Научная статья на тему 'Комплексная модель газеты: компоненты и параметры моделирования'

Комплексная модель газеты: компоненты и параметры моделирования Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
3580
393
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАТЕКСТ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / АДРЕСАНТ / АДРЕСАТ / КОМПОНЕНТЫ МОДЕЛИ / MEDIATEXT / MODELLING / ADDRESSER / ADDRESSEE / MODEL COMPONENTS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Штыкова Надежда Викторовна

Нализируя существующие модели печатного медиатекста набор выявляемых компонентов и параметров моделирования автор статьи доказывает, что следующий исследовательский этап должен быть связан с разработкой комплексной модели, включающей в себя все параметры печатного издания и выступающей в качестве нового инструмента анализа медиатекста газеты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A unifying model of the newspaper: components and parameters of modeling

Analyzing current print mediatext models, particularly set of manifested components and parameters of modeling, the author argues that the next stage of research should be related to the development of a unifying model, which includes all the parameters of a printed matter and presents a new tool of a newspaper's mediatext analysis.

Текст научной работы на тему «Комплексная модель газеты: компоненты и параметры моделирования»

Язык СМИ

ЯЗЫК СМИ

УДК 81’23

КОМПЛЕКСНАЯ МОДЕЛЬ ГАЗЕТЫ: КОМПОНЕНТЫ И ПАРАМЕТРЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ

Н. В. Штыкова

Анализируя существующие модели печатного медиатекста - набор выявляемых компонентов и параметров моделирования - автор статьи доказывает, что следующий исследовательский этап должен быть связан с разработкой комплексной модели, включающей в себя все параметры печатного издания и выступающей в качестве нового инструмента анализа медиатекста газеты.

Ключевые слова: медиатекст, моделирование, адресант, адресат, компоненты модели.

Как бы ни предрекали исследователи и приверженцы современных онлайн технологий гибель «старушке газете», практика снова и снова уверяет в обратном. Газета до сих пор остаётся самым доступным средством получения актуальной информации. Именно поэтому теоретические аспекты структурирования форм и способов подачи этой самой информации представляют интерес для современной науки.

Стремление упорядочить компоненты медиатекста газеты связано с обращением к процессам, принципиально ориентированным на моделирование. Разработка различных аспектов моделирования периодических изданий проводится в отечественной филологической науке достаточно давно и весьма активно. Рассмотрим, в соответствии с какими критериями структурированы те или иные модели газеты и проанализируем их компоненты.

А. П. Киселёв, который является создателем основ газетного дизайна, для обозначения системы оформления газеты, правил её построения предложил термин «композиционно-графическая модель» (КГМ). КГМ А.П. Киселёва включает главную тематику газеты, её структуру, формы организации и подачи материалов и способы графического оформления всех содержательных компонентов издания [7].

43

Lingua mobilis № 6 (45), 2013

Болгарский исследователь Д. Георгиев ввёл в научный оборот понятие графической концепции (ГК) [4]. ГК включает полиграфические средства: шрифты, линейки, клише и т.д.; основные графические приёмы в оформлении публикаций: характер рамок, способ выделения частей текста - и такой компонент, как «риторический образ читателя».

Известный теоретик и практик композиционно-графического моделирования И. Н. Табашников выделял два качественно различающихся вида модели - описательную и физическую. Описательная модель - это свод правил, в которых закреплена система композиционных и графических характеристик газеты. Физическая модель тоже представляет собой систему композиционно-графических характеристик газеты [Табашников, 1980].

Исследователи В. В. Попов, С. М. Гуревич говорят о «композиционно-графической схематической конструкции», которая включает основную тематику газеты, её постоянную структуру, внутреннюю организацию материалов, способы графического выражения всех компонентов [6]. Изучению экспрессивно-стилистической модели газеты, содержащей жанровый, структурный и экспрессивный компоненты, посвящена работа Э.А. Лазаревой [9].

