Научная статья на тему 'Комплексное изучение курса «Строительные конструкции» студентами строительных специальностей'

Комплексное изучение курса «Строительные конструкции» студентами строительных специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
954
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА / ПРИКЛАДНАЯ НАУКА / СПЕЦИАЛЬНАЯ ДИСЦИПЛИНА / ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОТСТУПЛЕНИЯ / РАСЧЁТНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПРИМЕР / ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЭМПИРИЧЕСКИЕ ФОРМУЛЫ / УСВОЕНИЕ ЗНАНИЙ / FUNDAMENTAL SCIENCE / APPLIED SCIENCE / THEORETICAL DIGRESSION / DESIGN-THEORETICAL EXAMPLE / THEORETICAL AND EMPIRICAL FORMULAE / ACQUISITION OF KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мусихин Владимир Аркадьевич

Представлено теоретическое обоснование оптимизированной методики преподавания курса «Строительные конструкции» студентам строительных специальностей высших учебных заведений Российской Федерации. Рассмотрена методика преподавания курса «Строительные конструкции» с помощью теоретических отступлений (ТО).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мусихин Владимир Аркадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integrated study of the course "Engineering structures" by constructor students

Theoretical justification of optimizing methods of engineering structures teaching for constructor students of Universities in the Russian Federation is presented. The teaching methods of engineering structure course by means of theoretical digression are considered.

Текст научной работы на тему «Комплексное изучение курса «Строительные конструкции» студентами строительных специальностей»

Научно-методический раздел

УДК 624.01

КОМПЛЕКСНОЕ ИЗУЧЕНИЕ КУРСА «СТРОИТЕЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ» СТУДЕНТАМИ СТРОИТЕЛЬНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

В.А. Мусихин

INTEGRATED STUDY OF THE COURSE “ENGINEERING STRUCTURES” BY CONSTRUCTOR STUDENTS

V.A. Musikhin

Представлено теоретическое обоснование оптимизированной методики преподавания курса «Строительные конструкции» студентам строительных специальностей высших учебных заведений Российской Федерации. Рассмотрена методика преподавания курса «Строительные конструкции» с помощью теоретических отступлений (ТО).

Ключевые слова: фундаментальная наука, прикладная наука, специальная дисциплина, теоретические отступления, расчётно-теоретический пример, теоретические и эмпирические формулы, усвоение знаний.

Theoretical justification of optimizing methods of engineering structures teaching for constructor students of Universities in the Russian Federation is presented. The teaching methods of engineering structure course by means of theoretical digression are considered.

Keywords: fundamental science, applied science, theoretical digression, design-theoretical example, theoretical and empirical formulae, acquisition of knowledge.

Все науки содержат в себе две части: теорию и практику. Это как два конца одного магнита. Теория без практики мертва и бесполезна, а практика без теории не может найти пути развития. Если науку уподобить кораблю в безбрежном океане объективной реальности, то теория - это штурман, прокладывающий путь к цели, а практика - это гребцы на вёслах.

Все науки разные. Есть науки с преобладанием практики, например, медицина. Там практически нет чисто теоретических исследований, а есть в основном статистическая обработка эмпирических данных. Это логично, ведь исследуемые объекты сами приходят к врачам и сами заинтересованы в сборе данных о себе и своих болезнях, предоставляя врачам эмпирические данные для статистической обработки. Медицина - прикладная наука.

А высшая математика - фундаментальная наука. В ней преобладает теория и все формулы теоретические, их можно доказать логически. Практическое приложение высшей математики не всегда возможно. Как говорил математик и писатель Льюис Кэрролл: «Реальная жизнь - это кот без улыбки, это все видели. А высшая математика -это улыбка без кота, чтобы такое явление представить, нужно быть математиком».

Строительство - это наука одновременно и фундаментальная, и прикладная. В ней теория и практика слились в одно целое, как в стали сливаются железо и углерод. В одних разделах строи-

тельной науки (сопротивление материалов, строительная механика) больше теории, а в других (технология строительного производства, строительные материалы) - больше практики.

