Научная статья на тему 'Комплексное экспериментальное изучение человека'

Комплексное экспериментальное изучение человека Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
179
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дворяшина Мария Дмитриевна, Келасьев Вячеслав Николаевич

Эта статья дает краткий очерк прошлого и настоящего состояния Лаборатории прикладного человекознания Института комплексных социальных исследований при Санкт-Петербургском государственном университете. Исследования Лаборатории охватывают такие области, как разработка психологических тестов, развитие теорий личности, творчества и формирования индивидуальности, теорий жизненного пути, методов интенсификации высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Complex Experimental Human Studying

This article gives a brief account of the past and present condition of the laboratory of applied human studies of the Institute for Complex Social Research affiliated with the State University of St. Petersburg. The results presented in the holistic perspective cover such areas as the elaboration of psychological tests, the theory of personality, of creativity and individuality formation, the life history, the method s of intensive higher education. A version of system approach is suggested allowing the ne w methodology to be put into empirical research.

Текст научной работы на тему «Комплексное экспериментальное изучение человека»

М.Д. Дворяшина, В.Н. Келасьев

КОМПЛЕКСНОЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Лаборатория прикладного человекознания создана в 1999 г. на базе лаборатории дифференциальной психологии и антропологии имени академика Б.Г. Ананьева, организованной в 1963 г. с целью комплексного изучения человека, исследования индивидуально-типических различий между людьми и основ дифференцированного подхода к людям в различных областях общественной жизни. Это предполагало долговременную программу теоретических, экспериментальных и прикладных исследований, реализация которых требовала совместных усилий значительного числа участников. Столь крупную научную проблему мог выдвинуть, теоретически обосновать и обеспечить ее осуществление только такой крупный ученый как Борис Герасимович Ананьев (1907-1972 гг.).

Первые годы работы лаборатории были посвящены разработке основных теоретических положений комплексных лонгитюдных экспериментально-психологических исследований и более частных, гипотез, касающихся отдельных аспектов психики. Одновременно создавался и отрабатывался измерительный инструментарий — экспериментальные методики, методы анализа и обработки эмпирического материала, организационные методы психодиагностических обследований. Следует подчеркнуть, что все эти проблемы пришлось решать с нулевой отметки, поскольку в тот период советская психология не располагала сколько-нибудь серьезным экспериментально-психологическим арсеналом. Научный коллектив лаборатории на данном этапе работал в тесном сотрудничестве с факультетом психологии Ленинградского университета и сектором психологии НИИ общего образования взрослых АПН РСФСР.

Результаты этого этапа работы лаборатории были представлены в следующих книгах: Б.Г. Ананьев «Человек как предмет познания» (Л., 1968); «Развитие психофизиологических функций взрослых людей» (под ред. Б.Г. Ананьева и Е.И. Степановой. М., 1972); «Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов» (под ред. А.А. Бодалева, М.Д. Дворяшиной и И.М. Палея. Л., 1976) и многочисленных статьях.

В комплексных исследованиях первого периода учитывался многоуровневый характер психики человека, рассматриваемого как индивид и личность, т.е. существо биологическое и социальное. Выделялись уровни общесомати-

Дворяшина Мария Дмитриевна — старший научный сотрудник лаборатории прикладного человекознания НИИКСИ, кандидат психологических наук.

Келасьев Вячеслав Николаевич (р. 1943) — доктор философских наук, профессор факультета социологии СПбГУ, зав. кафедрой теории и практики социальной работы.

Адрес: 190000. С.-Петербург, ул. Галерная, 60.

Тел.: (812) 311-84-45; Факс: (812) 311-02-51.

E-mail: agpro@agp.ksiri.pu.ru

ческого плана (антропометрические характеристики и особенности физического развития), психофизиологического (реактивность организма, нейродина-мика, вегетатика, психомоторика), психологического (сенсорно-перцептивные характеристики, особенности познавательной деятельности — памяти, внимания, мышления, интеллекта), социально-психологического (совместная деятельность, эмоциональная устойчивость, мотивация и отношения личности).

