Общетеоретические и отраслевые проблемы юридической науки и практики
General theoretical and branch-related issues of juridical science and practice
УДК 343.98 © И. Н. Сорокотягин, 2020 DOI: 10. 24411 /1999-6241 -2020-13013
12.00.12 Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность
Комплексная судебная психологическая экспертиза
Сорокотягин Игорь Николаевич \
Заслуженный юрист Российской Федерации, член Российской академии юридических наук, доктор юридических наук,
профессор кафедры криминалистики. Е-mail: [email protected]
1 Уральский государственный юридический университет, 620137, Екатеринбург, ул. Комсомольская, 21, Россия
Реферат
Введение. Раскрываются вопросы теории и практики использования специальных психологических знаний в целях обеспечения полного и объективного расследования преступлений и судебного разбирательства. Материалы и методы. Методологической основой формулирования положений послужили теоретические разработки и концепции в области криминалистики, судебно-экспертной деятельности, а также конкретные положения, выработанные отдельными авторами на основе изучения практики применения технологий комплексных судебно-психологических экспертиз. Результаты и обсуждение. Рассматриваются комплексные судебные экспертизы и комплексные судебные психологические экспертизы, которые постоянно встречаются в практической деятельности правоохранительных органов. Следователями и судами активно используются судебная психолого-психиатрическая, судебная психолого-почерковедческая, комплексная судебная психолого-лингвистическая, судебная комплексная психолого-искусствоведческая, комплексная судебная психолого-автотехническая, комплексная судебная психолого-фоноскопическая, комплексная судебная психолого-светотехническая экспертизы. Выводы. Комплексная судебная экспертиза позволяет провести комплекс исследований оперативно, качественно и своевременно предупредить фальсификацию экспертных заключений, помогает установить психологические качества личности подэкспертного, психические особенности его состояния: эмоции, страх, тревогу, а также психические свойства: темперамент, характер, способности и др.
Ключевые слова: комплексная судебная экспертиза; судебная психологическая экспертиза; специальные психологические знания; психиатрия; лингвистика; педагогика; экология; медицина; аффект; графология;
почерк; искусство; автотехника.
Для цитирования: Сорокотягин И. Н. Комплексная судебная психологическая экспертиза // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2020. Т. 25, № 3(82). С. 331-337. DOI: 10. 24411/1999-6241-2020-13013
Основные положения:
1. В процессе расследования и судебного разбирательства возникает необходимость в использовании не только психологических, но и других знаний, которые занимают пограничную область между психологией и прочими науками. Решить возникшие проблемы можно путем комплексных судебных экспертиз.
2. В судебной и следственной практике активно используются комплексные экспертные исследования с участием психолога: психолого-психиатрическая; медико-психологическая; психолого-почерковедческая; психолого-педагогическая; психолого-дефектологическая; психолого-экологическая; психолого-авиатехническая и др.
При производстве комплексной судебной экологической экспертизы принимают участие экологи, биологи, химики, агротехники и прочие эксперты. Комплексная
экспертиза объединяет всех специалистов различных знаний в одну судебную экспертизу.
3. Заслуживает внимания производство комплексных судебных психолого-почерковедческих экспертиз в целях определения психологического состояния личности в момент исполнения документа. Эксперты-психологи помогают установить психологические качества личности подэкспертного, психические особенности его состояния: эмоции, страх, тревогу, а также психические свойства: темперамент, характер, способности и др.
Введение
Актуальность и значимость. В Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации (ст. 201) указано, что экспертиза, в производстве которой участвуют эксперты разных специальностей, является комплексной. В теории и практике судебной экспертизы отмечается, что комплексная экспертиза — это такая экспертиза,
когда поставленные вопросы одновременно изучаются экспертами различных родов (видов) судебных экспертиз в написании заключения (или его синтезирующей части) и формировании общего вывода.
