УДК 621.313.13
КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ КОЛЛЕКТОРОВ ТЯГОВЫХ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ЛОКОМОТИВНОГО ДЕПО
А.Л.Золкин1, Ю.Е.Просвиров2, Э.А.Ворошилов3
1,2Самарский государственный университет путей сообщения, 443066, г. Самара, 1-й Безымянный пер., 18.
3Куйбышевская железная дорога - филиал ОАО «Российские железные дороги», 443030, г. Самара, Комсомольская пл., 2/3.
Изложен комплексный подход и представлены результаты исследований по организации автоматизированной системы контроля износа коллекторов тяговых электродвигателей локомотивов в условиях ремонтного производства с использованием современных программных средств. Предлагается специальный программный продукт, позволяющий оперативно и с высокой степенью точности производить расчеты параметров износа коллекторов тяговых электродвигателей в зависимости от их пробега. Ил. 3. Библиогр. 7 назв.
Ключевые слова: локомотив; тяговый электродвигатель; коллектор; износ; измерение; контроль; автоматизированная система.
COMPLEX SYSTEM TO CONTROL TECHNICAL CONDITION OF TRACTION ELECTRIC ENGINE COLLECTORS UNDER CONDITIONS OF THE ROTUNDA FOR LOCOMOTIVES A.L.Zolkin, Y.E.Prosvirov, E.A. Voroshilov
Samarskii State University of Railroad Engineering, 18 First Bezymyannyi Lane, Samara, 443066.
Kuibyshevskaya railway - a branch of the Public Corporation "Russian railways", 2/3 Komsomolskaya square, Samara, 443030.
The authors present a complex approach and study results on the organization of the automated system to control wear and tear of the collectors of locomotives' traction electric engines under conditions of repair with the application of modern software. They offer a specific software product which is efficient and accurate in calculation of the wear and tear parameters of locomotives' traction electric engines depending on their mileage. 3 figures. 7 sources.
Key words: locomotive; traction electric engine; collector; wear and tear; measurement; control; automated system.
Информатизация железнодорожного транспорта в настоящее время является неотъемлемым компонентом научно-технического развития отрасли. Особенно актуальным становится применение информационных технологий в ремонтном производстве. Современный уровень технического развития позволяет автоматизировать как сбор, так и обработку полученной информации.
В «Проекте основных положений энергетической стратегии железнодорожного транспорта на период до 2020 года» отмечается необходимость ужесточения межремонтных сроков, снижения энергоемкости и повышения качества ремонтов тяговых электродвигателей (ТЭД) [1].
Состояние локомотивного парка железнодорожного транспорта характеризуется удельным количеством
отказов оборудования различных систем и узлов, которое варьируется в широких пределах как по локомотиву в целом, так и по видам оборудования систем и узлов.
Для исследования надежности тепловозов в эксплуатации проведен сбор и анализ данных по отказам узлов из журналов неплановых ремонтов и отчетов формы ТО-15 по локомотивным депо Куйбышевской железной дороги. Для наиболее полной картины данные взяты за период с 2004 по 2007 г.
Обобщенный статистический анализ неплановых ремонтов магистральных тепловозов Куйбышевской железной дороги показал, что одним из наименее надежных агрегатов тепловоза является ТЭД, а одним из основных лимитирующих узлов, на которые приходится наибольшее количество отказов и наибольшие
1Золкин Александр Леонидович, преподаватель кафедры вагонов, тел.: 89272958721, e-mail: [email protected] Zolkin Alexander Leonidovich, a lecturer of the Chair of Railway Carriages, tel.: 89272958721, e-mail: [email protected]
2Просвиров Юрий Евгеньевич, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой локомотивов, тел.: 8 (846) 9990184, e-mail: [email protected]
Prosvirov Yuriy Evgenjevich, a doctor of technical sciences, a professor, the head of the Chair of Locomotives, tel.: 8 (846) 9990184, e-mail: [email protected]
3Ворошилов Эдуард Александрович, начальник отдела перспективного развития, новой техники и управления интеллектуальной собственностью службы технической политики Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги», тел.: 8 (846) 3032614, e-mail: [email protected]
Voroshilov Eduard Alexandrovich, the head of the department of perspective development, new equipment and intellectual property administration of the service of technical policy of Kuibyshevskaya Railway- a branch of the Public Corporation "Russian railways", tel.: 8 (846) 3032614, e-mail: [email protected]
трудозатраты при техническом обслуживании и текущем ремонте, является коллекторно-щеточный узел (КЩУ).
