Научная статья на тему 'КОМПЛЕКСНАЯ СУДЕБНАЯ ПСИХОЛОГО-ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА СПОСОБНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПОТЕРПЕВШИХ ПО ДЕЛАМ О ПОЛОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ ПОНИМАТЬ ЗНАЧЕНИЕ СОВЕРШАЕМЫХ С НИМИ ДЕЙСТВИЙ ИЛИ ОКАЗЫВАТЬ СОПРОТИВЛЕНИЕ'

КОМПЛЕКСНАЯ СУДЕБНАЯ ПСИХОЛОГО-ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА СПОСОБНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПОТЕРПЕВШИХ ПО ДЕЛАМ О ПОЛОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ ПОНИМАТЬ ЗНАЧЕНИЕ СОВЕРШАЕМЫХ С НИМИ ДЕЙСТВИЙ ИЛИ ОКАЗЫВАТЬ СОПРОТИВЛЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

496
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
комплексная психолого-психиатрическая экспертиза / психолог / психиатр / половая неприкосновенность / половые преступления / несовершеннолетние потерпевшие от сексуальных преступлений / беспомощное состояние / физическая беспомощность / психическая беспомощность / comprehensive psychological and psychiatric examination / psychologist / psychiatrist / sexual inviolability / sexual crimes / minor victims of sexual crimes / helpless state / physical helplessness / mental helplessness

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Манова Лилия Анваровна

Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза потерпевших имеет важное значение при раскрытии и расследовании преступлений, связанных с посягательствами на половую неприкосновенность несовершеннолетних. В статье автором аргументируется целесообразность назначения комплексной психолого-психиатрической экспертизы в отношении несовершеннолетних потерпевших, рассматриваются вопросы, ставящиеся перед экспертом при исследовании способности несовершеннолетних потерпевших понимать значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление насильнику при совершении в отношении них половых преступлений, разрабатывается алгоритм экспертной оценки, приводятся проблемы, возникающие на практике при производстве указанной экспертизы и пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Манова Лилия Анваровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPREHENSIVE FORENSIC PSYCHOLOGICAL AND PSYCHIATRIC ASSESSMENT OF THE ABILITY OF MINOR VICTIMS IN CASES OF SEXUAL CRIMES TO UNDERSTAND THE MEANING OF ACTIONS COMMITTED WITH THEM OR TO RESIST

A comprehensive psychological and psychiatric examination of victims is important in the detection and investigation of crimes related to attacks on the sexual integrity of minors. In the article, the author argues that a comprehensive psychological and psychiatric examination should be appointed in relation to minor victims, considers the issues raised by the expert when studying the ability of minor victims to understand the significance of their actions and resist the rapist in committing sexual crimes against them, develops an expert assessment algorithm, presents problems arising in practice in the performance of this examination and ways to solve them.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКСНАЯ СУДЕБНАЯ ПСИХОЛОГО-ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА СПОСОБНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПОТЕРПЕВШИХ ПО ДЕЛАМ О ПОЛОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ ПОНИМАТЬ ЗНАЧЕНИЕ СОВЕРШАЕМЫХ С НИМИ ДЕЙСТВИЙ ИЛИ ОКАЗЫВАТЬ СОПРОТИВЛЕНИЕ»

Международная научно-практическая конференция

Манова Лилия Анваровна Manova Liliya Anvarovna

Студентка Student

Башкирский государственный университет Bashkir State University Научный руководитель: Галяутдинов Рушан Радикович ассиситент

Башкирский государственный университет Galyautdinov Rushan Radikovich

assistant Bashkir State University

КОМПЛЕКСНАЯ СУДЕБНАЯ ПСИХОЛОГО-ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА СПОСОБНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПОТЕРПЕВШИХ ПО ДЕЛАМ О ПОЛОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ ПОНИМАТЬ ЗНАЧЕНИЕ СОВЕРШАЕМЫХ С НИМИ ДЕЙСТВИЙ ИЛИ

ОКАЗЫВАТЬ СОПРОТИВЛЕНИЕ

COMPREHENSIVE FORENSIC PSYCHOLOGICAL AND PSYCHIATRIC ASSESSMENT OF THE ABILITY OF MINOR VICTIMS IN CASES OF SEXUAL CRIMES TO UNDERSTAND THE MEANING OF ACTIONS COMMITTED WITH THEM OR TO RESIST