Комплексная оформительская модель, подробно описанная в работах С. И. Галкина [1; 2; 3], содержит четыре составные части: зафиксированную в каком-либо виде структуру издания (схематично может быть представлена так: издание - направление - раздел - подраздел - рубрика - тема - материал); размерные стереотипы (модульная сетка: формат, объём, периодичность); типовые макеты (макет - графический план, чертёж полосы или разворота); стандартные операции оформления. Нетрудно заметить, что эти четыре части отражают структуру и графическое оформление.

Композиционно-графическая модель представлена и в работе

В. В. Тулупова [13]. «Формула» издания, сжато определяющая (в девизе) его главную задачу и роль; «типологическая концепция» (особенность читательской аудитории; тематическое направление; жанры и формы подачи материала; стиль; объём; периодичность; тираж); «графическая концепция» (структура газеты; размещение материалов и рубрик; композиция страниц; постоянные графические элементы оформления) - вот компоненты модели В. В. Тулупова.

Комплексная модель газеты, по мнению исследователя Ю. Н. Мясникова, должна включать как минимум четыре компо-

44

Язык СМИ

нента-уровня: тематика, жанры, композиция, графика [11]. При этом принципиально важным исследователь считает тематический аспект моделирования. Определить нужную тематическую и жанровую структуру издания можно благодаря изучению запросов и интересов читательской аудитории.

Многосложную формулу графической модели газеты представляет в своих работах В. В. Скоробогатько [Скоробогатько 2008]. Эта формула выглядит так: «Читатель + Регион + Учредитель + Реклама + Редакция + Традиции + Тематика + Жанры + Формат + Объём + Периодичность + Цвет + Типография + Конкуренты= Графическая модель местной газеты». В отличие от предыдущих моделей, в формуле появляются такие компоненты, как учредитель, регион, конкуренты, типография, то есть всё, что касается собственно маркетинговой составляющей. Остальные слагаемые представлены и в предыдущих моделях в составе более крупных компонентов (тематика, жанры, оформление), первое же слагаемое и у В. В. Скоробогатько -образ читателя. Следовательно, В. В. Скоробогатько, так же как Д. Георгиев, В. В. Тулупов, Э. А. Лазарева, Ю. Н. Мясников, считает, что модель периодического издания должна быть ориентирована на информационно-тематические запросы читателей.

Максимально подробную модель одного издания (делового еженедельного журнала «Компания»), ориентированную на психологические особенности потребления информации, представил в своём диссертационном исследовании В. И. Коваленко [8]. В.И. Коваленко считает, что критерием моделирования издания должна быть базовая страта со схожими информационными потребностями. Компонентами модели являются имиджевые «атомы» информации (обложка; название издания; дизайн-макет, рубрика, положение текста в номере, заголовок; оформление текста, текст) и смысловые «атомы» информации (слово, высказывание, сюжет), т.е. данная модель включает два блока-компонента: графическое оформление и содержательность.

Итак, все описанные модели газет представлены либо в двухкомпонентном (композиция - графика; структура - графика; структура - содержательность), либо в трёхкомпонентном (композиция

- графика - тематика; жанры - структура - языковые средства), либо в четырёхкомпонентном (тематика - жанры - композиция

- графика) варианте. Вследствие этого можно сделать вывод, что модель газеты - это своеобразная схема, образец издания, характе-

45

Lingua mobilis № 6 (45), 2013

ризующийся графическими, композиционно-структурными, жанровыми и тематическими компонентами. Кроме того, учёные не исключают экспрессивно-стилистический компонент (Э. А. Лазарева, В. В. Тулупов) и «аудиторный фактор» (совокупность знаний о читателе конкретного издания) в составе модели (Д. Георгиев,

Э. А. Лазарева; В. В. Тулупов; В. В. Скоробогатько).

