Научная статья на тему 'Комплексная оценка состояния здоровья студентов Красноярского государственного медицинского университета имени профессора В. Ф. Войно-ясенецкого Минздравсоцразвития России в 2011 году'

Комплексная оценка состояния здоровья студентов Красноярского государственного медицинского университета имени профессора В. Ф. Войно-ясенецкого Минздравсоцразвития России в 2011 году Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
127
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКИЙ ОСМОТР / MEDICAL EXAMINATION / СТУДЕНТ / STUDENT / ОБЩАЯ ВРАЧЕБНАЯ ПРАКТИКА / GENERAL MEDICAL PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Каскаева Д.С., Петрова М.М., Евсюков А.А., Ларионов А.А.

В КрасГМУ проблема формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) решается комплексно, включая виды работ, воздействующих на все составляющие здоровья и формирование мотивации к оздоровительному поведению на основе осознания здоровья как высшей ценности человека. Ведущая роль в данном направлении принадлежит кафедре поликлинической терапии, семейной медицины и ЗОЖ с курсом последипломного образования. На научно-практической базе данной кафедры КрасГМУ разработаны и внедрены в учебный процесс занятия по ЗОЖ, охватывающие все аспекты валеологического, медико-профилактического, санитарно-гигиенического воспитания с учетом требований к современным стандартам образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Каскаева Д.С., Петрова М.М., Евсюков А.А., Ларионов А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE CONCEPT OF A HEALTHY LIFESTYLE THROUGH THE SYSTEM FOR MONITORING HEALTH OF STUDENTS IN THE KRASGMU THOROUGH MEDICAL EXAMINATION OF 2011

The problem of formation a healthy lifestyle at Krasnoyarsk State Medical University named after V.F. Voyno-Yasenetsky was solved comprehensively. The important aspect of the last one is the awareness of health as the highest human value and motivation for wellness behavior. The main role in this direction belongs to the Department outpatient therapy, family medicine and healthy lifestyles with a course of postgraduate education. Using the theoretical and practical basis of our department we developed and implemented in the educational process HLS courses covering all aspects of valeological, health-care, sanitation and hygiene education. All programs were created according to the requirements of modern education.

Текст научной работы на тему «Комплексная оценка состояния здоровья студентов Красноярского государственного медицинского университета имени профессора В. Ф. Войно-ясенецкого Минздравсоцразвития России в 2011 году»



МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ

Д.С. Каскаева

канд. мед. наук, доцент кафедры поликлинической терапии, семейной медицины и здорового образа жизни с курсом последипломного образования, ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого» Минздравсоцразвития России

Тел. раб.: (391)228-00-68, e-mail: dashakas.ru@mail.ru

М.М. Петрова

д-р мед. наук, профессор, проректор по научной работе, заведующий кафедрой поликлинической терапии, семейной медицины и здорового

образа жизни с курсом последипломного образования, ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого» Минздравсоцразвития России Адрес служебный: 660022, г. Красноярск, ул. П.Железняка, 1. e-mail: stk99@yandex.ru

канд. мед. наук, ассистент кафедры поликлинической терапии, семейной медицины и здорового образа жизни с курсом последипломного образования, ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого» Минздравсоцразвития России Тел. раб.: (391)228-00-68, e-mail: evsukovsasha@mail.ru

А.А. Ларионов

клинический ординатор кафедры поликлинической терапии, семейной медицины и здорового образа жизни с курсом последипломного образования, ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого» Минздравсоцразвития России

Тел. раб.: (391)228-00-68

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ КРАСНОЯРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ ПРОФЕССОРА В.Ф. ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКОГО МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ В 2011 ГОДУ

Аннотация. В КрасГМУ проблема формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) решается комплексно, включая виды работ, воздействующих на все составляющие здоровья и формирование мотивации к оздоровительному поведению на основе осознания здоровья как высшей ценности человека. Ведущая роль в данном направлении принадлежит кафедре поликлинической терапии, семейной медицины и ЗОЖ с курсом последипломного образования. На научно-практической базе данной кафедры КрасГМУ разработаны и внедрены в учебный процесс занятия по ЗОЖ, охватывающие все аспекты валеологического, медико-профилактического, санитарно-гигиенического воспитания с учетом требований к современным стандартам образования.

