Научная статья на тему 'Комплексная программа психологического сопровождения беременных'

Комплексная программа психологического сопровождения беременных Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4173
517
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТОЛОГИЯ БЕРЕМЕННОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / СТРЕСС / PREGNANCY PATHOLOGY / PSYCHOLOGICAL SUPPORT / STRESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Грандилевская Ирина Владимировна

Беременность относится к критическим нормативным событиям биологической природы. Это событие имеет позитивное значение, но женщины в этот период нуждаются в психологической адаптации. Любые дополнительные сложности могут стать для будущей матери серьезным испытанием, усилить внутренний конфликт или вызвать ситуацию острой эмоциональной напряженности. Следовательно, беременная нуждается не только в заботе близких, но и в профессиональном психологическом сопровождении в течение всего периода вынашивания ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Грандилевская Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Comprehensive psychological support in pregnancy

Pregnancy is a normal biological event. Although it is usually a positive experience, some pregnant women might need additional psychological support. Any additional difficulties might present a serious challenge to an expectant mother, intensify an internal conflict or cause acute emotional stress. Therefore, pregnant women require both care from their loved ones and professional psychological support during the entire pregnancy.

Текст научной работы на тему «Комплексная программа психологического сопровождения беременных»

И. В. Грандилевская КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ БЕРЕМЕННЫХ

Современный человек характеризуется чрезвычайной потребностью в адаптации вследствие влияния быстро меняющихся социальных и технологических условий. Неумение и неспособность человека совладать со стрессом является основой расстройства здоровья, или, по крайней мере, ухудшения качества жизни в различных сферах. Беременность относится к критическому нормативному событию биологической природы. Оно имеет позитивное значение, но психика женщины подвергается стойкой нагрузке из-за необходимости к адаптации. Любые дополнительные сложности могут стать для будущей матери серьезным испытанием, усилить внутренний конфликт или вызвать состояние острой эмоциональной напряженности. Следовательно, беременные нуждаются не только в заботе близких, но и в профессиональном психологическом сопровождении в течение всего периода вынашивания ребенка.

Среди многообразия стрессоров, влияющих на психологическую адаптацию женщины в этот важный период ее жизни, значительное место занимает патология беременности. Каждая третья беременная госпитализируется в дородовые стационары для лечения. Число врожденных аномалий и хромосомных нарушений у плодов достигает 85 на каждую 1000 беременностей. Около 40% всех врожденных пороков развития диагностируется пренатально. Необходимо отметить, что свойства личности беременной определяют психические и адаптивные реакции на возникшую патологию. Все больший интерес исследователей вызывают проблемы возникновения нарушений материнской сферы женщины и анализ причин осложнений материнско-детских отношений после рождения ребенка. Именно поэтому, объективная информация о влиянии стрессора «патология беременности» на особенности адаптивного реагирования женщин, оценка готовности беременных к материнству является основой повышения эффективности деятельности психолога в учреждениях родовспоможения.

Научное исследование, направленное на изучение некоторых психологических особенностей реагирования женщин на выявленную патологию беременности, позволило разработать комплексную программу психологического сопровождения беременности в учреждениях родовспоможения и медико-генетического консультирования.

Цель программы — совершенствование деятельности психолога в медицинских учреждениях родовспоможения и медико-генетического консультирования.

Основная задача — обеспечение действенной психологической поддержки женщин с учетом их психологических особенностей.

Были выделены типологические варианты психологической поддержки с учетом организационных, психосоциальных и психологических аспектов:

• соблюдение принципов желательности, рекомендательности, обязательности помощи;

• выделение уровней помощи с учетом интенсивности психологического вмешательства, применяемых психологических методик и приемов.

© И. В. Грандилевская, 2009

I уровень. Психологическая поддержка беременных в условиях женских консультаций, ориентированная на формирование отношения женщины к себе и «внутренней картине беременности».

II уровень. Психологическая поддержка беременных в условиях дородовых отделений родильных домов, носящая рекомендательный характер, ориентированная на создание рациональных представлений пациенток о патологии беременности.

III уровень. Психологическая поддержка и психологическая помощь беременным в условиях медико-генетического центра. Психологическое вмешательство носит обязательный характер, рассматривается как составляющая медицинской помощи.

Программа поддержки беременных в условиях женских консультаций

(I уровень)

Психологическая поддержка беременных в условиях женской консультации основана на положениях, разработанных и апробированных авторами «Личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии» Б. Д. Карвасарским, Г. Л. Исуриной, В. А. Ташлыковым. Естественно, программа упрощена, адаптирована к задачам, стоящим перед психологами, работающими в женской консультации, и является программой психологической поддержки, но не терапии.

Условно программа носит название «Я — беременная» и используется при групповых занятиях с беременными, испытывающими потребность в общении с профессиональным психологом по данному направлению.

Задачи программы сформулированы следующим образом.

1. Когнитивная сфера. Беременность — это новое состояние в жизни женщины, которое требует «осознание себя при беременности». На занятиях психолог должен помочь беременным понять, какие ситуации вызывают усиление напряжения и тревоги, страха и других негативных эмоций и связаны ли они с беременностью и предстоящими родами; осознать особенности своего поведения и эмоционального реагирования при беременности в различных ситуациях, их повторяемость, степень адекватности и конструктивности. Женщина должна быть осведомлена о медико-социальных потребностях ребенка после рождения; а также о характерных защитных механизмах и их конструктивности при воспитании и заботе о ребенке; понимать собственную роль, меру своего участия в рождении здорового ребенка. Работа психолога с беременными, направленная на когнитивный аспект личности, должна способствовать созданию устойчивой мотивации вынашивания плода и активному и осознанному участию в дородовом медицинском патронаже.

