Научная статья на тему 'Комплексная программа работы с персоналом "мотивация и развитие" (КП "МиР")'

Комплексная программа работы с персоналом "мотивация и развитие" (КП "МиР") Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
125
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / РАЗВИТИЕ ПЕРСОНАЛА / STAFF DEVELOPMENT / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ / STAFF MANAGEMENT SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бурмистрова Н.О.

В статье рассмотрены современные проблемы поиска эффективных инструментов мотивации и развития персонала, в целях покрытия потребности предприятия в квалифицированных специалистах. Отражена необходимость комплексного системного подхода к разработке и внедрению мотивационно-развивающих мероприятий с учетом потребностей сотрудников и оптимизации затрат работодателей. Рассмотрены основные концепции комплексной программы работы с персоналом «мотивация и развития» (КП «МиР»), раскрыта актуальность и практическая значимость программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPREHENSIVE PROGRAM OF WORKING WITH STAFF “MOTIVATION AND DEVELOPMENT” (KP “MiR”)

The article discusses modern problems of searching for effective tools of staff motivation and development, in order to cover the needs of the enterprise in qualified specialists. The paper reflects the need for an integrated system approach to the development and implementation of motivational and development activities with regard to the needs of employees and optimizing the costs of employers. The main concepts of the complex program of work with staff “motivation and development” (KP “MiR”) are considered, the relevance and practical significance of the program are looked into.

Текст научной работы на тему «Комплексная программа работы с персоналом "мотивация и развитие" (КП "МиР")»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ / PSYCOLOGY

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.59.046 Бурмистрова Н.О.

Студент, Межрегиональный институт экономики и права при Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА РАБОТЫ С ПЕРСОНАЛОМ «МОТИВАЦИЯ И РАЗВИТИЕ» (КП «МиР»)

Аннотация

В статье рассмотрены современные проблемы поиска эффективных инструментов мотивации и развития персонала, в целях покрытия потребности предприятия в квалифицированных специалистах. Отражена необходимость комплексного системного подхода к разработке и внедрению мотивационно-развивающих мероприятий с учетом потребностей сотрудников и оптимизации затрат работодателей. Рассмотрены основные концепции комплексной программы работы с персоналом «мотивация и развития» (КП «МиР»), раскрыта актуальность и практическая значимость программы.

Ключевые слова: мотивация, развитие персонала, система управления персоналом.

Burmistrova N.O.

Student, Interregional Institute of Economics and Law under the EurAsEC Interparliamentary Assembly COMPREHENSIVE PROGRAM OF WORKING WITH STAFF "MOTIVATION AND DEVELOPMENT"

(KP "MiR")

Abstract

The article discusses modern problems of searching for effective tools of staff motivation and development, in order to cover the needs of the enterprise in qualified specialists. The paper reflects the need for an integrated system approach to the development and implementation of motivational and development activities with regard to the needs of employees and optimizing the costs of employers. The main concepts of the complex program of work with staff "motivation and development" (KP "MiR ") are considered, the relevance and practical significance of the program are looked into.

Key words: motivation, staff development, staff management system.

В соответствии с известной теорией Маркса, любое производство создает два вида продукта. Первый продукт -это непосредственно производимый товар или оказываемая услуга в рамках того, направления, под которое предприятие специализированно. Второй, попутный продукт - это тип работника, который трудится на данном предприятии [8].

Маркс выделял особый товар в условиях капитализма - рабочую силу, которая, как любой товар, имеет потребительную стоимость. В отличии от многих классиков, считавших товаром сам труд, К. Маркс показывает, что рабочий продает не труд, а способность к нему, т.е. рабочую силу. Стоимость рабочей силы определяется суммой жизненных благ, необходимых для поддержания жизненных сил самого рабочего и его семьи. И то, насколько рабочая сила будет эффективной зависит от организации жизни рабочего и возможности развиваться.

Теория Маркса не содержит утверждения, что главным мотивом человеческой деятельности служит материальная выгода. Истинная цель Маркса состояла в освобождении человека от давления экономического принуждения с тем, чтобы он мог - и это главное - развиваться как человек (формировать себя как гармоничную личность). То есть главная забота Маркса - освободить человеческую личность, помочь человеку преодолеть утраченную гармонию с природой и другими людьми. Философия Маркса - это скорее духовный экзистенциализм, и именно ввиду своей духовной сущности он не соответствует, а противостоит исключительно материалистической практике. [4, С. 375-414].

