Научная статья на тему 'Комплексная реабилитация лиц с нарушениями голоса с использованием биологической обратной связи'

Комплексная реабилитация лиц с нарушениями голоса с использованием биологической обратной связи Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
1164
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ / НАРУШЕНИЕ ГОЛОСА / ГОРТАНЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ / РЕАБИЛИТАЦИЯ ГОЛОСА / ДИСФОНИЯ / ФОНОПЕДИЯ

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Осипенко Екатерина Владимировна, Котельникова Наталья Михайловна, Кривых Юлия Сергеевна

Голос является основной коммуникативной функцией. В отечественной и мировой научной литературе широко освещается проблема нарушения голоса. На сегодняшний день актуальным вопросом остается совершенствование диагностики и эффективности педагогической реабилитации лиц с нарушением голоса. Педагогическая реабилитация нарушений голоса имеет персонифицированную направленность и обращена не только к нарушенной голосовой функции, но и психоэмоциональным особенностям больного, которые можно корректировать с помощью современных технологий с биологической обратной связью. В ходе проведенного обследования и лечения 40 больных с нарушениями голоса различной этиологии в отделении фониатрии ФГБУ «Научно-клинический центр оториноларингологии ФМБА России» были выделены однородные группы пациентов, с которыми проводились логопедические занятия с применением как традиционных методов педагогического воздействия (тренировочный метод, компенсаторный, стимуляционный), так и инновационных методов коррекции, таких как биологическая обратная связь на аппарате «БОСЛАБ». Метод биологической обратной связи позволил значительно повысить эффективность логопедической работы, что и было отмечено в динамических наблюдениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплексная реабилитация лиц с нарушениями голоса с использованием биологической обратной связи»

__ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

2017, том 20, №3 УДК: 616.22-008.5-08

КОМПЛЕКСНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ ГОЛОСА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ

СВЯЗИ

Осипенко Е. В., Котельникова Н. М., Кривых Ю. С.

ФГБУ «Научно-клинический центр оториноларингологии Федерального медико-биологического агентства России», 123182, Волоколамское шоссе 30, к. 2, Москва, Россия

Для корреспонденции: Котельникова Наталья Михайловна, младший научный сотрудник научно-клинического отдела фониатрии. Телефон 8-916-289-12-43. E-mail: doctorkotelnikova@gmail.com

For correspondence: Natalia Kotelnikova junior research associate of the Phoniatrics department. E-mail: doctorkotelnikova@gmail.com Information about authors:

Osipenko E. V., http://orcid.org/0000-0001-9548-5730 Kotelnikova N. M., http://orcid.org/0000-0003-1241-4326 Krivikh J. S., http://orcid.org/0000-0002-4022-0425

РЕЗЮМЕ

Голос является основной коммуникативной функцией. В отечественной и мировой научной литературе широко освещается проблема нарушения голоса. На сегодняшний день актуальным вопросом остается совершенствование диагностики и эффективности педагогической реабилитации лиц с нарушением голоса. Педагогическая реабилитация нарушений голоса имеет персонифицированную направленность и обращена не только к нарушенной голосовой функции, но и психоэмоциональным особенностям больного, которые можно корректировать с помощью современных технологий с биологической обратной связью. В ходе проведенного обследования и лечения 40 больных с нарушениями голоса различной этиологии в отделении фониатрии ФГБУ «Научно-клинический центр оториноларингологии ФМБА России» были выделены однородные группы пациентов, с которыми проводились логопедические занятия с применением как традиционных методов педагогического воздействия (тренировочный метод, компенсаторный, стимуляционный), так и инновационных методов коррекции, таких как биологическая обратная связь на аппарате «БОСЛАБ». Метод биологической обратной связи позволил значительно повысить эффективность логопедической работы, что и было отмечено в динамических наблюдениях.

Ключевые слова: биологическая обратная связь, нарушение голоса, гортань, педагогическая реабилитация голоса, дисфония; фонопедия.

