УДК 371.2
КОМПЛЕКСНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ УЧЕБНЫХ ВОЕННЫХ ЦЕНТРОВ
COMPLEX EVALUATION OF SHIFTING THE FOCUS ONTO THE MILITARY PROFESSION OF THE STUDENTS IN MILITARY TRAINING CENTERS
© 2018
А.Е. Денисов A.E. Denisov
В статье раскрывается специфика подготовки студентов учебных военных центров (УВЦ), структура и специфика процесса формирования военно-профессиональной направленности у студентов УВЦ. Раскрывается содержание понятия «направленность». Детально представлена характеристика компонентов военно-профессиональной направленности, выявлены её движущие силы. Выявляются качества, которыми должен обладать современный специалист, а также зависимость между этими качествами и профессиональной направленностью. Ставятся и решаются вопросы организации учебной деятельности студента УВЦ. Затрагиваются взаимоотношения «студент - преподаватель». Анализируется процесс формирования военно-профессиональной направленности у студентов УВЦ как будущих офицеров. Приводится сравнительная характеристика формирования профессиональной направленности (ПН) у студентов УВЦ и студентов гражданских вузов. Особенность этой статьи в том, что в ней доказана актуальность проблемы, вытекающая из необходимости подготовки высококвалифицированных кадров. Рассматриваются условия развития профессиональной и военно-профессиональной направленности студентов УВЦ, показываются ее мотивационные и воспитательные аспекты.
Ключевые слова: структура; специфика; профессиональная направленность; военно-профессиональная направленность; учебный военный центр; специалисты; гражданская подготовка; военная подготовка.
The article reveals the peculiarities of students' professional development in the military training center environment, the structure and features of this process. It deciphers the concept "focus". The constituents of the focus on military profession are characterized in detail, as well as motives are displayed. The obligatory traits of a specialist are presented and their role in the focus on the profession is shown. The author raises the questions of educating students of military training centers and suggests their solutions. The interrelations "student-teacher" are also discussed. The shift onto the military profession in terms of students as future officers is analyzed. This process is compared to the one in civil higher educational institutions where particular attention is given to the professional development as well. The paper proves the problem has to be solved since highly-qualified specialists are in great demand. It dwells upon the conditions under which focus on profession and military profession in particular will be efficient, its motives and educational aspect.
Keywords: structure; features; focus on profession; focus on military profession; military training center; specialists; civil training; military training.
В современных условиях, когда Вооруженные Силы РФ претерпевают изменения, приобретая совершенно новый облик, возникает противоречие между устоявшимся содержанием учебно-воспитательного процесса и возрастающими требованиями к уровню теоретических знаний и практических умений военного специалиста. Генеральной целью подготовки студента в стенах УВЦ становится формирование профессионально-военной направленности личности будущего офице-
ра и его готовности к квалифицированной деятельности [1]. Соответственно, при организации педагогической деятельности УВЦ возрастает значение учета научного знания о приемах и методах, структуре и специфике формирования профессиональной направленности личности студента.
В «Педагогическом словаре» направленность личности определяется как «совокупность устойчивых, не зависимых от сложившейся ситуации мотивов, ориентирующих поведение и деятельность лично-
сти». Направленность личности характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами [2, с. 90].
Отечественная педагогика в вопросе формирования профессиональной направленности будущих специалистов в различных сферах деятельности представлена исследованиями М.И. Дьяченко, Л.А. Канды-бовича [3], Е.А. Климова [4], И.А. Зимней [5], В.В. Гузеева [6] и других ученых. Непосредственно Вопрос о формировании военно-профессиональной направленности личности студентов УВЦ не рассматривался, однако общетеоретические положения, связанные с определением направленности личности, в том числе профессиональной направленности, создают научную базу для такого рассмотрения.
Направленность - это сфера личности, состоящая из следующих компонентов: потребности, интересы, стремления, идеалы, склонности, мировоззрение, убеждения, нравственность. Эти компоненты определяют поведение и действия человека. Направленность личности - основополагающая часть психологического облика человека. В процессе личностного развития компоненты направленности побуждают личность совершать различные поступки, что формирует характер и закрепляется в виде свойств личности. Направленность - результат процессов воспитания и самовоспитания.
Направленность, ориентированная на область профессиональной деятельности, есть профессиональная (включая военно-профессиональную) направленность личности.
