Научная статья на тему 'КОМПЛЕКСНАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ АКРОБАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В ПИЛОННОМ СПОРТЕ'

КОМПЛЕКСНАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ АКРОБАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В ПИЛОННОМ СПОРТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
132
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПИЛОНННЫЙ СПОРТ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ АКРОБАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ / АКРОБАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / АКРОБАТИКА СЛОЖНОСТИ И АКРОБАТИКА АРТИСТИЗМА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Касаткина Н.А., Костюнина Л.И., Чарыкова А.Ф., Егорова А.С.

Цель исследования - повышение качества выполнения разноструктурных акробатических элементов в пилонном спорте у девочек 12-14 лет. Методика и организация исследования. Анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование, метод экспертных оценок, статистическая обработка данных. Педагогический эксперимент был организован на базе школы воздушной гимнастики и спорта на пилоне «Полдень» (г. Ульяновск), в нем приняли участие девочки 12-14 лет (стаж занятий пилонным спортом - три-четыре года). Результаты исследования и выводы. Определены эффективные средства и методы акробатической подготовки в пилонном спорте на этапе спортивной специализации, разработана методика комплексной специальной акробатической подготовки для повышения качества исполнения трюковых и околопилонных акробатических упражнений в соревновательных композициях пилонного спорта спортсменками 12-14 лет с учетом специфики содержания соревновательной деятельности. В заключение работы был выполнен подбор средств акробатической подготовки на основе структурного соответствия базовых акробатических упражнений обязательным трюковым элементам соревновательных композиций на пилоне (на полу), с учетом специфики основных нагрузок, характера их воздействия на суставно-связочный аппарат верхних и нижних конечностей, что обуславливает повышение качественных сторон соревновательных программ, их привлекательности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Касаткина Н.А., Костюнина Л.И., Чарыкова А.Ф., Егорова А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКСНАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ АКРОБАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В ПИЛОННОМ СПОРТЕ»

КОМПЛЕКСНАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ АКРОБАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В ПИЛОННОМ СПОРТЕ

УДК/UDC 796.416.32, 796.417.2

Поступила в редакцию 03.03.2023 г.

Информация для связи с автором: natasha-kassatkina@yandex.ru

Кандидат педагогических наук, доцент Н.А. Касаткина1 Доктор педагогических наук, доцент Л.И. Костюнина1 Кандидат биологических наук, доцент А.Ф. Чарыкова1 А.С. Егорова1

'Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, Ульяновск

COMPREHENSIVE SPECIAL ACROBATIC TRAINING IN PYLON SPORTS

PhD, Associate Professor N.A. Kasatkina1 Dr. Hab., Associate Professor L.I. Kostyunina1 PhD, Associate Professor A.F. Charykova1 A.S. Egorova1

'Ulyanovsk State University of Education, Ulyanovsk

Аннотация

Цель исследования - повышение качества выполнения разноструктурных акробатических элементов в пилонном спорте у девочек 12-14 лет. Методика и организация исследования. Анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование, метод экспертных оценок, статистическая обработка данных. Педагогический эксперимент был организован на базе школы воздушной гимнастики и спорта на пилоне «Полдень» (г. Ульяновск), в нем приняли участие девочки 12-14 лет (стаж занятий пилонным спортом - три-четыре года). Результаты исследования и выводы. Определены эффективные средства и методы акробатической подготовки в пилонном спорте на этапе спортивной специализации, разработана методика комплексной специальной акробатической подготовки для повышения качества исполнения трюковых и около-пилонных акробатических упражнений в соревновательных композициях пилонного спорта спортсменками 12-14 лет с учетом специфики содержания соревновательной деятельности. В заключение работы был выполнен подбор средств акробатической подготовки на основе структурного соответствия базовых акробатических упражнений обязательным трюковым элементам соревновательных композиций на пилоне (на полу), с учетом специфики основных нагрузок, характера их воздействия на суставно-связочный аппарат верхних и нижних конечностей, что обуславливает повышение качественных сторон соревновательных программ, их привлекательности.

Ключевые слова: пилоннный спорт, специальная техническая акробатическая подготовка, обязательные элементы, акробатические упражнения, акробатика сложности и акробатика артистизма.