Низкая надежность ТЭД влечет за собой появление отказов в пути следования, нарушение графика движения поездов и частые заходы локомотивов на неплановые ремонты. При этом повреждения ТЭД вызывают наибольшие затраты времени и средств на неплановый ремонт, а также наибольший простой поездов на участке.
Коллектор является одним из наиболее сложных в изготовлении и ответственных в эксплуатации узлов ТЭД локомотива. Коллектор ТЭД постоянного тока определяет его общее техническое состояние. На поверхности коллектора отражается как наличие скрытых дефектов, так и нарушение режима эксплуатации ТЭД.
При расстройстве коммутации ТЭД возникает прогрессирующее искрение, вызывающее чрезмерный износ коллектора, а при определенных условиях - и так называемый «круговой огонь» по коллектору, приводящий к потере работоспособности тягового подвижного состава и к сокращению пробега ТЭД до капитального ремонта.
Анализ научно-технической литературы по проблеме износа элементов КЩУ ТЭД показал, что до настоящего времени крайне мало внимания уделялось изучению процесса износа коллекторов и вопросу износостойкости коллекторных пластин. Таким образом, настоящее исследование посвящено решению актуальной отраслевой научно-практической задачи для железнодорожного транспорта, заключающейся в научном обосновании методов прогнозирования надежности и долговечности коллекторов в зависимости от пробега ТЭД, которая должна базироваться на применении современных информационных технологий учета, контроля и прогнозирования износа коллекторов в условиях депо. Особенно актуальной такая постановка вопроса становится в современных условиях в связи с острым дефицитом меди и изоляционных материалов, а также принятием программы ресурсосбережения.
С целью изучения и анализа существующих методов и средств контроля износа коллекторов ТЭД авторами проведены наблюдения и экспериментальные исследования во время текущего ремонта в объеме ТР-3 тепловозов серии 2ТЭ10 в локомотивном депо Сызрань Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО «РЖД». Проведенная экспериментальная работа позволила сделать ряд важных замечаний. Главным из них является то, что в настоящее время в локомотивных депо не применяются научно обоснованные методы оценки износа коллекторов ТЭД. В настоящее время коллекторы ТЭД тепловозов серии 2ТЭ10 в соответствии с Правилами ремонта тепловозов типа 2ТЭ10 и Правилами ремонта электрических машин тепловозов обтачиваются на каждом ремонте ТР-3. Разработка методов оценки технического состояния поверхности коллекторов в зависимости от пробега ТЭД позволит сократить необоснованные обточки
коллекторов, увеличить срок их службы, а значит, и ресурс ТЭД в целом.
Авторами выявлено, что существующие методы контроля параметров износа коллекторов ТЭД в процессе ремонта не являются достаточными для того, чтобы судить об их надежности в эксплуатации. Недостатками применяемых традиционных средств контроля износа коллекторов ТЭД являются: использование визуальных методов при регистрации показаний измерительных приборов, что приводит к ухудшению качества (точности) данных, а в некоторых случаях и к потере информации; применение субъективных методов при некоторых испытаниях - проверка коммутации, работы подшипников, ручные методы при обработке и документировании результатов испытаний; отсутствие автоматизированного архива для накопления и анализа статистических данных [2]. Это наглядно показывает, что сегодня в локомотивных депо мы имеем такие системы контроля, которые не удовлетворяют требованиям системы качества производства по стандарту ИСО 9001. Высокий уровень объективности измерений во многом обусловлен исключением человеческого фактора, что значительно снижает погрешность проводимых измерений.
