Научная статья на тему 'Комплекс педагогических условий социально-педагогической профилактики и коррекции девиантного поведения подростков в семье'

Комплекс педагогических условий социально-педагогической профилактики и коррекции девиантного поведения подростков в семье Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
690
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / КРИЗИС ИДЕНТИЧНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ / DEVIANT BEHAVIOR / SOCIAL IDENTITY / IDENTITY CRISIS / PEDAGOGICAL CONDITIONS OF SOCIALLY-PEDAGOGICAL PROPHYLACTICS AND CORRECTION OF JUVENILE DEVIANT BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайдуллина Г. Г.

В статье рассматривается комплекс педагогических условий эффективности социальнопедагогической профилактики и коррекции девиантного поведения подростков в семье. Концептуальной основой социально-педагогической профилактики и коррекции девиантного поведения подростков выступило учение о социальной идентичности Г. М. Андреевой. Выделенный комплекс педагогических условий социально-педагогической профилактики и коррекции девиантного поведения подростков в семье подтвержден результатами опытно-экспериментального исследования по данной проблеме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Complex of pedagogical conditions for socially-pedagogical prophylactics and correction of juvenile deviant behavior in family

The article reviews the pedagogical conditions complex for the effectiveness of socially-pedagogical prophylactics and correction of juvenile deviant behavior in family. Theory about social identity by Andreeva G.M. resulted the conceptual basis of socially-pedagogical prophylactics and correction of juvenile deviant behavior. Appropriated pedagogical conditions complex for sociallypedagogical prophylactics and correction of juvenile deviant behavior in family is affirmed by the results of experience-observed researches on this problem.

Текст научной работы на тему «Комплекс педагогических условий социально-педагогической профилактики и коррекции девиантного поведения подростков в семье»

№ 7 (15) СЕНТЯБРЬ 2011

дискуссия ^

журнал научных публикаций V

Г. Г. Зайдуллина, канд. пед. наук, доцент, Нижневартовский государственный гуманитарный университет, г. Нижневартовск, Россия, gerdzg@rambler.ru

КОМПЛЕКС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ

И КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В СЕМЬЕ

Профилактика и коррекция девиантно-го поведения представляет собой процесс, направленный на предупреждение, устранение или нейтрализацию причин и условий, вызывающих различного рода девиантные отклонения в поведении подростков. Следовательно, необходимо выстроить систему факторов, обуславливающих эти процессы, что позволит определить комплекс педагогических условий, необходимых для их осуществления. Факторы и условия взаимосвязаны, без факторов нет условий. Условия — это то, что позволяет факторам стать движущей силой. В реальном процессе значение условий велико, так как они усиливают, или ослабляют причину, изменяют направление ее действия, или полностью исключают возможность следствия. Отсюда становится понятна роль условий в процессе деятельности; воздействие на условие во всех случаях может лишь регулировать процесс, но не порождать его.

Концептуальной основой исследования проблемы социально-педагогической профилактики и коррекции девиантного поведения подростков в семье выступила социальная идентичность в концепции социального познания и социального воспитания Г. М. Андреевой. Социальное познание и социальное воспитание при этом выступают движущей силой, определяющей

социальную идентичность подростка как личности по отношению к тем группам, в которые он входит и которые оказывают на него благоприятное или неблагоприятное воздействие.

В своей жизнедеятельности человек стремится сохранить социальную идентичность. Если возникает дисгармония собственного образа и окружающего мира, то возникает кризис идентичности. Г. М. Андреева определяет ее как особую ситуацию массового сознания (и, естественно, сознания отдельного индивида), когда большинство социальных категорий, посредством которых человек определяет себя и свое место в обществе, кажутся утратившими свои границы и свою ценность. Одновременно происходит переоценка своей групповой принадлежности и своего места в ней, а как результат — переоценка и самой ситуации в обществе в целом1.

Социальная идентичность предполагает знание подростка о его принадлежности к определенной группе и эмоциональную значимость для него группового членства. Соответственно, в процессе социально-педагогической профилактики и коррекции девиантного поведения подростков необходимо изменить их представления и эмоциональную значимость о группах, оказывающих неблагоприятное воздействие на

дискуссия

журнал научных публикаций

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Социальная идентичность предполагает знание подростка о его принадлежности к определенной группе и эмоциональную значимость для него группового членства.

их поведение, и, используя педагогические условия, ввести их в группы, имеющие положительную направленность. В соответствии с этим подходом профилактика и коррекция проходит три этапа, что позволяет говорить о трех уровнях социально-педагогической профилактики и коррекции девиантного поведения подростков.

