Научная статья на тему 'Комплексная безопасность образовательного учреждения'

Комплексная безопасность образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
861
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / СИСТЕМА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ / SAFETY / SYSTEM / EDUCATIONAL INSTITUTION / RISK MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крикунов Константин Николаевич

Рассматриваются предпосылки для создания системы комплексной безопасности образовательного учреждения, дается характеристика видов безопасности (информационной, экономической, экологической, психологической, дидактической), совокупность которых она должна обеспечивать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крикунов Константин Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATED SAFETY OF EDUCATIONAL INSTITUTION

The premises for creating integrated safety system of educational institution are reviewed. The characteristics of the safety types (informational, economic, environmental, psychological, didactic) is given. The system should provide the fusion of the safety types.

Текст научной работы на тему «Комплексная безопасность образовательного учреждения»

Краткие сообщения

УДК 378.1 ББК Ч4.480.4

КОМПЛЕКСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

К.Н. Крикунов

Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск)

INTEGRATED SAFETY OF EDUCATIONAL INSTITUTION

K. Krikunov South Ural State University (the city of Chelyabinsk)

Рассматриваются предпосылки для создания системы комплексной безопасности образовательного учреждения, дается характеристика видов безопасности (информационной, экономической, экологической, психологической, дидактической), совокупность которых она должна обеспечивать.

Ключевые слова: безопасность, система, образовательное учреждение, управление рисками.

The premises for creating integrated safety system of educational institution are reviewed. The characteristics of the safety types (informational, economic, environmental, psychological, didactic) is given. The system should provide the fusion of the safety types.

Keywords: safety, system, educational institution, risk management.

Общеизвестно, что всякая деятельность человека, полезная для его существования, одновременно может быть источником опасностей, негативных воздействий, приводить к травматизму, заболеваниям, а порой и к смерти. Вред человеку может наносить любая деятельность: трудовая, учебная, а также отдых и развлечения. Анализ заболеваний и происшествий в образовательных учреждениях дает основания утверждать, что любая деятельность учащихся и персонала образовательного учреждения потенциально опасна. В то же время любая деятельность может быть защищена, может быть уменьшен риск ее опасных воздействий и последствий.

Система комплексной безопасности подразумевает состояние защищенности образовательного учреждения от реальных и прогнозируемых угроз социального, техногенного и природного характера, обеспечивающее его безопасное функционирование.

При проектировании такой системы необходимо определить, какие виды безопасности она должна обеспечивать. Очевидно, что

нужно предусмотреть защищенность образовательного учреждения от угроз террористического и криминального характера, пожарную, транспортную и электробезопасность. Персонал и обучаемые должны быть подготовлены к действиям в условиях техногенных аварий и катастроф. Кроме того, следует уделять внимание опасностям, которые, может быть, и не несут прямой угрозы жизни и здоровью, но имеют отдаленные последствия. В частности, речь идет об информационной, экономической, экологической, а также психологической и дидактической безопасности.

Информационная безопасность - это состояние защищённости информационной среды, защита информации представляет собой деятельность по предотвращению утечки защищаемой информации, несанкционированных и непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию, то есть процесс, направленный на достижение этого состояния [2]. Информационная безопасность образовательного учреждения - целенаправленная

Серия «Образование. Педагогические науки», выпуск 17

141

Краткие сообщения

деятельность его органов и должностных лиц с использованием разрешенных сил и средств по достижению состояния защищённости информационной среды учреждения, обеспечивающего его нормальное функционирование и динамичное развитие. В частности, актуальными являются проблемы исключения несанкционированного доступа к КИМам ЕГЭ.

Экономическая безопасность образовательного учреждения - это состояние наличия требуемых ресурсов и системы взаимоотношений между агентами ресурсообращения, позволяющими качественно осуществлять функции организации и создающими состояние ее защищенности в изменяющихся экономических, социальных и политических условиях [3]. Очевидно, что для образовательного учреждения интересы экономической безопасности должны преобладать над интересами экономической эффективности.

Один из аспектов экологической безопасности образовательного учреждения - безопасность среды обитания (соответствие образовательного учреждения предъявляемым экологическим требованиям), другой аспект -здоровьесбережение. Здоровьесбережение -один из важнейших принципов, реализуемых в современном образовании. Необходимо сохранить здоровье обучающихся при освоении содержания образования, при этом нужно обеспечить качество содержания образования.

Образовательное учреждение - это организация, где осуществляется профессиональная деятельность, целью которой выступает личностное развитие всех участников образовательной среды. Таким образом, обеспечение психологической безопасности образовательного учреждения может осуществляться как на организационном, так и на профессиональном и личностном уровнях [1].

Проблема дидактической безопасности многоаспектна и основана на том, что и содержание образования, и сам процесс обучения

должны быть безопасны. В частности, можно вести речь о «прозрачности» государственных образовательных стандартов или ЕГЭ. Кроме того, необходимо исключить вероятность искажения общепринятых научных положений, а также событий и фактов при формировании содержания образования.

Комплекс причин опасностей в образовательном учреждении не может быть нейтрализован действиями в каком-либо одном направлении: правовом, экономическом, информационном, техническом, кадровом или организационном. Изучение причин происшествий и негативных факторов жизнедеятельности образовательного учреждения (социальных, природных, техногенных) позволяет с высокой вероятностью предвидеть зарождение любой потенциально опасной ситуации и последующие стадии ее развития. Знание причин и стадий развития опасностей и негативных факторов позволяет с большой вероятностью предвидеть зарождение потенциально опасной ситуации, оценить ее последующее развитие и степень риска. Использование здоровьесберегающих технологий обучения, рекомендаций психологов и постоянный контроль позволят улучшить общее состояние безопасности образовательного учреждения, сотрудники которого должны уметь управлять рисками.

Литература

1. Вайнер, Э.Н. Образовательная среда и здоровье учащихся / Э.Н. Вайнер. - http:// revolution. allbest. ru/psychology/00214662_0. html

2. Информационная безопасность: интернет-словарь. - http://ru.wikipedia.org/wiki/

3. Кирсанов, К.А. Экономическая безопасность образования и образовательных учреждений: проблемы периодизации / К.А. Кирсанов. -http://vestniknpi.info/upload/information_system _15/4/7/4/item_474/information_items_property_ 973.pdf

Поступила в редакцию 27 апреля 2012 г.

142

Вестник ЮУрГУ, № 26, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.