Ярмош Т.С., доц.
Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова
КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ К СОЦИОКУЛЬТУРНОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ ЖИЛОЙ СРЕДЫ
t.yarmosh@yandex.ru
В настоящее время проектирование жилой среды ориентировано на формирование жизненного пространства человека как единого социокультурного комплекса. Приступая к архитектурному проектированию городского пространства архитекторы и строители должны прежде всего начинать с социокультурного проектирования. В статье дано его определение, указаны категории, готовность которых необходима для социокультурного проектирования, а также выделены и описаны компоненты готовности жилой среды: информационный, ценностной, перцептивно-конгнитивный, мотивационный, ресурсный, нормативный и организационный.
Ключевые слова: жилая среда, социокультурное проектирование, компоненты готовности, комфортность, самореализация, информативность._
Введение. Под влиянием новых социальных условий и материальных возможностей людей, под воздействием развивающейся техники и научно-технического прогресса изменяются представления человека о своем жилище, его оценка с точки зрения комфортности, степени удовлетворенности тем или иным решением [9]. Иметь квартиру или дом (пусть разные по площади и комфортности) в районе с чистым воздухом, вдали от промышленных предприятий, с ухоженными дворами, оборудованными местами для отдыха, благоустроенными детскими и спортивными площадками, зонами тихого отдыха и скверами стремятся - вне зависимости от их статуса - все горожане.
Ведь именно окружающая нас среда, физическое пространство может способствовать чувству комфорта, гармонии, согласованности человека с окружением либо наоборот может вызвать чувство отчужденности [6].
При новых социальных условиях и материальных возможностях людей, под воздействием научно-технического прогресса изменяются представления человека о своём жилище, его оценка с точки зрения комфортности, степени удовлетворенности тем или иным решением. На жилище и его оценку влияют также образ жизни человека, его социальное положение, место жительства, природно-климатические условия, национа-льно-бытовые традиции [1].
Устаревшая сегодня, используемая ранее, а в некоторых случаях и сейчас система проектирования, строительства и распределения жилища, была основана на едином глобальном принципе: каждый может получить лишь тот унифицированный стандарт жилья (квартиры), который заложен в системе типового жилищного строительства. То есть каждому давалось не то, что ему нужно, а то, что есть в наличии. Последнее время становится очевидным, что она
неприемлема уже сегодня, даже в рамках «социального» жилья.
В настоящее время жилая среда организуется при максимально возможной свободе деятельности ее субъектов (жителей). Причем здесь роль профессионалов (архитекторов, исследователей, строителей) отнюдь не принижается, а только ставится на службу реальным заказчикам и осуществляется в тесном контакте с ними.
Главным в новом жилищном строительстве является обеспечение высоких качеств жилой среды не зависимо от«диктата производителя», а при условии абсолютного приоритета жителей. Каждый элемент жилой среды должен наконец обрести реальных, а не фиктивных хозяев, вроде бывших ЖЭКов, ДЭЗов, ЖСК и т.п. Только тогда появятся действительные возможности для решения важнейших социальных аспектов жилищной проблемы - удовлетворенности своим жилищем, сплоченности жителей, их активности и ответственности по отношению к своей среде.
Какие же появятся эффекты саморегулирования жилой среды?
Психологический эффект. С созданием жилища нового типа у людей появляется возможность материализации своей индивидуальности, организации окружения по личным (групповым) склонностям и предпочтениям, что, несомненно, увеличивает чувство хозяина, хозяйское отношение к окружающей среде (вместо сегодняшней отчужденности в жилых домах и районах). Появляется чувство защищенности в своей жилой среде, формируется психологическая «сращенность» со своим жилищем, районом и городом.
Социальный эффект. Совместное формирование жилой среды содействует раскрытию деятельностного потенциала людей. В результате человек воспринимает себя уже не как одинокую личность, а как члена группового субъекта,
дееспособного сообщества людей. Происходит увеличение потенциальных субъектов инновации, что приводит к здоровой конкуренции и взаимообогащению.
Культурный эффект. Учитывая, что новый жилой кондоминиум во многом «самогенерирующее явление», при массовом переходе к такому типу средообразования происходят заметное увеличение разнообразия домашнего и придомового образа жизни, увеличение разнообразия домашней культуры, что непременно ведет к возрождению локальных культур, к дальнейшему развитию местных традиций и обычаев [5].
Строительство и благоустройство этой среды, вообще любого объекта начинается с работы заказчика, потом подключается проектировщик, и далее всё это доходит до потребителя.
Без признания фактора человека в качестве основного в организации городской среды невозможно проектирование городской среды, ведь учет его потребностей в комфортности окружения должен быть решающим в работе над оптимизацией жизненной среды человека.
Поэтому архитектурное проектирование городского пространства, а тем более жилой среды необходимо прежде всего начинать с социокультурного проектирования.
Социокультурное проектирование - это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта, разработке путей и средств достижения поставленных целей. Ведь сам смысл культурной деятельности заключается в ее "улучшающем" характере, в "культивировании" всех составляющих человеческого бытия [3].
