Методика оценки эффективности управления инвестиционными ресурсами промышленного предприятия в условиях риска и неопределенности включает в себя наблюдение; диагностику; корректировку стратегии привлечения инвестиционных ресурсов; оценку приращения стоимости объектов инвестирования (рис. 2). Последнему элементу методики - оценке стоимости объекта инвестирования - должен предшествовать значительный период познания и концептуального отражения тенденций в развитии инвестиционных ресурсов промышленного предприятия, выявление малоуправляемых факторов, обусловленных риском и неопределенностью, трансформации целей организации инвестиционной деятельности. Поэтому задачей разработки методики оценки эффективности управления инвестиционными ресурсами промышленного предприятия в условиях риска и неопределенности является не только наблюдение, но и накопление фактов, свидетельствующих о развитии состава и структуры инвестиционных ресурсов, их анализ, оценка, диагностика и коррекция инвестиционной деятельности предприятия. Основные принципы разработки методики оценки эффективности управления инвестиционными ресурсами промышленного предприятия исходят из особенностей наблюдаемого объекта и целей наблюдения. Поскольку объектом методики являются инвестиционные ресурсы, а целью — повышение стоимости инвестиционных ресурсов в условиях риска и неопределенности, то учет особенностей этого объекта позволяет сформулировать следующие принципы разработки методики: 1) непрерывность, 2) полнота, 3) достоверность, 4) ясность, 5) релевантность информации.
Разработка и реализация методики оценки эффективности должна также отвечать основным принципам эффективного управления инвестиционными ресурсами в условиях риска и неопределенности. В современных условиях риска и неопределенности,
данные принципы заключаются в следующем.
- принцип хозяйственной самостоятельности предполагает, что промышленное предприятие самостоятельно определяет свою инвестиционную деятельность в рамках правовых и нормативных документов установленных государством.
- принцип самофинансирования означает окупаемость собственных инвестиционных ресурсов, направляемых на производство и реализацию продукции, работ, услуг, а также инвестирования в развитие производства за счет собственных и/или самостоятельный поиск внешних источников инвестиционных ресурсов.
- принцип материальной ответственности предполагает наличие систем ответственности за привлечение и использование инвестиционных ресурсов.
- принцип заинтересованности в результатах деятельности определяется материальной заинтересованностью в результатах инвестиционной деятельности и управления инвестиционными ресурсами промышленного предприятия.
- принцип обеспечения резервов инвестиционных ресурсов связан с необходимостью наличия резервов для обеспечения бесперебойного функционирования и осуществления мероприятий инвестиционной деятельности промышленного предприятия.
- принцип прибыльности и риска заключается в прямопропорциональной зависимости между величиной прибыли и риском осуществления инвестиционной деятельности промышленного предприятия: чем выше прибыль, тем выше риск неполучения этих доходов, и наоборот.
Реализация методики оценки эффективности управления инвестиционными ресурсами промышленного предприятия в условиях риска и неопределенности может происходить в двух основных направлениях (рис. 3).
КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ОСНОВЕ МЕЖДУНАРОДНО-ПРИЗНАННЫХ ПОДХОДОВ
Фотиади Н.В., кандидат экономических наук, доцент Северо-Кавказского Социального института, г. Ставрополь
В статье рассмотрены действующие методики оценки финансового состояния коммерческих банков с учетом международно-признанных подходов, выявлены их положительные и отрицательные стороны. Показана роль финансового рынка в определении устойчивости, как отдельных кредитных организаций, так и банковской системы в целом.
Ключевые слова: банковский сектор, экономические методы, финансовая устойчивость, международно-признанные подходы.
COMPLEX ESTIMATION OF A FINANCIAL SOUNDNESS OF THE CREDIT ORGANISATIONS ON THE BASIS OF THE INTERNATIONAL-RECOGNISED APPROACHES
Fotiadi N., The North Caucasian Social institute, Cand.Econ.Sci., the senior lecturer
In the article acting techniques of an estimation offinancial circumstances of banks of commerce with allowancefor the international-recognised approaches are considered, revealed their positive and negative sides. The role of the financial market in stability definition, both the separate credit organisations and a banking system as a whole is shown.
Key words: bank sector, economic methods, financial soundness, the international-recognised approaches.