Abstract

Objective of the study was to improve the quality of performing acrobatic elements of various structures in pylon sports in girls aged 12-14 years. Methods and structure of the study. Analysis and generalization of scientific and methodological literature, pedagogical experiment, testing, method of expert assessments, statistical data processing. The pedagogical experiment was organized on the basis of the school of aerial gymnastics and sports on the pylon "Polden" (Ulyanovsk), girls aged 12-14 years old took part in it (experience in pole sports - three to four years).

Results and conclusions. Effective means and methods of acrobatic training in pylon sports at the stage of sports specialization have been determined, a methodology for complex special acrobatic training has been developed to improve the quality of performance of stunt and near-pylon acrobatic exercises in competitive compositions of pylon sports by female athletes aged 12-14, taking into account the specifics of the content of competitive activity. At the end of the work, the selection of acrobatic training means was performed based on the structural correspondence of basic acrobatic exercises to the obligatory trick elements of competitive compositions on the pylon (on the floor), taking into account the specifics of the main loads, the nature of their impact on the articular-ligamentous apparatus of the upper and lower extremities, which causes an increase in quality aspects of competitive programs, their attractiveness.

Keywords: pylon sport, special technical acrobatic training, compulsory elements, acrobatic exercises, complexity acrobatics and artistry acrobatics.

Введение. Пилонный спорт - Ро^ро^ - представляет собой спортизированное направление дисциплины Ро^апсе, объединяет танец и гимнастику, отличается выполняемыми акробатическими трюками, требующими проявления силы, гибкости и баланса. С 2000-х годов пилонный спорт, являясь одной из разновидностей воздушной гимнастики, уверенно развивается и привлекает все большее количество занимающихся в связи со специфическим эстетическим, самобытным содержанием соревновательной деятельности [4, 5]. Приказом Министерства спорта № 448 от 21 июня 2021 года воздушная акробатика на пилоне внесена в реестр видов спорта Российской Федерации под названием «пилонный спорт» и позиционируется исключительно как сложнокоординационный вид спорта художественно-эстетической и гимнастической направленности.

При оформлении содержания соревновательной танцевально- спортивной композиции под музыку в пилонном спорте необходимо гармонично сочетать хореографические средства выразительности; разноструктурные статические и динамические акробатические элементы на специальных снарядах (стальных пилонах, являющихся обязательными элементами сложности в пилонном спорте); упражнениях, выполняемых на полу (околопилонная хореография, включающая акробатику артистизма). Динамизм и сложность композиции соревновательного танца, его хореографического рисунка предъявляют высокие требования к владению спортсменами техникой сложных акробатических элементов на пилоне и на полу (в околопилонном пространстве), обуславливающих самобытность нового вида спорта [1-3].

Цель исследования - повышение качества выполнения разноструктурных акробатических элементов в пилонном спорте у девочек 12-14 лет.

Методика и организация исследования. Педагогический эксперимент был организован на базе школы воздушной гимнастики и спорта на пилоне «Полдень» (г. Ульяновск), с октября 2021 по апрель 2022 гг. В нем приняли участие девочки 12-14 лет (стаж занятий пилонным спортом - три-четыре года). Были сформированы контрольная и экспериментальная группы (КГ, ЭГ) по восемь человек в каждой. ЭГ занималась по разработанной методике комплексной специальной акробатической подготовки.

Результаты исследования и их обсуждение. Разработанная экспериментальная методика комплексной специальной акробатической подготовки спортсменок 12-14 лет включает в себя специальные акробатические упражнения, отобранные с учетом специфики и возможности их адаптации к требованиям соревновательной деятельности пилонного спорта [3]. В первую очередь, в экспериментальную методику вошли разнообразные индивидуальные акробатические упражнения, при подборе которых учитывались: форма основного движения в обязательных элементах на пилоне (шпагат или прогиб); плоскость их выполнения (вертикальная, наклонная, горизонтальная); форма хватов и точек сцепления с пилоном. Учитывались также требования правил соревнований к сложности и оригинальности околопилонной хореографии на основе базовых акробатических элементов; к наличию в них креативных элементов, содержащих в себе некоторый риск и момент неожиданности, то есть элементы модальности (усложнение и новые модификации известных элементов) [2, 3].