Аннотация. Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза потерпевших имеет важное значение при раскрытии и расследовании преступлений, связанных с посягательствами на половую неприкосновенность несовершеннолетних. В статье автором аргументируется целесообразность назначения комплексной психолого-психиатрической экспертизы в отношении несовершеннолетних потерпевших, рассматриваются вопросы, ставящиеся перед экспертом при исследовании способности несовершеннолетних потерпевших понимать значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление насильнику при совершении в отношении них половых преступлений, разрабатывается алгоритм экспертной оценки, приводятся проблемы, возникающие на практике при производстве указанной экспертизы и пути их решения.

УДК 343.9

Научные междисциплинарные исследования

Ключевые слова, комплексная психолого-психиатрическая экспертиза, психолог, психиатр, половая неприкосновенность, половые преступления, несовершеннолетние потерпевшие от сексуальных преступлений, беспомощное состояние, физическая беспомощность, психическая беспомощность.

Annotation. A comprehensive psychological and psychiatric examination of victims is important in the detection and investigation of crimes related to attacks on the sexual integrity of minors. In the article, the author argues that a comprehensive psychological and psychiatric examination should be appointed in relation to minor victims, considers the issues raised by the expert when studying the ability of minor victims to understand the significance of their actions and resist the rapist in committing sexual crimes against them, develops an expert assessment algorithm, presents problems arising in practice in the performance of this examination and ways to solve them.

Key words: comprehensive psychological and psychiatric examination, psychologist, psychiatrist, sexual inviolability, sexual crimes, minor victims of sexual crimes, helpless state, physical helplessness, mental helplessness.

Одной из основных задач любого цивилизованного государства должна быть охрана детства, так как дети, в силу своих психических, физических и умственных особенностей развития не могут самостоятельно осуществлять защиту своих прав и законных интересов. Поэтому обеспечение их безопасности является обязанностью их законных представителей (родителей, опекунов, попечителей, специальных детских учреждений) и государства.

В последние годы особо остро наблюдается проблема сексуального насилия над детьми. Об этом говорят печальные данные статистики. Так, по данным Федеральной государственной службы статистики, в 2018 году в России зарегистрировано 4974 случая совершения преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних [1].

При этом это лишь число зарегистрированных преступлений, и, безусловно, эти данные не отображают реального положения вещей. По своей природе преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних характеризуются высокой степенью латентности. Практике известны случаи, когда о фактах сексуального насилия, которому подвергалось лицо в детстве, становится известно лишь десятки лет спустя, либо

Международная научно-практическая конференция случаи, когда ребенок подвергался насилию в течение длительного периода времени, прежде чем об этом стало известно. Поэтому, сложно даже представить, какое количество преступлений скрываются от

правоохранительных органов и остаются неизвестными.

К сожалению, как показывает практика, все чаще дети становятся объектом преступного посягательства со стороны своих родителей (в том числе отчима, мачехи) и близких родственников. В таких случаях, ребенок не сообщает о факте насильственных действий кроме того, как в силу своей естественной стыдливости, так и из страха разрушения семьи и общественного порицания, либо из-за угрозы насильника причинить вред близким ребенка, если он кому-нибудь расскажет о происходящем. Сексуальное насилие в семье носит, как правило, длящийся характер - ребенок может быть объектом удовлетворения сексуальных потребностей родственника на протяжении многих недель, месяцев и даже лет. При этом ребенок в силу своего возраста и интеллектуальных способностей может воспринимать происходящее как должное. Поэтому в ходе расследования дел об изнасиловании и насильственных действиях сексуального характера (ст.131, 132 Уголовного кодекса Российской Федерации) совершенных в отношении несовершеннолетних, возникает необходимость в оценке способности потерпевших понимать значение совершаемых с ними действий или оказывать сопротивление [2]. Отсутствие такой способности расценивается как беспомощное состояние потерпевших. В таких случаях возникает необходимость в комплексном психологическом и психиатрическом исследовании несовершеннолетних потерпевших, для чего следователем назначается комплексная психолого-психиатрическая экспертиза (далее -КСППЭ). Комплексная экспертиза представляет собой более сложный процесс исследования, который требует постоянного взаимодействия специалистов обеих дисциплин, психиатров и клинических психологов, и совместного формулирования ими выводов.