Несмотря на тяжелое финансовое положение железнодорожных предприятий, сегодня необходимо оснащение электромашинных цехов локомотивных депо современными ЭВМ, а также обучение соответствующего персонала. Развитие компьютерных технологий при соответствующем программном обеспечении позволяет достаточно легко определять техническое состояние оборудования. Однако в настоящее время уровень внедрения технических средств в депо довольно низок. В основном, при проведении доре-монтных, ремонтных и послеремонтных операций технологического цикла применяются простейшие контрольно-измерительные приборы и устройства.
Таким образом, в настоящее время становится актуальным применение информационных технологий при ремонте и испытаниях ТЭД локомотивов, создание электронной базы данных и прогнозирование ресурса с целью оптимизации сроков безаварийной эксплуатации. При ремонте ТЭД в локомотивных депо предлагается использовать автоматизированную систему, которая позволит повысить контроль за качеством ремонта данного узла.
В соответствии с требованиями нормативной документации на ремонт коллекторных двигателей постоянного тока, а также спецификой работы и организацией технологического процесса на предприятиях локомотивного хозяйства ОАО «Российские железные дороги» авторами предложена структура автоматизированной системы учета, контроля и прогнозирования износа коллекторов ТЭД локомотивов. Автоматизированная система должна представлять совокупность аппаратных и вычислительно-программных средств, таких как базовый компьютер, ведущий учет данных по каждому приписанному к депо ТЭД; устройства для защиты системы от сбоев в работе и др. [3].
Данная система должна включать полные сведения по каждому приписанному к депо ТЭД (с момента
поступления его в локомотивное депо до момента отправки в заводской ремонт либо исключения из инвентаря). Кроме того, в системе должны быть отражены данные о локомотивах, на которых эксплуатировался данный ТЭД, его пробег, величины износа коллекторов в процессе эксплуатации.
Общими характерными недостатками применяемых традиционных средств измерений износа коллекторов ТЭД являются:
1) использование визуальных методов при регистрации показаний измерительных приборов, что приводит к ухудшению качества (точности) данных, а в некоторых случаях и к потере информации;
2) применение ручных методов при обработке и документировании результатов измерений;
3) отсутствие автоматизированного архива для накопления и анализа статистических данных;
4) большая длительность выполнения замеров;
5) условия труда работника, выполняющего замеры, характеризуются монотонностью и вредными для здоровья факторами (высокий уровень шума, вибрации, температуры).
Создание такой системы позволит свести воедино данные замеров, а также достаточно большой объем документации по техническому состоянию ТЭД, что даст возможность в короткий срок найти всю необходимую информацию по коллектору. Такая система должна устанавливаться в локомотивных депо. Данные в систему должны заноситься с момента поступления ТЭД в депо и далее после каждого текущего ремонта в объеме ТР-3 до момента отправки на завод на капитальный ремонт либо исключения из инвентаря. Система позволяет собрать необходимые статистические данные по неисправностям коллекторов ТЭД локомотивов, дает возможность прогнозировать отказы КЩУ, а также с более высокой точностью определять ресурс ТЭД по критерию долговечности коллектора.
Структура системы включает несколько функциональных подсистем: измерение параметров износа объекта измерений; регистрация промежуточных и окончательных результатов измерений; анализ и сравнение параметров износа с допускаемыми значениями; документирование результатов измерений.
Техническое обеспечение системы представляет собой комплекс технических средств, обеспечивающих функционирование системы и выполнение возложенных на неё функций.
В системе технического обеспечения можно выделить следующие группы технических средств: программного управления и обработки данных, передачи данных, стендового оборудования, связи оператора с системой, средств корректировки работы системы [4]. При этом схемотехнические решения модулей и блоков системы и программное обеспечение должны учитывать возможность работы в условиях сильных помех и возможных сбоев.
Структурная схема автоматизированной системы учета, контроля и прогнозирования износа коллекторов ТЭД локомотивов приведена на рис. 1. Она создана на базе двух автоматизированных систем: автома-
тизированного комплекса измерений износа коллекторов ТЭД локомотивов 4 и автоматизированного рабочего места (АРМ) мастера электромашинного цеха 7 локомотивного депо. Кроме того, система непосредственно связана с АРМ заместителя начальника локомотивного депо по ремонту 12, осуществляющего руководство производственным процессом ремонта на всем предприятии.