Теория и практика производства комплексных судебных экспертиз показали, что исследование материалов дела одной экспертизой, но с участием нескольких экспертов с пограничными знаниями гораздо эффективнее, профессионально выгоднее и качественнее, чем производство нескольких самостоятельных судебных экспертиз по одному экспертному направлению. Например, при производстве комплексной судебной экологической экспертизы принимают участие экологи, биологи, химики, агротехники и прочие эксперты. Комплексная экспертиза объединяет всех специалистов различных знаний в одну судебную экспертизу. Результаты комплексной судебной экспертизы оформляются в виде заключения, которое представляет собой синтез выводов экспертов разных специальностей. В заключении комплексной экспертизы каждый эксперт указывает, какие исследования он провел, в каком объеме, и несет за свою часть исследования ответственность. Таким образом, комплексная судебная экспертиза — это экспертиза будущего, так как она позволяет провести комплекс исследований оперативно, качественно, убедительно и своевременно предупредить фальсификацию экспертных заключений.
Теоретические предпосылки и состояние проблемы. Теорией судебной экспертизы занимались Е. Р. Рос-синская [1], Д. А. Сорокотягина, И. Н. Сорокотягин [2, с. 123-133]. Многие исследования вошли в учебники, практические пособия, статьи и др. [2; 3].
Необходимо согласиться, что гносеологическая сущность комплексной экспертизы — это комплексный анализ признаков [4, с. 153]. Долгое время в науке (особенно в гражданском и арбитражном процессе) обсуждался вопрос о правомерности существования комплексной экспертизы. Победили сторонники эффективного и перспективного направления — внедрения в практику комплексной судебной экспертизы [4, с. 29]. В настоящее время данный вид экспертизы получил широкое распространение. Б. Т. Безлепкин справедливо считает, что каждый из фрагментов проведенного исследования конкретным экспертом играет самостоятельную роль и позволяет определить персональную ответственность каждого эксперта за ошибку или заведомо ложное заключение [5].
В литературе о комплексной судебной экспертизе встречается мнение, что комплексная экспертиза — это комплекс экспертиз [6]. Преобладает точка зрения, что комплексная экспертиза — это комплекс экспертных исследований (психолога, медика, психиатра, лингвиста и др.) и одно заключение экспертизы. Для комплексной судебной экспертизы не является определяющим число различных специалистов. Общеизвестно, что она проводится двумя и более специалистами, которые, используя свои специальные знания, осуществляют анализ признаков. Общий вывод по результатам проведенной комплекс-
ной экспертизы делают эксперты, компетентные в оценке полученных результатов и формулировании вывода.
Теория и практика судебных экспертиз (судебная экспертология) постоянно уделяет внимание проблемам общей психологии (психология человека) и специальной (психология юридической деятельности).
Психику человека составляют психические явления:
— психические процессы (особенности памяти, мышления, воображения, восприятия и др.);
— психические состояния (познавательные, волевые, страх, испуг, аффект, депрессия и т. д.);
— психические свойства (темперамент, характер, способности и др.).
Большинство советских юристов принципиально отрицали возможность использовать в судопроизводстве специальные познания в области психологии. В 1959 г. Г. М. Миньковский первым среди юристов нарушил отрицание допустимости судебно-психологической экспертизы в уголовном процессе [7, с. 85]. Позднее А. Р. Ратинов отметил, что специальные познания в области психологии составляют научный фундамент судебно-психологической экспертизы, которая не что иное, как «форма применения психологических знаний в судопроизводстве» [8, с. 27]. Специальные знания не относятся к юридическим знаниям, приобретенным в результате специальной подготовки или профессионального опыта, не являются общедоступными, общеизвестными и применяемыми в порядке, установленном законом. Специальные психологические знания используются в юриспруденции в форме участия специалиста-психолога в производстве процессуальных действий (допросы, освидетельствование, осмотр места происшествия и др.) и в судебных экспертизах.
Важнейшей формой применения психологических знаний служит назначение и производство судебной психологической экспертизы, особенно по делам, связанным с несовершеннолетними, как в уголовном, так и в гражданском судопроизводстве. Предметом судебной психологической экспертизы (далее — СПЭ) могут быть любые психологические особенности психически здоровых людей, объектом — живой человек. Известны случаи проведения судебной психологической экспертизы в отсутствие человека, например, когда он умер до суда. Посмертная экспертиза осуществляется только по материалам дела (протоколы допросов, письма, дневники, записки, видеозаписи и др.) [9].