Какова же готовность к социокультурному проектированию?
Готовность - это первичное фундаментальное условие успешного выполнения любой профессиональной деятельности. Термин «готовность» испо-льзуется обычно для характеристики состояния субъекта деятельности.
Применительно к социологии можно сформулировать такое определение: готовность - это состояние социального субъекта, обеспечивающее успешное начало деятельности и ее последующее исполнение [4].
Для социокультурного проектирования необходима готовность трёх основных категорий, которые должны быть взаимосвязаны.
Заказчик.
Проектировщик.
Потребитель.
И.В. Конев, следуя системному подходу к исследованию сложных социальных явлений, выделяет и рассматривает десять компонентов применительно к инновационной готовности персонала организаций: информационный, перцептивно-когнитивный, ценностно-ориентационный, мотивационный, морально-нормативный, социально-психологический, ресурсный, деятельностный, технологический, организационный [2].
Эти же компоненты готовности могут быть рассмотрены в случае с проектированием жилой среды.
Компоненты готовности к социокультурному проектированию жилой среды.
1. Информационный. Любое проектирование начинается с предпроектного сбора информации. Это должны быть данные по уже существующей застройке: количество жителей на проектной территории, их проблемы, плотность застройки, активность населения района, ситуационная схема, топографический план проектируемой территории, а также генеральный план, транспортно-пешеходная схема, схема зонирования территории, наличие учреждений обслуживания, образования, отдыха, здравоохранения, спортивных сооружений и тд. прилегающих к ней территорий:, Проектировщик должен заранее изучить все эти данные, чтобы ориентироваться в потребностях населения, проживающего на данной территории, иметь общие понятия о проблемах территории различных категорий: транспортная проблема, нехватка пешеходной зоны, нехватка предприятий обслуживания, нехватка парковочных мест и тд.), чтобы в процессе проетирования, улучшить качество жизни населения, привести проектируемую зону к современным стандартам и дать толчок для дальнейшего развития территории.
2. Перцептивный-когнитивный (восприятие, понимание смысла, сути) Данный компонент готовности нераздельно связан с информативным. Как уже говорилось ранее, проектировщик, должен подробно изучить имеющийся уже информативный банк данных, чтобы ориентироваться в потребностях зоны застройки, в ее проблемах и проблемах, проживающего в ней населения, и выделить именно то, что требуется в данном месте, в данное время, и что реально осуществимо. Ведь процесс социокультурного проектирования не просто офисная работа или дизайн-проект какого либо объекта, это сложный процесс выделения самого нужного для развития данного территориального участка. Очень важно правильное понимание смысла проектирования данного объекта в данном ме-
сте, как он будет вписан в существующую среду, насколько он важен здесь. Вот на этом этапе необходимо применить термин: «Архитектурное соучастие». Что же такое «Архитектурное соучастие»? Это привлечение жителей к процессу проектирования для выявления истинных потребностей и проблем людей. Центры соучаствующего проектирования являются ареной информационного взаимодействия архитектора с местными организациями жителей, структурами власти и инвесторами.
В соучаствующем проектировании архитектор выполняет функцию посредника между конечным пользователем, местным сообществом, заказчиком, администрацией. Здесь архитектор не просто исполнитель-проектировщик. Он анализирует проблемы и потребности конечного пользователя, местного сообщества и разрабатывает программу проектирования, осуществляет консульта-тивную деятельность. Архитектор может выполнять только функции консультанта и составлять проектную программу, либо консультанта и проектировщика одновременно [7].
3. Ценностной (содержание, представляет ценность, значимость)
Предметные и субъективные ценности являются двумя сторонами, полюсами ценностного отношения человека к предметно-пространственной, в данном случае жилой среде.
Очень важным элементом социокультрного проектирования является накопленный опыт предыдущих поколений в различных сферах. Например, культурно-историческое наследие, духовно-нравственные принципы и социокультурные нормы, политические и экологические нормы, художественные стили и социально-психологическая среда обитания, мировоззрение людей, проживающих а данной территории. И проектировщику несомненно важно не забывать об этом в процессе сбора информации, анализе ее и дальнейшем проектировании и решении каких-либо проблем. Ведь очень важно в ходе такой сложной деятельности не потерять главное - то, что цель социокультурного проектирования - это следования потребностям, желаниям и нуждам населения, общества, социума. Поэтому каждый социокультурный объект индивидуален, т.к. учитываются его ценность для населения данного района, значимость в их жизни и его содержание. При работе с благоустройством жилой среды необходимо учитывать ценность старой застройки (исторического и архитектурного наследия), природных ландшафтно-рекреационных зон, того или иного существующего объекта.
4. Мотивационный (желание создания среды) Как уже говорилось ранее социокультурное проектирование - это сложный процесс совокупности анализа нужд и потребностей населения, и воплощение этих нужд в проектирование и в дальнейшем строительство значимого и необходимого для них объекта или создание благоприятной среды обитания. Поэтому в современных условиях важность создания среды, в которой "человек городской" способен восстанавливаться для успешной жизни в агрессивной городской среде, является вопросом биологического выживания человека. Во все времена человеку свойственно желание сделать комфортным своё жилище. Причем это желание по созданию комфортной, качественной среды для проживания, жизнедеятельности и отдыха людей среды должно быть обоюдным и возникать не только у потребителя но и у проектировщика.
