Научная статья на тему 'Комплекс методов, моделей и программ для создания и оценки качества образовательных информационных ресурсов'

Комплекс методов, моделей и программ для создания и оценки качества образовательных информационных ресурсов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Домрачев В. Г., Полещук О. М., Антошина И. В.

Домрачев В.Г., Полещук О.М., Антошина И.В. КОМПЛЕКС МЕТОДОВ, МОДЕЛЕЙ И ПРОГРАММ ДЛЯ СОЗДАНИЯ И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ. Авторами разработан комплекс методов, моделей и программ, позволяющих принимать обоснованные решения по проектированию и оценке качества образовательных информационных ресурсов. Разработанные методы и модели являются основой для построения экспертной системы, позволяющей, оперируя знаниями экспертов, создавать образовательные информационные ресурсы, отвечающие заданным характеристикам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Комплекс методов, моделей и программ для создания и оценки качества образовательных информационных ресурсов»

ОБРАЗОВАНИЕ

исследовательской деятельности, различных образовательных программах, стремятся получить дополнительное образование, выступают на конференциях.

Сам университет является стержнем и фундаментом для разработки концепций, формирования целей, содержания, технологий, обеспечивая преемственность этапов. В настоящее время в качестве приоритетного направления признана разработка дополнительных программ, ориентированных на интересы обучающихся. Эти программы условно можно назвать надпрофессинальными или общепрофессиональными (свободное владение компьютером, иностранными языками, знание правовых, медицинских, экологических норм и др.).

Таким образом, идет интенсивный поиск совершенствования содержания и форм профессиональной подготовки путем их расширения, дополнения и создания целостных систем непрерывной профессиональной подготовки, соответствующей современным реалиям.

Все формы профессиональной подготовки, являясь частями процесса непрерывной профессиональной подготовки, должны существовать. И суть совершенствования системы непрерывной профессиональной подготовки в создании механизмов доступности высшего и любого другого уровня образования и возможности повышения квалификации или смены сферы деятельности каждым человеком. Кроме того, университет, являясь центром иннова-

ционных научно-педагогических идей, может предлагать различные гибкие графики и формы обучения для детей и взрослых. Семинары, консультации, циклы лекций или практических курсов (основы работы на компьютере, основы медицинских знаний, современный английский язык для пользователей компьютера) и многое другое.

Университетский образовательный комплекс создает условия и позволяет обеспечивать оптимальность непрерывной профессиональной подготовки, что выражается в интенсификации и активизации деятельности обучаемых; минимизации затратного времени и обеспечения личностной направленности обучения.

Таким образом, университетский образовательный комплекс предоставляет возможность реализации всех концептуальных положений непрерывного образования и использования всех движущих сил, обеспечивает усиление интегративного взаимодействия всех компонентов системы образования, преемственности, требующей четкого обоснования целей, содержания, методов, средств и организационных форм, учебно-воспитательной, научно-исследовательской и управленческой деятельности на каждой ступени непрерывной профессиональной подготовки. Университетский образовательный комплекс позволяет получать любой уровень профессиональной подготовки за кратчайший срок, обеспечивая более совершенное взаимодействие образовательной области и рынка труда.

КОМПЛЕКС МЕТОДОВ, МОДЕЛЕЙ И ПРОГРАММ ДЛЯ СОЗДАНИЯ И ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ

В.Г. ДОМРАЧЕВ, проф., зав. каф. электроники и микропроцессорной техники МГУЛ, д-р техн. наук,

О.М. ПОЛЕЩУК, проф. каф. высшей математики МГУЛ, д-р техн. наук,

И.В. АНТОШИНА, доц. каф. электроники и микропроцессорной техники МГУЛ, канд. техн. наук

Современный этап развития информационного общества характеризуется становлением принципиально новых технологий в сфере образования. Потребности в этих технологиях формируются активными преобразованиями в промышленности, экономике и социально-политической области. Накопленный опыт создания и функционирования образовательных информационных ресурсов показал, что уже на этапе их проектирования возникает необходимость формализованного подхода к предъявляемым требованиям и оценке реальных возможностей. Существенной сложностью разработки такого подхода является наличие не только

