Научная статья на тему 'Комплексная методика построения сбалансированной процентной политики коммерческого банка в сфере кредитных отношений'

Комплексная методика построения сбалансированной процентной политики коммерческого банка в сфере кредитных отношений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
653
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БАНК / BANK / ПРОЦЕНТНАЯ ПОЛИТИКА / INTEREST RATE POLICY / КРЕДИТНЫЕ УСЛУГИ / CREDIT SERVICES / МЕТОДИКА / TECHNIQUE / СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ / BALANCE / ПРИБЫЛЬ / PROFIT / ОПТИМИЗАЦИЯ / OPTIMIZATION / АЛГОРИТМ / ALGORITHM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смулов А. М., Абдюкова Э. И.

В статье отмечается, что каждый коммерческий банк в процессе своей деятельности принимает множество решений, обусловленных рядом параметров, влияющих на конечный результат. К ним относятся объемы привлекаемых и размещаемых ресурсов, продолжительность сроков депозитов, кредитов, уровни их процентных ставок. Все эти параметры функционально связаны между собой в рамках кредитных операций. Вариация любого из них может привести к снижению эффективности работы банка. Процедура установления цен реализуется посредством процентной политики. Ее объектом являются депозитные и кредитные продукты, цены которых выражены в процентах. Когда в экономике складывается неблагоприятная ситуация, сопровождаемая кризисными явлениями, ужесточением денежно-кредитной политики, спадом платежеспособного спроса и доходов населения, организаций, важным для банка является «выживание» с возможным сохранением достигнутых показателей. Если же наблюдается рост потребительского спроса, доходов физических и юридических лиц, то растет конкуренция среди кредитных организаций за потребителя. В таком случае банку необходимо разработать план действий по привлечению потенциальных клиентов. Определена необходимость оптимизации депозитной, кредитной и процентной политики коммерческого банка. Для решения этой задачи разработаны частные методики: по выявлению значимых факторов внешней среды и факторов влияния на нее, определению цены депозитных и кредитных услуг на основе оценки потенциала потребностей и возможностей экономических агентов, определению цены банковских продуктов на основе модели «спроса и предложения». Совокупность частных методик объединена в комплексную методику построения сбалансированной процентной политики коммерческого банка. Для реализации комплексной методики составлен алгоритм, позволяющий использовать инструменты частных методик полностью или частично, в зависимости от складывающейся ситуации. Показана возможность практического применения разработанной комплексной методики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An integrated methodology of building a balanced interest rate policy of a commercial bank in the sphere of credit relations

The article states that each commercial bank in the course of its activity makes numerous decisions caused by a number of parameters that influence the end result. These decisions include volumes of attracted and placed resources, deposit maturities, loan maturities, and interest rates on deposits and loans. All these parameters are functionally interconnected within credit operations, and variation of any of them may lead to a decrease in overall performance of the bank. Banks implement pricing procedure through their interest rate policy. The object of the policy is deposit and credit products, which prices are expressed as percentages. The authors emphasize that when there is an adverse situation in economy, which is accompanied by crisis phenomena, monetary policy toughening, decline in consumer demand and income of the population and organizations, it is important for a bank to “survive” and try to preserve achieved indicators. If there is an increase in consumer demand, income of natural and legal entities, the competition for the consumer among credit organizations grows, and the bank needs to develop an action plan to attract potential clients. The authors identify the need for optimization of deposit, credit and interest rate policies of a commercial bank. To solve this task the authors designed unique techniques to identify significant environmental factors and the factors influencing the external environment, to determine prices of deposit and credit services on the basis of an assessment of potential requirements and opportunities of economic agents, to determine the price of banking products based on the “supply and demand” model. The individual techniques are united in an integrated technique of creating a balanced interest rate policy of a commercial bank. To realize the integrated technique the authors developed an algorithm enabling to use the tools of individual techniques in whole or in part, depending on situation. The authors demonstrated a possibility of practical application of the developed complex technique.

Текст научной работы на тему «Комплексная методика построения сбалансированной процентной политики коммерческого банка в сфере кредитных отношений»

Банковское дело

УДК 336.717.061

КОМПЛЕКСНАЯ МЕТОДИКА ПОСТРОЕНИЯ СБАЛАНСИРОВАННОЙ ПРОЦЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА В СФЕРЕ КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

А.М. СМУЛОВ, доктор экономических наук, профессор кафедры банковского дела E-mail: [email protected]

Э.И. АБДЮКОВА, ассистент кафедры банковского дела E-mail: [email protected] Российский экономический университет

им. Г.В. Плеханова

В статье отмечается, что каждый коммерческий банк в процессе своей деятельности принимает множество решений, обусловленных рядом параметров, влияющих на конечный результат. К ним относятся объемы привлекаемых и размещаемых ресурсов, продолжительность сроков депозитов, кредитов, уровни их процентных ставок. Все эти параметры функционально связаны между собой в рамках кредитных операций. Вариация любого из них может привести к снижению эффективности работы банка. Процедура установления цен реализуется посредством процентной политики. Ее объектом являются депозитные и кредитные продукты, цены которых выражены в процентах. Когда в экономике складывается неблагоприятная ситуация, сопровождаемая кризисными явлениями, ужесточением денежно-кредитной политики, спадом платежеспособного спроса и доходов населения, организаций, важным для банка является «выживание» с возможным сохранением достигнутых показателей. Если же наблюдается рост потребительского спроса, доходов физических и юридических лиц, то растет конкуренция среди кредитных организаций за потребителя. В таком случае банку необходимо разработать план действий по привлечению потенциальных клиентов.