В соответствии с одобренной «Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года» основными целями его дальнейшего развития являются:
• повышение общеэкономической эффективности осуществляемых банковским сектором функций по аккумулированию денежных средств населения, предприятий и их трансформация в кредиты и инвестиции;
• укрепление функциональной роли в экономике, повышение конкурентоспособности российских кредитных организаций на внутреннем рынке по сравнению с зарубежными финансовыми организациями;
• дальнейшее укрепление устойчивости банковского сектора, усиление защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков;
• предотвращение использования кредитных организаций в недобросовестной коммерческой деятельности и противоправных
целях, в первую очередь для легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;
• развитие конкурентной среды, рыночной дисциплины и транспарентности в деятельности кредитных организаций;
• укрепление доверия к российскому банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков, в первую очередь населения.1
На следующем этапе (2009-2015 гг.), после достижения указанных целей, приоритетными станут задачи эффективного позиционирования российского банковского сектора на международных финансовых рынках.
Достижение целей развития банковского сектора будет осуществляться Правительством РФ и ЦБ РФ, согласно Стратегии, по следующим основным направлениям:
• совершенствование правового обеспечения банковской деятельности;
1 http:// www.finansy.ru/publ/bank
• формирование благоприятных условий для повышения роли банков в системе финансового посредничества;
• развитие и совершенствование системы банковского регулирования и банковского надзора;
• развитие конкурентной среды, транспарентности деятельности кредитных организаций, укрепление рыночной дисциплины в банковской сфере, обеспечение равных условий конкуренции для всех кредитных организаций, включая банки, контролируемые государством;
• повышение требований к качеству корпоративного управления кредитных организаций;
• участие в развитии инфраструктуры банковского бизнеса.
Кроме того, правительством заявлено, что развитие банковской деятельности должно стимулироваться преимущественно экономическими методами, а увеличение объемов банковских услуг не может достигаться в ущерб устойчивости банковского сектора.
Сегодня активно предпринимаются дополнительные меры по комплексной оценке финансовой устойчивости кредитных организаций на основе международно-признанных подходов, включая вопросы качества активов и капитала кредитных организаций, уровня ликвидности и рентабельности, состояния систем управления, в том числе его стратегических аспектов.
В результате должна существенно повыситься роль банковского сектора в экономике страны за счет роста финансовой устойчивости и транспарентности. Кроме того, параметры российского банковского сектора должны постепенно приближаться к показателям банковских систем ряда стран с переходной экономикой, наиболее преуспевших в построении современных рыночных отношений.
Новый качественный этап развития банковской системы требует и адекватных изменений со стороны регулирующих органов -как в плане эволюции системы в необходимом для развития экономики направлении, так и в целях обеспечения ее надежности и стабильности, то есть гарантировании выполнения банковской системой присущих ей функций.
Данные статистики свидетельствуют о существенном увеличении объемов кредитования банками реального сектора экономики. Банки начинают выполнять первостепенную их функцию -перераспределения свободных денежных ресурсов из одних сегментов экономики в те сегменты, где они необходимы, как рычаг развития и экономического роста,
К сожалению сегодня мало уделяется внимания соответствию предъявляемых к кредитным организациям требованиям меняющихся условий экономической среды, что особенно актуально для реформируемой российской экономики. Так, подвижные тенденции экономики переходного периода постоянно меняют значимость и допустимые границы различных показателей финансовой устойчивости кредитных организаций, что должно находить, но не находит, отклик в нормативной базе надзорных органов.
Особенно хотелось бы выделить влияние на определение принципов оценки финансового состояния коммерческих банков тенденций, складывающихся на финансовом рынке России. Роль финансового рынка в определении устойчивости, как отдельных кредитных организаций, так и банковской системы в целом, огромно, что требует особого внимания, анализа и должного отражения в
надзорной практике. Это связано как с объемами операций банков на финансовых ранках, так и с его особенностями - динамичностью, множественностью инструментов (в том числе производных), высокой чувствительностью к переменам вследствие значимого спекулятивного компонента.
