УДК 004.91
КОМПЛЕКСНАЯ АВТОМАТИЗАЦИЯ УЧЕТНЫХ И АНАЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕДУР НА ПРЕДПРИЯТИЯХ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
© 2015
Н. А. Капустин, кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой математики, экономической информатики и вычислительной техники Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, Ивановский филиал
Иваново (Россия)
Аннотация. Статья посвящена применению современных информационных технологий для комплексной автоматизации учетных и аналитических процедур на предприятиях торговой сферы. Приведен широкий спектр программных продуктов, обеспечивающих существенное повышение эффективности учетной и аналитической деятельности на предприятии. Показаны преимущества использования облачных технологий при решении такого рода деятельности.
Ключевые слова: автоматизация учетных и аналитических процедур, облачные технологии, программные средства, современные информационные технологии.
В настоящее время процессы управления, связанные с деятельностью предприятий, в основном являются децентрализованными. Предприятиям предоставлена значительная самостоятельность в осуществлении своей деятельности. В этих условиях важное значение имеют качество и обоснованность принимаемых управленческих решений по отдельным направлениям деятельности предприятий. Это связано со сбором и оперативной обработкой большого количества разнообразной информации, что обусловливает необходимость автоматизации таких процессов на основе применения современных информационных технологий.
Применение таких информационных технологий, как показывает практика, начинается с автоматизации процедур бухгалтерского учета. Основными предпосылками этого являются следующие:
- большой объем трудоемких и рутинных работ, связанных с учетными процедурами;
- выполнение расчетов, связанных с учетными процедурами, по относительно несложным алгоритмам с использованием логических и арифметических операций;
- использование единой информационной базы для проведения расчетов, связанных с учетными операциями;
- требования отдельных внешних пользователей по представлению результирующей (отчетной) информации, связанной с учетными процедурами, в электронном виде (на машинных носителях);
- эффективное применение в расчетах, связанных с учетными процедурами, типовых программных средств и ПЭВМ.
Обычно на промышленных предприятиях в автоматизированном режиме решаются следующие комплексы задач по бухгалтерскому учету:
- учет основных средств и товарно-материальных ценностей;
- учет труда и заработной платы;
- учет готовой продукции;
- учет затрат на производство;
- учет финансово-расчетных операций;
- сводный учет и составление отчетности.
На предприятиях торговли в автоматизированном режиме решаются также задачи по учету поступления и реализации товаров, по инвентаризации имеющихся товаров, по учету операций с тарой. Для решения всех этих задач может использоваться единая информационная база. В качестве наиболее распространенного программного средства для решения задач бухгалтерского учета на предприятиях в автоматизированном режиме используется система программ «1С: Предприятие». Существует несколько версий такой системы программ, то есть она постоянно совершенствуется и становится все более «дружественной» по отношению к пользователям. Последние версии такой системы программ являются универсальными и предназначены для ведения практически всех разделов бухгалтерского учета на предприятиях различных типов и форм собственности. В автоматизированном режиме может вестись бухгалтерский учет по нескольким предприятиям в одной информационной базе. Новые версии этой системы программ обеспечивают комплексную автоматизацию учетных процедур на предприятиях от ввода данных первичных документов до формирования документов бухгалтерской отчетности. На начальных этапах работы с такой системой программ с помощью конфигурирования могут выбирать алгоритмы проведения расчетов, связанных
30
с учетными процедурами, а также по-разному формировать информационную базу, необходимую для проведения таких расчетов. С помощью конфигурирования может также обеспечиваться защита информации, необходимой для решения учетных задач.
Кроме бухгалтерского учета, необходимым этапом в деятельности любого предприятия является также экономический анализ. Задачи бухгалтерского учета и экономического анализа являются взаимосвязанными [1]. В частности, для проведения финансового анализа, важной составной части экономического анализа, необходимы данные, содержащиеся в формах бухгалтерской отчетности. Для решения аналитических задач, как и для решения учетных задач, необходимы большие объемы информации. Это также приводит к необходимости использования для решения таких задач современных информационных технологий, основанных на применении ПЭВМ. Методы, используемые для решения аналитических задач, являются более сложными и более разнообразными по сравнению с методами решения учетных задач. В частности, для решения отдельных аналитических задач могут использоваться методы статистики и экономико-математического моделирования. Для проведения расчетов таких задач в автоматизированном режиме могут использоваться как типовые программные средства (в частности, пакеты офисного назначения), так и специальные программные средства.
