Научная статья на тему 'Комплексная характеристика фобических расстройств у школьников в условиях мегаполиса'

Комплексная характеристика фобических расстройств у школьников в условиях мегаполиса Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
152
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тимербулатов И. Ф.

Conducted has been a clinical psychopathological analysis of phobic disorders in adolescent schoolchildren of Ufa city. A complex characteristic of the phobic disorders revealed the prevalence of so called isolated phobias, while sociophobia and agrophobia occurred with a little less frequency. It was also found that in children studying in innovative types of schools phobic manifestations occurred more frequently.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPLEX CHARACTERISTICS OF PHOBIC DISORDERS AMONG SCHOOLCHILDREN IN A MEGAPOLIS

Conducted has been a clinical psychopathological analysis of phobic disorders in adolescent schoolchildren of Ufa city. A complex characteristic of the phobic disorders revealed the prevalence of so called isolated phobias, while sociophobia and agrophobia occurred with a little less frequency. It was also found that in children studying in innovative types of schools phobic manifestations occurred more frequently.

Текст научной работы на тему «Комплексная характеристика фобических расстройств у школьников в условиях мегаполиса»

УДК: 616.89 - 008.441.1 - 053.5/6

КОМПЛЕКСНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФОБИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ МЕГАПОЛИСА

И.Ф. Тимербулатов

Республиканский психотерапевтический центр РПБ №1 (главврач - проф. Р.Г. Валинуров) МЗ РБ, г. Уфа

Психическое здоровье подрастающего поколения рассматривается как единственное безальтернативное условие приобретения профессиональных знаний и трудовых навыков, социализации личности [6-8]. Обеспечение оптимальных условий для учебы, труда, досуга, быта, способствующих завершению формирования молодого организма и сохранению здоровья, - важнейшая задача общества [2, 3]. Вместе с тем в настоящее время отмечается резкое увеличение пограничных психических расстройств у детей и подростков [5]. Самым распространенным видом нервно-психической патологии у детей являются невротические расстройства. По данным ВОЗ, число неврозов за последние 100 лет увеличилось более чем в 30 раз и, как показывают многочисленные исследования, в ближайшем будущем ожидается их дальнейший рост [1]. Школьники являются специфической социальной группой. С одной стороны, они только входят в жизнь с исходно сформированным здоровьем в периоде раннего детства, с другой - именно они в ближайшем будущем составят значимую долю структуры общественного сознания.

Мы провели сравнительный анализ фоби-ческих расстройств у учащихся школ г Уфы.

Обследовано 1014 школьников подросткового возраста (М=16,0±0,5 года), в том числе 491 (48,4%) учащийся общеобразовательных и 523 (51,6%) - инновационных школ. Первоначально отбирались учащиеся, наблюдающиеся школьным психологом по поводу эмоционально-волевых нарушений, повышенной тревожности и поведенческих проблем. Для диагностики фобических расстройств у школьников использовались критерии МКБ-10. Для анализа полученного материала были вычислены относительные величины (Р) и их ошибки (т). Достоверность различия относительных величин оценивали при помощи критерия Стьюден-та (1) и критерия уровня значимости (р).

Комплексная оценка состояния психического здоровья показала превалирование так называемых изолированных фобий, проявления которых были выявлены в 357 (35,2±2,1%) случаях.

Структура проявлений изолированных фобий у школьников (п=357) включала следующее (в %): страх перед большими пространствами - 2,7, болью - 2,7, уколами - 3,5, кровью - 2,4, врачами - 1,2, возможностью заразиться - 4,8, смертью вообще - 5,7, смертью родителей - 15, темнотой - 1,4, нападением -

4.5, неожиданными звуками - 1,6, большими машинами - 0,9, высотой - 5,6, огнем - 0,5, войной - 8,8, террактами - 6,7, полетами в самолетах - 1,7, опозданиями в школу - 2,5, учителями - 1,5, экзаменами - 8,6, замкнутым пространством - 1,5, страшными снами - 2,4, животными - 0,9, родителями - 0,5, наказаниями - 1,3, одиночеством - 4,9, глубиной -

2.6, водой - 1,0, другим - 2,6.

Распределение изолированных фобий в зависимости от пола школьников и типа школы показано в табл. 1.

Таблица 1

Проявления изолированных фобий в зависимости от пола и типа школ обучения

Школьники Инновационные школы Общеобразовательные школы р

% (М±т) % (М±т)

Юноши 41,3±3,1 28,3±2,8 <0,05

Девушки 39,9±3,1 31,3±2,9 <0,05

Проявления тех или иных изолированных фобий достоверно чаще возникают у учащихся инновационных школ, чем у школьников-подростков, обучающихся в общеобразовательных школах. В структуре изолированных фобий как у учащихся инновационных, так и общеобразовательных школ (см. рис.) преобладают страхи, номинированные А. И Захаровым [4, 5], как страх «быть ничем», т.е погибнуть, раствориться, исчезнуть (навязчивый страх перед возможной смертью родителей, возможными войнами и связанными с ними лишениями, террактами, собственной смертью и др.). Несколько реже встречается страх «быть никем», т. е. не реализоваться как личность (страх опоздать в школу

15. «Казанский мед. ж.», № 2.