Автоматизированная система учета, контроля и прогнозирования износа коллекторов ТЭД локомотивов действует следующим образом. Измерения износа коллектора производятся датчиками 2, далее в зависимости от конструкции системы сигналы датчиков с помощью преобразователей 3 переводятся в надлежащий вид (аналоговые сигналы преобразуются в цифровые, цифровые сигналы нормализуются) и поступают в автоматизированный комплекс измерений износа коллекторов ТЭД локомотивов 4. Автоматизированный комплекс измерений износа коллекторов ТЭД локомотивов представляет собой отдельную информационно-измерительную систему, в которую поступают данные от объекта измерений 1. После обработки данные направляются в блок программного управления и обработки данных 5. Через АРМ мастера электромашинного цеха 7 в этот же блок поступают дополнительные данные 6, которые включают результаты ручных замеров износа коллекторов ТЭД и их паспортные данные, содержащие информацию о пробегах. После обработки результаты измерений попадают в блок накопления данных 8. В блок накопления данных 8 помещается также информация по браковочным параметрам коллекторов, а также данные по фактическим размерам отремонтированных коллекторов ТЭД. Программное обеспечение системы представляет собой совокупность нескольких программ. Первая программа отвечает за сортировку данных по измерениям, сопоставление данных и поиск наиболее часто встречающихся неисправностей. Следующая программа отвечает за анализ неисправностей, выявление степени износа коллектора и на основе этого анализа дает прогноз остаточного ресурса коллектора. При обнаружении брака или при выходе номинальных параметров за допустимые границы в автоматическом режиме управляющей ЭВМ производится определение вида брака.
За правильность существующих учетных и отчетных документов по коллекторам отвечает программа, которая обрабатывает данные, поступающие с АРМ мастера электромашинного цеха 7. Эти данные не изменяются в процессе работы, а лишь дополняются в связи с проведением очередного текущего ремонта ТЭД в объеме ТР-3.
Система обеспечивает передачу оперативной информации из электромашинного цеха в единую базу данных локомотивного депо 10 в режиме реального времени. База данных выполняется при помощи пакета прикладных программ.
В информационной структуре локомотивных депо железных дорог - филиалов ОАО «Российские железные дороги» автоматизированная система учета, контроля и прогнозирования износа коллекторов ТЭД
локомотивов выполняет функцию сбора, обработки и передачи данных о техническом состоянии коллекторов. Данная информация, поступая в деповскую информационную сеть, становится доступной для всех подразделений локомотивного депо (в первую очередь для базы данных отдела главного технолога локомотивного депо 11), а также для базы данных технического отдела службы локомотивного хозяйства железной дороги 13, поскольку деповская сеть является частью информационной сети железной дороги в целом.
Взаимодействие работника с автоматизированной системой осуществляется при помощи управляющих директив, которые дают возможность не только вмешиваться в ход измерений, но и получать текущую информацию о ходе измерений коллекторов и параметрах их износа [5]. В процессе измерений работнику доступна следующая информация:
• справка о проведенных текущих и капитальных ремонтах данного ТЭД;
• сообщения о ходе измерений и выполняемых директивах;
• справка о значениях всех полученных в ходе последнего ремонта (замера) параметров износа коллектора данного ТЭД - контроль параметров по вызову;
• сообщения о выходе параметров износа коллектора ТЭД за границы контроля;
• сообщения об ошибочных ситуациях в системе;
• протоколы измерений износа коллекторов ТЭД.
Располагая всей этой информацией, работник,
при необходимости, может вмешиваться в процесс измерений и корректировать его (снять ТЭД с ремонта, повторить какие-либо измерения и т.д.).
Управление ходом измерений может осуществляться как автоматически (в соответствии с заданной программой измерений), так и по директивам мастера электромашинного цеха. Мастер цеха может со своего АРМ установить автоматический переход от измерения к измерению, но оставить ручное регулирование. В этом случае система выдает ему рекомендации об установке очередных режимов измерений. В случае автоматического регулирования система сама обслуживает режимы. В этом случае присутствие мастера цеха у АРМ необязательно, технология измерений износа будет выдержана в соответствии с заданной программой измерений износа.
