17. Бубер, М. Два образа веры. - М., 1999.
18. Тареев, М.А. Религия и общественность // Богословский вестник. - 1909. - Т. 2. Bibliography
1. Feyjerbakh, L. Izbrannihe filosofskie proizvedeniya. - M., 1955. - T. 2.
2. Bulgakov, S.N. Svet nevecherniyj. - SPb., 2008.
3. Filosofiya Kanta i sovremennostj. - M., 1974.
4. Fichte, J.G. Appellation an das Publikum. Werke. V.209, ausgew: W.III.
5. Fichte, J.G. Samtliche Werke. V. 209.
6. Berdyaev, N.A. Novoe religioznoe soznanie i obthestvennostj. - M., 1999.
7. Gegelj, G.V. Filosofiya religii. - M., 1975. - T. 1.
8. Mokievskiyj, P. Russkoe bogatstvo // Bogoslovskiyj vestnik. - 1908. - № 2.
9. Frank, S.L. Realjnostj i chelovek. - M., 1997.
10. Myuller, M. Estestvennaya religiya. Lekciya II. - Leyjpcig, 1890.
11. Hartmann, E. Die Religion des Geistes. 3-te Aufl.
12. Pascal, B. Oeuvres completes. Paris, 1963.
13. I Kor.3, 18.
14. Mf. 11, 12.
15. Khomyakov, A.S. Sochineniya. - M., 1907. - T. 2.
16. Ef. 5:25.
17. Buber, M. Dva obraza verih. - M., 1999.
18. Tareev, M.A. Religiya i obthestvennostj // Bogoslovskiyj vestnik. - 1909. - T. 2.
Статья поступила в редакцию 11.12.12
УДК 681.3.004.8
Filimonov V.A., Tolstukha S.A. DEVELOPMENT OF FUTURE RESEARCHER'S STRATEGIC THINKING BY COMPLEX OF THE REFLEXIVE ANALYSIS. The potential of the V.A. Lefebvre's theory of reflexive games for development of strategic thinking in the course of training of experts is noted. The software have been created as a Web application. Results of collective examination of the developed software are described. The directions of further researches are specified.
Key words: strategic thinking, theory of reflective games, Web application, training, examination, perspectives.
В.А. Филимонов, д-р тех. наук, проф., с.н.с. Омского филиала Института Математики им. С.Л. Соболева СО РАН, г. Омск, E-mail: [email protected]; С.А. Толстуха, асп. каф. ПрИМ, Омского гос. института сервиса, г. Омск, E-mail: [email protected]
КОМПЛЕКС РЕФЛЕКСИВНОГО АНАЛИЗА ДЛЯ РАЗВИТИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА
Отмечен потенциал теории рефлексивных игр В.А. Лефевра для развития стратегического мышления в процессе обучения специалистов. Приведены характеристики комплекса рефлексивного анализа, разработанного как веб-приложение. Описаны результаты коллективной экспертизы разработанного программного обеспечения. Намечены направления дальнейших исследований.
Ключевые слова: стратегическое мышление, теория рефлексивных игр, веб-приложение, обучение, экспертиза, перспективы.
Стратегическое мышление во многом определяется способностью к рефлексии, возможностью строить модели рассуждений противников и союзников, а также оперировать с этими моделями [1]. Для этого уникальные возможности предоставляет формальный рефлексивный анализ, в особенности разработанная недавно теория рефлексивных игр [2]. Естественным способом реализации является создание программ расчёта поведения с использованием этой теории. Такого рода работа сделана, в частности, С.С. Тарасенко [3], однако разработанная программа является собственностью зарубежной корпорации, и недоступна для использования в высших учебных заведениях России. Нами создан программный комплекс рефлексивного программа, который может быть использована для развития стратегического мышления будущих специалистов [4; 5]. Ниже описаны характеристики и возможности этого комплекса.
