Реабилитация семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья - сложный процесс, т.к. отсутствует целостный, достаточно проработанный методологический подход к определению содержания, форм и методов социально-реабилитационной работы. Анализ литературы по данной проблеме показали, что теоретические и практические аспекты требуют дальнейшей разработки.
Семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями здоровья, вследствие психологической нагрузки структурно деформируется, она беспомощна, ее положение можно охарактеризовать как внутренний (психологический) и внешний
Библиографический список
(социальный) тупик. Члены такой семьи имеют личностные нарушения, т.к. находятся в длительно действующей психотравмиру-ющей ситуации. Вся семья в целом нуждается в социально-кор-рекционной работе. Для определения основных стратегий помощи семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, необходимо учитывать качественные характеристики личностных изменений родителей и ту фазу кризиса, на которой в данный момент находится семья.
Форма работы определяется мотивацией родителей, их личностными характеристиками. Приемлемы как индивидуальная, так и групповая формы работы.
1. Андреева, О.С. Вопросы социальной адаптации семей, имеющих детей-инвалидов. - М., 2005.
2. Мастюкова, Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. - М., 2003.
3. Айвазян, Е.Б. Проблемы особой семьи // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2008. - № 2. Bibliography
1. Andreeva, O.S. Voprosih socialjnoyj adaptacii semeyj, imeyuthikh deteyj-invalidov. - M., 2005.
2. Mastyukova, E.M. Semeyjnoe vospitanie deteyj s otkloneniyami v razvitii. - M., 2003.
3. Ayjvazyan, E.B. Problemih osoboyj semji // Vospitanie i obuchenie deteyj s narusheniyami razvitiya. - 2008. - № 2.
Статья поступила в редакцию 23.11.11
УДК 371:351.851
Mokretsova L.A., Gavrutenko T.V. COMPLEX SUPPORT OF TEACHERS PROJECT ACTIVITY MANAGEMENT IN THE PROCESS OF SCHOOL EDUCATION MODERNIZATION. The article describes the experience and the results of solving problems in the process of school education modernization with the help of teachers project activity management. The peculiarities and conditions of effective management are described in the article. The effectiveness of complex teachers project activity management is proved on the basis of integrated ideas of pedagogical, participative and project management.
Key words: management, design activity, an involvement of teachers into design activity.
Л.А. Мокрецова, д-р пед. наук, проф. ФБГОУ ВПО «АГАО», г. Бийск, E-mail: [email protected];
Т.В. Гаврутенко, аспирант ФБГОУ ВПО «АГАО», г. Бийск, E-mail: gavrutenkotv70 @mail.ru
КОМПЛЕКСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье изложен опыт и результаты работы по решению проблем модернизации школьного образования посредством управления проектной деятельностью учителей. Представлены особенности и условия эффективного управления. Доказана эффективность комплексного управления проектной деятельностью учителей на основе использования интеграции идей педагогического, партисипативного и проектного менеджмента.
Ключевые слова: управление, проектная деятельность, вовлеченность учителей в проектную деятельность.
Процессы модернизации в российском образовании направлены на изменения самых различных его аспектов, в том числе и образовательной системы школ. В этой связи, особенно важной составляющей профессионализма учителей становится способность быстро реагировать на запросы государственной образовательной политики, учредителей, родителей, выступать самостоятельным проектировщиком качественных изменений образовательной практики.
Изучение генезиса, структуры и специфики понятия «проектная деятельность» позволяет утверждать, что в образовании данный процесс является целенаправленным, его содержание направлено на создание серии комплексных образовательных проектов, результатом которых становятся конкретные продукты. Очевидно, что вовлеченность учителей в проектную деятельность как способность субъекта вкладывать собственные усилия в развитие школы должна стать важным объектом приложения сил и профессионального творчества администрации общеобразовательного учреждения. Следовательно, от эффективного управления и самоуправления проектной деятельностью зависит качество модернизации образовательной системы школы.
В ходе нашего исследования особый интерес был направлен на поиск таких форм управления проектной деятельностью учителей, которые, с одной стороны, будут осуществляться через групповое проектирование, с другой стороны, будут направлены на повышение профессиональной мотивации учителей и формирование их личностных новообразований. Изучение научно-теоретической литературы, наблюдение, опрос учителей показывают, что использование проектной технологии управления
в процессе решения проблем, направленных на модернизацию образования, стимулирует интерес учителей к разработке и реализации инновационных образовательных проектов при условии организации кооперативного взаимодействия.