Ключевые слова: медицинский осмотр, студент, общая врачебная практика.

Daria S. Kaskaeva, Krasnoyarsk State Medical University named after Professor V.F. Voyno-Yasenetsky

Marina M. Petrova, Krasnoyarsk State Medical University named after Professor V.F. Voyno-

А.А. Евсюков

Yasenetsky

Alexander A. Evsyukov, Krasnoyarsk State Medical University named after Professor V.F. Voyno-Yasenetsky

Alexey A. Larionov, Krasnoyarsk State Medical University named after Professor V.F. Voyno-Yasenetsky

IMPLEMENTATION OF THE CONCEPT OF A HEALTHY LIFESTYLE THROUGH THE SYSTEM

FOR MONITORING HEALTH OF STUDENTS IN THE KRASGMU THOROUGH MEDICAL

EXAMINATION OF 2011

Abstract. The problem of formation a healthy lifestyle at Krasnoyarsk State Medical University named after V.F. Voyno-Yasenetsky was solved comprehensively. The important aspect of the last one is the awareness of health as the highest human value and motivation for wellness behavior. The main role in this direction belongs to the Department outpatient therapy, family medicine and healthy lifestyles with a course of postgraduate education. Using the theoretical and practical basis of our department we developed and implemented in the educational process HLS courses covering all aspects of valeological, health-care, sanitation and hygiene education. All programs were created according to the requirements of modern education.

Keywords: medical examination, the student, general medical practice.

Современный этап развития Российской Федерации, становление и укрепление индустриально-наукоемкого потенциала страны, внедрение новых образовательных стандартов в системе высшего профессионального образования призваны сформировать не только высокообразованного, высококвалифицированного специалиста, но также здорового гражданина с совершенными жизненно-социальными приоритетами, развитыми физическими возможностями.

Значимая роль в данном процессе принадлежит приобщению и мотивации студенческого контингента к ведению здорового образа жизни (ЗОЖ), складывающегося из системы изучения факторов риска, девиантных форм поведения, способности сохранения и укрепления здоровья.

Общеизвестен факт того, что злободневной проблемой современности стали, социально обусловленные болезни - алкоголизм, табакокурение, наркомания, туберкулез, ВИЧ-инфекция, заболевания, передающиеся половым путем. Сверхстрессовые нагрузки в сочетании с прогрессирующим снижение уровня жизни значительной части населения, снижение общего уровня культуры, обуславливают стремительное распространению зависимости от психоактивных веществ, алкоголя, табака.

До 70 % населения не занимается физкультурой, распространенность гиподинамии среди школьников достигла 80 %, более 30 % населения имеет дефицит веса и столько же - избыточный вес из-за нерационального питания [1].

Работа по формированию культуры здоровья в нашем университете базируется на принципах непрерывности и преемственности, которые определяют необходимость проводить работу систематически и регулярно, включает проведение контроля и оценки результатов, основанных на получении обратной связи, благодаря различным видам диагностики и самодиагностики, определяется дифференцированным подходом к организации мероприятий по совершенствованию физкультурно-массовой и спортивной работы, а также доступностью медицинских, оздоровительных и образовательных услуг студентам, особенно с ограниченными физическими возможностями.

Данная концепция особенно важна для будущего врача как носителя и проводника ЗОЖ среди всех слоев населения, врача как активного участника демографиче-

ской политики, реализуемой государством [2].

Понимание важности ведения и пропаганды здорового образа жизни, следование канонам концептуально-сформированного «учения», применимого к конкретной личности, является показателем сформированной внутренней позиции, определяющей целенаправленную деятельность по укреплению собственного здоровья.

Согласно статистике ВОЗ здоровье индивидуума на 50 % зависит от образа жизни, в связи с этим актуальность проблемы по укреплению позиций здорового образа жизни социуме остается мало оспоримой, а мониторинг состояния здоровья студентов является совершенным индикатором благополучия не только современной молодежи, но и последующих поколений.

Студенческое сообщество представляет собой динамичную возрастную группу, находящуюся в процессе биологического, психологического, социального формирования и адаптации, характеризующуюся чрезвычайной ранимостью и восприимчивостью к неблагоприятным воздействиям и поэтому нуждающуюся в особенно продуманной системе наблюдения и охране здоровья [3].