Анализируя существующие модели периодических изданий, мы отмечаем тот факт, что никто из исследователей не объединил в составе одной модели издания все компоненты, не определил их место и содержание в пределах комплексной модели газеты. «Несмотря на то, что теория журналистики пыталась ответить на вопрос, каковы параметры моделирования СМИ, проблема, связанная с отсутствием комплексной модели газеты, которая затрагивала бы все параметры издания, не решена» [8. С. 13].

Принимая во внимание опыт моделирования периодических изданий, существующий в современной филологической науке, мы предприняли попытку представить компоненты комплексной модели газеты. Итак, комплексная модель (см.: рис. 1) включает учредителя (собственника, издателя - они, кстати, могут совпадать или не совпадать в одном лице, учредитель даёт представление об экономических условиях газеты), концепцию, потенциальную аудиторию, на которую ещё на этапе разработки концепции ориентирована газета, лингвистическую и медийную составляющие, выделение которых оправданно в связи с понятием медиатекста.

~\ дизайнерский компонент

Рис. 1. Комплексная модель газеты

4 6

Язык СМИ

«Концепция влияет на определение типа газеты, на программу деятельности редакции, на выбор читательской аудитории» [5.

С. 67]. Чаще всего концепция понимается как выражение замысла учредителя, его интенциональных установок в отношении целевой аудитории. О чём говорить? Почему?, Зачем? Для кого? и Как это будет воспринято? - на эти вопросы отвечает учредитель, вырабатывая концепцию своей газеты. Но в замысел учредителя входит и получение прибыли, укрепление финансово-экономической базы. Следовательно, концепция издания может быть выражена в двухуровневом варианте - коммуникационном и маркетинговом.

Собственно лингвистическая составляющая представлена речевым портретом издания и жанровым компонентом. Речевой портрет газеты отражает употребление и анализ языковых средств в лингвопрагматическом аспекте с точки зрения нормативности, оце-ночности, экспрессивности, полистилизма, прежде всего, определяет коммуникативно-языковые стратегии, которые обеспечивают эффективное общение с читателем. Анализ жанров газеты позволит сделать вывод об основной коммуникативной стратегии издания, поскольку тот или иной жанр является средством реализации определённого коммуникативного замысла адресанта. В составе комплексной модели газеты описывается вся система жанров того или иного издания, выявляется их специфика и коммуникативная целесообразность, определяется соотношение жанров газеты (монологических - диалогических; информационных, аналитических, художественно-публицистических, эпистолярных, статистических, официальных, развлекательных, справочных), их роль, регулярность, степень «чистоты»1, влияние субъективных и объективных (территориальная принадлежность, периодичность выхода, читательская аудитория) факторов на формирование жанровой системы.

1 Современными исследователями жанров публицистики отмечаются активные процессы, связанные с упразднением жанровых «перегородок», трансформацией, взаимодействием и синтезом различных жанров. Наблюдается активная эволюция жанров и свободная комбинация признаков разных жанров в одном произведении. См., в частности: Тепляшина А. М. Методологические основы жанрообразования в масс-медиа // Логос, общество, знак (к исследованию проблемы феноменологии дискурса). СПб., 1997; Какорина Е. В. Стилистические изменения в языке газеты новейшего времени (трансформация семантико-стилистической сочетаемости): дис. ... канд. фил. наук. М. 1992; Дускаева Л. Р Диалогическая природа газетных речевых жанров. Пермь : Изд-во Перм. ун-та. 2004.

47

Lingua mobilis № 6 (45), 2013

Нелингвистическая (медийная) составляющая модели может быть организована типологическим компонентом, включающим периодичность, объём номера, тираж, «миссию» газеты, определяющую главную задачу и общественную роль издания, и маркетинговым компонентом, отражающим комплекс маркетинга (товар, цена, методы распространения, методы продвижения, PR) и обеспечивающим встраивание предприятия в существующую рыночную среду.