По мнению И.А. Кудрявцева, КСППЭ «не просто суммирует возможности судебно-психиатрической и судебно-психологической экспертизы. В отличие от

Научные междисциплинарные исследования каждой из них в отдельности она позволяет установить системные свойства изучаемого объекта: выявить результаты взаимодействия комплекса психологических и психопатологических факторов» [3, с. 7]. Таким образом, комплексная психолого-психиатрическая экспертиза является наиболее эффективным способом решения вопросов, поставленных перед экспертом, в ситуациях, когда необходима одновременная оценка объекта исследования для получения наиболее достоверных результатов.

Таким образом, юридический критерий беспомощного состояния состоит из двух компонентов: 1) интеллектуальный - неспособность понимать характер и значение совершаемых действий; 2) волевой - неспособность оказывать сопротивление. При этом достаточно наличие хотя бы одного из этих признаков, чтобы установить и признать наличие беспомощного состояния несовершеннолетнего в момент совершения в отношении него преступления.

Особое внимание также должно быть обращено на составляющие интеллектуальный компонент категории. [5, с. 174]. Способность несовершеннолетних потерпевших понимать значение совершаемых в отношении них действий обусловлена различными психологическими факторами, которые находятся в прочной связи с особенностями криминальной ситуации. Ведущими среди них являются: 1) уровень психического развития подэкспертных; 2) эмоциональное состояние потерпевших в криминальной ситуации (например, аффект страха с частичным сужением сознания и дезорганизацией волевой регуляции поведения) [6, с. 166].

Часто следователи при назначении КССПЭ ставят перед экспертами вопрос о соответствии психилогического развития (психического возраста) несовершеннолетнего возрасту указанному в документе удостоверяющем его личность, что является методологически некорректным, так как точно установить его не является возможным, поскольку нормы о возрастной патологии имеют качественный размер, а не количественный, и обычно охватывают период в несколько лет. Если же ребенок страдает психическим расстройством, установить его психический возраст тем более не представляется

Международная научно-практическая конференция возможным, потому что у лиц с психической патологией по-другому протекает психическое развитие и не соответствует каким-либо общим возрастным нормам.

Ю.Л. Метелица в своих работах выделяет четыре уровня понимания: 1) понимание внешней стороны юридически значимых событий; 2) понимание их фактической стороны; 3) социального значения криминальных событий; 4) понимание социального значения криминальных событий на уровне личностного смысла. При этом для констатации беспомощного состояния достаточно нарушения понимания хотя бы на одном из указанных уровней [8, с. 58].

В основе потенциальной способности потерпевших от сексуальных деяний понимать их характер и значение лежит степень сформированности базовых психологических структур сексуальности, прежде всего полоролевой идентичности. Поэтому особо важное значение в ходе производства экспертизы приобретает оценка уровня психосексуального развития потерпевшего, которое включает в себя несколько этапов:

Этап становления полового самосознания (до 6-7 лет) - практически полная неспособность понимать характер и значение сексуальных действий;

Этап полоролевого поведения (7-12 лет) - понимание характера при недостаточном понимании (или полном непонимании) значения сексуальных действий;

Этап психосексуальных ориентаций (12-18 лет) - формирование полного понимания характера и значения сексуальных действий [6, с. 176].

Возможность потерпевшего оказывать сопротивление складывается из следующих показателей: 1) сохранность целенаправленности поведения; 2) устойчивость к внешним воздействиям; 3) отсутствие психического (эмоционального) состояния, оказывающего тормозящее воздействие и вызывающее упадок сил.

Из чего можно заключить, что наличие психической беспомощности однозначно предполагает наличие физической беспомощности. То есть

Научные междисциплинарные исследования заключение эксперта о неспособности потерпевшего понимать характер и значение совершаемых с ним действий, однозначно является свидетельством неспособности оказывать сопротивление, так как последнее всегда является осознанным.

Из практики судебной экспертизы следует, что часто потерпевшие при наличии у них способности понимать значение и характер совершаемых с ними действий, все-таки не могут оказать сопротивление насильнику. При этом подавление воли несовершеннолетнего может быть вызвано как индивидуальными личностными особенностями, так и внешними воздействиями.