Определена необходимость оптимизации депозитной, кредитной и процентной политики коммерческого банка. Для решения этой задачи разработаны частные методики: по выявлению значимых факторов внешней среды и факторов влияния на нее, определению цены депозитных и кредитных услуг на основе оценки потенциала потребностей и возможностей экономических агентов, определению цены банковских продуктов на основе модели «спроса и предложения». Совокупность частных методик объединена в комплексную методику построения сбалансированной процентной политики коммерческого банка. Для реализации комплексной методики составлен алгоритм, позволяющий использовать инструменты частных методик полностью или частично, в зависимости от складывающейся ситуации. Показана возможность практического применения разработанной комплексной методики.

Ключевые слова: банк, процентная политика, кредитные услуги, методика, сбалансированность, прибыль, оптимизация, алгоритм

Основные направления перехода к интенсивной модели развития банковского бизнеса, предусмот-

Цена депозитных и кредитных продуктов банка

Рис. 1. Основные факторы, воздействующие на величину прибыли кредитной организации (с учетом кредитных и депозитных операций)

Прибыль от депозитных и кредитных операций

Объем денежных ресурсов, привлекаемых от экономических агентов

Объем денежных ресурсов, направляемых на кредитование

ренные Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года1, ориентированы на создание условий для увеличения эффективности трансформации банковским сектором временно свободных средств в кредиты и инвестиции и повышение роли банковского сектора в ходе модернизации российской экономики. В этом процессе цены на операции (проценты), связанные с привлечением денежных средств и кредитованием реального сектора экономики, подвержены повышенной изменчивости и требуют определения их оптимальной величины.

Действия банка связаны с принятием решений, обусловленных множеством влияющих на конечный результат параметров. К ним можно отнести:

- объемы привлекаемых и размещаемых ресурсов;

- продолжительность сроков депозитов, кредитов;

- уровни их процентных ставок.

Все эти параметры функционально связаны между собой в рамках кредитных операций: вариация любого из них может привести к снижению эффективности работы банка. Процедура установления цен реализуется посредством процентной политики. Ее объектом, главным образом, являются депозитные и кредитные продукты, цены которых выражены в процентах.

В одних случаях, когда в экономике складывается неблагоприятная ситуация, сопровождаемая кризисными явлениями, ужесточением денежно-

1 Заявление Правительства РФ и Банка России от 05.04.2011 № 1472п-П13 и №№ 01-001/1280 «О Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года».

кредитной политики, спадом платежеспособного спроса и доходов населения, организаций, важным для банка является «выживание» с возможным сохранением достигнутых показателей.

В других случаях, когда в экономике наблюдается рост потребительского спроса, доходов физических и юридических лиц, растет конкуренция среди кредитных организаций, банку необходимо разработать план действий по привлечению потенциальных клиентов.

Различные ситуации предполагают формирование набора стратегий для каждого случая с выделением приоритетов и правил деятельности коммерческих банков в рамках депозитной, кредитной и процентной политики. При принятии управленческих решений используются различные методики. Каждая из них содержит свой набор способов и подходов, которые имеют определенные преимущества и недостатки. Поэтому актуальной становится проблема использования той или иной методики. Когда среди множества способов нахождения решения ни один не может претендовать на универсальность, необходима комбинация некоторого (небольшого) числа методик, позволяющая в зависимости от складывающихся во внешней среде обстоятельств сделать адекватный выбор действий коммерческого банка.

Если рассматривать условия по депозитным и кредитным продуктам, то основными факторами, с помощью изменения которых происходит управление депозитными и кредитными операциями, являются процентная ставка банковских продуктов, объемы привлечения и размещения денежных средств (рис. 1).

Для повышения эффективности взаимодействия экономических агентов и кредитной организации следует поддерживать значения цены и объемов по депозитным и кредитным операциям на уровне, который удовлетворяет интересам коммерческого банка. Кредитной организации приходится выбирать между сохранением достаточной разницы цен на депозитные и кредитные продукты, удержанием привлеченных средств на счетах и выгодным размещением денежных ресурсов. Обеспечение необходимых

Обратная связь

Шаг 1

Шаг 2

Выбор территории (региона) для исследования

Шаг 3

Шаг 4

Л

IX о

>ще

Л

Отбор кредитных организаций для последующего анализа

Определение внешних факторов, оказывающих воздействие на банк, и выявление наиболее значимых из них

Определение внутренних факторов, с помощью которых банк может воздействовать на параметры внешней среды, и выявление наиболее значимых из них

Шаг 5

Шаг 6

Получение данных по депозитным и кредитным операциям банка за отчетный период

Определение промежутка времени для анализа

Шаг 7 Анализ и оценка параметров внешней среды: возможностей и потребностей экономических агентов Шаг 10 Расчет необходимых показателей для составления уравнений, характеризующих спрос и предложение

▼ ▼

Шаг 8 Расчет показателей интенсивности приема и выдачи денежных средств, возврата кредитов и снятия вкладов Шаг 11 Построение графика спроса и предложения по депозитным и кредитным продуктам банка

▼ ▼

Шаг 9 Расчет оптимальных уровней процентных ставок по депозитам и кредитам; определение величины возможной прибыли банка Шаг 12 Определение рыночных цен по депозитным и кредитным продуктам и расчет возможной величины прибыли

Шаг 13

Шаг 14

Сравнительный анализ полученных результатов, построение сценариев развития ситуации

Формирование сбалансированной процентной политики

Рис. 2. Комплексная методика построения сбалансированной процентной политики банка

значений данных показателей банка достигается за счет всестороннего анализа внешней среды.

