NK
МЕДИЦИНСКИЙ
АЛЬМАНАХ
лечения они не получали. Все пациентки с наличием уреа-плазмы предъявляли жалобы на обильные выделения, гиперемию и зуд в области наружных половых органов. После окончания терапии препаратом «Вагиферон®» клиническая симптоматика у этих женщин исчезла.
Следует отметить, что рецидивов неспецифического бактериального и кандидозного вагинита в течение трех месяцев после окончания лечения ни в одном случае не зарегистрировано.
Обсуждение
Таким образом, по нашим данным, исчезновение клинических и лабораторных симптомов наступило у 100% пациенток с кандидозным вагинитом, с неспецифическим бактериальным вагинитом - у 91,7%, у остальных 8,3% имелись лабораторные симптомы при отсутствии клинических проявлений. Достигнутые результаты свидетельствуют, что препарат «Вагиферон®» является высокоэффективным средством терапии, который быстро купирует симптомы вагинита.
Известно, что вагинит характеризуется рецидивирующим течением, частота которого, по данным литературы, достигает 2060% [4, 7]. Такая высокая частота рецидивов не связана с неэффективностью проводимой терапии, а объясняется затруднением восстановления нормальной микрофлоры и колонизационной резистентности влагалища, а также сложностью полной элиминации условно-патогенных микроорганизмов из образовавшихся биопленок. Наше исследование продемонстрировало, что при использовании препарата «Вагиферон®» рецидивы неспецифического бактериального и кандидозного вагинита через 3 месяца наблюдения не встречались. Кроме того отмечено, что препарат удобен в применении, не вызывает побочных реакций.
Выводы
Таким образом, уникальное сочетание антимикробных, противогрибковых и противовирусных компонентов позволяет эффективно использовать препарат при вагинитах раз-
личной этиологии. Наличие в составе препарата интерферона альфа-2Ь человеческого рекомбинантного, обладающего не только противовирусным, но и иммуномодулирующим действием, а также борной кислоты, способной разрушать влагалищную биопленку, повышает эффективность метро-нидазола и флуконазола при плохо поддающихся лечению вагинитах, а также при их рецидивах.
Сочетание высокой терапевтической эффективности и безопасности лекарственного препарата «Вагиферон®» позволяет рекомендовать его к широкому применению в гинекологической практике при лечении небеременных женщин с неспецифическим бактериальным и кандидозным вагинитом. щ
литература
1. Иммунокорригирующая терапия инфекционно-воспалительных заболеваний женской половой сферы. Практическое пособие для практикующих врачей акушеров-гинекологов, студентов медицинских вузов, врачей-интернов и клинических ординаторов. Санкт-Петербург. 2007. 56 с.
2. Мельников В.А., Стулова С.В., Ермолаева Е.В. Проблемы репродуктивного здоровья супружеских пар в современных условиях. Фундаментальные исследования. 2011. № 10 (1). С. 118-121.
3. Клинические рекомендации по ведению больных инфекциями, передаваемыми половым путем, и урогенитальными инфекциями. М.: Российское общество дерматовенерологов и косметологов, 2012. 212 с.
4. Nyirjesy. P. Management of Persistent Vaginitis. Obstetrics and Gynecology. 2014. № 124 (6). Р. 1135-1146.
5. Ершов Ф.И. Киселёв О.И. Интерфероны и их индукторы (от молекул до лекарств). М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. 368 с.
6. Васильева Т.П., Малышкина А.И., Бойко Е.Л., Посисеева Л.В., Филькина Е.В., Чумаков А.С. Сравнительная оценка эффективности использования антибактериального препарата с противовирусной активностью в лечении бактериально-вирусной микстинфекции у небеременных женщин. «Амбула-торно-поликлиническая помощь - в эпицентре женского здоровья». Сборник тезисов. М. 2014. С.173-175.
7. Vaginitis. ACOG Practice Bulletin N72. American College of Obstetricians and Gynecologists. Obstet Gynecol. 2006. № 107. Р. 1195-206.
