УДК 616-053.81:613.2 © О.И. Фоменко, 2012
О.И. Фоменко
КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ
ГБОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия» Минздрава России
Представлены данные фактического питания студентов лечебного и педиатрического факультетов ГБОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия» Минздрава России. Дисбаланс между пищей как источником энергии и пищей как источником микронутриентов и биологически активных веществ достаточно велик. Фактическое питание студентов на основе «организованной» и «неорганизованной» форм объективно отражает диетический статус обследуемой возрастно-половой группы студентов.
Ключевые слова: питание, здоровье, студенты, заболеваемость.
O.I. Fomenko
THE COMPLEX ESTIMATION OF MEDICAL ACADEMY STUDENTS NUTRITION
The data of real nutrition of students of general and pediatric faculties in the Astrakhan state medical academy were studied. The disbalance between food as energy source and food as micronutrients and biologically active substances source was too great. The real nutrition of students on the base of "organized" and "non-organized" forms objectively reflected dietic status of investigated age-sexual students group.
Key words: nutrition, health, students, morbidity.
Питание - одна из наиболее существенных форм взаимодействия организма с окружающей средой. Оно обеспечивает поступление в организм в составе пищевых продуктов органических соединений, белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ, воды. Пища является источником, с которым человек получает необходимый пластический материал и энергию, обеспечивающие интенсивный обмен веществ, формирование многих органов и систем организма, совершенствование их функций в любом возрасте. Для выполнения этих функций пища должна полностью соответствовать физиологическим потребностям и возможностям организма. Указанное соответствие должно сохраняться на всех уровнях ассимиляции пищи и превращения веществ.
Одной из общих биологических закономерностей, определяющих процессы ассимиляции пищи, является соответствие ферментных наборов организма химическим структурам пищи, в противном случае в нем возникают порой необратимые нарушения, приводящие к возникновению различных заболеваний.
Как и любая категория, характеризующая человека, «здоровье» - достаточно изменчивое и чувствительное ко многим внешним воздействиям состояние [1, 2, 3].
Успешная подготовка высококвалифицированных кадров тесно связана с укреплением и охраной здоровья, повышением работоспособности студенческой молодежи.
В современных условиях социальной, экономической и политической нестабильности нашего общества эта группа молодежи испытывает наибольшее отрицательное воздействие окружающей среды, так как их половое и физическое становление совпадает с периодом адаптации к новым, изменившимся для них условиям жизни, обучения, высоким физическим и психическим нагрузкам. В настоящее время проблема сохранения здоровья студентов привлекает все большее внимание.
Студенчество - специфическая группа населения определенного возрастного периода, которая имеет свои отличия в образе жизни, свои ценности, эталоны поведения и свои стереотипы питания. В этом возрасте молодые люди имеют определенный статус здоровья, который уже сформировался за предыдущие годы [4, 5].
Развитие большинства наиболее массовых хронических заболеваний человека, в том числе и в молодом возрасте (артериальная гипертензия, ожирение, сахарный диабет 2-го типа и др.), связано с нарушением питания. Все знают, как трудно его изменить даже в случае крайней необходимости. Сложности изменения питания молодежи связывают с возникновением очень устойчивых пищевых привычек (стереотипов питания), формирование которых происходит с раннего детского возраста.
Поэтому проблема обучения студентов навыкам рационального питания, формирование у них правильных пищевых привычек играет важную роль в сохранения здоровья. Изучение диетического статуса имеет большую социально-гигиеническую, научную и практическую значимость, так как различные формы патологии алиментарного происхождения негативно влияют на процессы роста, развития и здоровья человека, а также способствуют снижению его работоспособности.
При изучении характера питания отдельных групп населения общепринято подразделять его на «организованную» и «неорганизованную» формы. Оценка «неорганизованного» питания студентов (в семье, при проживании в общежитии) проводилась методом бюджетных обследований, анкетированием, опросно-весовым способами и др. Анализ «организованного» питания студентов осуществлялся в основном статистическими методами: по анкетам и меню-раскладкам.
Изучение фактического питания студентов лечебного и педиатрического факультетов ГБОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия» Минздрава России выявило смешанную форму его организации, при которой студенты завтракали в условиях семьи или общежития («неорганизованное» питание), а обедали в столовой или буфете медицинской академии - «организованное» питание.
Большинство респондентов-мужчин при самооценке питания полагают, что питаются удовлетворительно - 71,3 %, хорошо - 15,3 %, плохо - 13,4 %. Среди тех, кто считал, что питается плохо или скорее плохо - 26,1 % связали его с материальными трудностями.
Среди респондентов-женщин при самооценке питания отметили, что питаются удовлетворительно - 76,3 %, хорошо - 17,8 %, плохо - 6,9 %; из них 25,1 % отметили материальные трудности. Материальное положение сказывается на многих сторонах жизни студента и, в первую очередь, на качественной и количественной полноценности его пищевого рациона.
По результатам анкетирования был изучен качественный состав пищевого рациона студентов. Проведенный анализ показал, что в пищевом рационе студентов независимо от их пола преобладают хлебобулочные изделия (48,7 %), яйца (22,1 %), при недостатке мяса (12,3 %), рыбы (11,7 %), овощей и фруктов (7,3 %). Дисбаланс между пищей как источником энергии и пищей как источником микро-нутриентов и биологически активных веществ достаточно велик, а если учесть воздействие промышленной и кулинарной обработки, то и того больше.
Заключение. Фактическое питание студентов на основе «организованной» и «неорганизованной» форм объективно отражает диетический статус обследуемой возрастно-половой группы студентов.
Список литературы
1. Кожин, А. А. Здоровый человек и его окружение / А. А. Кожин, В. Р. Кучма, О. В. Сивочалова. - М. : Академия, 2006. - 400 с.
2. Полунина, И. В. Общественное здоровье и здравоохранение / И. В. Полунина. - М. : Медицинское информационное агентство, 2010. - 544 с.
3. Потапов, А.И. Гигиенические проблемы здоровья населения /А. И. Потапов, Р. С. Гильденскиольд, И. Л. Винокур // Здравоохранение РФ. - 2008. - № 2. - С. 3-4.
4. Проскурякова, Л. А. Гигиеническая оценка питания и здоровья студентов / Л. А. Проскурякова // Гигиена и санитария. 2008. - № 3. - С. 49-52.
5. Тутельян, В. А. Наш рацион в дисгармонии с природой / В. А. Тутельян // IX Всероссийский конгресс диетологов и нутрициологов «Питание и здоровье». // Медицинский вестник. Портал российского врача - 2008. - Режим доступа: http://medvestnik.rU/2/43/20835.html, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус. - Дата обращения: 09.01.2013.
Фоменко Ольга Ивановна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф, ГБОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия» Минздрава России, Россия, 414000, г. Астрахань, ул. Бакинская, д. 121, тел.: 8-906-179-25-24, е-шаП: agma@asranet.ru.