Научная статья на тему 'Комплексная методическая система как основа формирования экологической культуры учащихся общеобразовательной школы'

Комплексная методическая система как основа формирования экологической культуры учащихся общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
359
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
комплексная методическая система / общеобразовательная школа / экологическая культура

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скурихина Е. М.

Статья посвящена вопросам формирования экологической культуры учащихся общеобразовательной школы. Рассматривается разработанная автором методическая система формирования экологической культуры учащихся, приведен анализ итогов диагностических срезов, подтверждающих эффективность созданной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Скурихина Е. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to questions of forming of secondary school students" ecological culture. The methodical system worked out by the author is considered and results of diagnostic slices which confirm effectiveness of the created system are analyzed.

Текст научной работы на тему «Комплексная методическая система как основа формирования экологической культуры учащихся общеобразовательной школы»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

Е. М. Скурихина

КОМПЛЕКСНАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Работа представлена кафедрой экологии факультета естественных и точных наук

ГОУВПО «Нижневартовский государственный гуманитарный университет».

Научный руководитель - кандидат биологических наук, доцент Н. А. Иванова

Статья посвящена вопросам формирования экологической культуры учащихся общеобразовательной школы. Рассматривается разработанная автором методическая система формирования экологической культуры учащихся, приведен анализ итогов диагностических срезов, подтверждающих эффективность созданной системы.

The article is devoted to questions of forming of secondary school students' ecological culture. The methodical system worked out by the author is considered and results of diagnostic slices which confirm effectiveness of the created system are analyzed.

Одна из отраслей педагогического знания -теория и методика экологического образования, которая вырабатывает содержание, принципы, методы и формы экологического образования, - начала формироваться в 60-е гт. XX в. В это время сложилось понимание универсальной значимости экологического образования, были сформулированы его основные принципы и задачи школьного экологического образования. В начале XXI в. экологическое образование определяется как процесс приобретения знаний о проблемах окружающей среды, причинах их возникновения, необходимости и возможностях их практического решения. Появилось и стало общепринятым понятие «образование для устойчивого развития».

В 2002 г. был подписан Федеральный закон № 7 «Об охране окружающей среды», в котором ст. 72 гл. 13 говорит о том, что «.. .в дошкольных образовательных учреждениях, образовательных учреждениях и образовательных учреждениях дополнительного образования независимо от их профиля и организационно-правовых форм должно осуществляться преподавание основ экологических знаний» . В Ханты-Мансийском автономном округе - Югра в 2000 г. при-

нят закон «Об экологическом образовании

населения Ханты-Мансийского автономно-

2

го округа» . В законе сформулированы принципы региональной политики в области регионального образования, определены формы реализации экологического образования.

Трактовка сущности понятия экологической культуры как цели экологического образования, представленная И. Д. Зверевым, несет следующие четыре качественные характеристики: обогащение положительного научного и практического опыта взаимодействия человека с социоприродной средой; формирование ответственного отношения личности и общества к природе, к материальным, социальным и духовным ценностям, осознание и утверждение приоритета всех форм жизни как условие существования человека; обеспечение всестороннего развития человека, его склонностей и творческих способностей; благополучия его здоровья в условиях оптимизации системы

3

«природа - человек» . По Н. Ф. Реймерсу, «экологическая культура - это этап и составная часть развития общемировой культуры, характеризуемый острым, глубоким и всеобщим осознанием насущной важности экологических проблем и жизни и буду-

Комплексная методическая система как основа формирования экологической культуры.

щем развитии человечества»4. Академик Н. Н. Моисеев говорит о формировании некоторой общепланетарной системы экологических знаний и принципов взаимоотношения с природой, в равной степени необходимых всем обитателям планеты . Академик Б. Т. Лихачев рассматривает экологическую культуру как производное от экологического сознания. По его мнению, она должна строиться на экологических знаниях и включать в себя глубокую заинтересованность в природоохранной деятельности, грамотное ее осуществление, богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний, порождаемых общением с природой .