Специфика производственного процесса в итоге определяет не только квалификацию работника на производстве, но и обуславливает особенности его поведения в повседневной жизни. Как и где он отдыхает, как относится к своему телу и своему здоровью, как относится к дисциплине и распорядку дня, где учатся и как проводят досуг его дети, стремится ли он к дельнейшему профессиональному развитию - все это в совокупности создает гражданина для общества и производственного работника для предприятия. Человек без организованного быта и интересного хобби не в состоянии будет эффективно функционировать на производстве. И тем более это становится важным, чем более с тонкими и сложными производственными процессами ему приходится сталкиваться.

На сегодняшний день для руководителей предприятий становится все более актуальными вопросы повышения производительности труда (с целью увеличения прибыли) и повышения статуса и имиджа компании (с целью повышения конкурентоспособности). При этом повышение конкурентоспособности важно не только на рынке сбыта выпускаемой продукции, но и на рынке труда в борьбе предприятия за наиболее квалифицированные кадры.

Действительно эффективным может быть только сотрудник замотивированный на постоянное гармоничное развитие, как личностное, так и профессиональное. Данный тип сотрудников должен отличаться полной гармонией между умственным и физическим развитием. Таким образом, тип сотрудников приближенный к идеалу, - это разумный и осознанный специалист, профессиональное, интеллектуальное и физическое развитие которого происходит в полной гармонии между собой.

Так, в основе педагогической системы П.Ф. Лесгафта лежит учение о единстве физического и духовного развития личности, при этом он постоянно подчеркивает важность разумного сочетания, взаимовлияния умственного и физического воспитания. [1], [2].

Психологическое благополучие сотрудников, дисциплинированность и стрессоустойчивость, более выражены при гармонии личности, а активная жизненная позиция человека, систематический умственный и физический труд существенно отодвигают и уменьшают многие факторы снижающие работоспособность [3].

Для того чтобы привлечь подобные кадры на предприятие и выстроить как можно более долговременное и эффективное сотрудничество, работодателям необходимо учесть не только личные потребности и ожидания сотрудников, но так же обязательно учесть неоспоримую важность комплексного подхода к развитию и мотивации. Ранее проведенные нами исследования по вопросам развития и мотивации персонала подтверждают тот факт, что сегодня для организации эффективной работы персонала от руководства предприятий требуется комплексный подход к разработке мотивационно-развивающих программ для персонала [5, С. 135], [6, С. 36], [7, С. 165].

Так, например, на сегодняшний день уже невозможно представить эффективную работу с кадровым резервом исключительно по средствам организации дорогостоящих образовательных программ для перспективных резервистов. А система наставничества на предприятии, для успешной ее реализации, нуждается не только в методическом сопровождении, но и в разработке мотивационных инструментов для наставников.

Помимо этого, руководители предприятий постоянно вынуждены искать баланс между потребностями и мотивами ключевых специалистов и коммерческими целями предприятия. Необходимы пересмотр и коренные изменения организации бизнес-процессов предприятий под потребности ключевых специалистов, с глубоким пониманием того, что именно постоянно развивающийся, замотивированный не только на работу, но и на личностное (в широком понимании) развитие сотрудник, способен быть по-настоящему эффективным.

С целью построения на предприятиях эффективной системы работы с персоналом нами была разработана комплексная программа «МиР». Данная программа является результатом изучения и анализа мотивационных потребностей и ожиданий от сотрудничества с работодателями людей работоспособного возраста, а так же анализа современных HR-технологий, к которым сохраняется уважительное отношение.

Цель КП «МиР»: достижение и поддержание определенного уровня стабильности и эффективности работы производственных коллективов.

Общие задачи КП «МиР» соответствуют общим задачам системы управления персоналом: обеспечение покрытия потребности предприятия в квалицированном персонале, создание эффективной системы мотивации, использование с максимально возможной эффективностью профессиональных знаний, умений и навыков всех своих сотрудников.