Необходимость построения эффективного управления проектной деятельностью учителей на основе организации кооперативного взаимодействия возникла, прежде всего, потому, что данный тип взаимодействия в полной мере отражает субъектную направленность и выступает необходимым элементом совместной деятельности, порожденный ее особой природой. А.Н. Леонтьев выделяет две основные черты совместной деятельности: а) разделение единого процесса деятельности между участниками; б) изменение деятельности каждого, так как результат деятельности каждого не приводит к удовлетворению его потребности, что на общепсихологическом языке означает, что «предмет» и «мотив» деятельности не совпадают [1]. Важным показателем «тесноты» кооперативного взаимодействия является вовлечённость в него всех участников проектной деятельности.
В данном случае управление рассматривается как «взаимодействие, обслуживание и обеспечение субъектной позиции каждого участника» [2]. Логика управления проектной деятельностью учителей опирается на методологические ориентиры системного подхода, которые заключаются в том, что при изменении связей и характера взаимодействия между управляющей и управляемой систем происходит качественное изменение последней.
Таким образом, управление проектной деятельностью учителей в процессе модернизации общего образования мы рас-
сматриваем как часть управленческой деятельности, обладающей свойствами субъектности, прогностичности и продуктивности, которая обеспечивает целенаправленный процесс кооперативного взаимодействия управляющей и управляемой систем, результатом которого является вовлечённость учителей в качественное изменение существующей педагогической практики посредством самостоятельной разработки и реализации образовательных проектов.
Данное понимание в полной мере демонстрирует сущность данного процесса, указывая на важность организации совместной деятельности управляющей и управляемой систем, которая обеспечивает упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил, способствует вовлечённости каждого в проектную деятельность в процессе модернизации образовательной системы школы. В данном определении прослеживается тенденция вовлечённости педагогов в проектную деятельность в качестве субъекта управления, содержит в себе указание на необходимость реализации как субъект-объектных отношений, так и субъект-субъектных.
Говоря о сущности управления, основанного на кооперативном взаимодействии, с позиции субъектно-деятельностного подхода (К.А. Альбуханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.), следует отметить, что рассматриваемый феномен представляет собой целостную систему воздействия субъектов друг на друга, порождающую их взаимную обусловленность и связь.
Для того, чтобы педагог выполнял роль субъекта проектной деятельности, получал удовлетворение от неё и в результате работал не только с повышенной эффективностью, но и максимально раскрывая свои способности и возможности, возникает необходимость в использовании основных идей теории партисипатив-ного менеджмента. Сущность применения основных позиций данной теории заключается в том, что учителя участвуют в установлении целей, в принятии решений, в анализе и решении проблем. При этом формы участия учителей в управлении проектной деятельностью имеют разную степень глубины.
Первый уровень - это выдвижение предложений. На «проблемном семинаре» предложения выдвигаются как индивидуально, так и в ходе группового обсуждения. Это самый простой и доступный способ участия учителей в управлении. Он не требует практически никаких дополнительных усилий, кроме отработки регламента выдвижения предложений. Важно, чтобы процесс был поставлен на регулярную основу. Наиболее распространенный способ сбора предложений - это проведение опроса в школе. Данный уровень не требует введения структурных и других изменений в традиционную организацию и может осуществляться непосредственно руководителем. Второй уровень - разработка альт ернат ив - требует появления в школе проектного комитета, как специального компонента матричной структуры управления, который может эффективно решать эту задачу. Третий уровень -выбор альтернативы - предполагает, что участие в управлении осуществляется в форме групповой проектной деятельности. Проектные группы, как структурные компоненты системы управления не только обсуждают проблемы и ищут пути ее решения, но и имеют полномочия самостоятельно принимать решения по разработке и реализации того или иного образовательного проекта. По сути - это не просто участие в управлении, это уже осуществление управления, когда учителям передается часть руководящих полномочий. Следовательно, партисипативное управление, открывая учителям доступ к принятию решений по вопросам, связанным с состоянием образовательной системы школы, является мотивом к лучшему выполнению работы. Оно приводит к большей отдаче, большему вкладу учителей в жизнь образовательного учреждения, параллельно происходит и развитие их профессионально-личностных качеств.
Необходимо учитывать, что для того, чтобы учителя были вовлечены в проектную деятельность, важно создать организационно-педагогические условия для эффективного управления данным процессом. В контексте нашего исследования организационно-педагогические условия мы рассматриваем как совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных сознательно организуемых устойчивых обстоятельств, обеспечивающих целенаправленную и систематическую координацию действий всех его объектов и субъектов на основе диалогического взаимодействия, обеспечивающих повышение уровня вовлечённости учителей в проектную деятельность.
