Язык СМИ
ЯЗЫК СМИ
УДК 81’23
КОМПЛЕКСНАЯ МОДЕЛЬ ГАЗЕТЫ: КОМПОНЕНТЫ И ПАРАМЕТРЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ
Н. В. Штыкова
Анализируя существующие модели печатного медиатекста - набор выявляемых компонентов и параметров моделирования - автор статьи доказывает, что следующий исследовательский этап должен быть связан с разработкой комплексной модели, включающей в себя все параметры печатного издания и выступающей в качестве нового инструмента анализа медиатекста газеты.
Ключевые слова: медиатекст, моделирование, адресант, адресат, компоненты модели.
Как бы ни предрекали исследователи и приверженцы современных онлайн технологий гибель «старушке газете», практика снова и снова уверяет в обратном. Газета до сих пор остаётся самым доступным средством получения актуальной информации. Именно поэтому теоретические аспекты структурирования форм и способов подачи этой самой информации представляют интерес для современной науки.
Стремление упорядочить компоненты медиатекста газеты связано с обращением к процессам, принципиально ориентированным на моделирование. Разработка различных аспектов моделирования периодических изданий проводится в отечественной филологической науке достаточно давно и весьма активно. Рассмотрим, в соответствии с какими критериями структурированы те или иные модели газеты и проанализируем их компоненты.
А. П. Киселёв, который является создателем основ газетного дизайна, для обозначения системы оформления газеты, правил её построения предложил термин «композиционно-графическая модель» (КГМ). КГМ А.П. Киселёва включает главную тематику газеты, её структуру, формы организации и подачи материалов и способы графического оформления всех содержательных компонентов издания [7].
43
Lingua mobilis № 6 (45), 2013
Болгарский исследователь Д. Георгиев ввёл в научный оборот понятие графической концепции (ГК) [4]. ГК включает полиграфические средства: шрифты, линейки, клише и т.д.; основные графические приёмы в оформлении публикаций: характер рамок, способ выделения частей текста - и такой компонент, как «риторический образ читателя».
Известный теоретик и практик композиционно-графического моделирования И. Н. Табашников выделял два качественно различающихся вида модели - описательную и физическую. Описательная модель - это свод правил, в которых закреплена система композиционных и графических характеристик газеты. Физическая модель тоже представляет собой систему композиционно-графических характеристик газеты [Табашников, 1980].
Исследователи В. В. Попов, С. М. Гуревич говорят о «композиционно-графической схематической конструкции», которая включает основную тематику газеты, её постоянную структуру, внутреннюю организацию материалов, способы графического выражения всех компонентов [6]. Изучению экспрессивно-стилистической модели газеты, содержащей жанровый, структурный и экспрессивный компоненты, посвящена работа Э.А. Лазаревой [9].
Комплексная оформительская модель, подробно описанная в работах С. И. Галкина [1; 2; 3], содержит четыре составные части: зафиксированную в каком-либо виде структуру издания (схематично может быть представлена так: издание - направление - раздел - подраздел - рубрика - тема - материал); размерные стереотипы (модульная сетка: формат, объём, периодичность); типовые макеты (макет - графический план, чертёж полосы или разворота); стандартные операции оформления. Нетрудно заметить, что эти четыре части отражают структуру и графическое оформление.
Композиционно-графическая модель представлена и в работе
В. В. Тулупова [13]. «Формула» издания, сжато определяющая (в девизе) его главную задачу и роль; «типологическая концепция» (особенность читательской аудитории; тематическое направление; жанры и формы подачи материала; стиль; объём; периодичность; тираж); «графическая концепция» (структура газеты; размещение материалов и рубрик; композиция страниц; постоянные графические элементы оформления) - вот компоненты модели В. В. Тулупова.
Комплексная модель газеты, по мнению исследователя Ю. Н. Мясникова, должна включать как минимум четыре компо-
44
Язык СМИ
нента-уровня: тематика, жанры, композиция, графика [11]. При этом принципиально важным исследователь считает тематический аспект моделирования. Определить нужную тематическую и жанровую структуру издания можно благодаря изучению запросов и интересов читательской аудитории.