Методическая система формирования экологической культуры учащихся в МОУ СОШ№ 1 им. Ю. Г. Созонова организована следующим образом. Заместитель директора по научно-методической работе через методический совет школы и школьные методические объединения учителей осуществляет работу по следующим направлениям: организует курсы повышения квалификации; организует городские, школьные научно-практические конференции по вопросам экологического образования; отвечает за создание научно-методической базы, разработку дидактических материалов; организует систему открытых уроков по экологии или интегрированных с ним предметов. Через введение в учебный план школы учебного предмета «Экология», интегрированных и факультативных курсов, проведение декады экологии формируются следующие компоненты экологической культуры школьников: гностический, аксиологический, этический. Результатом должно стать знание учащимися основных понятий и законов общей экологии, особенностей экологии округа, способность анализировать причины изменения экологической ситуации в округе из-за антропогенной деятельности (в частности, из-за интенсивного развития нефте- и газодобычи, лесозаготовок, промышленного вылова рыбы и т. д.), формирование навыков выполнения практических работ в области экологии.

Второе направление работы - организация школьной экологической лаборатории - курирует председатель научного общества школьников через учителей, которые осуществляют планирование и проведение научно-исследовательских работ учащихся. Кроме непосредственно исследовательских работ, выполняются реферативные работы по вопросам экологии (при этом особое внимание уделяется вопросам экологии региона), проводятся школьные олимпиады по экологии, издается экологическая газета «Зеленый лист». Результатом должно стать формирование гностического, операционно-деятельностного и аксиологического компонентов экологической культуры школьников. Важным направлением является выработка навыков мониторинга окружающей среды, повышение интереса к исследовательской деятельности в области охраны окружающей среды.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе с помощью классных руководителей и родительского комитета школы вносит в план воспитательной работы школы мероприятия экологической направленности, способствующие формированию мотивационного, аксиологического, эмоционально-волевого компонентов экологически культурной личности учащихся.

Все описанные компоненты экологического образования в школе и формирования экологической культуры школьников общеобразовательной школы являются взаимосвязанными и взаимозависимыми, деятельность подвергается анализу и корректировке после проведения серии диагностирующих исследований.

Формирование экологической культуры учащихся требует слаженной работы всего педагогического коллектива. Для отслеживания ценностных ориентации, организованности и сплоченности педагогического коллектива была использована анкета «Оценка характеристик педколлектива»,

предложенная И. А. Кискаевым, Л. Н. Па-7

уковой . Было обследовано 55 учителей, что

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ.ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

составляет 76% от общего числа преподавателей. Итоги исследования показали, что коллектив школы главным образом направлен на развитие способов деятельности (78% опрошенных). Коллектив школы является достаточно организованным, сплоченным коллективом, имеющим единство педагогических ориентации (так считают 72,6% респондентов, что относится к высокому уровню). Под понятием «организованность» понимается способность коллектива формировать рациональную структуру совместных действий и гибко перестраивать ее в изменяющихся условиях. Средний показатель сплоченности коллектива составляет 77,4%, что является результатом выше среднего. Это говорит о том, что коллектив не только может сформировать рациональную структуру взаимодействия между собой, но и сохранит эту структуру эффективно действующей.

Отслеживание результативности разработанной системы экологического образования в школе проводилось по следующим направлениям: мониторинг успешности процесса обучения детей на основе регионального компонента образовательного стандарта «Экология» (проводился на параллели 5-х классов); мониторинг процесса формирования экологической культуры учащихся.

Учащимся 5-х классов была предложена контрольная работа по теме «Общие сведения о биосфере», содержание которой было положительно оценено на содержательную валидность и определенность. Анализ полученных данных показал, что лучше всего учащиеся в целом справились с заданиями конструктивного уровня на знание регионального компонента (89,2%). Труднее всего учащимся оказалось выполнить задание на креативность мышления -творческий уровень. В целом с ним справились 33,4% учащихся.