сильного субъективного фактора, возникающего в результате привлечения экспертов, но и наличие понятий, трудно формализуемых в рамках традиционных формализмов. Практическое состояние вопроса и анализ литературы позволяют сделать вывод о фактическом отсутствии методов, моделей и экспертных систем создания, поддержки функционирования и оценки качества образовательных информационных ресурсов, а также методик для анализа эффективности их использования. Существующие немногочисленные методы чаще всего носят интуитивный характер и не могут служить научной базой для серьезных практических разра-

164

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2007

ОБРАЗОВАНИЕ

боток. Отсутствие научной базы, в свою очередь, является причиной появления образовательных информационных продуктов низкого качества.

Разработанный комплекс предназначен для автоматизации расчетов оценки качества информационных образовательных ресурсов (ИОР) и их соответствия предварительно сформулированным требованиям. Известно, что характеристики качества носят преимущественно качественный характер. К тому же значение количественных характеристик само по себе не несет информации о его желательности для пользователя. Поэтому все характеристики качества оцениваются экспертно в наиболее естественных для человеческого восприятия лингвистических шкалах.

Программы этого комплекса имеют схожий пользовательский интерфейс. Они выполнены в стиле программ-мастеров, которые проводят пользователя последовательно по всем этапам процесса, запрашивая у него необходимые данные и автоматизируя их обработку. Комплекс представлен двумя программами MasterPlus и MasterPro.

Мастер оценки качества ИОР - MasterPlus

Программа MasterPlus проводит пользователя по следующим этапам оценки качества ИОР.

1. Выбор класса оцениваемого ИОР.

Известно, что ИОР, относящиеся к разным

классам (т.е. имеющим разное функциональное назначение), должны описываться различными системами характеристик качества. MasterPlus предлагает выбрать один из четырнадцати классов ИОР:

1) электронные учебники;

2) виртуальные среды;

3) компьютерные демонстрации;

4) универсальные обучающие среды;

5) электронные энциклопедии и словари;

6) электронные библиотеки;

7) электронные журналы;

8) электронные коллекции;

9) конспекты лекций;

10) описания лабораторных работ;

11) контрольные работы;

12) упражнения для самостоятельного решения;

13) тесты;

14) средства дистанционного обучения.

2. Формирование системы характеристик качества для выбранного класса иОР.

Программа содержит встроенные системы характеристик качества для названных классов ИОР,

позволяя лицу, принимающему решение (ЛИР), в роли которого выступает пользователь, корректировать эти системы по своему усмотрению.

3. Назначение весовых коэффициентов для характеристик качества.

Понятно, что различные характеристики качества, как правило, вносят различный вклад в обобщенный показатель качества. Вклад каждой из характеристик отражается в ее весовом коэффициенте, который должен назначаться ЛПР в соответствии с его предпочтениями.

Для расчета весовых коэффициентов в программе используется метод парных сравнений.

4. Оценка единичных показателей качества.

Единичные показатели качества (характеристики качества нижнего уровня иерархии) оцениваются экспертно в разработанных на втором этапе лингвистических шкалах.

По завершении четвертого этапа программа автоматически рассчитывает значение обобщенного показателя качества для оцениваемого ИОР и выводит результат. Значение обобщенного показателя качества принадлежит отрезку [0;1], причем значение 0 означает абсолютно некачественный ИОР, а 1 - абсолютно качественный. Затем можно оценить другой ИОР данного класса или закончить работу с программой.

Первый этап: выбор класса ИОР

После загрузки программы появляется окно приветствия пользователя с двумя кнопками «Далее» и «Выход». Нажатие кнопки «Далее» приводит к появлению окна первого этапа (рис. 1). Пользователю предлагается выбрать из выпадающего списка один из четырнадцати указанных выше классов, к которому относится оцениваемый ИОР.

