Научная статья на тему 'КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЕЕ УРОВНЯ'

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЕЕ УРОВНЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
411
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА / БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / БЕЗОПАСНОСТИ КРЕДИТНО-БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ / ДОЛГОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / БЕЗОПАСНОСТИ ВАЛЮТНО-ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ / ИНВЕСТИЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / БЕЗОПАСНОСТИ СТРАХОВОГО И ФОНДОВОГО РЫНКОВ / МЕТОД SWOT-АНАЛИЗА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Блажевич Олег Георгиевич, Жупанова Светлана Вадимовна

Стабильное и эффективное функционирование государства в условиях жестких санкционных ограничений, действия внешних и внутренних дестабилизирующих факторов, а также геополитической нестабильности достигается за счет построения безопасной экономической системы, важным элементом которой является финансовая безопасность. В статье представлена комплексная оценка уровня финансовой безопасности Российской Федерации, которая состоит из анализа индикаторов бюджетно-налоговой безопасности, безопасности кредитно-банковской системы, долговой безопасности, безопасности валютно-денежной системы, инвестиционной безопасности и безопасности страхового и фондового рынков. Определены наилучшие и наихудшие годы с точки зрения обеспечения финансовой безопасности. Для выявления перспективных направлений повышения уровня финансовой безопасности Российской Федерации, был проведен SWOT-анализ современного состояния, который позволил сделать вывод, что в Российской Федерации преобладают сильные стороны, однако существует множество слабых сторон и угроз внешней среды. В совокупности поле сильных сторон и возможностей преобладает над полем слабостей и угроз. Следовательно, у Российской Федерации есть перспективы развития, однако для дальнейшего развития ей необходимо использовать сильные стороны для нейтрализации угроз. На основании анализа данных из статистических источников и анализа экономической литературы предложены мероприятия по укреплению и совершенствованию бюджетно-налоговой безопасности, безопасности кредитно-банковской системы, долговой безопасности, безопасности валютно-денежной системы, инвестиционной безопасности и безопасности страхового и фондового рынков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPREHENSIVE ASSESSMENT OF THE FINANCIAL SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION AND DEVELOPMENT OF RECOMMENDATIONS TO INCREASE ITS LEVEL

Stable and effective functioning of the state in conditions of severe sanctions restrictions, the actions of external and internal destabilizing factors, as well as geopolitical instability is achieved by building a secure economic system, an important element of which is financial security. The article presents a comprehensive assessment of the level of financial security of the Russian Federation, which consists of an analysis of indicators of fiscal security, security of the credit and banking system, debt security, security of the monetary system, investment security and security of the insurance and stock markets. The best and worst years in terms of financial security have been identified. In order to identify promising areas for improving the level of financial security of the Russian Federation, a SWOT analysis of the current state was conducted, which allowed us to conclude that strengths prevail in the Russian Federation, but there are many weaknesses and threats to the external environment. Together, the field of strengths and opportunities prevails over the field of weaknesses and threats. Consequently, the Russian Federation has prospects for development, but for further development it needs to use its strengths to neutralize threats. Based on the analysis of data from statistical sources and the analysis of economic literature, measures are proposed to strengthen and improve fiscal security, the security of the credit and banking system, debt security, the security of the monetary system, investment security and the security of the insurance and stock markets.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЕЕ УРОВНЯ»

УДК 336

Блажевич Олег Георгиевич,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры финансов и кредита, Институт экономики и управления,

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Симферополь, Российская Федерация. Жупанова Светлана Вадимовна,

магистр финансов,

Институт экономики и управления,

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г Симферополь, Российская Федерация.

Blazhevich Oleg Georgievich,

Ph.D. in Economics, Associate Professor,

Associate Professor of the Department of Finance and Credit,

Institute of Economics and Management,

VI. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol, Russian Federation.

Zhupanova Svetlana Vadimovna,

Master of Finance,

Institute of Economics and Management, V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russian Federation.

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЕЕ УРОВНЯ

COMPREHENSIVE ASSESSMENT OFTHE FINANCIAL SECURITY OFTHE RUSSIAN FEDERATION AND DEVELOPMENT OF RECOMMENDATIONS TO INCREASE ITS LEVEL

Стабильное и эффективное функционирование государства в условиях жестких санкционных ограничений, действия внешних и внутренних дестабилизирующих факторов, а также геополитической нестабильности достигается за счет построения безопасной экономической системы, важным элементом которой является финансовая безопасность.

В статье представлена комплексная оценка уровня финансовой безопасности Российской Федерации, которая состоит из анализа индикаторов бюджетно-налоговой безопасности, безопасности кредитно-банковской системы, долговой безопасности, безопасности валютно-денежной системы, инвестиционной безопасности и безопасности страхового и фондового рынков. Определены наилучшие и наихудшие годы с точки зрения обеспечения финансовой безопасности.

Для выявления перспективных направлений повышения уровня финансовой безопасности Российской Федерации, был проведен SWOT-анализ современного состояния, который позволил сделать вывод, что в Российской Федерации преобладают сильные стороны, однако существует множество слабых сторон и угроз внешней среды. В совокупности поле сильных сторон и возможностей преобладает над полем слабостей и угроз. Следовательно, у Российской Федерации есть перспективы развития, однако для дальнейшего развития ей необходимо использовать сильные стороны для нейтрализации угроз.

На основании анализа данных из статистических источников и анализа экономической литературы предложены мероприятия по укреплению и совершенствованию бюджетно-налоговой безопасности, безопасности кредитно-банковской системы, долговой безопасности, безопасности валютно-денежной системы, инвестиционной безопасности и безопасности страхового и фондового рынков.

Ключевые слова: финансовая безопасность, финансовая безопасность государства, бюджетно-налоговой безопасности, безопасности кредитно-банковской системы, долговой безопасности, безопасности валютно-денежной системы, инвестиционной безопасности, безопасности страхового и фондового рынков, метод SWOT-анализа.

19

Stable and effective functioning of the state in conditions of severe sanctions restrictions, the actions of external and internal destabilizing factors, as well as geopolitical instability is achieved by building a secure economic system, an important element of which is financial security.

The article presents a comprehensive assessment of the level of financial security of the Russian Federation, which consists of an analysis of indicators of fiscal security, security of the credit and banking system, debt security, security of the monetary system, investment security and security of the insurance and stock markets. The best and worst years in terms of financial security have been identified.

In order to identify promising areas for improving the level of financial security of the Russian Federation, a SWOT analysis of the current state was conducted, which allowed us to conclude that strengths prevail in the Russian Federation, but there are many weaknesses and threats to the external environment. Together, the field of strengths and opportunities prevails over the field of weaknesses and threats. Consequently, the Russian Federation has prospects for development, but for further development it needs to use its strengths to neutralize threats.

Based on the analysis of data from statistical sources and the analysis of economic literature, measures are proposed to strengthen and improve fiscal security, the security of the credit and banking system, debt security, the security of the monetary system, investment security and the security of the insurance and stock markets.

Keywords: financial security, financial security of the state, fiscal security, security of the credit and banking system, debt security, security of the monetary system, investment security, security of the insurance and stock markets, SWOT analysis method.

