Научная статья на тему 'Комплексная методика оптимизации состояния тревоги у гимнасток 11-13 лет'

Комплексная методика оптимизации состояния тревоги у гимнасток 11-13 лет Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
163
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИМНАСТКИ / ТРЕВОЖНОСТЬ / СИТУАТИВНАЯ ТРЕВОГА / СОСТОЯНИЕ ТРЕВОГИ / ОПТИМАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ ТРЕВОЖНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / WOMAN-GYMNASTS / SITUATIONAL ANXIETY / ANXIETY STATE / ANXIETY OPTIMAL LEVEL / PEDAGOGICAL INFLUENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Абдуллина Айгуль Винеровна

В статье представлено обоснование эффективности разработанной комплексной методики оптимизации ситуативной тревоги у гимнасток 11-13 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Абдуллина Айгуль Винеровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPREHENSIVE METHODOLOGY OF 11-12 YEARS OLD WOMAN-GYMNASTS ANXIETY STATE OPTIMISATION

The article presents a justification of the effectiveness of comprehensive methodology developed for 11-12 years old woman-gymnasts` situational anxiety state optimization

Текст научной работы на тему «Комплексная методика оптимизации состояния тревоги у гимнасток 11-13 лет»

КОМПЛЕКСНАЯ МЕТОДИКА ОПТИМИЗАЦИИ СОСТОЯНИЯ ТРЕВОГИ У

ГИМНАСТОК 11-13 ЛЕТ

Айгуль Винеровна Абдуллина, аспирант,

Башкирский институт физической культуры (ФГОУВПО УралГУФК)

г. Уфа

Аннотация

В статье представлено обоснование эффективности разработанной комплексной методики оптимизации ситуативной тревоги у гимнасток 11-13 лет.

Ключевые слова: гимнастки, тревожность, ситуативная тревога, состояние тревоги, оптимальный уровень тревожности, педагогическое воздействие.

COMPREHENSIVE METHODOLOGY OF 11-12 YEARS OLD WOMAN-GYMNASTS ANXIETY STATE OPTIMISATION Aigu! Vinerovna Abdullina, postgracluate student,

Bashkir Institute of Physical Education,

Ufa

Annotation

The article présents a justification of the effectiveness of comprehensive methodology devel-oped for 11-12 years old woman-gymnasts' situational anxiety state optimization.

Key words: woman-gymnasts, situational anxiety, anxiety state, anxiety optimal level, peda-gogical influence.

ВВЕДЕНИЕ

Одной из важнейших проблем психологической подготовки юных гимнасток является поддержание оптимального уровня состояния тревоги для наиболее эффективного выступления на соревнованиях (как в многоборье, так и на отдельных снарядах). Уровень этот очень индивидуален и может существенно различаться даже у спортсменов, имеющих равный уровень мастерства [2].

Цель данной работы - экспериментально обосновать и проверить эффективность комплексной методики оптимизации состояния тревоги у гимнасток 11-13 лет с помощью различных видов специальной разминки и педагогического воздействия тренера.

Огромную роль в управлении психическими состояниями спортсменов играет индивидуальная организация их предстартовой двигательной деятельности. Разминка решает задачи, связанные с формированием оптимальной возбудимости центральной нервной системы, оптимальной эмоциональной устойчивости спортсмена и, в конечном итоге, психической настройкой спортсмена на предстоящую соревновательную деятельность [1]. Кроме того, особое значение в регуляции уровней тревожности спортсменов имеет педагогическое воздействие тренера. Положительную роль словесного метода в разминке отмечал А.В.Родионов [3].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В исследовании приняли участие спортсменки 11-13 лет, занимающиеся спортивной гимнастикой (п=32). Были сформированы одна контрольная и одна экспериментальная группы по 16 гимнасток в каждой. Для определения показателей психического состояния гимнасток применялись следующие методики исследования: шкала самооценки Ч. Спилбергера, адаптированная ЮЛ. Ханиным для определения уровня ситуативной тревоги (СТ), тест-«градусник» СЛ. Рубинштейна, адаптированный Ю.А. Киселевым, пятисекундный тест для оценки точности заданного времени. Для определения результативности выступления юных гимнасток были проанализированы результаты выступления на отдельном снаряде и в многоборье.