Первый этап включает в себя социальную категоризацию, представляющую собой упорядочивание социального окружения в видах деятельности, имеющих смысл для подростка.

Второй этап включает в себя социальную идентификацию, представляющую собой процесс, посредством которого подросток относит себя к той или иной группе (знание о принадлежности к группе, наличие позитивных или негативных ценностей, связанных с группой; на основе этого принятие или отторжение группы).

И третий этап включает в себя социальную идентичность как получение некоторого итога или полного социального отождествления индивида.

Педагогические условия социально-педагогической профилактики и коррекции девиантного поведения подростков мы выделили исходя из особенностей социального познания и социального воспитания как факторов, обуславливающих социальную идентичность подростка; семьи как социального института, оказывающего наибольшее влияние на социальную идентичность, а соответственно, на профилактику и коррекцию девиантного поведения подростка; а также моделирования деятельности социального педагога, направленной на организацию этого процесса, координацию субъектов процесса профилактики и коррекции девиантного поведения. Важно при этом, чтобы выделенные педагогические условия применялись в комплексе, что позволит обеспечить максимальную эффективность их использования в социально-педагогической профилактике и коррекции девиантного поведения подростков в семье. Нами выделены следующие педагогические

условия социально-педагогической профилактики и коррекции деви-антного поведения подростков в семье: комплексная диагностика подростков девиантного поведения и их семей; организация процесса социально-педагогической профилактики и коррекции девиантного поведения на основе субстанциональных отношений школы, подростков и семьи; коррекция функциональной полноты содержания социально-педагогической подготовки в обеспечении компетентности будущих социальных педагогов; изменение социальной среды жизнедеятельности подростка девиантного поведения путем включения его в игровые формы социальнопо-лезных видов деятельности.

Рассмотрим выделенные условия подробнее.

Комплексная диагностика подростков девиантного поведения и их семей. Процесс социально-педагогической профилактики и коррекции девиантного поведения включает: выявление подростков девиантного поведения; диагностику причин девиантности; определение особенностей личной и социальной идентичности; выработку мероприятий и специальных мер по профилактике и коррекции девиантности. Другими словами, социальный педагог совершает действия, типичные для исследовательской, проективной и организаторской деятельности. Социальный педагог конструирует модель процесса профилактики и коррекции, определяет направление совместного с семьей, другими субъектами социального процесса решение проблем подростков; фасилити-рует продуктивность деятельности групп, в которые входят подростки с девиантным поведением, через реальное присутствие в этих процессах, не допуская при этом социального подавления групподинамических процессов, направленных на достижение положительной социальной и личной идентичности. Соответственно, такая деятельность не может обойтись без педагогической диагностики, мониторинга тех изменений, которые происходят, что выступает основой полноценного управления процессами профилактики и коррекции девиантности.

До настоящего времени педагогическая диагностика многими оспаривается. С одной стороны, ее сводят к не всегда

№ 7 (15) СЕНТЯБРЬ 2011

ДИСКУССИЯ

журнал научных публикаций V

корректному использованию психологической диагностики, с другой — разграничивают диагностику научного исследования и диагностику в образовательном процессе. В данном случае педагогическая диагностика рассматривается как условие социально-педагогической профилактики и коррекции девиантного поведения, без нее невозможна организация этого процесса.

Сущность комплексной диагностики подростков с девиантным поведением и их семей как условие социально-педагогической профилактики и коррекции девиантности предполагает обследование подростков девиантного поведения и их семей с помощью определенного комплекса методик, которые должны дать возможность составить целостное представление о подростках с девиантным поведением и их семьях на основе объективных критериев. Использованная нами для диагностики де-виантного поведения подростков и их семей методика была ориентирована на изучение социально-демографических особенностей семей и подростков, отношения в системе «подросток — семья», анализ особенностей личностного развития подростков с деви-антным поведением.

Организация процесса социально-педагогической профилактики и коррекции де-виантного поведения на основе субстанциональных отношений школы, подростков и семьи. Субстанциональные отношения обычно относят к сущностным, так как субстанциональное рассмотрение обеспечивает постижение внутреннего единства, разнообразия эмпирических фактов, их общности.

Необходимость взаимодействия, совместной деятельности различных субъектов образовательного процесса обусловлена тем, что подростки девиантного поведения подвержены воздействию многих факторов, таких как школа, семья, неформальное общение. По существу это те направления стратегии, которые обуславливают работу с такими детьми.

Составными компонентами социально-педагогической профилактики и коррекции являются: школа, учреждения, работники которых занимаются данной проблемой в соответствии с должностными

обязанностями; общественные организации, органы управления их совместной деятельностью. Исследования показывают, что организующим центром, координирующим все усилия, выступает школа, так как в ней сосредоточены организационные, методические и контролирующие функции социализации личности.