Вопросами комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы активно занимались многие ученые. Например, Н. Н. Станишевская, Э. А. Бурелов, Ю. С. Тихонов, Т. П. Печерникова, М. М. Коченов, Е. Р. Рос-синская, И. Н. Сорокотягин и др.
Материалы и методы
Методологической основой формулирования положений послужили теоретические разработки и концепции в области криминалистики, судебно-экспертной деятельности, а также конкретные положения, выработанные отдельными авторами на основе изучения практики применения технологий комплексных судебно-психологических
экспертиз. Использовался сравнительно-правовой метод и метод аналогий.
Результаты и обсуждение
Судебная психологическая экспертиза назначается и проводится в соответствии с процессуальным законодательством. Предметом СПЭ в уголовном процессе является изучение психики участников предварительного следствия (обвиняемого, свидетеля, потерпевшего). Экспертные исследования позволяют объективно провести расследование преступления.
На наш взгляд, М. М. Коченов правильно определил главную функцию СПЭ — получение «на основе практического применения специальных психологических знаний и методов исследования новых фактов, позволяющих точно и объективно оценить индивидуальные особенности психической деятельности обвиняемых, свидетелей и потерпевших» [10, с. 11].
В процессе расследования и судебного разбирательства судебная психологическая экспертиза позволяет установить:
— способности несовершеннолетних, страдающих умственной отсталостью, полностью осознавать себя, давать себе отчет в своих действиях;
— наличие или отсутствие у лица признаков, предрасполагающих к самоубийству;
— наличие или отсутствие у лица физиологического аффекта или других эмоциональных состояний в момент совершения противоправных действий;
— наличие или отсутствие признаков психологического давления на участников уголовного процесса в период расследования или рассмотрения дела в суде.
Судебно-психологическая экспертиза назначается и проводится, когда следователь собрал достаточное количество доказательств по делу. Значительное внимание уделяется вопросам, которые будут поставлены перед экспертом-психологом. К ним необходимо отнести:
— определение соответствия возраста психического развития хронологически достигнутому;
— установление способности потерпевшей от изнасилования понимать значение совершенных с ней действий;
— выявление основных психологических (интеллектуальных, эмоционально-волевых, характерологических, мотивационных и т. д.) особенностей испытуемого;
— установление психического состояния лица в момент восприятия событий (предметов) и т. д.
При определении эмоционального состояния обычно устанавливают:
— наличие у обвиняемого состояния аффекта;
— влияние душевного волнения на состояние потерпевшего;
— оценку депривации настроения потерпевшего как одного из моментов, причинно связанных с самоубийством [9, с. 232].
В качестве примера можно привести исследование эмоционального состояния — аффекта, стресса, страха, депрессии и др.
В процессе расследования и судебного разбирательства возникает необходимость в использовании не только психологических, но и иных знаний, которые занимают пограничную область между психологией и другими науками.
Решить возникшие проблемы можно путем комплексных судебных экспертиз. В судебной и следственной практике активно используются комплексные экспертные исследования с участием психолога: психолого -психиатрическо е; медико -психологическое; психолого-почерковедческое; психолого-педагогическое; психолого-дефектологическое; психолого-экологическое; психолого-авиатехническое и др.
Виды комплексных судебных психологических экспертиз. В настоящее время следователи и суды активно используют различные виды комплексных судебных психологических экспертиз.
1. В следственной и судебной практике самой распространенной считается комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза (далее — КСППЭ), которая проводится во всех судебно-психиатрических экспертных учреждениях. Совместное психологическое и психиатрическое исследование осуществляется тогда, когда подэкспертный находится между нормой поведения и патологией. КСППЭ в первую очередь направлена на исследование несовершеннолетних обвиняемых, страдающих олигофренией в степени дебильности. М. М. Коченов справедливо отмечал: «Относительная сглаженность психопатологической картины у дебилов, отсутствие нарастания дефекта делают комплексный подход к изучению дебильности вообще и оценке конкретных действий дебилов особенно оправданным» [10].