УДК Б18.Б-084:Б1Б.833+Б1Б.43/.45
КОМПЛЕКСНАЯ ПРЕВЕНТИВНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ПОСЛЕРОДОВОГО НЕЙРООБМЕННО-ЭНДОКРИННОГО СИНДРОМА
Н.В. Лазарева, О.В. Буханова,
ФГОУ ВПО «Самарский государственный медицинский университет»
Лазарева Наталья Владимировна - e-maií: [email protected]
Разработана математическая модель прогнозирования, проведена оценка эффективности гальванизации и изучена эффективность методики магнитолазеротерапии для профилактики послеродового нейрообменно-эндокринного синдрома у 209 женщин с высоким риском развития данной патологии. Подтверждение эффективности предлагаемой нами модели основывается на расчетах показателей чувствительности, специфичности, положительной и отрицательной прогностической значимости. Воздействие проводили на сосуды шеи и по битемпоральной методике. Установили, что магнитолазеротерапия снижает развитие послеродового нейрообмен-но-эндокринного синдрома на 50,6%.
Ключевые слова: послеродовый нейрообменно-эндокринный синдром, профилактика.
The mathematical model of forecasting is developed, the assessment of efficiency of galvanization is carried out and efficiency of a technique of magnetolaser therapy for prevention of a postnatal neyroobmenno-endocrine syndrome at 209 women with high risk of development of this pathology is studied. Confirmation of the effectiveness of our proposed model is confirmed by the calculation of indicators of sensitivity, specificity, positive and negative predictive value. Influence was carried out on vessels of a neck and by a bitemporal technique. Established that magnetolaser therapy reduces development of a postnatal neyroobmenno-endocrine syndrome by 50,6%.
Key words: рostnatal neyroobmenno-endocrine syndrome, prevention.
the problem of treatment, probiotics.
А1
5щ
В современной клинической практике акушеры-гинеко-л оги все чаще встречаются с развитием послеродового нейрообменно-эндокринного синдрома (ПНОЭС) в виде формирования синдрома поликистозных яичников, послеродового ожирения, сохранения гиперпролактинемии по окончании кормления ребенка грудью, предменструального синдрома и т. п. Экотоксиканты, техногенные факторы, ослабление защитных сил организма и психоэмоциональные перегрузки у женщин снижают частоту нормально протекающей беременности, приводя к росту осложнений в родах и послеродовом периоде [1, 2]. В основе патогенеза заболевания рассматривают нарушение нейрогормональной функции гипоталамуса, вырабатывающего рилизинговые гормоны [3], или рилизинг-факторы [4]. Эти гормоны являются связывающим звеном между нервной и эндокринной системами организма. В многочисленной литературе подробно описано медикаментозное и физиотерапевтическое лечение этой патологии [3, 4]. В то же время работы по профилактике развития послеродового нейрообменно-эндокринного синдрома представлены в ограниченном количестве.
В настоящее время для нормализации функции гипоталамуса применяют трансцеребральное облучение лазером с целью нормализации иммунной активности организма [5], при лечении ишемического инсульта в остром периоде[6] и в период ранней реабилитации [7]. Одним из новых способов магнитотерапии является транскранеальная магнитная стимуляция [8]. Установлено, что наиболее интенсивная реакция мозга в ответ на воздействие магнитным полем имеет место в гипоталамусе. Даже кратковременные однократные воздействия магнитными полями приводят к усилению в гипоталамусе синтеза нейросекрета с повышением функциональной активности вех долей гипофиза. [8] Научно доказана синергичность лазера с магнитным полем.
При лечении ишемического инсульта в остром периоде Н.И. Самосюк [6] применяет с положительным результатом транскранеальную магнитолазерную терапию в сочетании с воздействием этих физических факторов на сонные артерии.
Целью проведенных исследований являлось изучение эффективности магнитолазерной терапии в профилактике ПНОЭС у женщин высокого риска его реализации. Определение группы риска осуществляли на основании разработанной нами математической модели.