Целостное и динамическое представление психики возможно лишь при условии ее изучения в потоке жизнедеятельности, а значит — в условиях различных состояний, в особенности наиболее значимых для личности. Поэтому измерения проводились в условиях относительного равновесия (так называемое «фоновое состояние»), и в условиях значительного напряжения психики (физические нагрузки и напряженная умственная деятельность). Такой подход обеспечивал замеры достигнутого в ходе индивидуального развития личности и базировался на антропологическом принципе в психологии, как его понимал и развивал Б.Г. Ананьев. Помимо этого, Б.Г. Ананьев полагал, что в любом исследовании психики должен наличествовать и генетический принцип, помогающий проникнуть в механизмы развития психики, а поэтому принцип комплексности исследований был дополнен принципом лонгитюдности, т.е. многократных измерений психологических особенностей одних и тех же людей в течение достаточно длительного периода жизни, что позволяло выявлять и динамические закономерности жизнедеятельности человека. Так, некоторые экспериментальные группы обследовались до 30 раз, в большинстве случаев длительность наблюдений ограничивалась 5 годами, однако две экспериментальные группы подверглись повторным обследованиям через 10 лет, а отдельные испытуемые находятся в поле зрения исследователей более 25 лет.

Экспериментальное воплощение всех этих идей потребовало значительных усилий всех участников исследования и со временем объем комплексности стал уменьшаться, поскольку с середины 70-х годов основные усилия были направлены на практическое использование результатов исследования, а исследовательский поиск сосредоточился на развитии теоретических и методических проблем психологии.

Помимо комплексных исследований, представленных в коллективных монографиях и работах Б.Г. Ананьева, были получены более частные результаты по отдельным аспектам психики, вносившие новый и существенный вклад в соответствующие разделы психологической науки и практики.

Социально-психологический раздел был закреплен за Н.Н. Обозовым, который сосредоточил основные усилия на разработке проблем совместимости и срабатываемости, им защищена в 1980 г. докторская диссертация «Психология межличностного взаимодействия» и опубликована монография «Межличностные отношения» (1979 г.). По познавательным процессам были защищены кандидатские диссертации: Г.И. Акиншиковой, Н.А. Розе и М.Д. Дворяшиной в 1965 г., Л.Н. Гольбиной в 1970 г., И.В. Яковлевой в 1981 г.; по проблемам психофизиологии — З.Р. Душабаевым в 1970 г., Б.С. Одерышевым и В.П. Михайловой в 1972 г., B.C. Овчинниковым в 1974 г.; по проблемам личности — К.Д. Шафранской в 1965 г., Н.А. Логиновой в 1975 г., О.В. Аллахвердовой в 1982 г., О.М. Анисимовой в 1985 г. Сотрудники лаборатории участвовали в написании многих коллективных монографий.

Психодиагностическое направление исследований лаборатории превалировало в 70 — 80-е годы, когда объектом изучения были самые различные социально-демографические группы. В результате накоплен обширный экспериментальный материал о различных психологических особенностях у представителей различных социально-демографических групп. И хотя конкретные экспериментально-психологические исследования каждый раз завершались научно-практическими рекомендациями и индивидуальной психокоррекцией, благодаря обобщению получаемых данных возникла возможность создания психологической теории индивидуальности и разработки проблемы самореализации индивидуальности в процессе жизненного пути личности, Эти глобальные и труднодостижимые задачи были поставлены основателем лаборатории академиком Б.Г. Ананьевым в первые годы деятельности лаборатории, а некоторые контуры их решения были предложены им в работе «Человек как предмет познания».

Соответствующие научные и прикладные проблемы разрабатывались в рамках следующих тем: «проблемы повышения успеваемости и снижения отсева студентов»; «психологические проблемы целевой интенсивной подготовки специалистов»; «индивидуализация учебно-воспитательного процесса в вузе»; «методы активизации усвоения учебной информации, установления межпредметных и внутрипредметных связей»; «разработка методов психокоррекции, профотбора» и ряд других.

В итоге были выработаны различные типологии (студентов, профессионалов). На базе сочетания интеллекта и мотивации предложены наиболее общие принципы типологизации представителей самых разных видов труда. Сформулированы новые для того времени принципы индивидуализации обучения и воспитания, что позволило в известной мере сломать барьеры на пути индивидуализации обучения. На базе учета индивидуальных особенностей сформулированы рекомендации по самоорганизации учебной деятельности студентов, выработке у них оптимального стиля учебной деятельности, профилактике неуспеваемости и отсева. Разработаны новые формы интеллектуального тренинга для развития гибкости, оригинальности, нестандартности мышления.

Эти результаты нашли отражение в таких коллективных монографиях, как: «Проблемы повышения успеваемости и снижение отсева студентов» (Л., 1983); «Социальные и психологические проблемы целевой интенсивной подготовки специалистов» (Л., 1989). «Реализуй свои возможности: Методические указания для студентов по самоорганизации» (Л., 1988).