Многие строительные закономерности (процессы, явления) невозможно смоделировать чисто теоретически, а можно исследовать только опытным путём. И к теоретическим формулам добавятся эмпирические поправочные коэффициенты. Получается сложная комбинированная формула. Таким образом, в строительстве отделить теорию от практики и наоборот непросто. А при обучении студентов им нужно объяснить первооснову закономерностей (процессов, явлений). Их нужно научить отвечать на вопрос «почему так, а не иначе?».

Традиционная методика преподавания, принятая в высших учебных заведениях Российской Федерации, заключается в раздельном изучении теории и практики. Сначала читаются лекции по теории, а затем проводятся практические занятия, либо курсовое проектирование. Очень часто лекции и практические занятия проводятся параллельно, то есть может происходить опережающее изучение практики без наработанной теоретической базы (телега впереди лошади). Часто лекции и практику ведут разные преподаватели, которые по различным причинам слабо скоррелированы между собой. Бывает, что на практических занятиях преподаватель вынужден повторять некоторые разделы теории.

Таким образом, случается, что после теоретических лекций студенты воспринимают практические занятия как нечто отдельное, никак не связанное с теорией. По этой причине на экзаменах бывают парадоксальные ситуации. Например, студент хорошо ответил теорию (за счёт тренированной памяти), а в практике не понимает ничего, подставить числа и получить реальный результат для него невыполнимая задача. Или, наоборот, студент справляется с практическими примерами, а грамотно объяснить их не умеет, так как теорию понимает «смутно».

Жёсткое деление на «чистую» теорию и «чистую» практику, принятое в высшей математике, физике, теоретической механике и других фундаментальных науках, абсолютно не применимо в прикладной строительной науке. Студенты, проучившись на первых курсах, часто плохо подготовлены к восприятию специальных дисциплин.

Для решения вышеописанной проблемы автор статьи, основываясь на своём опыте проведения практических занятий скоррелированных с лекционным (теоретическим) материалом, предлагает использовать в практическом примере расчёта и конструирования строительной конструкции теоретические отступления (ТО) [1, 2]. В результате получается расчётно-теоретический пример, который позволяет добиться целостного восприятия студентом курса «Строительные конструкции». При выполнении численных расчётов происходит системная корреляция с теоретическими постулатами через ТО, которые в доступной форме объясняют студенту различные закономерности и формулы.

У студентов строительных специальностей в конце семестра обычно 3-4- экзамена и 6-8 зачётов. По каждому предмету студент получает от преподавателя список литературы из нескольких наименований. Отдельные преподаватели, изучающие и преподающие свой предмет долгое время, могут выдать студентам список литературы, состоящий из пятидесяти наименований, где около двадцати источников представляют собой толстые учебники. Физически переработать такой объём информации невозможно даже самому здоровому и старательному студенту. Получив невыполнимую задачу, студенты не делают вообще ничего. Таким образом, предмет в личностном восприятии обучаемого субъекта сразу перемещается в область «абсолютно непонятного». Процесс познания останавливается.

На рис. 1 показана триада по изучаемому материалу, предложенная известным педагогом С.Л. Соловейчиком.

Основной базовый учебник по курсу «Железобетонные конструкции» это учебник В.Н. Байкова [3] толщиной 767 страниц. Случается, что увидев этот учебник студент пугается и совсем его не открывает, опасаясь вообще не найти в нём нужный материал из-за колоссального объёма учебника и только зря потерять время на поиски. В этом учебнике даны практические примеры расчёта и конструирования различных железобетонных конструкций, но эти примеры представлены сплошным текстом (и числа, и формулы) без каких-либо пояснений и объяснений, откуда что берётся. При этом примеры и рисунки представлены с многочисленными опечатками, затрудняющими понимание. Рисунки и схемы в примерах настолько уменьшены, что понять их не всегда возможно. Разобраться в учебнике [3] очень трудно даже хорошо подготовленному кандидату технических наук, имеющему время для подготовки к учебным занятиям.

Общеизвестно, что уровень общей подготовки студентов дневной, очно-заочной (вечерней) и заочной форм обучения может значительно различаться. Кроме того, студенты заочной формы обучения из отдалённых и труднодоступных районов РФ имеют возможность консультироваться у квалифицированного преподавателя только во время сессий (три раза в год). В процессе изучения курса «Строительные конструкции» неподготовленному студенту, ограниченному во времени, самостоятельно разобраться в примерах учебника [3] практически нереально.

