Научная статья на тему 'Комплексная оценка эстетических компонентов исполнительского мастерства в гимнастических видах спорта'

Комплексная оценка эстетических компонентов исполнительского мастерства в гимнастических видах спорта Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1206
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРТИСТИЗМ / ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ / МОДЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / УРОВЕНЬ ЭСТЕТИЧНОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА / ARTISTRY / AESTHETIC COMPONENTS / MODELING CHARACTERISTICS / LEVEL OF AESTHETICS OF MASTERY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Плеханова Марина Эдуардовна

В статье приведена методика, которая позволяет оценивать эстетические компоненты исполнительского мастерства в гимнастических видах спорта путем построения эталонных рядов и дифференцированной оценкой единичных показателей эстетики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Плеханова Марина Эдуардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Complex estimation of the aesthetic components of mastery in gymnastic kinds of sports

The article shows the technique which allows to estimate the aesthetic components of mastery in gymnastic kinds of sports by construction of reference numbers and differentiated estimation of the individual indicators of aesthetics.

Текст научной работы на тему «Комплексная оценка эстетических компонентов исполнительского мастерства в гимнастических видах спорта»

5. Татарух, Р. Влияние уровня развития физических качеств студентов на темпы освоения техники игровых действий / Р. Татарух, Д. Наварецки // Человек в мире физической культуры : сборник научных трудов / под общ. ред. д-ра пед. наук, проф. В.И. Григорьева ; Санкт-Петербургский гос. ун-т экономики и финансов. - СПб., 2008. - С. 246-251.

6. Ефременко, К.Н. Педагогическая технология формирования готовности студентов вузов физической культуры к самообразовательной деятельности в условиях болонского процесса / К.Н. Ефременко, И.А. Ефременкова, А.И. Сергеев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 9 (55). - С. 29-33.

7. Павлов, В.И. Педагогическая технология по воспитанию физической культуры личности у специалиста в условиях многоуровневого медицинского и ветеринарного образования / В.И. Павлов, О.В. Панина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 8 (42). - С. 74-78.

Контактная информация: [email protected]

УДК 796:794.1; 794.1

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ЭСТЕТИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА В ГИМНАСТИЧЕСКИХ ВИДАХ

СПОРТА

Марина Эдуардовна Плеханова, кандидат педагогических наук, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье приведена методика, которая позволяет оценивать эстетические компоненты исполнительского мастерства в гимнастических видах спорта путем построения эталонных рядов и дифференцированной оценкой единичных показателей эстетики.

Ключевые слова: артистизм, эстетические компоненты, модельные характеристики, уровень эстетичности исполнительского мастерства.

COMPLEX ESTIMATION OF THE AESTHETIC COMPONENTS OF MASTERY IN GYMNASTIC KINDS OF SPORTS

Marina Eduardovna Plehanova, the candidate of pedagogical sciences,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,

St.-Petersburg

Annotation

The article shows the technique which allows to estimate the aesthetic components of mastery in gymnastic kinds of sports by construction of reference numbers and differentiated estimation of the individual indicators of aesthetics.

Keywords: artistry, aesthetic components, modeling characteristics, level of aesthetics of mastery.

ВВЕДЕНИЕ

Повышение трудностей соревновательных программ в гимнастических видах спорта все чаще ставит судей в затруднительное положение. Все больше число спортсменов включает в свою программу максимум элементов высшей трудности и выполняет их технически совершенно - при такой ситуации лишь эстетическая сторона может служить тем трудно уловимым моментом, который дает возможность качественного различения выступления спортсменов (адекватное ранжирование по местам). В связи с этим, наряду с традиционными оценками результатов соревнований в аспекте «артистизм» предлагаем использовать разработанные нами компоненты, характеризующие уровень эстетичности исполнительского мастерства соревнующихся спорт-

сменов в гимнастических видах спорта и определяемые нами как «эстетические».

Изучение структуры соревновательной деятельности спортсменов с применением метода экспертизы, позволило ранжировать специфические качества исполнения упражнений по их эстетической значимости для достижения спортивного результата в гимнастических видах спорта с выделением главных эстетических компонентов исполнительского мастерства, определяющих художественную ценность композиции и культуру движения.

Первая группа компонентов (красота, эффектность, художественность, выразительность), определяющих «художественную ценность» композиции, характеризует эстетическое восприятие соревновательных упражнений. Вторая группа компонентов (целостность, гармоничность, естественность, оригинальность) - определяется таким фактором как «культура движения», характеризующих телодвижения, их адекватность решаемым конкретным задачам с точки зрения двигательного совершенства. [3-5].

Анализ специфической двигательной деятельности (выразительно-смысловая ценность соревновательного упражнения, посредством чувственно-пластического совершенства) гимнастов показал, необходимость системного подхода ее изучения на основе системообразующих факторов: «художественная ценность» и «культура движений» послужили основой для определения уровня эстетичности исполнительского мастерства в гимнастических видах спорта.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Для проведения анализа соревновательных упражнений непосредственно в модельных соревнованиях впервые был применен шкалографический анализ, посредством которого определялся уровень эстетичности исполнительского мастерства соревнующихся спортсменов различной квалификации по специализациям, что существенно позволило упростить для судейского состава процедуру оценки самой субъективной дефиниции - «артистизм», представленной во всех правилах соревнований исследуемых гимнастических видов спорта.

В качестве модельных образцов выбрано три гимнастки, занявшие 1-ое (А), 2-ое (В) и 3-ие (С) место на ГранПри по художественной гимнастике в г. Москва, проходившем 21-22 февраля 2010. Их оценка производится по отдельным показателям в соответствии с предлагаемой системой классификации (табл. 1).