КСППЭ позволяет одновременно решить психологические и психиатрические вопросы.
А. Психологи помогают установить:
— имеются ли психические отклонения в развитии несовершеннолетнего;
— мог ли несовершеннолетний верно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства;
— имеются ли у несовершеннолетнего признаки повышенной внушаемости;
— мог ли несовершеннолетний оказать активное сопротивление с учетом психического развития;
— мог ли несовершеннолетний полностью осознавать значение своих действий с учетом его психического развития;
— в какой мере несовершеннолетний мог руководить своими действиями с учетом его психического развития;
— находился ли обследуемый (обвиняемый) в момент совершения преступления в состоянии аффекта (паталогического или физиологического);
— не находился ли обследуемый в момент совершения своих действий в эмоциональном состоянии (стресс, фрустрация, испуг, тревога и др.), которое могло существенно повлиять на его сознание и деятельность;
— мог ли обследуемый объективно оценить ситуацию и принять правильное решение с учетом его индивидуально-психологического состояния;
— находилось ли данное лицо в период, предшествовавший смерти, в психическом состоянии, предрасполагающем к самоубийству;
— соответствует ли профессиональный уровень сформированности у обследуемого профессиональных навыков требованиям конкретной ситуации;
— имеются ли у несовершеннолетнего склонности к фантазированию, повышенной внушаемости, а также такие личностные черты, как агрессия, жестокость и др.
Б. Психиатр устанавливает:
— страдает ли исследуемый психическим расстройством, если да, то каким именно;
— мог ли исследуемый отдавать себе отчет в своих действиях (руководить ими) при совершении инкриминируемого ему деяния;
— не является ли исследуемый душевнобольным и не нуждается ли он в применении мер медицинского характера;
— не обнаруживает ли испытуемый паталогической склонности к фантазированию;
— мог ли потерпевший с учетом психического состояния оказать сопротивление в криминальной ситуации;
— мог ли потерпевший понимать характер и значение совершаемых в отношении него противоправных действий.
В настоящее время активизировалось назначение КСППЭ в гражданском судопроизводстве в связи с оспариванием заключенных договоров (купли-продажи, дарения), составлением завещания и т. д., признанием лица недееспособным и установлением над ним опеки при споре о воспитании детей, признании брака недействительным и др.
КСППЭ может проводиться в отношении несовершеннолетних с признаками психофизического инфантилизма, явлений органического поражения центральной нервной системы и т. д. Верховный Суд РФ специально отметил, что КСППЭ необходима для решения вопроса о наличии или отсутствии у несовершеннолетнего отставания в психическом развитии 1.
2. Судебная психолого-почерковедческая экспертиза проводится экспертами-почерковедами и психологами. Судебная почерковедческая экспертиза относится к классу криминалистических экспертиз и решает вопросы идентификации исполнителя рукописи или подписи и неидентификационные (диагностические) задачи установления пола, возраста, условий выполнения письма или подписи, профессиональных или физических особенностей писавшего [11]. Судебно-почерковедческую экспертизу проводит эксперт-почерковед.
Письмо — средство запечатления и передачи мыслей с помощью письменных знаков. Умение писать приобретается в результате длительного, целенаправленного, систематического обучения и формирования устойчивых
навыков, обусловленных центральной нервной системой человека. Постепенно у человека формируется почерк, он индивидуален и неповторим. Индивидуальность возникает под влиянием психических явлений (психических процессов, состояний и свойств) и анатомических особенностей человека. Почерк сохраняется у человека длительное время. На стабильность почерка влияют субъективные и объективные факторы (например, страх, испуг, алкогольное или наркотическое опьянение, перенесенные травмы). Однако указанные факторы существенно изменить стабильность почерка не могут. Даже если пишущий умышлено стремится изменить свой почерк, сделать его неузнаваемым, он не в состоянии отказаться от всех привычек и автоматических движений. Наиболее точное определение почерка предлагает Е. Р. Россинская: «Почерк — индивидуальная и динамически устойчивая программа графической техники письма, в основе которой лежит зрительно-двигательный образ рукописи и которая получает реализацию с помощью специально приспособленной системы движения — письменно-двигательного навыка, сформировавшегося в результате обучения и письменной практики» [12, с. 189].