Не уделяется должного внимания оценке финансовой устойчивости банковской системы как единого целого. Прежде всего, упор делается на анализ отдельных кредитных организаций или в лучшем случае некоторых сводных агрегированных показателей банковской системы, тогда как фактически остается без внимания комплекс сложных взаимозависимостей между отдельными банками, образующих финансовые группы, занимающих специализированные ниши на рынке банковских услуг. Особенно рельефно эта проблема выглядит на региональном уровне, где главным образом представлены малые по величине банки, не способные ощутимо влиять на изменение сводных показателей банковской системы.
В настоящее время размеры банков по показателю капитализации увеличиваются (рис. 1), что является следствием как наращивания банками капитала, так и многочисленными банковскими слияниями и поглощениями.2
В анализируемом периоде российский банковский сектор рос существенно быстрее, чем вся российская экономика. Чистые активы российских банков в 2005г. выросли на 43% - до 9,2 трлн. руб. Собственные средства (капитал) действующих кредитных организаций в 2007 г. достигли 1692,7 млрд. рублей. Вместе с тем рост активов банковского сектора опережал прирост капитала, поэтому отношение капитала к активам банковского сектора снизилось до 12,1% в 2007 г. В условиях замедления темпов роста кредитования российские банки добивались увеличения активов, в первую очередь, благодаря вложениям в ценные бумаги.
В этих условиях важное значение имеют мероприятия, направленные на регулирование устойчивости банков за счет повышения уровня капитализации. При недостатке банковского капитала, который может быть следствием понесенных убытков и необязательно влечет за собой утрату платежеспособности, банк может выполнить все свои текущие обязательства. Проблемы банка сводятся к нарушению установленных нормативов. Необходимо установление на фиксированный срок индивидуальных нормативов, которые исходят из напряженного, но реалистичного графика увеличения собственных средств банка, приобретения государством доли в капитале банка (предоставление ему субординированного кредита) для восстановления размеров капитала до уровня, обеспечивающего выполнение надзорных нормативов.
В случае текущей нехватки ликвидности (что является результатом либо ошибок менеджмента банка при контроле над соответствием сроков активов и пассивов, либо продажи банком своих ликвидных активов для исполнения резко возросшего объема требований клиентов) банк обладает долгосрочной устойчивостью, хорошими по качеству активами, которые могут обеспечить нормальное функционирование банка. Возможными инструментами для исправления ошибок могут быть следующие: выкуп государством работающих активов с их последующей продажей другим банкам, привлечение банков, в капитале которых преобладает доля государства, к участию в фондировании хороших долгосрочных акти-
■ От 300 млн. руб. и выше
□ От 150 до 300 млн. руб.
□ От 60 до 150 млн. руб.
□ От 30 до 60 млн. руб.
□ От 10 до 30 млн. руб.
■ От 3 до 10 млн. руб.
□ До 3 млн. руб.
Рис. 1. Группировка действующих кредитных организаций по величине уставного капитала по данным Банка России на начало года (в%) Источник: Банк России.
Рис. 2. Взаимосвязь роста капитала и финансового результата деятельности банков в России (Рассчитано по данным Бюллетеня банковской статистики Банка России, №12, 2008)
вов и предоставление кредитов на поддержку ликвидности.
Большое внимание в настоящее время Банк России уделяет проблеме фиктивного капитала, осуществляя проверки деятельности коммерческих банков, стараясь выявить в их балансах схемы фальсификации собственных средств. В том случае, если такие схемы обнаруживаются, Банк России требует от кредитных организаций заменить ненадлежащие активы реальными вложениями или привести размер капитала банка к реальному уровню.
Анализ различных аспектов устойчивости отдельных банков невозможно осуществить без выявления динамики развития всей банковской системы. Как видно из рисунка 2, рост финансовых результатов банковского сектора напрямую зависит от роста капитала. Именно поэтому капитализация банковского сектора является важнейшим фактором повышения ее финансовой устойчивости.3
Большинство ученых и практиков ключевым элементом финансовой устойчивости банка признают капитал. Назначение капитала на этапе становления банка состоит в создании материальной базы, необходимой кредитному учреждению для начала своей деятельности, а затем для ее расширения и модернизации. При проведении анализа финансового состояния банка абсолютные показатели не дают полной и объективной информации об объекте исследования, поэтому возникает необходимость использования системы относительных показателей, позволяющих изучать и оценивать это состояние, а также характеризовать показатель его собственного капитала.
