Олешицкий Сергей Вадимович, оператор «ВИТ «ЭРА», [email protected], Россия, Анапа, ФГАУ «ВИТ «ЭРА»,
Воробьев Евгений Владиславович, младший научный сотрудник «ВИТ «ЭРА», [email protected], Россия, Анапа, ФГАУ «ВИТ «ЭРА»
FUNCTIONING OF THE CHANGES FORMING KS AND KE D.A. Skaryatin, A.V. Egorov, S.V. Oleshitskiy, E.V. Vorobyev
Various ways of optimization of design data of charges of their structural elements offacing of a charge of VV forming KS and KE, lens knot and the body are described.
Key words: modeling functioning of charges, efficiency of action, facing materials.
Skaryatin Dmitriy Andreevich, operator of operator of MIT «ERA», [email protected], Russia, Anapa, FGAU«MIT«ERA»,
Egorov Andrey Vladimirovich, operator of operator of MIT «ERA», [email protected], Russia, Anapa, FGAU «MIT «ERA»,
Oleshitskiy Sergey Vadimovich, operator of operator of MIT «ERA», [email protected], Russia, Anapa, FGAU «MIT «ERA»,
Vorobyev Evgeny Vladislavovich, junior researcher of MIT «ERA», [email protected], Russia, Anapa, FGAU «MIT «ERA»
УДК 629.083
DOI: 10.24412/2071-6168-2021-9-137-140
КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ СЛОЖНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЪЕКТА
В.А. Любимов
В статье рассматриваются подходы к комплексной оценке готовности сложного технического объекта (СТО), находящегося на различных этапах эксплуатации: подготовка к применению, применение по назначению, техническое обслуживание (плановое, неплановое), ремонт. При этом кроме оценки внутреннего состояния СТО оценивается и принятая система интегрированной логистической поддержки (технической эксплуатации).
Ключевые слова: сложный технический объект, готовность СТО, техническая готовность, готовность подготовки к применению, готовность планируемого применения, интегрированная логистическая поддержка.
Любой сложный технический объект (СТО) характеризуется двумя видами показателей: функциональные (тактико-технические) и эксплуатационно-технические. Тактико-технические характеристики определяют функциональные свойства связанные с применением СТО по назначению. Эксплуатационно-технические характеристики определяют надежность, живучесть, отказоустойчивость, контролепригодность, эксплуатационную и ремонтную технологичности [2].
Одним из важных обобщающих свойств и эксплуатационно-технических характеристик сложного технического объекта является его готовность. Готовность СТО характеризует его способность находиться в требуемом (как правило работоспособном) состоянии в заданный или произвольный момент времени функционирования. Это свойство оценивает способность перехода технического объекта из любого заданного состояния в состояние непосредственного использования по назначению и поддержание его в этом состоянии или как мера способности СТО выполнять заданные функции при нахождении в работоспособном состоянии [2].
137
В соответствии в нормативными документами, готовность рассматривается как свойство объекта, заключающееся в его способности находиться в состоянии, в котором он может выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания и ремонта в предположении, что все необходимые внешние ресурсы обеспечены [1].
Количественно готовность оценивается с помощью различных показателей, как правило комплексных. При этом одна часть показателей оценивает внутреннее состояние СТО (надежностные свойства), а другая - принятую систему интегрированной логистической поддержки (систему технической эксплуатации). Именно интегрированная логистическая поддержка (ИЛП) направлена на обеспечение высокого уровня готовности изделий (на основе показателей, определяющих готовность - безотказности, долговечности, ремонтопригодности, эксплуатационной и ремонтной технологичности и др.) при одновременном снижении затрат, связанных с их эксплуатацией и обслуживанием. Понятие комплексности готовности СТО возникает, также, в связи с тем, что на этапе эксплуатации объект объективно может находится в различных промежуточных состояниях (подготовка к применению, применение по назначению, плановое неплановое техническое обслуживание, ремонт, транспортирование и др.). Эти промежуточные состояния характеризуются своими показателями и учитываются при комплексной оценке (расчете) готовности СТО.