Формирование профессиональной направленности в современной педагогике обозначается как конечная цель образовательного процесса, включающая в себя развитие склонности к занятию профессией, интереса по отношению к ней, наличие собственного взгляда на профессиональную деятельность [7].
Профессиональная направленность личности - один из видов общей направленности личности. Она относится к об-
ширному классу мотивационных явлений, организующих деятельность человека и управляющих ею. В отличие от общей направленности, характеризующей систему всех отношений человека к действительности, профессиональная направленность отражает сферу только тех потребностей, убеждений, склонностей и интересов личности, которые ориентированы на профессиональную деятельность [8]. Исходя из этого следует, что профессиональная направленность - важная и сложная черта личности человека, которую необходимо формировать и развивать, чтобы в дальнейшем подготовить высококвалифицированного специалиста, обладающего знаниями и навыками, сочетающимися со стремлениями и целями по отношению к профессиональной сфере. Только будучи сформированной, ставшей свойством личности, профессиональная направленность будет оказывать влияние на мотивы и эффективность деятельности.
Как уже было отмечено ранее, профессиональная направленность является результатом процессов воспитания и самовоспитания. Самовоспитание - это сознательный и целенаправленный труд личности по выработке и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств, совершаемый в том числе в ходе обучения и профессиональной деятельности [9]. Мотивами самовоспитания выступают идеалы, интересы, понимание социальной и личной значимости труда, будущей практической деятельности. В процессе самовоспитания студент на основе чувства ответственности и сильных побуждающих факторов может сам сформировать в себе профессиональную направленность.
Процесс воспитания основывается на создании условий, в которых будут формироваться интересы, развиваться способности и расширяться взгляды, значимые для будущей профессии, укрепляться положительное отношение к ней, закладываться потенциал для совершенствования личности после завершения образовательной
программы, предоставляться возможности удовлетворять основные материальные и духовные потребности. Детальное рассмотрение сущности направленности (направленность индивидуума как превалирующая система мотивов; мотивы, которые «вкладывают» смысл в процесс деятельности человека; совокупность различных побуждений, определяющая выборочное отношение человека; направленность как свойство личности и т.д.) [2], позволит размышлять о том, как формирование индивидуальной направленности студента УВЦ определяет жизненный путь личности.
Военно-профессиональная направленность, рассмотренная с позиций педагогической науки, есть целостные образование - функционирующая как динамическая система совокупность различных взаимосвязанных и «взаимосотрудничающих» компонентов. Основные компоненты структуры - убеждения, познавательные интересы, мотивы, склонности, идеалы - в дальнейшем имеют место быть в профессиональной деятельности, в нашем случае - в профессиональной деятельности студентов УВЦ.
Дадим детальную характеристику компонентов структуры военно-профессиональной направленности.
Под убеждениями мы понимаем индивидуальные образования, заключающиеся в личном суждении студента о военной службе [10]. Особую весомость в структуре ВПН имеет психолого-педагогическая основа суждений, представляющая собой обеспечиваемую организованной педагогической работой связь между военно-специальными знаниями и уже существующими особенностями личности. Не всегда приобретенные и освоенные даже на достаточно высоком уровне профессиональные знания становятся убеждениями. Для того, чтобы сформировалось убеждение, любая идея должна наполниться личностным смыслом, занять свое место в понимании личностью мира и своего места в нем.
Е.П. Ильин представлял познавательный интерес как мотивационную установку, которая показывает степень развития заинтересованности человека в осуществ-
лении определенной деятельность [11]. Опираясь на данную трактовку, под развитием заинтересованности мы понимаем направленность познавательного интереса на содержание военной службы, на содержание изучаемого материала и способы его передачи. Уровень развития профессиональной заинтересованности студента может быть измерен [1].
Следующий компонент структуры военно-профессиональной направленности - мотивы. Мы предполагаем, что формирование военно-профессиональной направленности связано в первую очередь с их развитием у студента соответствующих мотивов. Основные мотивы сознательного учения и службы суть стремление студента подготовиться к будущей военной деятельности, интерес к специальным знаниям и военной службе.
Совокупность полученных за время обучения знаний модифицируется в средство, в способ, с помощью которого можно решать задачи в дальнейшей деятельности.
