Научная статья на тему 'Комплексная количественная оценка результатов обучения'

Комплексная количественная оценка результатов обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Литвиненко М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплексная количественная оценка результатов обучения»

ЛИТВИНЕНКО М.В.

В работе предлагается новый подход к оценке сформированности профессиональной компетентности выпускника вуза. Он основан на использовании автоматизированной комплексной количественной оценки результатов обучения (АККОРО). Необходимость формирования АККОРО для эффективного функционирования системы профессиональной подготовки специалистов особенно проявляется в условиях быстрых изменений, вызванных на современном этапе модернизацией Российского образования и информатизацией, как одного из ее направлений.

В частности, предпосылкой совершенствования системы оценивания результатов обучения выступает внедрение государственных образовательных стандартов третьего поколения на основе компетентностного подхода. Результатом обучения должен стать прогнозируемый уровень сформированности профессиональной компетентности. Данные о его достижении на разных этапах обучения также чрезвычайно важны для диагностики учебного процесса: они дают возможность преподавателю обоснованного выбора дальнейших методических путей обучения, дифференциации и индивидуализации учебного процесса.

Традиционно в дипломе указывается наименование дисциплины и отметка, отражающая оценку отдельным педагогом результатов ее освоения. В случае модульной структуризации содержания обучения и представления целей обучения (ЦО) в виде дерева целей, оценка их достижения на разных уровнях складывается из оценок по учебным модулям, выставленным разными преподавателями. В приложении к диплому должна быть отражена оценка по отдельным составляющим профессиональной компетентности (оценки сформированности компетентности в каждой из предметных областей (ПрО), составляющих направление подготовки). В этом случае имеет место проблема согласования оценок, полученных по разным учебным модулям, относящихся к одной ПрО. Это, в свою очередь, влечет изменение подходов, методов, средств, критериев оценки учебных достижений. Принципиально новый подход к формированию оценки сформированности профессиональной компетентности с учетом вышеизложенного нашел свое воплощение в предлагаемой комплексной количественной оценки результатов обучения.

Основные особенности предлагаемого подхода и технологию формирования комплексной количественной оценки результатов обучения можно пояснить следующим образом. Задача формирования АККОРО заключается в упорядочении множества оценок достижения целей обучения, поставленных в учебных элементах, на основе информации о результатах их освоения студентами и осуществляется с учетом значимости тех или иных целей обучения, отраженной в структурной модели результатов обучения будущего специалиста с позиций компетентностного подхода (указанная модель описана в работе [1]). Из-за наличия не одной, а нескольких целей указанная задача является принципиально многомерной.

На первом этапе формирования АККОРО осуществляется выбор первичных показателей, с помощью которых задается требуемая (прогнозируемая) степень достижения целей обучения и определяется фактически достигнутая обучаемым. Мера отклонения фактически достигнутого уровня от прогнозируемого является показателем для оценки результатов обучения.

В состав первичных показателей должны входить показатели достижения целей обучения на нижнем уровне иерархии. В нашем исследовании - это цели обучения на уровне учебных модулей, а первичные показатели АБВГ включают качество усвоения знаний (А), степень научности (Б), полноту усвоения учебных элементов (В) и уровень усвоения умений (Г)*. Степень повышения или понижения оценки в зависимости от подуровней А1-А4, Б1-Б4, В1-В2 и Г1-Г4: зависит от минимальных требований к уровню подготовки выпускника, выражаемых совокупностью показателей АБВГ, и от фактически достигнутого обучаемым уровня; регламентируется специально определяемыми нормативами применения показателей (таблица 1). Система первичных показателей в процессе использования АККОРО может уточняться, трансформироваться в связи с изменением педагогических условий ее реализации.

НАУЧН

ЫЕ

ИССЛЕ

ДОВАН

ИЯ

Показатели степени досш1жения целей обучения и норналивы их применения (кршперии К), рекомендуяиме йяя щенки сфорлшрояанности профессиональной каыпетентности

Таблица I.

Наименование показателя сттени достижения целей обучения

Норттив применения показателя (критерий К)

А - Качество усвоения знаний:

А1 • знания, грещывгшидо способность достраиЕап сЕолктлусЕязейношмЕс;

АЗ • жнвднтользувдцЕескЕ адия^требуняирх ^ггштатига нишх се язей меяду ЖЕнтшн;

АЗ • ЗИНИЯ, ТТГйур|-|П7|ТТ|ТГ1Т1ПТ1» ГЦИМЙМНИе Е

алТЩЕШ, аншпнных обучажцим;

М - зеони. прещсмяршмицке деягетноеть по Еоспржтеданию.