ВВЕДЕНИЕ

Стабильное и эффективное функционирование любого государства в условиях неопределенности и трансформации мирового сообщества достигается за счет построения безопасной экономической системы. В условиях развития международных отношений высокая роль отводится обеспечению финансовой безопасности как основополагающего элемента экономической безопасности. Посредством обеспечения финансовой безопасности достигается устойчивость и защищенность всей экономической системы страны.

В современных реалиях, когда высокая значимость отводится политическим, социальным, экономическим и технологическим изменениям, возрастает необходимость обеспечения высокого уровня финансовой безопасности государства. Однако в связи с тем, что Российская Федерация все еще находится в пограничном состоянии, актуальность данного исследования возрастает.

Вопросам исследования сущности и процесса обеспечения финансовой безопасности государства посвящены работы многих отечественных и зарубежных авторов, среди которых можно выделить: В.К. Сенчагов, В.П. Охапкин, Е. Олейников, М.Е. Каратанов, М. Арсентьев, А.И. Барановский, В.В. Бурцев, О.А. Галочкина, О.Д. Василик, В.Ф. Гапоненко, В.М. Геец, Карл Жан и Паоло Савон, С.В. Куряков, В.И. Мунтиян, Б.В. Губский, Е.И. Воробьева, Л.М. Борщ и многие другие.

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Целью статьи является проведение комплексной оценки уровня финансовой безопасности Российской Федерации и на основе полученных результатов предложение мероприятий по укреплению и стабилизации ее уровня. РЕЗУЛЬТАТЫ

В целях определения эффективности обеспечения финансовой безопасности государства, следует проводить своевременную и комплексную оценку. Оценка уровня финансовой безопасности представляет собой сложный механизм, учитывающий многообразие факторов и критериев.

Наиболее полную оценку уровня финансовой безопасности можно осуществить на основе комплексной оценки, предложенной в ранних научных исследованиях [1]. Комплексная оценка представляет собой сочетание нескольких методов оценки, по результатам которых делается соответствующий вывод об уровне финансовой безопасности страны. Следует отметить, что именно комплексный подход способен учесть различные аспекты и факторы финансовой системы, что в свою очередь дает возможность получить наиболее точную оценку.

В целях оценки уровня финансовой безопасности Российской Федерации необходимо провести анализ индикаторов, характеризующих финансовую безопасность. Анализ индикаторов, характеризующих финансовую безопасность, начнем с оценки бюджетно-налоговой безопасности.

По результатам проведенного анализа, можно сделать предварительное заключение об уровне финансовой безопасности исходя из соответствия индикаторов пороговым значениям. Наиболее

20

Таблица 1. Индикаторы бюджетно-налоговой безопасности Российской Федерации в 20162020 годах *

Показатели 2016 год 2017 год 2018 год 2019 год 2020 год Пороговое значение Направление оптимизации

Уровень покрытия расходов доходами, % 89,97 95,84 108,85 105,66 89,89 97-103 оптимум

Коэффициент бюджетной обеспеченности населения, % 55,56 56,90 57,51 56,81 58,32 60 увеличение

Отношение дефицита (профицита) консолидированного бюджета к ВВП, % 3,67 1,47 2,92 1,93 4,00 1-3 оптимум

Доля трансфертов из государственного бюджета в ВВП, % 1,83 1,84 1,97 2,18 3,45 0-15 оптимум

Показатель собираемости налогов 1,08 1,03 1,03 1,04 1,08 1 увеличение

Показатель качества выполнения налоговых обязательств, % 88,21 89,21 89,58 90,20 88,30 95-100 оптимум

Налоговое бремя, % 16,80 18,72 20,36 20,53 19,32 19,15 уменьшение

Коэффициент оборачиваемости налоговой задолженности 15,81 17,82 22,69 17,21 12,83 17,27 увеличение

Коэффициент сокрытия (занижения) налогов, % 2,65 1,87 1,53 0,91 1,56 0-1,7 оптимум

Коэффициент результативности выездных налоговых проверок, % 99,05 98,09 97,74 95,41 95,98 97,25 уменьшение

Коэффициент выявленных ошибок при заполнении налоговых деклараций, % 0,74 0,37 0,27 0,24 0,20 0,36 уменьшение

Доля налоговых доходов в совокупных доходах, % 57,87 62,09 63,24 63,17 61,47 70 увеличение

Отношение налоговых поступлений к ВВП, % 19,05 20,99 22,72 22,76 21,88 21,48 увеличение

Доля трансфертов из государственного бюджета к доходам федерального бюджета, % 11,65 11,20 10,51 11,82 19,76 0-20 оптимум

* Рассчитано на основании [10, 11, 14-21]

финансово безопасным с точки зрения обеспечения бюджетно-налоговой безопасности является 2018 и 2019 годы.

Следующим этапом оценки финансовой безопасности Российской Федерации является оценка безопасности кредитно-банковской системы. В таблице 2 представлен расчет индикаторов, характеризующих безопасность кредитно-банковской системы.

21

Таблица 2. Индикаторы безопасности кредитно-банковской системы Российской Федерации в 2016-2020 годах *_

Показатели 2016 2017 2018 2019 2020 Пороговое Направление

год год год год год значение оптимизации

Норматив доста-

точности капитала банков, % 13,49 12,55 12,43 12,95 11,59 12 увеличение

Отношение сово-

купных активов банковской систе- 93,51 92,76 90,59 88,11 104,84 80 увеличение

мы к ВВП, %

Отношение собст-

венного капитала 10,96 10,23 9,89 10,02 10,64 10-15 оптимум

банков к ВВП, %

Рентабельность

собственного капитала банков, % 9,90 8,40 13,10 18,55 17,29 15 увеличение

Рентабельность активов банков, % 1,16 0,93 1,43 2,11 1,75 1 увеличение

Доля нерезидентов

в совокупных активах банковской 4,91 3,63 2,94 2,29 2,28 0-10 оптимум

системы, %

Коэффициент по-

крытия резервами по ссудам выдан- 8,24 8,81 8,30 8,91 9,00 8,65 уменьшение

ных банками, %

Темп роста сово-

купных активов банков, % 96,46 106,41 110,44 102,65 116,49 100 увеличение

* Рассчитано на основании [5, 7, 13, 17-21, 25]

Подводя итог, следует отметить, что в целом состояние кредитно-банковской системы Российской Федерации характеризуется как безопасное. Однако следует уделить внимание на создание условий для дальнейшего развития кредитно-банковской системы. На сегодняшний день основным направлением денежно-кредитной политики Российской Федерации должно стать поддержание ценовой стабильности, создание условий для предупреждения и минимизации рисков, а также поддержание высокого уровня инвестиционной привлекательности.

Следующим этапом оценки финансовой безопасности государства является оценка индикаторов долговой и валютно-денежной безопасности.

Расчет индикаторов долговой безопасности Российской Федерации в период с 2016 года по 2020 год представлен в таблице 3.