В частности, широко распространенными являются программные средства фирмы «ИНЭК». Такие программные средства представляют собой комплекс взаимосвязанных аналитических программ. С помощью этих программ в автоматизированном режиме могут определяться основные показатели, используемые в типовых методиках оценки финансового состояния предприятия (показатели ликвидности, финансовой устойчивости, рентабельности, деловой активности и др.). Расчеты таких показателей соответствуют действующему законодательству. Необходимые пояснения, связанные с расчетом отдельных показателей, могут быть получены с помощью справочноправовых систем «Консультант» и «Гарант». В качестве исходной информации для проведения расчетов таких показателей используются данные, содержащиеся в формах бухгалтерской отчетности предприятий. Кроме расчета отдельных локальных показателей, может проводиться расчет интегрированных показателей, используемых для комплексной рейтинговой оценки финансового состояния предприятия по отношению к другим предприятиям. Отдельные программные модули могут использоваться для сравнительной оценки вариантов разрабатываемых бизнеспланов развития предприятий. Функциональные возможности программных продуктов фирмы «ИНЭК» постоянно расширяются. Это способствует более широкому применению современных информационных
технологий, базирующихся на таких программных продуктах, в практике аналитической работы на предприятиях. Предусматриваются также возможности расширения информационной базы для проведения расчетов, связанных с аналитическими процедурами, в автоматизированном режиме. В состав такой информационной базы могут входить не только данные бухгалтерской отчетности, но и данные статистической отчетности, оперативные данные о текущей деятельности предприятий, данные маркетинговых исследований и др. В новых программных разработках фирмы «ИНЭК» реализована также возможность учета влияния инфляции на отдельные финансовые показатели деятельности предприятий.
Отдельные программные продукты фирмы «ИНЭК» предназначены для автоматизации процедур, связанных с другими видами экономического анализа деятельности предприятий (в частности, анализа производственно- хозяйственной деятельности предприятий - выпуска продукции и использования отдельных видов ресурсов). Ряд программных продуктов этой фирмы предназначен для использования в инвестиционном анализе.
Программные средства, предназначенные для автоматизации аналитических процедур, входят также в состав такой известной программной системы, как «Галактика», относящейся к классу ERP-систем. В качестве исходной информации для работы таких программных средств также могут использоваться данные бухгалтерской отчетности, которая может быть составлена в соответствии с разными учетными стандартами. Данные могут приводиться к сопоставимому виду путем их индексации. Программная система «Галактика» построена по модульному принципу. Предусматривается возможность адаптации и гибкой настройки отдельных программных модулей на начальных этапах их работы на выполнение определенных аналитических процедур и использование соответствующих информационных баз. Все программные модули имеют типовой интерфейс. Настройки системы могут изменяться в процессе ее работы. Программные средства системы «Галактика» могут использоваться для решения комплексов аналитических задач в составе корпоративных информационных систем (КИС), разрабатываемых для крупных территориально-рассредоточенных предприятий, имеющих филиалы. Расчеты могут проводиться с использованием локальных вычислительных сетей и глобальной сети ИНТЕРНЕТ. В системе одновременно могут работать несколько групп пользователей в разных предметных областях.
Достаточно распространенными являются также программные продукты корпорации «Парус», предназначенные для автоматизации управленческой деятельности предприятий и организаций с учетом их отраслевых особенностей. В состав таких программ-
31
ных продуктов входит аналитический программный комплекс «Портфель управляющего», который может использоваться как для промышленных, так и для торговых предприятий. С помощью этого программного комплекса в автоматизированном режиме может проводиться комплексный анализ эффективности продаж, закупок и товарооборота (для торговых предприятий). Для более обоснованной оценки финансовохозяйственной деятельности предприятий с помощью специальных программ могут также проводиться динамический анализ дебиторской и кредиторской задолженности и оперативный мониторинг эффективности использования оборотных средств. Это необходимо для обоснованной разработки мероприятий по повышению финансовой устойчивости и платежеспособности предприятий.