Многие специалисты, имеющие обширный опыт учебно-методической и практической работы в области железобетона, сделали свои учебные пособия в дополнение к учебнику [3] для улучшения его слабых сторон. Примером такой работы может служить учебное пособие В.В. Габрусенко [4]. Оно содержит вопросы и ответы по основным разделам теоретической части курса «Железобетонные конструкции». Но в пособии [4] рассмотрены узкие вопросы теории без закрепления расчётными примерами. Без практических расчётов теоретические объяснения воспринимаются плохо. Пособие [4] полезно для опытных специалистов, желающих освежить и углубить свои знания в области железобетона. Студенты, начинающие своё обучение, могут использовать пособие [4] только в качестве дополнения к какому-либо расчётному примеру. Начинающие студенты нуждаются в постоянном закреплении теоретического материала.

В процессе любого обучения существует известная методическая последовательность (рис. 2).

После усвоения каких-либо знаний обучаемый субъект с помощью своего преподавателя

Рис. 1. Триада по степени субъективного восприятия изучаемого материала

Научно-методический раздел

Рис. 2. Последовательность стадий обучения

нарабатывает умения. Умение - это способность применять теоретические знания в реальных (практических) примерах. После многократных повторений практических расчётов у обучаемого субъекта возникают навыки. Навык - это способность к быстрому (автоматическому, можно сказать бессознательному) применению теоретических знаний к объективной реальности, способность чётко выявлять (распознавать) в реальных (практических) примерах различные вариации, подходящие для использования под то или иное общее правило.

При использовании в обучении авторского расчётно-теоретического примера [1, 2], который позволяет достичь объёмного восприятия конструирования и расчёта строительной конструкции, происходит постоянный возврат от умений к знаниям (рис. 3). После выполнения практических расчётов происходит повторное изучение теоретических основ посредством ТО, которые в развёрнутой форме объясняют теоретические закономерности.

Предложенный автором расчётно-теорети-ческий пример не является заменой базовых учебников. Авторские учебные пособия [1,2] представляют собой демпфирующий слой (буфер) между студентом и базовыми учебниками (рис. 4).

Автор, потратив много времени на изучение теории железобетонных конструкций, легче ориентируется в базовых учебниках большого объёма. Автор пособия имеет возможность не торопясь, спокойно выбрать в океане информации нужный для изучения материал и указать его точное месторасположение. Таким образом, студент не тратит время на поиски нужной информации в раз-

Изучение ТО

личных учебных изданиях большого объёма, а сразу приступает к изучению нужного вопроса.

Практически в каждом ТО после авторского объяснения теоретического материала приводится ссылка на развёрнутую информацию объёмом 2...4 страницы в базовых учебниках. На указанных страницах теоретический материал из авторских ТО представлен более развёрнуто и обогащён пояснительными рисунками и схемами. Даже очень загруженному студенту прочитать несколько страниц несложно.

В некоторых ТО автор рассмотрел узкие места учебного материала, которые находятся на стыке теории и практики.

Каждое ТО в учебном пособии представляет собой «мост» от студента к какому-либо базовому учебнику. Наглядно этот тезис представлен на рис. 5.

Особое место в работах [1,2] уделено генезису эмпирических формул. После изучения курса «Строительные конструкции» студент должен ясно понимать, как сложные эмпирические формулы в нормативно-технической литературе скоррелированы с базовыми (исходными) теоретическими формулами математики, физики, теоретической механики и сопротивления материалов.

В фундаментальных науках исследуются свойства и характеристики идеализированных конструкций, сделанных из сплошных изотропных материалов, работающих в нейтральной окружающей среде. Из реальной конструкции выкристаллизовываются её атрибутивные признаки, совокупность которых представляет собой расчётную схему (идеализированную конструкцию). Формализация - это процесс перехода от реального объекта к расчётной схеме (рис. 6).

