Научная статья на тему 'Комплекс упражнений для развития первичного речевого умения в рамках формирования профессионально ориентированной англоязычной компетентности в говорении будущих психологов'

Комплекс упражнений для развития первичного речевого умения в рамках формирования профессионально ориентированной англоязычной компетентности в говорении будущих психологов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
553
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВИЧНОЕ РЕЧЕВОЕ УМЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ АНГЛОЯЗЫЧНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ / ГОВОРЕНИЕ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ / PRIMARY SPEECH SKILLS / PROFESSIONALLY-ORIENTED ENGLISH LANGUAGE COMPETENCE / COMPLEX OF EXERCISES / COMMUNICATION OF FUTURE PSYCHOLOGISTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Левчик Ирина Юрьевна

Рассмотрен алгоритм формирования комплекса упражнений для развития первичного речевого умения будущих психологов, которые определены общими и специфическими требованиями, а также разработанной лингводидактической моделью обучения психологов-посредников англоязычному общению в конфликтных ситуациях. Результаты исследования могут быть полезны методистам в процессе обучения иноязычной профессионально ориентированной речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMPLEX OF EXERCISES FOR DEVELOPMENT THE PRIMARY SPEECH SKILL IN THE FRAMES OF FORMATION THE PROFESSIONALLY ORIENTED ENGLISH-SPEAKING COMPETENCE IN SPEAKING OF THE FUTURE PSYCHOLOGISTS

The article examines the algorithm of formation the complex of exercises for the development of primary speech skills of future psychologists that is determined by the general and specific requirements and our suggested lingual-didactical model of teaching psychologists-mediators English-language communication in conflict situations. The results can be useful to methodologists in the process of teaching foreign professionally oriented speech.

Текст научной работы на тему «Комплекс упражнений для развития первичного речевого умения в рамках формирования профессионально ориентированной англоязычной компетентности в говорении будущих психологов»

Am 7universum.com

UNIVERSUM:

ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПЕРВИЧНОГО РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ В РАМКАХ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ АНГЛОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ГОВОРЕНИИ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ

Левчик Ирина Юрьевна

ассистент кафедры иностранных языков Тернопольского национального педагогического университета им. В. Гнатюка,

Украина, г. Тернополь E-mail: iralevchyk@gmail.com

THE COMPLEX OF EXERCISES FOR DEVELOPMENT THE PRIMARY SPEECH SKILL IN THE FRAMES OF FORMATION THE PROFESSIONALLY ORIENTED ENGLISH-SPEAKING

COMPETENCE IN SPEAKING OF THE FUTURE PSYCHOLOGISTS

Levchyk Iryna

assistant of the Department offoreign languages of V. Hnatiuk Ternopil National

Pedagogical University, Ukraine, Ternopil

АННОТАЦИЯ

Рассмотрен алгоритм формирования комплекса упражнений для развития первичного речевого умения будущих психологов, которые определены общими и специфическими требованиями, а также разработанной лингводидактической моделью обучения психологов-посредников англоязычному общению в конфликтных ситуациях. Результаты исследования могут быть полезны методистам в процессе обучения иноязычной профессионально ориентированной речи.

Левчик И.Ю. Комплекс упражнений для развития первичного речевого умения в рамках формирования профессионально ориентированной англоязычной компетентности в говорении будущих психологов // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2014. № 4(5) . URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/1211

ABSTRACT

The article examines the algorithm of formation the complex of exercises for the development of primary speech skills of future psychologists that is determined by the general and specific requirements and our suggested lingual-didactical model of teaching psychologists-mediators English-language communication in conflict situations. The results can be useful to methodologists in the process of teaching foreign professionally oriented speech.

Ключевые слова: первичное речевое умение, профессионально

ориентированная англоязычная компетентность, комплекс упражнений, говорение будущих психологов.

Keywords: primary speech skills, professionally-oriented English language competence, a complex of exercises, communication of future psychologists.

Теоретическую и методологическую базу исследования составили работы: по теории и методике преподавания иностранных языков (Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, Б.А. Лапидус, М.В. Ляховицкий, Е.И. Пассов, И.В. Рахманов, В.Д. Рубинштейн, И.Д. Салистра, С.Ф. Шатилов и другие); по теории и методике преподавания лексики и формированию лексической компетенции (Н.В. Баграмова, Ж.Л. Витлин, В.В. Жукова, Т.А. Канышева, Н.К. Карпухина, А.П. Мордвилко, О.Б. Тарнопольский, А.М. Шпак и другие) [1; 2; 3].