Для обоснования содержания методики регуляции уровня состояния тревоги

нами был проведен корреляционный анализ между уровнем СТ и результатами выступления на отдельном снаряде каждой гимнастки в трех подгруппах: с низким, средним и высоким уровнем ситуативной тревоги. Такое разделение было проведено для индивидуализации процесса регуляции состояния тревоги. В данном исследовании приняли участие спортсменки экспериментальной группы.

В результате исследования взаимосвязей между уровнем ситуативной тревоги и результатами выступления в опорном прыжке высокотревожных гимнасток лет определено, что у гимнасток Ми-ва и Ши-ва наблюдается средняя отрицательная корреляционная взаимосвязь (г=-0,61), у гимнасток Н-ва и Ш-ко - отрицательная слабая взаимосвязь (г=-0,43). В результате исследования взаимосвязей между уровнем СТ и результатами выступления на брусьях у гимнастки В-ва наблюдается отрицательная сильная статистическая взаимосвязь (г=-0,71), у гимнасток Ми-ва, Н-ва и Ши-ва -средняя отрицательная корреляционная взаимосвязь (г=-0,63; г=-0,57; г=-0,55, соответственно) и у А-на - слабая. Исследование взаимосвязей между уровнем СТ и результатами выступления на бревне показало, что у гимнастки В-ва наблюдается отрицательная сильная статистическая взаимосвязь между уровнем СТ и результатом выступления на бревне (г=-0,73), у всех остальных гимнасток - средняя отрицательная корреляционная взаимосвязь. У гимнасток А-на и Ш-ко наблюдается слабая отрицательная корреляционная связь между уровнем СТ и результатами выступления на вольных упражнениях, у остальных гимнасток - очень слабая взаимосвязь.

Полученные данные свидетельствуют о том, что с повышением уровня ситуативной тревоги, предполагаемо, будет снижаться результативность выступления на соревнованиях гимнасток данной подгруппы. Таким образом, у гимнасток с высоким уровнем состояния тревоги в содержание общей части разминки необходимо включить упражнения для понижения уровня СТ. Специальная же часть разминки, куда входят специализированные упражнения на каждом снаряде и вербальные воздействия тренера непосредственно перед выступлением на таких снарядах, как: брусья, бревно и вольные упражнения, для всех спортсменок будет носить понижающий характер. Кроме того, для спортсменок Н-ва, Ми-ва, Ш-ко и Ши-ва перед выступлением в опорном прыжке специальная часть разминки также будет предназначена для снижения уровня СТ, а для спортсменок А-на и В-ва - для сохранения данного уровня СТ.

В результате исследования взаимосвязей между уровнем ситуативной тревоги и результатами выступления в опорном прыжке среднетревожных гимнасток 11-13 лет определено, что у гимнасток В-на, М-на и Ша-ва наблюдается средняя отрицательная корреляционная взаимосвязь (г=-0,50, г=-0,60, г=-0,61, соответственно), у К-ва- слабая отрицательная взаимосвязь (г=-0,45), у спортсменки П-ва - слабая положительная корреляционная взаимосвязь (г=0,30). У гимнастки П-ва наблюдается слабая отрицательная взаимосвязь (г=-0,43) между уровнем СТ и результатами выступления на брусьях, у остальных спортсменок - слабые положительные корреляционные связи. Исследование взаимосвязей между уровнем СТ и результатами выступления на бревне показало, что у спортсменки Ша-ва наблюдается слабая отрицательная взаимосвязь (г=-0,47), у остальных гимнасток - слабые положительные корреляционные связи. У гимнасток В-на и К-ва обнаружены слабые положительные корреляционные связи между уровнем СТ и результатами выступления на вольных упражнениях.