Рис. 3. Последовательность стадий обучения (при наличии ТО)

О

Рис. 4. Место учебного пособия в системе обучения

Рис. 5. Путь к базовому источнику знаний через учебное пособие

Рис. 6. Переход от реального объекта к расчётной схеме и обратно

Имея расчётную схему, можно использовать математический аппарат для решения прикладных задач. Все формулы для расчётных схем выводятся логически с помощью математических преобразований. Получив расчётные теоретические формулы, мы возвращаемся к реальному объекту, и коррелируем полученные формулы к существующим особенностям реального объекта. Корреляция — это процесс перехода от расчётной схемы к реальному объекту (см. рис. 6).

В прикладной строительной науке производится учёт всех особенностей работы настоящих строительных конструкций, изготовленных из реальных строительных материалов, воспринимающих различные агрессивные внешние воздействия. Например, в железобетоне: длительность действия нагрузки, влажность окружающей среды, вид поверхности арматуры, наличие преднапряже-ния и т. д. В металлических конструкциях: наличие сварных швов, устойчивость (общая и местная), наличие рёбер жёсткости, наличие болтовых соединений и т. д. В деревянных конструкциях: порода древесины, направление усилия (вдоль или поперёк волокон), сучковатость, наличие нагельных соединений и т. д. В пластмассовых конструкциях: вид сварки (газо-воздушная или контактная), реологические свойства, химическая агрессивность окружающей среды и т. д.

Для практического учёта (корреляции) особенностей работы настоящих строительных конструкций, сделанных из реальных строительных материалов и находящихся в агрессивных средах,

к теоретическим формулам фундаментальных наук добавляются эмпирические поправочные коэффициенты. Студент должен чётко представлять, что в строительной науке полностью эмпирических формул очень мало. Практически все эмпирические формулы получены из теоретических формул, посредством добавления эмпирических поправочных коэффициентов.

Во всех нормативно-технических источниках после эмпирических формул часто приводятся допустимые границы выходного параметра (результата) этих формул, так называемые нижний предел и верхний предел (рис. 7).

Это делается с целью отсекания различных флуктуаций. Флуктуация - это отклонение от среднестатистических значений выходного параметра, вызванное какими-либо необычными (ранее неизвестными) значениями входных параметров. Основной недостаток эмпирических формул заключается в том, что опытная исследовательская база для разработки эмпирических формул, точнее для подбора эмпирических поправочных коэффициентов, всегда конечна, то есть ограничена.

Обычно эмпирические формулы адекватно описывают напряжённо-деформированное состояние уже существующих в настоящее время конструкций, изготовленных из известных многократно проверенных строительных материалов.

Но строительная наука не стоит на месте, она постоянно развивается. Появляются новые композитные материалы и принципиально иные конструкции. И тогда при использовании старой эмпи-

Нижний предел <Результат эмпирической формулы < Верхний предел

Рис. 7. Ограничение результата эмпирической формулы

Научно-методический раздел

рической формулы может быть получен абсолютно неадекватный результат, то есть флуктуация.

Нижний предел и верхний предел, приводимые после эмпирической формулы, позволяют применять эту формулу максимально долгое время для самых разных случаев, появление которых возможно в процессе развития строительства.

Вникнув в теорию построения эмпирических формул, студент сможет понять, что истина конкретна (истина является таковой только при определённых условиях). У каждой строительной конструкции свои особенности работы, то есть свои эмпирические поправочные коэффициенты к базовой теоретической формуле.

Поняв диалектику конкретности истины, студент будет легче ориентироваться в своей будущей деятельности. Двух абсолютно одинаковых строительных объектов не существует. Даже у типовых зданий различаются рабочие характеристики, длина, место подсоединения различных коммуникаций (электроэнергии, водопровода, канализации). Под каждым зданием своя геологическая обстановка (состав грунтов, уровень грунтовых вод), в разных местностях различаются температура воздуха, вес снегового покрова, ветровое давление, солнечная инсоляция, количество осадков и т. д.

Главный принцип работы грамотного инженера: «мысли глобально, действуй локально». Фундаментальные науки обеспечивают первую часть, а прикладные науки обеспечивают вторую часть этого правила.

Также использование ТО позволяет значительно повысить общее информационное накопление студента. Накопление в системе получения знаний означает получение знаний сверх того объёма, который необходим для непосредственного практического использования в сложившихся в настоящее время видах специализированной узкопрофессиональной деятельности.