Чтобы провести такой анализ, требуется использование комплекса методик. Комплексность должна способствовать получению качественной информации о состоянии внешней среды, которая включает данные:

- о значимых факторах воздействия на кредитную организацию;

- о мотивах поведения экономических агентов при вложении денежных средств в депозиты и обращении в банк за кредитами и др.

Проведенный анализ деятельности региональных банков Республики Башкортостан показал, что одной из причин несогласованности их депозитной и кредитной политики является недостаток информации о состоянии внешней среды, что ведет к несбалансированности процентной политики.

Представляется, что комплексную методику построения сбалансированной процентной политики в сфере депозитных и кредитных отношений возможно сформировать из трех частных методик:

1) методики выявления значимых факторов;

2) методики определения цены банковских продуктов на основе оценки потенциала возможностей и потребностей экономических агентов;

3) методики определения процентной ставки депозитных и кредитных услуг на основе спроса и предложения.

Последовательность действий при реализации комплексной методики представлена на рис. 2.

Первые два шага комплексной методики являются общими, потому как характеризуют совместные действия при реализации частных методик.

Шаги с третьего по четвертый относятся к методике отбора значимых факторов внешней среды и воздействующих факторов внутренней среды. В данном случае интерес представляет набор значимых внутренних неценовых факторов, с помощью которых банк может воздействовать на поведение экономических агентов. Этот интерес обусловлен целью сохранения уровней цены банковских продуктов.

Шаги пятый и шестой - сбор необходимых данных о деятельности банка и определение временного периода для последующего анализа, который в дальнейшем производится по двум направлениям.

Шаги с седьмого по девятый соответствуют этапам методики определения цены депозитных и кредитных услуг на основе оценки потенциала потребностей и возможностей экономических агентов. Если величина потребностей или возможностей несущественна, то расчет цен депозитных и кредитных услуг не производится.

Шаги с десятого по двенадцатый соответствуют этапам методики определения цены банковских продуктов на основе модели «спроса и предложения». Осуществляется построение графика спроса и предложения, производится расчет цен банковских продуктов.

Шаг тринадцатый комплексной методики предполагает сравнительный анализ полученных результатов и построение сценариев развития ситуации при принятии банком различных управленческих решений.

Итогом рассмотрения сценариев является формирование сбалансированной процентной политики банка. Комплексная методика предполагает цикличность и динамичность ее использования.

Для эффективной работы в сфере депозитных и кредитных услуг важен порядок действий. Рассмотрим алгоритм построения сбалансированной процентной политики коммерческого банка.

Предложенная схема (рис. 3) иллюстрирует совокупность операций при проведении депозитной и кредитной деятельности, которая включает шесть этапов. В зависимости от складывающейся обстановки во внешней среде и в кредитной организации представленный алгоритм позволяет принять те решения, которые необходимы на момент исследования. В отличие от комплексной методики, показывающей последовательность действий, он описывает набор используемых инструментов частных методик в зависимости от складывающейся

обстановки, когда не все действия применимы. Таким образом, в соответствии с установившимися условиями коммерческий банк получает возможность сформировать сбалансированную процентную политику на рынке депозитных и кредитных услуг. Разберем каждый из этапов действия предложенного алгоритма.

Содержанием первого этапа является выбор региона исследования. Это может быть район, ограниченная территория, на которой ведут свою работу кредитные организации. Каждый субъект Федерации обладает своими характеристиками. Они выражаются в традициях, менталитете населения, расположении городов и других населенных пунктов, численности проживающих, развитости инфраструктуры и др. Особое значение имеет состав факторов воздействия на банки со стороны внешней среды.

Поскольку банк ведет свою работу в условиях внешней среды и воздействующих факторов внутренней среды, то следующими действиями первого этапа становятся анализ и оценка состояния кредитной организации. При этом необходимо обратить внимание на депозитную, кредитную и процентную политику банка. Следует определить показатели объемов выдачи кредитов физическим и юридическим лицам, приема от них денежных средств в депозиты, значения средних процентных ставок по банковским продуктам. Полученные данные позволят проанализировать состояние кредитной организации, в том числе сопоставить расходную и доходную части работы кредитной организации.

Второй этап представляет собой последовательность действий по использованию методики выявления значимых факторов внешней среды и воздействующих факторов внутренней среды. В соответствии с ее описанием сначала определяются факторы, влияющие на результирующие показатели деятельности банка (прибыль). Путем нахождения корреляционной зависимости между ними производится выявление значимых внешних факторов. Особое внимание уделяется тем из них, которые оказывают негативное воздействие на кредитную организацию. При этом разрабатывается комплекс мер по снижению данных воздействий и созданию условий для поддержания действия положительных факторов.