Б - Степень научности:

Б4 - (аксрстлааичеогга) -

прих=А1

{ота, ес1И^А4; хер, «1иу=АЗ тиу=А2;

;н, И1И^А1; н<^н, естит^А!;

ПрИХ=А2

При К=тАЗ

='

отп.,еспи^А4.; хф„ еии ^АЗ; уд,если^А2; неуд,ёспиу«:А2;

К*=АЗ ='

1'агл, ес1иу=А4; хор., ипи^рАЗ^ у ^дп есгКу=!££“ неуд, есту<АЗ;

прих=А4

_ ^ хор.Лспи^А^ { х=.М — Л

нод,«лну* А*;

прих=Б1

БЗ -(прашогоиеаая)-...

Б2 -(аналпико-сингепиеская)-...

Б1 -(факнеюшгическм)-...

з. В - Полнота усвоения:

В2 - усвоение Е сек учебные Э1ЕМеНГСЕ В1 -’^ПОЙНИЙ ООСОЕНЫХ ’^ЧеЁНЫХ ЭТИЧеНКЕ, спроыиых Е СОДерСШНЕШ обучения

Г -Уровень усвоения умений:

Г4 - (грОДЗЛИЕНЬШТЕСрЧеООХОтЛД.)- ...

ГЗ -(прогркгакный эвристчеоототапа)-... Г2 -(типсЕои-мгсртпленестий- уровень) -... Г1 -у£еничеазй -...

сал, есш^Б4;

I хср, есте1у=БЗ Кх=Б1 = 1 ижу=Б1

ес1И^Е1;

1_ шэд, есту*Б1;

прих=Б2

при х=БЗ

К.

отп.,еспи^Б4; хср, ест ^БЗ; уд,еслн^Б2; неуд,если у=:Б2;

призр=Г1

К*=п -

прих=Г2

К отп.,если^Г4;

__ I хср, ест^рГЗ.;

х=Г2 ^ уд.,если^Г2;

неуд,еслиу=Т:2;

[зт, есгау=Б+; хор., вШИ^СТ"'*

К^БЗ=Л

■уд, есту=Ез; 1_неэд, есшу<БЗ;

прих=ВЗ

Гагл, есгау=В2; хор., «СИ1РрКГ*\

Ех=в1=-1 ии5р®1; !

уц, есЙГ^ВД" 1^неуд, есгау<В1; при х=ГЗ

^агл, есгау=Г4;

хор.,

уц, ес1иу=Ш! неуд, есту<ГЗ;

прик=Б4

К;

ат,вйт^=И;^»

_ ] хор ,1сгаг£=Б4;

•х=Б4 — "Л эд_,еслку=ИГ~ неэд,еслну*Б4.;

при Х=В4

{отл,*Лй^вБ2~Ч

хор.,1слк^В2; | уа;,йС1гну=Т!^“^ не^еслну^В!

При Х=Г4

К агл „ Т15,” "'

__ ] хор.,*£Л1Г£Г4; *

х=Г4 — ] эд,еслк^РС"‘" не^,еслиу=:Г4;

Примечание .х — план, у — ф акт.

- е этот случае е качестве дополнительных условии ка обобщенную оценку достижения цепей обучения оказывают блшшге значения критериев по другим показателям

На следующем этапе проектирования АККОРО устанавливаются правила формирования обобщенной оценки ОМ достижения целей обучения по учебному модулю (таблица 2). Эта оценка будет являться частной, сформированной на основе определения степени несоответствия минимальным и максимальным требованиям к подготовке специалистов.

Таблица 2. Правила формирования обобщенной оценки достижения целей

обучения по учебному модулю

Ом по специальности «Картография» по специальности «Прикладная геодезия» Примечание

«отлично», если у=А4Б4В2Г4 у=А4Б4В2Г4 - максимальные требования к уровню подготовки выпускника. Если эта совокупность по одному из показателей ниже хотя бы на один уровень (но не ниже минимальных требований), то ОМ - «хорошо»

«хорошо», если А4Б3В2Г4 у=А4Б4В2Г3 В2 у=А3Б3 Г3 В1 множество промежуточных вариантов между максимальными и минимальными требованиями соответствуют ОМ - «хорошо», т.к. различные комбинации достигнутых показателей у превышают минимальные требования, но не достигают максимальных требований

«удовл.», если у= А4Б3В2Г3 у= А2Б2В1Г2 - минимальные требования к уровню подготовки выпускника. Если эта совокупность по одному из показателей ниже хотя бы на один уровень, то ОМ _ «неудовл.»