История развития мирового научно-техничес-кого прогресса показывает, что фундаментальная наука обычно развивается быстрее прикладной науки. Это опережающее развитие создаёт задел для будущего прикладного применения тех фундаментальных знаний, использование которых сегодня не представляется возможным в силу различных причин.

В современной системе качественного высшего образования накопление общих знаний должно значительно превышать тот минимальный объём,

который предназначен для непосредственного обеспечения узкой специальности. Таким образом, создаётся задел для будущего профессионального развития и возможность для адаптации к новым условиям изменчивой объективной реальности.

По мнению автора, процесс современного обучения необходимо рассматривать как непрерывный подъём по бесконечной лестнице, ведущей вверх. При таком подъёме к вершинам знаний ТО - это «скоростные эскалаторы», помогающие студенту подняться в своём общем развитии и в своей профессиональной квалификации без непроизводительных затрат времени.

Выводы

1. Использование в процессе обучения расчётно-теоретического примера [1, 2] позволяет значительно повысить уровень общей подготовки студентов, а также углубить понимание студентами строительных специальностей специфических особенностей курса строительных конструкций.

2. Использование в учебном процессе расчётно-теоретического примера [1,2] при обучении студентов специальностей ПГС и ПСМИиК повысило процент курсовых проектов, сданных в установленные сроки.

3. При использовании в процессе обучения авторских учебных пособий [1,2] оптимизируется процесс самостоятельной работы студентов и, таким образом, повышается качество усвоения знаний, в особенности у иногородних студентов, которые не имеют возможности консультироваться с преподавателем постоянно.

Литература

1. Мусихин, В.А. Расчёт и конструирование железобетонной пустотной панели сборного перекрытия: учеб. пособие / В.А. Мусихин. — Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. - 70 с.

2. Мусихин, В.А. Расчёт и конструирование железобетонной ребристой панели сборного перекрытия: учеб. пособие / В.А. Мусихин. — Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2009. - 79 с.

3. Байков, В.Н. Железобетонные конструкции. Общий курс: учеб. для вузов / В.Н. Байков, Э.Е. Сигалов. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Стройиздат, 1991. — 767 с.

4. Габрусенко, В.В. Основы расчёта железобетона в вопросах и ответах: учебное пособие / В.В. Габрусенко. - М.: Изд-во АСВ, 2002. — 104 с.

Поступила е редакцию 8 февраля 2010 г.

Сведения об авторах

АСТАШКИН Владимир Михайлович, профессор кафедры «Строительные конструкции и инженерные сооружения», д-р техн. наук, Южно-Уральский государственный университет. Область научных интересов: эксплуатационная надежность строительных конструкций и инженерных сооружений, новые формы конструкций из пластмасс и технология их изготовления. Тел.: (351)2679329. ASTASHKIN Vladimir Michailovitch is Professor at the Building Constructions and Engineering Works Department of South Ural State University, Dr. Sc. (Engineering). Research interests: maintainability of building constructions and engineering works, new forms of plastic constructions and technology their producing. Tel: (351)2679329.

БАЙБУРИН Альберт Халитович, канд. техн. наук, доцент кафедры «Технология строительного производства», Южно-Уральский государственный университет. Область научных интересов: разработка систем контроля качества. Тел.: (351)2679183; e-mail: [email protected]

BAIBURIN Albert Halitovich is Cand. Sc. (Engineering), Associate Professor of the Building Technology Department of South Ural State University. Research interests: development of systems of quality control. Tel: (351)2679183; e-mail: [email protected]

БЕЛОБОРОДОВА Евгения Сергеевна, инженер кафедры «Строительные материалы», Южно-Уральский государственный университет. Область научных интересов: модифицирование магнезиального вяжущего различными добавками, использование техногенного сырья в производстве строительных материалов. E-mail: [email protected] BELOBORODOVA Evgenia Sergeevna is an engineer at the Construction Materials department of SUSU. Research interests: magnesia cement inoculation with various additions, usage of anthropogenic raw material in building material production. E-mail: reason! [email protected]

БОРИСОВ Андрей Олегович, инженер, преподаватель кафедры «Строительные конструкции, механика твердого тела», Тольяттинский военный технический институт. Область научных интересов: разработка и совершенствование способов усиления железобетонных конструкций и методов их расчета. Тел.: 89277846714.