Одновременно с анализом внешней среды исследуются внутренние факторы воздействия коммерческого банка на внешнюю среду, с помощью ко-

I этап

Выбор региона для исследования

I

I II этап

Анализ и оценка состояния кредитной организации . * .

{ \

Определение значимых факторов внешней и внутренней среды

Методика 1

Разработка системы мер противодействия негативному влиянию внешних факторов; использование внутренних неценовых факторов влияния

Определение величин потребностей экономических агентов в денежных средствах и их возможностей вложения сбережений, потребностей в снятии денежных средств и возможностей возврата кредитов

Определение величин спроса и предложения, расчет рыночных цен на депозиты и кредиты, расчет величины потенциальной прибыли

Установление новых цен на банковские продукты, корректировка депозитной и кредитной политики

Рис. 3. Алгоритм построения сбалансированной процентной политики кредитной организации

■48 (624) - 2014

торых он может осуществлять влияние на поведение экономических агентов, создавая благоприятные условия для ведения депозитной и кредитной деятельности. Из совокупности внутренних факторов выявляются наиболее значимые из них. В качестве инструментов исследования могут выступать метод анкетирования и статистический метод с расчетом коэффициента ассоциации двух качественных параметров либо их совместное применение.

Необходимо иметь в виду, что в первом случае для процедуры получения результатов от опроса респондентов требуется некоторое время. Чтобы снизить временные затраты, целесообразно организовывать проведение анкетирования в банке на постоянной основе. Использование статистического метода позволяет получать данные без ожидания, так как выявление значимых факторов основывается на информации, которая имеется в кредитной организации. При этом банк самостоятельно устанавливает факторы, имеющие связь с поведением экономических агентов во внешней среде (в отличие от метода анкетирования, когда на значимые факторы указывают физические и юридические лица). Поэтому выгодно использование обоих инструментов, что дает более надежные и достоверные сведения. Формула для расчета коэффициента ассоциации Кас при использовании статистического метода записывается в следующем виде: К аё - Ьс ас аё + Ьс'

где а, Ь, с, ё - значения, соответствующие признакам сравниваемых явлений.

Связь явлений (факторов) считается подтвержденной, если Кас > 0,5. То есть для выявления значимых факторов необходимо, чтобы значение тесноты связи удовлетворяло указанному условию.

После выявления значимых факторов внешней и внутренней среды и разработки комплекса мер следует переходить к выбору некоторого периода времени для последующего анализа. Это может быть временной отрезок от нескольких дней до одного месяца. Период должен характеризовать последние изменения, произошедшие при корректировке процентной политики, а величины потребностей и возможностей экономических агентов обязаны быть постоянными.

Далее необходимо следовать действиям третьего этапа алгоритма - методики по определению значений потребностей физических и юридических лиц в кредитах и в снятии денежных средств с де-

позитов, их возможностей по вложению в депозиты банка и совершению платежей по кредитам. Эти параметры важны для определения потенциала на депозитном и кредитном рынках, что позволяет определить - способны ли экономические агенты отвечать по своим обязательствам.

Следуя алгоритму, построение сбалансированной процентной политики банка может лишь включать определение значимых факторов, если параметры потребностей и возможностей в регионе не позволяют наращивать выдачу кредитов и аккумулирование денежных средств. В таком случае действия кредитной организации ограничиваются разработкой системы мер по привлечению средств клиентов и анализом результатов их применения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Если на депозитном и кредитном рынках региона (при существующих объемах кредитования и привлечения денежных средств всеми кредитными организациями субъекта Федерации) имеется некоторый потенциал возможностей и потребностей, то банк рассчитывает значения процентных ставок по банковским продуктам в целях модификации существующих условий. При этом:

- фиксируются величины фактических процентных ставок по кредитам и депозитам (средние значения), суммы выданных кредитов и принятых депозитов за исследуемый период;

- определяются разница в процентах, показатели интенсивности выдачи банком кредитов и принятых депозитов, показатели интенсивности оплаты клиентами банка кредитов и снятия денежных средств со счетов.

Расчеты производятся по следующим формулам:

5 =ПЛ

где 5 - разница в процентах;

пк - средняя процентная ставка по кредитам; - средняя процентная ставка по депозитам; ^ ^, t + At)

^(t ) =

(1)

Sв(t )А

где А,к(0 - интенсивность выдачи банком кредитов;

АБк(^ t + АО - объем выданных банком кредитов за некоторое время At = ^^ + АО; Sn(t) - потребности экономических агентов в кредитах в некоторый момент времени t;

Ȋ (t ) =

ASd (t, t + At )

(2)

где цё(0 - интенсивность приема банком вложений в депозиты;

t + At) - объем принятых банком вложений за некоторое время АР,

S(t) - возможности вложения денежных средств экономическими агентами в некоторый момент времени ^

АМк (t, t + А)

ак (t ) = -

(3)

не ^ )А

где ак - интенсивность возврата кредитов экономическими агентами;

АМк^^ + А^ - объем поступивших средств за кредиты в банк за некоторый промежуток времени А^

Н() - возможности клиентов совершать платежи по кредитам в момент времени ^ АМй ^, t + At)

ßä (t ) = ■

(4)