Подводя предварительный итог можно отметить, что на протяжении 2016-2020 годов уровень долговой безопасности Российской Федерации был хороший. Данное обстоятельство подтверждается тем, что на протяжении всего периода анализа только один индикатор из семи не соответствовал нормативному показателю, тем самым оказывая негативное воздействие на долговую безопасность государства. «В настоящее время долговая устойчивость Российской Федерации характеризуются как довольно стабильная. Однако, тенденции и прогнозы на ближайшие перспективы в развитии российской экономики может оказать негативное влияние на долговую устойчивость и финансовую безопасность» [6].

22

Таблица 3. Индикаторы долговой безопасности Российской Федерации в 2016-2020 гг. *

Показатели 2016 2017 2018 2019 2020 Пороговое Направление

год год год год год значение оптимизации

Отношение общего объ-

ема государственного долга к ВВП, % 12,98 12,59 12,12 12,38 17,65 0-20 оптимум

Отношение внешнего

государственного долга к ВВП, % 3,63 3,13 3,29 3,10 3,90 0-25 оптимум

Отношение внутреннего

государственного долга к ВВП, % 9,35 9,46 8,84 9,28 13,75 0-30 оптимум

Отношение внутреннего

государственного долга к налоговым поступлениям, % 49,08 45,08 38,88 40,77 62,81 30 уменьшение

Отношение государст-

венного внешнего долга к годовому объему экс- 16,24 13,76 9,67 11,39 14,86 0-40 оптимум

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

порта товаров и услуг, %

Отношение расходов на

обслуживание государ-

ственного внешнего долга к годовому объему 0,85 0,87 0,74 0,42 0,58 0-25 оптимум

экспорта товаров и ус-

луг, %

Доля расходов на обслу-

живание государствен-

ного долга в общем объ- 3,78 4,32 4,82 4,01 3,44 0-10 оптимум

еме расходов федераль-

ного бюджета, %

* Рассчитано на основании [6, 17-21]

Следующим этапом оценки финансовой безопасности Российской Федерации является анализ безопасности валютно-денежной системы. Результаты расчетов индикаторов, характеризующих безопасность валютно-денежной системы, представлены в таблице 4.

Подводя итог можно сделать предварительное заключение об уровне безопасности валютно-денежной системы Российской Федерации. На основании полученных результатов следует отметить, что проблемными аспектами обеспечения финансовой безопасности с точки зрения валютно-денежной системы, являются такие показатели как: уровень монетизации, темп изменения индекса официального курса национальной валюты к доллару США, а также уровень долларизации.

В целях оценки финансовой безопасности Российской Федерации проведем анализ инвестиционной безопасности. Инвестиционная безопасность страны является важной предпосылкой и обязательной составляющей устойчивого, долгосрочного развития государства. Результаты анализа индикаторов инвестиционной безопасности представлены в таблице 5.

Проведя анализ индикаторов, характеризующих инвестиционную безопасность Российской Федерации, можно сделать предварительный вывод об ее уровне. Так инвестиционная безопасность Российской Федерации характеризуется низким уровнем. Данное обстоятельство вызвано тем, что на протяжении анализируемого периода такие индикаторы как: отношение инвестиций в основной капитал к ВВП, отношение темпов роста инвестиций в основной капитал к темпам роста ВВП, доля расходов на научные исследования в ВВП, коэффициент обновления основных фондов,

23

Таблица 4. Индикаторы безопасности валютно-денежной системы Российской Федерации в 2016-2020 годах *

Показатели 2016 год 2017 год 2018 год 2019 год 2020 год Пороговое значение Направление оптимизации

Уровень монетизации, % 41,83 41,83 40,86 42,98 48,14 50-70 оптимум

Доля наличности в ВВП, % 8,46 8,42 8,13 8,52 9,00 4 увеличение

Уровень инфляции в год, % 6,64 2,75 3,39 3,99 3,67 4 уменьшение

Прирост денежной массы, % к предыдущему году 11,52 7,28 10,47 11,00 9,66 Уровень инфляции + 10 % уменьшение

Пороговое значение для показателя «Прирост денежной массы» 16,64 12,75 13,39 13,99 13,67 — —

Отношение объема золотовалютного запаса к ВВП, % 29,56 27,47 28,32 32,65 40,05 20 увеличение

Темп изменения индекса официального курса национальной валюты к доллару США, % 9,71 -12,99 7,72 2,87 11,61 0-6 оптимум

Отношение объемов депозитов в иностранной валюте к общим объемам депозитов (уровень долларизации), % 41,84 33,95 28,02 27,44 23,70 25 уменьшение

Среднегодовые темпы прироста ВВП, % 3,04 7,27 13,09 5,53 -2,09 5 увеличение

Чистый ввоз (вывоз) капитала к объему экспорта, % 6,48 7,04 12,88 4,69 13,21 0-25 оптимум

* Рассчитано на основании [5, 17-21, 24]

Таблица 5. Индикаторы инвестиционной безопасности Российской Федерации в 2016-2020 годах *

Показатели 2016 год 2017 год 2018 год 2019 год 2020 год Пороговое значение Направление оптимизации

1 2 3 4 5 6 7 8

Отношение инвестиций в основной капитал к ВВП, % 17,23 17,45 17,12 17,63 18,92 25 увеличение

Отношение темпов роста инвестиций в основной капитал к темпам роста ВВП, % 1,07 1,03 0,97 1,04 1,12 1,5 увеличение

Коэффициент роста инвестиций в общем объеме расходов бюджета 0,92 1,08 1,02 1,05 0,95 1 увеличение

Доля прямых иностранных инвестиций к ВВП, % 2,54 1,82 0,53 1,88 0,58 0-20 оптимум

24

Продолжение таблицы 5

1 2 3 4 5 6 7 8

Доля реализованной инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции, % 8,50 7,23 6,55 5,27 5,68 5 увеличение

Доля расходов на научные исследования в ВВП, % 1,10 1,11 0,99 1,04 1,09 2 увеличение

Коэффициент износа основных фондов, % 48,00 47,00 47,00 38,00 39,00 40-50 оптимум

Коэффициент обновления основных фондов, % 4,00 4,00 5,00 5,00 3,00 18 увеличение

Темп роста инвестиций в основной капитал 1,061 1,087 1,109 1,087 1,050 1 увеличение

* Рассчитано на основании [5, 8, 17-22, 24, 25]

не соответствовали нормативному значению. Остальные индикаторы частично или в малой степени отвечали пороговому значению.

Следующим этапом оценки уровня финансовой безопасности Российской Федерации является анализ безопасности страхового и фондового рынков. Расчет индикаторов представлен в таблице 6.