Это необходимо программе для того, чтобы на следующем этапе загрузить систему характеристик качества, наиболее соответствующую данному классу. Кроме того, если система характеристик качества была предварительно сформирована и сохранена в файле, то пользователь может выбрать из выпадающего списка пункт «пользовательская система», что приведет к появлению стандартного окна открытия файла. По окончании первого этапа автоматически будет загружена одна из встроенных систем или пользовательская система из предварительно им созданных файлов.

После выбора одного из пунктов и нажатия кнопки «Далее» первый этап завершается.

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2007

165

ОБРАЗОВАНИЕ

Рис. 1. Окно первого этапа

Второй этап:

Формирование системы характеристик качества

Вам предлагается иерархическая система характеристик качества для выбранного класса информационных образовательных ресурсов.

Ознакомтесь с ней и при желании внесите корректировки, т.е. добавьте отсутствующие в ней характеристики, важные с В ашей точки зрения для определения качества продукта, и удалите несущественные.

Для вновь созданных характеристик вы должны описать лингвистические шкалы и задать относительные частоты проявления каждой из градаций шкалы Так же вы можете редактировать шкалы прочих характеристик

Далее :1 Выход

Рис. 2. Информационное окно второго этапа

Рис. 3. Окно задания альтернативных шкал

Второй этап: формирование системы характеристик качества

Второй этап предваряет появление информационного окна (рис. 2), в котором пользователю сообщается о его роли на этом этапе.

После нажатия кнопки «далее» в информационном окне, появится рабочее окно второго этапа, в котором будет загружена одна из встроенных четырнадцати систем характеристик качества или пользовательская система из предварительно созданного файла.

Встроенные системы характеристик качества ИОР имеют иерархическую форму и выводятся слева вверху. Знак «минус» слева от наименования характеристики означает, что подуровень этой характеристики открыт для просмотра, щелчок на этом знаке приводит к смене его на знак «плюс» и свертывании вложенного уровня и наоборот. Кроме того, для лучшего и однозначного понимания экспертами назначения характеристик внизу окна располагается поле ввода для определения характеристики. В правой части окна присутствует таблица, которая высвечивается только для характеристик качества нижнего уровня иерархии, в этой таблице в первом столбце представлены все возможные значения лингвистической шкалы для выделенной характеристики с частотами их возникновения во втором столбце.

На данном этапе пользователь может редактировать загруженную систему характеристик качества и сохранять ее для последующего использования. Причем под системой характеристик качества в данном случае будем понимать не только сам набор характеристик, но и шкалы для их оценивания вместе с частотами их проявления для различных ИОР.

Добавление новой характеристики в систему

Пользователь может добавить новую характеристику в существующую систему, для чего нужно выполнить следующую последовательность действий:

1. Выделить характеристику качества, на место которой должна быть добавлена новая.

2. Выполнить команду «Правка» - «Добавить элемент» или нажать кнопку «Вставить».

3. Ввести в появившееся поле имя новой характеристики и нажать «Enter».

4. В информационном окне с предложением ввести определение для новой характеристики, нажать кнопку «ОК».

5. Ввести, если необходимо, определение новой характеристики и нажать кнопку «Готово».

6. В информационном окне с предложением задать шкалу для новой характеристики, нажать кнопку «ОК».

7. Заполнить таблицу, задав уровни лингвистической шкалы и частоты их проявления, и нажать кнопку «Готово».

Добавление дочернего уровня в систему

Пользователь может добавить новый уровень иерархии в существующую систему. Для

166

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2007

ОБРАЗОВАНИЕ

этого необходимо выполнить следующую последовательность действий:

1. Выделить характеристику, которая должна стать родительской относительно новой.

2. Выполнить команду «Правка» - «Подуровень» или нажать кнопку «Подуровень».

3. Ввести в появившееся поле имя новой характеристики и нажать «Enter».

4. В информационном окне с предложением ввести определение для новой характеристики, нажать кнопку «ОК».

5. Ввести, если нужно, определение новой характеристики и нажать кнопку «Готово».

6. В информационном окне с предложением задать шкалу для новой характеристики, нажать кнопку «ОК».