Соответствующие формы практического внедрения осуществлялись и в многочисленных хоздоговорах лаборатории.

Одновременно развивалась и традиционная для лаборатории проблематика теоретических исследований отдельных аспектов психики. Была разработана, в частности, системно-структурная модель мышления, отраженная в монографии В.Н. Келасьева «Структурная модель мышления и проблемы генезиса психики» (Л., 1984). В ее рамках новое развитие получила идея целостности психики, связи эмоционально-оценочных и интеллектуальных процессов.

Таким образом, в лаборатории все время шла многоплановая, многоаспектная — как теоретическая, так и прикладная — работа. Было множество эмпи-

рических, экспериментальных исследований И, что особенно важно, никогда не прекращались теоретические поиски. Лаборатория была поэтому своеобразным маленьким психологическим факультетом, в котором можно было найти самую разнообразную проблематику (психодиагностических методов, теории личности, творческой одаренности и формирования индивидуальности, совместимости и срабатываемости, теории жизненного пути человека, системного подхода, психологии развития и т.д.). Это иногда «расшатывало» целостность лаборатории, но одновременно создавало и широкое поле возможностей для формирования интегративных психологических концептов, теоретических обобщений.

Такой целостный подход замкнулся на проблеме человека. Проблема человека, как известно, в последние годы больше всего занимала Б.Г. Ананьева, достаточно вспомнить его монографии о человеке.

К проблеме разработки целостной концепции человека подталкивали две группы факторов. Во-первых, то, что сотрудники лаборатории исследовали человека на разных фазах развития. В рамках проблематики психологии семьи постоянно исследовались проблемы детства. На материале учащихся школ исследовался (и продолжает исследоваться) и подростковый возраст. На материале различных видов профессиональной деятельности изучался этап взрослости. Наконец, старость тоже стала объектом исследований. Таким образом, все возрастные этапы так или иначе были представлены в исследованиях лаборатории. Фактически в распоряжении лаборатории оказался материал для целостного подхода к изучению человека на всем протяжении его жизненного пути. При этом были вычленены как психологические, так и социальные детерминанты жизненного пути человека, описаны типичные варианты развития. Конечно, отдельные фазы были представлены с различной степенью полноты: наиболее полно были описаны этапы подросткового, юношеского возраста, наименее полно этап старости. Но это было обусловлено особой значимостью «молодежной» проблематики, наличием на нее острого социального заказа. В настоящее время сама проблематика человека, «входящего» в жизнь, представлена очень многопланово: от исследований одаренных учащихся школ и талантливых студентов до изучения представителей прямо полярных групп, трудновоспитуемых, наркоманов, групп риска, правонарушителей. Таким образом охвачен весь спектр самых разнообразных типов личности.

Одновременно лаборатория продолжала традиционные для нее исследования по психологии личности, профотбору, модифицируя их в соответствии с существующим социальным заказом. В частности, был заказ на исследование проблемы профотбора социальных работников. В результате появилась монография «Диагностика профессиональных способностей, система профессионального отбора социальных педагогов и социальных работников» ( В.Н. Келасьев, И.В. Яковлева, Н.М. Полуэктова, С.А. Васильева. 1994).

С 90-х годов начался в определенном смысле новый этап по обобщению накопленного материала, формированию интегративно-психологических концепций*. Да и проводить эмпирические исследования стало труднее — в этом

* После смерти Б.Г. Ананьева руководителями лаборатории были А.А. Бодалев, Е.Ф. Рыбалко, Н.Н. Обозов, В.П. Трусов. С 90-х годов заведующим лабораторией является В Н. Келасьев.

смысле лаборатория в полной мере ощутила на себе трудности «перестроечного» периода:

Закономерным подведением итогов этого направления стала монография «Человек: индивидуальность, творчество, жизненный путь» (под ред. В.Н. Ке-ласьева. СПб., 1997). В ней излагаются теоретические концепции жизненного пути, творческой личности, психологии индивидуальности, обобщается опыт многолетних комплексных лонгитюдных исследований самых разнообразных социальных групп (дети и взрослые, школьники и студенты, специалисты разных профессий и т.п.).

Одновременно, исходя из необходимости разработки теории, выдвижения психологии на роль лидирующей дисциплины в комплексе наук о человеке, была продолжена разработка целостно-интегративной концепции человека. Итогом этих исследований явилась серия монографий: «Интегративная концепция человека» (В.Н. Келасьев. Д., 1992); «Диалоги о человеке» (Г.Н. Васильев, Р.А. Зобов, В.Н. Келасьев. СПб., 1993); «Человек: Генезис духа (Г.Н. Васильев, Р.А. Зобов, В.Н. Келасьев. СПб., 1996); «Самоорганизация: Психо- и социо-генез (под ред. В.Н. Келасьева. СПб., 1996).