Таблица 6. Индикаторы безопасности страхового и фондового рынков Российской Федерации в 2016-2020 годах*

Показатели 2016 год 2017 год 2018 год 2019 год 2020 год Пороговое значение Направление оптимизации

Уровень проникновения страхования, % 1,38 1,39 1,43 1,36 1,44 1 увеличение

Уровень страховых выплат, % 42,84 39,88 35,21 41,44 42,92 30 увеличение

Доля премий, принадлежащих перестраховщикам-нерезидентам, % 46,80 28,65 32,49 105,83 41,28 25 уменьшение

Доля участия иностранных инвестиций в уставном капитале российских страховых компаний, % 19,78 11,98 12,00 10,83 10,37 0-50 оптимум

Доля капитализации фондового рынка в ВВП, % 44,18 39,10 38,57 45,49 50,32 25-50 оптимум

Соотношение агрегата М2 к капитализации фондового рынка, % 94,68 106,97 105,95 94,48 95,66 30 уменьшение

Доля нерезидентов на рынке государственных ценных бумаг, % 26,93 33,09 24,41 32,23 23,34 20-30 оптимум

Темп роста совокупных активов страхового рынка, % 115 130 120 114 114 100 увеличение

Коэффициент роста капитализации фондового рынка 1,31 0,95 1,12 1,24 1,08 1 увеличение

* Рассчитано на основании [12, 13, 17-21]

25

Проанализировав безопасность страхового и фондового рынков можно сделать предварительный вывод об уровне финансовой безопасности. В связи с тем, что на протяжении анализируемого периода некоторые индикаторы представляли угрозу безопасности страхового и фондового рынков, можно сделать вывод о том, что уровень финансовой безопасности фондового и страхового рынка является средним. Следует отметить, что в основном наблюдаются проблемы на фондовом рынке. Велика доля нерезидентов на рынке государственных ценных бумаг, а также происходит переоценка фондового рынка по соотношению агрегата М2 к капитализации. Следует отметить, что наличие данных угроз существенно влияет на уровень финансовой безопасности государства. В связи с этим необходимо провести комплекс мероприятий в области совершенствования законодательной базы в рамках создания благоприятных условий для отечественных инвесторов.

Проведем комплексную оценку уровня финансовой безопасности государства. Для этого все показатели нужно привести в сопоставимые величины, что позволит их суммировать для получения интегрального показателя безопасности каждой отдельно взятой системы, а совокупность всех систем позволит выявить интегральный показатель финансовой безопасности государства. При этом полученную сумму нужно разделить на количество показателей, как при расчете каждой отдельной взятой системы, так и совокупного интегрального показателя финансовой безопасности. Результаты анализа представим в таблице 7.

Таблица 7. Расчет совокупного интегрального показателя финансовой безопасности Российской Федерации в 2016-2020 годах *

Показатели 2016 год 2017 год 2018 год 2019 год 2020 год

Интегральный показатель бюджетно-налоговой безопасности (ИП БН Б) 0,8975 0,9794 1,0317 1,0229 1,0108

Интегральный показатель безопасности кредитно-банковской системы (ИП Б КБС) 1,0162 0,9673 1,0758 1,1904 1,1638

Интегральный показатель долговой безопасности (ИП Д Б) 1,1168 1,1524 1,2608 1,3733 1,0687

Интегральный показатель безопасности валютно-денежной системы (ИП Б ВДС) 0,9516 1,0584 1,2717 1,1224 0,9623

Интегральный показатель инвестиционной безопасности (ИП И Б) 0,8700 0,8628 0,8392 0,8137 0,8113

Интегральный показатель безопасности страхового и фондового рынков (ИП Б СФР) 1,0137 1,0031 0,9973 0,9565 1,0014

Совокупный интегральный показатель финансовой безопасности 0,9776 1,0039 1,0794 1,0799 1,0030

* Рассчитано авторами

На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что уровень финансовой безопасности Российской Федерации на протяжении 2017-2020 годов был удовлетворительным. На протяжении анализируемого периода лишь 2016 год характеризовался как неудовлетворительный с точки зрения уровня финансовой безопасности. Наилучшим с точки зрения финансовой безопасности следует считать 2019 год, а наихудшим — 2016.

В целях подтверждения вышесказанного представим оценку уровня финансовой безопасности Российской Федерации с помощью графического метода (рис. 1).

По результатам проведенного анализа графическим методом можно сказать, что наибольшая площадь многоугольника финансовой безопасности Российской Федерации была получена в 2019 году, а наименьшая — в 2016. Данное обстоятельство подтверждается при помощи расчетов площадей многоугольника. Согласно проведенным расчетам, получены следующие значения: §2016 =

= 2,4808 §20,7 = 2,6166 §2018 = 3,0323 §2019 = 3,0588 §2020 = 2,6121

Подводя итог, следует отметить, что по результатам проведенного анализа выявлено, что наилучшим с точки зрения финансовой безопасности считается 2019 год. В данном периоде были

26

ИП Б_ВДС

-2016 год -2017 год -2018 год -2019 год -2020 год

Рис. 1. Многоугольник уровня финансовой безопасности Российской Федерации в 2016-2020

годах (Составлено авторами)

зафиксированы наилучшие показатели при оценке различными методами. В связи с тем, что при оценке методом сложения, а также графическим методом, были получены одинаковые рейтинговые позиции годов, данное обстоятельство служит доказательством достоверности и грамотности проведенного анализа.

Проведенная оценка уровня финансовой безопасности Российской Федерации показала, что в анализируемом периоде наблюдается ряд проблем, которые негативно отражаются на общем уровне. В целях определения существующих угроз финансовой безопасности, а также дальнейшей разработки стратегических планов целесообразно провести стратегический анализ с использованием методики З^ОТ-анализа.

Методика SWOT-анализа представляет собой оценку реального стратегического состояния государства, которая показывает, насколько существующая политика по обеспечению финансовой безопасности отвечает внешним и внутренним факторам. Формулируя стратегию укрепления национальной безопасности в сфере финансовой безопасности и работая над слабыми сторонами, государство должно превращать актуальные угрозы финансовой безопасности в сфере финансовой в благоприятные возможности.

На рисунке 2 представлена матрица SWOT-анализа, которая демонстрирует основные составляющие: сильные и слабые стороны, возможности и угрозы финансовой безопасности.

Проанализировав матрицу SWOT-анализа, можно сделать вывод, что в Российской Федерации преобладают сильные стороны, однако существует множество слабых сторон и угроз внешней среды. В совокупности поле сильных сторон и возможностей преобладает над полем слабостей и угроз. Следовательно, у Российской Федерации есть перспективы развития, однако для дальнейшего развития ей необходимо использовать сильные стороны для нейтрализации угроз.

27

S — Strehgths (СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ)

W — Weaknesses (СЛАБЫЕ СТОРОНЫ)

1. Запущены и успешно функционируют платежная система «Мир», Система быстрых платежей Банка России (СБП) и Система передачи финансовых сообщений Банка России (СПФС).

2. Проведение «налогового маневра» путем снижения прямых налогов, а также снижения степени регрессивности в налогообло-жгнии доходов.

3. Переход к мягкой денежно-кредитной политике в сочетании с комплексом антикризисных мер.

4. Расширение банками платежных услуг населению и хозяйствующим субъектам.

5. Реализация Банком России мер, направленных на поддержку реструктуризации кредитов и сохранение кредитного потенциала финансового сектора.

6. Снижение валютизации банковского сектора.

7. Ускорение корпоративного кредитования.

8. Ускорение процесса цифровизации финансового рынка.

О — Opportunities (ВОЗМОЖНОСТИ)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Внесение изменений в налоговом законо дательстве, направленных на стимулирование инвестиционной активности, совершенствование налогового администрирования.

2. Дальнейшая цифровизация экономики.

3. Модернизация налоговой и кредитно-финансовой политик.

4. Формирование в банках накопленных буферов, которые могут быть использованы для покрытия убытков и восстановления кредитования.

