КОМПЛЕКСНАЯ МЕТОДИКА ПРОФИЛАКТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ СКОЛИОЗА III СТЕПЕНИ У ДЕТЕЙ 8-10 ЛЕТ В АМБУЛАТОРНЫХ УСЛОВИЯХ
Наталья Леонидовна Язынина, соискатель,
Смоленская академия физической культуры, спорта и туризма
Аннотация
В работе представлены результаты экспериментальных исследований по обоснованию эффективности методики профилактики и консервативного функционально-восстановительного комплексного лечения сколиоза I-II степени у детей 8-10 лет в амбулаторных условиях.
Ключевые слова: профилактика и лечение сколиоза I-II степени, лечебная гимнастика, корректор осанки, дети 8-10 лет, силовая выносливость мышц спины и живота.
COMPLEX METHODS OF PREVENTION AND TREATMENT OF THE I-ST AND II-ND DEGREES SCOLIOSIS AMONG 8-10 YEARS OLD CHILDREN IN OUT -
PATIENT CONDITIONS
Natalya Leonidovna Yazinina, the competitor,
Smolensk State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism
Annotation
The results of experimental researches upon effectiveness of methods of prevention and conservative functional restoration complex treatment of the I st and II nd degrees scoliosis among 8-10 years old children in out-patient conditions have been presented in the work.
Key words: prevention and treatment of scoliosis of the I st and II nd degrees; remedial gymnastics; bearing correction device; 8-10 years old children; strength endurance of muscles of back and stomach.
ВВЕДЕНИЕ
Проблема детской ортопедической заболеваемости актуальна во всем мире, поэтому направление реабилитации в детской травматологии и ортопедии признано Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) одним из основных в научных исследованиях на период с 2000 по 2010 г.
Исполнительный комитет ВОЗ принял решение считать этот период десятилетием, посвященным изучению, лечению и предупреждению заболеваний и травм костно-мышечной системы у детей [5].
Сколиоз - самое частое ортопедическое заболевание и, как правило, имеет доброкачественное течение, останавливаясь в своем развитии на деформации позвоночника I-II степени. Несмотря на длительное и всестороннее изучение сколиотической болезни у человека, до настоящего времени в большинстве случаев остаются неизвестными непосредственные причины и патологические механизмы, приводящие к возникновению и развитию сколиотической деформации позвоночного столба. Проанализировав ряд мнений авторов [1, 2, 4, 5], мы пришли к заключению, что их взгляды во многих случаях расходятся. Одни [2, 5] считают, что лечебной физической культурой при сколиозах I-II степени можно заниматься в поликлинических условиях, другие [1, 2] говорят о том, что детям необходимо стационарное лечение. Все это затрудняет разработку эффективных мер профилактики и лечения больных.
Цель исследования: разработать и экспериментально обосновать комплексную методику профилактики и лечения сколиоза I - II степени у детей 8-10 лет.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
С целью установления эффективности использования средств двигательной реабилитации в процессе лечения сколиоза и физическом развитии детей 8-10 лет в годичном цикле нами были организованы две относительно однородные группы по возрасту, полу, физическому развитию и выраженности сколиоза. С детьми контрольной группы (54 чел.) проводились типовые мероприятия лечебно-профилактического
характера, основу которых составляли комплексы физических упражнений, массаж и физиопроцедуры. В лечебной работе с детьми экспериментальной группы (53 чел.), кроме указанных выше средств, использовались корректоры осанки. Это - регрессирующее средство по нашей рекомендации дети применяли не менее 3-4 часов ежедневно. При назначении детям корректора мы исходили из того, что его использование направлено на устранение выявленных дефектов осанки и благоприятно отражается на результатах лечения сколиоза. Дети выполняли упражнения лечебной гимнастики, массаж и ношение корректора осанки производились только в амбулаторных условиях.
В основу нашей методики консервативного функционально-восстановительного комплексного лечения положено несколько направлений:
- выработка индивидуального статодинамического режима (исключение порочных поз, соблюдение оптимальной двигательной активности, функциональное исправление деформации позвоночника и грудной клетки лечебной гимнастикой, массажем);
- соблюдение общего ортопедического режима (режим статической разгрузки позвоночника - проведение домашних занятий в положении лежа на кровати, использование специальных ортопедических укладок, строго по показаниям; ношение корректора осанки);
- медикаментозная терапия;
- общеукрепляющие мероприятия;
- физиотерапевтические процедуры;
- формирование у ребенка осознанного подхода к проблеме;
- обучающие беседы с родителями.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Нами установлено, что показатели физического развития (вес, рост) у обследованных детей в годичном цикле не претерпевают существенных изменений (р>0,05).