В процессе решения диагностических задач эксперт-почерковед устанавливает исполнителя рукописного текста или подписи, его возраст, условия, при которых была выполнена рукопись, документы, записи и т. д.
Эксперты-психологи определяют личностные качества писавшего, самоконтроль, устойчивость, оригинальность и другие его особенности, а также наличие у него психических отклонений. Особое внимание уделяется установлению психических процессов (особенности восприятия, памяти, мышления, воображения и др.), психических состояний (познавательных, волевых, эмоциональных и др.), психических свойств (темперамента, характера, способностей и т. д.) [9]. Заслуживает внимания производство комплексных судебных психолого-почерковедческих экспертиз в целях определения психологического состояния личности в момент исполнения документа.
Например, преступники похитили предпринимателя, привели его в подвал разрушенного здания, угрожая оружием, потребовали написать расписку о его долге конкретной личности в 1 млн рублей. При отказе угрожали смертью и сокрытием трупа. Предприниматель написал расписку о возврате денег в указанное время, преступники отпустили его. По заявлению потерпевшего преступники были задержаны. В процессе расследования проведена комплексная судебная психолого-почерковедческая экспертиза расписки. Эксперт-почерковед установил, что расписка была исполнена потерпевшим. Психолог определил, что это было сделано в состоянии сильного психологического напряжения (страх, испуг и боязнь за свою жизнь).
В настоящее время исследованием личности по почерку занимаются графологи, которые определяют характер человека, пригодность заниматься конкретной деятельностью, некоторые личностные качества и т. д. Однако графологическая экспертиза пока не получила широкого распространения, на что имеются объектив-
1 Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2004. № 4. С. 10. 334 ISSN 1999-6241 Психопедагогика в правоохранительных органах. 2020. Том 25, № 3(82)
ные и субъективные причины (например, недостаточная практическая база, отсутствие эффективных методик, слабое кадровое обеспечение специалистами).
На практике определением психического состояния исполнителя рукописи или подписи занимаются психологи. Анализируя материалы дела, эксперт-психолог может ответить на поставленные юристами вопросы. Полагаем, что эффективность исследования представленного материала (сведения о личности обвиняемого, потерпевшего и др.) значительно возрастет, если будет назначена и проведена комплексная судебная психолого-почерковедческая экспертиза. В качестве экспертов должны участвовать почерковед, психолог, в отдельных случаях графолог.
3. Комплексная судебная психолого-лингвистическая экспертиза проводится в целях исследования устной и письменной речи, а также для определения психического состояния исполнителя. В настоящее время значительно возрос интерес к лингвистической экспертизе, которая определяет автора информации и устанавливает различные характеристики автора и условия порождения текста. В юридической литературе немного работ, посвященных проблемам лингвистической экспертизы. Однако расширился круг гражданских дел, по которым назначаются судебно-лингвистические экспертизы 2.
А. В. Снегирев справедливо утверждает, что с точки зрения закона и письменный текст, и другие речевые произведения (аудио- или видеозаписи, полученные законным путем) — это corpus delicti, так как в них содержатся объективные признаки преступления, совершенного посредством речи [13].
Комплексную судебную психолого-лингвистическую экспертизу проводят лингвисты и психологи. Эксперты-лингвисты отвечают на различные вопросы, в том числе по спорным текстам в связи с делами о защите чести, достоинства и деловой репутации (ст. 152 ГК РФ), с делами по обвинению в клевете (ст. 1281 УК РФ), в оскорблении (ст. 5.61 КоАП РФ), в экстремизме, разжигании межнациональной религиозной ненависти и вражды (ст. ст. 280, 282 УК РФ и др.).