Целью данного исследования являлось проведение анализа заболеваемости по данным отделения общей врачебной практике (ОВП) в ходе медицинского осмотра студентов 1 курса КрасГМУ имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого.

Задачи, реализуемые в ходе проводимой работы, сводились к выявлению группы патологий социально-значимых заболеваний, анализу структуры заболеваемости.

Материалы и методы.

В исследовании принимали участие студенты 1 курса всех факультетов ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздравсоцразвития России (КрасГМУ). Общее число обследованных составило 683 человека, средний возраст составил 17±0,9 года.

Определялись информативные показатели здоровья студентов, формировалась информационная база, выявлялись факторы, оказывающие влияние на здоровье студентов, проводился анализ амбулаторных карт и сравнительный анализ полученной структуры заболеваний за 2 последние года, на основе полученных данных разрабатывалась учебно-методическая литература и рекомендации по ЗОЖ.

В краткосрочных планах провести исследование и научно обосновать разработку программы формирования мотивации к ЗОЖ студентов в процессе обучения по результатам выявленной патологии, на основе полученных данных разработать учебно-методическую литературу и рекомендации по ЗОЖ.

Результаты и обсуждение.

Среди студентов 1 курса всех факультетов КрасГМУ, девушки составили 69,4 % от общего количества, юноши - 30,6 %. Из них практически здоровых насчитывалось 39,2 % (268 человек, девушки составили 56,3 % от данного количества, юноши -43,7 %), имеющих отклонения в состоянии здоровья - 60,8 % (415 человек девушки составили 77,8 % от данного количества, юноши - 22,2 %).

Примечательно, что 3 группу здоровья (лица с хроническими заболеваниями и врожденными пороками развития разной степени активности и компенсации, с сохраненными функциональными возможностями) составили исключительно юноши - 0,2 % случаев от общего числа обследуемых.

Невролог 6

Рисунок 1 - Частота встречаемости патологии у студентов 1 курса после прохождения

углубленного медицинского осмотра

На рис. 1 представлена структура случаев заболеваемости в зависимости от профиля выявленной патологии. Превалирующая часть студентов, 36,1 % от общего обследуемых, предъявляет жалобы на терапевтическую патологию (247 случаев от всех эпизодов регистрации), не менее значимые позиции занимает патология органа зрения - 31,8 % (217 случаев от всех эпизодов регистрации). Замыкает тройку лидеров гинекологическая патология, на долю которой среди девушек, приходится 76 случаев обращения (11,1 % от общего числа обследуемых). Частота заболеваний со стороны ЛОР-органов составила 10,6 % (72 эпизода регистрации от общего числа обращений), хирургическая патология - 9,7 % (66 случаев от общего числа обращений), ортопедическая - 6,6 % (45 случаев от общего числа обращений). Неврологическая патология занимает в общей структуре заболеваний последнее место и составляет всего 0,8 % (6 случаев) от общего числа эпизодов обращения.

70

60

50

40 30

20

10

/

Л-Г

22

9 , ] 11 9 11

4 д 1 3 ° | 1 6 А 12 3 112 2 1 1 4

Рисунок 2 - Частота встречаемости терапевтической патологии у студентов 1 курса после прохождения углубленного медицинского осмотра

Анализируя структуру терапевтической патологии (рис. 2), отмечаем, что основ-

ная масса случаев выявления приходится на острую респираторную инфекцию 10,2 % (70 эпизодов выявления), заболевания желудочно-кишечного тракта 8,8 % (60 случаев выявления), заболевания сердечно-сосудистой системы - 6,3 % (43 случая), анемия встречается в 3,2 % случаев (22 человека), а эндокринологическая патология - 2,6 % (18 эпизодов выявления). Не менее весомую лепту в иерархию заболеваний вносят бронхолегочная патология - 2,5 % (17 случаев регистрации) и заболевания выделительной системы 2,1 % (14 случаев выявления).