COMPLEX REHABILITATION OF PEOPLE WITH VOICE DISORDERS WITH THE USE OF

BIOLOGICAL FEEDBACK

Osipenko E. V., Kotelnikova N. M., Krivikh J. S.

Clinical Centre of Otorhinolaryngology of Federal Medical Biological Agency of Russia, 123182, Moscow, Russia

SUMMARY

The voice is the basis of the communicative function. The issues of voice disorders are intensively studied and covered in theoretical and practical aspects in the domestic and international scientific literature. Nowadays, the current issue remains improving the diagnosis and effectiveness of pedagogical rehabilitation of people with voice disorders. The pedagogical rehabilitation of voice disorders has a personified orientation and is addressed not only to the impaired voice function, but also to the psychoemotional features of the patient which can be corrected with the help of modern technologies using the biological feedback. During the examination and treatment of 40 patients with voice disorders of different etiology, homogeneous groups of patients were allocated in the department of Phoniatrics department of Federal Research Clinical Centre of otorhinolaryngology of Russian Federation Ministry of public health, with whom they conducted a speech therapy using traditional pedagogical methods (training method, compensatory, stimulating), and innovative methods of correction such as biological feedback on the apparatus «BOSLAB». This technique has significantly increased the effectiveness of speech therapy, which was noted in the dynamic observations.

Key words: biological feedback, voice disorder, larynx, pedagogical rehabilitation of voice, dysphonia, phonopedics.

Голос является важнейшим звеном сложного процесса коммуникации. С развитием общества, образования, культуры, искусства постоянно увеличивается число людей речевых и голосовых профессий. При нарушении голоса невозможно осуществление полноценного речевого общения. Голосовая функция является важным структур-

ным компонентом экспрессивной речи, а, следовательно, важной социальной категорией. Малейшие дефекты голоса и речи могут быть психологически травмирующими, приводить к возникновению невротических реакций [1].

Сведения о распространенности нарушений голоса в нашей стране и по данным авторов за-

рубежной литературы весьма разнятся. Согласно результатам обследования голоса в США, Японии, Израиле, проведенного Д.К. Вильсоном (1990г.), процент голосовых нарушений колеблется от 1,5 до 21% [2].По данным исследовательской работы Ю.С. Василенко (2003 г.) известно, что частота хронических заболеваний голосового аппарата среди взрослых составила около 60 случаев на 10 000 городских жителей, а среди людей, имеющих речевые профессии, нарушениями голоса страдали до 40% [3]. Разброс результатов обследования голосовой функции может быть объяснен различиями в критериях, лежащих в основе исследований, в возрасте испытуемых и в условиях проведения экспертизы [4].

Одной из актуальных проблем является выбор и применение различных здоровье сберегающих технологий, как в медицине, так и в системе образования, направленных на коррекционно-восстановительное устранение нарушений голоса в ранние сроки [5]. Метод биологической обратной связи (БОС) - современная компьютерная лечебно-оздоровительная технология, базирующаяся на принципах адаптивной («биологической», приспособительной) обратной связи [6].

В процессе лечебно-оздоровительного воздействия важно придавать значение внутреннему психоэмоциональному состоянию пациентов. Осуществляя реабилитационную работу, необходимо применять педагогическую коррекционную работу по восстановлению голоса при различных заболеваниях гортани, в том числе с использованием БОС. Анализ литературных источников по проблеме исследования педагогической реабилитации голоса показал необходимость создания такой модели воздействия при коррекции голоса у пациентов, которая отвечала бы современным представлениям о комплексной реабилитации данной категории больных и учитывала их психоэмоциональные особенности [7, 8].

Стратегию и тактику процесса логопедической коррекции определяют психофизиологические, психологические, психолого-педагогические принципы восстановительного обучения (по Л.С. Цветковой) [9]. С учетом всех этих принципов в рамках стратегии и тактики процесса логопедической коррекции выделяют традиционные методы преодоления нарушений голоса. Тренировочный метод направлен на изменение физиологии голосоведения. Стимулирующий метод направлен на улучшение смыкания голосовых складок [10]. Перечисленные выше стратегии реабилитации и алгоритм их реализации позволяют логопеду организовать педагогическую реабилитацию с максимальным успехом в данном конкретном случае и помочь пациенту в преодолении голосовых расстройств.