7. Заполнить таблицу, задав уровни лингвистической шкалы от наименее предпочтительного к наиболее и частоты их проявления, и нажать кнопку «Готово».

Переименование характеристики

Пользователь может переименовать характеристику качества. Для этого необходимо выполнить следующую последовательность действий:

1. Выделить характеристику качества.

2. Выполнить команду «Правка» - «Переименовать» или нажать кнопку «Переименовать».

3. Ввести новое имя характеристики и нажать «Enter».

Удаление характеристики из системы

Пользователь может удалить характеристику из системы. Для этого необходимо выполнить следующую последовательность действий:

1. Выделить характеристику качества.

2. Выполнить команду «Правка» - «Удалить» или нажать кнопку «Удалить».

Редактирование определения характеристики

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пользователь может отредактировать однажды данные определения для характеристик качества. Для этого необходимо выполнить следующую последовательность действий:

1. Выделить характеристику качества, определение которой необходимо изменить.

2. Нажать кнопку «Редактировать», расположенную справа от поля ввода для определения.

3. Отредактировать определение характеристики.

4. Нажать кнопку «Готово», расположенную справа от поля ввода для определения.

Редактирование лингвистической шкалы характеристики

Пользователь может редактировать однажды определенные лингвистические шкалы характеристик. Для этого необходимо выполнить следующую последовательность действий:

1. Выделить характеристику качества, шкалу которой необходимо изменить.

2. Выполнить команду «Шкала» - «Редактировать» или нажать кнопку «Редактировать», расположенную под таблицей для шкалы.

3. Внести необходимые изменения в таблицу шкалы. Помните, что вводить уровни шкалы нужно в порядке увеличения предпочтительности значений, так как программа не имеет встроенных средств их упорядочивания. Необходимо, чтобы для всех уровней градации шкалы была введена статистика их проявления.

4. Нажать кнопку «Готово», расположенную под таблицей.

Выбор шкалы для заданной характеристики

На этом этапе можно не только редактировать шкалы для измерения характеристик, но и осуществить обоснованный выбор одной из множества шкал по критерию наименьшей трудности шкалы и наибольшей согласованности мнений экспертов. Для такого выбора необходимо выполнить следующую последовательность действий:

1) выделить характеристику, для которой разрабатывается шкала; 2) вызвать команду «Шкала» - «Разработать»; 3) появится окно (рис. 3).

В этом окне в поле ввода слева располагается единственная существующая на данный момент «Шкала, используемая по умолчанию». При выделенной шкале слева в поле ввода справа можно видеть все вербальные уровни этой шкалы, следующие в порядке возрастания предпочтительности их значений. Пользователь может добавить несколько альтернативных шкал, удалить созданную им шкалу или откорректировать ее. Известно, что число уровней шкалы по причине психофизических особенностей человека не должно превышать девяти.

Добавление альтернативной шкалы

Для добавления альтернативной шкалы нужно выполнить следующую последовательность действий:

1. Нажать кнопку «Добавить».

2. Ввести в появившейся строке имя для новой шкалы, а затем нажать «Enter».

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2007

167

ОБРАЗОВАНИЕ

Выберите наиболее подходящую оценку

.......

небольшое количество количество неограничен

Рис. 4. Окно экспертных оценок

Рис. 5. Диалоговое окно продолжения экспертного опроса

3. Курсор переместится в правое поле. Ввести все градации новой шкалы в указанной ранее последовательности, располагая каждую градацию на отдельной строке (перевод строк осуществляется клавишей «Enter»). Новая шкала создана.

Удаление шкалы

Для удаления шкалы нужно выполнить следующую последовательность действий:

1. Выделить имя шкалы в поле ввода слева.

2. Нажать кнопку «Удалить».

Внимание! Нельзя удалять шкалу, используемую по умолчанию.

Редактирование шкалы

1. Выделить имя шкалы в поле ввода слева.

2. Нажать кнопку «Изменить».

3. В появившейся строке ввода отредактировать имя шкалы и нажать «Enter».