Нп ^ )А

где Р^ - интенсивность снятия вкладов экономическими агентами;

AMd(t, t + А?) - объем выданных средств по вкладам банком за некоторый промежуток времени

А;

Н() - потребности клиентов в снятии вкладов в момент времени t. При этом

Ч Р^ + «к

2(SA ßd + SePd « k )'

(5)

x =

ln a2 - ln aj

Ь1 - b2

Рыночная процентная ставка по депозитам определяется следующим образом:

x =

ln cj - ln c2

ä 2 äj

(7)

Возможная прибыль от депозитных и кредитных операций V находится из разницы выручки (объем поступлений по кредитам) и затрат (объем обязательств) банка:

V = W - Z =

ln a - ln a

bj - b

-ae

( ln a2 -ln aj ) ( b-b )

2

ln cj - ln C2 c eä2 ('nër)

л - äj 2

(8)

Вместе с действиями третьего этапа кредитная организация осуществляет анализ спроса и предложения на депозитном и кредитном рынках. Эти действия соответствуют четвертому этапу рассматриваемого алгоритма. По данным коммерческого банка рассчитываются параметры для составления уравнений экспонент, описывающих спрос и предложение по депозитным и кредитным продуктам, строится график (рис. 4). Далее определяются значения рыночных процентных ставок на депозиты и кредиты и рассчитывается величина потенциальной прибыли от банковской деятельности. Формулы для необходимых расчетов представлены далее.

Рыночная процентная ставка по кредитам определяется следующим образом:

(6)

Коэффициенты а. и Ь с. и й. определяются методом линеаризации экспонент, описанным. К.Д. Льюисом.

Следующим шагом является сравнение фактических значений цен банковских продуктов с расчетными значениями, что соответствует пятому этапу (см. рис. 3). Определяется, насколько существенно различие. Основным моментом является установление - приведет ли модификация существующих условий к улучшению либо нет. Если изменения процентных ставок на депозиты и кредиты не дадут существенных результатов, то используются значимые внутренние факторы воздействия на поведение экономических агентов с последующим анализом последствий действий банка. В противном случае переходят к шестому этапу рассматриваемого алгоритма.

Шестой этап предполагает корректировку процентной политики кредитной организации. При этом изменению подлежат процентные ставки по депозитам и кредитам, пересматривается депозитная и кредитная политика. Выбор уровня цен банковских продуктов основывается на их расчетных значениях в соответствии с частными методиками определения цены на основе оценки потенциала возможностей и потребностей экономических агентов и анализа спроса и предложения.

Цикличность и динамичность реализации этапов алгоритма на рис. 3 обозначена возвратом к анализу и оценке кредитной организации. В данном случае определяется реакция депозитного и кредитного рынков, чтобы установить, верны ли были предположения относительно поведения экономических агентов, соответствует ли построенная графическая модель спроса и предложения реальному положению дел.

Таким образом, представленный на рис. 3 алгоритм использования комплексной методики позволяет сформировать сбалансированную и одновременно динамическую процентную политику на рынке депозитных и кредитных услуг. К поло-

%, %

Q, млрд руб.

Примечание. - предложение банка по кредитным продуктам (интересы банка); Бс - спрос клиентов по кредитным продуктам (интересы клиента); БЬ - спрос банка по депозитным продуктам (интересы банка); 8с - предложение клиентов по депозитным продуктам (интересы клиента); А - точка равновесия по кредитным продуктам банка; В - точка равновесия по депозитным продуктам банка

Рис. 4. Кривые спроса и предложения и описывающие их уравнения

на примере ОАО «Инвес-тКапиталБанк».

На ИнвестКапитал-Банк извне воздействуют группы из экономических, трудовых, денежных и социальных факторов. Определено, насколько их влияние существенно по отношению к финансовому результату. Значения коэффициента корреляции показали, что критерию значимости, когда коэффициент равен или больше 0,5, соответствует 9 факторов:

- объем ВРП на душу населения;

- базовая инфляция;

- количество экономически активного населения;

- кредиты, предо-

жительным сторонам этапов алгоритма необходимо отнести способность оперирования банком ценовыми и неценовыми факторами воздействия для достижения желаемых результатов деятельности. Отрицательным моментом можно назвать сложность определения некоторых показателей:

- потребностей экономических агентов в кредитах и в снятии денежных средств с депозитов;

- их возможностей по вложению денежных средств в депозиты, совершению платежей по кредитам;

- значений средних процентных ставок.

На основании алгоритма построения сбалансированной процентной политики кредитной организации были проведены проверочные расчеты.

В соответствии с первым этапом алгоритма в качестве объекта для исследования выбран субъект Федерации - Республика Башкортостан.

Работа региональных банков в республике в 2012 г. характеризовалась несогласованностью депозитной и кредитной политики. Причинами явились неэффективное взаимодействие с компонентами внешней среды, несбалансированная процентная политика, недостаточное доверие экономических агентов к региональным банкам. Апробация разработанной комплексной методики осуществлена

ставленные юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям;

- кредиты, предоставленные физическим лицам;

- депозиты и прочие привлеченные средства юридических лиц;

- вклады физических лиц;

- средневзвешенная ставка по рублевым кредитам нефинансовым организациям сроком до 1 года;

- величина прожиточного минимума в среднем на душу населения.