Создание автоматизированной системы учета, контроля и прогнозирования износа коллекторов ТЭД локомотивов позволит:
1) повысить качество измерений износа коллекторов за счет автоматического поддержания режимов,
11
1
10
12
5"
7
6
Рис. 1. Структурная схема автоматизированной системы учета, контроля и прогнозирования
износа коллекторов ТЭД локомотивов
точного соблюдения программ измерений, увеличения объемов измерений;
2) исключить субъективную оценку состояния рабочей поверхности коллекторов ТЭД, а также возможность преднамеренных искажений результатов измерений;
3) сократить общую длительность измерений за счет управления режимами (автоматический вывод на заданный режим, поддержание заданного режима), автоматизации сбора, регистрации и обработки данных, формирования протокола измерений;
4) использовать новые методы обработки данных для повышения качества измерений (обработка методами математической статистики отдельно для каждой выборки - по поясу замера и плоскости измерения, а также прогнозирование результатов в зависимости от пробега ТЭД).
Программное обеспечение, представляющее собой комплекс взаимосвязанных программ, должно обеспечивать:
- подготовку исходных данных (результатов измерений износа) для выполнения расчетов;
- контроль исходных данных и корректировку их в ходе проведения измерений износа;
- контроль функционирования системы;
- автоматическое исполнение операций по командам с клавиатуры;
- обработку результатов измерений по соответствующим алгоритмам;
- корректировку результатов расчетов;
- накопление результатов измерений износа и расчетов в электронных базах данных или в ином виде;
- возможность дальнейшей обработки полученных результатов;
- визуальное представление результатов измерений износа и расчетов (вывод данных на экран монитора и печать на принтере).
Программное обеспечение пишется с использованием стандартных языков программирования. В этом смыс-
ле вопрос о принципе построения аппаратных средств при существующем уровне развития микропроцессорных систем становится второстепенным.
После поиска программ, в которых можно было бы производить обработку результатов измерений износа коллекторов ТЭД, мы пришли к выводу, что не существует программы, полностью удовлетворяющей нашим требованиям. Поэтому в качестве средства обработки результатов измерений авторами предлагается следующая программа.
Для реализации программы выбрана интегрированная среда разработки Delphi 7 [6].
Преимущества среды разработки Delphi 7 применительно к поставленной задаче статистического исследования заключаются в следующем.
1. Возможность лёгкого создания удобного графического пользовательского интерфейса.
2. Наличие встроенных средств для обработки больших массивов информации.
3. Удобное средство разработки диаграмм.
4. Возможность создавать приложения, которые управляют другими приложениями, в частности, такими программами MS Office, как Word, Excel и др.
Реализованная нами программа работает в операционной системе Microsoft Windows 98/2000/XP/Vista. Для загрузки исходных данных из книги MS Excel и сохранения результатов расчета на компьютере должен быть установлен пакет Microsoft Excel версии 2000 и выше.
Программа работает по следующему алгоритму.
После запуска программы пользователю предоставляется возможность ввода исходных данных двумя способами:
- непосредственный ручной ввод в программу (рис.
2);
- загрузка из подготовленной таблицы MS Excel.
После ввода исходных данных производится расчёт статистической зависимости диаметра и износа коллектора от пробега ТЭД, теоретических распреде-
Рис. 2. Вкладка «Исходные данные»
лений, оценки сходимости теоретического и эмпирического распределения, выборочных коэффициентов регрессии, показывающих степень связи теоретического и эмпирического распределений (рис. 3).
Результаты измерений обрабатываются методами математической статистики отдельно для каждой выборки (по поясу и плоскости измерения). При обработке результатов измерений используется метод норми-
рования распределения случайных величин. Интервалы наработки для ТЭД исчисляются в тыс. км пробега по паспортным данным. В программе предусмотрена возможность вычисления прогнозируемого диаметра и износа коллектора ТЭД в зависимости от его пробега. Сохранение исходных данных и результатов расчёта производится в книгу MS Excel.