BORISOV Andrei Olegovich, an engineer, a teacher at the Chair of “Building Constructions, Mechanics of Rigit Body” of Togliatti Military Technical Institute. Research interests: the working-out and improvement of the ways of reinforcement of reinforced concrete constructions and the methods of their calculation. Tel: 89277846714.

ВАЛИАХМЕТОВА Жанна Фирдависовна, магистрант кафедры «Строительные конструкции и инженерные сооружения», Южно-Уральский государственный университет. Область научных интересов: новые формы конструкций из пластмасс и технология их изготовления. Тел.: (351)2679329. VALIAHMETOVA Ghanna Firdavisovna is an undergraduate student at the Building Constructions and Engineering Works Department of South Ural State University. Research interests: new forms of plastic constructions and technology of their producing. Tel.: (351)2679329.

ВАСИЛЬЕВ Юрий Сергеевич, канд. физ.-мат. наук, доцент кафедры «Прикладная математика», Южно-Уральский государственный университет. Область научных интересов: применение численных методов решения задач моделирования и оптимизации. Тел.: (351)2679043; e-mail: [email protected] VASILIEV Yury Sergeevich, candidate of physical and mathematical science, associate professor of the Applied Mathematics department of South Ural State University. Research interests: application of numerical procedures to solving of problems of simulation and optimization. Tel: (351)2679043; e-mail: vasiljev@ prima.susu.ac.ru

ЗЕМЛЯНОВА Кристина Владимировна, магистрант кафедры «Строительные материалы и специальные технологии», СибАДИ. E-mail: kris-incognito@ mail.ru

ZEMLIANOVA Kristina Vladimirovna is a candidate for a master’s degree at the Building Constructions and Special Technologies Department of Siberian State Autoroad Academy. E-mail: kris-incognito@ mail.ru

КРАМАР Людмила Яковлевна, д-р техн. наук, профессор кафедры «Строительные материалы», Южно-Уральский государственный университет. Область научных интересов: исследование долговечности строительных материалов, физхимия процессов гидратации и структурообразования вяжущих веществ, материалы на основе магнезиальных вяжущих. E-mail: [email protected] KRAMAR Liudmila Yakovlevna, Doctor of Engineering, Professor at the Construction Materials department of SUSU. Research interests: research of construction materials life duration, physical chemistry of aquation and structure formation processes of binding materials, materials on the basis of magnesia cement. E-mail: [email protected]

ЛЯН ЭРГО, старший инженер, доктор Университета «Яныпань» по специальности механической техники, университет «Яныпань», г. Циньхуандао,

Сведения об авторах

провинция Хэбэй, Китай. Тел.: 86+15615466937; e-mail: [email protected]

LIANG ERGUO. Не is a Senior Engineer, Dr. Sc. (Mechanical Technics) at Petroleum Engineering Institute of Yanshan University, Qinhuangdao, China. Tel: 86+15615466937; Post code: 066004; e-mail: [email protected]

МУСИХИН Владимир Аркадьевич, канд. техн. наук, доцент кафедры «Строительные конструкции и инженерные сооружения», Южно-Уральский государственный университет. Область научных интересов: теория аналитического конструирования и прочностного расчёта стальных спиральных канатов с линейным касанием проволок, используемых в качестве предварительно напряжённой арматуры большепролётных железобетонных конструкций; методика обучения студентов курсу строительных конструкций на основе усовершенствованных расчётно-теоретических примеров проектирования. Тел.: 8(351)2679373.

MUSIKHIN Vladimir Arkadievich is Cand. Sc. (Engineering), associate professor of the Structural Steel and Engineering Structures Department of South Ural State University. Research interests: theory of analytic construction and strengthening estimation of steel helical ropes with linear wire contact, which are used as prestressed reinforcement for large-span concrete constructions, methods of engineering structure teaching students by means of advanced design-theoretical examples. Tel: 8(351)2679373.

МУСТАФИНА Юлия Маулитьяновна, студентка 5 курса кафедры «Прикладная математика», Южно-Уральский государственный университет. Область научных интересов: численные методы, теория приближения функций.