4. Курсор переместится в поле ранее определенных градаций шкалы. Отредактировать их, если это необходимо.

После того, как сформированы все разумные шкалы, нажать кнопку «Формирование шкал закончено». Появится информационное сообщение о том, что первый эксперт должен приготовиться к оцениванию характеристики во всех предложенных шкалах, затем высветится диалоговое окно (рис. 4).

В этом окне будут последовательно отражаться все шкалы и их градации для первого эксперта. Последний должен выбрать наиболее точную оценку для характеристики в предложенной шкале и нажать кнопку «ОК», после чего процедура повторяется для следующей шкалы. Когда первый эксперт произведет оценивание во всех шкалах, появится диалоговое окно (рис. 5), где эксперта поблагодарят за проделанную работу.

Далее возможно два пути: во-первых, продолжить экспертный опрос для следующего эксперта, нажав кнопку «Следующий эксперт»; во-вторых, закончить экспертный опрос и осуществить на основании собранных данных выбор наиболее рациональной шкалы, нажав кнопку «Экспертное оценивание закончено».

После завершения экспертного опроса и автоматизированной обработки его результатов программа выведет информационное сообщение о том, какая из шкал является оптимальной с точки зрения простоты и согласованности оценок и предложит использовать эту шкалу в дальнейшем по умолчанию. Пользователь должен дать на это согласие или отказаться. На этом процедура выбора шкалы завершается.

Сохранение системы характеристик

Сформированную систему характеристик качества можно сохранить в файле для повторного использования, для чего вызвать команду «Файл» - «Сохранить».

Открытие системы характеристик

Систему характеристик качества можно загрузить из файла, выполнив команду «Файл» - «Открыть».

ЕВЕ*

Третий этап:

Назначение весовых коэффициентов

Сравните между собой важность характеристик одного уровня и оцените значения элементов матрицы сравнения по следующей шкале:

1 - одинаковая значимость характеристик:

3 • слабая предпочтительность i-й характеристики над j-й;

5 - существенная предпочтительность i-й характеристики над j-й:

5 - очень сильная предпочтительность i-й характеристики над j-й;

5 - абсолютная предпочтительность i-й характеристики над j-й:

2,4,6,8 • промежуточные значения между соседними значениями шкалы.

Если отношению предпочтительности i-й характеристики над j-й приписывается значение N, то предпочтительность j-й характеристики над i-й приписывается 1 /N Вы можете пропустить этот этап, загрузив ранее определенные весовые коэффициенты

Далее : Загрузить из Файла Выход

Рис. 6. Информационное окно третьего этапа

168

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2007

ОБРАЗОВАНИЕ

Рис. 7. Информационное окно четвертого этапа

Оценка закончена

Рейтинговая оценка качества данного ПСУН 0,539009560939385

; Следующее ПСУН;

Выход

Рис. 8. Информационное окно окончания оценивания

Завершение второго этапа

Если формирование системы характеристик качества завершено, то закончен и второй этап. Нажать кнопку «Далее» в рабочем окне второго этапа.

Изложим правила задания элементов этой матрицы, приведенные в информационном окне.

Значения элементов матрицы а сравнения оцениваются по следующей шкале:

1 - одинаковая значимость характеристик;

3 - слабая предпочтительность i-й характеристики над j-й;

5 - существенная предпочтительность i-й характеристики над j-й;

5 - очень сильная предпочтительность i-й характеристики над j-й;

5 - абсолютная предпочтительность i-й характеристики над j-й;

2, 4, 6, 8 - промежуточные значения между соседними значениями шкалы.

Если отношению предпочтительности i-й характеристики над j-й приписывается значение N, то предпочтительность j-й характеристики над i-й приписывается 1 / N.

Заполнить предложенную матрицу сравнения по указанным правилам, причем ввести только целые значения, а обратные им дробные будут рассчитаны автоматически, и нажать кнопку «Далее». Это приведет к появлению матрицы сравнений со следующей группой характеристик и так далее, пока не будет осуществлено сравнение всех характеристик системы.