Акцент в экспериментальной методике делался на силовых и балансовых упражнениях; на использовании упражнений с перевернутыми и горизонтальными положениями, со шпагатными и прогнутыми позициями, предполагающими работу с весом собственного тела под разными углами; включении разнофункциональных акробатических модифицированных элементов (на основе модальности) и систематизации специальных средств с учетом структурного соответствия базовых акробатических упражнений обязательным трюковым элементам на пилоне соревновательных композиций пилонного спорта. Этим обусловлено выделение подгруппы упражнений статического (равновесия, мосты, шпагаты, стойки, упоры) и динамического (перекаты, кувырки, полуперевороты и перевороты) характера.

В классических акробатических упражнениях, с учетом специфики и требований пилонного спорта, варьировались исходные и конечные положения; сочетались в одном упражнении отдельные фазы разных акробатических упражнений; добавлялись переходы с опорой на одну или две руки; упражнения усложнялись включением в структуру базового акробатического движения дополнительных поворотов, продольных и горизонтальных вращательных движений (скручиваний), махов и разгибов, комбинирование с другими акробатическими элементами. Такая работа с акробатическими элементами по-

зволяет в дальнейшем выполнять их не только в виде спортивных упражнений, но и в виде танцевально-хореографических «трюков», что дает возможность художественного оформления, повышения выразительности и зрелищности соревновательной композиции. Для освоения обязательных элементов на пилоне спортсменками 12-14 лет (см. рисунок) в нашей методике были использованы базовые элементы начального уровня с использованием пилона и подводящие упражнения, сгруппированные с учетом структурных характеристик раз-ноструктурных обязательных, сходства с формой основного движения обязательных элементов на пилоне, плоскости их выполнения, формы хватов и точек сцепления с пилоном.

Так, например, для элементов структурных групп элементов гибкости F и силы S с учетом формы хватов и точек сцепления с пилоном - зацепом под колено - были подобраны следующие подводящие упражнения: базовые элементы начального уровня на пилоне: «Скорпион», «Паук», «Крыло бабочки», «Брасс-манки», «Планка», «Мартинка», «Свечка», «Тюльпан»; «Распашка» - лежа на полу, стоя, в воздухе, выходы через толчок/ мах/силой, обе ноги согнуты, одна согнута, обе прямые, «Распашка» через «веер»; вис на дальней/ближней ноге с пола, из «Распашки», смена висов, заход на пилон через висы; подъем ног хватом «Распашка»: две/одна ноги согнуты, ноги вместе, прямые ноги к плечам; подтягивания из седа на пилоне: на прямых руках узким хватом, на согнутых руках; выполнение элементов с различных заходов, например: лаз «Пожарник», боковой лаз, «Китайский лаз», заход через подтягивание на руках; «Круг бесконечности» - заход через «Распашку», вис на дальней ноге, заход на пилон, смена сторон и др.

Рассмотренные обязательные элементы на пилоне статического и статодинамического характера в положении различных

AllegraHalfSplit - Аплегра с согнутой «задней» ногой (0,5), ClosedRainbow -Закрытая радуга (0.5), Cocoon - Кокон, FrontSplit - Передний шпагат (0,5), PegasusSplitFacingFloor - Шпагат Пегас, лицом в пол (0,5), HipHoldSplit-Шпагат хват в бедро (0,5), SplitGripLegThroughFrontalSplit - Передний Шпагат раздельным хватом (0,5)

ButterflyReverseExtension - Крыло бабочки , хват чашечкой (0,5), FlagGripSidePasse - китайский флаг (0,5), ForearmGriplnvertedPencil -Перевернутый карандаш, захват предплечьем (0,5), ForearmGriplnvertedStraddle - Хват предплечьем, в перевернутом положении (0,5), HipholdHalfSplit - Шпагат в бедро, с одной согнутой ногой (0,5)

Cradle Spin Straddle - Вращение колыбельная (0,4), SplitGripStraddle - Вращение раздельным хватом (0.4). ReverseGrabPencil - Карандаш обратным хватом (0,4). ReverseGrabStraddleintoPencil - Вращение Карандаш обратным хватом с поднятыми ногами (0,5), Spinninginto a ShoulderMountStraddle - Вращение ШоулдерМаунт (0,5)

StraddleSpln 2 HandsUp - Вращение на согнутых руках(0,4), ВгокепОоН -Сломанная кукла (0,5), CradleSpinPikeNoHands - Вращение колыбельная без рук (0,5), Сагдоу!е5рт - Вращение Игуана (0,5)

Deadliftfromtwistgrip - Становая тяга выворотным хватом (или хватом twlstgrip), Deadliftfromforearmhandspring - Становая тяга хватом в предплечье, Deadliftfromiguanagríp - Становая тяга хватом Игуана, AerialBasiclnvert -Базовый заход (заход через распашку)

Обязательные элементы пилонного спорта для соревновательных композиций спортсменок 12-14 лет (уровень «Любители»). Примечание: F- элементы на гибкость, S - элементы на силу, ST- вращения на статичном пилоне, SP - вращения на динамическом пилоне, DL - силовые выходы.