Синтезируют собственно лингвистические и медийные свойства содержательно-тематический, композиционный и дизайнерский компоненты модели в их тесной взаимозависимости. Содержательнотематический компонент, во-первых, определяется названием газеты, которое всегда даёт читателю представление о характере газеты, во-вторых, это общая и частная тематика (медиатопики), содержание стандартных и разовых разделов и рубрик. Содержательность определяется и наличием различных приложений к основному изданию (программа ТВ; объявления; рекламные вкладки; приложения по недвижимости; афиши). Увеличение их количества в условиях рыночной экономики - это не просто совершенствование содержательно-тематического компонента, но экономически-обусловлен-ный элемент маркетинговой стратегии.

Композиционный (структурный) компонент (разделы, рубрики, их соотношение и иерархия, расположение) зависит от концепции газеты, авторской интенции, содержательного компонента, типологических характеристик (например, территориальный фактор, периодичность и др.), особенностей аудитории (её состав, интересы, информационные запросы). Заметим, что сами названия разделов, рубрик, тематических полос, то есть номинации структурных компонентов газеты, представляют собой газетный словарь-тезаурус, который вполне может меняться, тем самым показывая изменения в приоритетах в публицистической картине действительности. Слова и словосочетания, входящие в словарь-тезаурус, называя по сути не событие, а компонент структуры, выполняют функцию своеобразных «навигаторов», позволяя читателю найти нужное, а также помогают запомнить общую структуру газеты и формируют в сознании постоянного читателя узнаваемый, не сбивающий с толку образ издания.

Дизайнерский компонент - это художественно-полиграфическое исполнение газеты, эстетический фактор, привлекающий внимание

48

Язык СМИ

покупателей и влияющий на уровень конкурентоспособности издания. Данный элемент модели отражает единообразие и упорядоченность в размещении материалов, выразительные визуальные и печатные средства, наличие оригинальных оформительских приёмов, предполагает взаимосвязь всех содержательных и композиционных компонентов. Отметим, что, рассматривая текст газеты как медиатекст, мы вполне оправданно располагаем данный компонент на пересечении лингвистической и медийной составляющих, так как медиатекст организован как вербальными, так и невербальными (визуальными) единицами.

Такие компоненты комплексной модели, как содержательно-тематический, композиционный, дизайнерский, жанровый и речевой портрет издания, обнаруживая прямую зависимость от типологического фактора, в совокупности организуют печатный медиатекст. Именно текст газеты, обеспечивая вербальное, визуальное, графическое, композиционное воздействие, выступает посредником в общении учредителя (издателя; журналиста) и читателя - реальной читательской аудитории (последнего компонента комплексной модели газеты).

Итак, теория моделирования периодических изданий включает в сферу своих интересов целенаправленные процессы создания, формирования, структурообразования периодического издания и комплекс маркетинговых мероприятий. Комплексное моделирование печатного СМИ связано с лингвистической прагматикой и медиалингвистикой в целом, поскольку соприкасается с функциональнокоммуникативной стороной взаимодействия адресанта и адресата. Изучение любого медиатекста невозможно вне его медийных характеристик, вне тематической, вербальной, композиционной и т.п. прагматической ориентации адресанта на адресата, поэтому данные субъекты коммуникации становятся обязательными компонентами любой модели газеты.

Для того чтобы выявить прагматику газетного медиатекста, необходимо направить фокус моделирования на коммуникационные единицы, обеспечивающие и отражающие взаимодействие адресанта и адресата, выявить приёмы воздействия на адресата и приёмы, обеспечивающие интерактивность адресант-адресатных отношений. Как справедливо заметил И. Ю. Мясников, «...до сих пор теория моделирования периодических изданий не содержит прагмалингвистических компонентов» [11. С. 12]. Поиск прагмалингвистических

49

Lingua mobilis № 6 (45), 2013

компонентов в нашем исследовании связывается с лингвопрагматической моделью газеты, которую мы планируем представить в последующих публикациях в журнале «Lingua mobilis».