Большая часть из них представляют собой базовые параметры, характеризующие экономику региона.

Мерами банка в данном случае могут быть:

- учет факторов при разработке депозитной, кредитной и процентной политики;

- побуждение к активности трудоспособного населения республики с тем, чтобы они в последующем становились его клиентами.

Были выявлены значимые факторы внутренней среды кредитной организации. Для этого использовался статистический метод. Для выявления тесноты связи между признаками внешней и внутренней среды был определен коэффициент ассоциации. При этом пары сравниваемых признаков (факторов)

выбрали на основе наблюдений о наличии некоторой зависимости между ними и экономической логики. Результаты расчетов сведены в табл. 1.

К значимым внутренним факторам относятся: реклама, цена депозитных и кредитных продуктов, сервис, условия договоров кредитования и сбережения. Наибольшую тесноту связи показали: процентная ставка, условия оформления договора и рекламные акции.

Следующим шагом был выбор некоторого промежутка времени для последующего анализа. Полагая, что величины потребностей и возможностей экономических агентов постоянны в течение месяца, определен временной период - декабрь 2012 г.

Следуя третьему этапу алгоритма комплексной методики, были установлены величины потребностей физических и юридических лиц в денежных средствах, в том числе снятии их со счетов депозитов банков, и их возможностей совершать вложения в депозиты, а также осуществлять платежи по кредитам.

На основании данных банковской статистики определено, что в 2012 г. физические и юридические лица Республики Башкортостан испытывали потребности в денежных средствах в размере 146,1 млрд руб., а объем денежных ресурсов, не используемый физическими и юридическими лицами в целях сбережения, составил 117,3 млрд руб.

Найденные значения потребностей и возможностей экономических агентов позволили сделать вывод о том, что в экономике региона на начало 2013 г. потенциал для проведения активной банковской деятельности по привлечению ресурсов, а также кредитованию экономических агентов был достаточным.

Далее были определены оптимальные значения процентных ставок на банковские продукты. Для расчета использованы значения показателей ОАО «ИнвестКапиталБанк» за декабрь 2012 г. Средние значения процентных ставок банка в 2012 г. были: 1) для физических лиц:

2)

- по депозитам - 9,2%;

- по кредитам - 16,8%; для юридических лиц:

- по депозитам - 6,7%;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- по кредитам - 14,7%.

Разница в процентах для физических лиц была: 16,8% - 9,2% = 7,6%, а разница в процентах для юридических лиц: 14,7% - 6,7% = 8,0%. Величиной потребностей клиентов в снятии сбережений со счетов будем считать запланированные суммы выдачи денежных средств по вкладам, по которым наступил срок в рассматриваемом периоде: АНп = 510 млн руб. Величина фактически снятых средств со счетов была равна =450 млн руб. Величиной возможностей клиентов совершать платежи по обязательствам будем считать суммы средств, которые должны поступить в декабре по выданным ранее кредитам: АНв = 230 млн руб. Фактически было уплачено заемщиками АМк = 230 млн руб.

По формулам (1) и (2) вычислим показатели интенсивности выдачи банком кредитов и приема депозитов:

Хк = 0,145 млрд руб. / 146,085 млрд руб. = 0,001;

= 0,69 млрд руб. / 117,3 млрд руб. = 0,006.

По формулам (3) и (4) определим показатели интенсивности оплаты клиентами банка кредитов и снятия денежных средств со счетов:

ак = 230 млн руб. / 230 млн руб.=1,0;

Рк = 450 млн руб. / 510 млн руб. = 0,882.

Найденные значения параметров дают возможность рассчитать уровни процентных ставок на банковские продукты. При этом имеем в виду, что разница между процентными ставками по кредитам и депозитам 5 постоянна. Исходя из формулы (5), имеем:

146,085 • 0,001- 0,882 + 2 • 0,076 -117,3 • 0,006 -1

п =-

2(146,085 • 0,001 • 0,882 +117,3 • 0,006 -1) = 0,1416 (14,2%);

%д = 14,2 - 7,6 = 6,6% (для физических лиц); %д = 14,2 - 8,0 = 6,2% (для юридических лиц).

Таблица 1

Наличие связи между факторами внешней и внутренней среды

Признак Объем кредитования и условия оформления кредитного договора Объем депозитов и срок их хранения в банке Число обратившихся клиентов и время их обслуживания Объем кредитования и средняя процентная ставка по кредитам Объем депозитов и средняя процентная ставка по депозитам Число обратившихся клиентов и рекламные акции

Значение коэффициента ассоциации 0,67 0,50 0,56 0,69 0,57 0,83

Таблица 2

Сравнительная характеристика фактических и рассчитанных процентных ставок

по депозитам и кредитам для ОАО «ИнвестКапиталБанк», %

Банковские продукты Фактические значения средних процентных ставок Рассчитанные значения процентных ставок на основе оценки потенциала потребностей и возможностей экономических агентов Рассчитанные значения процентных ставок на основе модели «спроса и предложения»

Депозиты юридических лиц 6,7 6,2 6,6

Депозиты физических лиц 9,2 6,6 7,4

Кредиты юридических лиц 14,7 14,2 16,5

Кредиты физических лиц 16,8 14,2 17,2

Расчетные значения процентных ставок по депозитам и кредитам составили: 6,6, 6,2 и 14,2% соответственно.

