Научная статья на тему 'Комплекс неполноценности у сотрудников уголовно-исполнительной системы'

Комплекс неполноценности у сотрудников уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
389
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ / INFERIORITY COMPLEX / НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ / ЧУВСТВО ПРЕВОСХОДСТВА / SUPERIORITY SENSE / СОТРУДНИКИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / PENAL-EXECUTIVE SYSTEM EMPLOYEES / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL CORRECTION / САМОКОРРЕКЦИЯ / SELF-CORRECTION / МОТИВАЦИЯ К ПРЕОДОЛЕНИЮ КОМПЛЕКСА НЕПОЛНОЦЕННОСТИ / MOTIVATION FOR OVERCOMING INFERIORITY COMPLEX / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / INDIVIDUAL PSYCHOLOGY / ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / LEGAL PSYCHOLOGY / LACK OF SELF-CONFIDENCE / PENAL-EXECUTIVE SYSTEM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Власюк Елена Николаевна

В статье раскрываются специфика проявления комплекса неполноценности у сотрудников уголовно-исполнительной системы, сущность этого понятия с учетом особенностей профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы, объясняется специфику проявления комплекса неполноценности у сотрудников в условиях пенитенциарного учреждения. Комплекс неполноценности это психопатологический синдром, который заключается в стойкой уверенности человека в собственной неполноценности как личности. В основе исследования комплекса неполноценности у сотрудников уголовно-исполнительной системы лежат идеи индивидуальной психологии А. Адлера: 1) человек ощущает собственную недостаточность и это универсально; 2) человек будет бороться, чтобы преодолеть свою недостаточность и это типично; 3) слаженность индивидуальной и общественной жизни зависит от степени развития социальных чувств и это хорошо. Анализ исследований А. Адлера, Ф. Зимбардо, Э. Макавой, З. Фрейда, Е. В. Сидоренко, А. Б. Белоусовой и др. позволил выделить характерные проявления комплекса неполноценности у сотрудников уголовно-исполнительной системы: неуверенность в себе, низкую самооценку, застенчивость, манипулирование окружающими людьми. В условиях пенитенциарного учреждения комплекс неполноценности у сотрудников бывает ярко выраженным из-за строгой иерархии отношений «требование подчинение» и повышенной эмоциональной напряженности. Следующие особенности проявлений комплекса неполноценности у сотрудников уголовно-исполнительной системы оказывают негативное влияние на служебную деятельность: чувство неполноценности сотрудники компенсируют гипертрофированным чувством превосходства над заключенными под стражу и подчиненными; в условиях повышенной ответственности за результаты служебной деятельности чувство неполноценности усиливается; происходит снижение эмоциональной устойчивости и адаптационных способностей по причине действия внешних (криминальная среда, высокие требования к выполнению служебных обязанностей) и внутренних (субъективное переживание собственной неполноценности) факторов. Для преодоления комплекса неполноценности у сотрудников уголовно-исполнительной системы целесообразно использовать следующие методы и приемы: индивидуальные и групповые беседы, социально-психологический тренинг, методы коррекции и самокоррекции, вовлечение сотрудников в общественную и культурную жизнь учреждения и общества в целом, повышение гражданской грамотности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Власюк Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the peculiarities of inferiority complex manifestation in penal executive system employees. In the article the author determinates the essence of inferiority complex concept and specifies it based on peculiarities of penal executive system employees’ professional activity, explains the specific character of inferiority complex manifestation in employees under the conditions of a penitentiary institution. The inferiority complex is a psychopathologic syndrome which consists in steady confidence of a person’s in own inferiority as a personality. Study of inferiority complex in employees of penal executive system are based on A. Adler’s ideas of individual psychology: 1) a person feels his/her own insufficiency and it’s universal; 2) a person will struggle in order to overcome his/her insufficiency and that’s typical; 3) eurhythmy of individual and social life depends on the degree of social feelings development and that’s good. The analysis of investigations by A. Adler, F. Zimbardo, E. Makava, S. Freud, E.V.Sidorenko, A.B. Belousova etc. made it possible to mark the typical manifestations of inferiority complex in employees of penal executive system, i.e.: lack of self-confidence, low self-esteem, shyness, manipulating people who are around. Under the conditions of a penitentiary institution the inferiority complex in employees can be expressed to a greater degree due to strict hierarchy of relations «claimsubordination» and due to high emotional tension. Very often inferiority complex is compensated by a feeling of superiority to others. The following peculiarities of inferiority complex manifestation in employees of penal executive system exert negative influence on working activity: employees compensate inferiority feeling with a hypertrophied feeling of superiority in relation to people under guard and subordinates; under the conditions of high responsibility for the character and results of working activity the inferiority feeling increases; emotional stability and adaptive capabilities decrease due to external (criminal environment, high demands to working responsibilities accomplishment) and internal (subjective experience of one’s own inferiority) factors’ influence. To overcome the inferiority complex in employees of penal executive system it is rational to use the following methods and techniques: individual and group conversations, social psychological training, correction and self-correction methods, employees’ participation in cultural and social life of the organization and the society in general, improving of civil literacy.