Список литературы

1. Галкин, С. И. Оформление газеты и журнала: от элемента к системе. М. : Изд-во Моск. унта, 1984.

2. Галкин, С. И. Техника и технология: художественное конструирование газеты и журнала: учебное пособие. М. : Аспект Пресс, 2007.

3. Галкин, С. И. Уроки моделирования газеты. М., 1987.

4. Георгиев, Д. Режиссура газеты [сокр. пер. с болг.]. М. : Мысль., 1979.

5. Гуревич, С. М. Газета: вчера, сегодня, завтра. М. : Аспектпресс, 2004.

6. Гуревич, С. М. Производство и оформление газеты . М. : Высш. шк., 1977.

7. Киселёв, А. П. От содержания к форме: Основные понятия и термины газетного оформления. М. : Книга, 1975.

8. Коваленко, В. И. Моделирование издания: Базовая страта; система разделов и рубрик; фирменный текст : дис. ... канд. фи-лол. наук, М. 2004.

9. Лазарева, Э. А. Системностилистические характеристики газеты. Екатеринбург., 1993.

10. Мясников, И. Ю. Жанры речи в дискурсе периодического из-

List of literature

1. Galkin, S. I. Oformlenie gazety i zhurnala: ot jelementa k sisteme. M. : Izd-vo Mosk. un-ta, 1984.

2. Galkin, S. I. Tehnika i

tehnologija: hudozhestvennoe

konstruirovanie gazety i zhurnala: uchebnoe posobie. M. : Aspekt Press, 2007.

3. Galkin, S. I. Uroki modelirovanija gazety. M., 1987.

4. Georgiev, D. Rezhissura gazety [sokr. per. s bolg.]. M. : Mysl'., 1979.

5. Gurevich, S. M. Gazeta: vchera, segodnja, zavtra. M. : Aspekt-press, 2004.

6. Gurevich, S. M. Proizvodstvo i oformlenie gazety . M. : Vyssh. shk., 1977.

7. Kiseljov, A. P. Ot soderzhanija k forme: Osnovnye ponjatija i terminy gazetnogo oformlenija. M. : Kniga, 1975.

8. Kovalenko, V. I. Modeliro-vanie izdanija: Bazovaja strata; sistema razdelov i rubrik; firmennyj tekst : dis. ... kand. filol. nauk, M. 2004.

9. Lazareva, Je. A. Sistemno-stilisticheskie harakteristiki gazety. Ekaterinburg., 1993.

10. Mjasnikov, I. Ju. Zhanry rechi v diskurse periodicheskogo

50

Язык СМИ

дания: специфика дискурса и описательная модель речевого жанра. дис. ... канд. филол. наук. Томск., 2006.

11. Мясников, Ю. Н. Комплексное моделирование газет региона: автореф. дисс. ... канд. филол. наук. М., 1992.

12. Скоробогатько, В. В. Графическая формула местной прессы // Журналистика и медиарынок. 2008. № 9. С. 33-37.

13. Тулупов, В. В Техника и технология СМИ: печать, радио, телевидение, Интернет / В. В. Тулупов, А. А. Колосов, М. И. Цуканова и др. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2008.

izdanija: specifika diskursa i

opisatel'naja model' rechevogo zhanra. dis. ... kand. filol. nauk. Tomsk., 2006.

11. Mjasnikov, Ju. N. Kompleksnoe modelirovanie gazet regiona: avtoref. diss. ... kand. filol. nauk. M., 1992.

12. Skorobogat'ko, V. V. Grafi-cheskaja formula mestnoj pressy // Zhurnalistika i mediarynok. 2008. № 9. S. 33-37.

13. Tulupov, V. V Tehnika i tehnologija SMI: pechat', radio, televidenie, Internet / V. V. Tu-lupov, A. A. Kolosov, M. I. Cukanova i dr. SPb.: Izd-vo Mihajlova V. A., 2008.

51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.