К современным инновационным методам педагогической реабилитации голоса относят использование компьютерных технологий с биологической обратной связью, которые способствуют увеличению силы голоса, улучшению подвижности голосовых складок, координации дыхания и артикуляции, саморегуляции и контролю за выполнением упражнений, а также благотворно влияют на нервную систему [11].

Целью работы. Изучить эффективность использования биологической обратной связи в комплексной педагогической реабилитации в системе индивидуальных фонопедических занятий у пациентов с нарушениями голоса.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

В отделения фониатрии ФГБУ «Научно-клинический центр оториноларингологии ФМБА России» с 2015 по 2017 гг. было проведено обследование и лечение 40 пациентов с дисфони-ей различного генеза: 27 (67,5%) женщин и 13 (32,5%) мужчин. В дизайн обследования пациентов входила видеоларингостробоскопия, при необходимости высокоскоростная съемка гортани; акустический анализ голоса; психологическое тестирование на программно-аппаратном комплексе «Нейрософт» для определения личностной и ситуативной тревожности по Спилбергеру, адаптированное Ю. Л. Ханиным; определение признаков истощения жизненных сил и депрессии - тест А. А. Аппелса; индекса жизненного стиля - опросник Плутчика - Келлермана - Конте.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Пациенты были разделены на 2 группы. В1 группу вошли 20 пациентов, проходивших курс комплексной реабилитации голоса с использованием БОС. Среди них 14 (70%) женщин, 6 (30%) мужчин. Во II группу вошли 20 пациентов, проходивших курс фонопедических занятий по традиционной методике. Среди них 13 (67,5%) женщин, 7 (27,5%) мужчин.

Среди участников исследования было выделено несколько возрастных групп (таблица 1). Самую многочисленную группу составили пациенты в возрасте от 35 до 45 лет - 14 (35%) пациентов. В возрастной группе от 18 до 25 лет оказалось 11 (27,5%) пациентов; в возрастной группе 25-35 лет - 7 (17,5%) пациентов; в возрастной группе от 45-55 лет - 8 (20%) пациентов. Таким образом, основная масса - это пациенты трудоспособного возраста (табл.1).

Таблица 1

Распределение участников исследования по возрастным группам

Возрастные группы участников исследования Число пациентов, вошедших в группу

I группа II группа Всего

От 18 до 25 лет 6 5 11

От 25 до 35 лет 4 3 7

От 35 до 45 лет 7 7 14

От 45 до 55 лет 3 5 8

У всех пациентов, вошедших в I и II группы, основной была жалоба на нарушение голоса различной степени выраженности, затрудняющее выполнение профессиональных обязанностей. Кроме того, 24 (60%) пациента отмечали повышенную утомляемость голоса после продолжительной речевой нагрузки. На сухость, дискомфорт в глотке и гортани жаловались 20 (50%) пациентов. У 14 (35%) пациентов отмечалось ощущение нехватки воздуха при длительном разговоре. Одышку отмечали 12 (30%) пациентов, 38 (95%) респондентов не устраивало качество звучания, а 16 (40%) пациентов отметили, что в процессе работы они часто говорят на повышенных тонах.

Из анамнеза следовало, что у 22 (55%) человек голос изменился после стрессовой ситуации или стрессовая ситуация присутствовала постоянно. Сочетание нескольких факторов отмечали 32(80%) пациента.

В результате проведенного осмотра и эндоскопического исследования патология гортани была выявлена в 100% случаев. В равных количествах была выявлена функциональная гипотонусная дис-фония - 8 (20%) случаев, функциональная афония - 8 (20%) случаев, хронический ларингит - 8 (20%) случаев, узелки голосовых складок - 8 (20%) случаев, парезы и параличи гортани - 8 (20%) случаев (табл. 2).