Эксперты-психологи помогают установить психологические качества личности подэкспертного, психические особенности его состояния (эмоции, страх, тревогу) в момент исполнения текста, а также психические свойства (темперамент, характер, способности и др.).
Например, в одном учреждении проходило общее собрание сотрудников. Выступали руководители, представители общественных организаций, члены коллектива. В процессе обсуждения вопросов руководитель подразделения стал критиковать сотрудницу К. за недостатки в работе и обозвал ее обидными словами. К. стало плохо, машина скорой помощи увезла ее в больницу, в которой она лечилась почти месяц. Обратилась в суд за защитой чести, достоинства и деловой репутации. Суд назначил судебную психолого-лингвистическую экспертизу, которая подтвердила, что слова ответчика являются оскорбительными и унижающими честь, достоинство и деловую репутацию истицы.
4. Судебная комплексная психолого-искусствоведческая экспертиза назначается с целью установить, является ли фильм порнографическим, пропагандирующим культ жестокости или насилия. Экспертизу проводят искусствоведы, специализирующиеся на киноведении и психологии (общей, медицинской, педагогической и др.). Эксперты-искусствоведы и психологи анализируют сцены и выявляют признаки жестокости и насилия. Сложность экспертной оценки заключается в том, что психологам и искусствоведам необходимо не только констатировать наличие в фильме таких сцен, но и обоснованно доказать, что способ показа жестокости, насилия, истязаний является целью возбуждения у зрителей низменных чувств и инстинктов. Задача экспертов-психологов — показать, что порнографические сцены, а также демонстрирующие жестокость, насилие, вызывают у несовершеннолетних зрителей серьезные психические отклонения, воспитывают в них жестокость, безразличие к мучению и боли других людей, грубость, садизм, напускное бесстрашие и смелость.
Современные технические возможности позволяют оперативно размножить видеофильм и быстро распространить, в том числе и среди несовершеннолетних. Задача правоохранительных органов — быстро находить источники выпуска фильмов, своевременно привлекать к ответственности преступников и представлять важнейшее доказательство по делу — заключение комплексной психолого-искусствоведческой экспертизы. На наш взгляд, в институтах кинематографии необходимо создать отделение по подготовке специалистов в области искусствоведческих экспертиз и психологов-экспертов в психологических вузах.
5. Судебно-следственной практике известны случаи назначения и проведения иных комплексных судебных психологических экспертиз, которые не имеют широкого распространения, но постепенно внедряются в практику деятельности правоохранительных органов.
А. Комплексная судебная медико-психологическая экспертиза устанавливает наступление психологических последствий у подэкспертного наличного или перенесенного соматического заболевания, признаков умственной отсталости и других психофизиологических расстройств. Указанная экспертиза активно внедряется в целях определения у слабовидящих, слабослышащих, ослабленных хроническими заболеваниями несовершеннолетних полностью осознавать значение своих действий и руководить ими [14].
Б. Комплексная судебная психолого-автотехническая экспертиза позволяет установить способность водителя правильно оценить дорожную ситуацию и своевременно принять меры по предотвращению наступления дорожно-транспортного происшествия (далее — ДТП). Психологи, изучив личность водителя, сложившуюся ситуацию, личностные психофизиологические качества водителя, определяют, в каком психологическом состоянии нахо-
2 Бринев К. И. Справочник по судебной лингвистической экспертизе. М., 2016. 200 с. ; Понятие чести, достоинства и деловой репутации: спорные тексты СМИ и проблемы их анализа и оценки юристами и лингвистами / отв. ред. А. Симонов, М. Гор-баневский. М., 2004. 327 с.
дился водитель до, в момент и после ДТП. Водители часто дают показания о внезапности, неожиданности поведения водителя пострадавшей машины, о своем волнении, страхе, испуге и т. д. Обобщив полученную информацию, эксперты-психологи могут дать заключение о психофизиологическом состоянии водителя и указать, могло ли оно повлиять на действия водителя в момент ДТП.