Основным показателем, характеризующем готовность СТО является коэффициент технической готовности (К"тг). Данный показатель определяет вероятность того, что в произвольный момент времени технический объект не будет находиться на плановом ТО (ремонте) и начало его применения по назначению не будет задержано сверх допустимого времени или отменено из-за отказа [2]. Исходя из определения выражения для расчета будет иметь вид (1).
Ктг = tfпп*tfгп, (1)
где Кпп - коэффициент планируемого применения; Кгп - коэффициент готовности к применению.
Рассмотрим порядок расчета показателя коэффициента технической готовности и промежуточных значений показателей готовности.
Исходными данными для комплексной оценки готовности СТО являются: Тэ - анализируемый период эксплуатации (как правило годовой период) (час.); Тто - время нахождения на ТО (плановое) (час.);
Гпн - время (наработка) применения по назначению за определенный календарный период времени (час.);
Тв - время восстановления (час.); £пп - время подготовки к применению (час.); Сп.то - прямые затраты на ТО (руб); Сс.то - суммарные затраты на ТО (руб); Ср - затраты на ремонт (восстановление) (руб); £нп - нормативное время подготовки объекта к применению (час.); Жпп - допустимое время задержки к применению по назначению (при недопущении задержки к применению Жпп = 0) (час.);
£в - среднее время восстановления (час.); То - средняя наработка на отказ (час.);
тк - количество неисправных изделий из группы на к-м цикле анализируемого этапа эксплуатации:
тк 1 = ; ™к 2= ; ™к з = ; ™к 4 = ;
где п - число циклов анализа (принято п = 4); М - общее количество изделий в анализируемой группе; Кдоп - дополнительный коэффициент, учитывающий временные потери за счет организационных издержек.
Последовательность расчета. Из выражения (1) определяется коэффициент планируемого применения (^пп). Коэффициент планируемого применения показывает часть (долю) определенного периода эксплуатации, в течение которой технический объект не должен находиться на плановом ТО (ремонте) и рассчитывается по выражению (2).
КПП = 1- (КПхт), (2)
где т- показатель интенсивности эксплуатации в течении года;
т=^, (3)
В свою очередь Кп определяется, как сумма удельной суммарной продолжительности плановых видов ТО и удельной суммарной продолжительности восстановления:
^ = Яц.то + ^п.в, (4)
где ^п.то - удельная суммарная продолжительность планового ТО; ^п.в - удельная суммарная продолжительность восстановления.
-^п.то у, , (5)
^п.в (6)
Вторая составляющая расчета коэффициента
технической готовности (-^тг) основана на определении коэффициента готовности к применению (Кгп). Физический смысл данного показателя сводится к вероятности того, что для определенного времени, применение образца по назначению не будет задержано сверх допустимого времени, или отменено из-за отказа. Для расчета данного показателя используется выражение:
Кгп = Кг + (1-Яг)хРв, (7)
где Рв - вероятность восстановления объекта; Кг - коэффициент готовности.
Рв = 1- , (8)
где £п = (пп + Жпп. При невозможности задержки к применению Жпп = 0).
Если невозможно рассчитать данный показатель (^гп) ввиду отсутствия необходимых исходных для данных расчета вероятности восстановления (8), возможно использование показателя коэффициента готовности (Кг) по выражению:
= гот (9)
Для оценки готовности образца с учетом принятых или реальных условий эксплуатации помимо затрат времени на плановое и неплановое ТО могут возникать дополнительные простои, связанные с организацией работ по восстановлению, задержкой поставки запасных частей (ЗИП), выделением дополнительных финансовых средств, закупкой вспомогательного оборудования и др. Данные временные потери могут быть оценены дополнительным коэффициентом (^доп), отражающим данные издержки. В этом случае применяют коэффициент эксплуатационной готовности ^эг, который определяется по выражению:
Тэ = ^ггх^доп. (10)
Если необходимо провести оценку уровня готовности группы СТО за определенный период эксплуатации (Гэ), то можно использовать показатель коэффициент исправности Ки. Он показывает отношение среднего числа технических объектов, находящихся в течение анализируемого периода времени в исправном состоянии, к общему числу изделий в группе.