Таблица 2

Структура гортанной патологии в исследуемых группах пациентов

№ Нозология Число пациентов % Число паци-ентов,I группа Число пациентов, II группа

1. Функциональная гипотонусная дисфония 8 20 4 4

2. Хронический ларингит 8 20 4 4

3. Узелки голосовых складок 8 20 4 4

4. Функциональная афония 8 20 4 4

5. Парезы и параличи гортани 8 20 4 4

Анализ полученных данных показал, что у всех пациентов с патологией голосового аппарата резко изменены такие акустические параметры, как смыкание складок (Irregularity), шумовой компонент (Noise), тембр (Overall Severity), время максимальной фонации (MPT) в сторону увеличения показателей от нормативных значений в 0,5 для Irregularity, Noise, Overall Severity и 16 для MPT соответственно.

Нарушение степени дисфонии или индекса DSI у пациентов 1и II групп было представлено в следующих степенях выраженности при различной патологии гортани (табл.3). Для определения характерологических индивидуально-личност-

ных особенностей испытуемых было проведено психологическое обследование, позволившее изучить уровень тревожности, степень истощения жизненных сил и депрессии, реакции психологических защит.

Исследование проводилось с помощью программно-аппаратного комплекса «Нейрософт». Данные тестирования автоматически переводились в средние значения и сравнивались с нормативными показателями.

Среднее значение показателей по опроснику «Шкала самооценки Спилбергера - Ханина» (ситуативная тревожность, личностная тревожность) превышало допустимые значения в 100% случаев (рис. 1).

Таблица 3

Показатель выраженности дисфонии для каждой нозологической группы

(среднее значение)

Группа испытуемых N = 40

Нозология Индекс DSI

Узелки голосовых складок I-II степени

Гипотонусная дисфония I степени

Ларингит II-III степени

Парезы и параличи гортани III степени

Функциональная афония IV степени

47,5 47,45 47,4 47,35 47,3 47,25 47,2 47,15 47,1

А M 47,48

47,24

m

-1-1-Y

□ Пациенты [п=40]

Ситуативная Личностная тревожность тревожность

Рис. 1. Средние значения показателей по опроснику «Шкала самооценки Спилбергера -Ханина»: ситуативная тревожность, личностная тревожность

Показатели уровня истощения жизненных сил и депрессии у всех пациентов превышали нормативные значения на 1-2 балла (рис. 2).

Ур

Рис. 2. Средние значения показателей по тесту уровней на истощение жизненных сил и депрессию

А. А. Аппелса

Результаты диагностики психических защит (индекс жизненного стиля) (табл. 4) выявили в общей группе пациентов такие психические защиты, как отрицание, подавление, проекция, замещение, которые являются неадаптивными, не способствуют эффективным стратегиям поведения в ситуации стресса и не позволяют пациенту настроиться в полной мере на процесс восстановительного

лечения. При изучении психоэмоционального состояния с помощью АПК «Нейрософт» у пациентов с нарушениями голоса выявлен повышенный уровень ситуативной тревожности и уровень личностной тревожности. Более высок риск истощения жизненных сил и возникновения депрессии.

В комплекс лечебно-реабилитационных мероприятий пациентов, входивших в I группу, был

2017, том 20, №3

Таблица 4

Результаты диагностики психических защит (индекс жизненного стиля)

Название шкалы Средние значения

Группа пациентов (n=40) Норм.значения

Отрицание 62,84 30

Подавление 56,57 35

Регрессия 26,42 25

Компенсация 44,23 30

Проекция 57,38 35

Замещение 67,50 35

Рационализация 33,15 30

включен тренинг биоуправления. Подбор оптимальных сессий биоуправления, таких как «Вира!» и «Ралли», входящих в программно-аппаратную серию «БОСЛАБ-ПУЛЬС», а также «Цветы», «Автомастер», «Коллекционер» и «Видео», входящих в программно-аппаратную серию «БОСЛАБ-РЕ-ЛАКС», позволил обучить пациентов расслаблять мышцы шеи, плечевого пояса, круговую мышцу рта, мимические мышцы лица, использовать новые поведенческие стратегии, укрепить произвольный контроль за голосом с помощью создания установки на этот процесс (рис. 3).