И.А. Метелица выделяют следующие формы нарушений волевых процессов потерпевших: 1) выраженное снижение спонтанности поведения в виде торпиодности, вялости, аспонтанности; 2) выраженная импульсивность и расторможенность влечений (например, при неглубоких степенях умственной отсталости); 3) патологически повышенные внушаемость и подчиняемость [7, с. 62].

Таким образом, алгоритм экспертной оценки беспомощного состояния состоит из решения следующих вопросов:

Имеется ли у несовершеннолетнего отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством?

При наличии у несовершеннолетнего отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, можно ли утверждать, что в момент совершения в отношении него преступления он не был способен понимать характер и значение совершаемых действий или оказать сопротивление?

Имелось ли у несовершеннолетнего во время совершения в отношении него насильственных действий психическое расстройство, определявшее его неспособность понимать характер и значение совершаемых действий или оказать сопротивление?

Оценка степени сформированности психосексуального развития.

Международная научно-практическая конференция

В каком эмоциональном состоянии находился несовершеннолетний в момент преступного посягательства?

Находился ли потерпевший в момент изнасилования или совершения в его отношении насильственных действий сексуального характера в состоянии алкогольного или наркотического опьянения?

Находился ли потерпевший в момент изнасилования или совершения в его отношении насильственных действий сексуального характера в состоянии аффекта страха либо у него наблюдается патологически повышенный уровень внушаемости и подчиняемости?

Не склонен ли подэкспертный к фантазированию и патологической лживости?

Оценка ситуационного фактора, например, психотравмирующее воздействие насилия.

Однако на практике возможности комплексной психолого-психиатрической экспертизы используются не в полном объеме. Следователи при назначении КССПЭ часто ставят перед экспертами неполный или неправильный круг вопросов, что мешает эксперту качественно и эффективно исполнять свои функции и приводит к вынесению им неправомерного заключения. Например, нередко следователь ставит вопрос лишь о способности жертвы сексуального насилия понимать характер и значение совершаемых с ними действий, тогда как вопрос о способности несовершеннолетнего оказывать сопротивление в условиях криминальной ситуации остается без ответа [8, с. 116]. Такое упущение следователя приводит к тому, что эксперт изучает лишь интеллектуальный критерий беспомощного состояния потерпевшего и выносит заключение о способности жертвы правильно ориентироваться в содержании криминальной ситуации, в результате чего несведующими лицами сразу же делается неправильный вывод и о возможности оказывать им сопротивление. Интеллектуальный и волевой компоненты беспомощного состояния очень тесно взаимосвязаны, поэтому возможно и такое, что несовершеннолетний, понимая значение действий насильника, из-за психического состояния,

Научные междисциплинарные исследования характеризующегося сужением сознания, оценивал ситуацию как безысходную и поэтому не мог оказать ему должного сопротивления.

Зачастую встречаются вопросы такого содержания, как «достоверны ли показания потерпевшего», «как следует относиться к показаниям потерпевшего» и тому подобное. Оценка достоверности показаний не относится к полномочиям эксперта, а составляет прерогативу следственных и судебных органов, поэтому постановка вопросов такого рода недопустима.

Вследствие вышесказанного, представляется правильным предварительная консультация следователя со специалистом в данной области знаний или даже с экспертом, который будет проводить экспертизу, для правильной формулировки и постановки вопросов в дальнейшем перед экспертной группой.

Еще одной из наиболее часто встречающихся проблем составляет вопрос о том какую из экспертиз - судебно-психологическую, судебно-психиатрическую или комплексную психолого-психиатрическую назначить в отношении несовершеннолетнего потерпевшего по уголовному делу.

В научной литературе высказываются различные мнения по данному вопросу. Так, например, Коченов М.М. и Кудрявцев И.А. рекомендуют последовательно производить сначала судебно-психиатрическую экспертизу, для проверки наличия или отсутствия у подэкспертного психических расстройств, а затем судебно-психологическую вместо комплексной психолого-психиатрической экспертизы.[8, с. 31; 9, с. 87].

В.В. Яровенко и В.В. Мельник считают, что целесообразно изначально назначить амбулаторную судебно-психиатрическую экспертизу, и затем, на основе ее результатов, принять решение о назначение судебно-психологической экспертизы или КССПЭ.[10, с. 106.]

