Научная статья на тему 'Комплексное измерение параметров морского волнения для обеспечения безопасной посадки летательных аппаратов на водную поверхность'

Комплексное измерение параметров морского волнения для обеспечения безопасной посадки летательных аппаратов на водную поверхность Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
114
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплексное измерение параметров морского волнения для обеспечения безопасной посадки летательных аппаратов на водную поверхность»

Секция радиоприемных устройств и телевидения

3. Кондратьев К.Я., Рабинович ЮМ., Шульгина ЕМ., Мелентьев В.В. Микроволновая дистанционная индикация запасов продуктивной влаги в почве. //ДОН СССР, 1977, т.233, №5, с.828 - 830.

4. Крупенко НМ. Радиолокационное картирование влажности открытых почв. / , 1985, 1, .88-93.

УДК 681.586; 621.372

В.И. Литюк, А.А. Казакевич ЦИФРОВОЙ ЧАСТОТНЫЙ ДИСКРИМИНАТОР С ПЕРЕМЕННОЙ КРУТИЗНОЙ ДИСКРИМИНАЦИОННОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Известен цифровой частотный дискриминатор (ЦЧД) с переменной крутизной дискриминационной характеристики (ДХ) для измерения неизвестной частоты. Принцип действия ЦЧД заключается в вычислении первой конечной разности полной фазовой функции входного сигнала путём подачи на входы реверсивного счётчика измеряемого и задержанного цифровой линией задержки (Щ13) сигналов. На основе этого принципа были разработаны структура и макет ЦЧД.

Управление временем задержки в ЦЛЗ позволяет изменить крутизну ДХ и точность измерения неизвестной частоты. Для определения знака расстройки относительно переходной частоты используется фазовый сдвиг между опорным и . , -тизны в пределах рабочего диапазона постоянно, а вне его - равно нулю.

Была разработана схема эксперимента, в ходе которого были получены ДХ с различной крутизной. Показано, что при подаче на вход ЦЧД аддитивной смеси полезного сигнала с импульсной помехой форма ДХ не изменялась до значений / , 0,33.

исследовалось при подаче на вход дискриминатора АМ - колебаний с модуляцией 80%.

На основании проведённых экспериментальных исследований можно сделать выводы о том, что данный ЦЧД обладает рядом преимуществ по сравнению с аналоговым устройством за счёт его адаптации к реальному принимаемому сигналу.

Работа выполнена за счет гранта по фундаментальным исследованиям в области автоматики и телемеханики, вычислительной техники, информатики, кибернетики, метрологии и связи на 1996 - 1997 гг..

УДК 551.46:359

..

КОМПЛЕКСНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ МОРСКОГО ВОЛНЕНИЯ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОЙ ПОСАДКИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ НА ВОДНУЮ ПОВЕРХНОСТЬ

Для обеспечения безопасной посадки летательных аппаратов (ЛА) на морскую поверхность необходимо иметь оперативную информацию о высоте волн, их

Известия ТРТУ

Специальный выпуск

длине и направлении распространения, скорости и навигационном направлении приводного ветра.

В связи с тем, что в общем случае между перечисленными параметрами морского волнения нет жесткой функциональной связи, их необходимо измерять независимыми методами.

Сравнительный анализ КВ- и СВЧ - методов измерения параметров морского волнения показал, что решение поставленной задачи необходимо искать в СВЧ-диапазоне.

Антенная система бортового радиолокационного комплекса должна иметь два луча - вертикальный и наклонный- в направлении полета ЛА.

Для измерения высоты морских волн целесообразно использовать двухчас-, -ной функции сигналов, разнесенных по частоте, при вертикальном визировании. Для определения длины и главного направления бега волн следует использовать двухчастотный метод при наклонном визировании. Длина волны в направлении полета а определяется из выражения

л(а) = V / ^,

где V - горизонтальная скорость полета ЛА; /макс - частота резонансного пика в спектре на выходе двухчастотного скатерометра. Минимальная длина волны будет соответствовать направлению распространения волн.

Определение скорости и навигационного направления ветра над морской поверхностью необходимо производить по отношению интенсивностей отраженных сигналов наклонного и вертикального каналов.

Для определения направления бега волн, скорости и направления приводного ветра ЛА должен совершать полет по кругу.

Такое комплексное измерение позволяет одновременно получать всю необходимую информацию о состоянии морской поверхности для обеспечения безопасной посадки ЛА, используя одну и ту же антенную систему и передающее устройство.

УДК 621.396.62

..

ПОТЕНЦИАЛЬНАЯ ТОЧНОСТЬ ОЦЕНКИ ДЕВИАЦИИ ЧАСТОТЫ

Измерение параметров принимаемых ЧМ-сигналов проводится на фоне шу, -, .

Определим потенциальную точность измерения девиации частоты импульсного сигнала со степенным законом изменения частоты:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.