Рис. 3. Примеры экранных игровых представлений

В результате проведенного восстановительного лечения и реабилитации пациенты обеих групп субъективно отметили улучшение качества голоса, его восстановление, силу и звучание, улучшение общего самочувствия.

Улучшение клинико-функционального состояния гортани было отмечено при проведении контрольной видеоларингостробоскопии (рис. 4). Пациенты, принявшие участие в исследовании, в 100% случаев показали хорошую динамику восста-

Б

Рис.4. Хронический катаральный ларингит: А - до реабилитации, В - после реабилитации

новления голосовой функции. Как в I группе, так и во II группе значительно возросли показатели акустического анализа голоса. Динамический диапазон голоса (SPL delta) вырос: в 1группе показатель составил 66,8±11,4 дБ, во II группе - 66,5±8,1 дБ. Более существенная динамика отмечена в отноше-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нии таких показателей, как МРТ, Jitter и DSI. Так, в I группе МРТ выросло практически в два раза, и показатель составил 10,4±6,1 сек. Во II группе также отмечалось нарастание ВМФ до 10,2±3,0 сек.

Параметр нестабильности ЧОТ в I группе уменьшился вдвое и составил 2,1±1,7%. Во II группе динамика Jitter практически отсутствовала. В обеих группах отмечалось нарастание DSI, однако

более существенные изменения имели место в I группе- 2,6±2,3. Во II группе показатель составил 2,0±1,5. Сила голоса у пациентов! группы выросла до 68,0±4,8 дБ, у пациентовП группы - до 66,9±3,5 дБ (различия по сравнению с первичными показателями достоверны). Таблица 5 наглядно иллюстрирует показатели выраженности дисфонии до и после реабилитации голоса.

Таблица 5

Показатель выраженности дисфонии для каждой нозологической группы (среднее значение) до реабилитации и после

Группа испытуемых N = 40

Нозология Индекс DSI

До реабилитации у всех пациентов После реабилитации в I и II группах

Узелки голосовых складок - I группа - II группа 1-2 ст. 0 степень 0 степень

Гипотонусная дисфония - I группа - II группа 1 ст. 0 степень 0 степень

Ларингит - I группа - II группа 2-3 ст. 0 степень 0- степень

Парезы и параличи гортани - I группа - II группа 3 ст. I степень М!степень

Функциональная афония - I группа - II группа 4 ст. 0 степень 0степени

Результаты психологического тестирования по уровню личностной и ситуативной тревожности в I группе после прохождения комплексной реабилитации с БОС выше, чем во II группе. Это объясня-

ется тем, что, тренируя осознанный контроль над своими мыслями и эмоциями, пациент гармонизирует состояние вегетативной нервной системы, уменьшая тревогу о своем состоянии (рис. 5).

Ситуативная Личностная тревожность тревожность

Î9,5 Î9 Î8,5 Î8 Î7,5 Î7 Î6,5 Î6 Î5,5 Î5 34,5

Рис.5. Средние значения показателей по опроснику «Шкала самооценки Спилбергера-Ханина» в !и во II группах после лечения (ситуативная тревожность, личностная тревожность)

Результаты диагностики в обеих группах по уровню истощения жизненных сил и депрессии после курса реабилитации снизились, но при этом в I группе они оказались ниже, чем во II группе, что может быть связано с тем, что в I группе сократил-

ся подготовительный этап фонокоррекционной работы, в более короткие сроки улучшилось качество голосовых модуляций, пациенты почувствовали большую уверенность в себе и в восстановлении голоса (рис. 6).