Материал и методы
Всего обследовано 209 пациентов с высоким риском развития послеродового нейрообменно-эндокринного синдрома, распределённых по способам профилактики на три группы. В первой группе было 75 женщин, которым профилактическую терапию не проводили. Во вторую группу включили 69 женщин, которым назначали низкокалорийную диету, комплекс поливитаминов и микроэлементов (Пренатал витрум форте). Из физиопроцедур применяли электрофорез сульфата меди и цинка на низ живота на 1-й, 3-й и 6-й месяцы после родов. Третью группу составили 65 женщин, которым также назначали низкокалорийную диету и Пренатал витрум форте. Вместо электрофореза применяли магнитолазерную терапию по изменённым методикам Н.И. Самосюк [6] и Ф.Е. Горбунова с соавт. [7]. Магнитолазерную терапию проводили от аппарата «Милта-01», импульсным излучением лазера частотой 1500 Гц, мощностью в импульсе 4 Вт. Величина
магнитной индукции составляла 10 млТ. Воздействие выполняли последовательно на проекцию общих сонных артерий и битемпорально по 2 минуты на поле, через день. Общий курс профилактического лечения составлял 12 процедур. Всего проводили три курса на 1-й,3-й и 6-й месяцы после родов. Все пациентки прошли до и после профилактики клинико-лабораторное, инструментальное обследования, согласно Отраслевым стандартам объемов обследования и лечения в акушерстве, гинекологии и пе-ринатологии (1999) при данной патологии с учетом их коррекции на региональном уровне. С целью обработки и описания результатов проведенных исследований были использованы методы описательной статистики и корреляционного анализа. Достоверность разницы между данными в основной и контрольной группах определялась на основе расчета критерия Стьюдента.
Результаты и их обсуждение
Эффективность профилактики оценивали через 16 месяцев после родов по наиболее значимым клиническим симптомам и показателям специальных методов исследования.
Для послеродового нейрообменно-эндокринного синдрома характерно нарушение менструальной функции. На рис. 1 показана частота нарушения менструальной функции в группах пациентов через 16 месяцев после родов.
рис. 1.
Частота нарушения менструальной функции в исследуемых группах.
рис. 1.
Частота ановуляции у женщин наблюдаемых групп.
NK
МЕДИЦИНСКИЙ
АЛЬМАНАХ
I II III
группы наблюдения
рис. 3.
Индекс массы тела у женщин изучаемых групп через 16 месяцев после родов.
таблица 1.
Интегральные показатели диэнцефальных расстройств (ДР), отмеченные у женщин через 18 мес. после родов
таблица 2.
Данные ультразвукового исследования яичников и толщины эндометрия в среднем по группам
Из представленной диаграммы видно, что в группе, где профилактику не проводили, нарушения менструальной функции через 16 месяцев после родов имели место у 92% всех пациентов. Достоверно меньше (р<0,01) нарушений было во второй и третьей группах. При этом в группе, где комплексное лечение проводили с применением электрофореза, нарушение менструальной функции было в 56,9% случаев, а с применением магнитолазерного воздействия -в 47,8% наблюдений (р<0,01). А если сравнить магнитола-зеротерапию и электрофорез, то достоверно меньше (р<0,05) нарушений менструальной функции было в III группе. Это доказывает эффективность магнитолазеротерапии.
Важным симптомом ПНОЭС является ановуляция. Оценку этого показателя в наблюдаемых группах женщин осуществляли в течение трёх менструальных циклов на 14-16-й месяц после родов. Итоговую констатацию факта овуляции проводили на основании анализа клинических данных и показателей половых гормонов крови, взятых во вторую фазу менструального цикла. Полученные данные представлены на рис. 2.
Из диаграммы следует, что наибольший процент анову-ляций имел место в группе пациентов, которым профилактическую терапию не проводили. В группе, где комплексную профилактику назначали с применением магни-толазерной терапии, она встречалась достоверно реже по сравнению с 1-й и 2-й группами (р1_3<0,01; р2-3<0,05).