5. Проведение политики по деофшоризации экономики.

6. Создание и поддержание в стране благоприятного инвестиционного климата.

7. Создание информационного ресурса, в целях контроля выполнения хозяйствующими субъектами установленных обязательных требований.

1. Высокая волатильность на финансовых рынках.

2. Макроэкономическая нестабильность, связанная с усугублением международных отношений с рядом стран, растущий объем санкций.

3. Малая результативность налогового контроля поступления налоговых платежей и сборов в бюджеты различных уровней.

4. Неравномерность распределения бюджетных средств в рамках бюджетного финансирования РФ.

5. Расширение дефицита бюджета, вызванное увеличением расходов на финансирование антикризисных программ.

6. Расширение теневой и криминальной экономики.

7. Снижение инвестиционной привлекательности Российской Федерации, связанное с распространение СОУГО-19.

8. Фаза продолжительного кредитного сжатия — сокращение кредитования на фоне снижающихся процентных ставок.

Т — Trears (УГРОЗЫ)

1. Вынужденное сокращение деловой активности вследствие ограничительных мер, принятых для предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции.

2. Высокий уровень налоговой преступности.

3. Сохранение условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений.

4. Нарастание геополитических и санкци-онных рисков.

5. Увеличение спроса на реструктуризацию кредитов в связи с резким падением доходов заемщиков.

6. Утечка капиталов за рубеж, наносящая ущерб отечественной экономике.

7. Ухудшение внешнеторговых условий в связи с резким снижением цен на нефть и сложной геополитической ситуацией.

Рис. 2 Матрица SWOT-анализа финансовой безопасности Российской Федерации (Составлено

авторами)

28

Проведенная оценка уровня финансовой безопасности Российской Федерации, а также проведенный количественный и качественный анализ внутренних и внешних угроз, дают основания выделить основные направления, в которых необходимо производить реформирование в целях стабилизации и улучшения сложившийся ситуации. Так среди основных направлений стоит выделить следующие:

• мероприятия по укреплению бюджетно-налоговой системы;

• мероприятия по стабилизации кредитно-банковской системы;

• мероприятия по стабилизации валютно-денежной сферы;

• мероприятия по повышению инвестиционной активности;

• мероприятия по улучшению деятельности страхового и фондового рынков.

Рассмотрим каждое из указанных направлений, определяя основные меры по укреплению уровня финансовой безопасности Российской Федерации.

Основные мероприятия, направленные на укрепление бюджетно-налоговой системы Российской Федерации, представлены на рисунке 3.

Меры укрепления бюджетно-налоговой системы

bZ.

Структурный маневр в налоговой системе

Sz

Стратегическая приор итез ация р асхо до в бюджета

bZ

Повышение качества налогового администрирования

обеспечение единого уровня «налоговой нагрузки», как на отдельные регионы, так иотрасли российскойэкономики.

снижения степени регрессивности в налогообложении доходов.

повышение эффективности льгот при добыче нефти

снижение страховых взносов для МСП в рамках структурных изменений налоговой системы.

продление до 2024 года права регионов вводить «налоговые каникулы» в виде нулевой ставки.

увеличение объемов финансирования мероприятий нацпроектов и мер по реализации Послания Президента Федеральному Собранию

развитие налогового мониторинга, в том числе посредством уменьшения пороговых требований вхождения налогоплательщиков в налоговый мониторинг

введение института «единого налогового платежа», предполагающего уплату налогов одним платёжным поручением

расширение возможностей информационного взаимодействия между налоговыми органами, Банком России и кредитными организациями в рамках осуществления налогового и банковского контроля/надзора

Усиление ответственности за нецелевое использование бюджетных средств, невыполнение условий межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов.

Л/а 3. Мероприятия, направленные на укрепление бюджетно-налоговой системы Российской Федерации (Составлено авторами)

29

Исходя из данных, представленных на рисунке 3, видно, что основные мероприятия направлены на повышение качества контроля и проверок в бюджетно-налоговой системе, а также смягчение налогового бремени, при одновременном ужесточении законодательства. Следует отметить, что результативность проведенных мероприятий будет больше, если их проводить в комплексе.

Важным моментом укрепления любой системы является проведение качественного и своевременного контроля. Повышение качества налогового администрирования будет способствовать повышению налоговых доходов, посредством снижения совокупной налоговой задолженности. Внедрение новых информационных технологий и постепенное формирование единого информационного пространства администрирования позволят без увеличения налоговой нагрузки значительно повысить собираемость доходов бюджетов [4].

Далее рассмотрим мероприятия, направленные на стабилизацию кредитно-банковской системы Российской Федерации (рис. 4).

Поддержание и развитие финансовой инфраструктуры кредитных организаций.

Внедрение института электронной банковской гарантии в целях повышения доступности и безопасности использования банковских гарантий.

Повышение уровня защиты финансовых, интеллектуальных и цифровых ресурсов, информации и имущества банка.

Развитие финансовых технологий банковского сектора, в том числе посредством совершенствования механизмов его поддержки.

Совершенствование системы регулирования банковской деятельности и банковского надзора.

Совершенствование информационных систем кредитных организаций, в целях предотвращения кибератак, а также обмен информацией о кибератаках с регулятором и участниками рынка.

Рис. 4. Мероприятия, направленные на стабилизацию кредитно-банковской системы Российской Федерации (Составлено авторами)

Реализация указанных мер направлена на повышение качества и привлекательности банковских продуктов, укрепление устойчивости национальной банковской системы. Основной угрозой безопасности кредитно-банковской системы Российской Федерации является наличие большого количества банков, нарушающих установленные правила ведения банковской деятельности. Основными причинами отзыва лицензий является нарушение закона о борьбе с отмыванием преступных доходов путем участия банка в проведении сомнительных операций, и, во-вторых, наличие ситуации, при которой банк утрачивает капитал и становится финансово несостоятельным [26].

В целом следует отметить, что кредитно-банковская система Российской Федерации находится на весьма высоком уровне, способном обеспечить своевременное реагирование на внешние и внутренние изменения. А реализация Банком России мероприятий, направленных на поддержание стабильности кредитно-банковской сферы являются неким гарантом надежности и устойчивости системы.

30

3

s

<u

H

й

о

«

о

и

о

«

о

и

я

о

я

H

s

»

&

s

s

я

-

ю

H

о

о

я

s а

s

Уровень инвестиционной безопасности Российской Федерации оценивается как неудовлетворительный. По мнению большинства экспертов, это объясняется низким уровнем инвестиционной привлекательности Российской Федерации, которая в большей степени связана с несовершенством законодательной базы. Повышение инвестиционной безопасности предполагает использование комбинации разнообразных инструментов на государственном и региональном уровнях с учетом особенностей каждого конкретного региона. На рисунке 5 представлены основные мероприятия, направленные на повышение уровня инвестиционной безопасности.