Рис. 6. Средние значения показателей по тесту на истощение жизненных сил и депрессию А.А. Аппелса

в I и II группах после реабилитации

Таблица 6

Изменение психических защит в !и во II группах (индекс жизненного стиля) до и после курса биоуправления

Название шкалы Средние значения

I группа до курса биоуправления II группа до курса биоуправления I группа после курса биоуправления II группа после курса биоуправления

Отрицание 62,84 56,15 46,15 46,21

Подавление 56,57 56, 92 36,92 47,42

Регрессия 26,42 23,34 23,34 24,14

Компенсация 44,23 43,46 43,46 43,15

Проекция 57,38 57,57 37,57 46,97

Замещение 67,50 64,15 24,15 54,35

Рационализация 33,15 64,23 64,23 54,13

Раипоналпзацпя

'Замещение

Подавление

Регрессия

Проекция

Компенсация

I группа до 1 группа после

группадо Л группа псигле

Рис. 7. Профиль психических защит до и после курса биоуправления

Проведенный анализ психологического те-стированияв Ы во II группах показал, что проведение традиционных коррекционных мероприятий не привело к более значимым психологическим изменениям во II группе, следовательно, тренинги на АПК «БОСЛАБ» эффективны у лиц

с нарушениями голоса в комплексной коррекци-онной работе. Нами было отмечено, что с использованием БОС в комплексной реабилитации при различных заболеваниях голосового аппарата сокращаются сроки выздоровления- появление звучного голоса (рис. 8).

Рис. 8. Сроки восстановления голоса (количество занятий)

Таким образом, педагогическая коррекция у больных с нарушениями голоса реализуется посредством проведения индивидуальных логопедических занятий, содержание которых определяется программой современной и комплексной реабилитации. Восстановление звучного голоса, особенно на ранних этапах заболевания, позволяет значительно улучшить качество жизни больного. Качественный подбор реабилитационных и компенсаторных стратегий реабилитации голоса позволяет грамотно использовать весь арсенал известных методик преодоления нарушений голосовой функции. Использование такой современной инновационной методики, как биологическая обратная связь, для тренировочного самоконтроля и снятия мышечного напряжения в структуре индивидуального логопедического занятия у больных с нарушениями голоса, обеспечивает полноценную реабилитационную работу, позволяет улучшить качество жизни пациентов, снизить вероятность повторения заболеваний гортани. Системность выполнения упражнений сокращает сроки восстановительного лечения и объективизирует результативность работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенные исследования показали, что у лиц с нарушениями голоса страдает психоэмоциональная сфера, которая требует коррекции и внедрения

новых методик. Использование биологической обратной связи у пациентов с голосовыми нарушениями позволяет закрепить новый стереотип голосоведения, достичь более раннего положительного результата, научиться управлять собственными механизмами саморегуляции. Преодолевая противоречие между психоэмоциональной нагрузкой и необходимостью сохранять состояние спокойствия, пациент учится формировать устойчивость к стрессовой ситуации. Таким образом, создается модель эффективного поведения, препятствующая развитию стресс-индуцированных состояний и их последствий, которые негативно сказываются на качестве голоса.

Конфликт интересов: Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Василенко Ю.С. Голос. Фониатрические аспекты. М.: Дипак; 2013.

2. Вильсон Д.К. Нарушение голоса у детей. М.: Медицина; 1990.

3. Василенко Ю.С. Дисфонии и их устранение. Проблемы реабилитации в оториноларингологии. Тр. Всероссийской конф. с междунар. участием и семинара «Актуальные вопросы фониатрии»; Самара; 2003: 414-416.

4. Василенко Ю. С., Романенко С. Г., Павли-хин О.Г. Наиболее частные ошибки в диагностике и

лечении расстройств голосовой функции. Вестник оториноларингологии. 2006; (2):25-27.

Доступно: http://www.fesmu.ru/elib/Article. aspx?id=144814

5. Штарк М.Б., Джафарова О.А. Компьютерные системы биоуправления: тенденции развития. Медицинскаятехника.М.: Медицина; 2002: 34-35.

6. Thompson L., Thompson М. Neurofeedback combined with training in metacognitive strategies: effectiveness in students with ADD. Appl. Psychophysiol. Biof. 1998; (23): 243-263.