Вместе с определением цен банковских продуктов на основе оценки потенциала потребностей и возможностей экономических агентов было проведено более детальное исследование депозитного и кредитного рынков. Данные действия соответствуют четвертому этапу алгоритма комплексной методики.

В соответствии с формулами (6) и (7) расчетные значения процентных ставок на основе модели «спроса и предложения» составили:

1) для физических лиц:

- по депозитам - 7,4%;

- по кредитам - 17,2%;

2) для юридических лиц:

- по депозитам - 6,6%;

- по кредитам - 16,5%.

Величина возможной прибыли регионального банка (8) относительно физических лиц была равна 16,15 млн руб. при фактической прибыли банка 1,94 млн руб.; относительно юридических лиц - 39,34 млн руб. при фактической прибыли банка 65,9 млн руб. Таким образом, проигрыш от операций ОАО «ИнвестКапиталБанк» наблюдался по кредитованию и принятию денежных средств населения (-14,21 млн руб.).

Для сравнения результатов расчетов процентных ставок по банковским продуктам с их фактическими значениями данные были сведены в табл. 2.

Сравнительный анализ цен на банковские продукты показал, что процентная политика ОАО «Ин-вестКапиталБанк» была не сбалансирована. Поэтому возникла необходимость ее корректировки: следовало уделить основное внимание вопросу изменения процентных ставок по депозитам физических лиц.

Результаты проведенного исследования показывают, что разработанная комплексная методика

может стать эффективным инструментом для обоснования и поддержки принятия управленческих решений в коммерческом банке.

Список литературы

1. Амелин И.Э. Практические вопросы графического моделирования // Банковское дело. 2000. № 7. С. 15-18.

2. Банковские операции: учеб. пособие. М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2011. 140 с.

3. Вагапов Э.Р. Модель поведения банка в условиях совершенной конкуренции. Самара: Самарский государственный технический университет, 2002. С. 100-102.

4. Гойденко Ю.Н. Ценообразование в коммерческих банках: ориентация на выживание. Иркутск: Байкальский государственный университет экономики и права, 2005. 432 с.

5. Деньги, кредит, банки: учебник / под ред. О.И. Лаврушина. М.: КноРус, 2014. 448 с.

6. Егорова Н.Е., Смулов A.M. Предприятия и банки: Взаимодействие, экономический анализ, моделирование. М.: Дело, 2002. 456 с.

7. Зайнашев Н.К., Абдюкова Э.И. Оптимизация процентных ставок по ссудам и по вкладам коммерческого банка // Математические модели и информационные технологии в организации производства. 2012. № 2. С. 78-81.

8. Интрилигатор М. Математические методы оптимизации и экономическая теория. М.: Прогресс, 1975.553 с.

9. Клейнер Г.Б. Наноэкономика // Вопросы экономики. 2004. № 12. С. 70-94.

10. Лившиц К.И., Панина Ю.В. Управление капиталом банка путем изменения процентных ставок // Вычислительные технологии. 2008. № 13. С. 71-76.

11. Липсиц И.В. Ценообразование и маркетинг в коммерческом банке. М.: Экономистъ, 2006. 122 с.

12. Льюис К.Д. Методы прогнозирования экономических показателей. М.: Финансы и статистика, 1986. 134 с.

13. Организация деятельности коммерческого банка: учебник / под ред. Е.А. Звоновой. М.: ИНФ-РА-М, 2012 639 с.

14. Панова Г. С. Анализ финансового состояния коммерческого банка. М.: Финансы и статистика, 1996. 272 с.

15. ПоповЕ.В., Татаркин А.И. Миниэкономика. М.: Наука, 2003. 487 с.

16. Роуз П. Банковский менеджмент: предоставление финансовых услуг. М.: Дело, 1997. 768 с.

17. Сорокина М.Г. Система моделей и методы их анализа для обоснования эффективности реализации банком финансовых операций. М.: Институт проблем управления РАН, 2004. С. 1-7.

18. Учебный банк: учеб. пособие / под общ. ред. Е.А. Звоновой. М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2012.112 с.

19. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. М.: ИНФРА-М, 1995. 485 с.

20. Шилов С., Донгузова Т. Антикризисное управление в проблемном банке // Банковское дело в Москве. 1999. № 12. С. 11-16.

Finance and credit Banking

ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)

AN INTEGRATED METHODOLOGY OF BUILDING A BALANCED INTEREST RATE POLICY OF A COMMERCIAL BANK IN THE SPHERE

OF CREDIT RELATIONS

Aleksei M. SMULOV, Elina I. ABDYUKOVA

Abstract

The article states that each commercial bank in the course of its activity makes numerous decisions caused by a number of parameters that influence the end result . These decisions include volumes of attracted and placed resources, deposit maturities, loan maturities, and interest rates on deposits and loans . All these parameters are functionally interconnected within credit operations, and variation of any of them may lead to a decrease in overall performance of the bank . Banks implement pricing procedure through their interest rate policy. The object of the policy is deposit and credit products, which prices are expressed as percentages. The authors emphasize that when there is an adverse situation in economy, which is accompanied by crisis phenomena, monetary policy toughening, decline in consumer demand and income of the population and organizations, it is important for a bank to "survive" and try to preserve achieved indicators. If there is an increase in consumer demand, income of natural and legal entities, the competition for the consumer among credit organizations grows, and the bank needs to develop an action plan to attract potential clients . The authors identify a need for optimization of deposit, credit and interest rate policies of a commercial