Текст научной работы на тему «Комплекс неполноценности у сотрудников уголовно-исполнительной системы»

УДК 159.9:343.83

У СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Е. Н. Власюк

Реферат: в статье раскрываются специфика проявления комплекса неполноценности у сотрудников уголовно-исполнительной системы, сущность этого понятия с учетом особенностей профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы, объясняется специфику проявления комплекса неполноценности у сотрудников в условиях пенитенциарного учреждения.

Комплекс неполноценности - это психопатологический синдром, который заключается в стойкой уверенности человека в собственной неполноценности как личности. В основе исследования комплекса неполноценности у сотрудников уголовно-исполнительной системы лежат идеи индивидуальной психологии А. Адлера: 1) человек ощущает собственную недостаточность - и это универсально; 2) человек будет бороться, чтобы преодолеть свою недостаточность - и это типично; 3) слаженность индивидуальной и общественной жизни зависит от степени развития социальных чувств - и это хорошо. Анализ исследований А. Адлера, Ф. Зимбардо, Э. Макавой, З. Фрейда, Е. В. Сидоренко, А. Б. Белоусовой и др. позволил выделить характерные проявления комплекса неполноценности у сотрудников уголовно-исполнительной системы: неуверенность в себе, низкую самооценку, застенчивость, манипулирование окружающими людьми.

© Власюк Е. Н., 2016

В условиях пенитенциарного учреждения комплекс неполноценности у сотрудников бывает ярко выраженным из-за строгой иерархии отношений «требование - подчинение» и повышенной эмоциональной напряженности.

Следующие особенности проявлений комплекса неполноценности у сотрудников уголовно-исполнительной системы оказывают негативное влияние на служебную деятельность: чувство неполноценности сотрудники компенсируют гипертрофированным чувством превосходства над заключенными под стражу и подчиненными; в условиях повышенной ответственности за результаты служебной деятельности чувство неполноценности усиливается; происходит снижение эмоциональной устойчивости и адаптационных способностей по причине действия внешних (криминальная среда, высокие требования к выполнению служебных обязанностей) и внутренних (субъективное переживание собственной неполноценности) факторов.

Для преодоления комплекса неполноценности у сотрудников уголовно-исполнительной системы целесообразно использовать следующие методы и приемы: индивидуальные и групповые беседы, социально-психологический тренинг, методы коррекции и самокоррекции, вовлечение сотрудников в общественную и культурную жизнь учреждения и общества в целом, повышение гражданской грамотности.

Ключевые слова: комплекс неполноценности, неуверенность в себе, чув-

13646845

ство превосходства, сотрудники уголовно-исполнительной системы, социально-психологическая коррекция, самокоррекция, мотивация к преодолению комплекса неполноценности, индивидуальная психология, юридическая психология.

Среди актуальных проблем уголовно-исполнительной системы России проблема изменения личности сотрудника под влиянием профессиональной деятельности занимает значительное место. Негативное влияние служебной деятельности на личность сотрудника, проходящего службу в учреждениях уголовно-исполнительной системы, очевидно. С одной стороны, это можно объяснить тем, что сотрудник, находясь на изолированной территории, ощущая отрицательное влияние криминальной среды, постоянно испытывает эмоциональные нагрузки, стрессы из-за повышенной ответственности за результаты служебной деятельности. С другой стороны, субъективные переживания сотрудников выступают психологическими барьерами преодоления негативного влияния служебной деятельности. Одним из таких переживаний является переживание сотрудником уголовно-исполнительной системы чувства неполноценности или комплекса неполноценности.

Понятие «комплекс неполноценности» ввел Альфред Адлер. Словосочетание «комплекс неполноценности» было создано из двух немецких слов: «minder», что означало меньший, малейший, и слова «werth», которое переводилось как достоинство, ценность и цена. С немецкого на английский язык слово «minderwerth» переводилось как inferiorvalue, inferiority и означало меньшую ценность, более низкое положение,

достоинство, качество. Значит, автор ведет речь о более низком качестве, меньшем достоинстве, меньшей ценности, о том, что достоинству, ценности, качеству чего-то недостает, но эта недостаточность не является критерием полного или неполного достоинства, ценности или качества.