Разработка системы упражнений для обучения будущих специалистов профессионально ориентированному англоязычному общению является чрезвычайно важным заданием и с теоретической точки зрения, и в практическом отношении. Исследовав понятие «система упражнений», мы будем придерживаться определения С.Ф. Шатилова, который вкладывал в это понятие следующее содержание: «Совокупность необходимых типов, видов и разновидностей упражнений, которые выполняются в такой последовательности и в таком количестве, которые учитывают закономерности формирования навыков и умений в разных видах речевой деятельности в их

взаимодействии и обеспечивают максимально высокий уровень овладения иностранным языком в заданных условиях» [4, с. 15].

Предложенная нами система упражнений для формирования профессионально ориентированной компетентности в говорении будущих психологов предусматривает накопление студентами знаний лексического материала, формирования языковых навыков, на основе которых будут впоследствии развиваться речевые умения, вошедшие в состав компонентов содержания обучения разработанной нами лингводидактической модели (см. схему 1).

Схема 1. Лингводидактическая модель процесса обучения англоязычной речи психологов для посредничества в конфликтных ситуациях

Разработанная нами система упражнений состоит из пяти комплексов, поэтапное выполнение которых обеспечит формирование профессионально ориентированной англоязычной компетентности в говорении будущих психологов. Каждый комплекс направлен на развитие определенной группы специфических речевых умений, необходимых будущему психологу для англоязычного общения в конфликтной ситуации.

Например, цель комплекса для формирования первичного речевого умения — научить студентов прослушать первичную информацию от конфликтующих сторон и семантизировать ее, программировать действия для разрешения конфликта. Цель комплекса для формирования уточняющего речевого умения предусматривает обучение студентов осуществлять индивидуальную и групповую беседы с участниками конфликтной ситуации. Комплекс для формирования альтернативного речевого умения обеспечит студентам развитие умений обзорного и поискового чтения аутентичных текстов психолого-педагогического содержания для осуществления последующего отбора профессионально ориентированной информации, создания вторичных текстов-рекомендаций для улаживания конфликта, изложения подготовленных рекомендаций в устной форме. Комплекс для формирования убеждающего речевого умения ориентирован на развитие у будущих психологов умения программировать пути словесного убеждения оппонентов и создавать письменные тексты убедительного характера, проводить убеждающие беседы со сторонами конфликта. Формирование умения изложить устные рекомендации и условия договорного соглашения с его возможной модификацией, заключать медиативный договор в письменной форме будет осуществляться на основе выполнения упражнений из комплекса формирования договорного речевого умения.

Вышеизложенная характеристика умений речевой деятельности будущего психолога в конфликтной ситуации позволяет сформулировать ряд требований к упражнениям для определения их специфики:

1. Необходимость формирования пяти основных речевых умений, владение которыми позволит студентам осуществить свою профессиональную деятельность в конфликтной ситуации с помощью английского языка.

2. Необходимость интеграции всех видов речевой деятельности в процессе формирования профессионально ориентированной компетентности в говорении будущих психологов.

3. Необходимость усвоения соответствующего языкового материала и формирование языковых навыков перед развитием каждого из речевых умений.

Принимая во внимание все рассмотренные выше требования и опираясь на разработанную нами лингводидактическую модель (см. схему 1), предлагаем следующий комплекс упражнений для формирования первичного речевого умения. Согласно определенному нами учебному алгоритму посредничества в конфликтных ситуациях на английском языке будущему психологу нужно владеть первичным (ознакомительным) речевым умением и соответствующими знаниями языкового материала, которые позволят ему прослушать первичную информацию относительно конфликтной ситуации, семантизировать ее и осуществить предыдущее программирование речевых действий для устранения конфликта.

Для обучения осуществлению этих профессиональных действий на английском языке студентам предлагается сначала выполнить языковые упражнения для формирования слуховых навыков аудирования (фонемного и интонационного слуха) в конфликтных ситуациях; упражнения

для формирования лексических навыков аудирования в конфликтной ситуации, например, предлагается семантизировать лексические единицы (выделить ключевые слова) в прослушанном тексте; и упражнения для формирования грамматических навыков аудирования в конфликтных ситуациях,

таких как идентификация грамматических явлений в прослушанном материале или предсказание их последовательности.

Приведем примеры упражнений для формирования у будущих психологов первичного речевого умения. Выполнению нижеприведенных упражнений предшествует прослушание диалога, который демонстрирует коммуникацию в конфликтной ситуации, с которой работают студенты на данном этапе.

Пример 1.

Цель: сформировать лексические навыки первичного речевого умения.

Задание: Listen to the information about the event that took place from the parties of the conflict situation. Highlight the key elements in their speech.

Key:

1. Mr. Taurus has lost nearly half of his profit. He thinks Mr. Rodgers has almost broken him down.

2. Mr. Simon Taurus is the owner of the small souvenir shop.

3. Mr. Rodgers used to consult Mr. Taurus about the hot ideas in this or that season.

4. Valentine’s Day means for Mr. Taurus and Mr. Rodgers a hot season.

5. Mr. Taurus invested into so called new trend, unpopular blue hearts and there had been only two items sold.

6. But Mr. Rodgers has been foreseeing fashion trends quite successfully for the last five years until the February consultation.