На практике выявление мотивов деятельности студента сталкивается с различными трудностями, часто требует специальных исследований [12].
Следующим компонентом структуры ВПН являются склонности. Данный компонент, согласно К.К. Платонову, представляет собой проявление социальной направленности личности [13]. В.Н. Мясищев говорил о склонности как о постоянном внимании к выбранной деятельности [14]. Таким образом, склонность можно толковать как стремление человека к реализации своих возможностей в квалифицированной деятельности [15] или к нахождению себя в хобби. Готовность личности к самореализации в военно-профессиональной деятельности можно расценивать как военно-профессиональную склонность. Особенностью склонности является то, что личность до конца не понимает ее причин, в большинстве случаев не способна объяснить, почему ей нравится та или иная работа, зачастую в своем объяснении основывается на внешних проявлениях деятельности.
Профессиональная направленность будущих специалистов зависит не только от потребностей, интересов, убеждений и мотивов. Мы делаем не только то, в чем испытываем потребность, и занимаемся не только тем, что нас интересует [16]. Поведение каждого человека регулирует также имеет чувство долга по отношению к выполнению возложенных на него обязанностей [17].
Рассматривая процесс формирования военно-профессиональной направленности у студентов УВЦ, можно сказать, что он заключается в развитии интереса к выбранной военно-учетной специальности, в развитии психофизиологических характеристик, от которых зависят способности к
данному виду деятельности, психологических качеств, характеризующих специалиста как личность, и психолого-педагогических качеств, в развитии моти-вационно-целевой сферы, в формировании потребности в непрерывном развитии лич-ностно-профессиональных компетенций, а также в развитии чувства профессионального долга. Благодаря этому достигается необходимый уровень способности и готовности к выполнению задач профессиональной деятельности.
Условия обучения студента УВЦ имеют свои особенности по сравнению с теми, которые есть в гражданских вузах и в высших военных учебных заведениях (см. табл. 1.)
Таблица 1
Сравнительная характеристика условий обучения студентов УВЦ, курсантов высших учебных военных заведений и студентов гражданских вузов
УВЦ Гражданский вуз Военный вуз
Посвящает военному обучению (носит военную форму одежды) день в неделю (со второго курса - 2 дня) Времени военному обучению (не носит военной формы) не посвящает Посвящает военному обучению (носит военную форму) каждый день
Получает от Министерства обороны доплату (150% на 1 курсе и 300-400% на 2-4 курсах от базовой стипендии), эта доплата прибавляется к студенческой стипендии Получает только базовую стипендию либо не получает ничего От 15000 руб. независимо от результатов обучения
По контракту служит офицером В случае призыва служит рядовым-срочником По контракту служит офицером
По контракту служит минимум 3 года В случае призыва служит 1 год По контракту служит минимум 5 лет
Важное различие между гражданской и военной подготовкой - это уровень контроля за тем, на что расходуется время, которое предоставляется студенту для самообучения. При снижении уровня контроля со стороны преподавателей, кураторов и т.д. у обучающегося появляется соблазн использовать время не в целях личностного развития. Профессорско-
преподавательский состав УВЦ довольно жестко контролирует успеваемость и посещаемость студента, добиваясь развития у него умения планировать свое время, помо-
гая развивать интересы и поддерживать стремления, создавая мотивацию и определяя цели.
Студент УВЦ в период обучения осваивает предметы не только по гражданской специальности, но и по военной подготовке, что определяет содержание процесса формирования профессиональной направленности личности. Происходит расширение кругозора студента, удовлетворение идейных запросов и стремления к самовыражению; с раскрытием перед студентом содержания военной профессии происходит развитие мотивации к обуче-
нию и дальнейшей деятельности. Условиями успешного формирования профессиональной мотивации являются построение образовательного процесса в контексте будущей деятельности, создание информационно-образовательной среды, близкой к военно-профессиональной среде, контроль со стороны профессорско-преподавательского состава учебного военного центра.
Рассматривая структуру формирования военно-профессиональной направленности личности студента УВЦ, заметим, что в нее входят задачи профессиональной деятельности и смысл, вкладываемый личностью в профессиональную деятельность.
На основе всего сказанного можно сделать вывод о том, что цель формирования профессиональной (военно-профессиональной) направленности - формирование навыков, необходимых для квалифицированного выполнения поставленных задач профессиональной деятельности.