Разработанная программа защищена свидетельством Роспатента [7]. Практическая ценность разработанного программного продукта заключается в следующем.
1. Программа для расчета статистических параметров износа коллекторов ТЭД позволяет прогнозировать техническое состояние поверхности коллектора в зависимости от пробега тягового двигателя.
2. Программа автоматизирует трудоёмкие расчёты и сводит к минимуму вычислительные ошибки.
3. Программа может быть использована для ведения статистического анализа различных величин. Программу можно настроить на любой статистический анализ, минимально её модернизировав.
Экономическая эффективность применения разработанного программного продукта для расчета параметров износа коллекторов ТЭД достигается путем экономии эксплуатационных расходов, полученных за счет совершенствования технического обслуживания и ремонта ТЭД.
Ожидаемый экономический эффект от внедрения одного только разработанного программного продукта
за первый год использования составил 514 804,42 руб. на одну секцию тепловоза серии 2ТЭ10 эксплуатируемого парка. Срок окупаемости затрат составил 0,12 года.
Обобщая результаты вышеприведенных исследований, можно сделать следующие выводы.
С учетом указанных возможностей разработанная автоматизированная система сможет оказать влияние
на повышение уровня надежности ТЭД, а также будет способствовать увеличению их срока эксплуатации за счет повышения качества измерений износа и своевременности ремонта коллекторов. Кроме того, применение автоматизированной системы учета, контроля и прогнозирования износа коллекторов ТЭД локомотивов будет способствовать переходу от планово-предупредительной системы ремонта локомотивов к системе ремонта по фактическому состоянию, что увеличит ресурс локомотивов и сократит эксплуатационные расходы. В настоящее время в ремонте подвижного состава ОАО «Российские железные дороги» наметился переход от планово-предупредительной системы к системе ремонта по фактическому состоянию, но реализация последней возможна только при наличии во всех ремонтных депо автоматизированных комплексов диагностирования технического состояния всех важных, с точки зрения безопасности дальнейшей эксплуатации, узлов.
Основной объем исследований выполнен с использованием статистических и экспериментальных данных эксплуатации и неплановых ремонтов магистральных тепловозов серии 2ТЭ10 (В,М,У) на Куйбышевской железной дороге - филиале ОАО «РЖД». Тем не менее, полученные результаты и выводы могут быть использованы на других магистралях, разработанная структура автоматизированной системы может быть рекомендована к практическому применению в локомотивных депо по ремонту электровозов и депо
Файл Расчёт Помощь
Исходные данные = Зависимость диаметраотпробега Определение межремонтных периодов | Зависимость износа от пробега | Прогноз |
Пояс измерения:!"
Зависимость диаметра от пробега
▼ | Плоскость измерения:]
Номер измерения. Пробег, Диаметр, Dj,MM rj - Dj •i2 Dj2 Теоретическое распределение, Dj, мм Погрешность измерения 5j,MM d
EI 210,233 387.500 81465,288 44197.914 150156,250 387.586 0,086
2 215,814 385.850 83271,832 46575.683 148880,223 386.008 0,158
3 216,860 385,875 83880,853 47028,260 148899.516 385,712 0.163
4 212,326 386,938 82156,892 45082,330 149720,629 386,994 0,057
5 220,000 384.713 84636,750 48400.000 148003,708 384.824 0,112 ii
6 216.860 385.588 83618.505 47028.260 148677.720 385.712 0.125
Среднее квадратичное отклонение <rD Сред нее квадратичное отклонение Выборочный коэффициент корреляции
142,3260 |149.3659 |-0,9980 D =-0,283-г+447,042
Эмпирическое распределение I - Теоретическое распределение!
Пробег г, тыс. км
[исходные данные: C:^|Jsers^vetianaY3oajments\qMccepTaunB Золкин Александр^сходные данные, xli
Рис. 3. Вкладка «Зависимость диаметра от пробега» с результатами расчёта
—
Транспорт
по ремонту моторвагонного подвижного состава, а методические разработки - перенесены на другие типы ТЭД постоянного тока.
Изложенные в статье исследования выполнены в рамках подготовки автором диссертационной работы, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проведенных на кафедре «Локомотивы» Самарского государственного университета путей сообщения в период с 2005 по 2008 год.