Затем программа предложит сохранить созданные весовые коэффициенты для дальнейшего использования в файле. Пользователь может согласиться, что приведет к появлению стандартного окна сохранения файла, или отказаться. На этом третий этап будет окончен.

Третий этап: назначение весовых коэффициентов

Предваряет третий этап информационное окно (рис. 6), содержащее правила сравнения важности характеристик.

Можно миновать этот этап, нажав кнопку «Загрузить из файла», что приведет к появлению стандартного окна открытия файла, и загрузить весовые коэффициенты из ранее созданного файла.

Если файл с весовыми коэффициентами отсутствует, то следует нажать кнопку «Далее» и перейти непосредственно к парному сравнению важности характеристик одного уровня. Рабочее окно третьего этапа представляет собой матрицу сравнений.

Четвертый этап: оценка единичных показателей качества

Четвертый этап предваряется появлением информационного окна (рис. 7).

На этом этапе пользователю будет предложено оценить каждую характеристику качества нижнего уровня в разработанных лингвистических шкалах. Нажатие кнопки «Далее» в информационном окне приведет к появлению рабочего окна четвертого этапа.

Программа в автоматизированном режиме будет перебирать все характеристики качества нижнего уровня и предоставлять пользователю в развернутом виде соответствующий список уровней лингвистической шкалы. Пользователь должен выбрать наиболее правдоподобную оценку

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2007

169

ОБРАЗОВАНИЕ

для выделенной характеристики из выпадающего списка и нажать кнопку «Следующий».

Когда в предложенных шкалах будут оценены все характеристики нижнего уровня, программа выведет информационное сообщение о том, что оценивание закончено. На основе собранных данных будет произведен расчет значения обобщенного показателя качества, после чего последнее будет выведено для пользователя (рис. 8).

Пользователь сможет закончить работу с программой, нажав кнопку «Выход», или оценить другой ИОР с использованием уже созданной системы характеристик качества и весовых коэффициентов, нажав на кнопку «Следующий ИОР», что приведет к повторению четвертого этапа.

Мастер оценки соответствия качества ИОР предъявленным требованиям MasterPro

Программа MasterPro проводит пользователя по следующим этапам:

1. Выбор класса оцениваемого ИОР.

2. Формирование системы характеристик качества для выбранного класса иОР.

3. Формирование эталонного образа ИОР.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На этом этапе для единичных показателей

качества в сформированных шкалах выбирается эталонное значение.

4. Определение степени соответствия характеристик ИОР предъявленным к ним требованиям.

Значения единичных показателей качества, оцениваемого ИОР, сопоставляются со своими эталонными значениями.

По завершении четвертого этапа программа автоматически определяет степень соответствия ИОР предъявленным требованиям, выводит для пользователя полученный результат и рекомендации по доработке ИОР. Степень соответствия принадлежит отрезку [0;1], причем значение 0 означает абсолютное несоответствие требованиям ИОР, а 1 - абсолютное соответствие. Затем можно оценить другой ИОР данного класса или закончить работу с программой.

Первый этап: выбор класса ИОР

Первый этап аналогичен первому этапу программы MasterPlus.

Второй этап: формирование системы характеристик качества

Второй этап аналогичен второму же этапу программы MasterPlus. Однако в системе характе-

ристик следует оставить только те характеристики, к которым предъявляются особые требования. При создании лингвистических шкал статистика проявления отдельных градаций не задается.

На данном этапе пользователь может редактировать загруженную систему характеристик качества и сохранять ее для последующего использования.

Третий этап: формирование эталонного образа ИОР

Предваряет третий этап информационное окно (рис. 9).

Можно миновать этот этап, нажав кнопку «Загрузить из файла», что приведет к появлению стандартного окна открытия файла, и загрузить требования ко всем характеристикам качества нижнего уровня иерархии из предварительно созданного файла.

Если таковой файл, то следует нажать кнопку «Далее» и перейти к выбору наиболее предпочтительных значений характеристик качества в сформированных лингвистических шкалах. На экране появится рабочее окно третьего этапа.