Субъектами процесса формирования профессиональной (военно-профессиональной) направленности являются руководящий и профессорско-преподавательский состав - как организаторы методической работы по формированию профессиональных компетенций у студентов и сами студенты - как активные участники учебно-познавательной деятельности.
Технология процесса формирования военно-профессиональной направленности у студентов УВЦ должна обеспечивать уровень военно-профессиональной подготовки студентов УВЦ, определенный требованиями государства к подготовке военных специалистов.
Процесс формирования военно-профессиональной направленности у студентов УВЦ имеет два этапа.
На первом этапе складывается отношение молодого человека к определенному
виду профессиональной деятельности как к будущей работе. Формируется субъективное отношение, которое, однако, во многом появляется из объективного (общественного) отношения к профессии. Необходимо заметить, что общественное отношение не всегда становится основой субъективного, напротив, оно может провоцировать формирование негативного отношения к каким-либо сторонам профессиональной деятельности. Таким образом, на первом этапе важно поддержать позитивное отношение к военно-профессиональной деятельности через объяснение ее общественной полезности (выгоды) и раскрытие возможностей самореализации в профессии. В УВЦ с каждым студентом ведется индивидуальная работа, в процессе которой он понимает, ради чего учится, видит перед собой перспективы и «светлое будущее». Эффективным средством такой работы является убеждение. Студент должен осознать престижность профессии, ее требования, уяснить, каков спрос на специалистов определенной области, и т.п. При этом необходимо внушать студенту уверенность в успешном овладении будущей профессией, раскрывая все ее стороны.
Второй этап подразумевает максимальное приближение деятельности к условиям профессиональной деятельности. Важной составляющей укрепления профессиональной направленности студентов является также их участие в научно-исследовательской работе.
Таким образом, формирование военно-профессиональной направленности студентов представляет собой целенаправленный педагогический процесс, обеспечивающий развитие личностных качеств, овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и их рост в процессе квалифицированной деятельности.
* * *
1. Дубовицкая Т.Д. Диагностика уровня профессиональной направленности студентов // Психологическая наука и образование. 2004. №2. С. 82-86.
2. Коджаспиров А.Ю., Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь : для студ. высш. и сред. пед. уч. завед. М. : Академия, 2003. 176 с.
3. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск : БГУ, 1976. 175 с.
4. Климов Е.А. Психология профессионала. Избранные психологические труды. М. : МПСИ, 2003.456 с.
5. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М. : Логос, 2000. 384 с.
6. Гузеев В.В. Образовательная технология от приёма до философии. М. : Сентябрь, 1996.
112 с.
7. Никиреев Е.М. Направленность личности и методы ее исследования. М. : Моск. псих.-соц. ин-т ; Воронеж : НПО МОДЭК, 2004. 192 с.
8. Афонькина Ю.А. Генезис профессиональной направленности : автореф. дис. ... докт. псих. наук. 19.00.13. СПб., 2003. 33 с.
9. Слободчиков В.М., Исаев Е.И. Психология развития человека : уч. пос. для вуза. М. : Школьная пресса, 2000. 416 с.
10. Андриенко Е.В. Феномен профессиональной зрелости // Педагогика. 2002. №6. С. 66-70.
11. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб. : Питер, 2001. 752 с.
12. Дубовицкая Т.Д. Психологическая диагностика в образовательном процессе. М. : LAP LambertAcademicPublishing, 2011. 120 с.
13. Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. М. : Наука, 1982. 309 с.
14. Мясищев В.Н. Психология отношений. Избранные психологические труды / под ред. А.А. Бодалева. М. : Ин-т практ. психологии ; Воронеж : НПО МОДЭК, 1995. 356 с.
15. Творческая деятельность профессионала в контексте когнитивного и метакогнитивного подходов / под научн. ред. проф. М.М. Кашапова, доц. Ю.В. Пошехоновой. Ярославль : ЯрГУ, 2012. 384 с.
16. Толочек В.А. Тимашкова Н.А., Денисова В.Г. Профессиональное становление субъектов педагогической деятельности: позитивные и негативные изменения // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2014. № 1. С. 16-32.
17. Костакова И.В., Белоусова (Григорьева) С.С. Психологическая основа профессиональной самореализации личности // Национальный психологический журнал. 2014. № 3(15). С .84-89.