Научная статья на тему 'Комплексная оценка бизнес-процессов предприятий: нечётко-множественный подход'

Комплексная оценка бизнес-процессов предприятий: нечётко-множественный подход Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
203
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / PROCESS APPROACH / БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / BUSINESS PROCESS / ОЦЕНКА / ASSESSMENT / НЕЧЁТКАЯ ЛОГИКА / FUZZY LOGIC / ТЕОРИЯ НЕЧЁТКИХ МНОЖЕСТВ / FUZZY SET THEORY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кочеткова Татьяна Сергеевна

В статье обоснована актуальность применения нечётко-множественного подхода к оценке бизнес -процессов предприятия. В настоящее время нет однозначности в определении системы показателей для оценки бизнес процессов предприятия. Анализ существующих классификаций показателей эффективности бизнес -процессов позволил выделить два направления их формирования. Первое направление это выделение групп показателей в соответствии с характеристиками процесса (стоимостные показатели, показатели времени и др.). Второе направление связано с определением групп показателей для оценки различных элементов бизнес-процесса (показатели процесса, показатели продукта, показатели ресурсов, показатели удовлетворённости процессом и др.). По нашему мнению, такая система показателей должна включать как количественные, так и качественные параметры. В последние годы всё больше российских предприятий с целью повышения конкурентоспособности пытаются организовать свою деятельность на основе современных научных исследований. Так, одним из перспективных направлений научных исследований в области анализа, прогнозирования и моделирования процессов предприятия является нечёткая логика. Использование нечёткой логики при оценке деятельности предприятия позволяет повысить степень обоснованности принятия управленческих решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кочеткова Татьяна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A COMPREHENSIVE ASSESSMENT OF BUSINESS PROCESSES OF ENTERPRISES: FUZZY-SET APPROACH

The article substantiates the relevance of the application of the fuzzy set approach to the assessment of the business processes of the enterprise. Currently, there is no certainty in defining the indicators system for the evalu a-tion of the business processes of the enterprise. The analysis of existing classifications of indicators of efficiency of business processes allowed distinguishing two directions of their formation. The first direction is identification of groups of indicators in accordance with the characteristics of the process (cost indicators, indicators of time, etc.). The second direction relates to the definition of the groups of indicators for assessing the various elements of the business process (process indicators, product indicators, resource indicators, indicators of satisfaction with p rocess etc.). In our opinion, such system of indicators should include both quantitative and qualitative parameters. In recent years more russian enterprises with the aim of improving the competitiveness of trying to organize its activities based on modern scientific research. So, one of the perspective directions of scientific researches in the field of analysis, forecasting and modeling of enterprise processes is fuzzy logic. The use of fuzzy logic in the evaluation of the enterprise activity allows to increase the degree of validity of acceptance of administrative decisions.

Текст научной работы на тему «Комплексная оценка бизнес-процессов предприятий: нечётко-множественный подход»

УДК 005.591.4

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ПРЕДПРИЯТИЙ:НЕЧЁТКО-МНОЖЕСТВЕННЫЙ ПОДХОД

Т.С. Кочеткова

Ивановский филиал Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова

В статье обоснована актуальность применения нечётко-множественного подхода к оценке бизнес -процессов предприятия. В настоящее время нет однозначности в определении системы показателей для оценки бизнес - процессов предприятия. Анализ существующих классификаций показателей эффективности бизнес -процессов позволил выделить два направления их формирования. Первое направление - это выделение групп показателей в соответствии с характеристиками процесса (стоимостные показатели, показатели времени и др.). Второе направление связано с определением групп показателей для оценки различных элементов бизнес-процесса (показатели процесса, показатели продукта, показатели ресурсов, показатели удовлетворённости процессом и др.). По нашему мнению, такая система показателей должна включать как количественные, так и качественные параметры. В последние годы всё больше российских предприятий с целью повышения конкурентоспособности пытаются организовать свою деятельность на основе современных научных исследований. Так, одним из перспективных направлений научных исследований в области анализа, прогнозирования и моделирования процессов предприятия является нечёткая логика. Использование нечёткой логики при оценке деятельности предприятия позволяет повысить степень обоснованности принятия управленческих решений.

Ключевые слова: процессный подход, бизнес-процесс, оценка, нечёткая логика, теория нечётких множеств.