Программа в автоматизированном режиме будет перебирать все характеристики качества нижнего уровня и предоставлять пользователю в развернутом виде соответствующий список уровней лингвистической шкалы. Пользователь должен выбрать наиболее предпочтительное значение для выделенной характеристики из выпадающего списка и нажать кнопку «Следующий».

Когда все характеристики нижнего уровня будут рассмотрены, программа выведет информационное сообщение о том, что требования для всех характеристик определены, и перейдет к следующему этапу.

Третий этап:

Формирование эталонного образа ИОР

В ыберите из списка желаемое значение для каждой из характеристик В ы можете пропустить этот этап, загрузив ранее определенные значения из файла

Рис. 9. Информационное окно третьего этапа

170

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2007

ОБРАЗОВАНИЕ

Четвертый этап: определение степени соответствия характеристик ИОР предъявленным требованиям

Четвертый этап предваряется появлением информационного окна (рис. 10), в котором сформулированы правила оценивания соответствия характеристик их эталонным значениям.

Изложим эти правила:

0,0 - полное несоответствие значения характеристики эталонному значению;

0,3 - почти полное несоответствие значения характеристики эталонному значению;

0,5 - частичное соответствие значения характеристики эталонному значению;

0,7 - значительное соответствие значения характеристики эталонному значению;

0,9 - почти полное соответствие значения характеристики эталонному значению;

1,0 - полное соответствие значения характеристики эталонному значению.

Нажатие кнопки далее приведет к появлению рабочего окна четвертого этапа.

Задайте степень соответствия информационного образовательного ресурса выдвинутым требованиям к характеристикам качества:

0 0-полное несоответствие.

0.3-почти полное несоответствие:

0 5-частичное соответствие,

0.7-значительное соответствие:

0 9-почти полное соответствие.

1 0-полное соответствие.

Рис. 10. Информационное окно четвертого этапа

Оценка закончена

Рекомендации разработчикам информационного образовательного ресурса:

Программа в автоматизированном режиме будет перебирать все характеристики качества нижнего уровня, выводить ее эталонное значение и предоставлять пользователю в развернутом виде приведенный выше список степеней соответствия. Пользователь должен выбрать одно из значений из выпадающего списка и нажать кнопку «Следующий».

Когда все характеристики нижнего уровня будут рассмотрены, программа выведет информационное сообщение о том, что оценивание закончено. На основе собранных данных будет произведен расчет степени соответствия качества ИОР предъявленным требованиям, как минимального из степеней соответствия единичных характеристик, после чего последнее будет выведено для пользователя (рис. 11) и даны рекомендации по дальнейшей доработке оцениваемого ИОР:

- если степень соответствия 0,0 или 0,3, то ваш продукт требует серьезных доработок;

- если степень соответствия 0,5 или 0,7, то ваш продукт должен быть доработан в рабочем порядке;

- если степень соответствия 0,9 или 1,0, то ваш продукт соответствует предъявленным требованиям и не требует доработки.

Пользователь сможет закончить работу с программой, нажав кнопку «Выход», или оценить другой ИОР с использованием уже созданной системы характеристик качества и весовых коэффициентов, нажав на кнопку «Следующий ИОР», что приведет к повторению четвертого этапа.

Работа выполнена при поддержке гранта программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008)» Министерства образования и науки Российской Федерации.

Библиографический список

Ваш продукт должен бьть доработан в рабочем порядке

Рис. 11. Информационное окно окончания оценивания

1. Полещук, О.М. Математическая модель обработки экспертных оценок / О.М. Полещук // Вестн. Моск. гос. ун-та леса - Лесной вестник. - 2005. - № 6(42). - С. 161-164.

2. Построение рейтинговых оценок при нечеткой исходной информации / В.Г. Домрачев, Е.Г. Комаров, О.М. Полещук и др. // IT - Инновации в образовании: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Петрозаводск, 2005. - С. 84-86.

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2007

171

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.