На описанных этапах формирования АККОРО в большей степени проявляется субъективная составляющая оценки сформированности профессиональной компетентности. Поскольку такие комплексные оценки формируются отдельным педагогом, то их можно определить как локально-исходные АККОРО. На следующем этапе осуществляется непосредственный расчет АККОРО, который представляет собой последовательную процедуру обобщения оценок и характеризуется объективностью, однозначностью и количественной определенностью. На уровне крупных блоков внутренних целей обучения получаем сводно-промежуточные АККОРО, на уровне внешних целей обучения - итоговые АККОРО и на уровне исходной цели -общеитоговую АККОРО.

Выше мы подробно рассмотрели этапы формирования локально-исходных АККОРО, представляющих собой обобщенные оценки ОМ достижения целей обучения, поставленных в каждом учебном модуле. Далее с помощью таблиц смысловой свертки, предварительно утверждаемых методической комиссией в вузе и отражающих значимость тех или иных целей обучения в формировании профессиональной компетентности специалистов разных направлений/специальностей подготовки, формируются сводно-промежуточные АККОРО. Они отражают степень достижения целей обучения на уровне крупных блоков внутренних целей обучения и обобщают соответствующие им локально-исходные АККОРО.

Таблицы смысловой свертки представляют собой таблично заданные правила свертки двух локально-исходных АККОРО. При этом значения одной из них - отметки («5», «4», «3» и «2») определяют строку, значения другой - столбец, на пересечении которых указано значение комплексной оценки (сводно-промежуточной АККОРО).

Формирование итоговых АККОРО осуществляется на следующем шаге с помощью таблиц, позволяющих свернуть сводно-промежуточные АККОРО и также утверждаемых методической комиссией вуза. Получаемые на этом этапе оценки представляют собой оценки сформированности компетентности в каждой из предметных областей,

НАУЧН

ЫЕ

ИССЛЕ

ДОВАН

ИЯ

составляющих профиль подготовки. Отметим, что в образовательной практике для получения диплома достаточно иметь отметки минимум - «удовлетворительно» или «зачтено». Логично предположить, что диплом должен выдаваться при условии достижения выпускником заданного стандартом 3-го поколения уровне сформированности профессиональной компетентности. В этом случае оценка достижения этой исходной цели должна выражаться в дихотомическом виде - «достиг» или «не достиг» (общеитоговая АККОРО). «Достиг» - при условии оценок сформированности профессиональной компетентности в каждой из предметных областей не ниже «удовлетворительно», «не достиг» - при условии, если хотя бы одна оценка сформированности профессиональной компетентности «неудовлетворительно».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Такой подход к формированию общеитоговой и итоговых АККОРО обусловлен тем, что диплом об образовании определенного уровня имеет равные права и возможности, независимо от уровней конкретных учебных достижений (в виде отметок) по отдельным учебным предметам или предметным областям, по которым должна быть сформирована компетентность. Другое дело, когда речь идет о ситуации конкурса при поступлении на работу или другую ступень образования после окончания обучения в вузе. Здесь необходима оценка сформированности профессиональной компетентности в каждой из предметных областей (итоговые АККОРО), позволяющие ранжировать выпускников по успешности обучения, по уровням учебных достижений.

Результаты педагогического эксперимента, проведенного на базе Московского государственного университета геодезии и картографии, позволяют сделать следующие выводы. Использование АККОРО расширяет возможности и повышает оперативность комплексного анализа результатов обучения как на уровне структурных подразделений вуза (кафедр, факультетов), так и на уровне образовательного учреждения, эффективность цепи обратной связи в управлении процессом формирования профессиональной компетентности. Вместе с тем АККОРО способствует выработке оптимальных стратегических решений, направленных на достижение выпускниками высокого уровня подготовки.

Предлагаемый порядок формирования АККОРО призван наряду с результатами достижения целей обучения контролировать целесообразность и эффективность использования в учебном процессе тех или иных методов, форм и средств обучения как компонентов применяемых технологий обучения.

Таким образом, предлагаемая технология получения комплексных количественных оценок результатов обучения ориентирована на педагогов и руководителей образовательного учреждения и предполагает наряду с объективной информацией использование субъективных оценок, индивидуального опыта, интуиции, знаний и понимания стоящих целей, их относительной важности, значимости и взаимодополняемости. При этом она призвана обеспечивать максимальные возможности для строгого описания и реализации гибкой политики руководства образовательного учреждения в лице методических комиссий, сделать понятным и прозрачным процесс оценивания сформированности профессиональной компетентности для всех участников образовательного процесса и работодателей.

Список литературы

1. Литвиненко М.В. Проектирование результатов подготовки специалистов в условиях модульной системы обучения: Методическое пособие. - М.: Изд-во МИИГАиК, 2006. - 60 с.

2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. -192 с

3. Батурина Г.И., Байер У. Цели и критерии эффективности обучения // Советская педагогика, 1975,4, С.41-49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.