2. Эмоциональная сфера. Занятия направлены на то, чтобы обеспечить эмоциональную поддержку беременных со стороны психолога и участников группы, помочь пережить совместно положительные эмоции, связанные со скорым рождением ребенка; получить поддержку и взаимопомощь; научиться искренности в чувствах к себе, своему будущему ребенку, окружающим; стать более свободными в выражении своих позитивных и негативных эмоций; научиться более точно понимать и принимать, а также вербализовать свои собственные чувства; формировать эмоционально благоприятное отношение к себе и своему будущему ребенку.

3. Поведенческая сфера. В процессе занятий психолог должен помочь беременной увидеть неадекватные поведенческие стереотипы, в том числе относительно заботы о своем здоровье; приобрести навыки более искреннего и свободного общения; развить формы поведения, связанные с сотрудничеством, ответственностью и самостоятельностью; закрепить формы поведения, которые будут способствовать адекватной адаптации и функционированию после рождения ребенка.

Программа поддержки беременных в условиях дородовых отделений родильных домов

(II уровень)

Программа психологической поддержки в дородовом отделении относится к рациональному направлению. Дюбуа (1912) выделил метод рациональной психотерапии как один из важнейших при работе с людьми, состояние которых требует медицинского вмешательства. Рациональная психотерапия — это метод, в котором используется логическая способность пациента проводить сопоставление, делать выводы, доказывать их обоснованность. При работе с пациентками дородового отделения мишенью воздействия становится заболевание (осложнение беременности), которое привело женщину к необходимости госпитализироваться для интенсивного лечения. Трудности работы заключаются в том, что зачастую причиной госпитализации является не столько болезненное состояние матери, сколько угроза ее здоровью или здоровью плода. Это создает дополнительный источник эмоциональных переживаний для женщины.

Преодоление неопределенности, коррекция противоречивости, непоследовательности в представлениях пациенток, касающихся прежде всего осложнения, послужившего поводом для госпитализации, — таковы основные звенья воздействия психолога в дородовом отделении родильных домов.

Основными этапами взаимодействия психолога и пациенток дородового отделения должны быть следующие:

1. Объяснение, включающее истолкование сущности осложнения. В результате этого достигается более ясная, определенная картина осложнения, снимающая дополнительные источники тревоги и открывающая перед женщиной возможность более активно контролировать возникшее патологическое состояние. На этом этапе, помимо психолога, должны привлекаться акушеры, работающие непосредственно с пациентками. Для этого они должны иметь дополнительные знания по психологии, уметь общаться, а также неукоснительно соблюдать права пациента, закрепленные в «Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан».

2. Убеждение — коррекция не только когнитивного, но и эмоционального компонента отношения к госпитализации и патологии беременности, способствующая переходу к модификации личностных установок.

3. Переориентация — достижение более стабильных перемен в установках беременной, прежде всего по отношению к возникшей патологии.

На групповых и индивидуальных занятиях психолог должен помочь беременной снизить тревожность, связанную с госпитализацией, а также способствовать осознанию позитивных перспектив для самой женщины и ее будущего ребенка.

Особенности психологического вмешательства при беременности в условиях медико-генетического центра

(III уровень)

В конце прошлого столетия появились научные работы, в которых, показаны изменения, необходимые для совладания с хроническим стрессом в процессе психотерапии. Стресс, вызванный известием о наличии у плода врожденного порока развития (особенно, если порок требует хирургической коррекции и/или длительного постнатального лечения, приводит к ограничению жизнедеятельности ребенка) можно отнести к острому, но постепенно переходящему в хронический, который может оказывать негативное влияние на мать.

В условиях медико-генетического центра при пренатальной диагностике врожденного порока развития плода, несовместимого с жизнью, работа психолога носит только индивидуальный характер. В этом случае умение использовать нестандартные, интегративные подходы к преодолению стрессовых расстройств, которые позволят дифференцированно использовать многие методы психологических вмешательств и комбинировать их, ведет к достижению лучших результатов. Эффективность использования таких подходов имеет научное подтверждение.

При работе психолога с контингентами беременных, плоды которых имеют порок развития совместимый с жизнью, требуется высокий профессионализм, а также дополнительная подготовка по проблемам медицинской генетики, хирургии новорожденных, прогнозе и исходах лечения детей с врожденной патологией относительно последующего качества их жизни. Только в этом случае индивидуальные или групповые занятия, направленные на адаптацию к стрессу, будут эффективны. Женщины должны быть настроены на сотрудничество с медицинскими работниками, понимать свою значимость в лечении и воспитании больного ребенка, обладать навыками по преодолению хронического стресса, связанного с болезнью ребенка и необходимостью длительного лечения.

1. Абрамченко В. В. Психосоматическое акушерство. СПб., 2001. С. 311.

2. Айламазян Э. К. Антенатальная диагностика и коррекция нарушений развития плода // Рос. вестник перинатологии и педиатрии. 1999. №3. С. 6-11.

3. Вахарловский В. Г. Особенности медико-генетического консультирования в акушерско-гинекологической клинике // Сб. материалов конф. «Перинатальная психология в родовспоможении». СПб., 1997. С. 36-40.

4. Грандилевская И. В. Психологические особенности реагирования женщин на выявленную патологию беременности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб, 2004.

5. Добряков И. В. Психотерапия и перинатальная психология // Сб. материалов конф. «Перинатальная психология и нервно-психическое развитие детей». СПб., 2000. С. 11-16.

6. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб., 1999. С. 709.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.