В цикле этих работ реализуется попытка целостного, многопланового подхода к человеку и его психике, который рассматривается как динамическая развивающаяся система. Предложен вариант системно-психологической концепции человека, выявлены предпосылки порождения различных форм психической активности, самоотражения, мышления и развития. На базе нетрадиционного понимания целостности предложена концепция психогенезиса, в ее рамках раскрыты предпосылки генезиса разных сторон психики, показана единая база различных форм психической активности, описано существо процессов самоорганизации и самодетерминации психической активности. Человек в рамках указанного цикла работ описывается от уровня биологии до сложных проявлений интеллектуальной, эмоциональной сферы, качеств сознания. В итоге удалось дать описание психического мира человека в его целостности. Предложена нетрадиционная трактовка эмоционально-оценочных процессов, качеств «Я», самосознания, самоотражения, функций мышления. Все это позволило подняться на новый уровень в понимании человека.

Лаборатория сохраняла интерес к проблемам, выдвинутым жизнью: был предпринят психологический анализ «человеческой ситуации», сложившейся в современном российском обществе в результате радикальных социальных преобразований. В частности, исследовалось влияние изменившейся социальной среды на сознание, личность человека. Итогом этих исследований явились работы «Мифы российского сознания» (Р.А. Зобов, В.Н. Келасьев. СПб., 1995), «Социальная мифология России и проблемы адаптации» (Р.А. Зобов, В.Н. Ке-ласьев. СПб., 1997), в рамках которых дается типология различных мифов и неадекватностей, свойственных личности переходного периода, даются рекомендации по очищению сознания от мифов, анализируются трудности адаптации человека к новой социальной среде. Именно эти книги — прямой отклик на необходимость психологического осмысления «человеческой ситуации», сложившейся в России в итоге перестройки. Эта же тема развивается и в работе «Человек и реформа: Драма взаимодействия» (СПб., 1998).

С 1991 г. в лаборатории развернуты широкомасштабные исследования творчества и творческой одаренности, в итоге которых получены новые данные о предпосылках формирования творческой личности, проблемах и противоречиях творческого образа жизни, сконструирован ряд новых методов для диагностики креативности, описана специфика мужской и женской креативности, прояснено соотношение общего интеллекта и творческих качеств личности. В результате лаборатория располагает богатым экспериментальным материалом и новыми методами для работы с контингентом одаренных лиц.

Не менее активно разрабатывается и проблематика прямо полярной группы — подростков групп риска, правонарушителей, наркоманов. Эта работа проводится совместно с кафедрой теории и практики социальной работы факультета социологии СПбГУ. В русле этого направления конструируются новые методы для изучения личности трудного подростка, правонарушителя, наркомана, разрабатываются принципы превенции отклоняющегося поведения. Методы и технологии превенции рассчитаны как на отдельную личность, так и на учебные группы подростков, учащихся школ. Так, Ю. Верминенко разработана психосоциальная технология профилактики наркозависимости, сконструирован тест, позволяющий выделить из всей учебной группы лиц, предрасположенных к употреблению наркотиков или уже ставших наркоманами. Технология прошла апробацию на контингенте учащихся средних школ. Она включает как диагностический, так и активно-формирующий компонент, вырабатывающий необходимые жизненные навыки поведения в угрожающей ситуации. Активно-формирующий компонент построен на базе игровых методов. Следуя предложенной технологии, можно добиться существенного снижения вероятности употребления подростками наркотиков.

На основе проведенных исследований сотрудниками лаборатории разработаны новые курсы и спецкурсы — «Человекознание», «Технологии социальной работы» (В.Н. Келасьев), «Оптимизация среды развития личности» (Н.Ю. Щербаков), «Практическая психология и психодиагностика», «Активные методы в социальной работе» (Н.М. Полуэктова), «Психология семьи» (Т.М. Трапезникова), которые читаются на ряде факультетов СПбГУ.

Лаборатория, таким образом, изучает как сложившуюся, традиционную проблематику, так и нарабатывает новую, имеет четкие перспективы развития, связанные с разработкой интегративно-психологической концепции человека, проблем жизненного пути, развивающей среды, самореализации человека, методов коррекции отклоняющегося поведения, различных психосоциальных технологий. Исследования, проводимые в лаборатории, находят внедрение в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.