В. Комплексная судебная психолого-фоноскопическая экспертиза проводится в целях установления личности говорящего и его психического состояния в момент совершения конкретных действий. Объектом исследования являются автоматические записи радиотелефонных разговоров членов экипажа транспортного средства (самолета, тепловоза, больших грузовых автомобилей и др.) после катастроф и других транспортных аварий. В производстве экспертизы участвуют эксперты, владеющие знаниями фоноскопических исследований (магнитных лент на кассете, микрокассете, видеокассете, на электронном носителе данных, лазерном оптическом диске, жестком диске и т. д.). Эксперты исследуют представленные фоноскопические материалы, определяют пол, возраст, анатомические особенности речеобразующего тракта, психофизиологические характеристики лица, речь которого представлена на фонограмме. Психологи устанавливают, в каком эмоциональном состоянии на-
ходилось лицо в период записи его устной речи [12, с. 160; 15, с. 381-387].
Г. Комплексная судебная психолого-светотехническая экспертиза проводится специалистами инженерной психологии и светотехники. Эксперты в области светотехники определяют, как светотехнические условия повлияли на восприятие водителем дорожной ситуации при мощном светопотоке встречного автомобиля. Эксперты-психологи исследуют водителя в целях определения психофизиологического состояния водителя, особенностей его реакции на обстановку, имеются ли у водителя психические отклонения, как водитель реагировал на возникшую дорожную ситуацию и как он ее оценивает.
Выводы
В представленной статье показаны комплексные судебные психологические экспертизы, которые часто встречаются в практической деятельности правоохранительных органов.
Перспективы. Безусловно, научных исследований ждут комплексные судебные психологические экспертизы: медико-психологическая, психолого-ольфакторная, психолого-фоноскопическая, психолого-речеведческая, психолого-портретная, психолого-, фото-, кино-, видео-, биологическая, психофизическая и др.
Список литературы
1. Российская Е. Р. Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе. М., 2005. 736 с.
2. Сорокотягина Д. А., Сорокотягин И. Н. Судебная экспертиза : учеб. пособие. 2-е изд. Ростов н/Д, 2008. 335 с.
3. Судебно-экспертная деятельность: правовое, теоретическое и организационное обеспечение : учебник / под ред. Е. Р. Рос-синской, Е. И. Галяшиной. М., 2017. 153 с.
4. Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации / под ред. В. В. Яркова. М., 2003. 229 с.
5. Безлепкин Б. Т. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. М., 2014. 341 с.
6. Эржубов Л. Г., Корпухина Е. С. О новой концепции комплексной экспертизы // Теория и практика судебной экспертизы. 2012. № 4. С. 16-24.
7. Миньковский Г. М. Особенности расследования и судебного разбирательства дел о несовершеннолетних. М., 1959. 85 с.
8. Ратинов А. Р. Советская судебная психология. М., 1967. 270 с.
9. Сорокотягина Д. А., Сорокотягин И. Н. Судебная экспертология. Екатеринбург, 2008. 235 с.
10. Коченов М. М. Судебно-психологическая экспертиза: теория и практика // Избранные труды. М., 2010. 351 с.
11. Криминалистика : учеб. пособие / под ред. Л. Я. Драпкина. М., 2013. 400 с.
12. Россинская Е. Р. Криминалистика : учебник. М., 2012. 189 с.
13. Снегирев А. В. Судебно-лингвистическая экспертиза. Екатеринбург, 2016. 150 с.
14. Щерба С. П. Психологическая экспертиза по делам лиц, страдающих физическими недостатками // Правоведение. 1971. № 2. С. 117-120.
15. Сорокотягин И. Н., Сорокотягина Д. А. Юридическая психология : учебник для вузов. 3-е изд. М., 2014. 480 с.