На рынке программных продуктов, предназначенных для автоматизации аналитических процедур предприятий, широкой известностью пользуются такие программы, как Project Expert и Audit Expert, компании «Эксперт Системс». Project Expert - это программа для анализа инвестиционного плана предприятия любой отраслевой принадлежности и масштабов деятельности. С помощью этой программы могут оцениваться различные варианты инвестиционных планов на основе показателей эффективности в соответствии с существующими типовыми методиками. Audit Expert - программа, предназначенная для оценки финансового состояния предприятия на основе данных бухгалтерской отчетности. Алгоритмы расчетов, реализованные в этой программе, основаны на типовых методиках финансового анализа. Для проведения такого анализа пользователи могут также использовать свои собственные оригинальные алгоритмы.
В целом программные продукты, предназначенные для автоматизации учетных и аналитических процедур на предприятиях, являются достаточно разнообразными по своему содержанию и предоставляют пользователям широкие возможности при их использовании. Выбор таких программных продуктов должен осуществляться с учетом особенностей деятельности отдельных предприятий (их организационноправовых форм собственности, отраслевой принадлежности, масштабов деятельности). Важное значение имеют также стоимость таких программных продуктов и условия их сопровождения при эксплуатации со стороны фирм, разработчиков этих программных продуктов. Необходимо также обязательное предварительное обучение управленческого персонала тех предприятий, на которых будут использоваться такие программные средства. Это обеспечит повышение квалификации управленческого персонала и преодоление своеобразного психологического барьера, связанного с использованием новых информационных технологий.
На современном этапе использования широкого спектра программных продуктов немаловажную роль играет оперативность и надежность выполнения расчетных операций, накопления и хранения информационных ресурсов, самих программных инструментов типа текстовых редакторов и электронных процессоров, а также прикладных программных продуктов. Указанные качества реально получить путем использования облачных технологий. В настоящее время технология облачных вычислений постепенно занимает своё достойное место в сфере реального бизнеса. Повышается востребованность облаков в связи с их возможностями как техническими, так и экономическими. Облака - это своего рода рабочая среда, к которой можно подключиться независимо от мощностей рабочего компьютера и наличия лицензии на программное обеспечение (ПО). Все зависит от характера доступности облака, которые подразделяются на частные (облако одной организации), публичные (облако для широкой аудитории), гибридные (для конкретного сообщества потребителей) [2]. Облачные технологии можно использовать по-разному: например, возможность SaaS, т. е. программное обеспечение используется как услуга. Лицензионные права находятся у владельца облака, а потребители являются своего рода арендаторами различного ПО, которые уплачивают абонентскую плату за пользование. Пользователю достаточно иметь простой компьютер, поддерживающий современный браузер, и хороший канал выхода в Интернет. Само же ПО установлено на серверах.
Существует возможность PaaS, т. е. платформа как услуга. Здесь пользователь использует не простое ПО для работы и обычного пользования, а информационно-технологические платформы типа ОС, СУБД, различные средства разработки и тестирования. В данном случае работа будет заключаться в создании на них различного прикладного ПО, тестирования и эксплуатации. Владелец облака устанавливает возможности доступа пользователя к платформам и плату за пользование в различных вариантах: за время пользования, за объем переданных данных, за уровень потребления.
Преимущества облачных технологий заключаются в снижении затрат для пользователей: нет необходимости в приобретении лицензионного ПО и отсутствии затрат на поддержание мощностей компьютерного оборудования. Автоматизация работы с облаками организована таким образом, что пользователь использует только то, что необходимо ему в настоящее время, а после завершения работы его рабочая среда освобождается и становится доступна для другого клиента.
Программные средства на базе облаков позволяют арендовать ИТ-решения, а не покупать постоянные лицензии, а затем поддерживать последующие версии, то есть затраты на ИТ-инфраструктуру из об-
32
ласти капитальных затрат переводятся в операционные. Для бизнеса возможность такого перевода особенно важна, поскольку многие компании, например, офисные помещения арендуют, а автомобили берут в лизинг, не приобретая их в собственность.