Таким образом, полученные результаты определяют, что для среднетревожных гимнасток в содержание общей части разминки будут включены упражнения для сохранения данного уровня СТ, а специализированные упражнения и вербальное воздействие тренера перед выступлением на конкретном снаряде будет носить индивидуальный характер. Так, перед выступлением в опорном прыжке спортсменки П-ва, на брусьях - В-на, К-ва, М-на и Ша-ва, а также на бревне всех спортсменок, кроме Ша-ва и всех спортсменок на вольных упражнениях, специальная часть разминки будет направлена на сохранение данного уровня СТ, оптимального для данных спортсменок. У гимнасток В-на, К-ва, М-на, Ша-ва - перед выступлением в опорном прыжке; П-ва - на

брусьях; Ша-ва - на бревне данная часть разминки будет направлена на понижение уровня СТ, что, по-видимому, будет способствовать наиболее успешному выступлению данных спортсменок на отдельном снаряде.

В результате исследования взаимосвязей между уровнем ситуативной тревоги и результатами выступления в опорном прыжке в группе гимнасток с низким уровнем СТ выявлено, что у спортсменки Б-ва наблюдается сильная положительная корреляционная взаимосвязь (г=0,73), у остальных спортсменок - средние положительные корреляционные связи. У гимнастки Т-ва наблюдается средняя положительная взаимосвязь меяеду уровнем СТ и результатами выступления на брусьях (г=0,51), у остальных спортсменок - слабые положительные корреляционные связи. Исследование корреляционных связей между уровнем СТ и результатами выступления на бревне показало, что у всех спортсменок наблюдаются слабые отрицательные взаимосвязи. У всех гимнасток выявлены очень слабые положительные и отрицательные корреляционные связи между уровнем СТ и результатами выступления на вольных упражнениях.

По-видимому, с повышением уровня ситуативной тревоги у гимнасток с низким уровнем СТ повышается и результативность выступления в опорном прыжке, на брусьях и бревне. Полученные данные определяют, что упражнения в общей части разминки для данной подгруппы гимнасток будет носить повышающий характер. Кроме того, специализированные упражнения и вербальные методы воздействия на всех спортсменок перед выступлением в опорном прыжке, брусьях и бревне будут направлены на повышение уровня СТ.

Таким образом, особенностью разработанной методики являлось включение в ее содержание различных вариантов общей и специальной частей разминки, а также педагогического воздействия тренера перед выступлением на соревнованиях, осуществляемых в зависимости от уровня состояния тревоги каждой спортсменки.

Для решения задачи экспериментальной проверки эффективности методики оптимизации состояния тревоги у гимнасток 11-13 лет был проведен формирующий педагогический эксперимент. Доказательной основой при решении данной задачи исследования явился межгрупповой анализ динамики показателей психического состояния и результатов выступления на соревнованиях гимнасток до и после педагогического эксперимента.

В результате межгруппового анализа показателей психического состояния определено, что до проведения эксперимента во всех исследуемых показателях между контрольной и экспериментальной группами значимых различий не обнаружено (р>0,05). После педагогического эксперимента в экспериментальной группе, в сравнении с контрольной, выявлены достоверные различия на уровне значимости р<0,05 в показателях психического состояния: настроение (65,24±1,46; 48,3±1,43; р<0,05), желание соревноваться (74,37±2,34; 59,38±1,33; р<0,05), значимость предстоящей деятельности (67,48±1,58; 49,6±1,49; р<0,05), готовность к высшим достижениям (70,48±2,78; 58,68±2,64; р<0,05), уверенность в себе (63,24±2,56; 57,38±3,56; р<0,05), ситуативная тревога (40,98±3,12; 51,26±1,33; р<0,05). По результатам теста за заданный пятисекундный отрезок времени достоверные различия также выявлены на уровне значимости р<0,05.