Исходя из анализа исследований, психолого-педагогической литературы, практики организации проектной деятельности учи-
телей в общеобразовательных учреждениях, в которых изучены условия формирования отдельных компонентов вовлечённости специалистов в деятельность, мы пришли к осознанию необходимости использования следующих организационно-педагогических условий: формирование корпоративного духа педагогов, направленного на ценностно-ориентированное единство в процессе модернизации образовательной системы школы; внедрение в процесс управления методов стимулирования интереса к проектной деятельности; организация каскадного обучения основам проектной деятельности; построение эффективного взаимодействия учителей в проектных группах, командах, делегирование полномочий.
Формирование корпоративного духа педагогов, направленного на ценностно-ориентированное единство в процессе модернизации образоват ельной сист емы школы осуществляется через ряд шагов:
- определяются реальные ценности, которыми отличается школа в глазах окружающих;
- выясняется, как школа выглядит изнутри, какой ее видят сотрудники; описывается внутренняя культура, исходя из истории школы и ее реальных ценностей;
- определяется, какой школа видит себя в будущем; уточняется миссия, определяются корпоративные цели руководства;
- разрабатывается стратегии перевода общеобразовательного учреждения в желаемое положение на рынке образовательных услуг в процессе модернизации общего образования;
- разрабатывается и подробно описывается корпоративная идеология.
Внедрение в процесс управления методов стимулирования инт ереса к проект ной деят ельност и позволяет повышать уровень мотивационной вовлеченности. Мотивация представляет собой совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждает педагогов к проектной деятельности, придает этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определённого результата.
Организация каскадного обучения основам проектной дея-т ельност и осуществляется следующим образом: первым обучение проходит группа учителей, предпочтительно продемонстрировавшая по результатам наблюдения в процессе разработки пилотного образовательного проекта высокий или средний уровень проектных умений; которые далее передают полученные знания своим сотрудникам в методических предметных объединениях. Таким образом, обеспечивается больший охват учителей без привлечения дополнительных ресурсов, выработка у прошедших обучение навыков управления. Эффективность обучения педагогов основам проектной деятельности обеспечивается за счет разнообразия таких нетрадиционных форм управления, как: семинар-погружение; семинар-проблематизация, педагогическая мастерская, проектный семинар, методологический семинар, семинар-рефлексия.
Построение эффективного взаимодействия учителей в проектных командах, делегирование полномочий позволяет вовлекать учителей в проектную деятельность, где каждый ее член выполняет определенную функциональную роль: один генерирует идеи, другой налаживает контакты, лидер делегирует полномочия и т.п. Дополняя друг друга, люди создают единую сбалансированную команду. Процесс становления командно-коллегиального управления проходит в три этапа: формирование команд через выдвижение лидеров групп и уже существующих управленческих структур, согласование по ценностям и целям; развитие командно-коллегиального управления через развитие «зрелости» членов команд; внедрение в управленческую практику командного метода принятия решений. В процессе взаимодействия педагогов в групповом проектировании происходит становление совместной деятельности, развитие субъектной позиции ее участников.
Реализация комплекса вышеуказанных организационно-педагогических условий, обеспечивающего кооперативное взаимодействие управляемой и управляющей систем, отражает идеи совместного управления, заложенные в педагогическом, парти-сипативном и проектном менеджменте.
Доказательством эффективности специально созданных организационно-педагогических условий в процессе управления стала позитивная динамика результатов в экспериментальной группе по всем критериям вовлечённости учителей в проектную деятельность, полученным после эксперимента.
Обобщая основные положения, можно заключить, что управление проектной деятельностью учителей в представленном
контексте реализует комплекс следующих функций: стимулирующую - содействие раскрытию потенциальных возможностей развития личности, мотивация педагогов на профессионально-личностные достижения в освоении, создании и реализации инноваций посредством разработки и реализации образовательных проектов; развивающую - обеспечение общей направленности на повышение качества образования в русле реализации образовательных проектов; экспертную, предполагающую экспертизу, отбор и фиксацию такого содержания, средств и методов управленческой деятельности, которые являются эффективными для достижения запланированных результатов; прогностическую, обеспечивающую сочетание перспективного прогнозирования и текущего планирования, согласованность прогнозов и планов на
Библиографический список
1. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 2008.
2. Шамова, Т.И. Управление образовательными системами: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова; под ред. Т.И. Шамовой. - М., 2008.
Bibliography
1. Leontjev, A.N. Deyateljnostj. Soznanie. Lichnostj. - M., 2008.
2. Shamova, T.I. Upravlenie obrazovateljnihmi sistemami: uchebnoe posobie dlya studentov vihsshikh uchebnihkh zavedeniyj / T.I. Shamova, T.M. Davihdenko, G.N. Shibanova; pod red. T.I. Shamovoyj. - M., 2008.