Таблица 1. Комплекс упражнений на повышение функциональности суставно-связочного аппарата верхних и нижних конечностей

Направленность Упражнения

Укрепление кистей и запястий Сгибания и круговые движения кистями, то же с усилием, пытаясь при этом достать до запястья; «Сжимание и разжимание пальцев рук», то же с различными кистевыми эспандерами; «Восьмерка»; «Четырехугольник» и «Планка»; «Отжимания»

Укрепление стоп и голеностопов Различные виды ходьбы: на носках, «мягким» шагом, «острым» шагом, перекатным шагом, на пятках и др., круговые движения стопами в различных положениях, перекаты и «Релеве» в различном темпе с фиксацией положений на полу и на кубике, «Цапля» на полу и на кубике, «Ласточка» и др.

Укрепление мышц и связок рук и ног в висах Удержание тела двумя прямыми руками на пилоне, лицом к пилону и подтягивания вверх; то же согнутыми руками; из и.п. «Планка» лицом к пилону, подъем по пилону, поочередно перехватываясь руками, затем спуск также поочередным перехватом; вис на пилоне, прогнувшись с захватом обеими руками; «Стульчик» на статичном пилоне с пола; вис на пилоне/кольце с малыми отягощениями ногами; в висе подъем согнутых и прямых ног до касания носками пилона / кольца (места хвата); висы на руках и ногах: вращение «Лягушка» (на статике/динамике), «Паук», «Скорпион» и др.

Таблица 2. Показатели уровня акробатической и технической подготовленности девочек 12-14 лет после педагогического эксперимента

Контрольное упражнение (тесты) Группа M±m Достоверность различий, p Прирост, %

Стойка на руках у опоры (пилона), с КГ 24,2±0,28 >0,05 21,6

ЭГ 27,7±0,44 37,8

Кувырок вперед, баллы КГ 0,29±0,05 <0,05 25,6

ЭГ 0,16±0,02 60,9

Переворот вперед/назад, баллы КГ 0,32±0,03 <0,05 15,8

ЭГ 0,21±0,04 43,2

Группа F: «Передний шпагат раздельным хватом», баллы КГ 3,5±0,23 <0,05 34,6

ЭГ 4,2±0,19 68,0

Группа F: «Шпагат хват в бедро», баллы КГ 3,4±0,26 <0,05 25,9

ЭГ 4,3±0,22 53,6

Группа в: «Крыло бабочки, хват чашечкой», баллы КГ 2,9±0,24 >0,05 38,1

ЭГ 3,4±0,16 54,5

Группа в: «Китайский флаг», баллы КГ 3,6±0,17 <0,05 24,1

ЭГ 4,4±0,29 62,9

Группа вТ: «Вращение Карандаш обратным хватом с поднятыми ногами», баллы КГ 3,1±0,27 <0,05 29,1

ЭГ 3,9±0,14 56,0

Группа вР: «Вращение Игуана», баллы КГ 2,5±0,32 <0,05 31,6

ЭГ 3,0±0,26 50,0

Группа DL: базовый заход, баллы КГ 3,8±0,28 <0,05 8,6

ЭГ 4,5±0,11 28,6

Примечание. Количество испытуемых: ЭГ - 8, КГ - 8.

висов и упоров сопровождаются достаточной нагрузкой на плечевой пояс, мышцы и связки рук (особенно кистей и запястья), что может сопровождаться перегрузками работающего звена и повторяющимися повреждающими воздействиями. Поэтому в процессе тренировки необходимо больше внимания уделять повышению функциональности суставно-связочного аппарата верхних и нижних конечностей, непосредственно участвующих в захватах за спортивный снаряд в висах и вращениях/крутках. Для этого нами был предложен следующий комплекс упражнений (табл. 1).

С целью определения эффективности разработанной нами методики использовался ряд контрольных упражнений на основе разноструктурных групп обязательных элементов пилон-ного спорта (табл. 2).