Частные задачи КП «МиР»: разработка и внедрение на предприятиях комплексной системы мотивационно-развивающих мероприятий с учетом потребностей ключевых специалистов и оптимизации затрат работодателя.

Объект воздействия КП «МиР»: люди работоспособного возраста, имеющие профессиональное (специальное) образование и являющиеся ключевыми специалистами или руководителями любых уровней предприятий и организаций.

Предмет исследования КП «МиР»: система управления персоналом предприятий и организаций.

Основная форма КП «МиР»: комплексные мотивационно-развивающие мероприятия для персонала.

Конечным продуктом КП «МиР» являются:

- мотивационные инструменты, разработанные с учетом потребностей ключевых специалистов разного возраста и социального статуса;

- инструменты для организации и сопровождения процесса обучения и развития сотрудников, как личностного, так и профессионального.

Все указанные инструменты могут быть использованы с общей системе управления персоналом на предприятии как одновременно, так и поэтапно, в различных комбинациях, в зависимости от специфики и актуальных задач производства.

Список литературы / References

1. Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения / Сост. И.Н. Решетень. - М.: Педагогика, 1988. - 400 с.

2. Лесгафт П.Ф. Собрание педагогических сочинений. Т. 3: Семейное воспитание ребенка и его значение. - М.: Физкультура и спорт, 1956. - 439 с.

3. Смирнова Е.Е. На пути к выбору профессии. СПб.: КАРО, 2003. - 176 c.

4. Фромм Э. Марксова концепция человека. Перевод Э.М. Телятниковой. В кн. Э. Фромм. Душа человека. - М.: Республика, 1992.

5. Бурмистрова Н.О., Бурмистров Д.А. Забота о здоровье сотрудников - резерв роста производительности труда / Н.О. Бурмистрова, Д.А. Бурмистров // Международный научно-исследовательский журнал. - 2016. - №7(49), Часть 3. - 157 с.

6. Бурмистрова Н.О., Бурмистров Д.А. Основополагающие мотивы к труду, потребности и ожидания дефицитных специалистов. / Н.О. Бурмистрова, Д.А. Бурмистров // Международный научно-исследовательский журнал. - 2016. - №8(50), Часть 4. - 82 с.

7. Бурмистрова Н.О., Бурмистров Д.А. Повышение производительности труда и мотивация молодых кадров по средствам внедрения в систему управления персоналом спортивно-оздоровительных технологий. / Н.О. Бурмистрова, Д.А. Бурмистров //Сборник научных трудов по итогам международной научно -практической конференции. - 2016. -№3. - 199 с.

8. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения (2-е издание). [Электронный ресурс] / К. Маркс, Ф. Энгельс // М.: Государственное издательство политической литературы, 1955-1981 гг. URL: http://politazbuka.info/biblioteka/marksizm/702-marx-karl-engels-friedrich-sochineniya-2-e-izdanie.html (дата обращения: 19.01.2017)

Список литературы на английском языке / References in English

1. Lesgaft P. F. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya [Selected pedagogical works]. / I. N. Reseting // - M.: Pedagogika [Education], 1988. - 400 p. [in Russian]

2. Lesgaft P. F. Sobranie pedagogicheskih sochinenij [Sobranie pedagogical works]. V. 3: Semejnoe vospitanie rebenka i ego znachenie [Family upbringing of the child and its value]. - M.: Fizkultura I sport [Physical culture and sport], 1956. -439 p. [in Russian]

3. Smirnova E. E. Na puti k vyboru professii [On the way to the choice of profession], SPb.: CARO, 2003. - 176 p. [in Russian]

4. Fromm E. Marksova koncepciya cheloveka [Marx's concept of man]. Translation By E. M. Teliatnikova. In the book. E. Fromm. Dusha-cheloveka. [The soul of man]. - M.: Respublika [Education], 1992. [in Russian]

5. Burmistrova N.O., Burmistrov D.A. Zabota o zdorove sotrudnikov rezerv rosta proizvoditelnosti truda [Health Care employees - reserve of productivity growth] / N.O. Burmistrova, D.A. Burmistrov // Mezhdunarodnyj nauchno issledovatelskij zhurnal [International scientific research journal]. - 2016. - №7(49), Ch. 3 - 157 p. [in Russian]