Общую схему подхода можно представить следующим образом. Единицей рассмотрения является субъект, модель сознания которого может быть представлена рекурсивной системой. Операндами (переменными величинами, входами и выходами) модели являются характеристики, которые могут быть интерпретированы как влияние, давление, принуждение, намерение, и т.п. Значениями операндов модели являются булевские величины «0» и «1», которые могут быть интерпретированы, в частности, как «зло» и «добро» соответственно. Операторами модели являются операции «сложение/вычитание», «умножение», «отрицание». Используется также символ равенства. Задаётся система правил результатов выполнения операций и определения их последовательности. Техническим приёмом при описании моделей являет-
ся параллельное использование эквивалентных представлений: линейная запись с использованием скобок и запись в виде степенных многочленов, табличное и графическое представление структуры взаимодействия субъектов.
Концептуальную схему теории рефлексивных игр можно представить следующим образом.
1. Единицей рассмотрения здесь является группа субъектов, структура которой задаётся графом, где узлами являются субъекты, а рёбрами - отношения между субъектами.
2. Отношения между субъектами могут быть представлены в терминах состояний отношений из заданного дискретного множества таких состояний. В рассматриваемой модели таких состояний два: «союз» и «конфликт».
3. Квалификация отношений производится с точки зрения внешнего наблюдателя. Субъекты могут иметь собственную интерпретацию этих отношений.
4. Каждый субъект потенциально может:
• сделать выбор альтернативы - подмножества действий из приписанного группе универсального множества действий;
• принять решение «не выбирать сейчас» (выбор пустой альтернативы);
• оказаться в ситуации невозможности выбора, в том числе пустой альтернативы, что интерпретируется как состояние фрустрации (полезные здесь синонимы термина «фрустрация» - «безвыходность», «безысходность»).
5. Состоянию фрустрации конкретного субъекта соответствует отсутствие решения у модели ментального выбора этого субъекта.
6. Наличие у модели субъекта единственного «пустого» решения, (т.е. решения «не решать, не выбирать») интерпретируется как нахождения субъекта в пассивном состоянии. Наличие непустого решения (возможно, вместе с «пустым») интерпретируется как нахождение в активном состоянии.
7. Для каждой альтернативы в результате вычислений определяется, принадлежит ли она к множеству W допустимых (выгодных) для индивида альтернатив. Аналогично определяется её принадлежность к множеству P альтернатив, допустимых (выгодных) для группы. В модели предполагается отсутствие шкалы предпочтений альтернатив для каждого субъекта и группы в целом, и соответственно, отсутствие оценок для таких предпочтений.
8. Следствием принятой структуры модели является «Принцип запрета эгоизма», который формулируется следующим образом: субъект не может наносить ущерб группе, членом которой он является, если это является выгодным лично для него. Принцип не исключает жертвенного поведения, при котором выбранный вариант действия невыгоден как группе, так и самому субъекту.
9. В модели различаются процессы выбора и реализации. В частности, выбранные субъектом действия и/или их комбинации, могут быть им реализованы совместно, но могут существовать варианты действий, реализация которых являются взаимоисключающими. Такие варианты не могут входить в одну альтернативу.
Ниже перечислены основные этапы работы с комплексом.
• Перечисление (ввод) действующих лиц - субъектов взаимодействия. Результат - список персонажей.
• Перечисление действий с указанием их свойств (возможность совместной реализации). Результат - список действий.
• Формирование (вычисление) альтернатив, включая пустую альтернативу и альтернативу, содержащую универсальное множество действий. Результат - список альтернатив.
• Перечисление отношений между субъектами. Результат - матричное и графическое представление анализируемой группы.
• Задание для каждого субъекта наборов альтернатив, к выбору которых его склоняет каждый из остальных субъектов, а также и интенция (намерение) самого субъекта. Результат: матрица влияний.
• Контроль и редактирование введённой информации. Результат: подтверждение пользователем заданной конфигурации.
• Запрос на анализ. Результатами являются два списка: а) альтернатив, соответствующий заданной конфигурации, для каждого субъекта и б) список альтернатив, выгодных для группы.