Так, если при первом обследовании у детей экспериментальной группы вес тела составлял 32,5±1,9 кг, то при повторном обследовании он составил 36,4±2,0 кг (1=1,4; р>0,05). У детей контрольной группы эти показатели, соответственно, составили: 35,7±2,0 кг, и 37,8±2,3 кг (1=0,7; р>0,05). Схожая картина наблюдалась при анализе показателей роста. До начала эксперимента у детей контрольной группы он составил 138,9±1,9 см, а в конце эксперимента - 142,1± 1,8 см (1 =1,2; р>0,05). У детей экспериментальной группы данные показатели, соответственно, составили: 137,8±1,9 см и 140,6±1,9 см (1=0,8; р>0,05).
Несколько другая картина была обнаружена нами при исследовании динамики силы мышц спины и живота. В частности, за год регулярных занятий с использованием корректора осанки у детей экспериментальной группы статистически значимо улучшились показатели силовой выносливости мышц живота (количество раз) с 15,0±0,2 до 19,4±0,3 (1=11,0; р<0,01), а показатели силовой выносливости мышц спины повысились с 90,6±0,2 с до 118,3± 1,0 с (1=27,4; р<0,01). Наши исследования не выявили достоверных различий между начальными и конечными результатами наблюдений в показателях силовой выносливости мышц живота (количество раз) у детей контрольной группы - 15,1±0,2 и 16,5±0,6 (1=2,0; р>0,05). Вместе с тем, оказалось, что у детей данной группы за этот же временной период статистически существенно повысилась силовая выносливость мышц спины: с 90,1±0,2 с до 98,6±0,7 с (1=12,1; р<0,01).
Нами также установлено, что угол искривления позвоночного столба, характеризующий его деформацию, имеет явно выраженную тенденцию к уменьшению. Так, если в начале эксперимента этот угол составлял 10,6±1,0 градуса, то к концу эксперимента он уменьшился до 8,2±0,7 градуса (1=2,0; р>0,05). За этот же период времени у детей контрольной группы не было отмечено никаких положительных изменений (11,5± 1,2 градуса, как в начале, так и в конце эксперимента).
ВЫВОДЫ
1. Комплексное и систематическое использование средств ЛФК и корректора осанки в профилактике и лечебной практике оказывает благоприятное воздействие на развитие силовой выносливости мышечных групп, обеспечивающих нормальное функционирование позвоночника.
2. По результатам исследований не выявлено статистически значимых изменений показателей физического развития и угла искривления позвоночника у детей экспериментальной группы, что обусловлено относительной устойчивостью антропометрических данных, строения тела детей и невозможностью преобразовать их в относительно короткий промежуток времени.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гукасова, Н.А. Реабилитация детей со сколиозом : учебное пособие / Н.А. Гукасова ; Рос. мед. акад. последипломного образования. - М. : [б.и.], 1998. - С. 3-20.
2. Дамскер, И.С. Оценка эффективности занятий лечебной физической культурой : метод. указания / И.С. Дамскер, М.В. Девятова. - Ленинград : [б.и.], 1986. - 40 с.
3. Кон, И.Н. Реабилитация больных сколиозом позвоночника / И.Н. Кон. - М. : Медицина, 2001. - 145 с.
4. Котешева, И.А. Сколиоз позвоночника : лечение и профилактика / И.А. Ко-тешева. - М. : Эксмо, 2004. - 272 с.
5. Потапчук, А.А Лечебная физическая культура в детском возрасте / А.А. По-тапчук, С.В. Матвеев, М.Д. Дидур. - СПб. : Речь, 2007. - 464 с.
6. Чаклин, В.Д. Сколиоз и кифоз / В.Д. Чаклин, Е.Н. Абальмасова. - М. : Медицина, 1973. - 78 с.
Контактная информация: [email protected]
ВЛИЯНИЕ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ДИВЕРГЕНТНОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК НА МЕХАНИЗМ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ
Наталья Владимировна Яковлева, старший преподаватель,
Морской государственный университет им. адмирала Г.И. Невельского (МГУ им. адм. Г.И. Невельского) г. Владивосток
Аннотация
Обосновывается позиция о психологических свойствах субъекта как о механизмах социализации в современной социокультурной ситуации. Экспериментально доказывается, что дополнительная спортивная деятельность является фактором развития механизмов социализации субъекта: социального интеллекта, дивергентного мышления, способности понимать скрытый смысл социальных ситуаций.
Ключевые слова: механизм социализации, социальный интеллект, дивергентное мышление.
INFLUENCE OF SPORTS ACTIVITY ON SOCIAL INTELLIGENCE AND DIVERGENT THINKING AS ON THE MECHANISM OF SOCIALISATION OF
TEENAGERS Natalia Vladimirovna Jakovleva, the senior teacher,
The Admiral Nevelskoy Maritime State University Vladivostok
Annotation
Psychological characteristics of a subject are substantiated as mechanisms of socialization in the modern socio cultural situation. It is experimentally proved that additional sport activity serves as a