Мероприятия повышения уровня инвестиционной безопасности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Системные меры повышения инвестиционной активности

Создание механизмов реализации инвестиционных проектов в регионах и стимулирование экономического развития

Ускоренное осуществление государственной стратегии поддержки НИОКР и инноваций

переход к новому порядку предоставления налоговых льгот инвестиционного характера, предусматривающего заключение инвестиционных соглашений между получателем льгот и Правительством РФ

создание комплексной системы финансирования проектов по разработке/внедрению цифровых технологий и платформенных решений, включая механизмы грантов, льготного кредитования, венчурного финансирования

запуск механизма финансирования бюджетных инвестиций в объекты транспортной, инженерной, энергетической и коммунальной инфраструктуры

усовершенствование механизма инвестиционного налогового вычета с частичной компенсацией соответствующих выпадающих доходов

совершенствование механизма прямого государственного финансирования

развитие рисковых форм предпринимательства, как основного элемента развития сферы НИОКР

активная поддержка и создание благоприятной среды для роста инвестиций бизнеса в НИОКР и дальнейшего внедрения их результатов непосредственно в производство

Укрепление доверия розничного потребителя и инвестора к финансовому рынку через усиление его защищенности, повышение финансовой грамотности и расширение доступности финансовых услуг

Развитие современного финансового рынка для удовлетворения потребностей российской экономики в инвестициях и эффективных платежных сервисах

Обеспечение финансовой стабильности — бесперебойного функционирования финансового рынка, в том числе в условиях стресса.

Рис. 5. Мероприятия, направленные на повышение уровня инвестиционной безопасности Российской Федерации (Составлено авторами)

Повышение уровня инвестиционной безопасности напрямую зависит от уровня инвестиционной привлекательности государства. Повышение инвестиционной привлекательности будет достигаться при помощи совершенствования законодательной базы, а также направления бюджетных средств на поддержку и развитие финансового рынка Российской Федерации.

31

Далее рассмотрим мероприятия по стабилизации валютно-денежной сферы. Среди основных мероприятий, следует отметить такие как:

1. Деофшоризация российской экономики:

а) сокращение возможности уклонения в сфере международного налогообложения;

б) пересмотр соглашений об устранении двойного налогообложения;

в) приведение законодательства о международном автоматическом обмене информацией в полное соответствие Единому стандарту отчетности ОЭСР;

г) повышение эффективности обмена финансовыми данными.

2. Повышение понимания и доверия общества к проводимой денежно-кредитной политике Банка России.

3. Расширение влияния национальной валюты на международных экономических рынках.

4. Предотвращение «утечке» капитала.

5. Либерализация законодательства в сфере валютного контроля.

В связи с вышесказанным, следует отметить, что главной проблемой современной валютно-денежной системы Российской Федерации является именно «утечка» капитала. Проблема оттока капитала из страны является сейчас во многом определяющей для дальнейшего развития российской экономики. Во многом данное обстоятельство вызвано тем, что отток капитала имеет ряд отрицательных последствий для экономики страны: сокращение предложения валюты и уменьшения денежной массы; сокращение валютных резервов; сокращение инвестиционных ресурсов и создание искусственного спроса на зарубежные кредиты; уменьшение налогооблагаемой базы; снижение устойчивости финансового рынка и другие [3].

Таким образом, реализация предложенных мер будет способствовать укреплению и стабилизации валютно-денежной системы, что в свою очередь будет способствовать повышению уровня финансовой безопасности Российской Федерации.

Безопасность и стабильность страхового и фондового рынков также является залогом обеспечения высокого уровня финансовой безопасности государства. В связи с этим далее рассмотрим мероприятия, направленные на укрепление безопасности страхового и фондового рынков.

Меры укрепления страхового рынка Российской Федерации:

• повышение уровня финансовой защищенности всех участников страхового рынка и снижение уровня финансовой напряженности;

• обеспечение привлечения достаточных инвестиционных ресурсов на страховой рынок и в экономику России;

• расширение спектра условий, которые обеспечивают развитие различных форм страхования;

• формирование системы эффективных механизмов и моделей урегулирования споров между страхователями и страховыми компаниями;

• государственное стимулирование социальных страховых программ путем повышения общей финансовой грамотности населения, осознания потенциальными страхователями объективной природы рисков и наиболее оптимальных методов их минимизации.

Таким образом, реализация предложенных мер будет способствовать стабилизации ситуации на страховом рынке, повышению качества и привлекательности страховых продуктов, и повышению финансовой безопасности Российской Федерации.

Следующим важным моментом является рассмотрение мероприятий по укреплению фондового рынка. На сегодняшний день фондовый рынок Российской Федерации является развивающимся и динамичным рынком. Однако в связи с обострением геополитической ситуации, а также распространению коронавирусной инфекции фондовый рынок испытал серьезные потрясения. Главным результатом влияния внешних и внутренних угроз стало снижение капитализации фондового рынка, а также снижение деловой и инвестиционной активности. Все это создает барьеры, препятствующие развитию фондового рынка, в связи с чем возникает необходимость разработки мероприятий, направленных на нивелирование имеющихся угроз и создание условий, способствующих поддержанию и развитию фондового рынка России.

Далее на рисунке 6 рассмотрим мероприятия, направленные на укрепление фондового рынка Российской Федерации.

32

Рис. 6 Мероприятия, направленные на укрепление фондового рынка Российской Федерации

(Составлено авторами)

Исходя из предложенных мероприятий, видно, что основной акцент уделяется повышению емкости и прозрачности фондового рынка, а также его совершенствованию его правового регулирования. Важным моментом при реализации предложенных мер должно стать внедрение эффективной и надежной информационной инфраструктуры, посредством которой будет гарантирована защита инсайдерской информации. Предложенные меры позволят создать «иммунитет» фондового рынка в противодействии влиянию внешних и внутренних угроз, что в итоге позволит обеспечить устойчивость и стабильное развитие рынка.

Обобщая вышесказанное, следует отметить, что реализация предложенных мер будет способствовать не только поддержанию удовлетворительного уровня финансовой безопасности государства, но и созданию условий, способствующих повышению данного уровня.

Дальнейшее развитие Российской Федерации будет происходить в условиях неопределенности и дестабилизации, в связи с чем возникает необходимость разработки конкретных мер поддержки финансовой безопасности.

Реализация мероприятий, направленных на обеспечение стабильного уровня финансовой безопасности должно отвечать основным целям национальной стратегии развития Российской Федерации. Так, исходя из указа Президента РФ от 21 июля 2020 г №2 474 основной целью является

33

построение эффективного государства, способного преодолеть последствия пандемии коронави-русной инфекции, адаптироваться к новой реальности и обеспечить стабильное функционирование социальных и государственных институтов. ВЫВОДЫ

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

По результатам комплексной оценки финансовой безопасности Российской Федерации было выявлено, что на протяжении всего периода анализа ее уровень был достаточным.

Проведенный SWOT-анализ позволил определить сильные и слабые стороны финансовой безопасности Российской Федерации.

На основании проведенной количественной оценки уровня финансовой безопасности были определены мероприятия, способствующие снижению влияния выявленных угроз и укреплению финансовой безопасности Российской Федерации. Так среди приоритетных направлений можно выделить: поддержание и развитие финансовой инфраструктуры, внедрение новых информационных технологий и постепенное формирование единого информационного пространства в целях повышения эффективности администрирования; проведение мероприятий в рамках повышения уровня инвестиционной привлекательности государства; совершенствование законодательной базы в финансовой сфере и взаимосвязанных с ней структур.