Результаты работы реализованы в технологии текущего ремонта и технического обслуживания ТЭД тепловозов в локомотивном депо Сызрань Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО «Российские железные дороги».
Библиографический список
1. Головаш А.Н. Ремонт тяговых электродвигателей как составляющая трехуровневой автоматизированной системы контроля качества и управления техническим состоянием подвижного состава // Сборник докладов и сообщений научно-технической конференции «Повышение ресурса тяговых электродвигателей». М., 2004. С. 36-39.
2. Золкин А.Л., Просвиров Ю.Е. Целесообразность применения информационно-измерительных систем в локомотив-
ном депо // Информационные технологии и математическое моделирование (ИттМ-2006): Мат-лы 5-ой междунар. науч-но-практ. конференции. Томск: ТГУ, 2006. Ч. 2. С. 9-10
3. Универсальная автоматизированная система технического диагностирования электронного оборудования локомотивов В.П.Феоктистов [и др.] // Экономика, эксплуатация и содержание железных дорог в современных условиях: меж-вуз. сб. науч. тр. Самара: СамИИТ, 1999. Вып. 17. С. 158160.
4. Ворошилов Э.А., Целиковская В.С. Разработка основных принципов построения и функционирования информационно-измерительной системы оценки технического состояния тяговых электродвигателей электропоездов и вспомогательных машин // Повышение эффективности работы железнодорожного транспорта: межвуз. сб. науч. тр. Самара: СамИИТ, 2000. Вып. 20, ч. 1. С. 129-131.
5. Горский А.В., Воробьев А.А. Оптимизация системы ремонта локомотивов. М.: Транспорт, 1994. 208 с.
6. Фаронов В.В. Программирование баз данных в Delphi 7. Учебный курс. СПб: Изд-во «Питер », 2006. 464 с.
7. Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ №2008612373. Программа для расчета статистических параметров износа коллекторов ТЭД/А.Л. Золкин, Ю.Е. Просвиров// Зарег. 16.05.2008 г. в реестре программ. М.: Роспатент, 2008.
УДК 621.879
ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МИНИ-КОЛЕЦ И КОМПАКТНЫХ КОЛЕЦ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
А.С.Липницкий1
Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Рассмотрены возможности применения мини-колец и компактных колец на улично-дорожной сети городов Российской Федерации. Показано, что мировая практика применения пересечений такого вида продемонстрировала их очень высокую эффективность. Ил. 1. Табл. 2. Библиогр. 12 назв.
Ключевые слова: улично-дорожная сеть; организация дорожного движения; интенсивность движения; транспортный поток; нерегулируемые и регулируемые пересечения; успокоение движения; мини-кольца; компактные кольца.
THE STUDY OF THE EFFICIENCY OF THE APPLICATION OF MINI-RINGS AND COMPACT RINGS WHEN
ORGANIZING ROAD TRAFFIC
A.S.Lipnitskii
Irkutsk State Technical University 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074
The author examines the possibilities to apply mini-rings and compact rings in the street-road network of the cities of the Russian Federation. He demonstrates that international practice of application of intersections of this kind proves their high efficiency. 1 figure. 2 tables. 12 sources.
Key words: street-road network; organization of traffic; intensity of traffic; transport flow; unregulated and regulated intersections; traffic damping; mini-rings; compact rings.
В настоящее время Транспортная лаборатория ИрГТУ (ТЫБИ!) занимается исследованием методов снижения аварийности на местной улично-дорожной сети (УДС). Проблема высокого уровня аварийности в городах Российской Федерации общеизвестна. Стати-
стика ДТП и данные топографического анализа показывают, что большое количество ДТП в городах отмечается на нерегулируемых перекрестках (пересечениях). Это иллюстрирует статистика ДТП на 26 нерегулируемых перекрестках в Свердловском районе г. Ир-
1Липницкий Алексей Сергеевич, аспирант, тел./факс: (3952)637604, e-mail: [email protected] Lipnitskii Alexey Sergeevich, a postgraduate, tel./fax: (3952)637604, e-mail: [email protected]