В настоящее время многие российские предприятия в развитии управленческих технологий значительно отстают от иностранных предприятий. Современные стандарты управления, в том числе международный стандарт ISO 9001, предполагает применение процессного подхода, доказавшего свою эффективность на многих отечественных и зарубежных предприятиях. Применение процессного подхода и построение системы менеджмента качества на предприятии гарантирует чётко определённый порядок, ответственность за разработку, согласование, утверждение, ведение документации, её соответствие действующей нормативной базе. С целью проведения всестороннего анализа деятельности предприятия целесообразно все его процессы разделить на две группы: управляемые и управляющие. При этом под управляемым процессом мы понимаем упорядоченную совокупность операций по выполнению основных видов деятельности предприятия

и их обслуживании, осуществляемых под влиянием управляющих воздействий. Управляющий процесс, на наш взгляд, представляет собой упорядоченную совокупность операций, направленную на подготовку, принятие, реализацию управленческих решений и контроль их выполнения с целью повышения эффективности деятельности предприятия посредством привлечения и использования ресурсов управления. Управляющий и управляемый процессы находятся в непрерывном взаимодействии [1]. Обзор экономической литературы по вопросу показателей эффективности бизнес-процессов предприятия показал отсутствие единого подхода к составу показателей. Приведём некоторые оценочные показатели бизнес-процессов, предлагаемые в разное время учёными-экономистами (табл. 1) [1].

Анализ существующих классификаций показателей эффективности бизнес-процессов предприятия позволил вы-

делить два направления их формирования. Первое направление связано с выделением групп показателей в соответствии с характеристиками процесса (стоимостные показатели, показатели времени и др.). Второе направление связано с определением групп показателей для оценки различных элементов бизнес-процесса (показатели процесса, показатели про-

Показатели эффективно

дукта, показатели ресурсов, показатели удовлетворённости процессом и др.) [1]. Система показателей бизнес-процессов предприятия должна быть построена таким образом, чтобы обеспечивать адекватность их оценки. По нашему мнению, она должна сочетать в себе как количественный, так и качественный подход к оценке.

Таблица 1

бизнес-процессов предприятия

Автор Показатели бизнес-процессов предприятия

В.К. Чаадаев (2004 г.) Качественные параметры бизнес-процесса: - результативность - эффективность - адаптируемость - производительность - длительность - стоимость

С.М. Ковалёв, В.М. Ковалёв (2005 г.) - показатели результативности (показатели продукта) - показатели стоимости - показатели времени - показатели качества - показатели фрагментации (организационная сложность бизнес -процесса, определяемая количеством структурных подразделений и сотрудников компании, участвующих в нём)

В.Г. Елифёров, В.В. Репин (2005 г.) - показатели процесса - показатели продукта процесса - показатели удовлетворённости клиентов процесса - стоимостные показатели - показатели времени - технические показатели

К.К. Чупров (2011 г.) Количественные показатели бизнес-процессов: - сложность - процессность - контролируемость - ресурсоёмкость - регулируемость

В последние годы всё больше российских предприятий с целью повышения конкурентоспособности пытаются организовать свою деятельность на основе современных научных исследований. Так, одним из перспективных направлений научных исследований в области анализа, прогнозирования и моделирования процессов предприятия является нечеткая логика (fuzzy logic). Применение

теории нечётких множеств к оценке системы бизнес-процессов предприятия, в отличие от существующих подходов, позволит отобразить плавность перехода системы из одного состояния в другое, устранить противоречие, когда состояние системы процессов диагностируется на основе уровней нескольких показателей.

Нечёткая логика появилась в 1965 году в работах Лотфи А. Задэ (Ь^й А.

Zadeh), профессора технических наук Калифорнийского университета в Беркли, который ввёл в науку понятие нечётких множеств (fuzzy set). В отличие от стандартной логики, в которой два бинарных состояния (1/0, Да/Нет, Истина/Ложь и т.д.), нечёткая логика позволяет определять промежуточные значения между стандартными оценками. Примерами таких оценок являются: «скорее да, чем нет», «наверное да», «немного вправо», «резко влево» в отличие от стандартных: «вправо» или «влево», «да» или «нет». Следующим достижением теории нечётких множеств является введение в обиход так называемых нечётких чисел - нечётких подмножеств специализированного

вида, соответствующих высказываниям типа «значение переменной примерно равно а» [2]. В данной статье рассмотрим трапециевидные нечёткие числа. Определим в качестве носителя лингвистической переменной отрезок вещественной оси [0,1] (01- носитель). Введём лингвистическую переменную «Уровень показателя» с терм-множеством значений «Очень низкий, Низкий, Средний, Высокий, Очень Высокий». Для описания подмножеств терм-множества введём систему из пяти соответствующих функций принадлежности трапецеидального вида [2].