В результате проведения межгруппового анализа результатов соревновательной деятельности гимнасток определено, что до проведения эксперимента во всех исследуемых показателях между контрольной и экспериментальной группами значимых различий не обнаружено: опорный прыжок (11,67±0,55; 11,81±0,42; р>0,05), брусья (10,15±0,46; 10,13±0,29; р>0,05), бревно (11,22±0,45; 11,35±0,38; р>0,05), вольные упражнения (11,12±0,27; 11,26±0,34; р>0,05), многоборье (43,95±1,68; 44,06±1,72; р>0,05). После педагогического эксперимента в экспериментальной группе, в сравнении с контрольной, выявлены достоверные различия на уровне значимости р<0,05 в показателях результативности выступлений: в опорном прыжке (11,74±0,25;

12,50±0,23; р<0,05), на брусьях (10,24±0,31; 11,29±0,25; р<0,05), бревне (11,37±0,43;

12,35±0,26; р<0,05), вольных упражнениях (11,67±0,35; 12,46±0,23; р<0,05) и в многоборье (44,02±1,57; 47,0±1,31; р<0,05).

вьшоды

Таким образом, результаты межгруппового анализа показателей психического состояния и результатов соревновательной деятельности гимнасток свидетельствуют об эффективности разработанной комплексной методики оптимизации состояния тревоги.

Полученные в результате исследования данные рекомендуется использовать в практической работе тренеров, так как они позволяют усовершенствовать и индивидуализировать процесс психологической подготовки спортсменок к соревнованиям.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бондарчук, Т.В. Регуляция предстартовых психических состояний конькобежцев : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Бондарчук Т.В. - JL, 1982 - 21 с.

2. Психология спорта высших достижений : учеб. пособие для ин-тов физ. культуры / под ред. А.В. Родионова. - М. : Физкультура и спорт, 1979. - 144 с.

3. Пуни, А.Ц. Психологическая подготовка юных спортсменов к соревнованию / А.Ц. Пуни. - М. : Физкультура и спорт, 1965. - 90 с.

МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ВИРТУАЛЬНОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО

КОМПЛЕКСА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА ГПС МЧС РОССИИ

Юрий Григорьевич Баскин, доктор педагогических наук, профессор,

Валерий Владимирович Клюй, соискатель, Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы

МЧС России

Аннотация

В статье приводятся результаты, касающиеся методики применения виртуального учеб-но-методического комплекса в учебном процессе вуза ГПС МЧС России, предназначенного для восполнения пробелов в знаниях у курсантов и студентов, имеющих пропуски плановых занятий.

Ключевые слова: виртуальный учебно-методический комплекс; учебный процесс вуза ГПС МЧС России; восполнение пробелов в знаниях; виртуальное учебное пособие.

METHODOLOGY OF DE PACAGE APPLICATION IN EDUCATIONAL PROCESS OF FIRE EMERGENSY SYRVICE UNIVERCITY MES OF RUSSIA Jury Grigorevich Baskin, doctor of pedagogical sciences, professor,

Valery Vladimirovich Klyui, competitor,

The St.-Petersburg University State Fire Service of Ministry Emergency Measures of Russia

Annotation

The article presents the results covering the methods of DE package application, designed for filling the gaps in knowledge of the trainees and students with formal training absence, in educational process of Fire Emergency Service University MES of Russia.

Key words: DE package; educational process of Fire Emergency Service University MES of Russia; filling the gaps in knowledge; virtual study guide.

Специфика функционирования вуза Г осу дарственной противопожарной службы МЧС России предполагает возможность отсутствия курсантов на плановых занятиях из-за обеспечения внутреннего наряда, несения караульной службы, служебных командировок, участия в тушении крупных пожаров, а также ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий. Кроме того, курсанты и студенты отсутствуют и по традиционным для обучаемых причинам: опоздания и пропуски занятий, болезни, участие в спортивных соревнованиях. Поэтому необходимое качество подготовки бу-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.