Симптом ожирения определяли путём вычисления индекса массы тела (ИМТ) по методике, предложенной G. Brey. Для этого величину массы тела в кг делили на показатель роста пациента, возведённый в квадрат. Индекс от 26 до 30 свидетельствует о малой вероятности возникновения метаболических нарушений, свыше 30 - о средней степени, а более 40 - о высокой степени риска. Полученные данные, у обследованных пациентов в группах демонстрирует рис. 3.
Как видно из представленного рисунка, в группе, где не проводили профилактику ПНОЭС, имела место средняя степень вероятности развития метаболических нарушений, а во 2-й и 3-й группах - низкая степень. При этом в группе, где комплексную профилактику проводили с применением электрофореза, ИМТ был равен 28, а в группе с магнитолазерной профилактикой он составил 25,3. При оценке статистической значимости изучаемых данных (с использованием критерия Стьюдента) установлено значимое различие показателей I со II и III группами (p<0,05).
Диэнцефальные расстройства выявляли на основании субъективных симптомов и объективных данных обследования. К субъективным симптомам относили головную боль, нарушения сна, полифагию, полидипсию, перепады настроения. Оценку показателей проводили по пятибалльной системе. Если жалобы отсутствовали, показатель был равен 0, имели место изредка - 1 балл, имеются, но не беспокоят - 2 балла, имеются, но беспокоят не постоянно - 3 балла, симптомы достаточно выражены -4 балла, симптомы очень выражены - 5 баллов.
Из объективных симптомов: измеряли температуру тела, артериальное давление крови, количество выпитой и выделенной за сутки жидкости, проведение пробы Щербака, Олдрича. В таблице 1 изображены интегральные показатели диэнцефальных расстройств, отмеченные у женщин через 18 мес. после родов.
Группа показатель ^^^^ I n=75 II n=65 III n=69 P
M±m M±m M±m
Объем яичников после родов (мм3) 23,30±2,99* 18,31±3,44 18,11±2,06 P12<0,05 P1-3<0,01
Толщина М-ЭХО после родов (см) 1,31±0,12* 0,96±0,03 0,98±0,08 P12<0,05 P1-3<0,05
Группа показатель I n=75 II n=65 III n=69 P
M±m M±m M±m
Объективно диагностируемые др (%) 59,96±11,46* 30,12±7,42 25,33±6,88 P12<0,05 P13<0,01 P2-3<0,05
Субъективно констатируемые дР (баллы) 3,64±0,19* 1,81±0,10 1,32±0,14 P12<0,05 P12<0,05 P23<0,05
AI
SSM
Установлено статистически значимое различие (р<0,05) всех анализируемых показателей 1-й группы со 2-й и 3-й. Как видно из таблицы 1, имеет место различие между группами обследованных женщин, как по субъективным, так и объективным симптомам диэнцефальных расстройств. Они были достоверно выше у женщин, не получавшим профилактическое лечение и достоверно ниже у пациентов, получающих комплексное лечение с применением магнитолазерного воздействия.
Данные ультразвукового исследования яичников и толщины эндометрия в среднем по группам представлены в таблице 2.
Как видно из представленной таблицы, наибольший объём яичников был в группе пациентов, которым профилактику ПНОЭС не проводили. В среднем по группе он составил 23,3±2,99 мм3. Достоверно меньше он был во 2-й и 3-й группах. Аналогичная тенденция выявлена и в показателях толщины эндометрия.
Частоту развития послеродового нейрообменно-эндокринного синдрома в наблюдаемых группах через 18 месяцев после родов отражает рис. 4.
Как видно из диаграммы, у женщин с высокой степенью реализации ПНОЭС через 18 месяцев после родов он развился в 97,3%* пациентов первой группы. Комплексная профилактика с применением электрофореза сульфата меди и цинка достоверно снизила этот процент до 58,5. В 3-й группе, где комплексную профилактику проводили с магнитолазерной терапией, он составил 50,6%. Статистически достоверна (р<0,01) высокая эффективность магнитолазерной терапии для профилактики послеродового нейрообменно-эндокринного синдрома.