Понятие достаточности (или адекватности) капитала банка включает в себя следующие качественные характеристики: надежность, устойчивость банка, способность противодействовать неблагоприятным для него факторам, компенсировать ущерб от убытков. Данные характеристики относятся к абсолютной величине капитала, которая должна быть не менее 5 млн. евро, а так же к минимальным требованиям достаточности капитала, установленного Банком России.
Одной из наиболее острых проблем укрепления устойчивости банка является улучшение качества методик корпоративного управления и реальное внедрение процедур риск-менеджмента в текущую деятельность коммерческого банка.
Для банка важен не только внутренний анализ его деятельности, но и сравнение результатов работы с результатами других банков. И в этой связи особое значение приобретают рейтинговые оценки деятельности кредитных организаций.
Составляемые в России собственно банковские рейтинги по определенной методике можно разбить на две группы. Одну их них,
объединяющую рейтинги, составленные исключительно на основании банковских балансов, можно условно назвать группой “формальных рейтингов”.
В международной практике “формальные” рейтинги не получили широкого распространения. Скорее всего, и в России через какое-то время большей популярностью будут пользоваться рейтинги другой группы - “неформальной”, учитывающей различные аспекты деятельности банка в совокупности.
Регулируя банковскую систему, Центральный банк исходит исключительно из своей нормативно-правовой базы, поэтому её анализ представляется особо важным. Проанализировав основные методики Банка России, определяющие финансовое состояние банков, можно сделать следующие выводы:
- в настоящее время Банк России располагает минимально необходимой методологической базой для анализа коммерческих банков на основе расчёта различных экономических нормативов;
- отсутствует какая-либо определённая система рейтингования и приведения результатов анализа к комплексной конечной оценке финансовой устойчивости банка, учитывающей все влияющие на финансовую деятельность банка факторы;
- Банком России разработано множество показателей, однако не указаны чёткие взаимосвязи между ними. Наиболее эффективным был бы анализ построенных на сравнении логически связанных показателей, а не усредненных однородных показателей.
Общей проблемой Банка России и коммерческих банков является слабое функционирование системы управления банковскими рисками. Решением этой проблемы является разработка методики управления рисками, адаптированной к условиям российского рынка. Со стороны же Центрального банка, актуальным представляется стимулировать коммерческие банки к разработке и внедрению собственных методик управления рисками и постепенно переходить на риск-ориентированный надзор, учитывающий индивидуальную специфику деятельности каждого конкретного банка, и на этой основе устанавливать различные для разных банков условия и рамки достижения финансовой устойчивости.
Каждый банк должен внимательно проанализировать необходимость и актуальность внедрения современных принципов управления рисками (на основе соглашения Базель II). Разработку и внедрение в банках эффективных систем управления рисками будет стимулировать Банк России к более быстрому переходу на риск-ориентированный надзор и как следствие этого - снижению нормативных требований для успешно функционирующих банков.
Действующие модели определения финансовой устойчивости и
2 http://www.cbr.ru
3 http://www.cbr.ru
ликвидности различаются по способу проведения, доступности информации, принципам, области и масштабам оценки, сложности расчетов, организации их проведения, продолжительности и корректности.
В зависимости от субъектов, производящих оценку, методы оценки финансовой устойчивости коммерческого банка подразделяются на три группы:
- методы Центрального Банка РФ (Указание ЦБ РФ №766-у «О критериях определения финансового состояния кредитных организаций» от 31.03.2000 г.,
- Указание ЦБ РФ № 1379-у «Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов» от 16.01.2004г.,
- «Методика анализа финансового состояния банка» Департамента пруденциального надзора РФ от 04.09.2000 г);
- метод с использованием американской системы CAMELS;
- рейтинговые методы (экспертная группа издательского дома «Коммерсант», аналитический центр финансовой информации АЦФИ, информационный центр «Рейтинг», агентство «Standart &Poors»).
Сравнительный анализ методов оценки устойчивости, применяемых в отечественной и международной практике позволил выявить следующие недостатки отечественных методик:
1. Отсутствуют четко сформулированные критерии и показатели оценки финансового состояния банка. О них можно судить лишь косвенно по перечню подлежащей изучению информации о банке,
а также по признакам отнесения банка к той или иной группе.