217

Структура проявлений изолированных фобий у школьников-подростков в зависимости от пола и типа школ (в %).

Таблица 2

Таблица 3

Проявления социофобий в зависимости от пола учащихся и типа школ

Проявления агорафобии в зависимости от пола учащихся и типа школ

Школьники Инновационные школы Общеобразовательные школы р

% (М±т) % (М±т)

Юноши 23,8±2,6 15,7±2,3 <0,05

Девушки 13,6±2,2 8,5±1,8 <0,05

Школьники Инновационные школы Общеобразовательные школы р

% (М±т) % (М±т)

Юноши 6,3±1,5 1,5±0,7 <0,05

Девушки 4,7±1,3 2,3±0,9 <0,05

с возможностью исключения и связанный с этим навязчивый страх перед учителями, контрольными работами и экзаменами).

Отдельно анализировались проявления социо- и агорафобии. Социофобические проявления были выявлены нами у 15,4±1,6%

школьников. Результаты анализа социофобии в зависимости от пола обследованных и типа школы показаны в табл. 2.

Проявления социофобии чаще выявлялись у учащихся инновационных школ, чем у подростков, обучающихся в общеобразовательных школах.

Симптомы агорафобии отмечались у 3,7±0,8% школьников. Анализ по полу и типу школ показал, что симптомы агорафобии чаще выявляются у учащихся инновационных школ, чем у школьников, обучающихся в общеобразовательных школах (табл. 3).

Таким образом, у школьников подросткового возраста имеет место превалирование так называемых изолированных фобий. Несколько реже встречаются социофобические проявления и агорафобия. У учащихся инновационных школ фобические расстройства наблюдаются чаще.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства: Учебное пособие. - М., 2000.

2. Бруй Б.П., Дмитриев В.И., Булыгин М.М.П Здравоохр. Росс. Фед. - 1999. -№ 2. - С. 41-47.

3. Ляхович А.В., Маркова А.И. // Гиг. и сан.- 1994. -№ 7.- С. 47-50.

4. Захаров А.И. Психологические факторы формирования неврозов у детей.: Автореф. дисс. ... докт. психол. наук.- Л.,1991.

5. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. -СПб, 1998.

6. Щепин И.О. // Здравоохр. Росс. Фед. - 1998. -№ 3. - С. 41-44.

7. Henningsen P; Meinck HM. // J. Neurol. Neurosurg Psychiatry. - 2003. - Vol. 74. P. 462-465.

8. Steinhausen H.C., Meier M., Angst J. // J. Psychol. Med. - 1998. - Vol. 28. - P. 375-383.

Поступила 08.09.07.

COMPLEX CHARACTERISTICS OF PHOBIC DISORDERS AMONG SCHOOLCHILDREN IN A MEGAPOLIS

I.F. Timerbulatov

Summary

Conducted has been a clinical psychopathological analysis of phobic disorders in adolescent schoolchildren of Ufa city. A complex characteristic of the phobic disorders revealed the prevalence of so called isolated phobias, while sociophobia and agrophobia occurred with a little less frequency. It was also found that in children studying in innovative types of schools phobic manifestations occurred more frequently.

УДК 362.147

ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ - ВАЖНЫЙ МЕТОД ПРОФИЛАКТИКИ ЗАБОЛЕВАНИЙ И УКРЕПЛЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СОТРУДНИКОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

М.В. Потапова

Кафедра гигиены, медицины труда с курсом медэкологии (зав. — акад. РАМН, проф. Н.Х. Амиров) Казанского государственного медицинского университета

Диспансеризация - это вид деятельности медицинских работников, занятых в основном в амбулаторно-поликлинических учреждениях, направленный на сохранение и улучшение здоровья обслуживаемого контингента населения с использованием лечебных, гигиенических, социальных мероприятий с последующей коррекцией неблагоприятных факторов окружающей среды, условий труда и быта. Научные исследования, посвященные проблеме диспансеризации сотрудников органов внутренних дел, в последние годы практически отсутствуют. Нам удалось обнаружить лишь несколько работ, в которых освещены некоторые аспекты диспансерного наблюдения сотрудников органов внутренних дел (ОВД) [1-4].

За период 2002-2006 гг. нами было изучено состояние диспансеризации сотрудников основных подразделений МВД РТ: центрального аппарата (ЦА), управления внутренней

охраны (УВО), государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД), управления внутренних дел (УВД), районных управлений внутренних дел (РУВД). Диспансеризация сотрудников ОВД является одним из основных направлений в деятельности поликлиники МСЧ МВД РТ. Общее число сотрудников ОВД, состоящих на диспансерном учете в 2002-2006 гг., варьировало от 1250 до 1533, пенсионеров МВД - от 800 до 1000. На одном врачебном участке было 137 диспансерных больных, в том числе 99 сотрудников ОВД и 38 пенсионеров МВД.

Изучение частоты взятия под диспансерное наблюдение сотрудников основных подразделений МВД РТ выявило, что наиболее высокие показатели в последние 3 года имеют занятые в УВО - от 235,0±17,3 до 326,6±19,1 на 1000 сотрудников. Далее следуют сотрудники РУВД - от 108,7±5,0%о до 121,2±5,3%о,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.