Научная статья на тему 'КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗА И ЦЕНТРА ЗДОРОВЬЯ'

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗА И ЦЕНТРА ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
41
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ВУЗ / ЦЕНТР ЗДОРОВЬЯ / КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗА И ЦЕНТРА ЗДОРОВЬЯ»

ПСИХОЛОГИЯ СПОРТА

найти отражение в наших дальнейших исследованиях, посвященных оценке бессознательного восприятия спортсменами соревновательной деятельности.

Литература

1. Джос Ю.С. Когнитивные вызванные потенциалы в нейрофизиологических исследованиях (обзор) / Ю.С. Джос, Л.П. Калинина // Журнал медико-биологических исследований. - 2018. - T. 6. -№ 3. - С. 223-235.

2. Костандов Э.А. Физиологические критерии осознаваемости стимула / Э.А. Костандов, Ю.Л. Арзуманов // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. - 1990. - Т. 40. - № 6. - С. 1063-1072.

3. Намазов А.К. Соревновательный стресс и индивидуально-психологические особенности спортсменов / А.К. Намазов, М.В. Олен-никова, А.В. Таболина и др. // Известия Российской военно-медицинской академии. 2020. Т. 39, № S2. С. 171-173.

References

1. Jos Yu.S., Kalinina L.P. Kognitivnyye vyzvannyye potentsialy v ney-rofiziologicheskikh issledovaniyakh (obzor) [Cognitive evoked potentials in neurophysiological research (review)]. Zhurnal mediko-bio-logicheskikh issledovaniy. 2018. Vol. 6. No. 3. pp. 223-235.

2. Kostandov E.A., Arzumanov Yu.L. Fiziologicheskiye kriterii osoznavay-emosti stimula [Physiological criteria for awareness of the stimulus]. Zhurnal vysshey nervnoy deyatelnosti im. I.P. Pavlova. 1990. Vol. 40. No. 6. pp. 1063-1072.

3. Namazov A.K., Olennikova M.V., Tabolina A.V. et al. Sorevnovatel-nyy stress i individualno-psikhologicheskiye osobennosti sportsmenov [Competitive stress and individual psychological characteristics of athletes]. Izvestiya Rossiyskoy voyenno-meditsinskoy akademii. 2020. Vol. 39. No. S2. pp. 171-173.

4. Brosschot J.F., Verkuil B., Thayer J.F. Conscious and unconscious per-severative cognition: is a large part of prolonged physiological activity due to unconscious stress? J Psychosom Res. 2010. Vol. 69. No. 4. pp. 407-16.

5. Doradzinska L., Wojcik M.J., Paz M., Nowicka M.M., Nowicka A., Bola M. Unconscious perception of one's own name modulates amplitude of the P3B ERP component. Neuropsychologia. 2020. No. 147:107564.

6. Chen X., Ran G., Zhang Q., Hu T. Unconscious attention modulates the silencing effect of top-down predictions. Conscious Cogn. 2015. No. 34. pp. 63-72.

7. Lin Z. Consciousness for perception and for action: A perspective from unconscious binding. Behav Brain Sci. 2016. No. 39:e185.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗА И ЦЕНТРА ЗДОРОВЬЯ

Доктор педагогических наук, профессор Т.Т. Щелина1

Кандидат медицинских наук Л.И. Красникова2 Кандидат биологических наук, доцент С.В. Михайлова1 Т.В. Хрычева2 'Национальный исследовательский Нижегородский

государственный университет имени Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал, Арзамас

2Арзамасская городская больница № 1, Центр здоровья, Арзамас УДК/UDC 614.47

Ключевые слова: студенты, вуз, центр здоровья, комплексная оценка состояния здоровья.

Введение. Комплексная оценка здоровья обучающихся на основе различных методов диагностики, проводимая в входе профилактических медицинских осмотров в условиях Центров здоровья, позволяет получить полную информацию о функционировании организма и выявить имеющиеся отклонения. Ежегодные обследования показывают динамику и эффективность здоровьесберегательной деятельности, проводимой в школе или вузе. Сотрудничество учебных заведений с Центрами здоровья можно считать оптимальными моделями образовательной деятельности в области охраны здоровья школьников и студентов.

Цель исследования - комплексная оценка состояния здоровья студентов в условиях взаимодействия вуза и Центра здоровья.

Методика и организация исследования. Исследование проводилось в течение 2012-2023 гг. в Центре здоровья г. Арзамас. Обследование включало: анкетирование, антропометрию, функциональное тестирование, кардиоинтервало-графию, биоимпедансметрию, оценку биохимических показателей, ангиологический скрининг.

Результаты исследования и их обсуждение. За указанный период прошли обследование в Центре здоровья более 1500 студентов, которые наряду с результатами комплексной оценки своего состояния получили и консультативную помощь по ведению здорового образа жизни, а также карту ЗОЖ с индивидуальной траекторией здоровьесбережения. По результатам профилактических обследований в Центре здоровья разработаны и запатентованы два способа функциональной диагностики: способ оценки биологического возраста (по шкале «Bio-age») [1] и способ оценки уровня фитнес-здоровья [2].

COMPREHENSIVE ASSESSMENT OF THE HEALTH STATUS OF STUDENTS IN THE CONTEXT OF INTERACTION BETWEEN THE UNIVERSITY AND THE HEALTH CENTER

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor T.T. Shchelina1 PhD L.I. Krasnikova2 PhD, Associate Professor S.V. Mikhailova1 T.V. Khrycheva2

1National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Arzamas branch, Arzamas 2Arzamas City Hospital No. 1, Health Center, Arzamas

Поступила в редакцию 21.07.2023 г.

В ходе обследования выявлено, что у большинства студентов (86,1%) биохимические параметры крови соответствуют норме; почти у половины студентов (48,7%) биологический возраст соответствует календарному, но при этом около 40% молодежи в возрасте 18-29 лет уже имеют ускоренный темп старения организма; удовлетворительная степень адаптации определена у 35,0% студентов; почти половина студентов имеют средний уровень физического здоровья (по методу Г.Л. Апа-насенко) (46,4%), а средний уровень фитнес-здоровья - 40,6%.

Рацион питания студентов значительно отличается от нормы и характеризуется повышенными значениями калорийности (у юношей - 2757,1 ккал, у девушек - 2306,3 ккал), количества белка и жира на фоне снижения доли углеводов.

При проведении анализа биоимпедансных показателей разработаны нормативные таблицы для оценки компонентного состава тела, необходимые для выбора адекватного режима двигательной активности и рациона питания при составлении индивидуальной программы ЗОЖ.

Вывод. Мониторинг здоровья студентов в рамках совместной деятельности позволяет систематизировать все данные о состоянии здоровья, разрабатывать и внедрять адресные рекомендации по здоровьесбережению участников образовательного процесса, а также проводить научно-исследовательскую работу.

Литература

1. Крылов В.Н., Михайлова С.В., Красникова Л.И. и др. Патент РФ «Способ оценки биологического возраста» (№ 2695022, дата регистрации 18.07.2019).

2. Михайлова С.В., Красникова Л.И., Хрычева Т.В. и др. Патент РФ «Способ оценки уровня фитнес-здоровья» (№ 2754651, дата регистрации 06.09.2021).

Информация для связи с автором: fatinia_m@mail.ru

№10 • 2023 Октябрь | October

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.