2. Не раскрыты такие принципиально важные блоки, как оценка качества активов и оценка банковских рисков. О них можно судить лишь по анализу выполнения банком пруденциальных норм. Вместе с тем, обособленно обозначен блок «формирование обязательных резервов».
3. Акцент сделан на внешние отрицательные признаки, в то время как в международной практике доминируют внутренние качественные признаки: качество активов, качество ресурсной базы, качество источников формирования прибыли, оценка состояния планирования, оценка системы управления рисками и т.д.
4. Практически отсутствует управление банком посредством изучения таких элементов: планирования, аналитической работы, контроля, регулирования. Больше внимания уделяется лишь организации контроля.
5. В отечественных методиках отнесение коммерческих банков к определенной группе носит условный характер, поскольку классификация банков ограничивается лишь указанием на наличие или отсутствие отдельных отрицательных фактов в его финансовой деятельности.
Таким образом, применяемые в настоящее время ЦБ РФ методики оценки финансового состояния не позволяют, во-первых, достоверно отразить реальную картину; во-вторых, выявить глубинные негативные тенденции, а значит и своевременно принять меры к их устранению.
ВОЗМОЖНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫМ КЛИМАТОМ В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Яшин А.В., Аспирант ГОУ ВПО «Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан»
Предложены практические рекомендации по управлению инвестиционным процессом в регионах РФ в целях обеспечения равномерного и стабильного их развития, привлечения дополнительного объема инвестиций в них и создания благоприятных условий для будущего размещения капитала. Для изучения равномерности распределения инвестиций по регионам были рассчитаны коэффициенты концентрации инвестиций. В зависимости от состояния инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности предложены мероприятия по улучшению инвестиционного климата.
Ключевые слова: инвестиции; инвестиционный климат; инвестиционная привлекательность; инвестиционная активность; инвестиционный процесс; инвестиционная политика; инвестиционные ресурсы; коэффициент концентрации инвестиций; недоинвестирование; переинвестирование.
MANAGEMENT POSSIBILITIES AN INVESTMENT CLIMATE IN REGIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION
Yashin A., GOU VPO «The Bashkir academy ofpublic service and management at the President of Republic Bashkortostan»,
The post-graduate student
Practical recommendations about management of investment process in regions Russian Federations with a view of maintenance of uniform and stable development of regions, attraction of additional volume of investments into them and creation of favorable conditions for the future placing of the capital are offered. For studying of uniformity of distribution of investments on regions factors of concentration of investments have been calculated. Depending on a condition of investment appeal and investment activity actions for improvement of an investment climate are offered.
Key words: investments an investment climate investment appeal investment activity investment process the investment policy investment resources of factor of concentration of investments reinvestment
Необходимость управления инвестиционными процессами на основе регулирования инвестиционного климата определяется тем, что, во-первых, инвестиционный климат в большинстве регионов характеризуется неблагоприятным состоянием, а во-вторых, на протяжении последних 10-15 лет фактически потерян контроль над инвестиционными процессами в разрезе регионального развития.
На уровне субъектов Федерации это выражается в том, что зона управления органов государственной власти постоянно сокращается: границы рынков больше не совпадают с административными границами, экономическая активность наиболее крупных хозяйствующих субъектов в современных условиях не может эффективно регулироваться региональными властями.
По данным Всероссийской переписи населения 2002 года практически исчезли поселения в центральных областях России. Например, миграционный «западный транзит» фактически оголяет Дальний восток и Северные районы. За последние годы под воз-
действием миграционного фактора в Муманской, Архангельской областях и Республики Коми численность населения снизилась на 20-25%. По худшим прогнозам, в ближайшие несколько лет, отток населения в регионах может увеличиться до 30-40%.
Неэффективная пространственная организация страны повлекла за собой рост расходов на поддержание инфраструктур, избыточных в теряющих население и производственные активы территориях и недостаточного в растущих регионах (ограниченность возможностей портового хозяйства, экспортных трубопроводов в нефтегазовом комплексе и пр.). Так по оценке экспертов Института Брукингса ежегодные потери Российской Федерации от неэффективной пространственной организации экспертно оцениваются в 2,25-3,0% ВВП в год.
Начали быстро возрастать региональные диспропорции в развитии. Разделение по темпам социально-экономического развития проходит не только по административным границам, но и внутри