6. Burmistrova N.O., Burmistrov D.A. Osnovopolagayushchie motivy k trudu, potrebnosti I ozhidaniya deficitnyh specialistov [Underlying motivations to work, the needs and expectations of the scarce experts] / N.O. Burmistrova, D.A. Burmistrov // Mezhdunarodnyj nauchno issledovatelskij zhurnal [International research journal]. - 2016. - №8(50). Ch. 4 - 82 p. [in Russian]

7. Burmistrova N.O., Burmistrov D.A. Povyshenie proizvoditelnosti truda i motivaciya molodyh kadrov po sredstvam vnedreniya v sistemu upravleniya personalom sportivno-ozdorovitelnyh tekhnologij [Improving the productivity and motivation of young specialists by means of introducing a system of personnel management sports and Wellness technologies] / N.O. Burmistrova, D.A. Burmistrov // Sbornik nauchnyh trudov po itogam mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Collection of scientific papers on the results of international scientific-practical conference]. - 2016. - № 3. - 199 p. [in Russian]

8. Marx K., Engels F. Sochineniya (2-e izdanie) [Works (2nd edition)]. [Electronic resource] / K. Marx, F. Engels // Moscow: Gosudarstvennoe izdatelstvo politicheskoj literatury [State publishing house of political literature]. - 1955-1981. URL: http://politazbuka.info/biblioteka/marksizm/702-marx-karl-engels-friedrich-sochineniya-2-e-izdanie.html (accessed: 19.01.2017) [in Russian]

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.59.110 Власова Ю.А.

ORCID: 0000-0002-6306-5413, Кандидат психологических наук Национальный исследовательский Томский государственный университет ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ К СМЫСЛУ ТЕКСТА КАК АСПЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ

БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

Аннотация

В статье описаны психологические феномены, которые обнаруживаются при реализации рефлексивных семинаров со студентами, обучающимися в педагогическом колледже. При работе студентов с текстами, описывающими различные профессиональные позиции учителя, выявлена «чувствительность к смыслу текста», как феномен понимания логики авторской аргументации, а также случаи отсутствия такой чувствительности. Установлена взаимосвязь между сензитивностью к смыслу текста и модальностью рефлексивной деятельности.

Ключевые слова: рефлексивная деятельность, модальность рефлексии, сензитивность к смыслу текста.

Vlasova Yu. A.

ORCID: 0000-0002-6306-5413, PhD in Psychology, National Research Tomsk State University THE SENSITIVITY TO MEANING AS AN ASPECT OF PROFESSION REFLEXION OF FUTURE

TEACHERS

Abstract

The article describes a psychological phenomena that is able to be traced in the implementation of reflexive seminars with students of Pedagogical College. When students work with texts that describe various professional positions, a "sensitivity to meaning of the text", as a phenomenon of understanding logic of author's argumentation, as well as the absence of such sensitivity has been detected. Interconnection between the sensitivity to the meaning of the text and the modality of reflexive activity was discovered.

Keywords: reflexive activity, modality of reflexive activity, sensitivity to meaning of the text.

Introduction

Modern educational standards require new methods of future experts trainings in teacher's training colleges and pedagogical universities. Further to currently familiar essential attributes as creativity, occupational mobility, etc. future teachers are assumed to organize their own professional activities in a qualitative way and be able to reveal and develop all their capabilities. Educational context should enable future teachers to think critical and evaluate properly their own contribute to its design as participants of educational process [1; 4; 5; 6]. In context of teacher's activities that means not only recognition and transformation of their own actions reasons, but also the awareness and changing the very way of being, revealing subjectivity in relationships with others. All listed above cause transformations of professional identity. That is, a professional consciousness in addition to the ability to think reflexively "is characterized by human being's capacity determinate themselves in value-meaning ways and think reflexively about their lifestyles" [2, P. 61-62].

A reflexive workshop is considered to be one of the most efficient forms of psychological and educational support [3].

Material and methods

In the end of spring (April and May) 2011 program of psychological and educational support of the formation of professional identity pedagogical college students of was implemented. At the time of this activity the cycle of reflexive workshops with sophomore was held. Developed evaluation scheme of reflexive activity [3], which includes such

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.