Мониторинг процесса формирования экологической культуры учащихся проводился в двух направлениях: исследование типа доминирующей установки в отноше-

нии природы и выявление уровня экологической культуры. Вербальная ассоциативная методика «ЭЗОП», предложенная С. Д. Дерябо и В. А. Левиным, была использована при работе с 10-ми классами и

направлена на исследование типа домини-

8

рующей установки в отношении природы . Тестирование учащихся проводилось 7.09.2005 г. Всего было протестировано 99 учащихся из шести 10-х классов, что составляет 84% от всего числа учащихся этой параллели (118 учащихся). Анализ результатов тестирования учеников 10 классов по первым 11 пунктам показал, что природа воспринимается учениками в основном как объект красоты (37 ученик, или 37%) и пользы (31, или 31 %). Анализ ответов на 12-й пункт, где требуется ответ на прямой вопрос о значении природы для ученика, показал следующее: 8 учеников (8%) имеют -установку «природа - объект пользы», 13 учеников (13%) воспринимают природу как объект изучения, 25 учеников (25%) ответили, что природа - объект красоты, и 54 ученика (54%) выбрали вариант «природа -объект охраны». Следует отметить, что здесь вступил в силу фактор «социальной желательности - нежелательности», так как по первым 11 пунктам природа как объект охраны была выбрана лишь 24 учениками. Практическая установка, явно выявленная по 11 пунктам (31%), в меньшей степени отразилась в ответах на 12-й пункт - 8%.

При выявлении уровня экологической культуры основной диагностической методикой является комплексная экологическая анкета для учащихся, разработанная на основе ряда методик С. С. Кашле-ва, С. Н. Глазачева, предназначенных для обследования учителей9. Исследование проводилось в два этапа: 20.11.2005 г. - СОШ № 1, 26.11.2005 - СОШ № 8. Количество учащихся в классах - по 22 в каждом. Вопросы анкеты разделены на 6 блоков. При анализе ответов на вопросы мотивацион-ного блока уже на первоначальном этапе диагностирования выявляются отличия между экспериментальной и контрольной

группами. Так, опрошенные учащиеся школы № 1 (эксперимент) в качестве основных мотивов занятия экологической деятельностью называют интерес к экологическим проблемам (64%) и ощущение личной причастности к охране природы (36%). В то время как для контрольной группы (учащиеся школы № 8) ответ «Мне нравится природа» является однозначно преобладающим (50%). Оберегать природу при общении с ней считают необходимым подавляющее большинство и представителей экспериментальной группы, и контрольной (по 82%). Однако в дальнейших суждениях

отмечены различия. Учащиеся школы № 1 полагают, что человек также должен быть ответственным (73%) и любить природу (45%), в то время как данные утверждения разделяют только 23 и 14% соответственно учеников школы № 8. Таковы ответы на вопросы этического (нормативного) блока вопросов.

Разработанная нами методическая система формирования экологической культуры учащихся общеобразовательной школы способна воспитать учащихся с высоким уровнем экологической культуры и активной природоохранной позицией.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Российская Федерация. Закон «Об охране окружающей среды»: Федер. закон № 7. М., 2002. Ханты-Мансийский автономный округ. Закон «Об экологическом образовании населения Ханты-Мансийского автономного округа». Ханты-Мансийск: ГУИПП Полиграфист, 2001.

3

Зверев И. Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе. М.: Педагогика,

1981.

4

Реймерс Н. Ф. Природопользование: Словарь-справочник. М.: Мысль, 1990. Моисеев Н. Н. Человек и ноосфера. М.: Молодая гвардия, 1990. Лихачев Б. Т. Философия воспитания. М.: Прометей, 1995.

7

Кискаев И. А. Информационно-аналитическое сопровождение процесса развития общеобразовательной школы: диагностический аспект: Методическое пособие / Под. ред. Г. Н. Гребенюк. Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2004.

ЯсвинВ. А. Экспертиза школьной образовательной среды. М.: Сентябрь, 2000. Кашлев С. С, Глазачев С. Н. Педагогическая диагностика экологической культуры учащихся: Пособие для учителя. М.: Горизонт, 2000. С. 231.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.