-Совгаванского транспортного узла и Комплексная реконструкция участка Оунэ - Высокогорная);

по Восточному полигону Транссибирской магистрали

- строительство дополнительных и удлинение существующих приемо-отправочных и сортировочных путей;

- реконструкция устройств электроснабжения;

- развитие деповских и экипировочных устройств локомотивного хозяйства.

- а также реализация выделенных проектов (в т.ч. Комплексная реконструкция участка Карымская - Забайкальск, Развитие участка Тайшет - Междуреченск, Развитие участка Барановский - Ха-сан, Реконструкция линии Биробиджан - Ленинск, Усиление инфраструктуры линий Тайшет - Волочаевка и Волочаевка - порты Приморья).

Общая капиталоемкость мероприятий по развитию и усилению пропускной способности участков Байкало-Амурской магистрали, Восточного полигона Транссибирской магистрали, а также участка Междуреченск - Тайшет для освоения перспективных объемов перевозок грузов, в том числе грузов от освоения новых месторождений полезных ископаемых, на период до 2020 г. оценивается в объеме 966,5 млрд руб. (в прогнозных ценах).

В условиях общих инвестиционных ограничений, ОАО «РЖД» не имеет возможности обеспечить финансирование подобных масштабных проектов в полном объеме за счет собственных средств. Для реализации мероприятий по обеспечению прогнозируемых объемов перевозок грузов, в том числе продукции перспективных месторождений в полном объеме, необходимо использование средств федерального бюджета Российской Федерации и других источников финансирования.

Литература:

1. Целевая модель рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2015 года. Проект. // Министерство экономического развития Российской Федерации.

2. Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года. Документ. // Правительство Российской Федерации.

204 ТЯАШРОЯТ ВиБШБББ Ш ЯиББТА | №6 2013 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.