MUSTAFINA Yuliya Maulityanovna, 5-year student of the Applied Mathematics department of South Ural State University. Research interests: numerical procedures, function approximation theory.

ОРЛОВ Александр Анатольевич, аспирант кафедры «Строительные материалы», Южно-Ураль-ский государственный университет. Область научных интересов: модифицирование магнезиального вяжущего различными добавками, использование техногенного сырья в производстве строительных материалов. E-mail: [email protected] ORLOV Alexander Anatolivich, postgraduate student at the Construction Materials department of SUSU. Research interests: retrofitting of magnesia cement with various admixtures, application of anthropogenic raw materials to production of construction materials. E-mail: [email protected]

ПАНФЁРОВ Сергей Владимирович, аспирант кафедры «Системы управления и математическое моделирование», Миасский филиал Южно-Уральского государственного университета. Область науч-

ных интересов: моделирование процессов в сложных системах управления. Тел.: (351)2679144. PANFEROV Sergey Vladimirovich, postgraduate student of the Control Systems and Mathematical Simulation department of the Miass branch of SUSU. Research interests: simulation of processes in difficult control systems. Tel: (351)2679144.

ПАРФЕНОВ Андрей Сергеевич, аспирант кафедры «Строительные материалы и специальные технологии», СибАДИ. E-mail: [email protected] PARFYONOV Andrey Sergeevich is a postgraduate student of the Building Constructions and Special Technologies Department of Siberian State Autoroad Academy. E-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПАСТУШЕНКО Иван Владимирович, аспирант кафедры «Строительные материалы и специальные технологии» СибАДИ. E-mail: pastushenko.ivan@ mail.ru

PASTUSHENKO Ivan Vladimirovich is a postgraduate student of the Building Constructions and Special Technologies Department of Siberian State Autoroad Academy. E-mail: [email protected]

САМОЙЛЕНКО Алексей Борисович, аспирант кафедры «Инженерная геология, основания и фундаменты», Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ). Тел.: (3812) 653704. E-mail: [email protected] SAMOYLENKO Aleksey Borisovich is a postgraduate student of the Engineering Geology, Bases and Foundation Engineering Department of Siberian Auto and Road Academy. Tel.: (3812)653704. E-mail: [email protected]

СОЛОМИН Евгений Викторович, канд. техн. наук, доцент кафедры «Электротехника», Южно-Уральский государственный университет. Область научных интересов: ветроэнергетика, внедрение инноваций в условиях рыночной экономики. Тел.: (351)2679014.

SOLOMIN Eugeny Viktorovich is Cand. Sc. (Engineering), assistant professor of the Electrical Engineering Department of South Ural State University, Chelyabinsk. Research interests: wind power, innovation implementation in the market economy conditions. Tel.: (351)2679014.

СУББОТИН Евгений Васильевич, директор ООО «ТОР-Спецзащита». Область научных интересов: работа строительных конструкций в агрессивных средах, новые формы конструкций из пластмасс и технология их изготовления. Тел.: (351)2679329.

SUBBOTIN Yevgeny Vasilievich is head of LLC “TOR-Speszaschita”. Professional interests: structural behavior in aggressive media, new shapes of plastic constructions and their production technology. Тел.: (351)2679329.

ТЕРЯНИК Владимир Васильевич, канд. техн. наук, профессор кафедры «Строительные конструкции, механика твердого тела», Тольяттинский военный технический институт. Область научных интересов: разработка и совершенствование способов усиления железобетонных конструкций и методов их расчета. Тел.: 89608368971. TERYANIK Vladimir Vasilyevich, is Cand. Sc. (Engineering), professor at the Chair of “Building Constructions, Mechanics of Rigit Body” of Togliatti Military Technical Institute. Research interests: the working-out and improvement of the ways of reinforcement of reinforced concrete constructions and the methods oftheir calculation. Tel.: 89608368971.