Ряд авторов считает, что для определения уровня психического развития несовершеннолетнего и при наличии данных об его умственной отсталости предпочтительнее назначать комплексную психолого-психиатрическую экспертизу. Е. Гришина же считает, что «производство КССПЭ не всегда

Международная научно-практическая конференция оправдано, ибо значительно расширяет границы объекта исследования» [11, с. 26.]

Считаем наиболее правильной позицию Андреевой Т.А., рекомендующей в ситуациях, когда следователь затрудняется самостоятельно определить характер назначаемой им экспертизы (однородная или комплексная), назначать судебно-психиатрическую экспертизу без уточнения ее характеристик, и в постановлении о назначении указать на возможность руководителя судебно-психиатрического экспертного учреждения самостоятельно привлекать экспертов другой специальности из числа сотрудников этого учреждения, если в этом есть необходимость (ч.2 ст.199 УПК РФ) [12, с. 127]. В таком случае характер экспертизы определяется лишь в ходе производства экспертных исследований (фиксируется в заключении эксперта), что позволяет в дальнейшем избежать затруднений, связанных с несовпадением наименования экспертизы с ее характером, обнаружившийся лишь впоследствии.

Любая криминальная ситуация, тем более связанная с посягательствами на половую неприкосновенность, оказывает психотравмирующее воздействие на несовершеннолетнего потерпевшего. В таком случае возникает вопрос: с какого момента психолог может оказать психологическую помощь несовершеннолетнему потерпевшему в процессе производства экспертизы? Ведь эксперт, расспрашивая ребенка о криминальной ситуации, заставляет его заново переживать произошедшие события, что определенно неблагоприятно сказывается на его эмоциональном состоянии. При этом эксперт не имеет возможности оказать ему необходимую помощь, так как в таком случае ему придется принять позицию клиента. Почему-то данный вопрос редко обсуждается экспертами-психологами в РФ. Принято считать, что эксперт-психолог занимается исключительно диагностической деятельностью, что, однако, не преуменьшает актуальности и важности данной проблемы и требует скорейшего ее разрешения. Считаем, что следует на законодательном уровне определить момент, с которого психолог имеет право оказать психологическую помощь потерпевшим по делам о половых преступлениях, так как

Научные междисциплинарные исследования несвоевременное ее оказание негативно влияют на их психическое здоровье и прямо сказывается на способности давать показания и соответственно качестве этих показаний.

Таким образом, в практике производства КССПЭ существует много недостатков и проблем. Надеемся, что выявленные недостатки и пути их решения позволят в дальнейшем как следователям, так и экспертам в данной области не повторять их при осуществлении профессиональной деятельности.

Библиографический список:

1. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ [Электронный ресурс]. URL: www.gks.ru (дата обращения: 20.11.2020)

2. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с посл. изм. и доп. от 17 июня 2019 г. № 146-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения 20.11.2020).

3. Кудрявцев И.А. Судебная психолого-психиатрическая экспертиза. М: Юрид. лит., 1988. C. 224.

4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 04.12.2014 № 16 "О судебной практике по делам о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности" / Бюллетень Верховного Суда РФ. № 2. 2015.

5. Руководство по судебной психиатрии: практ. пособие / под. ред. А.А. Ткаченко. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2015. С. 966.

6. Сафуанов Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе: науч.-практ. пособие. М.: Гардарика, Смысл, 1998. С. 192.

7. Метелица Ю. Л. Судебно-психиатрическая экспертиза потерпевших. М.: Юрид. лит., 1990. С. 208.

8. Коченов М. М. Введение в судебно-психологическую экспертизу. МГУ им. МВ. Ломоносова, Факультет психологии. М.: Изд-во МГУ, 1980. С. 116.

Международная научно-практическая конференция

9. Кудрявцев И.А. Комплексная судебная психолого-психиатрическая

экспертиза (научно-практическое руководство). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999. С. 497.

10. Мельник В.В., Яровенко В.В. Теоретические основы судебно-психологической экспертизы. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1990. С. 160.

11. Гришина Е. Использование специальных познаний психолога на предварительном следствии // Законность. М., 2004. № 5. С. 25-26.

12. Андреева Т.А. Типичные ошибки следователей при назначении комплексных судебных экспертиз с участием психолога. // Сибирские уголовно-процессуальные и криминалистические чтения. Сборник научных трудов. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2008. Вып. 1. С. 124-128

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.