После педагогического эксперимента в ЭГ статистически достоверные различия выявлены во всех исследуемых показателях выполнения трюковых и околопилонных элементов, составляющих содержание соревновательной композиции; в КГ, соответственно, в девяти из десяти тестов. В ЭГ наибольший прирост выявлен в упражнениях «Передний шпагат раздельным хватом», 68,0%, «Китайский флаг», 62,9% (р<0,01).

Выводы. Эффективность процесса обучения технике выполнения разноструктурных обязательных элементов пилон-ного спорта в соответствии со специфическими требованиями соревновательных композиций обеспечивается специальной комплексной акробатической подготовкой. Подбор акробатических средств подготовки на основе структурного соответствия базовых акробатических упражнений обязательным трюковым элементам соревновательных композиций на пилоне (на полу), учета специфики основных нагрузок, характера их воздействия на суставно-связочный аппарат верхних и нижних конечностей обуславливает повышение качественных сторон выполнения трюковых и околопилонных элементов, привлекательность соревновательных программ.

Литература

1. Варфоломеева А.М. Poledance как самостоятельная спортивно-

танцевальная дисциплина / А.М. Варфоломеева // Современные

ВЫПУСК ГОТОВИЛИ:

Главный редактор - Людмила Лубышева Верстка - Ольга Терёшина Фотооформление - Александр Лубышев

проблемы и перспективные направления инновационного развития науки: сборник статей международной научно-практической конференции: в 8 частях, Екатеринбург, 15 декабря 2016 года. - Екатеринбург: Аэтерна, 2016. - С. 41-45.

2. Назаренко Л.Д. Концепция формирования виртуозности движений в подготовке высококвалифицированных спортсменов / Л.Д. Назаренко, Н.А. Касаткина // Теория и практика физической культуры.

- 2016. - № 6. - С 72-75.

3. Правила соревнований по пилонному спорту. Код баллов 2021-2024. -МФПС (IPSF), 2021. - 171 с.

4. Сомкин А.А. «Воздушный» фитнес как отдельное направление в фитнес-индустрии / А.А. Сомкин // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. - 2022. - Т. 13. - № 4 (56).

- С.280-300.

5. Тишаева И.В. Развитие спортивной дисциплины «спорт на пилоне» в современном мире / И.В. Тишаева, Л.А. Якимова // Научно-методические аспекты подготовки спортсменов: Материалы I Всероссийской научно-практической конференции. - Омск: ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта», 2021. - С. 274-279.

References

1. Varfolomeeva A.M. Roledance kak samostoyatelnaya sportivno-tantsevalnaya distsiplina [Roledance as an independent sports and dance discipline]. Sovremennyye problemy i perspektivnyye napravleniya innovatsionnogo razvitiya nauki [Modern problems and promising areas of innovative development of science]. Proceedings International scientific-practical conference in 8 parts, Yekaterinburg, December 15, 2016. Ekaterinburg: Aeterna publ., 2016. pp. 41-45.

2. Nazarenko L.D., Kasatkina N.A. Kontseptsiya formirovaniya virtuoznosti dvizheniy v podgotovke vysokokvalifitsirovannykh sportsmenov [The concept of the formation of virtuosity of movements in the training of highly qualified athletes]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2016. No. 6 (16). pp. 72-75.

3. Pravila sorevnovaniy po pilonnomu sportu. Kod ballov 2021-2024 [Rules for competitions in pylon sports. Point code 2021-2024]. IPSF, 2021. 171 p.

4. Somkin A.A., Yakimova L.A. «Vozdushnyy» fitnes kak otdelnoye napravleniye v fitnes-industrii ["Air" fitness as a separate direction in the fitness industry]. Nauchnyye trudy Severo-Zapadnogo instituta upravleniya RANKhiGS. 2022. Vol. 13. No. 4 (56). pp. 280-300.

5. Tishaeva I.V. Razvitiye sportivnoy distsipliny «sport na pilone» v sovremennom mire [Development of the sports discipline "pole sport" in the modern world]. Nauchno-metodicheskiye aspekty podgotovki sportsmenov [Scientific and methodological aspects of training athletes]. Proceedings national scientific-practical conference. Omsk: FGBOU VO «Sibirskiy gosudarstvennyy universitet fizicheskoy kultury i sporta» publ., 2021. pp. 274-279.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.