Доступно: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/ pubmed/10457815

7. Ивановский Ю.В., Сметанкин А.А. Принципы использования метода биологической обратной связи в системе медицинской реабилитации. В сборнике: Общие вопросы применения метода БОС. Сборник статей. СПб.; ЗАО «Биосвязь»; 2008: 20-39.

Доступно: http://www.fesmu.ru/elib/Article. aspx?id=67055

8. Редько Н.Г., Джафарова О.А., Бахтина И.А. Эффективность игрового биоуправления при лечении и реабилитации психосоматических заболеваний. Вестник НГУ. Серия: Биология, клиническая медицина. 2007; 5(2):33-36.

Доступно: http://www.boslab.ru/publications/69/

9. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных: речь и интеллектуальная деятельность. Учеб. пособие. - 2-е изд., испр. и доп.М.: Изд-во МПСИ, Воронеж: Модэк; 2004: 424.

10. Орлова О.С. Нарушения голоса: учеб. пособие. М.: АСТ: Астрель; 2008: 213.

11. Степанова Ю.Е. Биологическая обратная связь в реабилитации пациентов с нарушениями голосовой функции: Пособие для врачей. СПб.: НОУ Институт биологической обратной связи; 2004:28.

REFERENCES

1. Vasilenko Yu.S. Golos. Foniatricheskie aspekty. M.: Dipak; 2013: 5-6. (In Russ).

2. Vil'son D.K. Narushenie golosa u detei. M.: Meditsina; 1990: 448. (In Russ).

3. Vasilenko Yu.S. Dysphonia and their elimination. Problemy reabilitatsii v otorinolaringologii: Tr. Vserossiiskoi konf. s mezhdunar. uchastiem i seminara «Aktual'nye voprosy foniatrii»; Samara; 2003: 414-416 (in Russ).

4. Vasilenko Yu.S., Romanenko S.G., Pavlikhin O.G. The most common errors in the diagnosis and treatment of disorders of the voice function. Vestnik otorinolaringologii. 2006; (2): 25-27 (in Russ).

Available: http://www.fesmu.ru/elib/Article. aspx?id=144814

5. Dzhafarova O.A., Shtark M.B. Komp'yuternye sistemy bioupravleniya: tendentsii razvitiya. Meditsinskaya tekhnika. M.: Meditsina; 2002; (1): 3435. (in Russ).

6. Thompson L., Thompson M. Neurofeedback combined with training in metacognitive strategies: effectiveness in students with ADD. Appl. Psychophysiol. Biof. 1998; (23): 243-263.

Available: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/ pubmed/10457815

7. Ivanovskii Yu.V., Smetankin A.A. Principles of using the method of biological feedback in the system of medical rehabilitation. V sbornike: Obshchie voprosy primeneniya metoda BOS. Sbornik statei. SPb.; ZAO «Biosvyaz'»; 2008: 20-39(In Russ).

Available: http://www.fesmu.ru/elib/Article. aspx?id=67055

8. Red'ko N.G., Dzhafarova O.A., Bakhtina I.A. Efficiency gaming bio management in the treatment and rehabilitation of psychosomatic diseases. Vestnik NGU. Seriya: Biologiya, klinicheskaya meditsina. 2007; 5 (2): 33-36(In Russ).

Available: http://www.boslab.ru/publications/69/

9. Tsvetkova L.S. Neiropsikhologicheskaya reabilitatsiya bol'nykh: rech' i intellektual'naya deyatel'nost'. Ucheb. posobie. — 2-e izd., ispr. i dop. M.: Izd-vo MPSI, Voronezh: Modek; 2004: 424. (In Russ).

10. Orlova O.S. Narusheniya golosa: ucheb. posobie. M.: AST: Astrel'; 2008. (In Russ).

11. Stepanova Yu.E., Stepanova G.M. Biologicheskaya obratnaya svyaz' v reabilitatsii patsientov s narusheniyami golosovoi funktsii: Posobie dlya vrachei. SPb. NOU Institut biologicheskoi obratnoi svyazi; 2004: 28. (In Russ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.