Выполнение учетных и аналитических процедур, долговременное хранение и накопление исходных данных и результатов расчетов требуют осуществления резервного копирования (Online Backup). Эта функция является чисто облачной услугой. Пользователь устанавливает у себя клиентскую часть программы резервного копирования и выбирает файлы и папки на компьютере, предназначенные для этой процедуры. Клиент пакует, шифрует файлы и отправляет их на сервер резервного копирования сервис-провайдера. На первом этапе в облако отправляются все файлы, а затем отслеживаются и передаются только изменения. В России такой сервис уже сейчас предлагает компания Symantec.
Реалии бизнеса требуют активно работать с клиентами. Существующие системы управления отношениями с клиентами (CRM) переживают сегодня серьезную активность на почве облачных технологий. И действительно, задачей CRM является поддержка связей между бизнесом и его клиентами, а ключевым каналом связи в настоящий момент является Интернет, поэтому логично разместить CRM в облаке. Среди преимуществ размещения CRM в облаке, которые являются общими для всех SaaS-приложений - это возможность платить по факту использования, работа через Интернет и т. д.
Осуществление учетных и аналитических процедур в составе бизнеса требует серьезной конфиденциальности, поэтому встает вопрос о гарантии безопасности данных компании. От таких угроз, как хищение данных, DDoS-атаки и намеренная «поломка» сервиса, не избавлены и традиционные решения. Интернет представляет собой единую информационную систему, и принципиальной разницы, находится ли сервер в офисе у заказчика или в DATA-центре, для потенциального злоумышленника нет. Но, пытаясь получить доступ к данным у сервис-провайдера, злоумышленники столкнутся с профессиональными аппаратно-программными средствами защиты, со специализированными решениями для защиты на уровне приложений, а также с опытными сертифицированными системными администраторами, которые занимаются исключительно вопросами безопасности, а не совмещают это с починкой клавиатур.
Около 80 % сотрудников предприятий в России используют облачные технологии. Такие данные приводятся в исследовании корпорации Symantec. Исследования показали, что значительное число компаний бизнеса в России уже использует облачные технологии, многие из их работников используют популярные
бесплатные облачные сервисы в рамках своей профессиональной деятельности, а некоторые используют профессиональные облачные бизнес-приложения. В частности, 44 % опрошенных компаний используют облачные хранилища файлов, а 41 % применяют размещенные в облаке приложения. Кроме того, 20 % респондентов используют в рабочих целях свой личный электронный почтовый ящик. Среди главных причин перехода на облачные решения участники опроса выделили такие факторы, как снижение расходов по эксплуатации, повышение мобильности персонала, улучшенная защита данных (резервное копирова-ние/восстановление), а также повышение уровня информационной безопасности.
В то же время респонденты выразили свое беспокойство относительно защищенности данных, их неприкосновенности, а также отсутствия контроля, назвав эти факторы главными барьерами, препятствующими использованию облачных решений.
Представители МВД и ФСБ России признают, что наличие юридического лицензирования облачных технологий и перевод поставщиков облачных услуг в российское правовое поле, то с точки зрения безопасности эти технологии будут даже надежнее современных. При государственной юридической «легализации облака» этими технологиями готовы пользоваться многие всероссийские и мировые бренды, как Сбербанк России или Росатом.
Бизнес-приложения (ПО), по мнению Parallels, являются самой перспективной категорией облачных услуг на российском рынке. В ближайшие несколько лет рынок бизнес-приложений будет демонстрировать уверенный рост за счет того, что все больше СМБ выходят в онлайн и отдают свое предпочтение именно облачной модели покупки ПО. На данный момент те или иные категории платных или бесплатных онлайн-приложений используют около 47 % российских бизнес структур, а самыми популярными из них являются интерактивная совместная работа (27 %), обмен файлами (13 %) и онлайн-бухгалтерия с ее учетными и аналитическими процедурами (12 %).