ТРОФИМОВ Борис Яковлевич, д-р техн. наук, профессор, советник РАН, заведующий кафедрой «Строительные материалы», Южно-Уральский государственный университет. Область научных интересов: повышение стойкости железобетонных конструкций путем регулирования структуры бетонов за счет модифицирования продуктов гидратации минерального вяжущего для увеличения их дисперсности и стабильности в условиях агрессивного воздействия внешней среды. E-mail: [email protected] TROFIMOV Boris Yakovlevich is Dr. Sc. (Engineering), Professor, councillor of the Russian Academy of Sciences, Head of the Construction Materials department of SUSU. Research interests: enhancement of reinforced concrete structures endurance with regulation of concrete structures due to retrofitting of magnesia cement aquation products to increase their dis-persity and stability in conditions of environment attack. E-mail: [email protected]

ЧЕРНЫХ Тамара Николаевна, доцент кафедры «Строительные материалы», Южно-Уральский государственный университет. Область научных интересов: магнезиальные и сульфатные вяжущие и материалы, использование техногенного сырья в производстве строительных материалов. E-mail: [email protected]

CHERNYH Tamara Nikolaevna, Associate Professor at the Construction Materials department of SUSU. Professional interests: magnesia and sulfate cement and materials, application of anthropogenic raw materials to production of construction materials. E-mail: [email protected]

ЧУЛКОВА Ирина Львовна, профессор кафедры «Строительные материалы и специальные технологии», Сибирская государственная автомобильнодорожная академия (СибАДИ). E-mail: chulkova_il@ sibadi.org

CHULKOVA Irina Lvovna is Professor of the Building Constructions and Special Technologies Department of Siberian State Autoroad Academy. E-mail: [email protected]

ШЕСТАКОВ Владимир Николаевич, д-р техн. наук, профессор кафедры «Инженерная геология, основания и фундаменты», Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ). Тел.: (3812)653704.

SHESTAKOV Vladimir Nikolaevich is Dr. Sc. (Engineering), Professor, Professor of the Engineering Geology and Foundation Engineering Department of Siberian Auto and Road Academy. Tel.: (3812)653704.

ТРЕБОВАНИЯ К ПУБЛИКАЦИИ МАТЕРИАЛОВ

1. В редакцию предоставляется печатный вариант статьи и ее электронная версия (документ Microsoft Word), экспертное заключение о возможности опубликования работы в открытой печати, сведения об авторах (Ф.И.О., место работы, ученая степень, звание и должность, контактная информация (телефон, e-mail)).

2. Один автор может опубликовать в одном сборнике не более двух статей.

3. Структура статьи: УДК, название, список авторов, аннотация (не более 500 знаков), список ключевых слов, текст работы, литература (ГОСТ 7.1-2003). На отдельной странице приводятся название, аннотация, список ключевых слов и сведения об авторах на английском языке.

4. Параметры набора. Поля: зеркальные, верхнее - 23, нижнее - 23, левое — 22, правое - 25 мм. Шрифт - Times New Roman, кегль - 14. Отступ красной строки 0,7 см, интервал между абзацами 0 пт, межстрочный интервал - полуторный. Рисунки и схемы должны быть сгруппированы и иметь названия.

5. Адрес редакции научного журнала «Вестник ЮУрГУ» серии «Строительство и архитектура»: Россия, 454080, г. Челябинск, пр. им. В.И. Ленина, 76, Южно-Уральский государственный университет, ауд. 612. Тел./факс (351) 267-91-71, ответственному редактору профессору Асташкину Владимиру Михайловичу, ответственному секретарю Кравченко Татьяне Александровне.

6. Полную версию правил подготовки рукописей и пример оформления можно загрузить с сайта ЮУрГУ (http://www.susu.ac.ru), следуя ссылкам: «Научная деятельность», «Вестник ЮУрГУ», «Серии».

7. Плата с аспирантов за публикацию рукописей не взимается.

ВЕСТНИК ЮЖНО-УРАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

№ 33(209) 2010 Серия

«СТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА»

Выпуск 11

Редактор Е.П. Новикова Компьютерная верстка С.В. Буновой

Издательский центр Южно-Уральского государственного университета

Подписано в печать 24.09.2010. Формат 60x84 1/8. Печать трафаретная. Уел. печ. л. 6,97. Уч.-изд. л. 6,78. Тираж 500 экз. Заказ 385/662.

Отпечатано в типографии Издательского центра ЮУрГУ. 454080, г. Челябинск, пр. им. В.И. Ленина, 76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.