В основе исследования комплекса неполноценности у сотрудников уголовно-исполнительной системы лежат идеи индивидуальной психологии А. Адлера: «1) человек ощущает собственную недостаточность - и это универсально; 2) человек будет бороться, чтобы преодолеть свою недостаточность - и это типично; 3) слаженность индивидуальной и общественной жизни зависит от степени развития социальных чувств - и это хорошо».

Все методы адлеровской терапии направлены в первую очередь на то, чтобы у человека было ощущение, что его ценят и что значимо все, что он говорит или делает, что он - ценность, несмотря на свои недостатки.

В термине «неполноценность» речь идет о чувстве, что человек ниже, меньше, хуже, то есть о чувстве отставания, недоразвития и недостаточности. Следовательно, чувству отставания противостоит чувство превосходства, ощущению недостаточности - совершенствование, слабости - могущество.

Генерализированное ощущение человеком своей слабости, малости, пре-взойденности - первично. Оно предопределяется тем, что каждый человек рождается маленьким и беспомощным и потом долго учится использовать свои силы. То, что он выбирает какой-либо орган или функцию для конкретизации ощущения недостаточности -вторичный процесс. Почувствовав,что

он уступает по уровню своего развития окружающим людям, человек становится очень чувствительным к любой органической недостаточности. Открытие А. Адлера заключается в том, что общее ощущение собственной малости, недостаточности, несовершенства -нормальное человеческое чувство.

В своих последних работах А. Адлер использует термины «стремление к превосходству», «стремление к совершенствованию» как взаимозаменяемые. Совершенствоваться - значит в чем-то превзойти самого себя. Стремление к превосходству - это борьба за самоосуществление, самостановление и совершенствование. Впоследствии это стремление, открытое А. Адлером, нашло свое отражение в концепциях самореализации К. Хорни (1950), самоактуализации К. Гольдштейна (1939) и А. Маслоу (1954), актуализирующейся тенденции К. Роджерса (1959), мотивации эффективности Р. Вайта (1959).

Согласно теории А. Адлера три неблагополучные ситуации детства («несовершенство органов», «ситуация избалованного ребенка», «ситуация пренебре-гаемого ребенка») могут привести к формированию ошибочного стиля жизни.

Дети с органическими несовершенствами, сравнивая себя с окружающими, могут потерять уверенность в своих силах, уйти в себя, позже может случиться, что ощущение отставания у них будет еще усилено жалостью, насмешками или избеганием товарищей. Такие обстоятельства способствуют формированию у человека неуверенности в себе, застенчивости. Избалованные дети при решении жизненных задач используют различные пути тирании - либо демонстрируют свою слабость, либо прояв-

ляют жестокость, либо и то и другое. В результате в основе взаимоотношений человека с окружающими людьми - манипулирование ими. Пренебрегаемые дети недооценивают свои силы, не верят в возможность успеха собственной деятельности, преувеличивают значение жизненных трудностей, в результате чего у них формируется низкая самооценка.

Анализ исследований А. Адлера, Ф. Зимбардо, Э. Макавой, З. Фрейда, Е. В. Сидоренко, А. Б. Белоусовой и ряда других зарубежных и отечественных психологов позволил выделить следующие характерные проявления комплекса неполноценности: неуверенность в себе, низкая самооценка, застенчивость, манипулирование окружающими людьми.

Комплекс неполноценности - это психопатологический синдром, который заключается в стойкой уверенности человека в собственной неполноценности как личности. Застенчивость - качество личности, проявляющееся в тревожности, нерешительности, чрезмерной осторожности в общении с окружающими людьми, наличии субъективных барьеров в общении. Неуверенность в себе - неадекватное переживание человеком своих возможностей.

Опубликованных исследований, посвященных комплексу неполноценности у сотрудников силовых структур Российской Федерации, не так много. Это связано с тем, что проблемы изменения личности сотрудника под воздействием служебной деятельности принято рассматривать с точки зрения влияния негативной (криминальной) социальной среды, однако необходимо учитывать и субъективные переживания сотрудника уголовно-исполнительной системы, которые сами могут соз-

давать социальную среду, оказывающую негативное воздействие на коллег и лиц, содержащихся под стражей.