Рисунок 3 - Частота встречаемости офтальмологической патологии у студентов 1 курса после прохождения углубленного медицинского осмотра

По данным осмотра офтальмолога (рис. 3) у 22,5 % студентов 1 курса (154 случая регистрации) выявлена миопия 1 степени, 6,8 % (47 человек) - миопия 2 степени, астигматизм встречается в 1 % случаев (7 человек), и миопия 3 степени - 0,7 % (5 человек). В практике гинеколога (рис. 4) наибольший процент выявления приходится на девушек с диагнозом - эктопия шейки матки 7,3 % (50 человек), нарушение менструального цикла составило 1,9 % (13 человек), диагноз кольпит выставлен в 0,5 % случаев (4 человека), а эрозия шейки матки в 0,14 % (1 человек).

Рисунок 4 - Частота встречаемости гинекологической патологии у студенток 1 курса после прохождения углубленного медицинского осмотра

Среди оториноларингологической патологии - искривление перегородки носа встречалось в 3,3 % случаев (23 человека), острый фарингит - 2,4 % случаев (17 человек), острый и хронический ринит - в 1,4 % случаев, в 0,2 % случаев (2 человека) за-

фиксирован диагноз тугоухость.

По данным хирурга у 5,3 % (35 человек) от общего числа осмотренных выявлен сколиоз, у 2,1 % (15 человек) - варикозная болезнь, у 1,6 % (11 человек) зарегистрирована мастопатия. В ортопедической патологии лидером является плоскостопие, выявленное в 4,8 % (33 человека) случаев, кифоз позвоночного столба определялся в 1,4 % (10 человек), невролог указывает на умеренно высокий уровень встречаемости остеохондроза среди молодого населения 0,5 % случаев(4 человека). Уровень выявленной инфекционной патологии составил 0,14 % от общего числа обследуемых.

Данные медицинского осмотра необходимы для дифференцированного подхода к определению группы здоровья студентов, индивидуальной подготовке и борьбе с приобретенной патологией в процессе обучения, интеллектуального и физического совершенствования. Среди студентов 1 курса, 494 человека (72 %) были определены в основную группу физической культуры, 189 студентов (28 %) - в дополнительную (94 - в специальную медицинскую группу СМГ, 95 - в группу лечебной физической культуры ЛФК).

Заключение.

Таким образом, выявлено 729 случаев заболеваний, при этом на 1 студента приходится 1,07 случаев заболеваний. Встречаемость заболевания желудочно-кишечного тракта является лидирующей в терапевтическом блоке и в 1,3 раза опережает обращаемость по сердечно-сосудистой патологии.

Данные, полученные в ходе исследования, необходимы для формирования диспансерных групп учета с целью предотвращения рецидивирования и хронизации имеющихся заболеваний, что является одним из важнейших элементов корпоративной политики КрасГМУ и основным элементом медицинской деонтологии, через реализацию принципа «Qui bene dignoscit - bene curat» (Кто хорошо диагностирует, хорошо лечит).

Список литературы:

1. Попов, И.А. Пути формирования здорового образа жизни/Попов И.А.// Вестник новых медицинских технологий. - 2005. - Том Х11, № 3-4 - С. 13

2. Сивас, Н.В. Инновационная деятельность по формированию ЗОЖ в образовательном учреждении / Н.В. Сивас// Ученые записки. - 2011. -№ 4(74) - С. 166-170.

3. Артюхов, И.П. Воспитание молодого специалиста важнейшая, неотъемлемая часть высшего медицинского учебного заведения/ И. П. Артюхов, П. А. Самотесов, М.М. Петрова // Сибирское медицинское обозрение - 2008. - Том 54, №6 - С. 102-105.

List of references:

1. Popov, I.A. Puti formirovaniya zdorovogo obraza zhizni/Popov I.A.// Vestnik novykh meditsin-skikh tekhnologiy. - 2005. - Tom KhIl, № 3-4 - P. 13

2. Sivas, N.V. Innovatsionnaya deyatel'nost' po formirovaniyu ZOZh v obrazovatel'nom uchrezhdenii / N.V. Sivas// Uchenye zapiski. - 2011. -№ 4(74) - P. 166-170.

3. Artyukhov, I.P. Vospitanie molodogo spetsialista vazhneyshaya, neot"emlemaya chast' vysshego meditsinskogo uchebnogo zavedeniya/ I.P. Artyukhov, P.A. Samotesov, M.M. Petrova // Sibirskoe meditsin-skoe obozrenie - 2008. - Tom 54, №6 - P. 102-105.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.