Поступила 20.11.2018
UDC 343.98 © I. N. Sorokotyagin, 2020 DOI: 10. 24411/1999-6241-2020-13013 12.00.12 Criminalistics; Forensic Examination; Crime Detection
Complex Forensic Psychological Expertise
Igor N. Sorokotyagin \
Honoured Lawyer of the Russian Federation, member of the Russian Academy of Legal Sciences, Doctor of Sciences (in Law),
professor at the chair of Criminalistics. Е-mail: [email protected]
1 Ural State Law University, 21 Komsomolskaya st., Yekaterinburg, 620137, Russia
Abstract
Introduction. The paper explains the issues of theory and practice of using special psychological knowledge for comprehensive and objective crime investigation and criminal trial. Materials and Methods. The methodological basis for forming the provisions included theoretical works and concepts in criminalistics, forensic expertise and certain provisions developed by some authors basing on the study of application of complex forensic psychological expertise technology. Results and Discussion. The author considers complex forensic expertises and complex forensic psychological expertises which constantly appear in practical law enforcement. Complex forensic expertise is an expertise of the future as it provides conducting a set of operative, effective, valid researches and prevents any falsification of expertises. Complex forensic psychological expertises assist in establishing psychological aptitudes of the person under examination, mental peculiarities of his state: emotions, fear, anxiety, as well as mental aptitudes such as temperament, character, abilities etc. Conclusions. The paper demonstrates and reveals complex forensic psychological expertises which are constantly found in practical law enforcement. Complex forensic expertise provides conducting a set of operative, effective, valid researches and prevents any falsification of expertises.
Keywords: complex forensic expertise; forensic psychological expertise; special psychological knowledge; psychiatry; linguistics; pedagogy; ecology; medicine; affect; graphology; handwriting; art; auto equipment.
Citation: Sorokotyagin I. N. Complex forensic psychological expertise. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2020. Vol. 25, No 3(82). Pp. 331-337 (In Russ.). DOI: 10. 24411/1999-62412020-13013
References
1. Rossinskaya Е. R. Forensic expertise in civil, arbitration, administrative and criminal proceedings. Moscow, 2005. 736 p. (In Russ.)
2. Sorokotyagina D. А., Sorokotyagin I. N. Forensic expertise. 2nd edition. Rostov-on-Don, 2008. 335 p. (In Russ.)
3. Forensic examination activity: legal, theoretical and organizational maintenance. Ed. by Rossinskaya E. R., Galyashina E. I. Moscow, 2017. 153 p. (In Russ.)
4. Comments on the Arbitration Procedural Code of the Russian Federation. Ed. by Yarkov V. V. Moscow, 2003, 229 p. (In Russ.)
5. Bezlepkin B. Т. Comments on the Criminal Procedural Code of the Russian Federation. Moscow, 2014. 341 p. (In Russ.)
6. Erzhubov L. G., Korpukhina Е. S. On a new concept of complex expertise. Theory and Practice of Forensic Expertise. 2012. No 4. Pp. 16-24. (In Russ.)
7. Minkovsky G. M. Peculiarities of investigation and trial of juvenile cases. Moscow, 1959. 85 p. (In Russ.)
8. Ratinov А. R. The Soviet crime psychology. Moscow, 1967. 270 p. (In Russ.)
9. Sorokotyagina D. А., Sorokotyagin I. N. Forensic expertology. Yekaterinburg, 2008. 235 p. (In Russ.)
10. Kochenov M. M. Forensic psychological expertise: theory and practice. Selected works. Moscow, 2010. 351 p. (In Russ.)
11. Forensic science. Ed. by Drapkin L.Ya. Moscow, 2013. 400 p. (In Russ.)
12. Rossinskaya E. R. Forensic science. Moscow, 2012. 189 p. (In Russ.)
13. Snegirev А. V. Forensic linguistic expertise. Yekaterinburg, 2016. 150 p. (In Russ.)
14. Scherba S. P. Psychological expertise on the cases of people with physical disorders. Jurisprudence. 1971. No 2. Pp. 117-120. (In Russ.)
15. Sorokotyagin I. N., Sorokotyagina D. А. Legal psychology. 3rd edition. Moscow, 2014. 480 p. (In Russ.)
Submitted 12.11.2018