Многосложную формулу графической модели газеты представляет в своих работах В. В. Скоробогатько [Скоробогатько 2008]. Эта формула выглядит так: «Читатель + Регион + Учредитель + Реклама + Редакция + Традиции + Тематика + Жанры + Формат + Объём + Периодичность + Цвет + Типография + Конкуренты= Графическая модель местной газеты». В отличие от предыдущих моделей, в формуле появляются такие компоненты, как учредитель, регион, конкуренты, типография, то есть всё, что касается собственно маркетинговой составляющей. Остальные слагаемые представлены и в предыдущих моделях в составе более крупных компонентов (тематика, жанры, оформление), первое же слагаемое и у В. В. Скоробогатько -образ читателя. Следовательно, В. В. Скоробогатько, так же как Д. Георгиев, В. В. Тулупов, Э. А. Лазарева, Ю. Н. Мясников, считает, что модель периодического издания должна быть ориентирована на информационно-тематические запросы читателей.
Максимально подробную модель одного издания (делового еженедельного журнала «Компания»), ориентированную на психологические особенности потребления информации, представил в своём диссертационном исследовании В. И. Коваленко [8]. В.И. Коваленко считает, что критерием моделирования издания должна быть базовая страта со схожими информационными потребностями. Компонентами модели являются имиджевые «атомы» информации (обложка; название издания; дизайн-макет, рубрика, положение текста в номере, заголовок; оформление текста, текст) и смысловые «атомы» информации (слово, высказывание, сюжет), т.е. данная модель включает два блока-компонента: графическое оформление и содержательность.
Итак, все описанные модели газет представлены либо в двухкомпонентном (композиция - графика; структура - графика; структура - содержательность), либо в трёхкомпонентном (композиция
- графика - тематика; жанры - структура - языковые средства), либо в четырёхкомпонентном (тематика - жанры - композиция
- графика) варианте. Вследствие этого можно сделать вывод, что модель газеты - это своеобразная схема, образец издания, характе-
45
Lingua mobilis № 6 (45), 2013
ризующийся графическими, композиционно-структурными, жанровыми и тематическими компонентами. Кроме того, учёные не исключают экспрессивно-стилистический компонент (Э. А. Лазарева, В. В. Тулупов) и «аудиторный фактор» (совокупность знаний о читателе конкретного издания) в составе модели (Д. Георгиев,
Э. А. Лазарева; В. В. Тулупов; В. В. Скоробогатько).
Анализируя существующие модели периодических изданий, мы отмечаем тот факт, что никто из исследователей не объединил в составе одной модели издания все компоненты, не определил их место и содержание в пределах комплексной модели газеты. «Несмотря на то, что теория журналистики пыталась ответить на вопрос, каковы параметры моделирования СМИ, проблема, связанная с отсутствием комплексной модели газеты, которая затрагивала бы все параметры издания, не решена» [8. С. 13].
Принимая во внимание опыт моделирования периодических изданий, существующий в современной филологической науке, мы предприняли попытку представить компоненты комплексной модели газеты. Итак, комплексная модель (см.: рис. 1) включает учредителя (собственника, издателя - они, кстати, могут совпадать или не совпадать в одном лице, учредитель даёт представление об экономических условиях газеты), концепцию, потенциальную аудиторию, на которую ещё на этапе разработки концепции ориентирована газета, лингвистическую и медийную составляющие, выделение которых оправданно в связи с понятием медиатекста.
~\ дизайнерский компонент
Рис. 1. Комплексная модель газеты
4 6
Язык СМИ
«Концепция влияет на определение типа газеты, на программу деятельности редакции, на выбор читательской аудитории» [5.
С. 67]. Чаще всего концепция понимается как выражение замысла учредителя, его интенциональных установок в отношении целевой аудитории. О чём говорить? Почему?, Зачем? Для кого? и Как это будет воспринято? - на эти вопросы отвечает учредитель, вырабатывая концепцию своей газеты. Но в замысел учредителя входит и получение прибыли, укрепление финансово-экономической базы. Следовательно, концепция издания может быть выражена в двухуровневом варианте - коммуникационном и маркетинговом.
Собственно лингвистическая составляющая представлена речевым портретом издания и жанровым компонентом. Речевой портрет газеты отражает употребление и анализ языковых средств в лингвопрагматическом аспекте с точки зрения нормативности, оце-ночности, экспрессивности, полистилизма, прежде всего, определяет коммуникативно-языковые стратегии, которые обеспечивают эффективное общение с читателем. Анализ жанров газеты позволит сделать вывод об основной коммуникативной стратегии издания, поскольку тот или иной жанр является средством реализации определённого коммуникативного замысла адресанта. В составе комплексной модели газеты описывается вся система жанров того или иного издания, выявляется их специфика и коммуникативная целесообразность, определяется соотношение жанров газеты (монологических - диалогических; информационных, аналитических, художественно-публицистических, эпистолярных, статистических, официальных, развлекательных, справочных), их роль, регулярность, степень «чистоты»1, влияние субъективных и объективных (территориальная принадлежность, периодичность выхода, читательская аудитория) факторов на формирование жанровой системы.