В рамках микросреды основным институтом воспитания является семья с ее сложной структурой взаимоотношений. Семья выступает как посредник между всеми своими членами и обществом в целом. Отсюда вытекает, что воспитательный потенциал семьи характеризуется многоуровневостью, непрерывностью, охватом всех сторон формирующейся личности, устойчивостью эмоциональных контактов между родителями и детьми. Роль семьи в развитии общения детей, направлении ее в сферу родственных, учебных и других контактов и отношений делают ее мощнейшим фактором образования и воспитания личности.

Если организована совместная деятельность педагогов, родителей, подростков, то это способствует единению, сплочению, установлению взаимопонимания между родителями и подростками, созданию комфортных условий в семье и, тем самым, профилактике девиантного поведения. Соответственно, целесообразно значительную часть профилактической работы организовывать одновременно с учащимися и родителями, а возникшие проблемы, поставленные задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга, объединяя усилия для достижения более высоких результатов.

Существуют многочисленные формы взаимодействия школы, родителей и подростков, которые можно использовать в

дискуссия

журнал научных публикаций

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

( \ Деятельность формирует личность, но личность выбирает ту деятельность, которая ее формирует.

целях социально-педагогической профилактики и коррекции девиантного поведения. К основным формам можно отнести: родительские собрания, родительский лекторий, конференции, диспуты, индивидуальные консультации, беседы, организацию совместной деятельности родителей и подростков (общественные смотры знаний, творческие отчеты по предметам, формы совместной трудовой деятельности, формы досуга и т. п.).

Коррекция функциональной полноты содержания социально-педагогической подготовки в обеспечении компетентности будущих социальных педагогов. Введение данного условия обусловлено тем, что, во-первых, педагогическая система не может полноценно функционировать, если набор ее подсистем не будет полным; в таком понимании при формировании компетентности будущих социальных педагогов необходимо всю педагогическую подготовку рассматривать с позиции ее целесообразности и целенаправленности. Во-вторых, коррекция функциональной полноты содержания социально-педагогической подготовки обеспечивает обратную связь, оперативное введение материала, необходимого для прохождения студентами практики, для изменения содержания подготовки в зависимости от тех задач, которые появляются в нашем быстро меняющемся мире.

Осуществляя профилактику и коррекцию, социальный педагог реализует в своей деятельности как минимум два варианта стратегии. В первом варианте он проводит анализ актуального состояния работы с подростками с девиантным поведением и предлагает конкретные решения социально-педагогических проблем, самостоятельно реализуя их. Во втором варианте социальный педагог организует процесс решения проблем девиантности, выступая интегрирующим, управляющим компонентом выстраиваемой педагогической системы. Выбор стратегии работы определяется исходя из тех особенностей подростков с де-виантными формами поведения, с которыми он работает, а также из наличного уровня профессионально-диагностических умений,

инструментария, которым социальный педагог владеет, соответствующего состояния макро- и микросоциума.

Изменение социальной среды жизнедеятельности подростка девиантного поведения путем включения его в игровые формы социально полезных видов деятельности. Социальная среда жизнедеятельности подростка — явление весьма сложное, структурное. Между человеком и обществом находятся различного рода структурные и статистические совокупности людей, активно влияющие на процесс социальной идентификации. Так, подростки с девиантным поведением, вступая в различные отношения, являются участниками разных видов деятельности: общественно полезной, трудовой, спортивно-оздоровительной, художественно-эстетической и др.

Различные виды деятельности, референтные для подростка с девиантным поведением, создают благоприятные условия для проявления способностей, приносят удовлетворение при наличии конкретного результата, создают настроение приподнятости, романтики, обеспечивают жизненный оптимистический настрой.

Сущность коррекционной направленности различных видов деятельности состоит в том, что они способствуют реализации социальной, рекреационной, досуговой функций свободного времени.

Организация социально-педагогической профилактики и коррекции девиантно-го поведения подростков должна изначально задавать возможность свободы (как выбора, так и ответственности за нее), изначально задавать импровизационные игровые действия, а не только жестко регламентированные. А. Г. Асмолов отмечал, что деятельность формирует личность, но личность выбирает ту деятельность, которая ее формирует2. Именно выбором деятельности, адекватной потребностям подростка, педагог задает направление социально-педагогической профилактики и коррекции девиантного поведения подростков в семье. 4

1. Андреева Г. М. Психология социального познания. М., 1997.

2. Асмолов А. Г. Психология личности. Принципы

общепсихологического анализа. М., 1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.