Проведенный расчет определил высокие параметры эффективности использования модели. Простота и быстрота расчета, при наличии вычислительной техники, позволяет за короткий отрезок времени отнести женщину в группу высокого или низкого риска и предложить ей рекомендации по комплексу профилактических мероприятий.
Проведенное нами исследование позволило создать алгоритм ведения женщин, направленный на предупреждение развития ПНОЭС. После родов на основании созданной нами математической модели определяется прогностический коэффициент, позволяющий отнести женщину в соответствующую группу риска, с последующим проведением комплекса профилактических мероприятий.
Заключение
Таким образом, использование магнитолазеротерапии позволяет более чем на 1/3 снизить частоту реализации
ПНОЭС в послеродовом периоде (до 18 мес. наблюдения). Наиболее выраженный эффект фиксируется при сочетании магнитолазеротерапии с традиционными мероприятиями, используемыми в качестве негормонального лечения нарушения менструального цикла.
литература
1. Руководство по эндокринной гинекологии / под ред. Е.М. Вихляевой. М.: ООО «Медицинское информационное агентство». 1998. 768 с.
Rykovodstvo po e'ndokrinologia / pod red. E. M. Vihliaevoi. M.: OOO «Medicinskoe informacionnoe agenstvo». 1998. 768 s.
2. Сметник В.П., Тумилович Л.Г. Неоперативная гинекология: Руководство для врачей. М.: «Медицина», 2000. 544 с.
Smetnik V.P., Tumilovich L.G. Neoperativnaj gynecology: Rukovodstvo dla vrachej. M.: «Medicine», 2000. 544 s.
3. Серов В.Н., Прилепская В.Н., Пшеничникова Т.Н. с соавт. Гинекологическая эндокринология. М.: Медицина,1993. 499 с.
Serov V.N., Prilepskaya V.N., Pshenichnikova T.N. s soavt. Gynecologicheskaj e'ndocrinologij. M.: Meditsina,1993.499 s.
4. Дамиров М.М. Лазерные, криогенные и радиоволновые технологии в гинекологии. М.: ООО «БИНОМ-Пресс», 2004. 176 с.
Damirov M.M. Lasernye, cryogennye I radiovolnovye technologii v gynecology. M.: OOO «Binom-Press», 2004. 176 s.
5. Зубкова С.М. Физиологические основы регуляции иммунной активности при лазеротерапии. Физиотерапия, бальнеология и реабилитация. 2006. № 2.С. 3-10.
Zubkov S.M. Physiologicheskie osnovy regylyacii immynnoy aktivnosti pri lazeroterapii. Physiotherapya, bal'neologya i reabilitaciya. 2006. № 2. S. 3-10.
6. Самосюк Н.И. Магнитолазерная терапия ишемического инсульта в остром периоде. Вопросы курортологии физиотерапии и лечебной физической культуры. 2003. № 3. С. 19-20.
Samosyuk N.I. Magnitolazernya terapia ishemicheskogo insyk'ta v ostrom periode. Voprosy kyrortologii physiotherapii i lechebnoj fizicheskoj kyl'tyry. 2003. № 3. S. 19-20.
7. Лазарева Н.В., Портянникова Н.П., Пикалова М.В. Методы коррекции климактерического синдрома. Российский вестник акушера-гинеколога. 2011. № 6. Т. 11. С. 71-75.
Lazareva N.V., Portjnnikova N.P., Pikalova M.V. Metody korrekcii klimaktericheskogo sindroma. Rossijskij vestnik akyshera-ginekologa. 2011. № 6. Т. 11. S. 71-75.
8. Буренок Ю.А., Корабань И.Н., Матяш М.Н.и др. Применение магнитных полей и магнитолазерной терапии в неврологической практике. Физиотерапия, бальнеология и реабилитация. 2005. № 3. С. 33-38.
Burenok YU.A., Koraban' I.N., Matyash M.N. i dr. Primenenie magnetnyh poley i magnetolasernoj terapii v neurologicheskoj prartike. Physiotherapya, balneologya i reabilitacya. 2005. № 3. S. 33-38.