Ки ^/пЕ^о^Р, (11)
т
где п — число циклов анализа, п= эД (в скобках обозначена целая часть от деления); £а -
заданная периодичность анализа и фиксации количества исправных СТО; тк - количество неисправных изделий из группы на к-м цикле анализируемого этапа эксплуатации; М - общее количество изделий в анализируемой группе.
С увеличением периода времени эксплуатации Тэ значение Ки будет стремиться к расчетному значению коэффициента эксплуатационной готовности (К"эг). Отсюда следует, что, если необходимо получить прогнозные значения показателя Ки, то их можно рассчитать на основе показателя эксплуатационной готовности.
Таким образом, данное представление о готовности и методика расчета позволяет, провести комплексную оценку готовности сложного технического объекта, с учетом оценки внутреннего его состояния (надежностных свойств) и принятой системы интегрированной логистической поддержки (технической эксплуатации). С учетом того, что интегрированная логистическая поддержка (ИЛП) направлена на обеспечение высокого уровня готовности изделий и оценивается показателями безотказности, долговечности, ремонтопригодности, эксплуатационной и ремонтной технологичности и др., а также различными показателями затрат данная методика позволяет провести оценку показателей эксплуатационно-экономической эффективности самого объекта и системы ИЛП.
Список литературы
1. ГОСТ 27.002-2015. Надежность в технике. Термины и определения. М.: Стандар-тинформ, 2016. 63 с.
2. ГОСТ Р 56111-2014. Интегрированная логистическая поддержка экспортируемой продукции военного назначения. Номенклатура показателей эксплуатационно-технических характеристик. М.: Стандартинформ, 2014. 24 с.
Любимов Владимир Алексеевич, канд. воен. наук, доцент, [email protected], Россия, Орел, Академия ФСО России
COMPLEX ESTIMATION OF READINESS OF DIFFICULT TECHNICAL OBJECT
V.A. Lyubimov
In article approaches to a complex estimation of readiness of difficult technical object, being on various operation phases are considered: preparation for application, application to destination, maintenance service (planned, not planned), repair. Thus except an estimation of internal state of difficult technical object it is estimated and the accepted system of the integrated logistical support (technical maintenance).
Key words: difficult technical object, readiness HUNDRED, technical readiness, readiness ofpreparation for application, system of the integrated logistical support.
Lyubimov Vladimir Alekseevich, candidate of military sciences, docent, [email protected], Russia, Orel, Academy of FSS of Russia
УДК 004.94
DOI: 10.24412/2071-6168-2021-9-140-146
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ НАБЛЮДЕНИЯ И РАЗВЕДКИ ТАНКОВЫХ ЦЕЛЕЙ
Н.С. Акиншин, Е.А. Пафиков, Д.В. Смыляев, А.Е. Романюта
Рассмотрена задача поиска целей в секторе ответственности системы наблюдения и разведки целей (СНРЦ). Определены показатели эффективности такой системы при решении задач обнаружения и распознавания целей оператором на гарантированных дальностях. На основе предложенного показателя эффективности СНРЦ танка были сформулированы типовые задачи синтеза системы, связанные с выбором рационального состава, технических характеристик ее подсистем и элементов, а также способов ее применения.
Ключевые слова: поиск целей, целераспределение, целеуказание, обнаружение, распознавание, дальность обнаружения, фоноцелевая обстановка, оператор.
Опыт локальных конфликтов, исследований и испытаний танков показывает, что их вооружение, в принципе, обеспечивает эффективное поражение целей на поле боя [1-4]. Однако, серьезным недостатком танков являются малые дальности действия приборов наблюдения и разведки целей, значительные затраты времени на их поиск, существенная зависимость эффективности функционирования систем наблюдения от внешних условий, наличия естественных и искусственных помех [5]. В то же время современный бой, характеризующийся скоротечностью, быстротой изменения обстановки, ведущийся в любое время суток и в разнообразных погодных условиях, требует наличия у танков высокоэффективных средств поиска целей, что, в конечном итоге, должно обеспечивать эффективное решение огневых задач в минимальное время.