Реализация предложенных мероприятий будет способствовать созданию условий, в которых формируется надежная и устойчивая финансово-экономическая система, обладающая не только высоким уровнем финансовой безопасности, но и значительным потенциалом для дальнейшего развития государства.

Обеспечение высокого уровня финансовой безопасности является залогом достижения экономического роста и социального развития государства. Важным условием предложенных мер является то, что их реализация должна иметь комплексный, своевременный и системный характер. При этом, в целях достижения максимальной результативности необходимо проводить постоянный анализ и осуществлять контроль за полнотой и своевременностью реализации поставленных задач. Именно в таких условиях возможно создание надежной и устойчивой финансово-экономической системы, обладающей не только высоким уровнем финансовой безопасности, но и большим потенциалом для дальнейшего развития государства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Блажевич О.Г. Особенности обеспечения финансовой безопасности государства / О.Г. Блажевич, С.В. Жупанова // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2022. — №2 2 (59). — С. 5-21.

2. Борщ Л.М. Финансовая безопасность российской финансовой системы: современные вызовы и угрозы / Л.М. Борщ // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2022. — №2 1 (58). — С. 5-17.

3. Винникова И.С. Динамика развития кредитной сферы России: перспективы и прогнозы / И.С. Винникова, Е.А. Кузнецова, С.О. Голованова [Электронный ресурс] // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. — 2019. — №2 4 (38). — С. 128-134. — Режим доступа: суЬег1етпка.ги/а111с1е/пМпат1ка-гаэтШуа-кге&Шоу^егу-гозБи (дата обращения: 26.09-30.09.2022).

4. Воробьева Е.И. Финансовая безопасность национальной экономики / Е.И. Воробьева, Ю.М. Дененберг // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2021. — №2 1 (54). — С. 5-15.

5. Годовой отчет Банка России [Электронный ресурс] // Центральный Банк Российской Федерации. — Режим доступа: cbr.ru/Co11ection (дата обращения: 26.09-30.09.2022).

6. Государственный внутренний долг Российской Федерации. Таблицы ежемесячных значений объема государственного внутреннего долга Российской Федерации [Электронный ресурс] / Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации. — Режим доступа: www.minfin.ru/ru/perfomance/pub1ic_debt (дата обращения: 26.09-30.09.2022).

7. Доля инвестиций нерезидентов в объеме выпусков облигаций федерального займа [Электронный ресурс] // Центральный банк Российской Федерации. — Режим доступа: cbr.ru/vfs/statistics (дата обращения: 26.09-30.09.2022).

8. Ежегодный мониторинг средств, выделенных из федерального бюджета на финансирование НИОКР (в том числе по приоритетным направлениям инновационного развития России) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: ac.gov.ru/fi1es/attachment/4879.pdf (дата обращения: 26.09-30.09.2022).

34

9. Изварина Н.Ю. Обеспечение финансовой безопасности государства условиях экономического кризиса / Н.Ю. Изварина, К.В. Климина [Электронный ресурс] // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2021. — №6-1. — Режим доступа: cyberleninka.ru/article/n/obespechenie-finansovoy-bezopasnosti

10. Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации [Электронный ресурс] // Министерство финансов Российской Федерации. — Режим доступа: minfin.gov.ru/ru/ (дата обращения: 26.09-30.09.2022).

11. Консолидированный бюджет Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов [Электронный ресурс] // Федеральное казначейство. — Режим доступа: www.roskazna.ru/ ispolneniebyudzhetov/ (дата обращения: 26.09-30.09.2022).

12. Обзор ключевых показателей деятельности страховщиков [Электронный ресурс] // Информационно-аналитический материал / Центральный Банк Российской Федерации. — Режим доступа: cbr.ru/analytics/ (дата обращения: 26.09-30.09.2022).

13. Обзор финансовой стабильности Российской Федерации [Электронный ресурс] / Информационно-аналитический материал // Центральный банк Российской Федерации. — Режим доступа: www.cbr.ru/statistics/ (дата обращения: 26.09-30.09.2022).

14. Отчет о задолженности по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации год [Электронный ресурс] // Федеральная налоговая служба. — Режим доступа: www.nalog.ru/rn48/related_activities/statistics_and_analytics/forms/ (дата обращения: 26.0930.09.2022).

15. Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов, страховых взносов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации год [Электронный ресурс] // Федеральная налоговая служба. — Режим доступа: www.nalog.ru/rn48/related_activities/ (дата обращения: 26.09-30.09.2022).

16. Отчет о результатах контрольной работы налоговых органов (сведения о проведении камеральных и выездных проверок) [Электронный ресурс] // Федеральная налоговая служба. — Режим доступа: www.nalog.ru/ rn48/related_activities/ (дата обращения: 26.09-30.09.2022).

17. Россия в цифрах. 2016 [Текст]: Краткий статистический сборник / Росстат- М., 2016. — 543 с.

18. Россия в цифрах. 2017 [Текст]: Краткий статистический сборник / Росстат- М., 2017. — 511 с.

19. Россия в цифрах. 2018 [Текст] : Краткий статистический сборник / Росстат- М., 2018. — 522 с.

20. Россия в цифрах. 2019 [Текст] : Краткий статистический сборник / с- М., 2020. — 542 с.

21. Россия в цифрах. 2020 [Текст]: Краткий статистический сборник / Росстат- М., 2021. — 530 с.

22. Сведения о размещенных и привлеченных средствах [Электронный ресурс] // Центральный банк Российской Федерации. — Режим доступа: www.cbr.ru/statistics/pdko/sors/ (дата обращения: 26.09-30.09.2022).

23. Статистика внешнего сектора [Электронный ресурс] // Центральный банк Российской Федерации. — Режим доступа: www.cbr.ru/statistics /?PrtId=svs (дата обращения: 26.09-30.09.2022).

24. Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: rosstat.gov.ru (дата обращения: 26.09-30.09.2022).

25. Центральный Банк Российской Федерации: официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: cbr.ru/ (дата обращения: 26.09-30.09.2022).

26. Dudin M.N. SWOT Analysis as an Effective Tool for Identification of the Strengths and Weaknesses of the State's Financial Security System / M.N. Dudin, D.D. Burkaltseva, O.G. Blazhevich, A.V Betskov, VF. Gaponenko, H.Sh. Kilyaskhanov, N.S. Safonova // International Journal of Engineering & Technology.—2018. — 7 (3.14). — 291-299.

SPtSOKLTTERATURY

1. Blazhevich O.G. Osobennosti obespecheniya finansovoy bezopasnosti gosudarstva / O.G. Blazhevich, S.V. Zhupanova // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2022. — № 2 (59). — S. 5-21.

2. Borshch L.M. Finansovaya bezopasnost' rossiyskoy finansovoy sistemy: sovremennyye vyzovy i ugrozy / L.M. Borshch // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2022. — N° 1 (58). — S. 5-17.