bank . To solve this task the authors designed unique techniques to identify significant environmental factors and the factors influencing the external environment, to determine prices of deposit and credit services on the basis of an assessment of potential requirements and opportunities of economic agents, to determine the price of banking products based on the "supply and demand" model The individual techniques are united in an integrated technique of creating a balanced interest rate policy of a commercial bank To realize the integrated technique the authors developed an algorithm enabling to use the tools of individual techniques in whole or in part, depending on situation. The authors demonstrated a possibility of practical application of the developed complex technique.

Keywords: bank, interest rate policy, credit services, technique, balance, profit, optimization, algorithm

References

1. Amelin I . E . Prakticheskie voprosy grafichesko-go modelirovaniya [Practical questions of graphic simulation] . Bankovskoe delo - Banking, 2000, no. 7, pp.15-18.

2 . Bankovskie operatsii: uchebnik [Banking operations: a textbook]. Moscow, Plekhanov Russian University of Economics Publ., 2011, 140 p.

3 . Vagapov E . R . Model'povedeniya banka v us-loviyakh sovershennoi konkurentsii [A model of bank behavior in the conditions of perfect competition] . Samara, Samara State Technical University Publ., 2002, pp.100-102.

4 . Goidenko Yu .N . Tsenoobrazovanie v kom-mercheskikh bankakh: orientatsiya na vyzhivanie [Pricing in commercial banks: focus on survival]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2005, 432 p.

5 . Den'gi, kredit, banki: uchebnik [Money, credit, banks: a textbook]. Moscow, KnoRus Publ., 2014, 448 p.

6. Egorova N.E., Smulov A.M. Predpriyatiya i banki: Vzaimodeistvie, ekonomicheskii analiz, mod-elirovanie [Enterprises and banks: Interaction, economic analysis, modeling]. Moscow, Delo Publ., 2002, 456 p .

7. Zainashev N.K., Abdyukova E.I. Optimizat-siya protsentnykh stavok po ssudam i po vkladam kommercheskogo banka [Optimization of interest rates on loans and deposits of a commercial bank] Matematicheskie modeli i informatsionnye tekhnologii v organizatsii proizvodstva - Mathematical models and information technologies in organization of production, 2012, no. 2, pp. 78-81.

8. Intriligator M. Matematicheskie metody op-timizatsii i ekonomicheskaya teoriya [Mathematical methods of optimization and the economic theory] Moscow, Progress Publ., 1975, 553 p.

9. Kleiner G.B. Nanoekonomika [Nanoeconom-ics] . Voprosy Economiki, 2004, no. 12, pp. 70-94.

10. Livshits K.I., Panina Yu.V. Upravlenie kapi-talom banka putem izmeneniya protsentnykh stavok [Managing bank capital by changing interest rates] Vychislitel'nye tekhnologii - Computing technologies, 2008, no.13, pp.71-76.

11. Lipsits I . V. Tsenoobrazovanie i marketing v kommercheskom banke [Pricing and marketing in a commercial bank]. Moscow, Ekonomist" Publ., 2006, 122 p .

12. Lewis K.D. Metody prognozirovaniya eko-nomicheskikh pokazatelei [Methods for Predicting Economic Indicators]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 1986, 134 p.

13 . Organizatsiya deyatel'nosti kommercheskogo banka: uchebnik [Organization of activity of a commercial bank: a textbook]. Moscow, INFRA-M Publ., 2012,639 p.

14 . Panova G . S . Analiz finansovogo sostoyaniya kommercheskogo banka [Analysis of financial condition of a commercial bank]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 1996, 272 p.

15. Popov E.V., Tatarkin A.I.Miniekonomika [Min-ieconomics]. Moscow, Nauka Publ., 2003, 487 p.

16 . Rose P. Bankovskii menedzhment: predostavle-nie finansovykh uslug [Bank Management and Financial Services]. Moscow, Delo Publ., 1997, 768 p.

17. Sorokina M.G. Sistema modelei i metody ikh analiza dlya obosnovaniya effektivnosti realizatsii bankom finansovykh operatsii [A system of models and methods of their analysis to justify the efficiency of implementing financial operations by a bank]. Moscow, Institute of Control Sciences of Russian Academy of Sciences Publ., 2004, pp. 1-7.

18. Uchebnyi bank: uchebnik [Simulated bank: a textbook]. Moscow, Plekhanov Russian University of Economics Publ., 2012, 112 p.

19. Sheremet A.D., Saifulin R.S. Metodika finansovogo analiza [Financial analysis technique]. Moscow, INFRA-M Publ., 1995, 485 p.

20. Shilov S., Donguzova T. Antikrizisnoe uprav-lenie v problemnom banke [Crisis management in a problem bank] . Bankovskoe delo v Moskve - Banking in Moscow, 1999, no. 12, pp. 11-16.

Aleksei M. SMULOV

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russian Federation jeger@bk . ru

Elina I. ABDYUKOVA

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russian Federation elina1312@gmail . com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.