5. Нормативный. Этот компонент готовности включает в себя жесткие и мягкие нормы. Жесткие, которые законодательно закреплены и предстают в виде СНиПов, ГОСТов, СП и тд., и мягкие - это социокультурные нормы, т.е. нормы, которым гласно и негласно следует каждый человек, и которые отражают всю совокупность его жизнедеятельности.
6. Ресурсный (материально-техническая и экономическая база)
Существует несколько видов ресурсов:
- кадры. Без хороших специалистов невозможно создание хорошей проектной документации
- время. На создание проектной документации и строительство сооружения необходимо иметь достаточно времени.
-материально - технический. Материально - техническая база строительства - это сложная и динамичная производственно-экономическая система, обслуживающая строительство. Она включает в себя помещения, оборудование и т. д.
- Информационный. Ведь сбор информации по району строительства и анализ её является основой любого проектирования.
- Политический. Когда проектирование и строительство данного объекта является частью политики региона или области.
7. Деятельностный (нужно работать на основе имеющегося опыта) Новаторство - это всегда хорошо, но любой новаторский проект или объект опирается на опыт, собранный до него. Мы используем проверенные временем и собранные веками средства и знания, чтобы создавать новинки. При социокультурном проектировании, опираясь на жесткие нормативные документы и мягкие социокультурные нормы, на
культурно-историческое наследие, мы вбираем весь этот опыт поколений и можем предложить новаторские и самые смелые идеи и проекты для их дальнейшей реализации.
8. Технологический (работать по имеющемуся алгоритму, на основе чужих примеров).
Проективная (или проектная) деятельность относится к разрядуинновационной, творческой деятельности, ибо она предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. [3]
Для любой строительной и проектной деятельности существует уже составленная, часто даже законодательно зафиксированная технология. Следование уже существующим алгоритмам или технологиям даёт качественный результат.
9. Организационный. Очень важна сама организация проектного процесса, и работа в структуре. Для успешной деятельности людей, занимающихся проектированием помимо создания комфортной среды, (удобные рабочие места, наличие технического оснащения проектной деятельности и т.д.), обязательно должна быть создана
психологически комфортная среда:
- должно быть достигнуто единство коллектива в достижении цели, - понимания и взаимной поддержки внутри коллектива.
- морально-психологической поддержки как руководством коллектива, так и внутри коллектива.
Вывод. Без учета интересов человека, как потребителя, без понятий о его пребывании в любом конкретном объекте городской жилой среды не может осуществиться цивилизованного обустройства его жизненного пространства. [8] Фактор человека должен быть признан решающим в организации городской жилой среды, без которого невозможно её архитектурное проектирование, поэтому оно должно начинать-
ся с социокультурного проектирования, компонентами готовности которого являются - информационный, ценностной, перцептивно-конгнитивный, мотивационный, ресурсный, нормативный и организационный.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Данакин Н.С., Ярмош Т.С. Атрибутивная модель исследования жилой среды // Управление городом. 2013. №1(8). С. 75-80.
2. Конев И.В. Социальное управление организационными инновациями в развивающейся корпорации. Белгород: Изд-во ГП «Белгородская областная типография». 2004. 180 с.
3. Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования. Санкт-Петербург. 1997. 205 с.
4. Маттейс В.С. Социологический анализ готовности песонала муниципальных ораганов к целевому управлению. Белгород. Изд-во ГП «Белгородская областная типография». 2006. 172 с.
5. Овсянников В. Н., Среда обитания. Социально-психологическое обоснование концепции развития жилой среды // Политический журнал. 2009. №4. С. 83-88
6. Понукалина О.В. Социальная экология городского пространства. Города региона: культурно-символическое наследие как гуманитарный ресурс будущего: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та. 2003. С. 59-63.
7. Снигирёва Н.В. Архитектурное формирование жилой среды как проблема коммуникаций. Архитектон. 2012. №38. С. 63-65
8. Ярмош Т.С. Социокультурные принципы проектирования жилой среды // Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова. 2014. № 5. С. 254-258.
9. Ярмош Т.С. Жилище и человек // Управление городом: теория и практика, Белгород. 2012. С. 125-126
Yarmosh T.S.
COMPREHENSIVE ASSESSMENT OF PREPAREDNESS SOCIOCULTURAL DESIGN LIVING ENVIRONMENT
Currently designing a living environment focused on shaping the living space of a person as a socio-cultural complex. Getting to architectural design of urban space architects and builders must first begin with the socio-cultural design. The article given its definition, specified categories, readiness for socio-cultural development as well as identified and described the components of readiness of the living environment: information, values, perceptual-kognitivnyy, motivational, resource, regulatory and organizational. Keywords: living environment, socio-cultural design, components of readiness, comfort, fulfillment, informative.
Key words: living environment, socio-cultural design, components of readiness, comfort, fulfillment, informative.