Авторы с признательностью отмечают, что компонент рефлексивного анализа был протестирован в октябре 2011 г. Владимиром Александровичем Лефевром; его замечания позволили исправить некоторые ошибки. Нами была заявлена возмож-
Библиографический список
ность открытого бесплатного доступа к приложению, реализующего рефлексивный анализ по адресу http://reflection.sergal.ru. С целью выявления недостатков, а также определения направлений модернизации было проведено тестирование с привлечением группы студентов старших курсов. Тестирование было проведено в пять этапов. На первом этапе студентам читалась короткая лекция, в которой были описаны основные положения теории рефлексивных игр В.А. Лефевра и класс задач, решаемых при помощи комплекса. Длительность первого этапа составила 30 минут. На втором этапе группа студентов исполняла роль проектной группы ситуационного центра (СЦ). Группой была поставлена задача, в которой рассматривалась ситуация необходимости выбора линии поведения субъектами, между которыми существуют эмоциональные взаимоотношения. На третьем этапе группа выступила уже в качестве сервисной команды СЦ. Студенты формализовали поставленную ранее задачу в терминах теории рефлексивных игр. Был составлен граф взаимоотношений субъектов, список альтернатив, матрица влияний субъектов друг на друга. Продолжительность второго и третьего этапа вместе составила 15 минут.
Четвертый этап был посвящен непосредственно тестированию комплекса. Студенты ввели в программу полученные на предыдущем этапе данные. Система вернула результат решения задачи, который был быстро и корректно интерпретирован группой студентов. Дальнейшая работа велась следующим образом: в упрощенном виде повторялись второй, третий и четвертый этапы тестирования; то есть, изменялись (либо добавлялись) условия задачи, соответственно, уточнялась модель входных данных, приложение возвращало новый результат. По окончании этапа (длительностью 30 минут), студенты уже имели навык работы с комплексом, они легко составляли новые задачи и быстро интерпретировали результаты. На пятой, заключительной, части тестирования, был проведен обмен впечатлениями с группой студентов. Студенты отметили, что пользоваться комплексом было интересно, придумать и формализовать задачи было достаточно легко. Были также выявлены недостатки интерфейса. Продолжительность заключительной части тестирования — 15 минут.
В целом, тестирование приложения прошло успешно: студенты, до этого не знакомые с теорией рефлексивных игр, после полуторачасового тестирования легко интерпретируют условия и решения существующих задач, а также составляют новые, совмещая в себе роли как проектной группы СЦ центра, так и его сервисной команды.
Полученные результаты позволяют рекомендовать комплекс рефлексивного анализа для развития стратегического мышления будущих специалистов. Данный комплекс рассматривается как компонент целостной системы поддержки коллективной работы по формированию и реализации сложных проектов, требующих определения возможных стратегий.
1. Филимонов, В.А. Технологии ситуационного центра для социальной инженерии // Проблемы управления в социальных системах. -2010. - Т. 2. - Вып. 3.
2. Лефевр, В.А. Лекции по теории рефлексивных игр. - М., 2003.
3. Тарасенко, С.С. Моделирование многоэтапного процесса принятия решений при помощи теории рефлексивных игр // Рефлексивные процессы и управление, 2010.
4. Филимонов, В.А. Рефлексивный анализ и технологии ситуационного центра // Рефлексивные процессы и управление: сборник материалов VIII Междунар. симпозиума. - М., 2011.
5. Толстуха, С.А. Прототип реализации теории рефлексивных игр / С. А. Толстуха, В.А. Филимонов // Материалы Ершовской конф. по информатике (PSI'11): доклады и тезисы. - Новосибирск, 2011.
Bibliography
1. Filimonov, V.A. Tekhnologii situacionnogo centra dlya socialjnoyj inzhenerii // Problemih upravleniya v socialjnihkh sistemakh. - 2010. - T. 2. - Vihp. 3.
2. Lefevr, V.A. Lekcii po teorii refleksivnihkh igr. - M., 2003.
3. Tarasenko, S.S. Modelirovanie mnogoehtapnogo processa prinyatiya resheniyj pri pomothi teorii refleksivnihkh igr // Refleksivnihe processih i upravlenie, 2010.
4. Filimonov, V.A. Refleksivnihyj analiz i tekhnologii situacionnogo centra // Refleksivnihe processih i upravlenie: sbornik materialov VIII Mezhdunar. simpoziuma. - M., 2011.
5. Tolstukha, S.A. Prototip realizacii teorii refleksivnihkh igr / S. A. Tolstukha, V.A. Filimonov // Materialih Ershov-skoyj konf. po informatike (PSI'11): dokladih i tezisih. - Novosibirsk, 2011.
Статья поступила в редакцию 05.12.12