Пример 2.

Цель: сформировать грамматические навыки первичного речевого умения.

Задание: Choose the correct variant of the omitted word in the text after listening to it. Pay attention to the sequence of grammar parts in the English sentences.

Script:

Mr. Taurus:— So, finally 1._brought us here, into the mediator’s place. I’m

afraid to 2._that the next place we gonna meet will be at the judge’s, maybe he will

give you some props for your 3. __!

Mr. Rodgers:— Yeah-yeah, Mr. Taurus, I’m glad to see you too. 4.__we go

today without it? Because I swear, it makes 5._think you’ve got a mouse in 6._

pocket.

Mr. Taurus:— How dare 7. !

Mr. Rodgers:— Oh stop being so 8.__!

Mr. Taurus:— Am I being too pathetic!? Thanks to you I’ve lost nearly half of

my profit you’ve hardly destroyed dear to my heart business, inherited from my 9. !

How could 110. you! You’ve almost broke me down!

1. a) go; b) it; c) sweet.

2. a) think; b) it; c) adorable.

3. a) think; b) it; c) boss.

4. a) lost; b) loose; c) can.

5. a) me; b) I; c) lost.

6. a) loose; b) I; c) your.

7. a) your; b) you; c) sweet.

8. a) you; b) your; c) pathetic.

9. a) father; b) stop; c) pathetic.

10. a) you; b) business; c) trust.

Key: 1 b); 2 a); ' 3 c); 4 c); 5 a); 6 c); 7 b); 8 c); 9 a); 10 a)

Далее комплекс предусматривает выполнение студентами ряда упражнений, которые сначала подготовят их к аудированию текстов в конфликтных ситуациях и собственно упражнений по аудированию в конфликтных ситуациях, которые в основном сводятся к увеличению внимания и объема аудитивной памяти, развития вероятного прогнозирования и формирования механизма осмысления (понимание разных категорий смысловой информации, то есть в нашем конкретном случае — к умению идентификации структурных элементов конфликтной ситуации). Приведем примеры упражнений для формирования у будущих психологов умений прослушать первичную информацию по конфликтной ситуации.

Пример 3.

Цель: подготовить к аудированию, увеличив объём аудитивной памяти.

Задание: Listen to the word, word combination, phrase and repeat after the speaker.

Script:

1. brought — it brought — finally it brought us here;

2. afraid — I’m afraid — I’m afraid to think;

3. props — give props — give some props — he will give you some props;

4. glad — glad to see — glad to see you — glad to see you too;

5. dare — you dare — how dare you;

6. pathetic — being pathetic — being so pathetic — stop being so pathetic;

7. lost — lost profit — I’ve lost profit — I’ve lost half of my profit — I’ve lost nearly half of my profit;

8. trust — trust you — I trust you — could I trust you — how could I trust you;

9. broke — broke down — broke me down — you’ve broke me down — you’ve almost broke me down;

10. enough — that’s enough — well, that’s enough.

Пример 4.

Цель: развить умение прослушать первичную информацию

по конфликтной ситуации.

Задание: Listen to the abstract from the communication in a conflict situation and define its structural elements. Name conflict parties (opponents, witnesses), conflict object; describe the parties ’ aims, motives and interests.

Key:

Conflict parties: Mr. Taurus and Mr. Rodgers.

Conflict object: Mr. Taurus ’financial loss.

Parties interests: Mr. Taurus wants Mr. Rodgers to pay him back a wasted sum of money as a compensation for a wrong advice. Meanwhile, Mr. Rodgers doesn’t agree to pay back the compensation to Mr. Taurus, pointing to their successful cooperation, that kept Mr. Taurus from the bankruptcy during the last five years.

Предложенная нами система упражнений в рамках разработанной методики нуждается в написании необходимых методических рекомендаций. Поэтому следующим заданием нашего исследования будет заключение методических рекомендаций относительно процесса формирования профессионально ориентированной англоязычной компетентности в говорении будущих психологов.

Список литературы:

1. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: АРКТИ, 2003. — 192 с. (Метод. биб-ка).

2. Гез Н.И. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежных методических исследований // Иностранные языки в школе. — 1985. — № 2. — С. 17—24.

3. Методика обучения английскому языку студентов-психологов: монография/ [Тарнопольський О.Б., Кожушко С.П., Дегтярьова Ю.В., Кабанова М.Р., Безпалова Н.В.]; под ред. О.Б. Тарнопольського. — Д.: Днипропетр. университет имени Альфреда Нобеля, 2011. — 264 с.

4. Шатилов С.Ф. Некоторые принципы создания системы упражнений для обучения иностранному языку. — Л.: ЛГПИ, 1978. — 125 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.