Таблица 1

Вербально - числовая шкала для комплексной оценки эстетических компонентов

исполнительского мастерства

Вербальные Относительные Балл Количественные

оценки оценки значения

Очень высокая 1 5 0,81-1,0

Выше среднего уровня 0,8 4 0,61-0,8

Удовлетворительная 0,6 3 0,41-0,6

Ниже среднего уровня 0,4 2 0,21-0,4

Очень низкая 0,2 1 0,0-0,20

Для ранжирования спортсменов по местам применяем интегральный показатель (Х), который рассчитывался исходя из средней арифметической оценки (табл. 2).

Применяя данную таблицу в практике судейства, необходимо отметить ее удобство и простоту использования. Судья может ориентироваться на исходную базовую модель, применяя удобные для него числовые шкалы, которые в свою очередь, способны к модификации в универсальную шкалу для расчета в дальнейшем единого интегрального показателя (рис.1).

Таблица 2

Исходные данные для расчета комплексной оценки эстетических показателей __________________соревновательного упражнения гимнасток_______________________

№ п/п Показатель участник соревнований Значение показателей Базовая модель Относительные показатели

А В С А В С

1 Красота 5 4 3 5 0,9 0,7 0,6

2 Эффектность 5 3 3 5 1,0 0,6 0,5

3 Художественность 5 4 3 5 1,0 0,8 0,6

4 Оригинальность 5 4 3 5 0,9 0,8 0,7

5 Гармоничность 5 4 4 5 1,0 0,7 0,7

6 Естественность 5 3 4 5 1,0 0,6 0,7

7 Целостность 5 4 4 5 0,9 0,7 0,7

8 Выразительность 5 4 4 5 1,0 0,8 0,7

Комплексная оценка эстетических компонентов Художественная ценность Культура движений

Красота ь т с нос й е ■е ■е Художественность ь т с сон е л н и и и р о Гармоничность Естественность Целостность ь т с о н ь л О н и з а & А В

Высший уровень Шкала относительных показателей С В А 1,0

0,9 —' 1—^ ’ ^

0,8

Средний уровень 0,7

0,6 ^—1

0,5 ^

Низший уровень 0,4

0,3

0,2

0,1

0,0

Рис.1. Шкалографический анализ эстетических компонентов исполнительского мастерства гимнасток (упражнение с лентой)

Проверка разработанной методики оценки эстетических показателей достаточно объективна: выбранные три гимнастки, показавших лучшие результаты на соревнованиях были классифицированы по эстетическим показателям правильно, а полученные прогнозы оказались достаточно близки к реальным результатам, показанным спортсменами (табл. 3).

Таблица 3

Проверка разработанной модели оценки эстетических показателей:

— 1 п х=- Е х п 1=1 ха = 0,9625

хв = 0,7125

хс = 0,65

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Разработанную методику можно применять для контроля и планирования тренировочной работы в процессе подготовки гимнасток к соревнованиям. Результаты расчета показывают, что оценка эстетических показателей имеет особенности, связанные с выбором эталонных примеров путем построения эталонных рядов, дифференци-

рованной оценкой единичных показателей. Эти особенности обусловливаются тем, что эстетические показатели в чувственно наглядной форме отражают основные достоинства и недостатки исполнения упражнения.

ВЫВОДЫ

Определены наиболее информативные (с количественными значениями весомости) единичные показатели, позволяющие получить объективную комплексную оценку эстетических показателей соревновательного упражнения спортсмена. Разработанный метод комплексной оценки дал возможность провести наблюдение за тренировочным процессом сборных команд России по гимнастическим видам спорта на тренировочных сборах 2008-2009гг. Общий комплекс регистрируемых эстетических компонентов с критериями их оценки позволил в процессе сборов получить достоверную картину исполняемых соревновательных упражнений и выработать индивидуальные рекомендации по корректировке тренировочного процесса, направленного на развитие уровня эстетичности исполнительского мастерства, а так же при отборе спортсменов -для прогноза спортивных результатов в гимнастических видах спорта. Разработанная нами на научных основах методика оценки эстетических компонентов исполнительского мастерства по гимнастическим видам спорта может использоваться на различных уровнях подготовки спортсменов в гимнастических специализациях при условии соблюдения правил квалиметрии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акинфиева, Н. В. Квалиметрический инструментарий педагогических исследований // Педагогика. - 1998. - № 4. - С. 5-8 .

2. Яковлев, Е. В. Квалиметрический подход в педагогическом исследовании : новое видение // Педагогика. - 1999. - № 3. - С. 32-37.

3. Взаимосвязь эстетических ценностей и зрительских впечатлений при исполнении соревновательных упражнений в гимнастических видах спорта / Р.Н. Терё-хина, И.А. Винер, М.А. Плеханова, А.М. Кабаева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 10 (56). - С. 102-105.

4. К вопросу о правомерности выполнения ряда элементов в художественной гимнастике / Р.Н. Терехина, И.А. Винер, Р.Б. Цаллагова, И.А. Степанова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 3 (49). - С. 82-86.

5. Эстетические показатели исполнительского мастерства в гимнастических видах спорта / Р.Н. Терехина, И.А. Винер, Л.И. Турищева, М.Э. Плеханова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 11 (45). - С. 98-101.

Контактная информация: [email protected]

УДК 796:002

БИОМЕХАНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ

Светлана Борисовна Полянская, доцент,

Александр Витальевич Полянский, кандидат педагогических наук, доцент, Дмитрий Александрович Романов, кандидат педагогических наук, доцент, Славянский-на-Кубани государственный педагогический институт,

г. Славянск-на-Кубани

Аннотация

Цель исследования - создание математических моделей двигательной деятельности обучающихся. Реализация предложенных моделей на ЭВМ - фактор информатизации физического воспитания студентов.

Ключевые слова: биомеханические аспекты, математические модели, информатизация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.