Облака открыли перед компаниями широчайшие возможности ИТ-технологий. Аренда ИТ-решения, а не плата за лицензии ПО, которые часто остаются невостребованными, освобождает от забот по техническому обеспечению услуги, переложив это бремя на сервис-провайдера, - все это позволяет предприятиям контролировать свои ИТ-расходы и сосредоточиться на основном бизнесе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. О применении информационных систем в торговом бизнесе. Сб. материалов научно-практической конференции «Актуальные проблемы экономики, торговли и управления». Иваново : ИФ РГТЭУ, 2011.
2. http://it4business.rbc.ru/news/in_clouds.
33
COMPLEX AUTOMATION OF REGISTRATION AND ANALYTICAL PROCEDURES AT THE ENTERPRISES ON THE BASIS OF APPLICATION OF MODERN INFORMATION TECHNOLOGIES
© 2015
N. A. Kapustin, candidate of technical Sciences, Professor, head of Department of Mathematics, economic Informatics and computer engineering Russian economic University named after. G. V. Plekhanov Ivanovo branch, Ivanovo, (Russia)
Annotation. The article is devoted to the application of modern information technologies for complex automation of registration and analytical procedures at the enterprises of the trade sphere. Given is the wide range of the software products providing essential increase of efficiency of registration and analytical activity at the enterprise. Shown are the advantages of the use of cloud technologies in the solution of such activity.
Keywords: automation of registration and analytical procedures, cloud technologies, software, modern information technologies.
УДК 636.085
УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ И РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОДУКЦИИ МОЛОЧНОГО СКОТОВОДСТВА
© 2015
Т. Е. Кутяева, преподаватель кафедры «Экономика и статистика»
Д. А. Кирилова, студентка 2-го курса экономического факультета Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино (Россия)
Аннотация. Современное экономическое состояние сельского хозяйства характеризуется резким сокращением объемов производства продукции, ее высокой себестоимостью, уменьшением поголовья скота и нерентабельной работой большинства сельскохозяйственных организаций. В настоящее время необходимо заранее планировать и прогнозировать развитие молочной отрасли в хозяйствах на перспективу для повышения её эффективности, которая характеризуется системой таких показателей, как валовой объём производства молока, продуктивность животных, себестоимость продукции и рентабельность отрасли. Государство старается поддержать отрасль животноводства путем выплат субсидий, дотаций, компенсаций и других денежных средств в пользу сельскохозяйственных организаций.
Многие организации не в состоянии сами перерабатывать продукцию, поэтому им приходится сдавать молоко на заводы, соответственно по цене, которую устанавливает переработчик. Организациям не выгодно сдавать молоко, поэтому ООО «Ананье» Княгининского района Нижегородской области предлагается установить модульный завод по переработке и розливу молока в ПЭТ-бутылки.
Оборудование по розливу молока представляет собой специально разработанные системы, позволяющие осуществлять розлив молочной продукции в условиях повышенной стерильности и гигиены. А так как молоко является скоропортящимся продуктом, это очень важный момент, потому что именно от этого зависит качество готовой продукции и срок ее годности.
В статье рассмотрена эффективность установки модульного завода, возможное значение и ожидаемое значение. Определены совокупные затраты на реализацию данного проекта.
Ключевые слова: животноводство, модульный завод, молоко, молочное скотоводство, Нижегородская область, производство, ПЭТ-бутылка, реализация, сельхозтоваропроизводители, управление, эффективность.
В России есть множество небольших предприятий, предлагающих не расфасованное молоко. Но они вынуждены сдавать сырье по низким ценам, которые устанавливают переработчики. И если последним такое положение дел выгодно, то первым - нет. Поэтому самостоятельное производство расфасованного и упакованного молока становится приоритетным направлением организаций животноводства.
Практика хозяйствования показывает, что существующая в настоящее время система поддержки и регулирования деятельности сельскохозяйственных животноводческих комплексов не позволяет осуществлять финансирование производственно-
хозяйственной деятельности за счет собственных средств по следующим причинам: большое количество организаций убыточны; размер собственных оборотных ресурсов не позволяет финансировать текущие
34