3. Vinnikova I.S. Dinamika razvitiya kreditnoy sfery Rossii: perspektivy i prognozy / I.S. Vinnikova, Ye.A. Kuznetsova, S.O. Golovanova [Elektronnyy resurs] // Innovatsionnaya ekonomika: perspektivy razvitiya i sovershenstvovaniya. — 2019. — № 4 (38). — S. 128-134. — Rezhim dostupa: cyberleninka.ru/article/n/dinamika-razvitiya-kreditnoy-sfery-rossii (data obrashcheniya: 26.09-30.09.2022).

4. Vorobyova E.I. Finansovaya bezopasnost' natsional'noy ekonomiki / E.I. Vorobyova, Yu.M. Denenberg // Nauchnyy vestnik: finansy, banki, investitsii. — 2021. — № 1 (54). — S. 5-15.

5. Godovoy otchet Banka Rossii [Elektronnyy resurs] // Tsentral'nyy Bank Rossiyskoy Federatsii. — Rezhim dostupa: cbr.ru/Collection (data obrashcheniya: 26.09-30.09.2022).

6. Gosudarstvennyy vnutrenniy dolg Rossiyskoy Federatsii. Tablitsy yezhemesyachnykh znacheniy ob'yema gosudarstvennogo vnutrennego dolga Rossiyskoy Federatsii [Elektronnyy resurs] / Ofitsial'nyy sayt Ministerstva finansov Rossiyskoy Federatsii. — Rezhim dostupa: www.minfin.ru/ru/perfomance/public_debt (data obrashcheniya: 26.09-30.09.2022).

35

7. Dolya investitsiy nerezidentov v ob'yeme vypuskov obligatsiy federal'nogo zayma [Elektronnyy resurs] // Tsentral'nyy bank Rossiyskoy Federatsii. — Rezhim dostupa: cbr.ru/vfs/statistics (data obrashcheniya: 26.0930.09.2022).

8. Yezhegodnyy monitoring sredstv, vydelennykh iz federal'nogo byudzheta na finansirovaniye NIOKR (v tom chisle po prioritetnym napravleniyam innovatsionnogo razvitiya Rossii) [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: ac.gov.ru/files/attachment/4879.pdf (data obrashcheniya: 26.09-30.09.2022).

9. Izvarina N.Yu. Obespecheniye finansovoy bezopasnosti gosudarstva usloviyakh ekonomicheskogo krizisa / N.Yu. Izvarina, K.V Klimina [Elektronnyy resurs] // Ekonomika i biznes: teoriya i praktika. — 2021. — №№6-1. — Rezhim dostupa: cyberleninka.ru/article/n/obespechenie-finansovoy-bezopasnosti

10. Ispolneniye federal'nogo byudzheta i byudzhetov byudzhetnoy sistemy Rossiyskoy Federatsii [Elektronnyy resurs] // Ministerstvo finansov Rossiyskoy Federatsii. — Rezhim dostupa: minfin.gov.ru/ru/ (data obrashcheniya: 26.09-30.09.2022).

11. Konsolidirovannyy byudzhet Rossiyskoy Federatsii i byudzhetov gosudarstvennykh vnebyudzhetnykh fondov [Elektronnyy resurs] // Federal'noye kaznacheystvo. — Rezhim dostupa: www.roskazna.ru/ ispolneniebyudzhetov/ (data obrashcheniya: 26.09-30.09.2022).

12. Obzor klyuchevykh pokazateley deyatel'nosti strakhovshchikov [Elektronnyy resurs] // Informatsionno-analiticheskiy material / Tsentral'nyy Bank Rossiyskoy Federatsii. — Rezhim dostupa: cbr.ru/analytics/ (data obrashcheniya: 26.09-30.09.2022).

13. Obzor finansovoy stabil'nosti Rossiyskoy Federatsii [Elektronnyy resurs] / Informatsionno-analiticheskiy material // Tsentral'nyy bank Rossiyskoy Federatsii. — Rezhim dostupa: www.cbr.ru/statistics/ (data obrashcheniya: 26.09-30.09.2022).

14. Otchet o zadolzhennosti po nalogam, sboram, strakhovym vznosam, penyam i nalogovym sanktsiyam v byudzhetnuyu sistemu Rossiyskoy Federatsii god [Elektronnyy resurs] // Federal'naya nalogovaya sluzhba. — Rezhim dostupa: www.nalog.ru/rn48/related_activities/statistics_and_analytics/forms/ (data obrashcheniya: 26.0930.09.2022).

15. Otchet o nachislenii i postuplenii nalogov, sborov, strakhovykh vznosov i inykh obyazatel'nykh platezhey v byudzhetnuyu sistemu Rossiyskoy Federatsii god [Elektronnyy resurs] // Federal'naya nalogovaya sluzhba. — Rezhim dostupa: www.nalog.ru/rn48/related_activities/ (data obrashcheniya: 26.09-30.09.2022).

16. Otchet o rezul'tatakh kontrol'noy raboty nalogovykh organov (svedeniya o provedenii kameral'nykh i vyyezdnykh proverok) [Elektronnyy resurs] // Federal'naya nalogovaya sluzhba. — Rezhim dostupa: www.nalog.ru/ rn48/related_activities/ (data obrashcheniya: 26.09-30.09.2022).

17. Rossiya v tsifrakh. 2016 [Tekst]: Kratkiy statisticheskiy sbornik / Rosstat- M., 2016. — 543 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Rossiya v tsifrakh. 2017 [Tekst]: Kratkiy statisticheskiy sbornik / Rosstat- M., 2017. — 511 s.

19. Rossiya v tsifrakh. 2018 [Tekst]: Kratkiy statisticheskiy sbornik / Rosstat- M., 2018. — 522 s.

20. Rossiya v tsifrakh. 2019 [Tekst]: Kratkiy statisticheskiy sbornik / s- M., 2020. — 542 s.

21. Rossiya v tsifrakh. 2020 [Tekst]: Kratkiy statisticheskiy sbornik / Rosstat- M., 2021. — 530 s.

22. Svedeniya o razmeshchennykh i privlechennykh sredstvakh [Elektronnyy resurs] // Tsentral'nyy bank Rossiyskoy Federatsii. — Rezhim dostupa: www.cbr.ru/statistics/pdko/sors/ (data obrashcheniya: 26.09-30.09.2022).

23. Statistika vneshnego sektora [Elektronnyy resurs] // Tsentral'nyy bank Rossiyskoy Federatsii. — Rezhim dostupa: www.cbr.ru/statistics /?PrtId=svs (data obrashcheniya: 26.09-30.09.2022).

24. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki: ofitsial'nyy sayt [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: rosstat.gov.ru (data obrashcheniya: 26.09-30.09.2022).

25. Tsentral'nyy Bank Rossiyskoy Federatsii: ofitsial'nyy sayt [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: cbr.ru/ (data obrashcheniya: 26.09-30.09.2022).

26. Dudin M.N. SWOT Analysis as an Effective Tool for Identification of the Strengths and Weaknesses of the State's Financial Security System / M.N. Dudin, D.D. Burkaltseva, O.G. Blazhevich, A.V Betskov, VF. Gaponenko, H.Sh. Kilyaskhanov, N.S. Safonova // International Journal of Engineering & Technology. — 2018. — 7 (3.14). — 291-299.

Статья поступила в редакцию 14 октября 2022 года Статья одобрена к печати 24 октября 2022 года

36

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.