1 Современными исследователями жанров публицистики отмечаются активные процессы, связанные с упразднением жанровых «перегородок», трансформацией, взаимодействием и синтезом различных жанров. Наблюдается активная эволюция жанров и свободная комбинация признаков разных жанров в одном произведении. См., в частности: Тепляшина А. М. Методологические основы жанрообразования в масс-медиа // Логос, общество, знак (к исследованию проблемы феноменологии дискурса). СПб., 1997; Какорина Е. В. Стилистические изменения в языке газеты новейшего времени (трансформация семантико-стилистической сочетаемости): дис. ... канд. фил. наук. М. 1992; Дускаева Л. Р Диалогическая природа газетных речевых жанров. Пермь : Изд-во Перм. ун-та. 2004.
47
Lingua mobilis № 6 (45), 2013
Нелингвистическая (медийная) составляющая модели может быть организована типологическим компонентом, включающим периодичность, объём номера, тираж, «миссию» газеты, определяющую главную задачу и общественную роль издания, и маркетинговым компонентом, отражающим комплекс маркетинга (товар, цена, методы распространения, методы продвижения, PR) и обеспечивающим встраивание предприятия в существующую рыночную среду.
Синтезируют собственно лингвистические и медийные свойства содержательно-тематический, композиционный и дизайнерский компоненты модели в их тесной взаимозависимости. Содержательнотематический компонент, во-первых, определяется названием газеты, которое всегда даёт читателю представление о характере газеты, во-вторых, это общая и частная тематика (медиатопики), содержание стандартных и разовых разделов и рубрик. Содержательность определяется и наличием различных приложений к основному изданию (программа ТВ; объявления; рекламные вкладки; приложения по недвижимости; афиши). Увеличение их количества в условиях рыночной экономики - это не просто совершенствование содержательно-тематического компонента, но экономически-обусловлен-ный элемент маркетинговой стратегии.
Композиционный (структурный) компонент (разделы, рубрики, их соотношение и иерархия, расположение) зависит от концепции газеты, авторской интенции, содержательного компонента, типологических характеристик (например, территориальный фактор, периодичность и др.), особенностей аудитории (её состав, интересы, информационные запросы). Заметим, что сами названия разделов, рубрик, тематических полос, то есть номинации структурных компонентов газеты, представляют собой газетный словарь-тезаурус, который вполне может меняться, тем самым показывая изменения в приоритетах в публицистической картине действительности. Слова и словосочетания, входящие в словарь-тезаурус, называя по сути не событие, а компонент структуры, выполняют функцию своеобразных «навигаторов», позволяя читателю найти нужное, а также помогают запомнить общую структуру газеты и формируют в сознании постоянного читателя узнаваемый, не сбивающий с толку образ издания.
Дизайнерский компонент - это художественно-полиграфическое исполнение газеты, эстетический фактор, привлекающий внимание
48
Язык СМИ
покупателей и влияющий на уровень конкурентоспособности издания. Данный элемент модели отражает единообразие и упорядоченность в размещении материалов, выразительные визуальные и печатные средства, наличие оригинальных оформительских приёмов, предполагает взаимосвязь всех содержательных и композиционных компонентов. Отметим, что, рассматривая текст газеты как медиатекст, мы вполне оправданно располагаем данный компонент на пересечении лингвистической и медийной составляющих, так как медиатекст организован как вербальными, так и невербальными (визуальными) единицами.
Такие компоненты комплексной модели, как содержательно-тематический, композиционный, дизайнерский, жанровый и речевой портрет издания, обнаруживая прямую зависимость от типологического фактора, в совокупности организуют печатный медиатекст. Именно текст газеты, обеспечивая вербальное, визуальное, графическое, композиционное воздействие, выступает посредником в общении учредителя (издателя; журналиста) и читателя - реальной читательской аудитории (последнего компонента комплексной модели газеты).
Итак, теория моделирования периодических изданий включает в сферу своих интересов целенаправленные процессы создания, формирования, структурообразования периодического издания и комплекс маркетинговых мероприятий. Комплексное моделирование печатного СМИ связано с лингвистической прагматикой и медиалингвистикой в целом, поскольку соприкасается с функциональнокоммуникативной стороной взаимодействия адресанта и адресата. Изучение любого медиатекста невозможно вне его медийных характеристик, вне тематической, вербальной, композиционной и т.п. прагматической ориентации адресанта на адресата, поэтому данные субъекты коммуникации становятся обязательными компонентами любой модели газеты.