Везде в формулах (1)-(5) х - это 01-носитель. Построенные функции принадлежности приведены на рисунке 1 [2].

1, 0 < x < 0.15 ^(x) 10(0.25 -x), 0.15 < x < 0.25 . 0, 0.25 < x < 1 0, 0 < x < 0.15 10(x - 0.25), 0.15 < x < 0.25 (x) = J 1, 0.25 < x < 0.35 . 10(0.45 -x), 0.35 < x < 0.45 0, 0.45 < x <= 1 0, 0 < x < 0.35 10(x - 0.35), 0.35 < x < 0.45 (x) =J 1, 0.45 < x < 0.55 . 10(0.65-x), 0.55 < x < 0.65 0, 0.65 < x <= 1 0, 0 < x < 0.55 10(x - 0.55), 0.55 < x < 0.65 (x) =J 1, 0.65 < x < 0.75

10(0.85 -x), 0.75 < x < 0.85 0, 0.85 < x <= 1

0, 0 < x < 0.75

(x) 10(x-0.75 ), 0.75 < x < 0.85 .

1, 0.85 < x < 1

(1)

(2)

(3)

(4)

(5)

Рис. 1. Система трапециевидных функций принадлежности на 01 -носителе

Введём также набор узловых точек а] = (0.1, 0.3, 0.5, 0.7, 0.9), тогда введённую лингвистическую переменную «Уровень фактора», определённую на 01-носителе, в совокупности с набором узловых точек будем называть стандартным пятиуровневым нечётким 01 -классификатором.

Также, если существует набор из i=1..N отдельных факторов со своими текущими значениями х;, и каждому фактору сопоставлен свой пятиуровневый классификатор, то можно перейти от набора отдельных факторов к единому агрегированному фактору А_Ы, значение которого можно распознать впоследствии с помощью стандартного классификатора. Количественное же значение агрегированного фактора определяется по формуле двойной свёртки [2]:

N 5

а_Кр1 ^, (6)

1=1 j=l

где а] - узловые точки стандартного класси фикатор а; р; - вес 1- го факторов в свёртке; Ду (х;) - значение функции принадлежности ]-го качественного уровня относительно текущего значения 1- го фактора.

Далее показатель Л_К может быть подвергнут распознаванию на основе стандартного нечёткого классификатора.

Проведём комплексный анализ бизнес-процессов с использованием нечётко-множественного подхода на примере текстильного предприятия Ивановской области. Для характеристики управ-

ляемых бизнес-процессов (А) предприятия мы предлагаем использовать следующие базовые показатели (факторы): коэффициент безаварийности производственного процесса (а1); удельный вес сертифицированной продукции (а2); коэффициент эффективности претензионной работы с покупателями (а3); доля небракованной продукции (а4); рентабельность продаж (а5). Управляющие бизнес-процессы предприятия (В) предлагаем измерять на основе следующих базовых показателей (факторов): доля эффективно выполненных операций управленческим персоналом (Ь1); коэффициент регламентации управленческого труда (Ь2); доля недублируемых функций (Ь3); коэффициент постоянства управленческих кадров (Ь4); коэффициент тесноты внутренних связей (Ь5); степень соблюдения трудовой дисциплины (Ь6). Выбор показателей обусловлен их значимостью для анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, на основании которых руководство предприятия сможет принимать конкретные управленческие решения. Показатели бизнес-процессов по итогам 2015 года представлены в таблице 2.

Экспертным путём определяются значимости данных показателей в комплексной оценке, характеризующей управляемый (А) и управляющий (В) бизнес-процессы предприятия (табл.3).

Таблица 2

Показатели, характеризующие управляемый процесс (А) и управляющий процесс (В) предприятия за 2015 год

Показатель 2015г Показатель 2015г

а1 1 Ь1 0,84

а2 1 Ь2 0,55

аз 0,82 Ьз 0,96

а4 0,98 Ь4 1

а5 0,06 Ь5 0,84

- - Ьб 1

Таблица 3

Значимости показателей бизнес-процессов

Фактор Уровень значимости Фактор Уровень значимости

а1 0,2 Ь1 0,4

а2 0,2 Ь2 0,1

аз 0,1 Ь3 0,1

а4 0,2 Ь4 0,1

а5 0,3 Ь5 0,1

- - Ьб 0,2

Затем необходимо перейти от количественных оценок к качественным, чтобы охарактеризовать эффективность бизнес-процессов исследуемого предприятия. Этот подход осуществлялся с помощью аппарата нечётких множеств. Такой подход подробно описан в работах А.О. Недосекина. Введём лингвистическую переменную «Уровень показателя» с терм-множеством значений «Очень низкий, Низкий, Средний, Высокий, Очень высокий». Для описания подмн о-жеств терм-множества будем использо-