Статья поступила в редакцию 23.11.11
всех уровнях управления. Совокупность указанных функций обеспечивает целостность ценностно-целевой направленности процесса управления проектной деятельностью учителей. Сущность управления проектной деятельностью учителей раскрывается в эффективном взаимодействии управляемой и управляющей систем, обеспечивающем успешное достижение определенных целей, постоянную мотивацию творческой активности педагогов. Кооперативное взаимодействие управляющей и управляемой систем «запускает» саморазвитие личности педагога через рефлексию и способствует выходу на уровень самоуправления, осуществлению самостоятельной проектной деятельности. В этой связи появляется другое видение роли и места учителя в управленческом процессе.
УДК 374.7
Zautorova E.V. FEATURES OF RELIGIOUS EDUCATION OF CONVICT WOMEN (ON EXAMPLE OF CORRECTIONAL
COLONY №1 VOLOGDA). The features of religious education of convict women, which comes forward important direction of correction of persons, being in the places of imprisonment, are in-process described. Russian Orthodox Church helps to decide the task of moral change and correction convict with the purpose of their spiritual purging and refuse in the future from the criminal way of life.
Key words: religious education, convict women, co-operation of Russian Orthodox Church and by the criminal-executive system of Russia.
Э.В. Зауторова, канд. пед. наук, доц. ВИПЭ ФСИН России, г. Вологда, E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ РЕЛИГИОЗНОГО ВОСПИТАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ ЖЕНЩИН (НА ПРИМЕРЕ ИСПРАВИТЕЛЬНОЙ КОЛОНИИ 1 Г. ВОЛОГДЫ)
В работе описаны особенности религиозного воспитания осужденных женщин, которое выступает важным направлением исправления лиц, находящихся в местах лишения свободы. Русская Православная Церковь помогает решить задачу нравственного изменения и исправления осужденных с целью их духовного очищения и отказа в будущем от преступного образа жизни.
Ключевые слова: религиозное воспитание, осужденные женщины, взаимодействие Русской Православной Церкви и уголовно-исполнительной системой России.
Перевоспитания осужденных до недавнего прошлого осуществлялось согласно господствующей идеологии, подкрепляемой соответствующими нормативно-правовыми установлениями. Происходящие кардинальные преобразования в политике и экономике государства, сознании людей подвергают существенной корректировке ранее господствующую систему ценностей, ставят в центр воспитания не политические, а нравственные идеалы, задачу формирования у лиц, лишенных свободы, адекватного отношения к добру и злу, уважения к человеческой личности, собственности, обществу, государству, закону.
Религиозное воспитание выступает важным направлением воспитательной работы в местах лишения свободы, так как именно степень развития нравственных чувств и моральных качеств определяет жизненную позицию личности и ее мировоззрение, желание исправиться и вести себя в соответствии с законом и общественными нормами. Цель наказания, состоящая в обеспечении общественной безопасности, нарушенной преступлением, возможно достичь лишь при условии восстановления гармонии в душе самого преступника на основе принципов гуманизма и индивидуального подхода. При этом одна из главных целей наказания, которая имеет профилактическое содержание, состоит также в предупреждении совершения повторных преступлений лицами, находящимися в местах лишения свободы. В связи с этим при организации воспитательной работы с осужденными представляется важным обращение сотрудников уго-
ловно-исполнительной системы к богатейшему наследию Русской Православной Церкви.
Духовно-нравственное воздействие религии на человека всегда было и остается весьма значимым, а в отношении осужденных может стать главным стимулом для их раскаяния и последующего исправления. Более двухсот лет Церковь несла свое жертвенное служение в местах лишения свободы. История официального сотрудничества пенитенциарного ведомства с Русской Православной Церковью началась в XIX веке (в 1819 г. в Петербурге было создано «Попечительское о тюрьмах общество», которое содействовало введению церковных служб в пенитенциарных учреждениях). В целях обеспечения организационных начал работы церкви в местах заключения в отчеты губернских попечительных комитетов о тюрьмах был введен специальный раздел о нравственно-религиозном воспитании заключенных. Кроме того, губернские комитеты разрабатывали программы по осуществлению работы в данном направлении (1831 г.) [1; 2].
Современный этап взаимодействия уголовно-исполнительной системы России с религиозными организациями начался в 1989 году В 1994 г. между Московской Патриархией и МВД России была достигнута договоренность о совместной работе с заключенными. В 1999 г. для наиболее плодотворного взаимодействия Церкви и пенитенциарной системы в деле исправления осужденных было заключено «Соглашение о сотрудничестве» между Русской Православной Церковью и Минюстом России».