Для того чтобы выявить прагматику газетного медиатекста, необходимо направить фокус моделирования на коммуникационные единицы, обеспечивающие и отражающие взаимодействие адресанта и адресата, выявить приёмы воздействия на адресата и приёмы, обеспечивающие интерактивность адресант-адресатных отношений. Как справедливо заметил И. Ю. Мясников, «...до сих пор теория моделирования периодических изданий не содержит прагмалингвистических компонентов» [11. С. 12]. Поиск прагмалингвистических
49
Lingua mobilis № 6 (45), 2013
компонентов в нашем исследовании связывается с лингвопрагматической моделью газеты, которую мы планируем представить в последующих публикациях в журнале «Lingua mobilis».
Список литературы
1. Галкин, С. И. Оформление газеты и журнала: от элемента к системе. М. : Изд-во Моск. унта, 1984.
2. Галкин, С. И. Техника и технология: художественное конструирование газеты и журнала: учебное пособие. М. : Аспект Пресс, 2007.
3. Галкин, С. И. Уроки моделирования газеты. М., 1987.
4. Георгиев, Д. Режиссура газеты [сокр. пер. с болг.]. М. : Мысль., 1979.
5. Гуревич, С. М. Газета: вчера, сегодня, завтра. М. : Аспектпресс, 2004.
6. Гуревич, С. М. Производство и оформление газеты . М. : Высш. шк., 1977.
7. Киселёв, А. П. От содержания к форме: Основные понятия и термины газетного оформления. М. : Книга, 1975.
8. Коваленко, В. И. Моделирование издания: Базовая страта; система разделов и рубрик; фирменный текст : дис. ... канд. фи-лол. наук, М. 2004.
9. Лазарева, Э. А. Системностилистические характеристики газеты. Екатеринбург., 1993.
10. Мясников, И. Ю. Жанры речи в дискурсе периодического из-
List of literature
1. Galkin, S. I. Oformlenie gazety i zhurnala: ot jelementa k sisteme. M. : Izd-vo Mosk. un-ta, 1984.
2. Galkin, S. I. Tehnika i
tehnologija: hudozhestvennoe
konstruirovanie gazety i zhurnala: uchebnoe posobie. M. : Aspekt Press, 2007.
3. Galkin, S. I. Uroki modelirovanija gazety. M., 1987.
4. Georgiev, D. Rezhissura gazety [sokr. per. s bolg.]. M. : Mysl'., 1979.
5. Gurevich, S. M. Gazeta: vchera, segodnja, zavtra. M. : Aspekt-press, 2004.
6. Gurevich, S. M. Proizvodstvo i oformlenie gazety . M. : Vyssh. shk., 1977.
7. Kiseljov, A. P. Ot soderzhanija k forme: Osnovnye ponjatija i terminy gazetnogo oformlenija. M. : Kniga, 1975.
8. Kovalenko, V. I. Modeliro-vanie izdanija: Bazovaja strata; sistema razdelov i rubrik; firmennyj tekst : dis. ... kand. filol. nauk, M. 2004.
9. Lazareva, Je. A. Sistemno-stilisticheskie harakteristiki gazety. Ekaterinburg., 1993.
10. Mjasnikov, I. Ju. Zhanry rechi v diskurse periodicheskogo
50
Язык СМИ
дания: специфика дискурса и описательная модель речевого жанра. дис. ... канд. филол. наук. Томск., 2006.
11. Мясников, Ю. Н. Комплексное моделирование газет региона: автореф. дисс. ... канд. филол. наук. М., 1992.
12. Скоробогатько, В. В. Графическая формула местной прессы // Журналистика и медиарынок. 2008. № 9. С. 33-37.
13. Тулупов, В. В Техника и технология СМИ: печать, радио, телевидение, Интернет / В. В. Тулупов, А. А. Колосов, М. И. Цуканова и др. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2008.
izdanija: specifika diskursa i
opisatel'naja model' rechevogo zhanra. dis. ... kand. filol. nauk. Tomsk., 2006.
11. Mjasnikov, Ju. N. Kompleksnoe modelirovanie gazet regiona: avtoref. diss. ... kand. filol. nauk. M., 1992.
12. Skorobogat'ko, V. V. Grafi-cheskaja formula mestnoj pressy // Zhurnalistika i mediarynok. 2008. № 9. S. 33-37.
13. Tulupov, V. V Tehnika i tehnologija SMI: pechat', radio, televidenie, Internet / V. V. Tu-lupov, A. A. Kolosov, M. I. Cukanova i dr. SPb.: Izd-vo Mihajlova V. A., 2008.
51