вать систему из пяти соответствующих функций принадлежности трапецеидального вида (1-5). Затем рассчитаем значения показателей А и В за 2015 год. Матрицы для оценки интегральных факторов, характеризующих бизнес-процессы исследуемого предприятия, приведены в таблицах 4 и 5.

Тогда по формуле (6) рассчитаем интегральный фактор: А2015=0,2*1*0,9+0,2*1*0,9+0,1*(0,3*0,7+ +0,7*0,9)+0,2*1*0,9+0,3*1*0,3=0,714.

Таблица 4

Матрица для оценки интегрального фактора, характеризующего управляемый

процесс предприятия за 2015 год

Факторы Значимости Функции п шнадлежности для уровней составляющих факторов

Очень низкий Низкий Средний Высокий Очень высокий

а1 0,2 0 0 0 0 1

а2 0,2 0 0 0 0 1

а3 0,1 0 0 0 0,3 0,7

а4 0,2 0 0 0 0 1

аз 0,3 0 1 0 0 0

Узловые точки 0,10 0,30 0,50 0,70 0,90

Таблица 5

Матрица для оценки интегрального фактора, характеризующего управляющий

процесс предприятия за 2015 год

Факторы Значимости Функции п шнздлежности для уровней составляющих факторов

Очень низкий Низкий Средний Высокий Очень высокий

b1 0,4 0 0 0 0,1 0,9

b2 0,1 0 0 1 0 0

b3 0,1 0 0 0 0 1

b4 0,1 0 0 0 0 1

b5 0,1 0 0 0 0,1 0,9

b6 0,2 0 0 0 0 1

Узловые точки 0,10 0,30 0,50 0,70 0,90

В2015=0,4*(0,1*0,7+0,9*0,9)+0,1*1*0, 5+0,1*1*0,9+0,1*1*0,9+0,1*(0,1*0,7+0,9* 0,9)+0,2*1*0,9=0,85.

Расчёт показателей позволяет сделать вывод, что уровень комплексного показателя А можно охарактеризовать как высокий, а комплексного показателя В - как очень высокий (в соответствии с установленными диапазонами).

Проведённое исследование показывает, что нечёткая логика обеспечивает эффективные средства отображения неопределённостей и неточностей реального мира, а построенная нечётко-

множественная модель позволяет менеджерам предприятий принимать экономически грамотные решения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кочеткова Т.С. Организационно -методическое обеспечение диагностики и прогнозирования бизнес-процессов текстильных предприятий: дис...канд. экон. наук: 08.00.05. Иван. гос. ун-т, Иваново, 2014. 265 с.

2. Недосекин А.О. Нечёткий финансовый менеджмент. М.: Аудит и финансовый анализ, 2003. 184с.

Рукопись поступила в редакцию 25.10.2016.

A COMPREHENSIVE ASSESSMENT OF BUSINESS PROCESSES OF ENTERPRISES:

FUZZY-SET APPROACH

T. Kochetkova

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article substantiates the relevance of the application of the fuzzy set approach to the assessment of the business processes of the enterprise. Currently, there is no certainty in defining the indicators system for the evalu a-tion of the business processes of the enterprise. The analysis of existing classifications of indicators of efficiency of business processes allowed distinguishing two directions of their formation. The first direction is identification of groups of indicators in accordance with the characteristics of the process (cost indicators, indicators of time, etc.). The second direction relates to the definition of the groups of indicators for assessing the various elements of the business process (process indicators, product indicators, resource indicators, indicators of satisfaction with process etc.). In our opinion, such system of indicators should include both quantitative and qualitative parameters. In recent years more russian enterprises with the aim of improving the competitiveness of trying to organize its activities based on modern scientific research. So, one of the perspective directions of scientific researches in the field of analysis, forecasting and modeling of enterprise processes is fuzzy logic. The use of fuzzy logic in the evaluation of the enterprise activity allows to increase the degree of validity of acceptance of administrative decisions.

Key words: process approach, business process, assessment, fuzzy logic, fuzzy set theory.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.