В условиях пенитенциарного учреждения социальная ситуация подчинения оказывает прямое воздействие на изменение мыслей, чувств и поведение сотрудника. Этот факт подтверждает «тюремный эксперимент», проведенный Ф. Зимбардо в 70-х годах XX века. С целью выявления влияния социальных ролей на саму личность и ее окружение ученый организовал игру в тюрьму. 24 молодых человека были разделены на заключенных под стражу и сотрудников, осуществляющих надзор. Молодые люди стали проигрывать эти роли. Вначале все было довольно условно, но уже на второй день участники эксперимента стали играть всерьез. «Заключенные под стражу» предприняли попытку бунта, после чего «сотрудники, осуществляющие надзор» применили силу. «Заключенные под стражу» почувствовали себя одинокими, униженными, подавленными, а некоторые «сотрудники, осуществляющие надзор» стали не только наслаждаться своей властью, но и злоупотреблять ею. На шестой день эксперимент, рассчитанный на две недели, был прекращен. Несмотря на то что участники осознавали игровой характер эксперимента, требования социальной роли оказались сильнее, чем моральные представления о самих себе. Один из самых жестоких «сотрудников, осуществляющих надзор» был тихим и застенчивым парнем, ему казалось, что «заключенные под стражу» над ним смеются, и именно это побуждало его к повышенной строгости, из которой вырастала взаимная ненависть.

В условиях пенитенциарного учреждения комплекс неполноценности у сотрудников бывает часто ярко выраженным из-за строгой иерархии отношений «требование - подчинение», неспособности некоторых сотрудников адекватно реагировать на критику, повышенной эмоциональной напряженности, невозможности получить признание окружающих и неспособности адекватно воспринимать свои ошибки. Необходимо обратить особое внимание на комплекс превосходства, так как некоторые сотрудники стараются компенсировать свое чувство неполноценности чувством превосходства над другими.

С помощью наблюдения за сотрудниками уголовно-исполнительной системы выявлено, что некоторые из них стараются самоутвердиться, компенсируя свое чувство неполноценности комплексом превосходства, демонстрируя чрезмерную уверенность, смелость, жесткое отношение к лицам, заключенным под стражу, авторитарный стиль руководства по отношению к подчиненным. Другие сотрудники, которые не замещают руководящие должности или деятельность которых не подразумевает непосредственное общение с заключенными под стражу, чтобы привлечь внимание окружающих, прибегают к различным способам манипулирования.

Посредством беседы выявлено, что некоторые сотрудники испытывают чувство тревоги и дискомфорта в коллективе, боятся высказывать свое мнение, считают себя малозначимыми при решении служебных вопросов, но при этом не прилагают конкретных усилий для достижения успеха (например, не проявляют инициативу при ре-

шении поставленных задач, не отстаивают свою точку зрения, формально подходят к исполнению служебных обязанностей и др.). Другие сотрудники часто оправдывают свою нереализо-ванность в профессиональной деятельности недостаточным вниманием к их работе со стороны начальства и коллег (например, «если бы у меня было время, то я...», «если бы ко мне кто-нибудь прислушивался, то все могло быть по-другому», «если бы у меня были деньги, я бы тоже.» и др.).

На основе наблюдения и личной беседы с сотрудниками уголовно-исполнительной системы можно сделать вывод о том, что проблема комплекса неполноценности среди личного состава Федеральной службы исполнения наказаний существует и требует решения.

Можно выделить следующие особенности проявлений комплекса неполноценности у сотрудников уголовно-исполнительной системы: чувство неполноценности сотрудники компенсируют гипертрофированным чувством превосходства над заключенными под стражу и подчиненными; отсутствие авторитета среди подчиненных вынуждает использовать авторитарный (подавляющий) стиль руководства; в условиях повышенной ответственности за результаты служебной деятельности чувство неполноценности усиливается; внутренние переживания собственной неполноценности и низкая самооценка вызывают повышенную тревожность у сотрудников; существуют сложности в установлении контактов с коллегами и руководством; снижаются эмоциональная устойчивость и адаптационные способности по причине действия внешних

(криминальная среда, высокие требования к выполнению служебных обязанностей) и внутренних (субъективное переживание собственной неполноценности) факторов.

Проблема комплекса неполноценности изучалась ранее в среде студентов выпускного курса, обучающихся по специальности «Социальная педагогика», будущая деятельность которых также связана с пенитенциарной системой. В ходе реализации технологии коррекции проявлений комплекса неполноценности у будущих социальных педагогов в Российском государственном социальном университете выявлено, что процесс преодоления проявлений комплекса неполноценности эффективен, если сама личность начинает испытывать потребность в их преодолении, поэтому процесс формирования мотивации к преодолению комплекса неполноценности может стать основополагающим в разработке комплекса мер по преодолению чувства неполноценности у сотрудников уголовно-исполнительной системы. Предполагается, что для преодоления комплекса неполноценности у сотрудников уголовно-исполнительной системы можно использовать следующие методы и приемы: индивидуальные и групповые беседы, социально-психологический тренинг, методы коррекции и самокоррекции, вовлечение сотрудников в общественную и культурную жизнь учреждения и общества в целом, повышение гражданской грамотности. Только системная работа по данному направлению может эффективно решить проблему комплекса неполноценности у сотрудников уголовно-исполнительной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.